Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Педагогические задачи : помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.

Планируемые результаты:

Предметные : знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные : доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Личностные:

Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Ход урока:

1. Организационный момент . Психологический настрой.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Красив и богат русский язык.

Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.

Готовы начать работу?

2. Чистописание

Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:

Этот пальчик мама

Этот пальчик - папа

Этот пальчик - братик

Этот пальчик - сестренка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья!

3. Подведение к теме урока

Дерево держится своими корнями за землю.

Прочитайте предложение

Поставьте в словах ударение

Какая гласная подчеркнута в словах? (безударная)

В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

Это орфограмма?(да)

Почему? (произношение не совпадает с написанием)

Сформулируйте тему урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

4. Постановка цели

1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную

5. Работа по теме урока (у доски)

Какие гласные требуют проверки? (безударные)

Моря, море, леса, лес, река, реки.

(подчеркните орфограмму - безударную гласную в корне)

Как это сделать?

Составим алгоритм (на доске)

2. поставить ударение

3. выделить корень

4. подчеркнуть безударную гласную

Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.

Сформулируем вывод: Как проверить безударную гласную?

1. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова, чтобы безударная стала ударной.

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного.

1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с орфограммой проверочные слова) Взаимопроверка с доски, оценивание.

Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса.

2. Работа в парах (слова на листочках, выбрать нужные)

Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.

Зеленеть , группа, песня, корешок , сердце.

Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне)

Как же их проверить?

Можно сразу две безударных гласных проверить?

Как поступить?

Запишем: подчеркнем безударную, выделим ударную гласную

Зеленеть - зелень, зелёный

Корешок - корень, коренья

3. Работа у доски (найти в словах орфограмму, написать проверочное слово)

Сова, лимон, мосты.

Работа со словарными словами

Какое затруднение встретили?

Что это за слово, к которому нельзя подобрать проверочное слово? (словарное)

Что надо сделать чтобы правильно написать его (записать в словарик и запомнить).

8. Итог урока

Какая была тема урока?

Какая была цель урока?

1. Уметь находить орфограмму- безударную гласную

2. Подбирать проверочные слова

Справились мы с этой задачей?

Что для этого делали?

Давайте посмотрим, как каждый из вас освоил тему.

За каждое правильное задание - 5 баллов

15 баллов -5, 10 баллов -4, 5 баллов - 3.

Проверка:

Как найти орфограмму - безударную гласную в корне?

Как подобрать проверочное слово?

Если две безударных гласных в корне?

Как сегодня поработали на уроке?

Работа в парах?

Кто хорошо работал на уроке?(оценивание себя, других)

Домашнее задание: с. 92, упр.102, выписать в словарик 3 словарных слова с безударной гласной в корне.

Какое настроение в конце урока?

Физкультминутка

Как живешь?

Как идешь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

Как живешь?

Ход занятия

    Проверка знаний предыдущей темы.

1. Что такое язык? Зачем он нужен? (язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения).

2. Когда возникло древнерусское государство? Какой город был его столицей? (9-10 вв., Киев)

    Когда сложилась русская нация? (17в)

    Какие изменения происходили в русском языке в процессе его развития? (изменение количества и написания букв, ударения, произношения, состава и значения слов)

    Закончите предложения:

1) Годом рождения русского письма считают ...(988 г.)

2) Первая книга в России была издана... (в 1564 г. русским первопечатником Иваном Фёдоровым)

3) Русский язык выполняет 3 функции...

- язык великой русской нации

- средство межнационального общения

- один из важнейших мировых языков

4) Мировые языки – это... (языки, широко используемые как средство международного общения)

5) В курсе русского языка изучаются следующие разделы... (фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, морфология, лексика и фразеология, синтаксис, пунктуация).

    Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

- Что такое орфография?

Орфография – это единая и общепринятая система правил написания слов.

Чтобы не ошибиться в написании приставок, корней, суффиксов, следует научиться выделять их в слове.

- Что входит в состав слова?

Основа и окончание; в основу входит корень, приставка и суффикс.

Например,

1) отговорил, роща, золотой, березовый, веселый, язык.

2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

В 1-ом примере мы читаем слова, ничем не связанные между собой. Все вместе они не выражают законченной мысли.

Во 2-ом примере те же самые слова имеют опреде5ленную связь, так как сочетаются между собой при помощи окончаний. Здесь выражена законченная мысль.

- Что такое окончание?

Изменяемая часть слова.

- Что такое основа?

Часть слова без окончания.

Задание. Выделите в словах данного предложения окончания и основы.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

- Что такое корень?

Общая, неделимая часть родственных слов. Например:

1) дом, домашний, домовой;

2) городской, городить, загородный, пригород, огород.

Эти слова объединены по смыслу корнями «дом, город».

Задание. Пронаблюдайте, из каких частей состоят слова.

Вы-пуск, с-пуск, от-пуст-и-ть, за-пущ-енн-ый.

Ноч-н-ой, камен-щик, чит-а-ть, пере-под-готов-к-а.

Вод-а, вод-н-ый, вод-ян-ист-ый, вод-о-про-вод, при-вод-н-и-ть-ся.

- Назовите гласные буквы.

А, я, у, ю, о, ё, э, е, ы, и .

Безударные гласные в русском языке произносятся неясно.

В случае сомнений необходимо проверять ударением.

Разве вать – разве́ять, го ло ва – го́ловы – голо́в, разви вать – разви́ть, оста новка – встать.

Способы проверки безударных гласных:

1. Измените форму слова:

1) число существительных (гора – горы, река – реки, стена – стены);

2) падеж существительных (вода – воду, полей – поле, весна – вёсны);

3) род глаголов прошедшего времени (взяла – взял, вела – вел);

4) время глагола (боролся – борется, показать – покажет, несёт – нёс);

5) образование краткой формы прилагательного (седой – сед, зеленый – зелен).

2. Подберите однокоренное слово другой части речи (непереводимый – перевод, удалиться – даль, непримиримый – мир, воссоединение – единый).

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, проверив их написание

а) изменением формы слова

с г..ры, два ч..са, прод..лжать, ст..рона, подн..лись, в..йна, б..льшой, пок..зать, вз..ла, б..ролся, д..рогой, с х..лмов, пр..стой, подд..ржать, к..роткий, ст..на, взгл..нул, одол..вать.

б) подбором однокоренных слов

неприм..римый, б..йница, поб..дить, объед..нить, ч..совой, оп..здать, изд..лека, охр..нять, приз..мляться, погр..ничный, передв..жение, захв..тить, прибл..жать, совр..меннный, распор..диться.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Разв…вается флаг, наступление разв…вается, изм…рять расстояние, прим...рять соперников, отв..рить дверь, отв..рить овощи, разг...дать замысел, приг...диться для занятий, возгл...влять колонну, сильное г...л...вокружение, сп...шите на вокзал, сп...шите данные, прор..дить грядку, зар..дить ружье, посв...тить свечой, посв..тить рассказ другу, пов…сеть на турнике, нав…сной замок.

Правописание корней с непроверяемыми безударными гласными проверяется по словарю.

Многие слова заимствованы из европейских языков. Их написание нужно запомнить.

Например: карман, корзина, кавалерия, батальон .

Задание 3 . Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение выделенных слов.

К…т...строфа , д…сант, д...зертир , с...гнал, п…рт…зан, к…п....тулировать , д...визия, бомб...рд...ровать, б…седа, ...бн...ружить, пор....жение, ур…ган, стр...т...гический , п…три…тизм , …пл…дировать, д…сциплина, …б…яние , ав...нгард , в…ст…бюль, инт…лл…гент , г...нерал, предв…рительный , ст…пендия, пр…в…легия , к…мпания друзей, военная к..мпания.

    Правописание чередующихся гласных

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных А-О, Е-И.

Например, заря – зорька, умереть – умирать, равняться – подровнять.

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корне слов (е-и; а, я-им, ин; о-а) основано на ряде особых правил.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ

Корни

Чередующиеся

гласные

Правило

написания

Исключения

кас – кос

бер – бир

мер – мир

пер – пир

тер – тир

дер – дир

блест – блист

жег – жиг

стел – стил

Перед суффиксом –а - пишется а , перед другими – о

Перед суффиксом –а- пишется и (н), и (м)

Перед суффиксом –а- пишется и , перед другими – е

лаг – лож

раст – рос

скак – скоч

Перед корневыми Г пишется а ; перед Ж – о

Перед корневыми СТ и Щ пишется а , перед С – о

Перед корневыми К пишется а , перед Ч о

Ростислав, росток,

ростовщик, отрасль

равн – ровн

мак – мок

равн- равный ,

ровн- в словах со значением ровный

мак- пишется в словах со значением макать ;

мок- со значением мокнуть

равнинный, равняться

гар – гор

зар – зор

клан – клон

твар – твор

плав – плов

Под ударением – а , без ударения – о

Под ударением – о , без ударения – а

о

Под ударением – то, что слышится; без ударения – о

Всегда а , кроме исключений

пловчиха

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

1. Нечаянно к…снуться, личная неприк…сновенность, не прик…саться к проводам, нач…нать дискуссию, соб…раться с духом, соб…русь с мыслями, изб…рательная к…мпания, зап…рать дверь, зам…рать от восторга, зам…реть от страха, ум…рать от голода, пом…реть со скуки, отм…рающие обычаи, ст…рать бельё, обт…рание холодной водой, ст…реть с лица земли, душеразд…рающие крики, выд…решь сорняки, прид…раться к словам, бл…стать эрудицией, ослепительно бл…стеть, заж…гать лампу, разж…г костёр, обж…гающий ледяной ветер, заж…гательный снаряд, подж…г склад с боеприпасами, ож…г первой степени, сож…нные города и села, расст…лающийся туман, пост…лить скатерть, наст…лать полы.

2. Предл…гать ничью, распол…гающая улыбка, отл…жить визит, возл…гать ответственность, независимое пол…жение, ума не прил…жу, сл…жить оружие, строить предпол…жения, морские водор…сли, новая отр…сль промышленности, преклонный возр…ст, р…сточек сливы, повзр…слевший сын, переск…чить через канаву, соск…чить с постели, заск…кать от радости, выск…чка, вск…чить на коня.

3. Ур…внять в правах, разр…внять землю на площадке, ср…внить два числа, направо р…вняйтесь, ур…вень воды, соблюдать р…вновесие, все р…вно, вым…кнуть под дождём, сапоги пром…кают, м…кать хлеб в мёд, непром…каемая накидка, обм…кнуть кисть в воду.

4. Г…рючее вещество, г…рячий пирог, выг…реть на солнце, не г…рячись, перег…ревший провод, встречать з…рю, оз…ренный луной, з…рька разг…релась, скл…ниться над ребенком, прекл…няться перед талантом, тв…рить чудеса, претв…рение в жизнь, острые пл…вники, отважный пл…вец, хорошая пл…вучесть.

Задание 5. Напишите диктант.

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами. (По П. Дудочкину.)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27»

Открытый урок по теме:

« Правописание безударных гласных в корне слова»

Разработала учитель начальных классов:

Ключникова Тамара Андреевна

г.Петропавловск-Камчатский

Тип урока: закрепление изученного материала.

Разработала: Ключникова Тамара Андреевна

(учитель начальных классов)

Вид урока: комбинированный.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, компьютер, проектор, памятки.

Цели:

обучающие - отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, графически обозначать орфограмму;

воспитывающие - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи, самостоятельности в выборе решений логических упражнений;

развивающие - учить думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы; обогащать словарный запас; развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

2. Постановка учебной проблемы

Предлагаю вам выполнить следующее задание: запишите под диктовку слова. Выделите корень и поставьте знак ударения. (К доске приглашаю двух учеников) земля, стена, дожди, мосты, ряды

Сравните.

Итак, что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)

Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова)

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

-А кто еще поставил такую цель?

-Что поможет достичь цель нашего урока? (алгоритм проверки данной орфограммы,учебник, учитель)

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Как надо проверять?

3. Повторение ранее изученного материала.

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

Что а, о, и, е, я

Как надо проверять? в корне

Чем подбирать проверочные слова

ударением

4. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Ребята, вы сказали, что поможет достичь цель нашего урока это алгоритм проверки безударной гласной в корне. Давайте его вспомним? - Итак, вот слово «ЗИМА».

Какой первый шаг? (Прочитаем слово)

Затем поставим ударение.

Выделим корень слова

Определяем безударную гласную (безударная гласная и)

Подберём проверочное слово (зимы)

Пишем гласную

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

Пишем гласную

Работа в парах (карточка №1)

У вас на столах лежат карточки №1.Возьмите их. Прочитайте задание. (Впишите безударную гласную, проверочное слово)

– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне выполним задание в паре.

Напоминаю правила работы в парах. Готовность пары – поднятая рука.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Приступаем к заданию. Проверка (коллективная)

Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки. Молодцы!

ЗАДАНИЕ: Впишите безударную гласную, проверочное слово

Проверяемое

Проверочное

Проверяемое

Проверочное

лсты

лсты

чсы

чсы

гра

гра

отврить (картофель)

отврить (картофель)

Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать?

Ответ детей: Нужно изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне

Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. Откройте учебник на.101-ой странице и сверьте свой вывод с выводом в учебнике. (читает ученик)

5. Первичное закрепление

Ну а сейчас я предлагаю вам из теоретиков превратиться в практиков.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

Приготовили сигнальные карточки.

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, сова, грачи,река, мелок, бегун, листочек, горевать, земля.

    Дифференцированная работа (разноуровневые задания). Работа по карточкам.

-У каждого из вас лежит карточки разного цвета.

Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно в тетради. Время выполнения 5 минут.

Карточка (жёлтого цвета)

Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов, выдели орфограммы.

пож.лтели корень

к.ренья лебедь, лебедушка

выгл.нул желтый

л.б.диный молот, молотит

м.л.ток взгляд

г.л.ва головы, головка

Карточка (зелёного цвета)

Спиши. Вставь пропущенные буквы, запиши вместо точек проверочные слова, выдели корень.

Ч.стоту – ……, гр..знуля. – …, сл…за-………, п.тнистый – ….., уг..сает – ….., сп..шит – …., в.шнёвый – ….., з…леный – ……

Карточка (розового цвета).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, в скобках напиши проверочные слова. Добавь два своих примера на тоже правило.

На лесных полянах показались золотые лисички.

Итак, проверим.

Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

Поднимите руку, кто выполнял карточку зелёного цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Поднимите руку, кто выполнял карточку розового цвета.

Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

Следующее испытание.

    Работа в группах.

Напоминаю правила работы.

Я даю каждой группе одно предложение, в котором есть слова с безударными гласными.

Ваша задача над словом надписать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы -3 минуты.

Выслушаем каждую группу. Если вы не согласны с ответом, после - аргументируете свое несогласие.

Что у нас с вами получилось? О чем в тексте говорится? Какой темой связаны все предложения?

Ребята, какое задание вы можете предложить с этим текстом?

Придумайте название тексту. Время работы - 1 мин.

Текст для работы в группах

В лесу зверьки готовятся к зиме. Белка сушит на ветвях деревьев грибы. Мышка запасает зерно. Ёжик утепляет гнездо. Змея нашла укромное местечко под бревном. Улетают в тёплые края ласточки и стрижи.

    Игра «Найди и исправь ошибку.

Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Сенева, вада, бижать, трова, свистеть

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

– Какое? (Свистеть.)

– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

6. Систематизация знаний, полученных на уроке

1) - Вернемся к первому заданию: исправьте ошибки и объясните, почему надо писать так, а не иначе.

7. Итог урока. Рефлексия.

Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.

Какова была тема урока?

Какие цели мы ставили перед собой?

-Достигли ли мы нашей цели?

У каждого ученика лист с двумя шкалами

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

Спасибо за работу на уроке!

Дополнительные задания

    Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово

Галина Анохова
Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Правописание безударных гласных в корне слова »

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу у вас урок русского языка . Повернитесь к своему соседу и скажите : «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно - я помогу» . А теперь хлопните друг другу по ладошке и скажите «здравствуй» !С каким настроением вы пришли на урок ? Поднимите соответствующий листочек (зелёный, жёлтый, красный) Замечательно. Давайте продолжим наш урок с таким настроением .

Посмотрите ребята, сегодня к нам на урок прилетела мудрая Сова и она приглашает нас к себе в гости в лес.

Сова рассказала мне одну историю про своих друзей Сашу и Дениса. «Саша написал своему другу Денису записку : «приходи сегодня вечером с мечом сыграем» . Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков . - Мяч будет,- сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол»

Почему так получилось? (Саша написал другу с ошибкой)

Какое правило не знал Саша (Что не всегда слова пишутся так же как слышатся)

Как правильно записать это слово ? Давайте посмотрим и обсудим. Какая буква пропущена в 1 слове ? Почему именно эта буква, как вы узнали (подобрали однокоренное слово так чтобы ударение падало на эту букву. (мяч и меч, в какой части слова стоит эта буква корне )

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока ? ()

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова в безударной гласной в корне слова )

Узнаем : как проверить безударную гласную

В течение урока ответим на вопросы :

Где Надо проверять?

Оцените свою работу. Для этого у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый круг зелёным цветом, если у вас получилось самостоятельно поставить тему и цели. Закрасьте желтым, если возникали затруднения на данном этапе. Красным – если вам не удалось самостоятельно поставить тему и цели урока .

Ребята, напоминаю о правильной посадке . Посмотрите как нужно сидеть правильно , и сядьте также.

Мы третьеклассники сознательные

За партой не вешаем носа

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

и не сидим как знак вопроса.

Отгадайте загадку, которую Сова приготовила для вас

Снег на полях

Лёд на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(ЗИМА)

Чтобы узнать, какая буква пишется в слове зима , будем действовать по алгоритму.

Прочитай слово

Поставь ударение

Определи безударную гласную

Выдели корень

Подбери проверочное слово

Молодцы ребята, сова предлагает нам новое задание. Работаем в парах. Кто напомнит всем правила работы в парах ? Работаем по алгоритму. Выб. гать, бл. стеть, сп. шить, пос. дить, закр. чать, засв. стеть. Проверяем с эталоном на доске

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились , а теперь сова приготовила для вас новое задание – текст. Оно потребует не только знания алгоритма, а еще и внимания.

Прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Какая его главная мысль? Что мы можем сейчас сделать с этим стихотворением? (вставить пропущенные орфограммы) Вставьте пропущенные орфограммы. Работаем в группе, кто напомнит правила работы в группе ?

С. сна, в. да, д. ла, тр. ва –

Проверить надо все слова .

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте :

С. сны, в. ды, тр. вы, д. ло.

А теперь пишите смело!

Оцените свою работу в группе. Закрасьте второй круг зелёным цветом, если вы справились с заданием работая в паре. Закрасьте жёлтым, если возникали затруднения при работе. Закрасьте красным цветом, если у вас остались вопросы.

Итак, вы справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового.

Давайте вспомним тему урока . (правописание безударной гласной в корне слова )

Что мы научились проверять? безударную гласную ) Где корне ) Как? (подобрав однокоренное слово ) Чем (ударением)

Чему мы учились? (писать слова с безударной гласной в корне слова )

Что узнали? (как проверить безударную гласную )

Где новые знания вам пригодятся в жизни?

Оцените свою работу. Поднимите цифру, которая соответствует номеру ступеньки, на которой вы находитесь. Ребята, я рада, что у нас с вами всё получилось, и этот урок прошёл не зря . Спасибо за урок . Урок

Публикации по теме:

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи с использованием ИКТ «Дикие животные» Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Коррекционно-образовательные.


Урок русского языка во 2 классе, «Школа России»

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели урока:

Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

повторить ранее изученные орфограммы;

обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;

развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу;

воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и карточки для каждого ученика.

Ход урока

    Организационный момент

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

Разминка.

Разминка “Да” или “Нет”.В алфавите 33 буквы? (Да).Все живущие в воде рыбы? (Нет).Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).Гласный звук образует слог? (Да).Мухомор съедобный гриб? (Нет).В слове енот 5 звуков? (Да)После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).

Учитель читает пословицу: «Ученье путь к уменью» (слайд)

Эта пословица будет девизом нашего урока.

Как вы думаете, почему?

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественниками?

Мы должны дойти до главного города этой страны «Грамотеевск». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Идти мы будем, ориентируясь на карту (слайд).

Начнем путь с тропы «Чистописание».

Вспомним правила письма.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

    Минутка чистописания

Загадка о букве.

Давайте отгадаем загадку и узнаем, какую букву мы будем сегодня писать.

Видишь: девочка Алена,

Держит трубку телефона.

Трубка телефонная –

Буква ….. огромная.

Охарактеризуйте букву В

вв, вр, ве, во, ва.

Строчная буква в состоит из петельки и полуовала.

Посмотрите как она соединяется с другими буквами (верхним или нижним соединением) А почему она с буквой о соединяется то верхним соединением, то нижним?

От чего это зависит? (Это зависит от буквы которая следует за ней).

(слайд)

    Словарная работа

Мы подошли к морю словарных слов, давайте разгадаем кроссворд, слова которого начинаются на букву В или имеют внутри слов такую букву и запишем их.

1. Движение, поток воздуха над землей.

2.Всеядная птица серая с черным отливом.

3. Беззаботно – радостное настроение.

4. Время года, которое следует за зимой.

5. Маленькая птичка с серо – черным оперением, обычно живущая около жилья.

6. Буквы – значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется (алфавит).

7. Человек, дружески расположенный, к кому-нибудь.

Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему. Ветер, ворона, весело, весна, воробей, алфавит, товарищ. (Все слова словарные кроме слова весна) слайд.

Какое сейчас время года? Расскажите стихотворение о весне.Веселый воздух свеж и чист,Вот зеленеет первый листВидна в проталинах земля,Вокруг ручьи бегут звеняВатага вольных воробьевВорону гонит из кустов.Весна готовит свой парад –Весь мир весне веселой рад

    Гимнастика для глаз

    Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока.

Если буква гласная

Вызвала сомненье,

Ты ее немедленно

Ставь под ударенье.

Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная). Почему? (Безударная гласная самая распространённая, встречается во всех частях речи. Надо хорошо знать смысловое значение слова).

Итак, тема нашего урока «Безударная гласная в корне слова». Мы будем совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне сова (слайд).

    Работа по теме урока

А теперь перед нами «Лесная полянка». Мы составим предложение о лесном жителе – еже. Работа с деформированным предложением.

В, ж..вёт, л..су, ёж, к..лючий.

В лесу живёт колючий ёж. (слайды)

Подчеркните все «опасные» места в этом предложении (объяснения учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово). Подчеркните главные члены предложения.

VII . Физкультминутка

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Представьте, что мы вышли на природу в майский солнечный день. Мы выходим на разминкуНачинаем бег на местеФиниш – метров через двестиРаз! Два,Раз! Два,Раз! Два.Хватит, хватит, прибежали,Потянулись, подышали!Вот мы руки развели,Словно удивились,И друг другу до земли,В пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Ниже, дети не ленитесьПоклонитесь улыбнитесь,Вдох, выдох, вдох, выдох.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величавоИ на лево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо! И еще!Через левое плечо.

    Продолжение работы по теме урока

Вы хорошо поработали и мы прошли «Лесную полянку», но впереди новое испытание – «Долина безударных гласных».

1. Отгадайте загадку.

Ст-ят ст-лбы белые,

На них шапки з-лёные,

Летом м-хнатые,

З-мой сучковатые,

Где -ни ст-ят, там и шумят (берёзы) - слайд

Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.

Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они (слайд)

Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).

На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (сучковатые -ЧК-).

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?

Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?! (слайд)

А вот что я знаю о берёзе.

У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.

После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.

Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.

Из бересты люди плетут лукошки и туески.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.

2. Давайте подберём к слову “берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.

Какие слова мы называем родственными?

(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).

Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Проверка с доской. Разобрать слова по составу.


IX . Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Деревья», Прятки».
X . Закрепление изученного

1. Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.

У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.

Давайте повторим, как надо с ним работать (слайд)

Работа с алгоритмом

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки.

Прочитай слово, поставь ударение.

Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Обозначь орфограмму.

На доске записано предложение.

На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.


(Ученик у доски)Прочитайте предложение.

Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.

Проверку будем делать с конца предложения.

Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?

(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).

А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).

Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.

Зрительный диктант.

Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.

Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.

(Запись закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка (слайд)

Что мы с вами записали? (Предложение).

Докажите, что это предложение.

Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.

2. Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до нашего града «Грамотеевск» (слайд). Но и здесь нас ждут испытания.

На столах лежат карточки.

1) Прочитай и отметь все орфограммы в словах: _ или .

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из рощи шёл домой.

2) Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте гласных орфограмм: вместо буквы ставь точку.

3) Посмотри нужные буквы и ручкой зеленого цвета вставь их в «окошки».

Взаимопроверка.

XI . Итог урока

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.

Что понравилось?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.