Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

учителя - логопеда

на развитие звуковой стороны речи

тема «В гости к Маше»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Шагиева Эльвира Наиловна

Цель организованной образовательной деятельности:

Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

Развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Физическое развитие:

Совершенствовать мелкую моторику

Коррекционные задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха;

Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах

Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;

Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];

совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей : подгрупповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

Сообщение темы

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.

Артикуляционная гимнастика

Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.

Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).

Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)

В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)

Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.

А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).

Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.

Молодцы.

3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)

Ша-ша-ша - это наша Маша

Шу-шу-су - Маша видела лису

Шу-шу-шу - письмо Мише напишу

4. Игра «Умные доски»

Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)

Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей

Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)

Маша шишку нашла

«Ах, какая шишка!» (любуемся)

Будем с шишкой мы играть,

Меж ладошками катать!

Вот немного покатали

И ничуть мы не устали.

Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.

Я куплю манишку мишке

Я куплю ему штанишки.

Для него спою я песни,

А потом станцую вальс.

Давайте выучим Машино стихотворение

Итог

Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.

К О Н С П Е К Т

ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 10

МАДОУ ЦРР Д/С № 131

ТЕМА: « Волшебные звуки » (Дифференциация звуков С-Ш)

Учитель-логопед: Афонина Валентина Петровна

Тема: «Дифференциация звуков С, Ш»

Цели:

    Учить детей различать звуки С, Ш на слух и в произношении.

    Закрепить артикуляционные и акустические признаки звуков С, Ш.

    Продолжать закреплять правильное произношение звуков С, Ш в слогах, словах и предложениях.

    Развитие фонематических представлений.

    Развитие мелкой моторики рук.

    Развитие речевого дыхания.

    Использование здоровьесберегающихтенологий («Мудры»).

    Воспитание чувства доброты, сострадания, заботы о животных.

Оборудование:

Игрушки: кошка, мышка, два блюдца для угощений; конверт со стихотворением, предметные картинки на звуки С, Ш. Магнитофон с записью пения птиц; соленое тесто двух цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Оргмомент.

Дети входят, встают на ковер, включается магнитофон (пение птиц).

Представьте, дети, что мы сейчас в весеннем лесу. Слышите. Как чудесно поют птицы. Предлагаю вам сесть на ковер и, слушая пение птиц, выполнить упражнения «Мудры».

Желательно принять позу лотоса.

1-я мудра – «Мудра жизни». Она не даст нам быстро утомиться, повысит работоспособность, поддержит хорошее настроение.

2-я мудра – «Знание». Эта мудра тренирует память, развивает мышление, повышает умственную деятельность.

    Изолированное произношение звуков С, Ш.

- А теперь встаньте, поднимите руки, покажите, какие в лесу большие деревья. Подул теплый ветерок, зашелестели листья.

- Ш-Ш-Ш – (дети быстро-быстро шевелят пальчиками).

- Подул холодный ветер, закачались деревья.

- С-С-С – (дети покачиваются и машут руками).

- Ветер затих, засветило солнышко.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Опустите руки.

    Сообщение темы занятия.

- Как шумела листва от теплого ветерка?

- Ш-Ш-Ш – (подносят ко рту ладошку).

- Как подул холодный ветер?

- С-С-С – (на ладони - холодная струя воздуха).

- Кто догадался, какие звуки мы сегодня будем повторять?

- Мы будем повторять звуки С, Ш.

    Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети, кто без помощи зеркала сможет сказать, что делают язык, зубы и губы, когда мы произносим звук «Ш» - (ответы 2-3 детей).

Сто делают язык, зубы и губы, когда мы произносим звук «С» - (ответ детей).

Подумайте и скажите все, что вы знаете о звуке «Ш».

Звук «Ш» - согласный, глухой, всегда твердый.

А что вы знаете о звуке «С»?

Звук «С» - согласный, глухой, может быть и твердым, и мягким.

    Произношение звуков С, Ш в слогах.

Молодцы. Вы хорошо отвечали на вопросы, теперь можете погулять в весеннем лесу. (Дети расходятся по группе, слышится пение птиц).

Игра на воображение и на развитие дыхания:

Посмотрите, каждому из вас на руку села красивая бабочка, полюбуйтесь ею. А теперь глубоко вдохните через нос и долго выдыхайте через ротик, нежно сдуйте бабочку с руки. Взлетела бабочка и опять села на руку.

Еще раз – вдох носом, долгий плавный выдох ртом. Еще раз повторим! Улетела бабочка. А дети мои даже не заметили, как заблудились в лесу. Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги, а вы также четко и правильно их повторяйте: СА-СО-ША-ШО; СА-ША-СО-ШО…

Молодцы! Все нашлись. Бегите ко мне.

    Произнесение звуков С, Ш в предложении.

Дети садятся на полянку (ковер).

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня?

Кошка и мышка.

Они, ребята, пришли к нам за помощью. Незнайка подарил кошке и мышке стихотворение, они его прочитали, а понять ничего не смогли. Поможем им разобраться? (чтение стихотворения, в котором переставлены местами звуки С, Ш: Пшенная каша в ложке…).

Как вы думаете, что Незнайка напутал в этом стихотворении?

Он переставил (перепутал) звуки С, Ш.

Хотите исправить ошибки? (логопед читает стихотворение по одной строчке, дети поочередно произносят эту же строчку правильно).

Молодцы, теперь мышке и кошке стало все понятно. А вот как вы понимаете последнюю строчку: - И мышкой займется кошка?

Кошка съест мышку.

А вы хотели бы спасти мышку? Что можно сделать, чтобы кошка ее не съела? (ответы детей).

(Кошка хочет съесть мышку, а почему она хочет это сделать? Может быть она голодная? Значит кошку нужно… что? (покормить). Что любит кошка? Предлагаю сделать для кошки колбаски, сосиски, а для мышки – сушки).

    Лепка из соленого теста.

Дети разминают пальчики: «Руки растираем, пальцы разминаем и к работе с тестом дружно приступаем» (дети лепят угощение для кошки и мышки).

Что ты сделал, Кирилл? (полные ответы:«Я сделал колбаску для кошки», «Я сделала сушку для мышки»).

    Физминутка.

Наши гости угощаются, а мы им покажем, как можно обыграть стихотворение, которое они нам принесли. Говорим не спеша, правильно произносим звуки С, Ш.

    Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Подойдите к столу (на столе картинки изображением вниз).

Возьмите каждый по одной картинке, про себя проговорите слово и определите, какой звук С или Ш есть в этом слове и где он находится. Картинки с правильными ответами мы подарим кошке и мышке.

Слова: самолет, капуста, лес, шахматы, кукушка, петушок.

Пшенная каша – в ложке,

Ложка – в широкой плошке,

На плошке – плоская крышка,

На крышке – голодная мышка.

Пушистая, шустрая кошка

Следит за мышкой с окошка.

Ждет: вот шмыгнет под крышку

И кошкой займется мышка.

С ложки пшенную кашку

Слижет мышка – бедняжка,

Звякнет пустая ложка,

И мышкой займется кошка.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: закрепление навыков дифференциации звуков «С-Ш» в словах, предложениях.
  • Коррекционно-развивающие: развитие у ребенка фонематического слуха, мелкой и артикуляционной моторики, грамматического строя речи, активизация словарного запаса.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитания у ребенка чувства взаимопомощи, бережного отношения к животным

Оборудование : 4 коробки, фигурки животных (кошка, слон, собака, свинья, мышь, лошадь), картинки (носки, шорты, шапка, стол, стул, мишка, машинка, слон, колбаса, шоколад, груша, сыр, каша)

Использованная литература:

  • Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст/ авт.-сост.О.В.Тырышкина-Волгоград: Учитель, 2012.-239 с.
  • Османова Т.А.,Позднякова М.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет). –СПб.: КАРО, 2007.-88с.+32 с.ил.вкл.

Ход НОД:

Доброе утро, Тимофей! Ты любишь слушать сказки? Сегодня я тебе расскажу сказку про двух гномов: Шумика и Скумика.

Жили-были братья Скумик и Шумик. Однажды злая колдунья заколдовала первые звуки их имен. Посмотри на схемы и отгадай, где какой звук зашифрован. Молодец, помог братьям.

По утрам они включали нетбук и делали зарядку и тебе они предлагают её выполнить.

Сделали они упражнение «Чашечка» и проголодались. Решили позавтракать, а на завтрак у них есть каша, груша, сыр, колбаса. Отгадай, что будет есть Шумик, а что Скумик. Скумик выбирает все что начинается со звука «С», а Шумик все, что начинается со звука «Ш».

После завтрака братья поехали в зоопарк, помоги им завести мотор, вот тебе волшебная палочка.

Приехали они в зоопарк, а там много разных животных. Как ты думаешь к кому пошел Скумик, а кому Шумик.

Братья не знают кто детеныши у этих животных. Расскажи им. Кто детеныш у кошки, собаки, слона, мышки, свиньи, лошади. Гномы любовались хвостом собаки, значит чьим хвостом, гривой лошади-чьей гривой? Лапками кошки-чьими лапами?

А Шумик знает гимнастику для пальчиков про кошку, давай и мы с тобой её сделаем.

После посещения зоопарка, братья направились в магазин. Возьми палочку и заводи моторчик.

Приехали они в магазин и как ты думаешь, что купил Шумик, а что Скумик. Чтобы вещи по дороге не сломались, не испортились их нужно разложить по коробкам. В одну коробку положи игрушки, в другую продукты, в третью – мебель и в последнюю-одежду.

Дома гномы решили выучить стихотворение. Послушай его.

Язык кверху – ша, ша, ша,
Наша Маша хороша.

Язык книзу – са, са, са,
Укусила нос оса.

Язык кверху – ши, ши, ши,
Наши уши хороши.

Язык книзу – сы, сы, сы,
У осы усы, усы.

А теперь я буду повторять по две строчки, а ты их повторяй.

К сожалению, на этом нам надо с прощаться с Шумиком и Скумиком. Они дарят тебе свое стихотворение, просят выучить его и ждут снова в гости.

Сединкина Т.А.,
учитель-логопед

Тема. Звуки Ш-С.

Цель - дифференциация звуков ш-с.

1. Закреплять навык дифференциации свистящего и шипящего звуков по артикуляционным признакам, в слогах, словах, названиях кар-тинок, во фразе;

2. Корригировать и развивать слуховое внимание при выполнении упражнений на дифференциацию звуков, упражнении на преобразо-вание слогов, развивать фонематическое восприятие путем диффе-ренциации изолированных звуков, в слогах, словах; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при отборе картинок на определенный звук; мелкую моторику рук при вы-полнении упражнения пальчиковой гимнастики; навык связного устного высказывания работе над пересказом цепного текста; раз-вивать смысловую догадку с помощью игры «Путаница».

3. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, доброже-лательность, умение выслушивать собеседника.

Оборудование. Индивидуальный раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Карта не только покажет дорогу, но и поможет ниче-го не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Вот домик, в котором живут мышка и слоник. Они отправятся в путешествие вместе с нами. Отправляемся в путь!

Что ты видишь в самом начале? (снежинку и змею)

2. Повторение.

Уточнение артикуляции звуков С и Ш.

Давай покажем мышке и слонику, как дует холодный ветерок и как шипит змея.

Упражнение «Холодный ветерок».

Упражнение «Змея шипит».

Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Давай вспомним, как правильно мы произносим эти звуки. Что делают наши губы, зубы, язычок, когда мы произносим звук [ш], [с]?

Для звука Ш

Губы округлены.

Зубы сближены, видны.

Широкий кончик языка поднят к бугоркам.

Воздушная струя теплая.

Для звука С

Губы -в улыбке.

Зубы - сближены, видны.

Кончик языка - широкий, за нижними зубками.

Воздушная струя холодная.

3. Сообщение темы занятия.

Путешествуя по карте, мы будем учиться различать звуки С и Ш. А мышонок и слоник будут нам помогать.

Развитие фонематического восприятия. Игра «Внимательные ушки».

Сейчас ты будешь внимательно слушать. Если услышишь звук [ш], подними змейку, если звук [с] - снежинку: ш, п, с, т, а, р, ш, л, ко, ша, ма, со, вы, аш, ук, ас, шапка, каток, бананы, машина, сапоги, вагон, усы, урок, лес, лодка, малыш.

4. Закрепление нового материала.

Дифференциация звуков в слогах. «Скажи наоборот».

СА - ША АС - АШ

СО - ШО ОС - ОШ

СУ - ШУ УС - УШ

СЫ - ШЫ ЭС - ЭШ

Пальчиковая гимнастика.

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит: Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу.

Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях) .

А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать! " Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Дифференциация звуков в словах.

Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно помочь слонику выбрать картинки, в названии которых есть звук [с], а мышке - картинки, в названии которых слышится [ш]. Мышка соберет свои картинки в мешок, а слоник - в сумку.

Вишня, петух, груша, носки, ландыш, муха, смородина, яблоко, капуста, санки, камыш, кукла, автобус, улитка, шапка.

Что собрала в мешок мышка? (Мышка собрала вишню, грушу, ландыш, камыш, шапку) .

Что нашел слоник? (Слоник нашел носки, смородину, капусту, санки, автобус) .

Запомни эти картинки.

Составление и пересказ рассказа «День рождения мышки».

Прошли мы по дорожке и нашли конверт. Давай посмотрим, что в нем. Здесь картинка. Да это за-колдованный рассказ. Помоги мне его расколдовать!

«День рождения мышки».

Мышка пригласила на день рождения … (слона) .

Слон подарил ей … (ромашки) .

Ромашки понравились … (мышке) .

Мышка угостила слона … (ананасом) .

Послушай, какой у нас получился рассказ.

А теперь ты попробуй мне его рассказать.

А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни картинки, которые собрали мышка и слоник, и вернись назад по дорожке.

Ребенок вспоминает картинки.

А домой мы вернемся по короткому пути.

«Путаница». Вот и домик мышки и слоника. Вошли зверята в дом и стали сочинять стихи да все пе-репутали.

Помоги им, исправь их ошибки:

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Миша пляшет в «Машке»,

Кашу дали «маске».

5. Итог занятия.

Молодец! На этом наше путешествие подошло к концу.

Какие звуки мы учились различать?

Что тебе понравилось на занятии?

Цель: совершенствовать умение детей различать и правильно произносить звуки (с) - (ш) изолированно, в слогах, словах, в предложениях, воспитывать умение определять звуки в словах, сравнивать их между собой, подбирать слова с заданным звуком. Воспитывать умение подбирать признаки и действия к предмету. Развивать фонематическое процессы (представление, восприятие, воспроизведение), слуховую память, логическое мышление, чувство ритма, воспитывать активность.

Оборудование: предметные картинки, лепестки слоги, мозаика, говорящие деревья, листочки-слова, листочки-признаки, листочки-действия, мяч, карточки со словами для индивидуальной работы, цветочек с синими и зелеными лепестками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л - д: - Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Дети: - Доброе утро, все дети!

2. Диференциация звуков (с) - (ш) в изолированном звучании.

Л - д: В наш класс пришел новый гость! Давайте отгадаем, кто это?

Светит, сверкает, всех согревает? (Солнышко)

Как вы здороваетесь с солнцем?

Какое солнце?

Солнышко грустное?

Дети, а вот в эту щель к нам залетел еще один гость. Давайте отгадает кто он.

Веет, свистит,

Все вокруг сдувает (ветер)

А теперь представим, что нежные лучики солнышка касаются нашего лица. Мы закрываем глаза и нежно, тихо, плавно тянем первый звук слова солнышко: ссссссс........

Но вот вдруг в щелочку залетел ветерок, солнышко скрылось, нам стало холодно, мы подняли ручки вверх и плавно, тихо сказали звук ветра: шшшш.......

а) Игра: «Солнышко - ветерок»

б) Игра: «Подбери звук»

Л - д: - Вспомним дети быстро,

Как пшениченька шумит? (Шшшшш.....)

Как в роще ручей журчит? (Ссс.....)

Как оса в саду жужжит? (Сссс.....)

Как шумят у птицы крылья? (Шшш...)

В море синем паруса (шшшш....)

И пшениченька шумит (шшшш....)

И листочек шелестит (шшшш.......)

И ручей (ссссс......)

И оса кусается (сссс....)

Вот мы немного пошумели, произнося звук (ш) и посвистели произнося звук (с).

3.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков (с) и (ш).

Л - д: - Давайте еще раз вспомним звук солнца (с). Звук ветра (ш).

Помогите мне вспомнить, как мы произносим звук (с).

Губы - улыбаются.

Зубы - заборчиком.

Кончик языка - за нижними зубами.

Посередине языка проходит холодный воздух.

Горлышко - отдыхает, спит.

Губы - круглые как калачик.

Зубы - заборчиком.

Язык - круглый как чашечка.

Кончик языка за верхними зубами.

Посередине языка через щелку проходит теплый воздух.

Горлышко - отдыхает.

Л - д: - Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки?

Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

4. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Шаг вперед, шаг назад».

Л - д: - Сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Мы должны дойти вот до тех волшебных цветочков. А первым в цветочки дойдет самый внимательный, кто правильно научился различать слоги со звуками [с-ш]

На слог со звуком (с) делаем два шага вперед, на слог со звуком (ш) - шаг назад.

(Са, со, су, сы, ши и т.п.)

в) Игра «Сорви лепесток».

Л - д: - Вот и наш цветочек. Давайте рассмотрим какого цвета лепестки в цветочке? (Синие и зеленые).

Сейчас я вам расскажу стишок. Если вы услышите слово со звуком (с) сорвете синий лепесточков, а если слово со звуком (ш) - зеленый.

Из тоненьких ниточек,

Шьет шубку паучок,

А рубашки из листочков,

А юбки из травки.

Зовет мышку в щелочку,

Выбирай платок,

Прыг - скок, прыг - скок,

Не поймаешь паучок.

Л - д: - Давайте еще раз вспомним лепестком какого цвета мы обозначали звук (с) - синим,

Звук (ш) - зеленым.

5. Дифференциация звуков (с), (ш) в слогах.

а) Игра «Найди лепесточков картинка»

Л - д: - Над цветком ветер пролетел и ромашка лепесточков свой потеряла. Пока лепесточков к вам летит к нему слово найдите.

К лепесткам слогов (са, со, су, си, шу, ши)

Найдите лепестки слова

(Предметные картинки)

Са - сани Ша - шапка

Со - сова Шо - шорты

Это - серп Ши - шило

Сы - сыр Ша - шарф

в) Игра «Мозаика»

Л - д: - Серая мышка, по мозаике гуляла и все слоги хвостиком посметала.

Сейчас мы попробуем составить на мозаике.

Звук (с) - синяя фишка, звук (ш) - зеленая фишка,

Громкие звуки - красная фишка.

я - са аш - ас аша - аса шпа - спа

что - со ош - ос ошо - осо шпу - вспу

6. Диференциация звуков (с), (ш) в словах.

а) Самостоятельная работа.

Л - д: - Каждый из вас получит карточку с предметными картинками. Вы должны определить, какой звук спрятался в названиях этих картинок (с) или (ш) и соответственно у каждого слова нарисовать зеленый или синий кружочек.

Следующая задача-определить звуки (с) или (ш) в слове и в соответствующей картинке обозначить синий или зеленый кружочек

Разделите слова на слоги и поселите слова в избушке.

сани груша душ

сыр машина

шарф коса

сом колосок ананас

в) Игра «Выбивалочка».

Л - д: - Сейчас мы с вами поиграем в выбивалочку.

Я вам бросаю мяч и называю слово со звуком (с) или (ш). А вы должны вернуть мяч меняя звук (с) на звук (ш), или наоборот.

миска - мишка

кашка - каска каша - касса

кошка - косичка

нас - наш вам - ваш

с) Игра «Подпиши картинку».

7. Релаксация.

Игра «Релаксация»

Дети, лягте удобно на коврик. Представьте, что вы легли на большой лист. Почувствуйте, как ваша голова, руки, спинка, ножки удобно на нем разместились. Представьте, что листочек несет вас на очень высокое дерево, вы чувствуете дыхание легкого ветра (шшшш....), ваше лицо греют лучи теплого солнышка (ссс...). Вы на вершине очень высокого дерева желаний. Помечтайте, пофантазируйте немного. И вот вы снова на листочке возвращаетесь. Откройте глаза и продолжим работать.

8. Диференциация звуков (с), (ш) в предложениях.

а) Л - д: - У каждого из вас есть листочек на котором написано слово. Прочитайте слово, которое на нем написано.

(Шоколад, пшеница, шарф, сарафан)

Подберите к своим словам листочки со словами-признаками и листочки со словами-действиями.

(Вкусный, шелковая, высокая, шерстяной, широкий),

(Кусать, сплела, висит, выросла, одевать)

Кусать вкусный шоколад.

Сплела шерстяной шарф.

Выросла высокая пшеница.

Надевать широкий сарафан.

б) Игра «Дополни предложение».

Л - д: - Серая мышка

По книге гуляла

И последние слова

Хвостиком посметала.

Дополните предложения, подобрав правильное слово

У Сони теплая. . . . . . (Шапка)

У Шуры острая. . . . . . (Тяпка)

На столе стояла. . . . . . . (Миска)

В норку залезла. . . . . . . . (Мышь)

Маша ела. . . . . . . . (Кашку)

Рабочий одел на голову. . . . . . (Каску)