Людмила Чистова

Задачи :

1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.

3. Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

5. Развивать поэтический слух.

Предварительная работа : Наблюдение за явлениями зимней природы на прогулке. Развивающие игры, рассматривание иллюстраций с изображением зимы, чтение произведений о зиме.

Словарная работа : Прикорнул, мостовая

Оборудование : Мольберт, картинки с изображением зимы.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Ребята, послушайте загадку :

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Подходим к мольберту : «Какое время года изображено на картинках?»

(ответы детей)

А почему вы так думаете? (ответы детей)

Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла зима? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример) .

Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет зимой. Было морозно и выпал снег. Вот так я почувствовала приход зимы.

Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение . Написал его Аким Яков. А вот название вы узнаете, отгадав загадку :

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (Снег)

Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется «Первый снег» .

Физкультминутка «Зимушка зима» .

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики» )

Молодцы ребята, а теперь послушайте стихотворение «Первый Снег» . (читаю стихотворение выразительно наизусть) .

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

У ребят над головой,

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре -

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

Значит, можно будет

Строить крепость

Во дворе!

Что вы увидели, представили, когда слушали стихотворение ? (Снег, готенка, снежки,горки.)

О каком времени года это стихотворение ?

А вы соскучились по зиме? Ждали ее? Хотите выучить это стихотворение ? Сегодня мы научимся легко запоминать стихи с помощью маленьких подсказок.

Как начиналось стихотворение ? (Утром кот принес на лапках.)

Как можно изобразить эти слова с помощью знаков? (написать букву у и лапку.)

Следующая строчка – Первый снег (нарисовать снежинку)

Таким образом, педагог вместе с детьми составляет опорную схему, записывая стихотворение с помощью знаков , предложенных детьми.

Давайте еще раз послушаем стихотворение . Вы помните, кто его автор?

Скажите, я читала стихотворение одинаково , ровным голосом или меняла его в процессе чтения?

Какие слова я выделяла? Почему? (Они очень важные, главные в этом стихотворении .)

А сейчас, когда у нас есть рисунок стихотворения , прочитаем его вместе. Позволите мне начать?. Я приложу руку к груди, а когда протяну ее вам, вы продолжайте. Вот так, от чистого сердца и от всей души, мы его и запомним.

Звучит музыка Антонио Вивальди, дети вместе с педагогом читают стихотворение .

Анализ занятия

Публикации по теме:

Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Тема: Программное содержание: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать стихотворение, активизировать словарный запас; развивать поэтический.

Конспект НОД по заучиванию русской народной потешки «Ножки, ножки, где вы были?» в средней группе Программное содержание: Учить понимать: - эмоционально-образное содержание произведения; - нравственный смысл произведения; - пополнять.

Конспект по рисованию метод тычка с детьми старшей группы «Грачи прилетели»

Конспект по рисованию - метод тычка с детьми старшей группы «Грачи прилетели» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию методом тычка с детьми задержкой психического развития старшей группы.

Конспект по заучиванию стихотворения Е. Благинина «Наши мамы» Конспект по заучиванию стихотворения Е. Благинина «Наши Мамы» В средней группе: «Радуга» Воспитатель:Таценко Н. В. Программное содержание:.

Конспект по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима
« Апрель » в старшей группе.
Программное содержание:

·Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

· Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования.

·Развивать поэтический слух.
Оборудование: Мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Ребята, послушайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла(Весна).

Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках?» (ответы детей)
-А почему вы так думаете? (ответы детей)
- Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример).
- Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны.
- Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение. Написал его Яков Аким. А вот название вы узнаете, отгадав загадку:

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он вовсе стучится норы,
Напевает у воды.
« Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех(Апрель).
- Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется « Апрель». Послушайте его. (читаю стихотворение выразительно наизусть).

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
« Скоро! Скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Задаю вопросы по содержанию стихотворения.
Понравилось вам стихотворение?
Как оно называется?
(должны быть вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем детей отвечать словами из текста)
Как сегодня идет весна?- – прямиком -Шлёпает по лужам
Зачем весна гонит талые снега? - Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным.
Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба?- « Скоро! Скоро быть теплу!».
(Далее вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз).
Как вы понимаете слова: шла весна тайком?
Почему автор говорит: весна -Шлёпает по лужам?
Бархатом зеленым -как вы понимаете эти слова?
(после этого обговариваются средства выразительности)
Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?
10.Как понять,что весна шлепает? Как надо читать?
« Скоро! Скоро быть теплу!»- как надо читать эту строку?
(упражняю детей в выразительном исполнении этих строк)
Настя (Серёжа, Маша) попробуй прочитать слова так, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.

Послушайте стихотворение еще раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро праздник Весны и вы сможете его прочитать! (мотивация к запоминанию).
Далее выслушиваю детей (3-5)
Если ребенок останавливается, тихо подсказываю слово или фразу, побуждая его повторить подсказку и продолжить.
А теперь давайте послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского Времена года- Апрель. Вы слушайте внимательно и представляйте себе картинку весны, которую описывает в стихотворении Яков Аким «Апрель»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Скучная картина».

Сценарий образовательной деятельности «Скучная картина» А. Плещеева

Описание: Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.

Цель : Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева
Скучная картина».
Задачи:
- Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение.
- Расширить и закрепить представления об осени.
- Активизировать словарь.
- Развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение.
- Воспитывать интерес к художественному слову.
- Воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.

Материал к занятию : Иллюстрации осенних пейзажей на ТВпанели, карточки желтого цвета по количеству детей, текст стихотворения.

Словарная работа : Небо хмурится, скучная картина

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания .
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними своих друзей
Вместе жить нам веселей!

2.Подготовительный этап :

Стихотворение-загадка :
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льется…
Это время года…осенью зовется»

3.Основной этап:

Вопросы :
- Какие приметы осени вы знаете?
- Как вы понимаете выражение «небо хмурится»?

Чтение стихотворения педагогом
Вопросы по произведению .
- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Почему вы так думаете?
- Почему стихотворение называется «Скучная картина»?
- Какую погоду описывает поэт?
- Какое настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?
- Какое настроение у вас при прослушивании стихотворения?
Просмотр иллюстраций на ТВпанели



Физкультминутка «Листопад"
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят, (бегают, изображая осенние листочки)
Кружат по дорожке, (кружатся на месте)
Падают под ножки (медленно приседают).
Повторное чтение стихотворения педагогом
Заучивание стихотворения .
Подвижная игра «Солнышко и дождик"

4.Итоговый этап :

Дидактическая игра: «Бывает осенью?»
Цель игры: закрепить знание примет осени.
Вместо ответа «бывает» дети показывают карточку жёлтого цвета.
Вопросы:
- Листья желтеют и опадают?
- Птицы собираются в стаи?
- Прилетели снегири?
- Распустились первые цветы?
- В огороде созрел урожай? И т.д.

Итоговые вопросы по произведению :
- Стихотворение какого поэта вы заучивали?
- О каком времени года пишет поэт?
- Какое отношение высказывает поэт к осени?
- Любите ли вы осень? Почему?
- Назовите осеннее явление природы, которое вам нравится?

Слово педагога :
«Завершать урок пора,
До свиданья, детвора!
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно всем миром трудились,
Работали дружно, совсем не ленились!»