Занятие по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

обогащение словаря ребенка.

Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

«Лежалал между елками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей - лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку: -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /

Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида»

«Составление творческих рассказов и сказок в старшем дошкольном возрасте»

Составила:

воспитатель

Коковина Л.Б.

г.Оленегорск, 2013г

«Уметь общаться – в счастье купаться».

народная мудрость.

Вы знаете, что проблема речевого развития детей в настоящее время – одна из самых актуальных. Современные дети, к сожалению, очень мало общаются. Часто единственными собеседниками ребенка становятся компьютер, телевизор. Ограничение речевого общения приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли, имеют ограниченный, часто искаженный словарный запас, бедный эмоциональный уровень – и как следствие, низкие коммуникативные умения.

Все эти проблемы знакомы как воспитателям, так и учителям. Поэтому в своей работе я обращаю особое внимание на речевое развитие детей. Начала эту работу с самого раннего возраста, когда у детей еще есть желание общаться, когда они учатся говорить.

Обучение детей составлению творческих рассказов и придумывание сказок, является одним из интереснейших приёмов развития связной речи в детском творчестве старших дошкольников.

Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте с 1-го года до 3-х лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества, ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно под руководством взрослого, литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Детское творческое воображение зависит от нескольких факторов, в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо , ребёнок проходит три стадии развития воображения:

1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.

2. юность . Сочетает осознанную деятельность и вымысел.

3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

В творческой деятельности ребёнка педагоги, психологи выделяют три основных этапа:

1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных - первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

2. Реализация замысла . Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).

3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

В своей работе определила главную цель – развитие связной монологической речи. Для успешного её решения определила ряд задач:

· Обогащение словаря.

· Формирование умения составлять текст по сюжетным картинкам (по рисунку).

· Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

· Формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.

· Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их, пересказывать небольшие литературные произведения,

· Составление рассказов из личного опыта.

· Повышение уровня эмоционального развития.

· Воспитание интереса к детскому творчеству.

Для обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития я использовала симбиоз игры и сказки. В этом нам очень помог кукольный театр.

Мы обыгрывали сказки, которые дети знают с самого раннего детства (перечислить). На примере сказки можно активизировать речевое общение детей, найти индивидуальный подход к каждому малышу. В сказке каждому найдется роль: роль активного собеседника или роль – действие. (Пример сказки «Колобок» эпизод:

Почему дед попросил испечь бабку колобок?

Он работал в огороде, устал, захотел есть.

Как бабка пекла колобка?

Взяла муки, яйца, налила воды, замесила тесто.

Почему колобок укатился от бабушки и дедушки?

Ему стало скучно, грустно, неинтересно, пошёл смотреть мультики…он захотел найти себе друзей

Катился колобок по дорожке … Что он мог увидеть по пути?

Цветочки растут, грибы, бабочки летают …

Грустного, Зайчик гулял в лесу и заблудился.

Как же помочь зайке?

Последующие занятия позволят выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров помогут приучить к выдержке, сдержанности, научат быть внимательными к другим. Такие драматизации знакомых сказок помогали развитию общения со взрослыми и сверстниками, проявлять умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать.

Для того чтобы ребёнок стал придумывать рассказы, сказки, я использовала приём «Динамических картинок». Рассматривая такие картинки, дети постепенно рассказывали сюжет, дополняя его выдуманными историями. (пример Сутеев). Использовала и такой приём. Детям читался простой рассказ или сказка с ярко выраженной динамикой действия («Репка», «Колобок»…), а затем предлагалось изобразить любой эпизод произведения. По окончании работы выкладывался видеоряд, по которому дети могли пересказать сказку (рассказ)

В дидактических играх: «Веселые картинки», «Чудесный мешочек» из которого выкладывались друг за другом картинки или игрушки в бессмысленном порядке, формировалось умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

(Вопросы?).

Во время обучения умению составлять простейшие, по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, уделяла внимание грамматическому и фонетическому построению фраз (использование прилагательных, синонимов, антонимов). Учила правильно строить композицию сюжета, (оформлению их содержания), зачин (начало) – сюжет (середина) – конец (вывод), что помогло формированию у детей представления о построении рассказа или сказки. Всё это способствовало овладению связной монологической речью детей, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к обучению в школе.

Умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты. Обучение активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их («Чудесный мешочек» Чьи вещи?, Какой характер)

Если возникали трудности, помогала ребенку, используя цепочку вопросов.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет

Жил-был (кто?)

Как его звали?

С кем он дружил?

Пришел кто?

Примерная цепочка вопросов 5-7лет

Жил – был (кто?)

Какой он был?

Что умел делать?

Пошел гулять куда? Искать (что, кого?)

Встретил (кого? Что?)

Кто у него друг?

Как он мог помочь другу?

Что стало с друзьями?

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим остается принцип наглядности. (Беседы, занятия о художниках-иллюстраторах – Сутеев.)

Развитие речи детей будет более эффективным, если как можно больше читать, разговаривать с ребенком, а также играть в развивающие игры и упражнения с предметными и сюжетными картинками, иллюстрациями из сказок

Грамматический строй речи:

Синонимы

Цель : Объяснить детям что существуют слова, обозначающие одно и то же значение, но звучащие по-разному

Маленький - крошечный

Зима - зимушка

Антонимы и противоположные слова.

Большой – маленький

Веселый – грустный

Высоко – низко

Игра : «Что делают предметы?»

Цель: Знакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Закреплять умение распознавать графические символы действий, согласование существительных с глаголом.

Игра : «Времена года»

Зима какая? (Снежная, холодная, белая, хрустальная, студёная, злая, пушистая, новогодняя…).

Цель: Учить детей активно использовать в речи прилагательные, помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга разнообразных предметов, объектов, явлений, способствовать развитию наблюдательности.

Связная речь:

Игра: «Найди по описанию»

Цел: формировать умение составлять описательный рассказ.

Ход игры : ребёнку предлагается описать предмет, не называя его., остальные дети отгадывают его и находят в группе.

Игра : «Веселые картинки»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творческие способности, учить детей сочинять, пересказывать сказки, рассказы по предметным, сюжетным картинкам.

Ход игры : (картинки выкладываются друг за другом в бессмысленном порядке при составлении рассказа содержание последующей картинки нужно связать с предыдущей)

Такая работа привела к тому, что дети постепенно сами начали сочинять рассказы, сказки.

С удовольствием рисовали к ним иллюстрации и наоборот – рисовали, а затем сочиняли. Дети очень увлеклись таким занятием, и результатом стало создание в группе папки «Сказки нашей группы». (Презентация на родительском собрании).

Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Я отмечала оригинальность и самобытность работы каждого ребёнка, Старалась, чтобы творчество стало обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Чтобы дети во время придумывания по рисунку не теряли интерес к сочинительству, я старалась эмоционально реагировать на каждое предложение и действие. Если дети затруднялись, помогала додумывать окончание истории.

Женя и Наташа могли сначала придумать историю, а после ее проиллюстрировать самостоятельно.

Помогали мне в этой работе и родители, дети составляли дома рассказ или сказку, они записывали и приносили в группу. Все рассказы мы обязательно зачитывали, обсуждали с детьми.

Одним из важных достижений в развитии речи детей стало словотворчество.

В рассказах детей встречаются такие интересные слова: «Чудик» - странное существо, жил – белый, пребелый аист, «острозубы» - динозавры. Дети придумывают имена героям своих рассказов – Энилус, Элюза,

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: морщинки на лбу - "сердитки", "глазки выньми", "журчей"... "вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. "Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе".

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства.

Результаты диагностики в конце старшей группы показали, что уровень развития связной монологической речи значительно повысился.

План - конспект НООД для детей старшей группы по теме

«Составление рассказа-описания «Кукла»

Цели и задачи:

    Учить составлять описательный рассказ.

    Различать существительные единственного и множественного числа.

    Употреблять уменьшительно - ласкательные суффиксы.

    Развивать память, внимание, связную речь.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент.

Педагог спрашивает у детей: «Вы хотите узнать, кто придёт к нам сегодня в гости? Тогда угадайте сами». Ответы детей.

Игра «Да-нет» (ТРИЗ)

Предполагаемые вопросы детей:

Это природный мир? (Нет)

Это рукотворный мир? (Да)

Это одежда? (Нет)

Это Электроприборы? (Нет)

………………………..

Это игрушки? (Да)

В них играют мальчики?

……. и т.д.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит, что сегодня в гости к ним пришла кукла Маша. Она идёт в гости к своей подруге на День рождения. Педагог обращает внимание на то, что Маша очень нарядно одета.

2.Составление описательного рассказа о кукле с использованием мнемотаблиц (лицо девочки, знак вопроса, различные материалы, силуэт человека, части гардероба, кукла в коляске, кукла на боку лежит на полке)

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Кто это?

Как ее зовут?

Из чего она сделана?

Показать части тела куклы.

Что на ней надето?

Что с ней делают?

Как нужно обращаться с куклой?

3. Составление описательного рассказа по цепочке (воспитатель может помогать вопросами).

Пример рассказа: «Это кукла. Ее зовут Маша. Она сделана из пластмассы. Она пластмассовая. У куклы есть голова, шея, руки, туловище, ноги. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

4. Составление описательного рассказа 2-3 детьми.

3.Физминутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит слово в единственном числе, тот отвечает во множественном (глаз – глаза, голова – головы, шея – шеи, ухо – уши, локоть – локти и т.д).

9.Игра «Закончи предложение».

У малыша ушко, а у взрослого…….

У взрослого рука, а у малыша - ………..

У малыша ноготок, а у взрослого - ……..

У взрослого рот, а у малыша - …….

10. Отгадывание загадок.

Двое идут, двое несут, третий говорит. Что это? (ноги, руки, голова).

Один говорит, двое глядят, двое слушают Что это? (рот, глаза, уши).

Итог

Воспитатель говорит о том, что Маше пора на День рождения, она очень рада, что так хорошо с вами поиграла, повеселилась, вы ей очень понравились, и обязательно придёт к вам ещё в гости. Прощается с детьми и уходит (педагог убирает куклу).

Задаёт детям вопросы:

Вам понравилась Маша?

Почему? (дети описывают куклу).

Как мы с не играли? Во что? ..............

Что больше всего понравилось?

Степаненко Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 2 "Сказка"
Населённый пункт: Алтайский край Кулундинский район с. Кулунда
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА "ЗИМА".
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА».
Цель: - учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя различные типы предложений; подбирать нужные определения к заданным существительным. Задачи: - учить составлять предложение о зиме, развивать внимание и память у детей при помощи игры « живые слова »; - упражнять детей отвечать на вопросы, при помощи игры «Живые слова», при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку; - упражнять детей в отгадывании загадок; - отрабатывать произношение звуков [З], [С]; - закрепить знания о зиме, снеге, состоянии деревьев зимой, о жизни птиц зимой, о видах зимних игр; - ознакомить ребят с игрой «живые слова»; Интеграция образовательных отраслей: Чтение художественной литературы, Физическая культура, Познание (окружающий мир), Экологическое образование. Предварительная работа: ознакомление с предложением, звуками [З], [С], беседа о зиме, о жизни птиц зимой, рассказ о видах зимних игр, прогулка на природе, рассматривание снега, деревьев зимой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: Наступили холода, Перестал медведь реветь, Обернулась в лёд вода. В спячку впал в бору медведь. Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает: Обернулся зайкой белым Когда это бывает?
Конечно, такое бывает только зимой. А сейчас какое время года наступило? Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о зиме. К нам в гости пришёл зимний гость (снеговик), он хочет узнать, насколько хорошо вы знаете зиму. Посмотрит, как вы отгадываете загадки, послушает, в какие игры вы играете зимой. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времён года? (Зимой холодно, мороз, идёт снег). Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему? Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своём стихотворении. Давайте послушаем и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая? Воспитатель читает: Белой краской выкрасила Всё подряд зима: Лес и поле белые, Белые луга, У осин заснеженных Ветки как рога. -Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная, вьюжная). Назовите первый месяц зимы. -Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит, песенку поёт). -Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом, как одеялом). -Как живётся зимой птицам и зверям? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать. А звери прячутся от мороза в своих норках). - Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная). А сейчас придумайте сами рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.

Разминка
Закружились, завертелись (покружиться на месте) белые снежинки Вверх взлетели белой стаей (руки поднять) Белые пушинки (покружиться на носках) Чуть затихла злая вьюга (опустить руки, встать прямо) Улеглись повсюду (присесть, руки к полу) Заблистали, словно жемчуг (встать, руки вперёд) Все дивятся чуду (развести руки в стороны). Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы") Белые подружки. Заспешили на прогулку (шаги на месте) Дети и старушки. Ребята, скажите, за что вы любите зиму? В какие игры можно играть зимой? (Играть в снежки, лепить снеговика, кататься с горки на ледянке, кататься на санках, на коньках, побарахтаться в снегу). К вам в гости пришёл снежный зимний гость (снеговик), принёс с собой загадки и игры. Они летят быстрее ветра, И я лечу с них на три метра. Вот мой полёт закончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб (санки). Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются (лыжи). Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей (снеговик). Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры, Помчались с горы (санки). Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим (коньки).
Сейчас мы ребята с вами поиграем в игру, которая называется «Летящие снежинки». Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются местами. Сегодня мы сказали и вспомнили много разных слов о зиме: холодная, снежная, вьюжная, морозная; о снеге: пушистый, белый, искристый, хрустящий. Ребята, а вы умеете играть с куклами, машинами? А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу? (Да!) Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (по желанию вызываются трое детей). Теперь вы не обычные дети, а дети – слова. Ты, Настя, - слово
деревья.
Какое ты слово, Настя? Скажи громко (деревья). Дети, каким словом стала Настя? Диана – слово
покрыты.
Какое ты слово, Диана? Дети, каким словом стала Диана? А Ксюша слово – снегом. (Аналогично задаётся вопрос Ксюше и всей группе). Наши «слова» стоят по порядку. (Показывает направление: слева направо). Настя скажет своё слово и даст руку Диане, Диана скажет своё слово и даст руку Ксюше. Последней своё слово скажет Ксюша, а все будут слушать. Начали. Про что сказали эти слова? (Про деревья). Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом). Какое первое слово? Потом какое? Последнее какое? (Дети отвечают). Какое слово Диана? Покажи слово
снегом.
Теперь я хлопну в ладоши и слова наши пойдут и встанут в любое место группы, где захотят. А когда позову: «Слова», ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, слова расходятся по группе.) «Слова» наши ушли. Вы хорошо их запомнили? Где слово
покрыты
? Какое слово стоит у окна? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение). Я снова позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – слова подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши «слова». Называйте свои слова. Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили своё слово и после этого брали за руку рядом стоящего. Если дети – «слова» ошибутся (встанут не в том порядке или неточно произнесут своё слово,) их
исправляют дети с мест. После этого воспитатель снова спрашивает о последовательности слов. - Настя, подойди и покажи последнее слово. Ваня, назови это слово (
снегом
). Скажи громко, какое ты слово? (Обращается к ребёнку, обозначающему слово
снегом
). Правильно, это слово
снегом.
(Предлагает слову
снегом
сесть на место). Теперь не стало слова
снегом
. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты). Давайте проверим. «Слова», назовите себя. Если слова забудут взять друг друга за руки, педагог спрашивает: «Что забыли сделать слова? Слова всегда должны держать друг друга за руки». Воспитатель предлагает «слову»
покрыты
сесть на место. Какое слово у нас осталось? (
деревья
). Правильно, у нас осталось только одно слово
деревья
и ему некого взять за руку. (Предлагает ребёнку сесть на место). Вот мы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? Правильно, потому что «словами» были дети. Они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть. А сейчас мы будем выполнять упражнения на произношение звуков. Сегодня у нас два интересных звука [
З]
и [
С].
Послушайте небольшой стишок: Зимний звон, зимний звон На заре со всех сторон. Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы (В. Суслов). Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (З) Назовите слова, в которых есть звук [
З].
А теперь послушайте ещё одностихотворение: Есть у Сани снегокат. Есть у Сани сани. Дайте Сане снегопад - он катать всех станет. Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (С) Назовите слова, в которых есть звук [С]. Послушайте скороговорку:
У Зины зимой зябнет нос.
Скажем её медленно, а теперь быстрее. Какай звук вы слышите в этой скороговорке?
Ещё скороговорка:
У маленькой Сани сани едут сами.
Произнесём её медленно, а теперь быстрее и очень быстро. А какой звук вы слышите здесь? Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на занятии? (о зиме). - Какая зима? Какие звуки сегодня проговаривали? В какие игры играли? Ребята, вы большие молодцы. Наш гость посмотрел, что вы хорошо занимались, отвечали на вопросы и принёс за это вам раскраски про зиму. Воспитатель раздаёт детям раскраски с изображением зимних пейзажей.