Тема: «Зимняя сказка».

Цели: Подбор прилагательных, глаголов, наречий к слову снег. Закрепить умение детей выделять предложение из текста. Составление схемы предложения. Упражнять в составлении предложений. Преобразовывать деформированные фразы. Делить слова на слоги, указывать их последовательность. Выделять звук из слов - начало, середина, конец. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Дифференциация звуков С-З. Различать согласные звуки по твердости, мягкости. Способствовать развитию речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

Оборудование: коробки со снежинками; предметные картинки (мяч, флажки, конфета, шар, мишка, ананас, торт, шишка, снеговик, торт, маска, сок, леденец); сюжетные картинки для составления предложений; наборы для звукового анализа слов; игрушки сова и заяц; сувениры (собака, зонт, звонок, свисток, бусы, значок, часы, динозавр, слива, козлик); дидактическая игра «Дин-Дон».

Ход занятия.

1. Оргмомент .


2. Выделение предложений из текста. Ребята, скоро Новый год. Это настоящий праздник, который очень любят взрослые и дети.
Послушайте рассказ.
Приходит Новый год. Дети и взрослые украшают ёлки.
Дед Мороз приносит волшебные подарки. Всем весело и радостно.

Послушайте рассказ еще раз и посчитайте, сколько предложений в тексте (повторное чтение).

3. Составление схемы предложения.
Повторим первое предложение.

Приходит Новый год.

Давайте составим схему предложения.



4. Составление предложений по сюжетным картинкам .

Детям раздаются сюжетные картинки и каждый ребенок составляет своё предложение.

5. Преобразование деформированной фразы .
Я говорю вам слова, а вы составляете красивые и правильные предложения.

Дети, снеговик, слепить.
- Дети, санки, на, кататься.
- Снежки, мальчики, играть, в.
- Снежинки, падать, тихо.

6. Совершенствование навыка слогового анализа. Деление слов на слоги .

Ребята, давайте приготовим подарки для друзей.
Дети берут картинки и соответственно слогам кладут в коробки с одной, двумя, тремя снежинками.
КАРТИНКИ : мяч, флажки, конфета, шар, мишка, ананас, торт, шишка, снеговик, торт, маска, сок, леденец.

7. Мы устали, давайте отдохнём. Физминутка .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. (Дети делают
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. Соответствующие
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. Движения)
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью - зиму любим мы, любим мы, любим мы.

8. Выделение звука из слов (начало, середина, конец) .

Дети, я говорю каждому слово, а вы говорите, где находится звук С.
СЛОВА: Сугроб, маска, сосулька, нос, сосна, маскарад, санки.

9. Звуковой анализ слова .

Ребята, какое сейчас время года?

Зимой дуют ветры, хрустит снег под ногами, трещат морозы, сверкают ледяные сосульки. Всё это делает волшебница зима.
Давайте сделаем звуковой анализ слова ЗИМА.

Перед этим мы вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
А согласные делятся ….. на твердые и мягкие.
Твердые обозначаются квадратиком синего цвета.
Мягкие обозначаются квадратиком зеленого цвета.
Как будем обозначать гласные звуки? Красным цветом.

10. Дифференциация звуков С-З .

Деду Морозу помогают птицы и звери. Давайте им подарим сувениры
на память.

СОВЕ мы будем дарить сувениры со звуком С.
ЗАЙЦУ со звуком З.
СУВЕНИРЫ - собака, зонт, звонок, свисток, бусы, значок, часы,
динозавр, слива, козлик.

11. Различение согласных звуков по твердости, мягкости. Игра «Дин-Дон» .

К нам пришли помощники Деда Мороза - гномики. Кафтанчики у них зелёные и синие. Дети им прислали открытки, если на открытке в начале слова стоит мягкий звук, мы её отдаём Дину, если твёрдый - Дону.

12. Итог занятия . Ребята, что мы делали на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Вы молодцы! Занимались очень хорошо. И скоро к нам придет Дед Мороз с подарками.

Сегодня у нас необычный урок. Совсем скоро наступит самый любимый праздник в году.

Ученик:

Наступает нынче праздник,
Шумный праздник Новый год.
Пусть же сказкою волшебной
Он сегодня к нам придёт!

И правда, в Новый год часто случаются чудеса, и сказка приходит к нам. Вот и в наш класс приехали сказочные герои: Дед Мороз, Снегурочка и их друзья – Снеговичок, Пингвинчик и Птичка.

Слайд 2


Ой, что же это?

Трек вьюга

Как же нам это прочитать? Кто же это в нашем классе похозяйничал? Да тут письмо! (Достаю письмо из-за экрана)
Давайте прочитаем, что здесь написано. А письмо-то даже без конверта!

К вам в класс я проникла ночью!
Решила - урок вам испорчу!
Всех ваших гостей в узелок связала,
Все кругом заколдовала!
Помочь им только тот сумеет,
Кто трудности преодолеет,
Кто же это?
Что же делать- мы же с вами хотели показать наши знания, а Баба Яга всё испортила.

Подождите, а вот еще письмо-(в избушке)…

Если хотите освободить своих друзей-гостей из снежного плена-выполните мои задания.
Ребята , мы готовы выполнить задания.?
1 задание. Загадки

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

На страницах букваря тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит, буквы)

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

2 задание Скороговорки (домашнее задание) по 1 от группы

Дети рассказывают скороговорки:
У Сени с Саней в сетях сом с усами. (Маша)
У забияки змея за пазухой. (Стас)
Шесть мышат в камышах шуршат. (Джамал.)
У Полкана под лапкой палка. (Яна)
На дворе - трава, на траве - дрова. (Вераника)
3 задание Тут Баба Яга сомневается что вы - то наверное и читать не умеете?

«Волшебная цепочка» у каждой группы на столе карточка –чтение «цепочкой»

Мак-рак-бак

Ток-сок-бок

Мыло-шило-рыло

Вата-Ната-дата

Лавка-лапка-ласка

А почему цепочка ВОЛШЕБНАЯ?


трек смс

Ребята, что это? Это смс-сообщение от Бабы Яги! Вы хотите узнать, что там написано? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Бабушка Ягушка. Узнала я, что многие дети меня боятся. Но на самом деле не такая уж я и страшная. И мне так хочется иметь друзей. Мне очень скучно и одиноко в лесу. Вот я иногда и балуюсь, пугаю детишек. Но если вы согласитесь со мной дружить, то я стану доброй и буду вам помогать. Вы станете моими друзьями?А ваших друзей я расколдовала!»

Что мы ответим Бабушке Яге?

Ну что же, добрались мы сквозь снега до наших гостей-освободили их.

Дед Мороз, Снегурочка и их друзья – Снеговичок, Пингвинчик и Птичка.,здравствуйте!

Они приехали встречать Новый год с нами. Но мне кажется, что чего-то не хватает…

Отгадайте загадку:

Хлопушки, сосульки, конфеты,

Шары золотистого цвета,
Подарки, мерцанье цветных огоньков,
Звезды, снежинки, гирлянды флажков,
Пляски и песни, и смех без умолка!
Что это будет, по-вашему?

Учитель щелкает «мышью» и появляется елка. Слайд 3. Ведущий

Ну что, можно уже встречать Новый год? Все готово? Нет? Опять чего-то не хватает?

Мда… А волшебник Дед Мороз предлагает нам поиграть. Гости помогут нам нарядить ёлку, - но для этого мы должны выполнить задания. Поиграем?

Раз, два, три…

Учитель щелкает мышью и в руках героев появляются игрушки.

Вы уже выбрали каждый свою игрушку и поэтому мы сели рядом с выбранными героями, которым будете помогать.

Получите по игрушке.

Игрушки для ёлки не простые. Каждая игрушка – это задание. Вас будут ждать задания о звуках или буквах, которые мы изучали.

Выполните задание – гости повесят игрушку на ёлку. Начнем?

Задание от Деда Мороза (слайды 4-6) : ребусы ЛАПА ТЫКВА СТУЛ

Задание от Пингвинчика (слайд 7): среди разбросанных букв дети должны найти буквы, обозначающие гласные звуки. При щелчке по нужной букве она удаляется со слайда, согласные буквы вращаются, это указывает на неверный ответ.

Здесь можно вспомнить, какие звуки называются гласными, а какие согласными, как их отличить.

Задание от Снегурочки (слайд 8) : у Снегурочки рассыпались бусы для елки. Ребята должны помочь их собрать

    Собрать бусы по порядку цветов и затем прочитать получившееся слово.

    Попробовать сложить слово из разбросанных букв, а затем проверить себя, собрав бусинки по порядку цветов.

Задание от Снеговика (слайд 9): «Буквы спрятались» - Отыщите все спрятавшиеся буквы Учитель может попросить детей, выбравших букву, рассказать, что он о ней знает: какой звук она может обозначать (гласный-согласный, глухой-звонкий и т.п.)

Задание от птички (слайды 10-12): соотнесите слово и звуковую схему

Санки, ёлка, снежинка

Ну вот, мы с нашими гостями нарядили ёлку. Но мне кажется, что одних шариков недостаточно, чтобы елка выглядела по-настоящему празднично. Чего не хватает? (звезды, фонариков)

А давайте произнесем волшебные слова. Если скажем их дружно и громко, то на ёлочке появятся фонарики. Готовы? Повторяйте за мной:

Ну-ка, ёлка, раз, два, три –

Светом праздничным гори!

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Цель:

    Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять знания детей о гласных звуках.

    Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

    Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

    Продолжать учить определять количество слогов в слове.

    Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

    Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

    Учить составлять предложение.

Развивающие:

    Развивать речь, внимание, мышление.

    Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

    Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

    Музыкальное сопровождение.

    Словесный (вопросы, объяснение) .

    Наглядный (картинки, показ артикуляции) .

    Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек») .

    Практический (упражнения) .

    Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков(звуковички) , кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Назовите приметы осени? (желтеют листья...)

Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Что нам помогло узнать звуковичков?

Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картики начинается с того же звука, что и у вас.

Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо) )

Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)

А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

Правильно! Это листопад.

Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .

На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

Каким цветом?

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

Докажите! Что нужно сделать?

Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?

Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков - столько и слогов.

Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

Молодцы!

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.

Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

Правильно! Это слово АУ.

Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...

Никто не откликается.

В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)

Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.

Сколько слогов в слове АУ? (2)

Из скольких звуков состоит это слово?

Какой первый звук?

Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

Какой второй звук в слове АУ?

Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы - протяжно поёте каждый звук в слове.

А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)

Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

Кто это? (Маша, Медведь)

А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?

А У .

Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)

Молодцы, ребята!

VI. Итог занятия.

Какие звуки мы вспомнили?

Какие это звуки? Почему?

С каким новым словом познакомились?

Чем звуки обозначаются на письме?

Чем звуки отличаются от букв?

Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Татьяна Гарнышева

Образовательные:

Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

Воспитательные:

Создать хорошее настроение;

Воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

Поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Организация занятия:

1- ая часть, стоя на коврике, затем за столами, физминутка – на коврике.

Материал:

Раздаточный: буквы для разукрашивания, цветные карандаши (синий, красный, таблица для определения места звука в слове, фишки, предметные картинки для определения количества слогов, слово «», слова, разделённые на 2 части, ребусы и карточки для составления слова.

Демонстрационный: цифры 1, 2, 3 для определения количества слогов в слове, слоговая таблица для чтения, картинки для составления слова по первым буквам, разрезное предложение «Я ПОЙДУ В ШКОЛУ».

Ход занятия:

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! солнцу и птицам.

Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

Вы многому научились в детском саду, скоро пойдёте в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения.

Что вам для этого необходимо? (внимательно слушать воспитателя, правильно отвечать на вопросы). Занятие будет интересное и трудное, поэтому вам понадобятся внимание, находчивость и ваши знания, мы не ссоримся и помогаем друг другу.

Напомните, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и буквы).

Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

На столе у вас лежат буквы, давайте назовем их?

(А У О М С Х Ш Л Ы Н Р К П Т И З В Ж Б Г Д Й Ь)

Возьмите цветной карандаш и закрасьте букву в соответствующий цвет.

Какие две группы у нас получились? (гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).

Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

А сейчас у меня для вас следующее задание, слушайте внимательно. Читаю скороговорку: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе».

Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке? (звук «Р»).

Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Р» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отмечаем фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.

(река, барабан, комар, радуга, размер, сыр, арбуз, кругозор)

Я приготовила для вас необычные шарики, что вы на них видите? (буквы). Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов.

С, О, Л, Н - СОН, СЛОН, ОН, НО, НОС.

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они? (короткие).

Назовите ещё короткие слова (кот, дом, сыр).

Какие ещё бывают слова? (длинные). Назовите длинные слова (велосипед, паровоз, экскаватор).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого домика свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите свой домик, сколько в слове слогов такой будет № вашего домика.

Помогите мне найти свой домик.

Молодцы, займите свои места за столами.

«Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами».

Назовите какое время года изображено на моей картинке? (зима).

- «ЗИМА» - давайте разберём это слово.

Сколько букв в слове «ЗИМА»? (4 буквы)

А сколько звуков в слове «ЗИМА»? (тоже 4)

Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 согласных звука). Назовите их (звуки З и М).

Где в этом слове находится звук З, а звук М? (звук З находится в начале слова, а звук М – в середине).

Звук З – согласный, звонкий, мягкий.

Звук М – согласный, звонкий, твёрдый.

Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА»? (2 гласных звука)

Какие это звуки? (и, а).

Какой гласный находится в середине слова? (И)

Где находится звук «а»? (в конце слова)

Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «ЗИМА» (два).

Почему в этом слове два слога? (потому что два гласных звука).

Вспомним правило - «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов».

Прочитайте первый слог (ЗИ, второй слог (МА).

На какой слог падает ударение? (МА).

Назовите безударный слог? (ЗИ)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Следующее задание: чтение по слоговой таблице и составление слов.

(сорока, Вова, ворона совы, косы, корова, волосы).

У вас на столах разложены карточки со словами, когда готовилась к занятию, я их перепутала. Вам надо составить слово, расставляя в нужном порядке слоги, прочитать его и составить с этим словом предложение. Работать вы будете в парах.

ГРУ. ША МА. ЛЫШ

МЕД. ВЕДЬ КУКУШ. А



Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Перед вами картинки, нужно разгадать слово по первым буквам. (ШКОЛА).

Скажите, пожалуйста, что складывают из букв? (слова).

Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения).

Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения.

Сейчас составьте из слов, которые вы здесь видите предложение: ШКОЛУ. В. ИДУ. Я (Я ИДУ В ШКОЛУ).

Какой знак ставится в конце предложения? (точка).

А еще какие знаки ставятся в конце предложения?!)

Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения можно было поставить знаки (.,)

Решение ребуса:

К Л О В В О Л К В А С О С О В А

4 3 2 1 1 2 3 4 3 4 1 2 1 2 3 4

Карточки: надо составить слово, в котором не хватает слогов, вставить подходящий слог и прочитать это слово.

СО. КА МА. НА

DE ДО КИ БА РЕ КО РЕ КУ БА ШИ


Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

Какое задание понравилось больше всего?

Какое занятие показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Ведь грамота - ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».

Спасибо вам за работу!

Наталья Пухова
Конспект НОД по обучению грамоте «Зима пришла»

Дети входят в кабинет под звуки хруста снега и встают на свои места, рядом со стульчиками.

1 слайд – «Картинка зимы» .

Давайте поговорим о зиме, назовите признаки зимы.

2-слайд «Сообщение» .

3й слайд - текст

Я прочитаю вам письмо.

«Здравствуйте ребята.

Я приглашаю вас в увлекательное путешествие

с множеством игр и интересных заданий.

Кто я, Вы пока не знаете.

Но я могу точно сказать, что мне нравиться играть и удивлять.

Появляюсь я только зимой.

А кто я, вы узнаете, когда выполните все мои задания. А помогать вам будут мои подружки Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.

(снежинка) – снежинки.

До встречи.

4й слайд -снежинки

Ну, что ребята Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?

Дети; Да…

Ну, тогда в путь.

5-слайд «Ухо, рот, снежинка»

Как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить?

Какие звуки вы знаете?

Что вы знаете о гласных звуках

Назовите их

Что знаете о согласных?

Какие они бывают?

- «ЗИМА » - сделаем звуковой анализ слова

Выложите это слово фишками. Один ребенок у доски работает.

А сколько звуков в слове «ЗИМА » ? (тоже 4)

Сколько согласных звуков в слове «ЗИМА » ? (2 согласных звука) . Назовите их (звуки З и М) .

Сколько гласных звуков в слове «ЗИМА » ? (2 гласных звука)

Какие это звуки? (и, а) .

Лог; Молодцы ребята вы прекрасно справились с этим заданием.

5й-слайд игра «Назови и раскрась картинки, название которых начинается на С :

6йслайд «Часть домика»

О чем мы будем говорить?

Зимние слова разделить на слоги : мороз, снег, снежинка, снегурочка, холод, зима , снежки, санки.

7йслайд игра «Посчитай-ка»

Синица, снегирь, сорока, дятел, воробей.

Кого мы считали?

Физминутка

8й слайд «Схема предложения»

Из чего состоит предложение? Что еще вы знаете о предложении?

9й слайд картинки составляем предложение

10й слайд игра «Украсим»

Что мы можем зимой украсить? Для этого выберите картинки с звуком с в начале слова, несите их сюда, будем украшать нашу елку.

Ребята посмотрите, кто нам прислал сообщение с заданиями.

Кто это? 11-слайд

Я думаю, что снеговику скучно, поэтому он и решил с Вами поиграть прислав сообщение с заданиями. Ведь сегодня только началась зима и у него пока ещё нет друзей снеговиков. Давайте снеговика поблагодарим за увлекательное путешествие и нарисуем ему друзей «Снеговичков» .

Публикации по теме:

Тема: Ожерелье для Золушки Цель:Способствовать формированию основы для овладения детьми грамотой с помощью звукового анализа слова. Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Мы - грамотеи!» (старший дошкольный возраст) Цель: Развитие звуковой культуры речи. Программные задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием мнемотехники «Звук [Б] и буква Б» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» Конспект НОД для детей разновозрастной.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [З] и [З’]» Цель: создание условий для знакомства детей со звуками «З», «Зь». Задачи: коррекционно-образовательная: Познакомить со звуками «З», «Зь»;.

Программное содержание: I. Развивать способность детей ориентироваться в звуковой действительности языка: 1. Называть слова с заданным звуком;.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебная корзинка» Дидактическое обеспечение занятия: Наглядный материал: корзинка, картинки (шапка, конфета, обруч, лук, арбуз, конверт с письмом, карточки.