Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических ВУЗов.

Занятие.
ТЕМА:
Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

ЦЕЛИ;
· формировать умения писать изложение по плану, опорным словам;
· повторить признаки, строение текста-описания;
· формировать умение составлять план текста;
· учить точно употреблять слова в тексте. ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, рассказ Е. Чарушина «Морж», сюжетная картинка, опорные таблицы текста-описания (см. приложение 2 части пособия).

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Беседа-повторение
- Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
Какие вы знаете типы текстов?
Каково содержание текста-описания?
Как строится текст-описание? (Учитель-логопед прикрепляет на доску опорные таблицы текста-описания: общий признак, признак частей, оценка предмета (см. приложение 2 части пособия)).

Содержание
Введение
Раздел I. Письменная связная речь. Изложение
Занятие 1. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению
Занятие 2. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам
Занятие 3. Редактирование текста изложения
Занятие 4. Изложение-повествование по памяти. Свободный диктант,
Занятие 5. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщённым вопросам, опорным словам
Занятие 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам
Занятие 7. Изложение-описание по памяти
Занятие 8. Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам
Занятие 9. Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 10. Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант
Занятие 11. Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам
Занятие 12. Изложение-рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свободный диктант
Занятие 14. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам
Занятие 16. Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам
Раздел II. Письменная связная речь. Сочинение
Занятие 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам
Занятие 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам
Занятие 3. Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам
Занятие 4. Анализ и редактирование сочинений
Занятие 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка»
Занятие 7.Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям. «Наша собака (кошка)»
Занятие 8-9. Сочинение по наблюдениям. «Ранняя весна»
Занятие 10. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Занятие 11-12. Сочинение-рассуждение. «Моё любимое занятие»
Занятие 13. Письма
Приложения
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Письменная связная речь, Часть 3, Андреева Н.Г., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Тема занятия: «Домашние животные»

Цели:

  • Обучение сравнительному описанию внешнего вида животных.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Составление сложных предложений с противительным союзом «а».
  • Развитие логического мышления.

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей, сюжетная картинка «Сельский двор».

Ход занятия

Организационный момент.

Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку и садится на место.

Основная часть.

Игра «Сельский двор»

Логопед показывает картинку «Сельский двор».

Логопед: Послушайте небольшой рассказ и ответьте на вопросы.

В деревне Сосновка жил- был крестьянин Иван Петров. У него были большой двор и много домашних животных. За ними он хорошо ухаживал, и животные были благодарны своему хозяину.

Логопед : Ребята, а теперь назовите, какие животные жили у Ивана Петрова?

Дети рассказывают опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор»

Дети : Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.

Логопед : как вы думаете, каким образом они благодарили своего хозяина?

Дети : Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей.

Логопед: У всех животных был свой дом. Назовите, каких домах жили животные Ивана Петрова?

Дети: Корова жила в коровнике, лошадь – в конюшне, овца –в хлеве, свинья – в свинарнике, собака – в конуре, кошка –вместе с хозяином в доме.

Игра – упражнение «Угадай животное по описанию»

Логопед: Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая.

Дети: Собака.

Один из детей показывает собаку, помещает ее в «Сельский двор» и повторяет все слова- признаки. То же делается со всеми другими животными.

Логопед: Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая.

Дети: Корова.

Логопед: Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая.

Дети: Лошадь.

Логопед: Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная.

Дети: Свинья.

Логопед: Кудрявая, короткохвостая, глупая.

Дети: Овца.

Логопед: Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая.

Дети: Кошка.

Логопед: Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная.

Дети: Коза.

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие тексту.

Логопед:

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь,

А теперь пора проснуться.

Распрямиться и проснуться. Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну,

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Описание лошади и коровы по плану

Логопед: Назовите, чем похожи корова и лошадь.

Дети: Лошадь и корова – это большие (крупные) домашние животные. У них продолговатая голова, сильные и крепкие ноги с копытами, длинные хвосты, тело покрыто короткой, гладкой шерстью.

Логопед: А теперь скажите, чем корова и лошадь отличаются друг от друга?

Дети: У коровы есть рога, а у лошади их нет. У лошади есть грива, а у коровы –нет. У лошади копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные.У лошади хвост похож на метлу, ау коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы- на кисть. Корова дает молоко, а лошадь перевозит грузы.

Итог занятия

Логопед: О каких животных говорили?

Дети: О домашних.

Логопед: Назовите домашних животных.

Дети: Корова, лошадь, кошка, овца, собака, свинья.

Конспект логопедического занятия «Домашние животные»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Ромашка»,

г.Губкин Белгородская область

Картинный материал для данного занятия можно подобрать в рубрике

Логопедическое занятие по развитию связной речи младших школьников.

Лексика.

Тема: Определение лексическогозначения слова.

Цели:

формировать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю;

Расширять словарный запас по теме «Месяцы года»; уточнять временную

последовательность месяцев года, понимание предложно- падежных конструкций;

Развивать фонетическое восприятие и звукобуквенный анализ слов.

Оборудование: опорные схемы, запись на доске, «Толковый словарь русского языка. Современная версия». В.И.Даль.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Сядет тот,кто определить,который по счету звук(А) в словах:

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ, МАЙ, АВГУСТ.

Что обозначают данные слова? (Месяцы года.)

Сколько месяцев вгоду?

Назовите по порядку все месяцы года.

2. Запись числа, темы занятия «Лексическое значение слова».

3.Новая тема.

Послушайте стихотворение:

Ложка- это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка- это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка- это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка- это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово

Смешное слово- плим.

Я повторяю снова-

Плим,плим,плим……

Вот прыгает и скачет-

Плим,плим,плим…..

Но ничего не значит

Плим,плим,плим.

(И.Токмакова)

Удалось ли мальчику придумать новое слово? Почему? (Слово «ничего не значит», не имеет смысла.)

Каждое слово состоит из звуков (букв) и что- то обозначает, имеет смысл. Слова служат для называния предметов(стол, дуб, ураган и т. д.), их признаков (деревянный, могучий, внезапный и т.д.), действий (сломался, качать, идти и т.д.), количества (пять, пятьсот и т.д.). Каждое слово что-то обозначает – это называют лексическим значением слова.

Отгадайте загадку.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И, конечно, детки!

(Яблоко)

Логопед выставляет опорную схему. Работа с опорной схемой.

Отгодайте загадку.

Догадайтесь: кто дугой

Выгнул спину над рекой,

Вас ведет на этот берег,

Нас проводи - на другой?

(Мост)

Логопед выставляет следующую опорную схему. Работа с опрной схемой.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь!

По прозванию словарь .

(Я. Козловский)

Что за волшебная страна?

Какие словари вы знаете? Что в них вы можете узнать?

Послушайте рассказ.

Словарь

Есть на свете чудесные книги. В них можно найти ответы на самые разные вопросы. Это словари. Они бывают разные. В одних ты можешь узнать, как пишутся слова. Это орфографические словари. Другой словарь подскажет, как правильно произносить слова.

Есть толковые словари, которые объясняют значения слов….. О многом расскажут тебе словари! Они твои помощники.

(По И. Гудзик.)

Каждый из нас знает и понимает множество слов – несколько тысяч. Но понимать слово – мало: надо суметь дать его толкование, то есть объяснитьего значение. Это сделано в толковых словарях. Слова в толковых словарях распологаются по алфавиту.

Учитель – логопед показывает «Толковый словарь русского языка » В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой или др.

4. Физкультминутка

Двенадцать братьев Сжать руки в кулак, соеденить вместе

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят:

на руках месяцы года

Апрель, май, июнь,

Июль, август, сентябрь,

Октябрь,ноябрь, декабрь.

Сядет тот, кто выберет правильное выражение:

Осень после зимы, или зима после осени.

Весна после зимы, или зима после весны.

Осень перед зимой, или зима перед осенью.

Зима перед весной, или весна перед зимой.

5.Определение лексического значения слова по толковому словарю.

На доске записаны слова: айсберг, бефик, пихта, маяк, кыр.

Прочитайте слова.

Является ли то, что вы прочитали словами? Сколько здесь слов?

Назовите сочетания звуков, которые не являются словами? Объясните, почему.

Найдите, прочитайте в толковом словаре объяснение лексического значения слова. Запишите (для групп 2-го класса) в тетрадь толкование лексического значения слов:

АЙСБЕРГ – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

ПИХТА – вечнозеленое хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящими серовато-белыми шишками.

МАЯК – башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

6. Работа с предложениями.

Прочитайте слово, в котором семь звуков (Айсберг)

Придумайте предложение из пяти слов.

Запись предложения под диктовку вслух одним из учеников группы.

Обозначьте в предложении предлог.

Составьте, запишите в тетрадях схемы предложения.

7. Итог занятия .

Что называется лексическим значением слова?

Где можно уточнить лексическое значение слова?

Какое задание было интересным?

Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников Под редакцией профессора Р.И. Лалаевой Пособие для логопеда В трех частях ЧАСТЬ 2 Предложение. Текст Москва 2010 УДК 376.1-056.264(07) ББК 74.3я7 А65 Р е ц е н з е н т ы: Г.В. Бабина - кандидат педагогических наук профессор; А.Э. Смирнова - учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов НОУ СОШ «Личность» А65 Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 302 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). ISBN 978-5-691-01504-5. ISBN 978-5-691-01606-6 (Ч.2). Агентство CIP РГБ. Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на третьем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопеда общеобразовательной школы. Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. УДК 376.1-056.264(07) ББК 74.3я7 ISBN 978-5-691-01504-5 ISBN 978-5-691-01606-6 (Ч.2) Андреева Н.Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение» Занятие 1. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Занятия 2-3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Занятие 4. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. . . 26 Занятие 5. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. . . . . 32 Занятие 6. Составление предложений - полных ответов на вопросы по тексту. . . . . . . . . . 37 Занятие 7. Составление предложений - краткий ответов на вопросы по тексту. . . . . . . . . . 43 Занятие 8. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. . . . . 47 Занятие 9. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. . . . . 53 Занятие 10. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. . . . . . . . . . . . . . . 64 Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. . . 69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями. . . . . . . . 75 Занятие 13. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями. . . . . . 82 Занятие 14. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 4 Содержание Занятие 15. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Занятие 16. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. . . . .98 Занятие 17. Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов. . . . . . . . . . . . . . . . . 103 Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст» Занятие 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 Занятие 2. Текст. Основная мысль текста. . . . . . . . . . . . . . . . . .112 Занятие 3. Текст. Опорные слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 Занятие 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124 Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. . . . . .130 Занятие 6. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. . . . . . . . . . . . . . . . . .135 Занятия 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140 Занятия 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 Занятия 11-12. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. . . . . . . . . . . . . . . .163 Занятие 13. Составление плана текста с обозначенными частями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 Занятие 14. Деление текста на части. Работа над планом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 Занятия 15-16. Редактирование текста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181 Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 «В интересах развития речи учащихся важно, чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них; важно также, чтобы ученики уяснили значимость, иногда незаменимость тех или иных выражений текста и сами пользовались ими вполне сознательно. Это потребует в ряде случаев внимательного языкового анализа». В.А. Добромыслов ВВЕДЕНИЕ Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Развитие связной речи - это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направляет, стимулирует их речевую активность. Предлагаемое пособие представляет примерное перспективное тематическое планирование и конспекты логопедических занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система работы по развитию связной речи обеспечит разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Подробный ход занятия содержит большой объем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой материал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителюлогопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений. Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь». 6 Введение Материал пособия - поурочное планирование логопедических занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2-3 класса) включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия раздела «Предложение» формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями. Введение 7 Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоятельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотрены для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использовать для индивидуальной и фронтальной работы. КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 1 ЗАНЯТИЕ ТЕМА. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения ЦЕЛИ: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; формировать умения выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать; развивать зрительный и слуховой вербальный анализ. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний» Слова, слова, слова... Всему название дано - и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз - над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас, - означено словами. (А. Шибаев) - Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, почему оно «лишнее». 1 занятие 9 Мак, ромашка, роза, лук Помидор, слива, баклажан, перец Молоко, сметана, каша, сыр Курица, коза, корова, овца Портфель, чемодан, кошелек, книга Часы, очки, весы, термометр Бабочка, линейка, весы, ножницы Василий, Федор, Семен, Иванов - Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите количество слогов. - Произнесите слово по слогам. - Какое задание вы выполняли? 2. Запись числа, темы занятия 3. Работа со словосочетаниями. «Найди слова» - В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова. (Логопед вывешивает таблицу «Найди слова» («спрятавшиеся» слова не подчеркнуты)). ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ ДУНЕКИРУКЯВЫРОП ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ (Логопед записывает словосочетания на доске) потерял закладку новый ученик сегодня потерял «Внимание! Внимание! Вот словосочетание. В нем ходят парою слова, Но не равны у них права, В нем слово главное всегда С зависимым шагает. 10 «Предложение» А кто тут главный - без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда - наоборот, Запомни как основу». (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика») Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосочетании одно слово зависит от другого. - Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обозначьте его крестиком (×), поставьте вопрос к зависимому слову. 4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение» На доске: 1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять 2. потерял закладку, сегодня потерял 3. Новый ученик сегодня потерял закладку. Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске. - Послушайте. (Учитель-логопед читает.) - Прочитайте каждую строчку. (Читают 1-2 ученика.) - Прочитайте строчку под номером один. Что записано? (Слова.) - Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это предложение? -Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.) - Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа слов законченную мысль?) - Прочитайте строчку под номером три. Что записано на этой строчке? (Предложение.)

Введение.......................................................................................................... 5

Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»

Занятие 1. Дифференциация понятий «слово»,

«словосочетание», «предложение».

Признаки предложения.................................................. 8

Занятия 2-3. Смысловая и интонационная

законченность повествовательных,

восклицательных, вопросительных,

побудительных предложений..................................... 14

Занятие 4. Составление предложений из слов,

данных в правильной грамматической форме.. .26

Занятие 5. Составление предложений из слов,

данных в начальной форме.

Грамматическое оформление предложений......... 32

Занятие 6. Составление предложений -

полных ответов на вопросы по тексту..................... 37

Занятие 7. Составление предложений -

краткий ответов на вопросы по тексту..................... 43

Занятие 8. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений......... 47

Занятие 9. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов, схемы.

Грамматическое оформление предложений......... 53

Занятие 10. Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст.............................. 64

Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.

Обозначение границ предложений на письме.. .69

Занятие 12. Развитие восприятия и понимания

со сложносочиненными предложениями................ 75

Занятие 13. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложноподчиненными предложениями.............. 82

Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.

Грамматическое оформление предложений

с пропущенными словами..........................................

Занятие 15. Работа с деформированными

предложениями. Редактирование,

грамматическое оформление предложений

с повторяющимися словами.......................................... 93

Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов............ 98

Занятие 17. Составление предложений по материалам

наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов................................... 103

Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»

Занятие 1. Выделение признаков связного текста.

Тема текста....................................................................... 107

Занятие 2. Текст. Основная мысль текста...................................... 112

Занятие 3. Текст. Опорные слова..................................................... 118

Занятие 4. Восстановление деформированного текста

по серии картинок........................................................... 124

Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.

Определение темы, главной мысли текста............. 130

Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.

Грамматическое оформление.

Анализ составленных текстов..................................... 135

Занятия 7-8. Тип текста. Текст-повествование.

Характерные признаки текста-повествования.

Схема построения повествовательного

текста................................................................................. 140

Занятия 9-10. Текст-описание.

Характерные признаки текста-описания.

Схема построения описания....................................... 152

Занятия 11-12. Текст-рассуждение.

Характерные признаки текста-рассуждения.

Схема построения рассуждения.............................. .163

Занятие 13. Составление плана текста

с обозначенными частями........................................... 172

Занятие 14. Деление текста на части.

Работа над планом........................................................ 177

Занятия 15-16. Редактирование текста........................................... 181

Приложение 1............................................................................................. 187

Приложение 2 ...................................................................................... 273

Литература.................................................................................................. 301