На занятиях вне рамок коррекционной группы дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети в логопедической группе.

Основными формами организации работы при этом, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

При этом программ, сценариев и конспектов данного вида занятий на сегодняшний день практически нет.
В целях решения указанной проблемы мною и разработано это занятие.

Данное занятие является итоговым занятием по теме «Дифференциация звуков С-Ш ».

Звуки — С, Ш ставятся в начале и в середине коррекционной работы логопеда и, как правило, их постановка не вызывает больших трудностей, также как и последующая автоматизация.

Дифференциация же этих звуков достаточно трудно дается детям, а в словах эти звуки встречаются часто.
Если эти звуки поставлены и введены в речь, а дифференциация отработана недостаточно, то речь ребенка «присвистывает» и «шепелявит».

Незакрепление звуков в речи впоследствии ведет и к проблемам в письме.

Поэтому именно дифференциации звуков следует придавать большое значение.

Указанное занятие обобщает комплекс коррекционных приемов, таких как: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, дифференциацию звуков в слогах, словах, чистоговорках, тексте.

В своем занятии я преследовала следующие цели:

Развитие артикуляционного аппарата;
Без этого невозможна постановка звуков и четкая речь детей. Тем более на сегодняшний день мышцы у детей развиты слабо.

Развитие фонематического слуха;
Это один из самых важных моментов логопедической работы.
Умение слышать звук, находить его местоположение в слове помогут ребенку правильно произнести звук в каждом конкретном случае.
Профилактика дислексии и дисграфии в школе.

Развитие мелкой моторики рук;
Давно известно, что развитие речевых центров тесно связано с развитием тонкой моторики пальцев рук.

Создание положительной мотивации к занятию;
Как правило, у детей с нарушениями речи мотивация низкая. Если что-то на занятии дается с трудом – ребенок теряет интерес, зевает, отвлекается. Поэтому игровая форма занятий, активное использование демонстрационного материала: сюжетных картинок, частая смена видов деятельности побуждают ребенка к активному участию в занятии, поддерживают его внимание на протяжении всего занятия.

Занятие проводится с детьми, подобранными по соответствующим диагнозам и уровню подготовки к данному виду занятий.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]
«Путешествие за шишками»

Тема: Звуки С-Ш.

Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш] .

1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

2. Коррекционно – развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш] ;
- развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш] ;
- развивать речевое дыхание;
- развитие мелкой моторики рук;
- дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:
- индивидуальное зеркало;
- квадраты синего, зеленого и красного цвета;
- мяч;
- сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас побывать в деревне у бабушки и погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, присаживайтесь.

2. Сообщение темы занятия

Давайте вспомним: как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с) Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш.

К доске крепятся буквы С и Ш. Как называются эти буквы? Какое правило мы знаем? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки мы говорим и слышим).
Давайте вспомним характеристику звуков.

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам (сходства и различия)

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? (На доску крепятся картинки — мальчик и девочка) Правильно, это наши знакомые — Саша и Маша. Они поедут с нами в деревню к бабушке. Поставим перед собой индивидуальное зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика .

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Пальчиковая гимнастика .

Молодцы, ребята. Теперь можно идти в лес. Но для прогулки в лесу нам понадобятся не только сильные ножки, но и ручки.

Сделаем гимнастику для рук:

Сжимания пальцев в кулаки;
- вращение кулаков;
- выгибание кистей рук;
- соединение пальчиков рук.

5. Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.
Ребята, давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным.)
Вот и нам звуки, если мы будем с ними дружить, помогут пройти по кочкам. (Дети встают каждый у своего места. Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.)

са — ша са — са — ша
со — ша са — ша — ша
су — шу са — ша — са
сы- ши ша — ша — са
ша — са ша — са — са
шо — со ша — са — ша
шу — су
ши — си

6. Дифференциация [С], [Ш] в словах.

Дети садятся на места.
Логопед: «Ой! Что же здесь случилось? Саша и Маша придумали для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Саше и Маше вернуть звуки на место» (если дети испытывают трудности, можно раздать картинки с изображением этих предметов).
Ребенок должен назвать слово и определить местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Игра «Отгадай слово»

Ишка. уба мы. ь
. ова. орока
. камья. анки
. арф. апоги

Логопед: «Саша приготовил для вас задание (детям раздаются карточки). Разделите эти слова на слоги и составьте звуковую схему».

8. Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках .

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь чтобы нам придти на лесную опушку надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком –
Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.
А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

9. Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Логопед: «По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда!» (На доску крепится картина с изображением соснового леса). Дети за логопедом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на доску крепятся изображения: сосна, сосновые шишки, мешок. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст:
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Шишки с шумом падают вниз. Под сосной много шишек.
Саша и Маша собирают шишки в мешок. С мешком шишек они спешат домой. Сзади доносится шум соснового леса.

Итог занятия

Логопед: «Ну вот ребята, мы с вами и побывали в лесу. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего?
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?»

Оценка речевой деятельности

Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки. С собой в группу вы возьмете сосновые шишки, которые мы собрали в лесу (логопед раздает детям шишки для поделок).

Семенюк Юлия Сергеевна,
учитель – логопед
ГОУ ЦРР № 1688 г. Москва

Подгрупповое логопедическое занятие

Дифференциация С - Ш

Подготовила

Учитель-логопед

Табакова Юлия Вячеславовна

2011 учебный год

Тема: Дифференциация С-Ш.

Цели:

Коррекционно-образовательные: уточнять и сравнивать артикуляцию звуков, учить дифференцировать буквы С-Ш, давать их сравнительную характеристику, формировать умение различать на письме С-Ш в слогах, словах, предложениях ;

Коррекционно-развивающие: развивать звуковой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие, логическое мышление, память, пространственные и временные представления;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям.

Оборудование: мячик, индивидуальные зеркала, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши, артикуляционные профили и схемы звуков.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем начнем работу над темой занятия, давайте вспомним:

Какой сегодня день недели?

Какой день был вчера?

Какой будет завра?

Как называется первый день недели?

Какое сегодня число? Какой месяц? Вспомните зимние месяцы? Какой первый месяц зимы? Второй? Третий?

Молодцы! Настроились на работу!

2. Работа над темой занятия.

1. Формулировка темы занятия.

Мы сегодня продолжим работу над смешиваемыми звуками, а над какими именно вы узнаете, когда отгадаете загадки (по первому звуку отгадки):

Гладишь – кусается, дразнишь - кусается (с обака).

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу (ш апка).

Словарная работа: привечу - Поприветствовать, поздороваться.

Молодцы! Мы с вами будем работать над звуками [с-ш]. И тема нашего занятия звучит так: «Дифференциация С-Ш».

2. Артикуляционный уклад звуков [с-ш].

Звук [с]

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние резцы (получается «Мостик», схема ↓).

Звук [ш]

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы обнажены, языка приподнят к переднему краю твердого неба в форме «Чашечки», схема .

Таким образом, при произнесении звука [с] – получается «Мостик», а при произнесении звука [ш] – «Чашечка».

Кроме этих вариантов различения звуков, которые мы можем увидеть, есть еще один признак, по которому мы можем почувствовать различение этих звуков.

Прикладываем ладонь к губам и попробуем произнести звук [с] – холодный воздух, а звук [ш] – теплый.

Запомнили! Сейчас проверим!

2. Характеристика звуков [с-ш].

Звук [с] – согласный, твердый, парный, глухой.

Звук [ш] – согласный, твердый, парный глухой.

3.Развитие фонематического слуха.

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки:

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

ш с ш с с ш с ш ш с

4. Первичное закрепление знаний.

1.Выделение и различение звуков [с] - [ш] в слогах:

Я называю слоги, а вы с помощью схемы показываете: звук [с] - ↓, звук [ш] –

ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.

А сейчас два слога одновременно:

са – ша шо – со шу - си

су – ши шу – су ас - иш

2.Повторить цепочки слогов в той же последовательности:

Са – ша – со сы – ши – сэ

Со – шо – со сы – ши - сы

Со – шо – су су – ши – со

Аса – аса - аша асу – ашу – асу

Осо – ошо – осо осы – осы – оши

Сшо – сшо – сша сши – сши – сши

Сшу – сшу – сши аши – аши - асы

3.Работа над чистоговоркой (нормальный темп, медленный, быстрый).

Шишки на сосне

Шашки на столе.

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

4.Работа над звуковым анализом.

В карточках надо зачеркнуть цифру, соответствующую месту звука [с] или [ш] в слове.

стакан (1) кошка (3)

мост (3) крыша (4)

старушка (1, 6) сосулька (1, 3)

матрешка (6) снег (1)

5.Физкультминутка.

В начале занятия мы вспоминали временные представления, а сейчас вспомним пространственные:

Поднять правую руку (опустить)

Поднять левую руку (опустить)

Показать левой рукой правое ухо

Показать правой рукой левое колено

Показать правой рукой правую бровь.

6.Групповая работа.

Отобрать картинки в две группы:

1 – в названиях, которых есть звук [с]

2 – в названиях, которых есть звук [ш]

7.Изменить слова по образцу (игра с перекидыванием мяча).

Просить – Я прошу

спешить – спешу спросить – спрошу

носить – ношу красить - крашу

месить – мешу плясать - пляшу

откусить – откушу косить – кошу.

8.Гимнастика для глаз.

Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз.

9.Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число.

Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы эс, ша. Подчеркнуть их цветными карандашами.

Игру…ка, пё…трый, …каф, кра…ивый, …катулка, …тальной, …ить, голо…, маку…ка, ме…то, ри…, …гать, кро…ить, …крепка, камы…, плюю…ка, пи…к, каранда…, вы…ивать, реди…ка, марты…ка, …ур…ит, кро…ки.

Проверка записанных слов.

5. Подведение итога.

Молодцы, ребята! Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Над какими буквами мы работали? Какие звуки они обозначают?

Что было самое трудное?

У кого самые лучшие результаты?

Занятие закончено, до свидания!

«Дифференциация звуков С-Ш»

Тема: «Магазин игрушек»

Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков , упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях.

2. Формировать фонематический слух и восприятие.

3. Актуализация и пополнение словарного запаса по теме «Игрушки».

4. Совершенствование грамматического строя речи.

5.Формировать навык и умения, согласовывать местоимение и существительное.

6.Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением игрушек - полки, зеркало, мяч.

Организационный момент:

1.Загадывание загадок:

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин и заходим

Ответ детей: в магазин.

2. Основная часть:

Сегодня мы с тобой отправимся в магазин игрушек, но для того, чтобы туда попасть, надо правильно и четко проговорить названия игрушек. Для этого требуется выполнить первое задание: артикуляционная гимнастика, сейчас мы вспомним и покажем ее: (Упражнения: «Лягушка», «Чашечка», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Фокус»).

3. Посмотри внимательно, перед тобой полки, они пустые, сейчас мы поставим туда игрушки: на 1 – где слышен звук [c], на 2 – где слышен звук [ш] (мишка, слон, машина, пушка, самосвал, матрешка, самолет, солдат)

4. Молодец! А теперь давай про наши игрушки пропоем песенку:

Ши - ши - ши – как игрушки хороши,

Шо - шо - шо – мы играем хорошо,

Си - си - си – ты игрушки в дом неси,

Са - са - са – происходят чудеса.

5. Игра «Исправь ошибки ». Послушай внимательно предложения, найди в них смысловые ошибки и правильно их скажи.

Игрушки купили Соню. Кукла любит играть с Шурой. Саша разбил мяч окном. Машина играла с Семеном.

6..Игра с мячом «Скажи наоборот». Мяч поймай – слоги повторяй.

Са - са - ша ша - ша - са

Сы - ши - сы ши - сы - ши

Ас - ас - аш аш - аш - ас

Ос - ос - ош ош - ош - ос

Ус - уш - ус уш - ус - уш

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные ежи (бег мелкими шажками по кругу),

Смешные лягушки (прыжки),

Смешные медведи (ходят, как медведи),

Смешные олени (руки к голове, пальцы рук раздвинуты),

Смешные моржи (двигаются боком),

Смешные тюлени (бегут боком).

7. Задание, направленное на умение подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью.

Посмотри внимательно на полки с игрушками, назови игрушки, про которые можно сказать: «Он мой…», «Она моя…», «Они мои…».

8.Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня занимались?

Вспомни и назови игрушки, в которых есть звуки [c] и [ш]

Задачи:

Коррекционно-обучающие: уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить правильно образовывать относительные прилагательные, обучать правильному составлению сложных предложений с союзом А.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Коррекционно-воспитывающие: воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.

Оборудование : телеграмма, колечки Су Джок, 2 куклы, песочница, маленькие игрушки(собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка), контурные изображения (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик лошадка),предметные картинки(сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша, колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша),мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент

Я сегодня получила телеграмму от сестёр Сони и Шуры, давай посмотрим, что же в ней написано.

Девочки приглашают нас на свой день рождения.

Отправимся к ним в гости?

2. Основная часть

· Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дорога предстоит нам через лес. В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.

Какой звук мы произносили, когда пели песенку теплого ветра?

А какой звук произносили, когда пели песенку холодного ветра?

Как ты думаешь, какие звуки мы будем различать на занятии?

Уточнить артикуляцию звука С и звука Ш. Показать кистью руки положение языка для данных звуков(С- ладошка «Блинчик», Ш - ладошка «Чашечкой»)

· Пальчиковая гимнастика с колечками Су Джок

Надеваем колечко на пальчик произносим слог со звуком С (СА), снимаем - слог со звуком Ш (ША). И т.д.

· Игра «Магазин подарков»

На день рождения нельзя прийти с пустыми руками, нужны подарки. И сейчас мы их «купим».

Из песочницы, с закрытыми глазами достаём игрушки, на ощупь определяем, что это, называем игрушку (собака, сумка, колесо, слон, машина, кошка, шарик, лошадка) .

После того, как достали все игрушки, спросить.

Как ты думаешь, какие игрушки мы подарим Соне, а какие Шуре? Почему?

Распределить игрушки между куклами Соней и Шурой.

· Составление предложений по образцу.

Образец: Соне я подарю собаку, а Шуре - машину.

Соне я подарю сумку, а Шуре - кошку.

Соне я подарю колесо, а Шуре - шарик.

Соне я подарю слона, а Шуре - лошадку.

· Дид. игра «Продукты»

Сестрички готовились к нашему приходу и поэтому сходили в магазин за продуктами. Посмотри, сколько всего они купили (предметные картинки: колбаса, сыр, рис, пастила, ананас, шпикачки, шпроты, пшено, шоколад, груша). Как ты думаешь, что купила Соня, а что- Шура?

(распределить соответствующие картинки между Соней и Шурой)

Перечисли всё, что купила Шура, а теперь всё, что купила Соня.

· Дид. игра «Поварята»

Соня и Шура приготовили угощения, каждая своё. Догадайся, что готовила Соня, а что Шура (предметные картинки: сок, суп, салат, ватрушка, паштет, каша).

(Соня готовила сок, суп и салат. Шура готовила ватрушку, паштет и кашу.)

· Дид.игра «Какой? Какая?»

Проводится как игра с мячом.

Логопед бросает мяч и произносит: «Суп из риса, какой?»

Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Рисовый суп». И т.д.

(Сок из ананаса, салат из мяса, паштет из шпрот, каша из пшена, ватрушка с шоколадом)

· Игра «4 лишний»

На праздниках всегда есть развлечения, вот и сестрёнки подготовили для тебя одну игру «4 лишний».

(убрать лишнюю карточку)

Колбаса, рис, сыр, пшено.

Шоколад, груша, рис, шпикачки.

Пастила, шпроты, ананас, сыр.

Суп, сок каша салат.

3. Итог

Пора прощаться с Соней и Шурой. А какие же звуки нам помогли познакомиться с этими девочками?

дифференциация звуков С Ш

Конспект группового логопедического занятия на основе сюжета «Приключения звуков [с] и [ш]»

Материал: изображения Замка Гласных звуков, Замка Согласных звуков; картинка «Страна Чудес» с изображениями забавных предметов, в названиях которых есть звуки [с], [ш]; игрушка или рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; раздаточный материал - предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш].

Организационный момент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

Дети поднимают руки.

Подул теплый ветерок - ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер - ос-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети снова напряглись и зашевелились, а затем расслабились. Сообщение темы занятия

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш. ) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с. ) Сегодня мы будем повторять звуки [с], [ш].

Сравнение звуков [с], [ш] по артикуляционным и акустическим признакам Произношение звуков [с], [ш] в слогах

Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному Замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки. ) Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са. ) Аналогичные задания проводятся с другими звуками. Гласный звук [о] подружился вначале со звуком [с], а затем - со звуком [ш] и получились слоги (Со, шо. ) Познакомились слоги са - ша, су - шу, со - шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са. Ша-ша» (удивленно, с оживлением), «Су-су ! Шу-шу !» (восхищенно),«Со-со-со. Шо-шо-шо» (грустно).

Дети повторяют слоги с выражением эмоций. Произношение звуков [с], [ш] в словах.

Дети называют слова со звуком [ш]. Затем называют слова со звуком [с]. Задание усложняется: дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии.

А сейчас гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали. Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт.

Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один слог. )

Деление слов на слоги

Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. )

Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Логопед произносит слова машина, санки, неправильно ставя ударение. Дети исправляют. Звуковой анализ слов

Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем? (Кружочками. )

Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране Чудес.

На-на-на, изображаем мы слона.

Ву-ву-ву, изобразим мы сову.

Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф.

Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.

Произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках. Словотворчество детей.

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом. Произношение звуков [с], [ш]в рифмованных фразах. Словообразование

Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш. Кто это? (Кукушка. ) Она сообщила нам, что звуки [с], [ш] попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки [с], [ш], а еще и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.

Выставляется фигурка Страшилы.

Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил? Послушайте, дети. Читаются рифмовки-путаницы.

Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры

Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

Танцует Миша в «машке»,

Конфету дали «маске».

Чтобы Страшила вернул звуки [с], [ш] и правильные слова на место, образуйте для него добрые слова от слов, которые я назову: ласка (ласковый ), слава (славный ), послушание (послушный ), смелость (смелый ). Ура! Страшила возвратил «перепутанные» звуки [с], [ш] на место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя «путаные» звуки и слова на правильные.

А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый. )

Развитие фонематических представлений

Поблагодарим Страшилу. Скажем дружно: «Спасибо, Страшила!» И еще подарим ему подарки-картинки. Сначала те, на которых нарисованы предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш]. Дети выбирают подарки из лежащих на их столах картинок. Разгадывание ребусов из слов.

Страшила благодарит нас за подарки и предлагает интересные задания. Возьмите первые звуки из слов сумка, осень, куст и соедините в слово. Какое слово получилось? (Сок. ) Возьмите первые звуки из слов шуба, утка, мак. Какое слово получилось? (Шум. )

Работа с буквами по загадкам. Выставляется полоска с четырьмя окошками.

Прежде чем выставлять буквы в эти окошечки, нужно узнать, какое слово там должно быть. Эти слова - отгадки загадок.

Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба. )

Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф. )

Выставляется полоска с шестью окошечками.

А теперь назовите слово-отгадку из шести звуков.

Едет, гудит, с пути уйди! (Машина. )

Дети составляют названные слова из букв разрезной азбуки. Творческие задания детей

Придумайте задания Страшиле. Пусть он отгадает слова со звуками [с], [ш], задуманные вами. Называйте только первый и последний звуки слова.