Итоговая работа на тему:
«Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи».
Тема занятия: «Зима. Звуки [С] – [Сь]».
(групповое фронтальное логопедическое занятие для обучающихся 1-го класса).
Цель:
Учить детей правильно произносить и различать звуки [с - сь] в слогах, в словах, в предложениях на слух, автоматизировать эти звуки в связной речи.
Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
корригировать произношение;
корригировать и развивать связную устную речь через формирование ответа полным предложением;
корригировать и развивать слуховое восприятие;
корригировать и развивать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза;
корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук (формирование ручной умелости и соразмерности движений).
Образовательные:
систематизировать и обобщить знания детей по теме «Зима»;
формировать навыки языкового анализа и синтеза.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие:
планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
соблюдать правильную посадку детей;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
компьютерная программа для развития речи «Учись говорить правильно», картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А.Тумаковой «Звучащее слово», звуковые символы, звуковые домики, полоски для обозначения предложений.
Ход занятия:
Этапы занятия
Виды работы на этапе
Деятельность педагога
Деятельность ребёнка
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Оргмомент
Психогимнастика.
Педагог задаёт вопрос о времени года, просит детей показать, как они замёрзли, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика, ставят снежные комки друг на друга, им тяжело.
Дети отвечают на вопрос о времени года и выполняют движения.
Организовать и настроить детей на занятие.

Основной этап.

1. Актуализация знаний.
Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)
Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки зимнего леса.
Дети называют, что изображено на экране, и слушают звуки зимнего леса.
Привлечь внимание детей и вызвать интерес к занятию. Актуализировать знания по теме занятия.

2.
Изучение нового материала.
Сообщение темы занятия.

Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Беседа о зиме.
Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают, какие звуки будут учиться изучать и правильно произносить, если отгадают загадки:
Сели детки на карниз и растут всё время вниз.
Какой звук дважды повторяется в этом слове?
Скатерть бела, весь свет одела.
Какой первый звук в слове?
Любит семечки и сало, во дворе с утра летала. Это маленькая птичка. Отгадайте, кто?
Какой первый звук в этом слове?

Педагог просит охарактеризовать звуки (чем они похожи и чем отличаются).

Педагог выясняет у детей основные признаки зимы.

Дети отгадывают загадки:
(сосульки)

(звук С)

(синичка)

Дети вспоминают, как правильно произносятся звуки С, Сь.

Дети вспоминают и называют основные признаки зимы.

Закрепить произношение звуков С, Сь.
Научить дифференцировать звуки. Совершенствовать фонематический слух.

Определить уровень осведомлённости детей о правильном произношении звуков С, Сь.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.
Упражнения без речевого сопровождения:
«Зайчик», «Ёлочка».
Упражнение «Варежка» с речевым сопровождением.
Педагог предлагает выполнить упражнения, объясняя их выполнение.
Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.
Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

2.
Изучение нового материала.
Произношение звуков С, Сь в слогах. Синтез слогов.
Д/и «Поймай и собери слог».

Д/и «Эхо»

Произношение звуков С, Сь в словах.
Д/и «Кто больше?»

Подбор родственных слов.
Словообразование.
Д/и «Слова-родственники».

Д/и «Назови одним словом»

Определение позиции звуков С, Сь.
Д/и «Где живёт звук?»

Педагог «бросает» детям звуки, а они «возвращают» слоги:
С, А
Сь, И
С, У

Педагог называет детям слоги с твёрдым согласным, а дети отвечают с мягким:
СА
СУ
СЫ
СО

Педагог выставляет картинку «Саша и снеговик» и просит придумать имя мальчику со звуком С, а затем со звуком Сь.
Просит назвать птиц на картинке, в названиях которых слышаться звуки С, Сь.

Педагог просит назвать похожие слова из предъявляемых слов:
Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик.

Педагог просит составить одно слово из двух предъявляемых:
снег падает
сам летит
сам катит
пыль сосёт
назвать машину, которая ходит по снегу

Педагог называет слова со звуками С, Сь.

Ответы детей:
СА
СИ
СУ

СЯ
СЮ
СИ
СЁ

Дети выполняют задания, придумывая имена мальчику.

Дети называют птиц на картинке.

Дети выбирают и называют похожие слова

Дети составляют слова

снегопад
самолёт
самокат
пылесос

снегоход

Дети определяют позицию звуков в этих словах и выкладывают символ в нужное окошка звукового домика.
Закрепить правильное произношение звуков С, Сь в слогах.

Корригировать и развивать фонематическое восприятие и слух.
Развивать фонематический анализ и синтез.

Обогащать словарь по теме занятия.

Развивать мыслительную деятельность операции анализа.

Динамическая пауза.
Д/и «Выпал беленький снежок »
Педагог читает стихотворение.
Дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.
Способствовать снятию общего утомления.
Развивать общую моторику.
Чередовать статические и динамические задания.

3.
Закрепление изученного материала.
Согласование существительных с прилагательными и причастиями.
Словообразование.
Д/и «Подбирай, называй, запоминай».

Работа с предложениями у доски.
Анализ одного-двух предложений.

Д/и «Кто внимательный?»
Педагог просит детей подобрать слова-определения к словам-предметам.
Снег на солнышке искрится, значит, он какой?
Снег сверкает серебрится
рассыпается
хрустит
А снежинка, какая?

Педагог задаёт наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов: Откуда свисают сосульки?
С чем гуляет Сима?
Где сидят снегири?
Где летит стая птиц?

Педагог читает стихотворение и даёт задание детям назвать услышанные слова со звуками С, Сь.

Дети отвечают.

искристый, искрящийся
сверкающий
серебристый
рассыпчатый
хрустящий
Хрустальная, серебристая, искрящаяся

Дети отвечают на вопросы. Двое детей рисуют схему предложений на доске, остальные выкладывают её из полосок.

Дети слушают и называют слова со звуками С, Сь.
Закреплять произношение звуков в словах.
Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас детей.

Обогащать словарь детей по теме занятия.
Закреплять навык ответа на вопрос полным предложением.

4.
Контроль знаний и умений.
Составление коллективного рассказа по картине «Саша и снеговик».
Педагог предлагает детям составить рассказ по предъявляемой картине. При необходимости, помогает наводящими вопросами.
Дети составляют рассказ, и рассказывают его по цепочке.
Проверить навык сформированности правильного произношения звуков С, Сь в связной устной речи.

Итог занятия.

1.
Подведение итогов и оценка деятельности обучающихся
Опрос.

Оценка деятельности детей.
Педагог предлагает детям вспомнить то, чем они занимались на занятии.

Педагог оценивает работу детей и дарит им по большой синей снежинке с напечатанными на ней буквой С, обозначающую звуки, которые отрабатывались на занятии.
Ответы детей по теме урока.
Обобщить тему урока.
Подвести итог работы на занятии.
Развивать долговременную память.
Оценить деятельность детей.

2.
Домашнее задание
Объяснение домашнего задания по пройденной теме.
Педагог объясняет.

Закрепить знания и умения детей, полученные на занятии, дома.

Костакова Елена Александровна

Должность: учитель-логопед

Наименование ОУ:

МКУДО ДООЦ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»).

Описание работы:

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи IV уровень: « В сказочном Царстве – государстве. Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях». Творческий подход к разработке и проведению занятия, использование современных образовательных технологий интегрированного обучения, информационно-коммуникативных (специализированных компьютерных логопедических программ «Игры для тигры» и «Времена года»), инновационной технологии когнитивного развития ключевых рисунков, способствует более эффективному решению коррекционно-развивающих, образовательных и здоровье сберегающих задач.

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи ( IV уровень).

Тема: «Путешествие в страну Капеландию».

Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях».

Цель:

Научить дифференцировать звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях;

Формирование творческого воображения детей.

Задачи:

Воспитательные:

Способствовать повышению мотивации к обучению;

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Воспитывать самостоятельность;

Коррекционно – развивающие:

Корригировать и развивать навык дифференциации изолированных звуков Л и ЛЬ, а так же на фоне слога и слова;

Развивать умение определять наличие звуков Л и ЛЬ в слове.

Закрепить навык правильного произношения звуков Л и ЛЬ;

Корригировать и развивать фонематический слух, умение соотносить звуки речи со звучанием музыкальных инструментов;

Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

Корригировать речевое дыхание;

Корригировать и развивать образное мышление, воображение и память через формирование способности к замещению и пространственному моделированию.

Корригировать и развивать произвольное внимание, способность к быстрому переключению и концентрации;

Развивать мыслительную деятельность (операции звукового анализа);

Корригировать и развивать мелкую и общую моторику, развивать ритмичность, плавность, соразмерность зрительно-двигательную координацию движений;

Корригировать эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Развивать воображение, способность идентифицировать себя с явлениями природы и сказочными героями, умение выражать свои чувства через мимику и движение.

Здоровьесберегающие:

Соблюдать правильную посадку детей;

Соблюдать режим охраны зрения;

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей, чередовать статические и динамические задания;

Улучшать координацию и пластику движений;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Образовательные:

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна»;

Продолжать формировать навык звукового анализа;

Закрепить знание буквы «Л», умение соотносить звук Л с буквой;

Продолжать формировать навык чтения, закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в процессе чтения.

Оборудование:

- презентация- медиасказка «Путешествие в страну Капеландию»;

Компьютерная программа для развития речи «Игры для Тигры»;

Символы звуков, схемы слова;

Модель солнца и прищепки желтого цвета;

Слоговая таблица;

Музыкальные инструменты: треугольник и колокольчик;

Офтальмотренажер для профилактики зрительных расстройств;

Логопедическая песенка.

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I .

Оргмо-мент

Упражнение «Пробужде-ние весны»

Педагог обращается к детям: «Ребята, мы так давно ждем весну, а она все не наступает… Давайте попробуем её разбудить!» Как можно разбудить весну? Что нужно для этого сделать? Я тоже знаю один способ.

Педагог называет детям по порядку (солнышко, вода, воздух, земля) и показывает соответствующие движения («солнышко» - поднять руки над головой, делать перекрестные движения, «вода» - руками изобразить волны, «воздух» - поднять руки вверх, «земля» - опустить руки вниз).

Логопед называет любое из указанных слов.

Затем педагог осознанно допускает ошибки.

Дети отвечают на вопросы проблемного содержания.

Дети демонстрируют правильные движения

Дети внимательно слушают и выполняют движения без ошибок.

Развивать творческое мышление, умение отвечать на вопрос полным предложениемКорригировать и развивать способность к быстрому переключению и концентрации внимания.

II .1

Актуали-зация знаний.

Образное упражнение

«В сказочном Царстве»

Показ презентации

«Дифференциация звуков Л и ЛЬ. В сказочном царстве – государстве»

Педагог рассказывает историю, сопровождая рассказ определенными движениями и мимикой.

«В одном сказочном царстве - государстве под названием «Капеландия» жила-была могущественная королева «Капелания» (Ладонь с расправленными пальцами в виде короны над головой).

В её владениях были моря и океаны (волнообразные движения кистей рук), серебристая гладь озер и рек (свободные движение рук влево – вправо), облака и грозовые тучи (руки вверху). А ещё у неё была маленькая дочка – принцесса «Капель» (кисти рук соединяются над головой капелькой). Зимой вся «Капеландия» засыпала сладким безмятежным сном (кисти рук соединяются и прикладываются к щекам, легкие покачивания из стороны в сторону). Но стоило только яркому весеннему солнышку проснуться, как все царство оживало» (ладони соединяются, пальцы в стороны).

Дети вместе с педагогом сопровождают рассказ имитацией движений.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Актуализировать знания по теме.

Развивать воображение, способность идентифициро-вать себя с явлениями природы и сказочными героями.

Корригировать и развивать общую моторику, развитие ритмичности, плавности, соразмерности движений.

II .2

Изучение нового материа-ла. Сообщение темы занятия.

Беседа с детьми о весне. Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)

Педагог предлагает детям рассмотреть изображение весеннего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки весеннего леса.

Дети рассматривают изображение, слушают звуки весеннего леса и называют признаки весны.

Закрепить произношение звуков Л и ЛЬ.

Обогащать словарь по теме.

Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

«Послушайте, как начинает петь сама королева Капелания: «Л-Л-Л…» Логопед предлагает поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам протянуть звук.

Педагог просит охарактеризовать звук.

Педагог продолжает: «Потом ей начинала подпевать маленькая Капель: «ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ ». Педагог обращает внимание детей на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Педагог предлагает охарактеризовать звук ЛЬ.

А затем ответить на вопрос, чем звуки Л - ЛЬ похожи по артикуляции

и чем отличаются.

Дети повторяют, длительно протягивая звук, используя зрительный контроль (зеркало).

Дети отвечают: «Звук Л – согласный, звонкий, твердый» и обозначают его синим цветом. «Звук ЛЬ - согласный, звонкий, мягкий» и обозначают его зеленым цветом.

Дети повторяют, длительно протягивая звук: «Ль-ЛЬ..». Используют зрительный контроль (зеркало).

Ответы детей на вопрос, чем похожи и чем отличаются звуки

Уточнение артикуляции звуков Л и ЛЬ с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Дыхательное упражнение «Кораблик»

(комп. прогр. «Игры для Тигры»).

Педагог:

«Посмотрите, ребята, появились первые весенние ручейки! Давайте запустим кораблики в плавание».

Педагог продолжает: «Весенняя песня зазвучала увереннее - Л-ЛА, Л-ЛО, Л-ЛЫ,

Л-ЛУ»

После произношения каждого слога педагог задает вопрос: «Какой звук вы услышали?» И контролирует выполнение задания: «Правильно, это поёт сама королева. А это песенка «Капели».

Дети воспроизводят слоги по образцу педагога: «ЛА, ЛЯ, ЛО, ЛЁ, ЛУ, ЛЮ, ЛЫ, ЛИ», длительно протягивая гласные и согласные звуки

Дети выделяют звук и отвечают на вопрос: «Я услышал звук Л-Л... Я услышал звук ЛЬ-ЛЬ…». Дети обозначают синий или зеленый символы звуков.

Корригировать речевое дыхание.

Формировать умение выделять звуки Л и ЛЬ на фоне слога.

Логоритми-

ческое упражнение «Звенящие ручьи» с музыкальным сопровож-дением.

«У принцессы Капели конечно же были друзья – маленькие капельки. Вместе они стали петь громче и веселее. Послушайте внимательно, чтобы правильно повторить за мной:

Педагог предлагает запомнить: «Так звучит

звук Л» (педагог воспроизводит звук на музыкальном инструменте «треугольник») А так звучит ЛЬ (звонит в колокольчик).

«Я ла - ла - ла,

Я ля – ля - ля;

Со мной всегда

Мои друзья

Я лу - лу - лу;

Я лю - лю - лю

Я громко песенку пою.

Я ло – ло – ло,

Я лё – лё – лё,

Вот настроение моё!

Я кап – кап – кап,

Я буль – буль – буль,

Я хлопаю в ладошки,

И песенка моя звучит,

Как звонкие ручьи!

Педагог

контролирует правильность произношения звуков детьми.

Дети произносят и выделяют каждый звук Л, когда звучит «треугольник», каждый звук ЛЬ, когда слышат звук колокольчика.

Развивать умение дифференциро-вать звуки на фоне слога.

Корригировать и развивать фонематический слух;

Развивать ритмичность движений, умение соотносить звуки речи со звучанием музыкальных инструментов.

Упражнение

«Найди звук в слове».

«Капали, капали капли и капельки и появились лужи, а на деревьях стали лопаться почки и распускаться первые листочки».

Педагог предлагает определить, какой звук слышится в словах «лужа», «лист», и именах «Капелания» и «Капель». Затем предлагает найти место звуков Л и ЛЬ в указанных словах.

Дети выполняют задание, используя схемы слов.

Дети отвечают на вопросы педагога и обозначают звуки синим либо зеленым символом.

Формировать умение определять наличие звука в слове.

Формировать умение выделять и дифференциро-вать звуки Л и ЛЬ на фоне слова

Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операция анализа)

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Солнышко»

«Выглянуло солнышко, но что-то не светит…»

Педагог предлагает детям прикрепить лучи (прищепки желтого цвета) к «солнышку»,

Дети прикрепляют лучики (прищепки) к «солнышку»

Корригировать и развивать мелкую моторику

Закрепле-ние изученного материа-ла.

Чтение прямых слогов

«А чтобы оно светило и грело нужно прочитать слоги».

Дети читают слоги: - ЛА, - ЛО, - ЛУ, - ЛЫ, - ЛЯ, - ЛЁ, - ЛЮ, - ЛИ.

Закрепить знание буквы «Л», умение соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в процессе чтения.

Зрительная гимнастика

Логопед просит проследить взглядом за указкой.

Ребенок следит за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры

Соблюдать режим охраны зрения.

Упражнение: «Зарисуй и запомни». (Технология ключевых рисунков).

«Только королева «Капелания» была очень своенравна и вспыльчива. Нагнала темных грозовых туч, стала метать гром и молнии! Как же успокоить могущественную королеву? Я знаю, здесь поможет только волшебство. Сейчас каждый из вас попробует стать волшебником!

Педагог делит детей на две команды и каждой из них предлагает запомнить ряд слов. Задание для первой команды: «облако, ландыш, почки, лужа, луч, ручей, ласточка, солнышко». Задание для второй команды: «сосулька, капель, лед, земля, трава, лист, проталина, подснеж-ник». Педагог предлагает детям к каждому слову сделать рисунок, который помог бы, потом вспомнить эти слова.

Затем предлагает каждому из детей точно воспроизвести все слова.

Дети вспоминают и называют основные признаки весны.

Дети выполняют зарисовки. Затем воспроизводят последовательность слов с опорой на полученные изображения.

Обогащать словарь по теме.

Корригировать и развивать образное мышление, воображение и память через формирование способности к замещению и пространственному моделирова-нию.

Контроль знаний и умений.

«Подарки».

Педагог предлагает произнести каждое из слов отдельно и определить,

в каких словах есть звук Л, ЛЬ.

Педагог спрашивает детей, кому каждый из них желает «подарить» свой «рисунок».

Дети определяют, есть ли изученные звуки в слове;

какой звук Л или ЛЬ слышится в словах определяют место звука: в начале, в середине, или в конце слова.

Затем дети «дарят» свои зарисовки королеве «Капелании» со звуком Л, а принцессе «Капели» со звуком ЛЬ.

Проверить сформирован-ность навыка дифференциации звуков Л и ЛЬ в словах.

Развивать мыслительную деятельность (операции звукового анализа).

III .1

Итог занятия.

Музыкально-игровое упражнение «Зеленая песенка».

« Вот и выглянуло ласковое солнышко и закончилась гроза! Мы разбудили весну. Послушайте её «Зеленую песенку». Звучит песня.

Дети по желанию под музыку выполняют движения.

Обобщить тему урока.

Развивать воображение.

Оценка деятель-ности детей

Педагог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии и какие звуки учились различать. Что понравилось.

Педагог оценивает деятельность детей.

Дети отвечают на вопрос и называют звуки, которые учились различать.

III .2

Домаш-нее задание.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

C писок использованной литературы.

    «Логопедическая работа с детьми четвертого уровня речевого развития». Авторы Т.Б.Филичева;

    Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения/ Учебно-методическое пособие, 2013.

    Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи// Логопед. 2010. №8.

    Инновации в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ сост. О.Е. Громова. М.2008.

    Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий//Логопед. 2010. №7.

Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

(Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах».

Цель:

  • Автоматизировать звук «Л» в рассказах,
  • закрепить навыки рисования с помощью трафаретов.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

2. Образовательные:

  • закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на мнемо-таблицу.
  • уточнить и расширить словарь по теме «Птицы»
  • закрепить графический образ буквы «Л»
  • закрепить навык работы с трафаретами.

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.

4. Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • звуковая фонограмма «Голоса природы»; картина «Весна, перелетные птицы», изображение ласточки, буква «Л», таблица: «Найди букву», мнемотаблицы к рассказу «Ласточки»- целая и разрезанная на части, пиктограмма «Части тела птицы», трафареты «ласточка», бумага, карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

Основная часть.

II.1 Актуализация знаний.

Вводная беседа — ответы на вопросы с опорой на сюжетную картину: «Весна, перелетные птицы».

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Когда и где так поют птицы?

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста,
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит
И с птенцами ласкова,
И красива … (ласточка)

II.2 Изучение нового материала.

Демонстрируется изображение ласточки.

Логопед сообщает детям, что они отправятся в гости к этим птичкам и научатся про них рассказывать. Л. предлагает вспомнить, с какого звука начинается слово «ласточка».

(Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

Игра на внимание: «Буква спряталась».

Л. сообщает, что птицы принесли из теплых стран много разных букв, попробуйте найти «букву ласточки» — Сколько раз встречается эта буква?

(Дети определяют)

Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

II.3 Усвоение изученного материала.

Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

2. Почему ласточка не могла лететь?

3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

4. Как ласточки помогли подруге?

5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

(Дети дают конкретные развернутые ответы по тексту, логопед следит за чётким произношением звука «Л»).

II.4 Закрепление изученного материала.

Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

II.5 Динамическая пауза: Упражнение «Ласточки»

Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
Ласточки летали,-
Песни щебетали!

II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

Разбор пиктограммы «Части тела птицы».

Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

Рисование по трафаретам.

Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

Пальчиковая игра «Птички».

Логопед: «Пальчики отдыхают, как ласточки летают! Большие пальчики – головка, ладошки – крылышки».

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

II.7 Контроль знаний и умений.

Игра: «Расставь по порядку».

Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

III. Итог занятия.

1. Логопед выясняет, у кого сегодня мы были в гостях, с какой буквой и звуком «дружит» ласточка.

Логопед предлагает:

Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

2. Домашнее задание.

А что не хватает вашим ласточкам?

(дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

Беляева Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 13 «Теремок»,
г. Климовск

Чепоруха Екатерина Владимировна

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

г. Ростова-на-Дону

Учитель-дефектолог

Итоговая работа «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения»

Вид интегрированного занятия: коррекция звукопроизношения + развитие речи.

Учитель-дефектолог - Чепоруха Е.В.

Конспект занятия

Тема : «Весна. Звук С в слогах, словах и словосочетаниях».

Цель : автоматизировать звук С в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи :

коррекционно-развивающие:

корригировать произношение;

корригировать и развивать связную устную речь (орфоэпические правила произношения, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическую и монологическую речь) через формирование ответа на вопрос полным предложением;

корригировать речевое дыхание;

корригировать и развивать зрительное восприятие;

корригировать и развивать слуховое восприятие;

корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей).

образовательные:

продолжать знакомить детей с признаками весны;

расширять пассивный и активный словарь по теме урока;

систематизировать знания по теме «Весна».

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе и всему живому).

здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

следить за правильной посадкой ребенка;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим охраны зрения;

чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: символы звуков, таблички со словами, картинный материал, компьютер, презентация по теме «Весна», гнездо с птенцами (макет).

Ход занятия :

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I . Оргмомент. Традиционный.

Логопед приветствует ребенка в стихотворной форме.

Ребенок отвечает на приветствие.

Организовать ребенка. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II . 2. Актуализация знаний.

Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку, где изображено время года и весна.

Ребенок складывает картинку и называет изображенное время года

Актуализировать знания по теме занятия.

Привлечь внимание и вызвать интерес у ребенка.

III . 3. Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает, что сегодня на занятии он и ребенок будут правильно говорить звук С.

Логопед предлагает посмотреть на компьютере изображение весны и послушать пение птиц, а затем вспомнить названия перелетных птиц.

Логопед предлагает ребенку образовать однокоренные слова от слова скворец и подобрать к ним признаки (с опорой на таблички).

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук С.

Ребенок слушает пение птиц.

Ребенок называет перелетных птиц.

Ребенок называет новые слова: скворчонок, скворчиха, скворчата. К словам подбирает определения: черный скворчонок, заботливая скворчиха, голодные скворчата.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука С.

Развивать связную устную речь.

Развивать слуховое восприятие. Расширять активный и пассивный словарь.

Формировать навык словообразования и составления словосочетаний.

Игра «Угадай, где предмет»

Учитель-логопед

МБДОУ № 172 г. Иркутска

Милашевская Надежда Валерьевна

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».

Тема: Звук Р

Этап: автоматизация звука в словах (в начале слова)

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу по автоматизации звука Р в начале слова;

Упражнять в выделении звука из состава слова;

Совершенствовать умение определять место звука в слове;

Развивать навык образования нового слова путем замены в нем первого звука;

Развивать навык слогового анализа;

Развивать слуховое внимание, слуховую память;

Развивать пространственные ориентировки, закрепление значения и употребление предлогов над, под, между; понятий «справа», «слева»;

Развивать память, внимание, мыслительные процессы;

Коррекционно — образовательные:

Продолжить знакомить детей со звуком Р ;

Развивать навык давать акустико- артикуляционную характеристику звуку; — продолжить работу по закреплению понятия «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;

Продолжить учить делению слов на слоги;

Работать над пониманием слов-антонимов, самостоятельным подбором таких слов;

Коррекционно-воспитательные: — воспитывать организованность, самостоятельность;

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений,карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, картинки со звуком Р

1. Орг. момент.

–Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится в нем чаще других.

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

(звук Р )

2. Объявление темы занятия.

Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р .

3. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как приступить к работе давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка» ,

потом увидел «Слоненка»-губы трубочкой + чередование «Лягушки»-«Слоненок» б)Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.

Видит, лошадка детей катет. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

«Лошадка» скачет громко, а если наоборот то как? Ребенок- (тихо)

«Лошадка» скачет быстро, а если наоборот, то как? (медленно)

в)Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели»

г) Увидел язычок прямо около качелей растет «Грибок», а какой у тебя в ротике «Грибок»

д)Рядом с качелями сидел мальчик и играл на «Гармошке»,давай и мы поиграем.

е)Где-то на дереве сидел «Дятел» и стучал во так ддддддддд….

ж) А далеко слышался стук колес поезда ттттттт….. (произносим тихо),а теперь поезд приближается и мы слышим,как колеса стучат громко ттттттт……

з) Язычку понравилось как стучал «Дятел» и «Поезд» и он стал представлять себя то дятлом,то поездом тдтдтдтдтд……. Дтдтдтдт…….. и)Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус»

4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.

–Как рычит тигр ррррр….

Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук-р- — губы разомкнуты,

Зубы разомкнуты,

Кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит,

Воздушная струя сильная и тёплая. (контроль рукой),

Звук согласный,т.к. язык мешает свободному выходу воздуха,

Звук согласный, твердый, звонкий на схеме будем обозначать синим цветом. (ребёнок выкладывает карточки для характеристики звука -Р-.)

5.Автоматизация звука в словах.

а) Д/и «Повтори, не ошибись»

Логопед называет слова, ребенок повторяет только те, в которых есть звук-р-

Сова,работа,рыба,магазин,зима,носок,рак,руки,сок,каток,рынок,радуга,рассказ и т.д.(звук-р- в начале слова).

Давай вспомним, какие слова ты за мной повторял?(ребенок называет еще раз слова со звуком Р )

Скажи во всех этих словах, где стоит звук Р ? (в начале слова)

б)Д/и «Слушай и называй»

Логопед стучит молоточком по столу, сколько раз стукнула, столько раз произнести слово по картинке

в)Д/и «Прошагай слово»

Ребенок произносит слово, предложенное логопедом, деля его на слоги, количество шагов = количеству слогов.

г)Д/и «Угадай, где предмет»

На столе разложены картинки со звуком Р в начале слове в несколько рядов 3 по верт.,3 по горизонтали.

Что над рукой? (Над рукой радуга)

Что под рукой? (Под рукой роза) и т.д.

Что между ромашкой и рукой? (между ромашкой и рукой рысь)

Что слева от ромашки?(слева от ромашки рысь)

Что справа от робота? (справа от робота ручка) и т.д.

д) Д/и «Замени слово»

Логопед называет слово,ребенок меняет первый звук на звук Р

Хобот-робот танец, забота, мычать, макеты, губка, дом, нога, лама, козы.

По ходу идет объяснение,уточнение значения слов.

е) Д/игра » Исправь меня» (без картинок, при возникновении трудностей показ картинки).

Логопед называет слова со звуком Р в начале, намеренно делая ошибки в ударении слова, или переставляя слоги или звуки.

(«рагуда»- радуга, рУка, рЫбак, «барота»- работа)

7. Итог занятия.

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Молодец, у тебя очень хорошо получалось.