Задачи:

  1. сформировать первоначальные представления об особенностях природы Арктики, ее животном мире, приспособленности животных к обитанию в условиях Арктики;
  2. закрепить умение пользоваться знаками больше, меньше и равно;
  3. повторить звуковой анализ слов;
  4. продолжить развитие логическое мышление и речи.

Материалы:

глобус, физическая карта России, макет Арктики, емкость с водой, кусочки льда, аудиозапись шума вьюги, картинки животных, листы для индивидуальной работы, презентация «Арктика» , ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель расставляет емкости с водой, льдом, дети подходят к рабочему столу и спрашивают: «Зачем лед?» , «Что сегодня будем делать?» .

Воспитатель: «Хотите узнать, чем мы будем заниматься, подходите поближе, опустите в воду лед. Что происходит со льдом? Попробуйте «утопить» лед».

Воспитатель: «Почему лед не тонет? Где в природе можно увидеть плавающий лед?» .

Дети выдвигают гипотезы и отвечают на заданные вопросы.

Воспитатель: «Дети, а вы можете показать на карте место, где много льда, который плавает?» .

Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает.

Прослушивание аудиозаписи шума метели. Воспитатель: «Что вам напоминают эти звуки?» .

Дети говорят о ветре, метели и вьюге.

Воспитатель: «Посмотрите, какие красивые снежинки нам принесла метель. Но одна снежинка здесь лишняя. Какая, почему?» .

Рис. 1. Снежинки

Ребята сравнивают снежинки, считают их лопасти и находят лишнюю.

Воспитатель: «А когда бывают метели у нас?» . Дети отвечают, что зимой или указывают один из зимних месяцем.

Рассказ воспитателя: на земле есть такие холодные места, где метели, даже снежные ураганы, бывают очень часто. Это Арктика. Когда в нашей местности становится холодно и ветрено, говорят «пришли арктические ветра и холода» .

Воспитатель: «Кто из вас может показать на карте Арктику? Что вы знаете об Арктике?» . Дети вспоминают предыдущее занятие, рассказывают про Арктику и дополняют друг друга

Воспитатель: «Да, это огромное пространство, покрытое снегом и льдом. Состоит из двух частей: суши-тундры и океана. Холодная погода сохраняется до 9-10 месяцев в году, дуют ветра, снегопады, метели. Лето очень прохладное, температура выше на 10 градусов. Это холоднее, чем сейчас у нас в группе. Хотя летом прохладно, успевают вызревать различные ягоды. Какие ягоды можно собирать в тундре? А каких животных можно встретить? Интересно, почему они все белого цвета?» .

Ответы детей: в тундре растет клюква, морошка, брусника; животным тундры относится северный олень, белый медведь, песец. Животные белые, чтобы не выделяться на снегу».

Воспитатель: «Почему в Арктике лед не тает, а на наших реках и озерах тает?» (Холодно, большая площадь льда) .

Опыт «Лед на солнце и в холодильнике» .

Воспитатель: «Мы с вами рассматриваем карту, каким цветом обозначена вода на карте? Обратите внимание, как много воды нас окружает. Вы можете показать Северный Ледовитый океан?» .

Дети отвечают, что вода на карте обозначена синим/голубым цветом. Воды очень много, а СЛО – это водная часть Арктики.

Воспитатель: «Ваши предположения – почему Ледовитый?» . При помощи воспитателя дети находят объяснение этому слову.

Индивидуальная работа:

Воспитатель: «У вас на столах лежат листы. Кто нарисован? Сосчитайте, запишите в квадратиках ответ, поставьте знаки больше, меньше или равно.

Рис. 2. Пример индивидуальных заданий

Работа детей.

Воспитатель: «А вы были на базаре?» .

(Объяснить, если не знают значения слова) .

Воспитатель: «На берегах океана тоже есть базары. Они очень шумные, на них ничего купить нельзя. Что это за базары? Прослушивание записи шума птичьего базара.

Птиц очень много, они кричат, передвигаются, дерутся. Создается впечатление, что они торгуются на базаре.

Показ картинок птиц (с использованием ноутбука) : полярная сова, альбатрос, гагара, кайра, птичий базар.

Где, по-вашему, птицы строят гнезда и высиживают птенцов?

Несмотря на то, что Северный океан холодный, покрыт льдом, в нем обитает много разных животных: от мелких рачков до огромных китов.

Вот такие бывают киты, а вот такие рачки. С помощью чего их можно рассмотреть?».

Дети рассматривают рачков-дафний через лупу.

Воспитатель: «Какие части тела вы увидели?» . («Усики, конечности, внутренности» , – отвечают дети.)

Воспитатель: «Живет в Северном Ледовитом океане очень интересная рыбка-далия. Когда очень холодно, она вмерзает в лед, а когда становится теплее, оттаивает лед, рыбка снова оживает, плавает в воде.

Рыбаки вылавливают сельдь, сайку, лосось. Рыбой питаются животные, которые там живут. Может быть, вы знаете, какие животные живут в Ледовитом океане? Это белые медведи, моржи, тюлени.

Моржи рождаются на льдинах, часто спят в воде, высунув нос через дырку во льду. С помощью микрофонов, опущенных в воду, ученые выяснили, что моржи поют под водой.

Медвежата рождаются в самый разгар зимы, размером с кошку.

Что помогает животным выживать в таких непростых условиях?»

На столах лежат мешочки. Прочитайте слова и объедините их в пары с помощью волшебных ниточек (волк - лес, собака – дом, медведь - льдина, март-вода) .

Воспитатель: «Почему вы так составили пары?» . Дети говорят, что нашли для каждого животного свой дом, а в марте появляется вместо льда вода.

Воспитатель: «В слове собака сосчитайте количество слогов, покажите соответствующую цифру. С помощью фишек разберите слово. Сколько гласных, согласных, звуков?» .

В конце занятия, воспитатель подводит итоги, спрашивая детей: «Что мы узнали об Арктике? Что еще вас интересует?» и дает домашнее задание, узнать, где живут пингвины.

Татьяна Ярцева
Конспект занятия «Путешествие в Арктику»

Конспект занятия

Тема «Путешествие в Арктику »

Учитель-логопед

Ярцева Татьяна Васильевна

Коррекционно – образовательные цели.

Расширение представлений об особенностях природного мира Арктики .

Развитие у детей способности наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы проверки.

Формирование представлений о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.

Коррекционно – развивающие цели.

Развитие связной речи, памяти, мышления.

Коррекционно – воспитательные цели.

Развитие ловкости, быстроты, смелости, умения бегать в разных направлениях. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : предметные картинки; глобус; иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик» ; ребристая доска; полотно «Кто кем питается?» и т. д.

Ход занятия.

Учитель-логопед : Дети есть на нашей планете необычная земля.

А отгадать название этой земли вам помогут первые звуки в названии картинок.

(На доске выставлены картинки : аист, рак, кот, торт, иголка, кровать, арбуз).

Дети определяют название земли по первым звукам : АРКТИКА

Учитель-логопед : Изображая Арктику на глобусе , использовали белый цвет.

Попробуйте найти эту землю на карте.

Дети подходят к глобусу и находят Арктику .

Учитель-логопед : Дети, Арктика от греческого слова арктикос – северный .

Арктика – страна Малой медведицы.

Арктика – это территория вокруг Северного полюса, площадью 21 млн. км.

В центре Арктики находится покрытый толщей льда Северный ледовитый океан, а посередине - Северный полюс.

Учитель-логопед : Дети, почему эта земля окрашена в белый цвет?

Дети : Потому что Арктика – это ледяная пустыня.

В этих местах холодно в течение всего года : и зимой и летом.

День с ночью не чередуются, как это происходит у нас.

Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.

Климат очень суровый, даже летом температура воздуха редко поднимается выше 0%.

Зимой здесь круглые сутки ночь. Не бывает ни утра, ни дня, ни вечера.

Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метет метель, дуют сильные ветры.

Учитель-логопед : Арктика холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

В холодильнике и то

Было б жарче без пальто.

(Показ иллюстрации к сказке Катаева «Цветик – семицветик» ).

Учитель-логопед : Дети, из какой сказки эта иллюстрация?

Дети : «Цветик – семицветик» .

Учитель-логопед : Каким было желание Жени?

Дети : «Попасть на Северный полюс» .

Учитель-логопед : Правильно, оторвав синий лепесток и проговорив заветные слова : «Лети, лети, лепесток, через запад на восток….»

Она мгновенно оказалась на северном полюсе и так же мгновенно попросилась обратно. Почему?

Дети : Там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

Учитель-логопед : А вы хотите отправиться в ледяное царство?

Дети : Да.

Учитель-логопед : Что для этого надо сделать?

Дети : Одеться тепло.

Учитель-логопед : А как же мы доберемся до Арктики ?

Дети : На корабле.

Физминутка (Дети идут по кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова)

День и ночь стучат машины.

От винта бежит вода.

Вот уже поплыли льдины

И настали холода.

Айсбергов громады проплывают рядом,

И видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

Ледовая земля.

Малый ход! Корабль наш стоп.

Здравствуй, Арктика !

Учитель-логопед : По пути нам встретились плавающие «ледяные глыбы» . Это айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады?

Дети : Иногда у берегов Арктики отламываются от ледника огромные глыбы и отправляются в путешествие по океану .

Учитель-логопед : А как это происходит - мы с вами увидим в процессе проведения опыта.

Поместим в воду (налитую в прозрачный кувшин) большой кусок льда.

Утонул он?

Дети : Нет.

Учитель-логопед : Почему?

Дети : «Лед легче воды» .

Учитель-логопед : Где большая часть айсберга, под водой или над водой?

Дети : Под водой.

Учитель-логопед : У айсберга тоже над водой в океане видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть очень велика.

Айсберги очень опасны для кораблей. Но наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы на ледоколе. Этот корабль с крепким носом. Он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу.

Мы спускаемся по трапу корабля (дети идут по ребристой доске) и отправляемся исследовать Арктику .

Мы идем себе вперед,

Очень удивляемся :

Слева - лед и справа – лед,

Перед носом тоже лед,

Где же он кончается?

Учитель-логопед : Арктика – это ледник , который никогда не тает.

Дети, живут ли в Арктике животные ?

Дети : Живут

Учитель-логопед : Чтобы узнать какие, давайте сложим картинки.

Д/игра «Сложи картинку»

(Дети складывают разрезные картинки)

Учитель-логопед : Так кто же живет в Арктике ?

Дети : Белый медведь, морж, белуха, нерпа, нарвал.

Учитель-логопед : Холодно на Севере. Давайте согреемся.

Дети выполняют самомассаж «Бодрость за одну минуту»

1. Быстро потрите ладони друг о друга.

2. Потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы.

4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья.

5. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа у места соединения головы с позвоночником. Нажмите, сосчитав до 3. Отпустите.

6. Массаж рефлекторных зон ног.

а) сожмите кончик большого пальца. Разотрите его.

б) быстро потрите верх ступни рукой /или пяткой другой ноги/.

7. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх.

Учитель-логопед : Дети, а кто это с интересом рассматривает нас?

(задаю вопрос, показывая картинку с изображением белого медведя) .

Что интересного вы знаете о белом медведе?

Рассказ ребенка : «У белого медведя высокая шея, красивая головка, маленькие ушки. Всю жизнь они проводят во льдах, воде. Пальцы на его лапах соединены мембраной, поэтому он хорошо плавает, а ступни покрыты шерстью, поэтому он не скользит по льду. Белые медведи питаются тюленями, рыбой, птицами.

Увидев жертву, медведь медленно приближается к ней, скользя на четвереньках, неожиданно нападает и убивает жертву одним ударом.

Белые медведи роют нору среди снегов и льдов. В норе, в декабре рождаются маленькие медвежатки. Белый медведь – замечательный пловец. Заплывает на 160 от берега.

Учитель-логопед : Ребята, давайте посмотрим, как медведь становится добычей белого медведя?

Проведение опыта. (В таз с водой кладем кусок пенопласта «льдину» с тюленем, которого изготовили из папьемаше, что произойдет, если мы наклоним часть льдины? Тюлень упадет в лапы медведю. Моржи так же становятся добычей медведя.

Учитель-логопед : Дети, почему медведь, вылезая из воды, не покрывается льдом в такой сильный мороз? Чтобы это понять проделаем опыт.

Учитель-логопед : В емкость с водой опустите руку и тут же вытащите ее. Посмотрите, она покрыта слоем воды. Если бы ударил мороз, она превратилась бы в корочку льда.

Теперь вытрем руки и слегка смажем их жиром. Снова опустите руку в воду. Что вы заметили?

Дети : «Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Встряхните рукой, капли слетели. Воды на руке нет, значит, в мороз нечему превращаться в лед.

Учитель-логопед : Теперь объясните случай с белым медведем.

А кто из животных использует эту хитрость?

Дети : «Гуси, утки»

Учитель-логопед : А где человек использует явление смачивания?

Дети : «Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.

Физминутка : «Белые медведи»

(очерчиваю круг – льдина, на ней два «медведя» , остальные «моржи» , которые бегают по площадке. «Медведи выходят на охоту, стараются поймать «моржей» сомкнув вокруг «моржей» руки. Пойманные дети становятся на льдину).

Учитель-логопед : Дети, что интересного о моржах вы можете нам рассказать?

Рассказ : морж – настоящий гигант Арктики . Тело покрыто кожей без волосяного покрова. На морде есть усы, с помощью которых они отыскивают питание на морском дне.

С помощью бивней моржи выкорабкивают раковины, червей.

Бивнями рубят лед. С помощью бивней взбираются на скользкие льдины. Они служат подпоркой для грузной головы. Морж с самыми мощными бивнями является самым главным. В мае у моржей рождается по одному детенышу.

Когда море спокойно, морж спит «дрейфуя» на воде, с помощью двух полных воздуха карманов, расположенных под горлом и раздувающихся, как воздушные шары.

Учитель-логопед : А кто это за нами наблюдает? - спрашиваю у детей, показывая картинку с изображением нерпы. Чем интересен этот зверек?

Рассказ : «Это нерпа. Свое название она получила благодаря окраске шкуры : темные пятна на ней окружены белыми кольцами. Для выращивания потомства нерпы сооружают самые настоящие пещеры, в которых рождаются малыши. Матери кормят их молоком. Детеныш нерпы кольчатой одет в белую шкуру и поэтому его называют бельком. Вес кольчатой нерпы 100 кг.

Конечности превращены в ласты. Передние ласты короткие, задние вытянуты вдоль тела. Шея короткая, ушные раковины отсутствуют. Волосяной покров грубый. Толстый слой жира под кожей помогает сохранять тепло.

Учитель-логопед : Дети, пока мы исследовали Арктику . Здесь появились непрошенные гости.

Д/ игра : «Кто здесь лишний?» (предлагаю панно, на котором изображены : бурый медведь, снегирь, белый медведь, утка, гагара, нерпа).

Д/ игра «Кто кем питается?»

(Раздаю каждому ребенку картинки с изображением : моржа, рыбы, гагары, нерпы, белого медведя).

Дети проводят стрелку, показывая, кто кем питается.

Дети : «Морж питается птицами, рыбой, нерпой.

Белый медведь питается моржами, нерпами, гагара – рыбой, нерпа – рыбой».

Учитель-логопед : «Как же животные Севера защищаются от холода?» .

Дети : «Животные, обитающие среди вечных льдов, отличаются телосложением от своих родичей из теплых широт. У них небольшие уши и укороченные ноги. Поэтому уменьшается поверхность, излучающая тело».

Животные полярных областей крупнее своих теплолюбивых родственников. Чем крупнее тело, тем оно медленнее остывает, поэтому им не холодно.

У животных Арктики толстая шкура , под кожей есть дополнительный толстый слой жира (до 10см., который защищает их от холода.

У этих животных густой мех.

Белые медведи, что бы обсохнуть, катаются в снегу, выжимая воду из шерсти.

Моржи плотно сбиваются в кучу, чтобы согреть своим теплом друг друга.

Учитель-логопед : «Дети, а живут ли в Арктике люди ? Кто?»

Дети : «Чукчи, эскимосы, ненцы, коми»

Учитель : «Чем они занимаются?» .

Дети : «Охотой, рыболовством, оленеводством» .

Учитель-логопед : Чтобы выжить в суровой Арктике , эскимосы досконально изучили окружающий их мир и превосходно приспособились к нему. Они живут в согласии с природой.

При охоте на китов и тюлений они строят временное пристанище – иглу. Специальными ножами вырезают глыбы льда, кладут их друг на друга по спирали. Сверху накрывают снегом, а вход приваливают снежной плитой.

Учитель-логопед : В Артике немало полезных ископаемых : уголь, газ, нефть.

Через Арктику проходят морские , воздушные, наземные транспортные пути.

За полярным кругом построены города : Норильск, Мурманск, Магадан. Сегодня эскимосы покупают продукты в супермаркетах, живут в отапливаемых домах. Но старые традиции во время охоты чтят и помнят».

Выходит ребенок национальной одежде “Чукчи”

“Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что вы с любовью,

бережно отнеслись к природе и животным Арктике . Приглашаем вас на праздник “чистого чума”.

Дети играют в игры : “Прыжки через чаат (кнут) ”,

“Молодой оленевод” и др.

Повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Арктика. Удивительный мир Арктической пустыни"

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» в филиале МБОУ СОШ с Ламское16 февраля 2016 года был проведён Всероссийский урок «Арктика – фасад России» в 5-6 классе учителем географии Паничевой С.А.

Цель урока : повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Ход урока

Расположение Арктического региона.

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы. Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля» ), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

В чем особенности климата Арктики.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. ш. – 98 суток; на 80° с. ш. – 127 суток; в районе полюса – полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

По данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире.

Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе.

Исследование Арктики.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования.. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием “Северный полюс” была высажена у полюса 21 мая 1937 года .

В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”.

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Групповая работа для географов.

Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.

Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и …(островами). Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит), но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до…(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но…(тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на…(несколько градусов) выше…(нуля).

Проведена групповая работа для зоологов.

Животных Арктической зоны кормит …(море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими …(рыбы). Основная пища птиц и животных – это …(рыба). На скалистых берегах собираются…(чайки),…(кайры) и…(гагарки), здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют …(тупики). Все звери прекрасные …(пловцы). От холода их защищает …(слой жира ). Это …(моржи) и… (тюлени). На тюленей охотятся …(белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Физкультпауза

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Государственный заповедник Остров Врангеля

Государственный природный заповедник Остров Врангеля занимает 2,2 млн.гектаров. (Слайд 3) . Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.

О.Врангеля – роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат, единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.В этом заповеднике самые крупные скопления моржей.Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара

Овцебык. (Cлайд 5).
На острове Врангеля их более пятисот.


Ценятся изделия из шерсти овцебыка. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.

  1. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. (Слайд 8) .

Растительный мир Арктики.

Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты, краткого вегетационного периода. Здесь отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Число видов цветковых, например, сокращается до 50, их здесь вдвое меньше, чем в арктических, и в 4 раза меньше, чем в типичных тундрах. Нет уже не только кустарников, но и кустарничков. В разнотравье евразиатских Полярных пустынь доминируют мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Почти повсеместно, независимо от ландшафта, развиты сходные по составу и структуре сообщества: растительная дернина в узких трещинах между полигонами, рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и маков. (Слайд 10) . Они растут разреженно, покрывая голые грунты менее чем на 20%. В Полярных пустынях очень низка продуктивность растений, замедлены процессы разложения, отсутствует торфонакопление, процесс почвообразования заторможен. Жизнь сосредоточена у поверхности грунта, в узкой пленке до 25 см.

Проведена групповая работа для ботаников .

  • На островах прямо на голых… (камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы ). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество …(планктонных растений водорослей.

Прошла заочная экскурсия, на которой познакомились с растительным миром. (Слайд 9).

Закрепление урока

Викторина “Знаешь ли ты Арктику”.

1. Как с греческого переводится слово “ Арктика?”

2. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?

3. Почему северные олени пасутся ближе к морю?

4. Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, зимой живет под снегом

5. Почему места скопления птиц называют “ птичьими базарами?”

6. Почему один из видов тюленей, обитающий в Северном Ледовитом океане, назван “ морским зайцем?”

7. Приведите примеры приспособлений растений к холоду в период роста и развития?

8. Какую отрицательную и положительную роль играет снеговой покров для растений Арктики?

9. Какие последствия губительны для морских птиц при разливах нефти?

10. Какая рыба, вмерзая в лед, долгое время может оставаться живой?

11. Какие две особенности характерны для обитателей северных морей?

12. Почему белые медведи не употребляют в пищу пингвинов?

13. Назовите гигантов, обитающих в северных морях

Работа с кроссвордом. «Растения и животные Арктики».

Рефлексия

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Работа вместе с ребятами помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Итог урока

И, мысленно, вновь я средь белых сугробов,
Что намело после сильной пурги:
Дети со смехом тонут в снежных заносах;
Прошёл вездеход подняв тучу пыльцы.
Море сияет как белый кристалл.
Ветер, шурша, тащит белые струи.
Наст под ногами словно металл.
День передышки и снова задует.
Чем же мне дорог суровый сей край,
Где все двенадцать месяцев холод?
Здесь, где пурга может дуть целый май,
И в информации чувствуешь голод:
Открытость пространства, открытость людей;
Причастность к истории этого края;
Здесь жизнь проверяет на прочность друзей,
И слёзы глотаем, порой их теряя.
Магия Арктики необъяснима.
Сколько об этом уж сказано слов.
Бледна и скупа, но всё же - красива.
Уехав на юг, к ней тянешься вновь.
Белые крылья совы в белом небе;
Белый медведь на торосистом льду;
Белые щёки немеющей кожи.
Вряд ли я в городе грязном найду.

Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила и провела для детей средней группы

Воспитатель I КК И.Н. Анциферова

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера, дидактические игры.

Методы и приемы : беседа, пальчиковая гимнастика.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1. Оргмомент. Пальчиковая гимнастика .

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

2.Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус.

Это уменьшенная модель Земли. Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

3. Беседа о животных Арктики и Антарктиды.

Рассматривание с детьми картинок диких животных холодных стран.

Закрепление в словаре обобщающего понятия "животные Северных стран". Воспитатель рассказывает детям о том, чем питаются животные Арктики и Антарктиды, где они живут, как называются их детёныши. Даётся характеристика внешнего вида животных, обращается внимание детей на части тела животных (туловище, голова, хвост, рога, копыта, ласты, клыки и т.д.).

4. Работа по развитию речевого дыхания :

«Сдуй снежинки» - сдувание с ладошки кусочков бумаги, ватки.

5. Отгадывание загадок :

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко.

(Морж)

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке.

(Пингвин)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

(Белый медведь)

На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир.

(Тюлень)

6. Дидактические игры : «Животные холодных стран», «Животные Севера».

Игра : « У кого кто?»

У белого медведя медвежонок, а у белки….

У тюленя тюлененок, а у лисы…..

У моржа моржонок, а у лося…

У северного оленя олененок, а у волка…

У вороны вороненок, а у пингвина…

У галки галчонок, а у полярной совы…

7.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).


48kb. 09.05.2011 14:24 52kb. 09.05.2011 14:24 166kb. 09.05.2011 14:25 91kb. 09.05.2011 14:25 77kb. 09.05.2011 14:26 136kb. 09.05.2011 14:26 587kb. 09.05.2011 14:28 66kb. 09.05.2011 14:29 211kb. 09.05.2011 14:29 1692kb. 09.05.2011 14:29 28kb. 22.05.2011 04:03 44kb. 09.05.2011 14:30 40kb. 09.05.2011 14:30 75kb. 09.05.2011 14:33 64kb. 09.05.2011 14:31 233kb. 09.05.2011 14:31 584kb. 09.05.2011 14:32 120kb. 09.05.2011 14:32 27kb. 09.05.2011 14:33 48kb. 09.05.2011 14:34

Арктика1.doc

Арктика.

  1. Утренний сбор.
Коммуникативная игра: Игра «Доброе утро!».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро. правые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
-Доброе утро!- левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки
Солнцу и птицам. поднимают руки вверх, тянутся
- Доброе утро!- машут правой рукой
- Улыбчивым лицам. улыбаются друг другу
- И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете позже. Сначала поиграем. Вам надо раздобыть карту, того места, о котором сегодня пойдет речь. Каждая разгаданная загадка-это часть карты:


1. Этот мишка – чёрный нос –
Любит зиму и мороз.
Ну а летом ищет тень
И купается весь день.

(белый медведь)

2. Зверь в белую шубу одет.

(белый медведь)

3. Кто живет в морях холодных,
Среди айсбергов огромных?
Шевельнуться ему лень,
Спит весь день на льду тюлень.


4. У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки олень.

5. Кто же это на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.

(белый медведь)

6. В океане тёмно-синем
Лапой поудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Отдыхаю не дрожа.

(белый медведь)


Карту складывают дети, после чего взрослый показывает где на глобусе и атласе Арктика. А как же нам попасть в Арктику? (ответы детей) Правильно на ледоколе, посмотрите много льда.

Я иду на ледоколе, руки вперед сложенные треугольником
Ледокол идет по льду.
То, трудяга, поле колет,
То ледовую гряду. У-у-у-у.

Воспитатель: «Вот молодцы. Приплыли. Что же такое АРКТИКА? А́рктика (др. греч. ἄρκτος - «медведь» (от греч. arktikos - северный), северная полярная область-Арктика лежит под созвездием Б. Медведицаы) (картинки вешаются на доску)- северная полярная область Земли.

Воспитатель: «Как мы добрались до Арктики? Правильно на ледоколе. А раньше не было таких современных кораблей, на чем могли попасть туда люди? На паровых судах. Посмотрите (воспитатель демонстрирует детям макет), как много вокруг водного пространства: (воспитатель втыкает в макет палочки-зубочистки с надписями морей и др.) Гренландское, Норвежское, Баренцево, Карское море, море Лаптевых, Чукотское море, море Бофорта и Баффина, море Лабрадор и это не полный список морей входящих вместе с Северным ледовитым океаном в состав единого ледника с участками многолетней мерзлоты.

Это Северный полюс (красный флажок, смотрим на глобусе)-центр, серединка Арктики, примыкают к вековому льду окраины материков Европа, Азия и Северной Америки (воспитатель кладет надписи на макет).

Центральная часть Арктики-Северный ледовитый океан, который не зависимо от времени года, остается скован льдами почти целиком.

Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля» ), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

Много лет русские и зарубежные мореплаватели и исследователи изучали Арктику, ее ландшафт, животный и растительный мир.

Одним из известных русских исследователей был Денис Герасимов, по его чертяжам была составлена карта Северного Ледовитого океана. А Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса .

Как же исследуют Арктику?

Россия - первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимое оборудование.

А какие животные там живут (воспитатель демонстрирует энциклопедию и картинки животных вывешиваются на доску).

Теперь давайте поотгадываем животных, с которыми мы уже познакомились (взрослый предлагает детям вытащить игрушки из закрытой коробочки). Дети расставляют игрушки на макет.

Белый мишка средь снегов

Ходит-бродит, ищет что-то.

Пара чудных белых сов

Полетела на охоту.

Белой стайкой куропатки

На снегу играют в прятки.

Вот подкрался к ним песец,

Тоже белый, между прочим.

Может, с птичками хитрец

Поиграть немного хочет?

Моторика.

Спит на льдине целый день на раскрытой ладоне левой руки лежит сложенная в кулак правая рука

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы. вытащить из кулачка большой и указательный палец

Давайте вместе попробуем разделить лис бумаги пополам, так как в Арктике много льда и снега, а по вашему мнению снег какого цвета? (ответы детей) Белого, лист бумаги мы оставим белым. (приклеиваем животных).

А чем же питаются животные Арктики? Посмотрите это пищевая цепочка.

^ Игры в центрах:


1.

Центр активности

Игра «Собираем рыбок».

Понадобиться:


  • обручи

  • картинки рыбок

  • маски белого медведя

  • аудио запись
На полу лежат обручи, на 1 меньше, чем игроков. Дети в масках стоят в обручах, вокруг которого разложены картинки рыбок, когда начинает играть музыка дети выходят их обруча собирать рыбок, как только музыка прекращается все дети-б. мишки должны забежать в обручи-домики, тот который остался без обруча- домика, кладет на пол рыбок и выбывает из игры. Взрослый убирает 1 обруч и игра начинается сначала.

2.

Ц. Манипулятивных игр

Пазлы, лото. Умные игры «Мир животных».

3.

Ц. Экспериментирования

Разноцветный лед

4.

Ц. Литературы

Чтение рассказов Ю. Яковлева «Умка», «Умка ищет друзей». Подготовка книги о путешествии Умки (самостоятельное придумывание).

5.

Ц. Математики

Сосчитай и сравни количество.

6.

Ц. Кулинарии

Замешиваем соленое тесто. «Рыбки из соленого теста». Бутерброд «Рыбка»

7.

Ц. Науки и природы

Приклеиваем наклейки-животных в атлас «Мир животных», а затем выкладываем белого медведя стеклярусом.

8.

Ц. Конструирования

Аппликация «Айсберг» из мятой бумаги.

9.

Ц. ИЗО

Лепим белого медведя из пластилина.

10.