Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»

Конспект открытого занятия

детского объединения «Живые кадры» (4 год обучения)

на тему:

Педагог дополнительного образования

Борисова Мария Васильевна

г. Нефтекумск

Дополнительная образовательная программа

«Живые кадры»

Направленность Художественно-эстетическая_________________________________

Уровень освоения Средний______________________________________________

Срок реализации ______________ 5 лет_______________________________________

Предназначена для детей ____________от 10 до 15 лет____________________________

Форма Комплексная_____________________________________________________

Дисциплина Мультипликация__________________________________________________

Год обучения _____________4_________________

Форма организации деятельности учащихся на занятии коллективная__________

Тема занятия: «Создание мультфильма «Зимняя сказка»».

Цель: научить съемке анимационных роликов в сыпучей технике.

Задачи:

Образовательные:

Обучение работе с сыпучими материалами.

Обучение анимации в сыпучей технике.

Знакомство с историей песочной анимации.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие сенсорной чувствительности.

Развитие абстрактного мышления.

Воспитательные:

Воспитание внимательности, аккуратности и добросовестного отношения к труду.

Воспитания уважения и любви к классической музыке.

Формирования умения работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

    ПК с установленной программой Claymation Studio

    вебкамера

    стеклянный стол с бортиками

    зерно(различные крупы).

    лампа настольная

Методическое обеспечение занятия:

Видеоролики, снятые в технике песочной анимации: видеоклип «Обернись» Басты и Город 312, видеоролики детских студий мультипликации.

Аудиофайл «Аффирмации. Уверенность в себе» (автор неизвестен).

Мультфильм «Boundin» от Pixar

Во время проведения занятия использован музыкальный материал: аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года. Весна».

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

Нормирование времени при работе;

Проведение физкультминутки.

Детское объединение «Живые кадры»

Предмет «Мультипликация» (3 год обучения)

Тема: «Сыпучая анимация».

Ход урока (3 часа)

    Приветственное слово педагога. Вводная беседа – 5 минут

    Минута позитива. --- 5 минут. Просмотр и обсуждение мультфильма «Boundin» от Pixar

    Тема: «Сыпучая анимация» -10 минут

Что такое сыпучая анимация. Из истории сыпучей анимации.

Просмотр видеороликов, снятых в изучаемой технике.

    Прослушивание музыкального сопровождения, наброска образов -- 5 минут

    Работа над эскизами, образами – 20 минут

    Динамическая пауза-10 минут

    Упражнения для мелкой моторики рук. (5 минут)

    Съемка мультфильма, работа с крупой на стекле. 40 минут.

    Динамическая пауза-10 минут

    Викторина о мультипликации--5 мин

    Съемка «интро»-- 15 мин

    Монтаж мультфильма. Наложение звука. –10 минут.

    Релакс-минутка-5 минут.

    Подведение итогов и выводы. Домашнее задание. 10 минут.

Итоги урока и выводы педагога (что прошли на уроке и над чем работали).

Просмотр ролика, по желанию запись мультфильма на съемные USB-носители информации.

Сценарий.

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на занятиях по анимации.

(Проверить присутствующих, выяснить причины отсутствия.)

2 . Минута позитива.

Давайте теперь с Вами немного расслабимся, переведем дыхание. Предлагаю посмотреть замечательный мультфильм и зарядиться прекрасным настроением и позитивом. (Просмотр мультфильма «Boundin»).

Понравился мультфильм? О чем он? Чему он учит? (Обучающиеся отвечают.)

3. Тема: «Сыпучая анимация».

Педагог: Сегодня мы будем работать над созданием мультфильма в технике сыпучей анимации. Давайте вспомним, что такое «анимация». Анимация-это….

Анима́ция (animatio - одушевлённость ) - метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета.

Педагог: какие виды анимации Вам известны?

Предполагаемый ответ учащегося: кукольная, пластилиновая, в технике перекладки, рисованная, компьютерная, песочная…

Педагог: А кто знает, в чем отличие сыпучей анимации?

Главное, что отличает песочную анимацию и графику от других направлений с применением сходного материала - например, рисунков цветным песком - это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений. Не столь принципиален выбор конкретной сыпучей субстанции, рабочих инструментов. Именно при наличии подсветки изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает».

На поверхность, которая излучает направленный снизу вверх свет, наносятся тонкие слои песка (или сходного сыпучего материала). Камера, закреплённая выше, фиксирует получившуюся картинку или весь процесс её создания. Таким образом, нет особой технической разницы в создании мультипликационного фильма и шоу-выступления для живого зала. В последнем случае происходит он-лайн трансляция для публики на большой экран.

Педагог: Вы видели клип «Обернись» группы Город 312 о Басты? Давайте освежим память и посмотрим на этот шедевр песочной анимации. (Просмотр клипа.) Это работа профессионала, результат многолетней практики.

Для съемок мультфильмов в этой технике можно использовать не только песок, но любой другой материал. Сегодня мы будем работать с различными крупами, которые можно найти на любой кухне.

    Прослушивание музыкального сопровождения, наброска образов.

Педагог: Сегодняшний мультфильм мы снимем на тему «Весна пришла.» Какие ассоциации у вас связанны с весной? Давайте запишем все, что придет в голову. (Дать старосте листочек и ручку, староста записывает ответы обучающихся.)

Знаете композитора Антонио Вивальди? У него есть серия музыкальных произведений «Времена года». Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сейчас я включу композицию «Весна» этого композитора, а вы фиксируйте ощущения и образы, которые у Вас возникнут. Позже мы их запишем.

(Прослушивание записи.) Молодцы. А теперь расскажите о своих ощущениях и картинках, которые вы увидели….

    Работа над эскизами, образами.

Педагог: Итак, что у нас получилось… (Список образов, связанных с весной.) Давайте подумаем, какие образы мы выберем, как их можно соединить, подумаем над переходами одной картинки в другую.

А теперь давайте нарисуем эскизы изображений, которые вы хотели бы оживить в мультфильме. Раскрашивать не нужно, просто набросайте образы, чтобы мы могли их потом нарисовать крупой на стекле.

(Самостоятельная работа обучающихся.)

    Динамическая пауза №1.

Педагог: Молодцы, Вы очень хорошо поработали. Предлагаю Вам встряхнуться, устроить динамическую паузу. (В зависимости от погодных условий динамическая пауза проводится в кабинете или на площадке).

Встаньте, пожалуйста, постройтесь. Давайте разгоним кровь по организму, чтобы только светлые и гениальные мысли приходили в наши головы.

(Проведение зарядки.)

7.Упражнения для мелкой моторики рук.

Педагог: Хоть немного отдохнули? Скоро мы приступим к процессу съемке сыпучего мультфильма, а для работы с крупой нам понадобятся ловкие пальчики.

Давайте немного разомнем свои руки…

Упражнение№1. «Ну-ка пальцы, за работу!» - разгибать по одному пальцы из кулака при помощи пальцев другой руки.Предварительный массаж кистей, приём массажа - поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа - растирание - 2-3 повтора для каждого пальца.

Ну-ка, пальцы, за работу!
Ведь работать всем охота.
Большой пойдёт дрова рубить,
Указательный - печь топить,
Средний - воду таскать,
Безымянный - хлеб выпекать,
А мизинцу - петь-плясать,
Да других развлекать.

Упражнение №2. «Белые цветы». Предварительный массаж кистей, приём массажа - поглаживание, 2-3 повтора, приём массажа - растирание - 2-3 повтора для каждого пальца. Сложить ладони в форме бутона тюльпана и выполнять действия, как в стихотворении:

Эти белые цветки
Все раскрыли лепестки (раскрыть цветок и качать им)
Ветер обдувает
И цветы качает (сделать обратно бутон),
Эти белые цветки
Закрывают лепестки (качать «бутоном»)
И засыпают-
Головками кивают.

    Съемка мультфильма, работа с крупой на стекле. .

Педагог: Прекрасно! Теперь ваши руки готовы к созданию мультфильма. Ну что, начнем?

(Процесс съемки. Выкладывание изображений из сыпучего материала. Фотографирование кадров.)

    Динамическая пауза №2.

Педагог: Устали? Давайте немного расслабимся и поиграем. Знаете игру «Горячая картошка?»

Игра «Горячая картошка». Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

    Викторина о мультипликации.

Педагог: Ну вот, вы немного размялись. А теперь проведем небольшую разминку для мозга. Все любят мультики? Внимательно их смотрите? Сейчас мы узнаем, насколько внимательно. Я буду задавать вопросы, кто знает ответ, поднимает руку. Не выкрикивайте, не вскакивайте. Вопросов хватит всем.

Вопросы
1. Каким животным был Тимон в диснеевском мультфильме «Король Лев»?
а) Опоссум
б) Сурикат (правильный ответ)
в) Вомбат
2. «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью». В каком мультфильме звучит эта фраза?
а) «Возвращение блудного попугая»
б) «День Рождения Алисы»
в) «Тайна третьей планеты» (правильный ответ)
3. Героиню какого из диснеевских мультфильмов зовут Аврора?
а) «Русалочка»
б) «Спящая красавица» (правильный ответ)
в) «Красавица и Чудовище»
4. Что потерял Ежик в тумане?
а) Лошадь
б) Медвежонка
в) Узелок (правильный ответ)
5. Какого персонажа мультфильма «Бременские музыканты» не было в одноименной сказке братьев Гримм?
а) Трубадур (правильный ответ)
б) Собака
в) Петух
6. В мультсериале «Трансформеры» Автоботы борются с:
а) Мотоботами
б) Крабовидной туманностью
в) Десептиконами (правильный ответ)
7. Лунтик подружился с божьей коровкой:
а) Майей
б) Милой (правильный ответ)
в) Миной
8. Как звали главного питомца седьмой феи «Winx»?
а) Чико
б) Арту (правильный ответ)
в) Милли
9. Королём каких животных в мультфильме «Мадагаскар» был Джулиан?
а) Антилоп
б) Ленивцев
в) Лемуров (правильный ответ)
10. Какого героя нашего мультика японцы очень полюбили, прозвав «российским Покемоном»?
а) Котенок Гав
б) Голубой Щенок
в) Чебурашка (правильный ответ)
11. Как звали почтальона Печкина из мультфильма «Трое из Простаквашино»?
а) Валерий Иванович
б) Игорь Иванович (правильный ответ)
в) Иван Иванович
12. Из зоопарка какого американского города сбежали герои мультфильма «Мадагаскар»?
а) Лас Вегас
б) Чикаго
в) Нью-Йорк (правильный ответ)
13. Где до встречи с Геной жил Чебурашка?
а) в подземном переходе
б) в телефонной будке (правильный ответ)
в) в сторожке
14. Что постоянно носила с собой белка в мультфильме «Ледниковый период»?
а) Орех
б) Кокос
в) Желудь (правильный ответ)
15. Какого кота придумал Эдуард Успенский?
а) Кот Матроскин (правильный ответ)
б) Кот Леопольд
в) Котенок Гав

Педагог: Молодцы! Вижу, вы действительно любители мультфильмов и прекрасно в них разбираетесь.

    Съемка интро и аутро.

Педагог: Ребята, кто знает, что такое «интро»?

Предпологаемый ответ : начало, вступление, вступительная часть.

Педагог: Все верно. Это слово произошло от английского «introduce», что в переводе «представлять, вводить». Есть еще такое понятие как «аутро». Это как раз то, что мы видим по завершении основной части фильма, аутро может включать в себя титры, ну и классической вариант: «The End.» Сейчас мы с Вами займемся съемкой интро и аутро для нашего ролика. Конечно же техника выполнения должна соответствовать технике основной части фильма. Поиграемся с крупой еще? Интро включает в себя название фильма и указание авторства. Аутро может включать в себя дату, классическое «конец» и указание используемых материалов, в нашем случае мы укажем, какую музыкальную композицию мы использовали для аранжировки. Давайте начнем.

    Монтаж мультфильма. Наложение звука.

Педагог: Прекрасно поработали! Все отсняли. Итак, что мы имеем? Давайте посмотрим.(Воспроизведение анимации из отснятых кадров.) Что-нибудь нужно подправить? Может быть какие-то кадры лишние? Нужно ли замедлить или ускорить воспроизведение? Давайте вставим интро и аутро. Посмотрим, что получается.

Нравится?

Теперь вставим музыкальную композицию. Кто подскажет, как это делается? (Ответ обучающихся).

Ну как вам наш мультик? Довольны работой?

Теперь скомпилируем в файл формата MP4 или MKV. Готово! Теперь его можно загружать в YouTube)).

Кто желает по окончании урока может подойти ко мне с флешкой, мы скинем готовый мультфильм.

    Релакс-минутка.

Поработали, теперь можно и отдохнуть. Сядьте поудобней. Расслабьтесь.

Давайте послушаем аффирмации. Это позитивные установки, позволяющие менять свою жизнь к лучшему. Закройте глаза и повторяйте слова за ведущей. Можно тихо, можно мысленно, главное чтобы вам было комфортно.

(Прослушивание аудиофайла «Аффирмации. Уверенность в себе».)

    Подведение итогов и выводы.

Сегодняшнее занятие подошло к концу. Кто расскажет, чему мы сегодня научились? Сегодня мы с Вами сняли замечательный мультфильм в технике сыпучей анимации на тему «Весна пришла». Познакомились с новыми понятиями. Какие новые термины вы сегодня узнали?

Что вам на сегодняшнем занятии понравилось больше всего?

Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте наведем порядок в кабинете. Кто принес флешку, можно подойти и загрузить себе сегодняшний мультфильм.

Спасибо вам за то, что пришли сегодня и хорошо поработали.

До свидания. До новой встречи.

О грубости и сквернословии.

Урок по русскому языку

Учитель Бобрышева Н.И.,

Воронежский музыкальный колледж

им. Ростроповичей

Цели: осознать ответственность за современное состояние русского языка; сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики.

Задачи: познакомить учащихся с понятием «языковая ситуация», «языковая культура личности», разъяснить понятие «ненормативная лексика», способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.

Форма урока: круглый стол.

Готовясь к уроку, ребята провели анкетирование, получили задания к занятию.

Оборудование: презентация «Ненормативная лексика», анкеты и фрагмент из художественного фильма «Председатель».

Ход урока.

ЭКакова жизнь, такова и речь. Сенека

Русский тот, кто никогда не забывает, что он русский; кто знает родной язык великого народа. Надо помнить, что мы в ответе за государство.

И. А. Ильин
пиграф:

I Языковая ситуация.

    Лекция учителя.

О состоянии общества, о его культуре и нравственных ценностях свидетельствует языковая ситуация, т.е. соотношение разных форм языка в речи людей. Говорят ли они на литературном языке, на жаргоне, можно ли услышать диалекты, просторечия. На каком языке мы с вами говорим в период, который назвали периодом «межцивилизационного развития»? В переломные периоды в языке обычно меняется лексика, способ её употребления, общая манера выражения мысли.

Исследователи языка отмечают две наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в России: 1) резкое стилистическое снижение русской речи, её огрубление и вульгаризация, массовые отступления от русского литературного языка, резкое падение престижа русской речевой культуры 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского языка. Я бы прибавила еще и третью беду нашего общества. Это грубость и сквернословие. В нашем общении они получили такое же распространение, как пьянство. В России 70 – 90-х гг. сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая демократия, свобода слова сделали своё дело. Сквернословие охватило все регионы страны, все население, почти все ситуации речи. А. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах. («В круге первом»).

Распространение сквернословия привело к тому, что из области сознания оно проникло в область бессознательных процессов. Хирург не мог оперировать одну очень интеллигентную женщину, потому что, когда ей дали наркоз, она заговорила… Даже если сам не говоришь скверные слова, твои земляки позаботятся о том, чтобы ты их не забыл.

Представьте себе, что есть определенное заболевание-синдром Туретта, когда человек, кроме ряда других признаков этой болезни, обладает и такой особенностью речи: речь утрачивается, а способность к сквернословию сохраняется..

Сквернословие стало печальным знаком нашей отечественной речи. Иностранные студенты усваивают первые русские слова, которые являются непечатными. В настоящее время к сквернословию проявляют интерес почти все. Защищают диссертации на эту тему, выпускают словари мата, студенты исследуют в своих курсовых работах язык Лимонова, С. Довлатова и т.д. Итак, сегодняшняя практика пользования родным языком вызывает тревогу. В связи с этим мы тоже решили провести небольшое исследование. Студентам нашего колледжа была предложена анкета. Интересно познакомиться с её результатами.

    Группа учащихся знакомит аудиторию с результатами анкет.

Учитель.

Как видим, анкетирование показало, что ситуация с использованием сквернословия противоречивая.

Чтобы наши размышления на тему сквернословия не были пустыми, давайте проясним некоторые языковые понятия. Где место бранной лексики в родном языке? Прослушайте сообщения ребят по этой теме.

II Сообщение I группы.

Выступающий 1.

В каждом языке выделяют литературную, разговорную и ненормативную лексику. Литературная лексика -это лексика культурная, которая может быть использована в любой ситуации, причем в устной и письменной речи, в общественном месте и в средствах массовой информации. Сюда входят традиционно разграничиваемые книжная, высокая, научная, специальная, официально-деловая и часть традиционно выделяемой разговорной лексики (литературно-разговорная). Например, куда мы отнесём слова «человек», «гражданин», «чувак», «чел». Последние 2 слова НЕ являются литературными.

Выступающий 2.

Разговорная лексика-лексика уместная и допустимая преимущественно в устной речи между своими, в узкой компании близких, хорошо знакомых и равноправных в общении людей; сюда же входит сниженная лексика, общенациональная жаргонная (сленг) и просторечие. Например, человек, человечище, тащиться (медленно идти). Есть разговорные слова нейтральные и сниженные.

Литературная и разговорная лексика образуют лексику нормативную, употребление которой соответствует нормам литературной и разговорной речи.

Выступающий 3.

Ненормативная лексика рассматривается как оскорбляющая собеседника и негативно характеризующая говорящего, в связи с чем в общественном мнении она рассматривается подлежащая исключению из публичного употребления.

Среди ненормативной лексики языковое сознание выделяет два разряда – грубую и нецензурную.

Выступающий 4.

Грубая лексика включает вульгарную и бранную (инвективную). Употребление вульгарной лексики (пузо, плешь) свидетельствует прежде всего о бескультурье говорящего и не адресуется собеседнику как оскорбление; обычно культурного человека оскорбляет просто её употребление кем-либо в его присутствии.

Бранная или инвективная лексика (свинья, собака) обычно употребляется с намерением оскорбить или унизить адресата или третье лицо. Но она в определенных ситуациях может употребляться и без такого намерения, для выброса эмоций. Публичное употребление бранной лексики осуждается общественным сознанием.

Нецензурная (синоним - неприличная) лексика-это экспрессивная лексика, которую общественное сознание современного общества постоянно запрещает в публичном употреблении. На базе приведенной классификации представляется возможным определить термин сквернословие. Сквернословие – это экспрессивные слова с недоброжелательным значением, используемые с намерением или без намерения оскорбить слушающего – бранная и нецензурная лексика. Сквернословие, таким образом, включает бранную лексику (осуждается общественным сознанием) и нецензурную лексику (запрещена к публичному использованию общественным сознанием), но не включает вульгарную (свидетельство о бескультурье говорящего).

Ненормативная лексика включает вульгарную и сквернословие (бранную и нецензурную лексику) и является более широким понятием, чем сквернословие.

Учитель.

Брань есть в каждом языке. Но существует мнение об исключительности русского мата: русский мат самый сильный, все иностранцы его признают, в первую очередь его заучивают и предпочитают ругаться исключительно по-русски.

III Сообщение II группы.

Сквернословие в языках мира.

Выступающий 1.

Ругаться на чужом языке действительно люди любят. Так легче нарушить запрет. Кавказцы, жители Средней Азии часто ругаются по-русски потому, что не решаются ругаться на своём родном языке. Русские в Германии часто ругаются немецкими словами.

Американцы издали словарь «7000 русских ругательств» , куда включили слова, которые называют какие-то недостатки человека. Сюда вошли определения глухой, хромой, слепой и под . А немцы издали словарь «100 русских вульгарных слов» . Первое из них - аппаратчик. Туда вошли такие слова, как главарь, вкалывать, недотрога, она беременная, мешок, забегаловка, шмотки, кайф, тюрьма, подружка, трус и др . Вряд ли эти слова являются ругательствами – это просто слова, которые дают человеку или предмету неодобрительную оценку, да и то не во всех случаях.

Выступающий 2.

А что понимать под матом? Мат – это самые грубые из инвектив, выражающие крайнюю степень презрения, раздражения, наиболее сильную степень эмоции, обычно – отрицательной. При этом подчеркнём, что к мату относятся некодифицированные единицы, то есть такие, которые не признаются единицами литературного языка, не фиксируются общеупотребительными толковыми словарями и не употребляются в письменной форме, не могут быть употреблены при выступлении перед аудиторией, в печати, в средствах массовой информации, художественных произведениях.

Таких слов в русском языке, как и в других языках, немного, хотя это и не делает их менее заметными, поскольку они, к сожалению, очень часто употребляются в устной речи.

Важным признаком этих слов и выражений является их сугубо устный характер – их нельзя писать, печатать, они чисто устные.

Этот запрет, к сожалению, сейчас начал сплошь и рядом нарушаться нашей прессой, телевидением, современными писателями, что оказывает серьёзное отрицательное воздействие на развитие современного русского языка, на культуру общения и вообще на культуру общества.

Выступающий 3.

Один из наиболее распространенных в мире способов ругаться – поношение святыни. Именно нарушение “святого запрета” и делает такие ругательства очень сильными. В своей докторской диссертации В.И. Желвис сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом “мать” встречаются в 11 языках. Оскорбление матери – это оскорбление богоматери, удар по святому. Инвективы есть во всех языках, хотя каждый народ находил свои способы выражать недовольство собеседником. Мы скажем: “Дурак!” , а японец использует конструкцию типа “я умнее” , а результат тот же.

О наличии неприличных слов во всех языках свидетельствует и такое любопытное явление: иностранцы, изучающие русский язык, начинают избегать некоторых русских слов, смущаясь при их употреблении. Болгары избегают русского слова “спички” , чехи – “лекарша”, арабы - “зуб”, немцы – “пупс” и т.д.

IV Беседы по вопросам.

Учитель:

Почему люди ругаются?

Ответы учащихся :

    Снятие стресса, “разрядка” переживаемой в данный момент эмоции.

    Помогает снять физическую и душевную боль.

    Средство защиты своего статуса. Чаще скандал – защитное оружие слабого, кто боится за свое положение, престиж, привилегии и т.д.

    Функция “самоподбадривания”. Боксёры нередко начинают с оскорблений, а затем, с гонгом бросаются друг на друга с кулаками.

    Средство подавления собеседника, как агрессивное средство нападения. Не случайно “браниться” и “поле брани” однокоренные слова. В рукопашной схватке фронтовики всегда матерились.

    Как средство самоунижения. “Ах, я дурак, что наделал!”

    Ругательства помогают человеку скрыть страх, уязвимость. “Иди к чёрту! Чёрт бы тебя побрал!” и т.д.

    В качестве магической силы. “Ругайте меня, когда я буду сдавать экзамен” . Ср.: Ни пуха, ни пера!

    Традиционные ругательства – ритуальные речи: “корительные” русские свадебные песни (поношение жениха), в частушках, куплетах, анекдотах.

    Для демонстрации высокопоставленными людьми своей близости к народу.

    Ругательства часто используются в функции междометий, для “заполнения пауз”, для связи слов в предложении. Например, слово “блин”, ”ёлки-палки”, “ё-моё” и подобные им.

Учитель:

Итак, причин, по которым люди прибегают к сквернословию, много. Но ни одна из них не может служить оправданием. Это первая ступень к нарушению законов общества. С другой стороны, у человека, использующего мат, постепенно атрофируется мыслительная способность.

Кто, на ваш взгляд, чаще всего использует ненормативную лексику?

Ответы учащихся:

    Дети чаще, чем взрослые, выражают своё недовольство друг другом, используют ругательства, дразнилки, оскорбления. Они обладают повышенной эмоциональностью и не усвоили еще навыков культуры поведения и общения.

    Подростки используют брань как средство повышения статуса, как защиту от возможной агрессии или как демонстрацию агрессии. Или как проявление бунта.

    Чаще ругаются мужчины. Это стремление продемонстрировать мужскую силу или “принадлежность к группе”, показать, что я свой: “И тут нас выручил пожилой солдат, который спустился к самому берегу реки и принялся крыть часового отборными словечками. Только тогда часовой по-настоящему поверил, что на другом берегу свои” (“Неделя”, 1982г.)

    Мужчины и подростки нередко начинают ругаться, оказавшись в мужской компании. Ругаться как бы считается “по-мужски”.

    Люди, занимающие высокое положение в обществе, обычно публично меньше ругаются, чем низы и “слабые” люди.

Учитель:

Правда, в России нередко наблюдается начальственное сквернословие – начальник сквернословит в присутствии подчиненных, подчеркивая свою доминантность, власть. Физик В. Шкловский рассказывал об одном очень серьёзном совещании у Берии: “Берия прервал докладчика и обрушил на собравшихся академиков поток грязной брани. Учёные потупили глаза. И тут встал академик П.Капица и стал в тех же выражениях честить Берию: мол, когда разговариваешь с физиками, …, ты должен стоять по стойке смирно, а не позволять себе такую наглость. Берия тут же прекратил совещание, а на следующий день П.Капица был снят с поста директора Института физических проблем АН СССР и посажен под домашний арест. Материться имел право только Сам…”

А как вы относитесь к тому, что ругаются женщины?

Учитель:

Публичное употребление ругательств является грубейшим нарушением общественного, морального запрета. Кстати, в некоторых странах есть уголовные статьи, предусматривающие наказание за брань в общественном месте. Верховный суд США в 1978 году официально признал 7 английских слов наиболее непристойными ругательствами. Однако, что характерно – ни одна из американских газет не решилась опубликовать этот список – именно из-за его крайней непристойности.

А вы знаете о правовой ответственности за употребление ненормативной лексики?

Ответы учащихся:

Создан Совет по русскому языку при Президенте РФ, разработана государственная программа “Русский язык”, принят Закон “О государственном языке Российской Федерации”, 2007 год был объявлен Годом русского языка, существует статья в Уголовном кодексе “За брань в общественном месте”.

Учитель:

Однако остается много неясного и сложного, в том числе в осуществлении Закона о русском языке.

Нужно ли бороться с использованием ненормативной лексики в речи и каким образом?

Группа учащихся – исследователей знакомит аудиторию с вариантами ответов анкет.

Учитель:

Итак, подавляющее число опрошенных считают, что необходимо изгнать нецензурщину со страниц газет, с экранов телевидения.

Оптимальный пример изображения сквернословия в художественном произведении мы видим в фильме “Председатель” (просмотр отрывка из фильма “Председатель”).

Свою роль в борьбе со сквернословием должны сыграть женщины – они не должны допускать сквернословия в своем присутствии или в присутствии детей.

Долг интеллигентных мужчин – не допускать в своем присутствии публичного сквернословия.

И, наконец, необходимо демонстрировать образцы культурной, интеллигентной речи.

Итоги урока.

Учитель благодарит ребят за работу и делает вывод о том, что люди должны повышать свою языковую культуру – это их долг перед страной и родным языком.

Домашнее задание.

Написать свои предложения на тему:

Как бороться с нецензурной бранью”,

Как я боролся с нецензурной бранью”.

5

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия психолога, Дошкольники – 4-6 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: ГКУ «СРЦН Воротынского района»
Месторасположение: с. Красная Горка, Воротынский район, Нижегородская область

Конспект занятия с элементами мульттерапии «Подарок для самого слабого» для детей дошкольного возраста

Цель: воспитывать уважительное отношение к младшим детям, взрослым.

Задачи:

— Воспитывать положительное отношение к людям;

— Осознание значимости помощи детям и взрослым;

— Снятие мышечных зажимов, психоэмоционального напряжения.

Оборудование: Проектор, мультфильм «Подарок для самого слабого», музыкальное сопровождение (релаксация, клубок, музыкальная физкультминутка (видео), картон, цветная бумага, клей.

Ход занятия

Педагог-психолог: Здравствуйте ребята, очень рада снова вас всех видеть. Но сначала давайте поздороваемся.

Ритуал приветствия

Сегодня к нам на занятие пришел вот такой плюшевый мишка, который будет наблюдать за вами в течение всего занятия. Давай те мы все с ним сейчас поздороваемся, и скажем ему как нас зовут.

Начинает педагог-психолог «Здравствуй мишка, меня зовут Ирина Александровна». Дети по аналогии повторяют.

Педагог-психолог: Сегодня я хочу поговорить с вами о том, надо или нет заступаться, защищать младших детей. А поможет нам в этом мультфильм о зайчике, который был самый слабый.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Педагог-психолог: Какие звери хотели стать самыми слабыми?

Дети: Ответы детей.

Педагог-психолог: Как вы думаете, кто из мультфильма был самый слабый? Почему вы так решили?

Дети: Ответы детей.

Педагог-психолог: Кто помог самому слабому?

Дети: Ответы детей

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы все внимательно посмотрели мультфильм и ответили на мои вопросы. А сейчас давай те немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Проводится музыкальная физкультминутка.

«Весёлая зарядка» (видео)

Педагог-психолог: Молодцы! Ребята а вы любите получать подарки?

Дети: Ответы детей

Педагог-психолог: Давай те сейчас мы сделаем подарок своими руками. Я вам раздам все необходимое, и мы сможем сделать божью коровку.

Дети: Начинают делать поделку.

Педагог-психолог: Смотрим внимательно на меня и повторяем.

Изготовление поделки.

Педагог-психолог: Ну, вот мы и закончили. Какие красивые у вас получились божьи коровки. Молодцы.

Рефлексия

— Понравился ли вам зайчик? Почему?

— Как можно помочь слабому?

Будите ли вы помогать младшим?

Ритуал прощания «Всем-всем до свидания»

Конспект занятия в старшей группе "Страна мультипликации"


Назначение: Мультипликация как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет несомненно полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цели и задачи:
Создать условия для ознакомления детей с историей и способами создания мультфильмов.
Способствовать развитию любознательности, интереса к созданию мультипликационных фильмов.
Материал: мультимедийный проектор; компьютер (ноутбук); презентации; картинки движений человечка.I.Организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал под музыку (Гимн Карусель-Карусель) и делают круг
Педагог: Всем, всем доброе утро! Сегодня такой прекрасный день, и вы все такие прекрасные. Поделимся друг с другом теплотой. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, какие вы замечательные. А теперь, смотря соседу в глаза, скажите доброе слово, и так по кругу. «Алина, ты такая солнечная…..» (Педагог наглядно демонстрирует).
Педагог: Молодцы, а теперь займите свои места.
II. Основная часть
На проекте изображены картинки героев из мультфильмов (Слайд 2).
Педагог: Внимание, посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, откуда все эти герои?
Ответы детей (из мультфильмов)
Педагог А из каких мультфильмов эти герои?
Ответы детей (Маша и медведь, Фиксики, Барбоскины, Лунтик, мультфильмы о богатырях).
Педагог: Ребята, я забыла, как называется место, где создают мультфильмы? Помогите мне.
Ответы детей
Педагог: Спасибо за помощь. Вспомнила, это же мультипликационная студия. А как бы вы назвали свою студию?
Ответы детей
Педагог: Я предлагаю вам, отправится в путешествие в мультипликационную студию (Название студии из ответов детей). А у меня нет от неё ключа? У какого героя мультфильма мы можем спросить ключ от студии, в которую хотим попасть?
Ответы детей

Вместе зовем Буратино (под музыку из кино «Буратино»)
Педагог: Буратино принес нам ключик. Посмотрите, какой ключ? Но Буратино спешит в свою страну и не может остаться с нами.
Педагог: Но чтобы туда попасть нам следует сказать заклинание. А какие заклинания из мультфильмов вы знаете? / Придумаем вместе?
Варианты детей
Теперь закрываем глаза и шёпотом произносим заклинание. Раз-два…..(заклинание).
«Раз, два, три в студию мультфильмов попади!»
На экране открывается дверь
Видео (Открывается мультстудия)
Педагог: Скажите, как же создаются мультфильмы, кто знает?
Ответы детей
Педагог: Люди не сразу придумали мультфильмы, сначала был создан такой подобный аппарат, которые сейчас спрятан в этих пазлах, и чтобы увидеть его нужно собрать картинку.
На столе раскладываюся пазлы и дети собирают картинку
Педагог: Мы тоже можем создать похожий аппарат у нас в студии. Что это у нас? (Педагог показывает окошечко и пустые кадры, вращает)
Педагог: Это мультфильм? А чего не хватает?
Варианты ответов детей
Педагог наклеивает на пустые кадры изображения с различными движениями человечка и вращает, дает детям попробовать.
Педагог: Что случилось с человечком? Почему нам кажется, что картинки ожили?
Варианты ответов детей
Педагог: А теперь можно сказать, что это мультфильм? Почему?
Ответы детей
Педагог: Мальчики и девочки, взгляните на экран и посмотрите, как работал аппарат.
Видео. Рисунки помещались на вращающийся предмет, в небольшое окошечко можно было смотреть на движение рисованного человечка или животного.
Педагог: Ребята, мы создали похожий аппарат, как в далеком прошлом.
Педагог: А как называют людей, которые изготовляют мультики?
Ответы детей
А изготавливают героев мультфильма художники-мультипликаторы.
Педагог: А из чего или из каких предметов можно сделать мультик?
Варианты ответов детей
Педагог: А теперь взгляните на экран и скажите, как выполнены герои этих мультфильмов, из чего?
Дети рассматривают эпизоды из мультипликационных фильмов
Если герой нарисованный: художник рисует множество рисунков с движениями своих героев. Фотографирует каждое движение и составляет из снимков фильм.
Если герой выполнен из пластилина: художник-мультипликатор постепенно меняет положение фигуры своего героя и фотографирует каждое изменение. Затем собираются снимки в один фильм.
также перемещая кукольного героя, и фотографируя каждое его движение- создается кукольный фильм.
Компьютерный. Художник рисует на компьютере каждое движение человечка.
Педагог: Хотите побыть художниками-мультипликаторами?
Педагог раздает карандаши и согнутые листы, на которых изображен человек в движении.
Педагог: А что у вас там на листочках?
Ответы детей
Педагог: Вспомните, как мы с вами сделали мультфильм. А теперь попробуйте сделать так, чтобы человечек ожил.
Если дети не догадались, педагог наглядно показывает процесс
III. Заключительная часть
Педагог: А это мультфильм? Значит, кем мы сегодня были? А из чего вы бы хотели в следующий раз сделать мультфильм?
Педагог: До новых встреч!
Дети уходят под музыку (Гимн Карусель-Карусель)

Презентация на тему: Страна мультипликации

Юлия Федотова
План-конспект коррекционного занятия для старших дошкольников с использованием мульт-терапии «Можно и нельзя»

Тема занятия » «Можно и нельзя »

Цель : коррекция негативных поведенческих проявлений при возникновении запретов

Задачи :

1. Формирование осознанного отношения к запретам взрослых

2. Выделение запретов в своей жизни

3. Формирование адекватной модели поведения при столкновении с запретами

Оборудование : проектор, мультфильм «Можно и нельзя » (реж. Мильчин, бумага, карандаши.

Ход занятия:

Чтение отрывка из стихотворения Асадова

Нельзя в футбол под окнами гонять

И в дом со свалки принести щенка.

Нельзя сарай как крепость штурмовать

И кинуть с крыши бомбу из песка.

Нельзя смотреть мультфильмы допоздна ,

Нельзя перед обедом тортик сладкий

Нельзя на улицу вылазить из окна,

Нельзя стрелять в животных из рогатки.

Вопросы к детям :

1. А что вам запрещают родители?

2. Что запрещают воспитатели в детском саду?

3. Что вы чувствуете, когда слышите слово «нельзя »

4. Как реагируете на запрет взрослых?

5. Вы хотите, чтобы взрослые перестали говорить вам слово «нельзя » , а говорили только слово «можно » ?

Давайте посмотрим мультфильм , и узнаем, что может случиться, если всегда и все будет можно .

Динамическая пауза.

Дети делятся на две команды. Одна команда изображает человечка «можно » . Они улыбаются, согласно кивают головами и руками. Другая команда изображает человечка «нельзя » . Они хмурят брови, мотают головой из стороны в сторону, машут указательным пальцем. Затем обмен ролями.

Вопросы к детям :

1. Какой человечек из мультфильма вам понравился больше?

2. А какой человечек важнее? Почему?

3. А вы всегда дружите со словом «нельзя » (Вопрос должен быть подробно конкретизирован на примерах, чтобы дети могли осознать свои протесты на слово «нельзя » )

4. А как можно подружиться со словом нельзя ?

Ответ на последний вопрос дает взрослый :

Нужно понять, почему нельзя и тогда , возможно , вы уже не захотите этого делать. Чтобы в этом разобраться, мы поиграем в игру

Упражнение «Отказ»

Дети играют роль взрослых, а педагог роль ребенка. Он обращается ко «взрослым» с различными просьбами. Задача детей – отказать в просьбе и мотивировать отказ.

Примеры просьб :

1. Можно я возьму настоящий молоток и гвозди в детский сад?

2. Можно я поем немного снега и пососу сосульку?

3. Можно я разберу компьютер , а потом его соберу?

4. Можно я буду целый день смотреть телевизор?

5. Можно я не буду спать ночью?

6. Можно я буду бегать по автобусу во время движения и громко кричать?

Во всех моих просьбах вы мне отказывали, ноя не сердилась, не плакала и не обижалась, потому что вы мне хорошо объясняли почему нельзя , я все понимала и уже не хотела этого делать. Я подружилась со словом «нельзя » и предлагаю подружиться вам.

Арт-терапевтическое упражнение :

Нарисовать человечка по имени «нельзя » таким, чтобы он всем понравился. Затем придумать, что он запрещает и почему.

По окончании рисования рисунки вывешиваются на стенд.

Публикации по теме:

Консультация «Взаимоотношение детей и взрослых: как можно и нельзя» Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, а порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы.

Игра предназначена для групповых занятий с детьми 5-7 лет в детском саду. Используется для закрепления знаний о планетах и космосе. Цель.

ммДидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что можно, что нельзя» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется.

К сожалению, множество несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполнен различной бытовой техникой и химией. Моя задача состоит.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации йотированных звуков с использованием ИКТ Занятие 2 1. Произнесение дифтонгов с изменением ударения: я-я-я е-е-е ю-ю-ю 2. Автоматизация йотированных звуков в конце слов: я-я-я.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [л] с использованием ИКТ Занятие 2 1. Звук «Л» - многократное произнесение. 2. Автоматизация звука «л» в обратных слогах: ал-ол-ул-ыл ял-ёл-юл-ил (см. презентацию,.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по автоматизации звука [Р] с использованием ИКТ Занятие 2 1. Звук «р-р-р» - длительное и раскатистое произнесение громко, тихо, шёпотом. 2. Автоматизация звука «р» в обратных слогах: ар-ор-ур-ыр.