Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников.

Цель: дифференциация звуков С-З.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки С-З в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Пальчиковая игра "Пальчики-колечки"
Задание направлено на дифференциацию произношения звуков С-З в слогах, словах; на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти; на развитие мелкой моторики
Ну-ка, пальцы,
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак)
Вышли в ряд!
Пальцы в колечки будем сгибать,

Будут пальцы помогать
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.)
Слова и слоги называть!
(В ритме каждого слова делаем колечки при соприкосновении больших пальцев с указательными, средними, безымянными и мизинцами обеих рук.)
СА-ЗА-СА

Сани-заинька-лиса,

ЗА-СА-ЗА,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Зайка-санки-стрекоза,
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)
СЫ-ЗЫ-СЫ,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Сын-мимозы-и усы,
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)
СО-ЗО-СО,
(В ритме каждой строчки большой пальчик соединяем в кольцо с указательным, средним, безымянным пальцами правой руки.)
Соки-Зоя-колесо.
(Делаем аналогично с пальцами левой руки)

"Закончи предложение"
Задание направлено на дифференциацию произношения С-З в самостоятельной речи, на уточнение (расширение) словаря.

Взрослый начинает предложение, а ребенок должен добавить слово со звуком С или З.
- Осенью идет дождь, а зимой падает... (снег).
- Осенью листья на деревьях желтые, а летом... (зеленые).
- Летом дети катаются на велосипедах, а зимой по снегу на... (санках).
- Летом дети лепят из песка башни, а зимой лепят из снега... (снеговиков).
- Летом дети собирают на поляне цветы, а осенью в парке опавшие... (листья).
- Осенью носят осеннюю одежду, а зимой... (зимнюю).

Пальчиковая игра "Апельсины"
Зоя, Зина и Зарина
(Загибаем пальчики на одной руке.)
Обожают апельсины.
Света, Слава, Саня, Сима
(Загибают пальчики на другой руке.)
Любят сок из апельсина.
Ну, а маленький захар
Ходит с мамой на базар.
Купит мальчик с мамой Ниной...
Догадались? ... (Апельсины)

Пальчиковая игра "Грибы"
Света шла, шла, шла,

Под березой гриб нашла.

Какой гриб нашла Света? (Подберезовик)
Зина шла, шла, шла,
(Указательный и средний пальцы "идут" по столу.)
Под осиной гриб нашла.
(Имитируем гриб - ставим ребром кулачок и прикрываем его полусогнутой ладошкой другой руки)
Какой гриб нашла Зина? (Подосиновик)

Конспект логоритмического занятия по теме: Дифференциация звуков С-З (1 класс).

(открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя музыки)

Тема: Дифференциация звуков с – з.

Цель:

  • Учить различать звуки с – з и развивать психомоторику на данном звуком материале.

Задачи:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание, артикуляцию и координацию движений;
  • формировать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию, релаксацию;
  • воспитывать коллективную деятельность, творческое начало.

Оборудование:

  • «Волшебный подснежник» с заданиями; картинки с изображением весны и подснежника; предметные картинки: совы, зайца, лисы, свиньи, козы, зебры; домики с буквами «С», «З»; сигнальные карточки со слогами — СА-ЗА, СО-ЗО, СЫ-ЗЫ, СЯ-ЗЯ, СЁ-ЗЁ, СИ-ЗИ; схемы букв «С», «З»; хвалёнки.

Ход занятия

I. Вступление.

Звучит тихая, мелодичная весенняя музыка. Дети и логопед сидят на ковре, в кругу.

Долгожданный март на дворе,
Весь мир вокруг оживился.
Мы искренне рады этой поре,
И вдруг вопрос появился:
Когда это птицы поют?
Когда за окном сирень расцвела?
Когда цветы повсюду цветут?
И сибирская ночь так тепла?
Конечно, все догадались,
Это время года – ВЕСНА!

Ребята, наступила долгожданная весна! Просыпается природа и распускаются первые цветы! Кто знает, как называется первый весенний цветок?

(Дети: — ПОДСНЕЖНИК).

Правильно, подснежник – это вестник весны. Он первый прорастает из-под снега, поэтому так и называется ПОД-СНЕЖ-НИК.

Встали, дети садятся на стулья, логопед на доске показывает картинку подснежника.

Ребенок рассказывает стихотворение о весне, которое было задано выучить дома наизусть:

В лесу подснежник появился
И вот пришла весна!
Как здорово! Как здорово!
Весна! Весна! Весна!

II. Основная часть.

Логопед: — Посмотрите, я нашла прекрасный волшебный подснежник.

Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам каждый из его лепестков.

Посмотрите, ребята, что нарисовано на первом лепестке?

(Дети видят картинку: воздушный шарик и комарик.) На доске появляются картинки воздушного шарика и комарика.

Какой звук слышится, когда шарик начинает сдуваться? (Дети: — звук с).

Лепесток предлагает вам выполнить задание. Покажем с помощью рук, как надувается и сдувается воздушный шарик, красиво произнесем «с-с-с».

Задание 1.

Упражнение «Шарик сдувается»

Произнесение «с-с-с…»

И.п.: стоя, ноги вместе.

На вдохе правая рука поднимается вверх (шарик надувается).

На выдохе, с напряжением кисти, опускается через сторону вниз со звуком «с-с-с..»

Повторить левой рукой, двумя руками вместе.

Молодцы!

Упражнение «Комарики».

Произнесение «з-з-з…». Мальчики произносят «з-з-з» твёрдо, басом, а девочки мягко, тоненько.

Подушечки пальцев рук совершают хватательные движения – «Комарики кусаются».

Варианты выполнения:

  1. Правой рукой.
  2. Левой рукой.
  3. Двумя руками одновременно.
  4. Попеременно (реципрокно).

Эти движения выполняются за спиной.

Молодцы!

Задание 2. (развитие фонематического слуха, координации движений)

Дети, перевернув второй лепесток, видят нарисованные цветы. На доске появляется картинка вазы с цветами.

Для выполнения данного задания дети идут по кругу, внимательно слушая логопеда.

Правила игры:

1. Встали в круг.

2. Идём по кругу, маршируя.

3. Услышав в названии цветка звук [с] – останавливаемся, звук [з] – приседаем.

4. Если этих звуков нет в слове, то продолжаем идти по кругу.

Настя, что делаем, если слышим звук [с]? (останавливаемся)

Данил, что делаем, если слышим звук [з]? (приседаем)

Лена, что делаем, если нет звуков [с-з]? (идём по кругу)

Внимательно слушайте меня!

Названия цветов: ландыш, тюльпан, астра, ромашка, мак, роза, георгин, хризантема, колокольчик, фиалка, лилия, василёк, пион, орхидея, гвоздика, одуванчик, подснежник.

Задание 3.

Дети, перевернув третий лепесток, видят картинки с изображением птиц и животных. На доске появляется соответствующие картинки.

Логопед: — Сейчас, мы разделимся на 2 команды по 2-3 человека.

Правила игры: Необходимо расселить животных и птиц по домикам. Если в слове есть звук [с] – в 1 домик, если [з] – во 2 домик. Каждый по очереди берёт картинку, называет её и прикрепляет к нужному домику. Чья команда без ошибок выполнит задание, та и победила.

Картинки: сова, заяц, лиса, свинья, коза, зебра.

Проверка, оценивание.

Задание 4 . Учитель музыки.

На четвёртом лепестке нарисованы нотки.

1) Пение слогов: СА,СА,СА – ЗА,ЗА,ЗА СЯ,СЯ,СЯ – ЗЯ,ЗЯ, ЗЯ

СО,СО,СО – ЗО,ЗО,ЗО СЁ,СЁ,СЁ – ЗЁ,ЗЁ,ЗЁ

СЫ,СЫ,СЫ – ЗЫ,ЗЫ,ЗЫ СИ,СИ,СИ –ЗИ,ЗИ,ЗИ

2) Инсценировка песни «Козлёнок». (Со зрителями)

Козлёнка выбирают по кругу считалочкой: «Козлик, козлик, выходи и немного поводи»

Дети двигаются по кругу, взявшись за руки. В середине движущегося круга противоходом идет козлик. На 1-й куплет дети идут в середину круга, где стоит козлёнок, показывая рожки, и отходят назад. На 2-й куплет – идут по кругу, останавливаются, а козленок поет: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню», притопывает ногой и дети бегут на места.

Выходи, козлёнок мой,
Пободаемся с тобой.
«Ме-ме-ме, — звучит ответ, -
А у вас и рожек нет».
Выходи, козлёнок мой,
Поиграем мы с тобой.
«Ме-ме-ме, играть люблю,
Вот возьму и догоню».

III. Заключительная часть.

Задание 5. (развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации, упражнение на релаксацию)

Дети, перевернув последний лепесток, видят написанные буквы «С», «З».

Дети принимают положение лежа на боку соответственно схемам букв.

Логопед: — Делимся на 2 команды. 1-я команда принимает положение лежа на боку и изображает букву «С», 2-я – изображает букву «З».

А зрители оценят, чья буква получилась аккуратная и красивая.

(У всех хорошо получилось)

Закрыли глаза, отдохнули.

Встали, сели на свои места.

IV. Итог занятия.

Логопед: — Обе команды – молодцы, старались и активно работали! Все будут награждены хвалёнками!!!

Ребята вам понравилось занятие?

Что больше всего вам понравилось?

Какие звуки ВЫ учились правильно произносить и различать?

Какой цветок называют вестником весны?

А теперь я предлагаю вам пойти в класс и нарисовать свой волшебный подснежник. Наше занятие закончено.

До свидания!

Михеева Мария Валерьевна,
учитель-логопед,
КОУ «Нефтеюганская школа для обучающихся с ОВЗ»,
г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра

Тамара Мужикина
«Дифференциация звуков [с], [з]». Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по формированию звукопроизношения

(подготовительная группа)

Тема: Дифференциация звуков [с], [з]

Цели занятия.

Коррекционно-образовательная:

Уточнять, активизировать словарь по теме «Дикие животные в зоопарке»;

Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе родственных слов, закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под, совершенствовать навыки употребления имён существительных мн. числа родительного падежа.

Создать условия для формирования умения дифференцировать звуки С и З через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, тактильного контроля;

Развивать произносительные навыков через автоматизацию звуков С и З в предложениях и связной речи.

Способствовать совершенствованию навыков звукового анализа слов через выделение согласных звуков С и З на фоне слов;

Совершенствовать навыки звукового анализа слов, определения позиции звуков в словах.

Совершенствовать навык составления описательного рассказа по заранее составленному плану.

Коррекционно-развивающая: - способствовать развитию абстрактного мышления через отгадывание загадок;

Способствовать развитию умения координировать речь с движением через выполнение речевых упражнений,

Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание.

Коррекционно-воспитательная: - создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы, чувства уверенности, взаимопонимания, доброжелательности,

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий….

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, слон, барсук, зубр, носорог, суслик, змея, медведь); ширма, игрушки: слон и заяц; письмо от зайчат; магнитные домики со звуками [с], [з]; карточки-символы предлогов, магнитофон, диск с музыкой, указка

Ход занятия

1. Орг. момент

Психогимнастика

Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы:

Как мы радуемся первому снегу,

ежимся от холодного ветра,

нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

2. Сообщение темы занятия

Л. Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).

Много бед таят леса, Он трубит, но не трубач,

Волк, медведь там и лиса! Всеми признанный силач.

Наш зверек живет в тревоге, Стоя спит под пальмой он.

От беды уносит ноги. Догадались? Это…

Ну-ка, быстро отгадай-ка, (Слон)

Как зверек зовется? (Заяц.)

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и слона, сообщает тему занятия.

Л. – Какие звуки мы выделяли в своих словах?

Д. – С и З.

Л. – Сегодня мы будем различать звуки С – З на слух и учиться правильно произносить их.

II. Актуализация имеющихся знаний у детей, сравнивание звуков С, З по артикуляционным и акустическим признакам.

Л. Дадим характеристику этим звукам.

Л. – Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? З? Посмотрите в зеркала.

Дети – Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язык «горкой».

Л. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Л. Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.

Л. -Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.

III. Основная часть.

Дифференциация С-З на слух и в произношении.

Развитие фонематического слуха

Л. -Для того, чтобы нам попасть в зоопарк нужно пройти через препятствия, кто правильно запомнит и повторит слова, тот получает билет в зоопарк.

Игра «Запомни - повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и слон помогают исправлять ошибки детей).

Сом - зонт - сок

Зайка - сумка - завод

Знак - стол - звон

Собака - заноза - соль

Лист - зубы - твист

Замок - совок - засов

Работа с картинками. Пришли в зоопарк

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на доске (лиса, заяц, слон, барсук, зубр, носорог, змея, медведь).

Л. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Л. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие.

Дети называют животных.

Игра «Четвёртый лишний»

Л. В названиях наших животных есть звуки [с] и [з]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Медведь. В этом слове нет звуков [с] и [з].

Игра «Посели животных в домики»

На доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисована буква С, на другом буква З.

Л. -Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают - как? куда?

Помогите, детвора!

Игра «Определи место звука в слове»

Дети берут картинки с изображением животных с доски и распределяют их по домикам со звуками на два столбика, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Л. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно - кого у нас много?

Игра «Один-много»

В зоопарке мы ходили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Кого у нас много в зоопарке?

Д. У нас много зайцев, зубров, носорогов и т. д.

Игра «Семейка слов», упражнение в подборе родственных слов к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).

Л. Зайка прыгал и скакал,

Зоопарк нам показал.

Всю семью свою позвал,

Никого не потерял.

Л. - Скажите, как называют детей у зайца? (зайчата, зайчонок)

Их маму зовут.? (зайчиха)

Вся их семья зовётся.? (заячья)

Назовите зайца ласково. (зайчик, зайка, заинька)

Волки любят лакомиться.? (зайчатиной)

Трусишкой называют.? (зайчишку)

Физкультминутка

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с вами пойдем,

И немножко отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся,

Кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и оглянулся,

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

Упражнение в подборе предлогов в предложениях

Л. Дети, посмотрите, у зайца в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог, выбрав его символ.

С/СО ИЗ ЗА ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД

Зайка спрятался … куст. (за)

Лиса выскочила … норы. (из)

Слон выглядывает … дерева. (из-за)

Носорог вышел …воды. (из)

Барсук вылезает … упавшего дуба. (из-под)

Суслик спрыгнул … холмика. (с)

Заяц перепрыгнул.. пенька на пенёк. (с)

Игра «Придумай рассказ о животных»

Л. -Дети, сегодня наше путешествие в зоопарк необычное. Вы хотите составить рассказ о животных, кто чем питается, как выглядит, где живёт? И тд. Выбирайте картинку с изображением животного, и приготовьтесь рассказывать.

Дети выбирают картинки и составляют рассказ из 3-5 предложений.

Л. –Молодцы, вот и подошло к конце наше путешествие в зоопарк. Наши гости, зайка и слон, хотят узнать.

Какое задание вам понравилось?

Какое задание показалось трудным?