Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения. Надо отметить, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма.

Учеными было введено такое понятие, как социализация. Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Данное понятие было введено в социальную психологию в 1940-1950-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие социализация получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в «гуманистической психологии» – как самоактуализация «Я-концепции». Явление социализации многоаспектно, поэтому каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена.

Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс, Б. Скиннер и другие ученые. Рассмотрим некоторые выдвинутые ими теории более подробно.

А. Бандура (1925) считал, что для того чтобы сформировать новое поведение, недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов, полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.

Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками, похожими на те, которые они 30 видели в фильме. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, увеличилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась.

Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у детей нового поведения:

1) внимание к действию модели;

2) память о воздействиях модели;

3) двигательные навыки, которые позволяют воспроизвести увиденное;

4) мотивация, определяющая желание ребенка воспроизвести увиденное.

Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.

Известный американский психолог Р. Сирс (1908–1998) предложил принцип диадического анализа развития личности. Этот принцип заключается в том, что многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях», потому что действия человека зависят от другого человека и ориентированы на него. К диадическим отношениям можно отнести отношения матери и ребенка, учителя и ученика, сына и отца и др. Ученый полагал, что нет строго фиксированных и неизменных черт личности, так как поведение человека всегда зависит от личностных свойств другого члена диады. Сирс выделил три фазы развития ребенка:

1) фаза рудиментарного поведения – базируется на врожденных потребностях и научении в раннем детстве, в первые месяцы жизни);

2) фаза первичных мотивационных систем – научение внутри семьи (основная фаза социализации);

3) фаза вторичных мотивационных систем – научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

Очевидно, что главным в процессе социализации Сирс считал влияние родителей на воспитание детей.

Центральным компонентом научения Сирс считал зависимость, т.

Е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Известно, что первая зависимость, возникающая у ребенка, это зависимость от матери, пик которой приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения.

1. «Поиск негативного внимания» – ребенок старается привлечь внимание взрослых при помощи ссор, неповиновения, разрыва отношений. Причиной тому могут служить низкие требования и недостаточность ограничений по отношению к ребенку.

2. «Поиск постоянного подтверждения» – это извинения, просьбы, излишние обещания или поиск защиты, комфорта, утешения. Причина – завышенные требования к ребенку, особенно относительно его достижений со стороны обоих родителей.

3. «Поиск позитивного внимания» – выражается в поиске похвалы, желания включиться в группу или выйти из нее.

4. «Пребывание поблизости» – постоянное присутствие возле другого ребенка или группы детей, взрослых. Эту форму можно назвать «незрелой», пассивной формой проявления в поведении положительной зависимости.

5. «Прикосновение и удержание» – это неагрессивное прикосновение, обнимание или удерживание других. Здесь можно говорить о «незрелой» зависимой форме поведения.

Р. Сирс считал, что родителям необходимо найти средний путь в воспитании. Надо придерживаться следующего правила: не слишком сильная, не слишком слабая зависимость; не слишком сильная, не слишком слабая идентификация.

Роль поощрения и наказания в формировании нового поведения рассматривал американский психолог-необихевиорист Б. Скиннер (1904–1990). Главным понятием его концепции является подкрепление, т. е. уменьшение или увеличение вероятности того, что данное поведение повторится. Он рассматривал и роль награды в данном процессе, но разделял роль подкрепления и награды в формировании нового поведения, считая, что подкрепление усиливает поведение, а награда не всегда способствует этому. По его мнению, подкрепление бывает положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.).

Б. Скиннер выступал против наказания и считал, что оно не может дать устойчивого и продолжительного эффекта, а игнорирование плохого поведения может заменить наказание.

Американский психолог Дж. Гевирц большое внимание уделял изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому, а взрослого – к ребенку. Он основывался на достижениях в области социальной психологии и идеях Сирса и Скиннера. Гевирц пришел к выводу, что источником мотивации поведения ребенка выступают стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления, а также разнообразные реакции ребенка, например, смех, слезы, улыбка и т. д.

Американский психолог У. Бронфенбреннер считал, что результаты лабораторных исследований необходимо проверять в естественных условиях, т. е. в семье или группе сверстников. Особое внимание он уделял структуре семьи и других социальных институтов как важнейшим факторам развития поведения детей. Поэтому свои исследования он проводил, наблюдая за семьями.

Бронфенбреннер изучил происхождение феномена «возрастной сегрегации» в американских семьях. Данный феномен заключается в том, что молодые люди не могут найти свое место в обществе. В результате человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже испытывает враждебность по отношению к ним. Найдя в конце концов дело по душе, он не получает удовлетворения от работы, и интерес к ней вскоре угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения.

Корни отчуждения Бронфенбреннер видит в следующих особенностях современных семей:

Работа матерей;

Рост количества разводов и соответственно количества детей, растущих без отцов;

Дефицит общения детей с отцами из-за занятости последних на работе;

Недостаточное общение с родителями из-за появления телевизоров и отдельных комнат;

Редкое общение с родственниками и соседями.

В теории социального научения Альберт Бандура (1977) соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи:

  1. Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы.
  2. Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта.

Имитационное научение

Дети наблюдают за поведением окружающих их людей и копируют это поведение. Это наглядно показано в эксперименте с куклой Бобо (Bandura, 1961).

Индивиды, за которыми наблюдают, называются «модели». В обществе дети окружены большим количеством влиятельных моделей: родители и родственники, воспитатели и учителя, друзья и даже герои мультфильмов. Данные модели предоставляют собой образцы поведения, которые наблюдает и имитирует ребенок, например, образцы мужского и женского, просоциального или асоциального поведения.

Дети обращают внимание на некоторых из этих людей или персонажей и кодируют их поведение. Позже они могут сымитировать (т.е. скопировать) поведение, которое они ранее наблюдали. Они могут копировать поведение вне зависимости от приемлемости для того или иного пола, однако существуют доказательства тому, что ребенок скорее воспроизведёт поведение, которое считается адекватным для его пола.

Во-первых, дети более склонны обращать внимание и имитировать тех, кого они считают похожим на себя. Логично, что ребенок с большей долей вероятности будет имитировать поведение людей одного с ним пола.

Во-вторых, окружающие ребенка люди отреагируют на поведение, которое ребенок имитирует, или положительным подкреплением или наказанием. Если ребенок имитирует поведение одного из родителей и получает положительное подкрепление, скорее всего, он продолжит вести себя подобным образом. Если родитель видит, как маленькая девочка успокаивает своего плюшевого мишку, и говорит ей, что она очень добрая и хорошая, вероятнее всего, она повторит это поведение. Ее поведение было подкреплено, а значит, усилено.

Подкрепление может быть внешним или внутренним, позитивным или негативным. Если ребенок хочет получить одобрение родителей или сверстников, такое подкрепление является внешним. Желание почувствовать радость в связи с одобрением является внутренним подкреплением. Он будет вести себя таким образом, при помощи которого он получит одобрение, потому что любой ребенок желает одобрения.

Позитивное (или негативное) подкрепление не будет иметь большого влияния, если внешнее подкрепление не соответствует потребностям человека. Важным фактором как положительного, так и отрицательного подкрепления является то, что оно обычно ведет к изменению поведения.

В третьих, ребенок, как правило, учитывает, что происходит с другими людьми, при принятии решения, копировать их поведение или нет. Ребенок учится, наблюдая за последствиями поведения других людей. Например, если младшая сестра видит, что старшую хвалят за то или иное поведение, скорее всего, она повторит это поведение. Данное явление получило название викарного (замещающего) подкрепления.

Это относится к приверженности определенной модели поведения, обладающей качествами, которые расцениваются как желаемые и ведущие к похвале. У каждого ребенка найдется несколько ролевых моделей, с которыми он себя идентифицирует. Это может быть человек из его непосредственного окружения, например, родитель или старший сиблинг, а также вымышленный персонаж, герой фильма и т.д. Мотивация идентифицировать себя с определенной моделью заключается в желании обладать присущими им качествами.

Таким образом, ребенок идентифицирует себя с другим человеком (моделью) и перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека.

Термин «Идентификация», использованный в теории социального научения имеет схожие черты с термином Фрейда «Эдипов комплекс». Они оба предполагают интернализацию посредством перенимания поведения другого человека. Тем не менее, термин «Эдипов комплекс» предполагает, что ребенок может идентифицировать себя только с родителем одного с ним пола, в то время как теория социального научения допускает идентификацию с любым человеком или персонажем.

Идентификация отличается от имитации тем, что она предполагает перенимание нескольких образцов поведения, в то время как имитация обычно подразумевает один образец поведения.

Связующие процессы

Теорию социального научения (ТСН) часто называют мостиком между традиционной теорией обучения (бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что ТСН фокусируется на том, как ментальные (когнитивные) факторы задействованы в обучении.

В отличие от Скиннера, Бандура (1977) придерживается мнения, что человек является информационным процессором, который обдумывает взаимосвязь между собственным поведением и его последствиями. Обучение посредством наблюдения было бы невозможно, если бы оно не включало в себя действие когнитивных процессов. Данные ментальные факторы являются связующим звеном в процессе обучения, определяющими приобретение новой реакции.

Таким образом, ребенок не автоматически наблюдает поведение модели и имитирует его. До непосредственной имитации происходит мыслительная деятельность, и данное обдумывание называется связующим процессом. Оно происходит между наблюдением поведения (стимулом) и решением имитировать или не имитировать его (реакцией).

Бандура выделяет четыре связующих процесса:

  1. Внимание : То, насколько мы замечаем поведение. Поведение, которое ребенку захочется воспроизвести, должно привлекать его внимание. Мы ежедневно наблюдаем множество различных моделей поведения и многие из них не удостаиваются пристального внимания. Таким образом, внимание играет ключевую роль в том, будет ли перениматься та или иная модель поведения.
  2. Сохранение : Это то, насколько хорошо поведение запоминается. Человек может наблюдать то или иное поведение, но не запоминать его, что очевидно затрудняет имитацию. Получается, что для имитации важно, чтобы поведение было запечатлено в памяти для дальнейшего воспроизведения. Данный процесс значим, так как социальное обучение не происходит немедленно. Даже если поведение воспроизводится вскоре после наблюдения, это подразумевает задействование памяти.
  3. Воспроизведение : Способность воспроизводить поведение, продемонстрированную моделью. Мы ежедневно видим большое количество образцов поведения, которым хотели бы последовать, однако это не всегда возможно. Мы ограничены своими физическими способностями и по этой причине, даже желая воспроизвести то или иное поведение, можем быть неспособны сделать это.
  4. Мотивация : Желание воспроизвести поведение. Подкрепление или наказание, следующее за поступком, анализируются наблюдающим. Если он считает, что выгоды перевешивают затраты, тогда, скорее всего, он воспроизведет это поведение. Если викарное подкрепление поведения не станет достаточно важным для наблюдателя, он не станет его имитировать.

Критическая оценка

Модель социального научения принимает во внимание когнитивные процессы и учитывает ту роль, которую они играют в конечной реакции, то есть в выборе имитировать поведение или нет. Данная теория предлагает более глубокое объяснение тому, как человек обучается, используя связующие когнитивные процессы.

Тем не менее, хотя оно может объяснить проявление поведения, оно не учитывает мысли и чувства человека, задействованные при этом. За поведением скрывается большое количество когнитивного контроля. Например, не все люди, которые в детстве подвергались плохому обращению и жестокости, станут перенимать данное поведение.

По этой причине Бандура улучшил свою теорию и переименовал ее в «Социально-когнитивную теорию» в 1986 году. Данная теория представляет собой лучшее объяснению тому, как человек учится на социальном опыте.

Некоторые критики теории социального научения ссылаются на то, что она в основном опирается на окружение человека. Неверно было бы объяснять поведение человека в терминах исключительно природы или воспитания. Попытки подобных объяснений ведут к недооценке сложности человеческого поведения. Скорее всего, оно представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением).

Открытие зеркальных нейронов представляет собой биологическое подтверждение теории социального научения. Хотя исследование зеркальных нейронов пока еще в зачаточном состоянии, обнаружение их у приматов может представлять собой нейрологическую базу для имитации. Данные нейроны активируются не только, когда обезьяна сама делает что-либо, но и когда наблюдает за действием своих сородичей.

Подготовлено по материалам: Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc.

Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

Bandura, A. Ross, D., & Ross, S. A. (1961). Transmission of aggression through the imitation of aggressive models. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 575-582

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: Бандура, теория социального обучения, бихевиоризм, семья, дети, родители

Прошлое столетие в странах Западного мира стало настоящим веком психологии, именно в этот период зародились многие из современных психологических школ. Теория социального научения была создана в тот же исторический отрезок. сегодня остается весьма популярной в странах Западного мира, у нас же, в России, не все еще имеют о ней подробную информацию.

Рассмотрим в этой статье основные положения данной теории и историю ее развития.

О чем эта теория?

Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.

Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З. Фрейдом.

Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.

Социализация как центральное понятие концепции

Теория социального научения во многом способствовала тому, что понятие социализации, под которым подразумевалось усвоение ребенком норм и ценностей общества, в котором он живет, стало очень популярным в психолого-педагогической науке. В социальной психологии понятие социализации стало центральным. При этом западные ученые разделяли стихийную социализацию (неуправляемую со стороны взрослых людей, в процессе которой ребенок от сверстников узнает информацию, которую ему не всегда стремятся рассказывать его родители, например, об особенностях половых взаимоотношений между людьми) и централизованную социализацию (под ней ученые понимали непосредственно воспитание).

Подобное понимание воспитания, как специально организованного не нашло понимания в среде отечественной педагогике, поэтому это положение до сих пор оспаривается в российской педагогической науке.

Теория социального научения утверждает, что социализация - это понятие, равное феномену воспитания, однако в других психолого-педагогических школах Запада социализация получила и иные качественные трактовки. Например, в бихевиоризме оно трактуется как непосредственно само социальное научение, в гештальтпсихологии - как последствие между людьми, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации.

Кто разработал эту теорию?

Теория социального научения, основные идеи которой были озвучены учеными в начале прошлого века, создавалась в американских и канадских трудах авторов, таких как А. Бандура, Б. Скиннер, Р. Сирс.

Однако даже эти психологи, будучи единомышленниками, по-разному рассматривали основные положения созданной ими теории.

Бандура изучал данную теорию с точки зрения экспериментального подхода. Путем многочисленных экспериментов автор выявил прямую зависимость между примерами различного поведения и подражанием ему детьми.

Сирс последовательно доказывал, что ребенок в течение своей жизни проходит через три фазы подражания взрослым, первая из которых является бессознательной, а вторые две - осознанными.

Скиннер создал теорию так называемого подкрепления. Он полагал, что усвоение новой модели поведения у ребенка происходит именно благодаря такому подкреплению.

Таким образом, нельзя ответить на вопрос о том, кто из ученых разработал теорию социального научения, однозначно. Это было сделано в работах целой группы американских и канадских ученых. Позже эта теория стала популярна и в странах Европы.

Эксперименты А. Бандуры

Например, А. Бандура полагал, что целью воспитателя является необходимость сформировать у ребенка новую модель поведения. При этом в достижении этой цели нельзя использовать только традиционные формы воспитательного воздействия, такие как убеждения, награды или наказания. Необходима принципиально иная система поведения самого воспитателя. Дети, наблюдая за поведением значимого для них человека, будут на бессознательном уровне перенимать его чувства и мысли, а затем и всю целостную линию поведения.

В подтверждение своей теории Бандура проводил следующий эксперимент: он собирал несколько групп детей и демонстрировал им фильмы с разным содержанием. Дети, которые смотрели фильмы с агрессивным сюжетом (агрессия в конце фильма вознаграждалась), после просмотра кино в своих манипуляциях с игрушками копировали жестокое поведение. Дети, смотревшие фильмы с таким же содержанием, однако в которых агрессия наказывалась, также демонстратировали ярко выраженную враждебность, но уже в меньших объемах. Дети, которые смотрели фильмы без агрессивного содержания, не показывали ее в своих играх после просмотра кино.

Таким образом, экспериментальные исследования, проведенные А. Бандурой, доказывали основные положения теории социального научения. Эти исследования выявили прямую связь между просмотром различных кинолент и поведением детей. Вскоре положения Бандуры были признаны в качестве истинных положений во всем научном мире.

Суть теории Бандуры

Автор теории социального научения - Бандура - полагал, что личность человека следует рассматривать во взаимодействии его окружения и познавательной сферы. По его мнению, именно факторы ситуационные и факторы предрасположенности детерминируют поведение человека. Ученый считал, что сами люди сознательно могут многое изменять в своем поведении, однако для этого очень важно их личное понимание сути происходящих событий и желание.

Именно этому ученому принадлежит мысль о том, что люди являются как продуктом собственного поведения, так и творцами собственного социального окружения и, соответственно, его поведения.

В отличие от Скиннера, Бандура не указывал на то, что все зависит от внешнего подкрепления поведения человека. Ведь люди могут не просто копировать чье-то поведение, наблюдая за ним, а читать о таких проявлениях в книгах или видеть их в кинолентах и прочее.

По мнению А. Бандуры, центральным понятием в теории социального научения выступает именно научение, сознательное или бессознательное, которое перенимает каждый рождающейся на земле человек от своего ближайшего окружения.

При этом ученый указывал на то, что поведение людей регулируется главным образом тем, что они понимают последствия своих действий. Даже преступник, идущий грабить банк, понимает, что последствием его действий может стать длительный тюремный срок, однако он идет на это дело, надеясь, что избежит наказания и получит крупный выигрыш, который выражается в определенной сумме денежных средств. Таким образом, психические процессы человеческой личности дают людям, в отличие от животных, способность предвидеть свои действия.

Работы психолога Р. Сирса

Теория социального научения нашла свое воплощение и в трудах психолога Р. Сирса. Ученый предложил концепцию диадического анализа личностного развития. Психолог говорил, что личность ребенка формируется в результате диадических отношений. Это отношения между матерью и ее ребенком, дочери и матери, сына и отца, учителя и ученика и т. д.

При этом ученый полагал, что ребенок в своей развитии проходит как бы три стадии подражания:

Рудиментарное подражание (происходит в раннем возрасте на бессознательном уровне);

Первичное подражание (начало процесса социализации внутри семьи);

Вторичное мотивационное подражание (начинается с момента поступления ребенка в школу).

Важнейшей из этих фаз ученый считал вторую, которая была связана с семейным воспитанием.

Формы зависимого поведения ребенка (по Сирсу)

Теория социального научения (кратко называющаяся теорией научения) в работах Сирса предполагала выделение несколько форм зависимого поведения детей. Их формирование зависело от взаимоотношений между ребенком и взрослыми (его родителями) в первые годы жизни малыша.

Рассмотрим их более подробно.

Первая форма. Негативное внимание. При этой форме ребенок старается привлечь внимание взрослых людей любыми способами, пусть и самыми негативными.

Вторая форма. Поиск подтверждения. Ребенок ищет постоянно утешения со стороны взрослых.

Третья форма. Позитивное внимание. Поиск ребенком похвалы со стороны значимых взрослых.

Четвертая форма. Поиск особой близости. Ребенок требует постоянного внимания со стороны взрослых.

Пятая форма. Поиск прикосновений. Ребенок нуждается в постоянном физическом внимании, выражающим любовь со стороны родителей: ласке и объятиях.

Ученый считал все эти формы достаточно опасными тем, что они являли собой крайности. Родителям он советовал придерживаться золотой середины в воспитании и не доводить дело до того, чтобы эти формы зависимого поведения стали прогрессировать в ребенке.

Концепция Б. Скиннера

Теория социального научения нашла свое воплощение и в работах Скиннера. Главным в его научной теории выступает феномен так называемого подкрепления. Он предполагает, что подкрепление, выраженное поощрением или наградой, в значительной степени усиливает вероятность усвоения ребенком предложенной ему модели поведения.

Подкрепление ученый разделяет на две большие группы, условно называя его положительным подкреплением и отрицательным. К положительным он относит то, что позитивно воздействует на развитие ребенка, к отрицательным - то, что приводит к сбоям в его развитии и формирует социальные девиации (например, увлечение алкоголем, наркотиками и прочее).

Также, по мнению Скиннера, подкрепление может быть первичным (природное воздействие, пища и прочее) и условным (знаки любви, денежные единицы, знаки внимание и прочее).

К слову сказать, Б. Скиннер являлся последовательным противником любых наказаний в воспитании детей, считая, что они абсолютно вредны, так как представляют собой отрицательное подкрепление.

Работы других ученых

Теория социального научения, кратко рассмотренная нами выше, нашла свое воплощение и в трудах других психологов в США и Канады.

Так, ученый Дж. Гевирц занимался изучением условий рождения социальной мотивации у детей. Психолог пришел к выводу о том, что такая мотивация создается в процессе взаимодействия взрослых и детей и проявляется с младенчества у последних в том, что дети смеются или плачут, кричат или, наоборот, ведут себя умиротворенно.

Коллега Дж. Гевирца, американец У. Бронфенбреннер, особое внимание уделял проблеме развития личности в семейной среде и указывал, что социальное научение происходит в первую очередь под воздействием родителей.

Как автор теории социального научения, Бронфенбреннер описал и подробно рассмотрел феномен так называемой возрастной сегрегации. Суть его заключалась в следующем: молодые люди, выйдя из определенных семей, не могут найти себя в жизни, они не знают, чем им заниматься, и чувствуют себя чужими для всех окружающих.

Работы ученого по этой тематике оказались очень востребованными в современном ему обществе. Причинами такого социального отчуждения Бронфенбреннер называл необходимость женщин-матерей проводит очень много времени в отрыве от семьи и детей на работе, рост разводов, приводящих к тому, что дети не могут полноценно общаться со своими отцами, дефицит общения с обоими родителями, увлечение членов семьи продуктами современной технической культуры (телевизорами и прочее), что тормозит взаимодействие взрослых и детей, уменьшение контактов внутри большой межпоколенной семьи.

При этом Бронфенбреннер полагал, что подобная организация семьи отрицательно влияет на личности детей, что приводит к их отчуждению как от членов семьи, так и от всего общества.

Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия

Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.

Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.

Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.

Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?

Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.

Итоги: что же нового внесла эта концепция в науку?

На Западе данная концепция остается в ряду популярных теорий развития личности. По ней написано множество книг, защищены научные работы, сняты киноленты.

Каждый представитель теории социального научения - это ученый с большой буквы, признанный в научном мире. К слову сказать, во многих популярных книгах по психологии используется эта теория либо целиком, либо частично. В этой связи уместно вспомнить книгу популярного когда-то психолога Д. Карнеги, в которой давались простые советы о том, как завоевывать расположение людей. В этой книге автор опирался на труды представителей изучаемой нами теории.

На основе данной теории были разработаны принципы работы не только с детьми, но и со взрослыми людьми. На нее до сих пор опираются при обучении военнослужащих, работников медицины, работников образования.

Психологи, обращаясь к проблемам семейных взаимоотношений и консультируя семейные пары, прибегают к основам этой концепции.

Первый автор теории социального научения (является им А. Бандура) многое сделал для того, чтобы его научные изыскания получили такое широкое распространение. И действительно, сегодня имя этого ученого известно во всем мире, а его концепция вошла во все учебники по социальной психологии!

Теория социального научения.

7.1.Различные точки зрения на научение.
В американской психологии считается, что теории социального научения – это самое значительное направление в исследовании развития детей.
Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности.
Центральной проблемой социального научения является проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация происходит в процессе или в результате научения: Так, например, новорожденные похожи, а уже в 2-3 года разные.
Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления. Третья форма научения: научение через наблюдение, имитацию (представление себя на месте модели), идентификацию (заимствование у другой личности).
В теории социального научения рассматриваются не только «как» происходит социализация, но и «почему» она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
Первое поколение – Н.Миллер и Дж. Доллард. Они разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение, как животного, так и человека является следствием некоторых первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но не угашаны.
Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как, то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникающей реакции.
Научение – это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению, если в репертуаре человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок. С помощью подражания лидеру, можно уменьшить количество проб и ошибок. Через наблюдение поведения лидера. Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, неспособного к высшим психическим функциям (процессам). С их точки зрения ребенок – это миф! Отсюда задача родителей: социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Мама играет решающую роль, она пример человеческих отношений. Четыре ситуации, которые могут служить источником конфликтов: кормление; приучение к туалету; сексуальная идентификация; проявление агрессивности.

7.2.Воспитание и развитие.
Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития (влияние родителей).
Три фазы развития ребенка:
1.фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научение в раннем младенчестве (в первые месяцы);
2 фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научение внутри семьи (основная фаза социализации);
3 фаза вторичных мотивационных систем; основывается на научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу);
По Сирсу, центральный компонент научения – это зависимость (от контактов с другими). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать. Физически ребенок зависит от нее с рождения (забота). Психологическая зависимость после нескольких месяцев с момента рождения и сохраняется во взрослой жизни.
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: быть рядом. Подкрепление – получение внимания. При каких обстоятельствах формируется у ребенка зависимое поведение?
1) Оперантное поведение мамы (уход за ребенком);
2) развитие у матери и ребенка социальных ожиданий;
Ожидания у ребенка это опосредованная, внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери: невыполнение – фрустрация, сердитый плач.
1фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием;
2 фаза – со второй половины 2-го года жизни и до поступления в школу;
Мама помогает в усвоении ребенком большинства зрелых форм поведения. Действия ребенка становятся самомотивированными (вести себя так, как от него ожидают другие). Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности.
На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями (ролевая игра).
Пять форм зависимого поведения:
Наиболее существенное значение имеет участие в уходе за ребенком каждого из родителей.
1. «Поиск негативного, отрицательного внимания» - привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Эта форма зависимости – прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений со стороны матери (к девочке), сильное участие отца. То есть отец не доверяет матери. Девочек отцы любят, а мальчиками пренебрегают.
2. «Поиск постоянного подтверждения» - извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, комфорта. Эта форма зависимого поведения прямо связана с высокими требованиями обоих родителей.
3. «Поиск позитивного внимания» - более зрелая форма зависимого поведения; усилия на получение одобрения от окружающих.
4. Форма поведения «пребывание поблизости» - это постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). «Незрелая» зависимость. Нежелание взрослеть – инфантильность.
5. «Прикосновение и удержание». Родители не требовательны – инфантильность. Должны быть средние: ни слишком сильное, ни слишком слабое давление;

7.3. Критические периоды социализации.
Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии личности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренс обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных связей у животных. В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Исследования показали, что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важна интенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивость реакции следования за матерью. Был сформулирован «закон усилия», согласно которому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период запечатления. Были разработаны критерии продолжительности критических периодов: начало периода определяется зрелостью двигательных способностей; конец – развитием реакции страха.
Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Например, реакция цепляния у обезьян; следование в стаде; махание хвостом; улыбка у младенца. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Например, в 8 месяцев ребенок – по отношению к незнакомцу.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимались привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Социализация у собак – с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям; первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.
По отношению к детям было высказано, что существуют два критических периода социализации:
1) в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда учится зависимости;
2) в 2-3 года – когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях;
Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, достигает максимума в 4-5 месяцев – сознательная улыбка. Были выделены также критические периоды обучения. Их еще называют сензитивными периодами для обучения. Если обучение не происходит в этот период, то оно может никогда не произойти.

7.4.Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
Б. Скиннер подчеркивал, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды. Поведение человека можно «сделать» и осуществить контроль над ним. Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.
Подкрепление может быть положительным (работа – деньги; ребенок – одобрение взрослых) и отрицательным (надоевшая работа – чтобы избежать гнева взрослых; человек – лекарство, закрепить боль). Первичное подкрепление (пища, вода, холод, жара и т.д.) и условное (первоначально нейтральный стимул, который приобрел подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первой формой подкрепления). Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, а наказание подавляет его. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение ранее обещанного удовольствия, лишение прав). Однако меры наказания часто не подавляют нежелаемое поведения. Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что наказание не имеет устойчивого эффекта, ибо нежелаемое поведение может возобновиться (если наказание отсрочено). Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Скиннер отдает предпочтение использованного положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Акцентировать внимание на хорошем поведении.

7.5.Роль подражания в формировании нового поведения.
Основное внимание исследователями уделялось феномену научения через подражание. По их мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подкреплению. Процедура визуального научения особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Научение посредством наблюдения важно потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. Лабораторные исследования показали, что дети смотрели фильм с агрессивным поведением взрослых, с различными последствиями (вознаграждения и наказания); после просмотра детям давались игрушки, похожие на те, которые использовались в фильме; агрессия проявлялась больше у детей, которые смотрели фильмы, где поведение взрослых получало вознаграждение; где было наказание – агрессия уменьшалась.
Четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:
1. Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели: ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение.
2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнять то, что он видит.
Таким образом, признается роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира». Испытуемый наблюдает образец поведения или узнает о нем, но не воспроизводит его до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия.
Теория социального научения признает, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит.
Научение – это стихийно совершающейся процесс. Количественный процесс накопления навыков, связей, приспособлений.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2000.-623с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Теория социального научения»:
1. Дайте определение понятию научения.
2.Назовите три фазы развития по Р.Сирсу.
3. Что имеется в виду под критическим периодом социализации.
4. Чем по Б. Скинеру определяется поведение человека.

Основной тезис теорий социального научения состоит в том, что личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки и пр.

Приобретаются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер. Таким образом, человек является продуктом всей своей личной истории научения, и в этом смысле к нему малоприменимы понятия морали и этики.

Последователи теорий социального научения исходят из следующих основных положений:

личность характеризуется набором изученных моделей поведения. Так, своеобразие каждого отдельного человека, согласно Б. Скиннеру (1904-1990), состоит в том, что любой человек обладает уникальным прошлым опытом, и соответственно его поведение отличается от поведения других;

научение человека социальным действиям происходит преимущественно в результате наблюдения за поведением других людей и в результате подражания значимым моделям. Например, с точки зрения

А. Бандуры (1925), растущие дети подражают различным примерам, взятым из их социального окружения, и процесс социализации есть, по сути, процесс моделирования;

необходимым элементом процесса научения является подкрепление, т. е. реакции других людей на поведение индивида. К положительному подкреплению относят влияния, усиливающие вероятность предшествовавшей им реакции, а к отрицательным - влияния, при устранении которых возрастает вероятность повторения предшествовавшей им реакции.

При этом, согласно А. Бандуре, в ряде случаев может наблюдаться так называемое «замещающее подкрепление», т. е. научение путем наблюдения положительных или отрицательных последствий поведения других людей (вероятность какого-либо варианта поведения возрастет, если человек видит, что другого поощрили за аналогичный поступок);

одним из вариантов подкрепления является самоподкрепление, т. е. ситуация, когда в процессе научения человек сам себя подкрепляет за успех в какой-либо деятельности, имеющей для него ценностное значение.

Влияние теорий социального научения на практику воспитания и систематического обучения столь часто освещалось в психологической литературе, что мы не будем на этом останавливаться. Психоаналитические теории. Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория 3.Фрейда (1856-1939). Согласно классической психоаналитической точке зрения, процесс социального развития есть процесс последовательного овладения личностью своей либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры. Тем самым социализация представляет собой процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

В рамках более поздних неофрейдистских концепций социализации основное внимание уделялось анализу Эго как основной «адаптирующей инстанции» в процессе социального развития личности, причем сегодня в этом анализе все более заметны содержательные влияния ког- нитивизма и интеракционизма.

Например, в концепции индивидуализации П. Блоса большое внимание уделяется анализу процессов социального взаимодействия подростка и формированию «Я-концепции». Основными психологическими составляющими подросткового этапа социализации он считает склонность к регрессии и нонконформизм, причем обе они необходимы для дальнейшего развития. Так, регрессия (повторное переживание конфликтов, свойственных более ранним возрастным этапам) необходима для преодоления детских поведенческих стереотипов и благополучного освобождения от детских привязанностей: подросток поклоняется кумирам, чтобы освободиться от детской идеализации родителей, стремится к ощущению общности с группой сверстников, которая является символической заменой семьи, и т. п. Своеобразным «противовесом» регрессивным тенденциям подросткового возраста служит нонконформное поведение. Оно способствует индивидуализации, в ходе которой происходит дифференциация поведения, чувств и мнений индивида, а также осознанное построение «Я-концепции», которые завершают переход во взрослое состояние.

Другим примером теоретического изучения социализации в рамках данного направления может служить концепция психосоциального развития Э. Эриксона (1904-1994), в которой также очень большое значение придается социальному окружению и закономерностям формирования «Я-концепции». (Так как данной концепции уделялось большое внимание в других разделах учебника, мы не будем на ней останавливаться.)

Когнитивистские теории. Приверженцы данного направления в исследованиях социализации исходят из теории развития Ж. Пиаже (1896-1980), согласно которой психологические новообразования кале- дого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов. С точки зрения Пиаже, на каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле: не только, например, как возможность обучения тем или иным математическим операциям, но и как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Одним из ярких представителей данного подхода был Л. Кольберг (1927-1987), придававший большое значение изучению закономерностей нравственного развития ребенка. Кратко концепцию Кольберга можно представить в следующих положениях:

процесс социального развития индивида есть прежде всего процесс освоения им совокупности различных норм и правил социального взаимодействия и подчинения своего поведения социальным требованиям;

понимание человеком предъявляемой ему обществом системы социальных требований и ролевых предписаний зависит от уровня его когнитивного развития;

основной вектор социального развития индивида направлен от пассивного и конформного принятия социальных предписаний к пониманию социальных требований как соглашения между свободными людьми и, следовательно, к навыкам социального взаимодействия вне рамок ролевых предписаний с опорой на систему универсальных моральных принципов;

выделение шести стадий нравственного развития личности, которые, по сути, являются стадиями ее социального развития и последовательно сменяют одна другую аналогично стадиям когнитивного развития по Ж. Пиаже; переход со стадии на стадию определяется двумя факторами: развитием когнитивных процессов и формированием способности к сопереживанию (эмпатии);

данные стадии жестко не связаны с определенным возрастом: начиная с третьей стадии возможна «остановка» в нравственном развитии личности, последней стадии достигают далеко не все;

общая характеристика данных стадий такова: первые две - стадии пассивного принятия социальной роли и подчинения социальным предписаниям, основой социальных действий является стремление избежать наказания и заслужить поощрение (у детей в этот момент фактически отсутствует представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»); вторые две - это стадии конформной социализированности: ребенок осознает мнения Других о себе и стремится действовать так, чтобы заслужить их одобрение, у него начинают формироваться собственные представления о добре и зле на основе осознания общих правил социального поведения. Последние две стадии характеризуются осознанием возможных противоречий между различными нравственными убеждениями и формированием собственной этической системы с опорой на универсальные моральные принципы.

Как отмечает Я. Смелзер, основное направление критики концепции Кольберга состоит сегодня в указании на явно недостаточную проработку вопроса о связи той или иной стадии нравственного развития с особенностями поведения человека в конкретных ситуациях социального взаимодействия.

В определенной степени этот краткий обзор теоретических подходов к исследованию социализации уже дает представление о ее содержании. Однако, учитывая сложность проблемы, нам представляется интересным и полезным отдельно осветить возможные структурные «грани» содержания социализационного процесса, отдельные смысловые «фокусы» анализа социализации. 13.4.