Когнитивные предубеждения - это склонность делать неоправданные выводы основываясь на недостаточном количестве данных.

v Предубеждение относительно результата – это склонность оценивать решение по его результатам, а не по сути самого решения в момент его принятия. Жизнь состоит из неопределенностей. На многие вопросы, связанные с риском и неуверенностью, просто нет правильного ответа. По этой причине человек может принять решение, которое кажется ему рациональным и, скорее всего, правильным, но затем, вследствие непредвиденных и непредсказуемых обстоятельств, это решение не приводит к желаемому результату.

Недовольство результатом заставляет людей оценивать лишь вызвавшие его реалии, а не качество принятого решения. В трейдинге даже правильный подход может привести к убыточной сделке, а может быть, и к целому ряду убыточных сделок. Эти потери заставляют трейдеров сомневаться в себе и своей способности к принятию решений, поэтому они начинают негативно оценивать собственный подход – только потому, что его результат был негативным. Повторная ситуация еще более обостряет проблему.

v Предубеждение относительно новизны – склонность расценивать последние данные или опыт как наиболее важные. Сделка, проведенная накануне, значит для людей гораздо больше, чем сделка прошлой недели или прошлого года. Два последних месяца неудачных сделок столь же значимы, сколь предыдущие шесть месяцев успеха. Таким образом, результат серии недавних сделок может заставить большинство трейдеров сомневаться в своем методе и процессе принятия решений.

v Привязывание – склонность привязываться к уже известной информации в случае принятия решений в условиях неопределенности. Игроки могут привязываться к последнему уровню цены и принимать решения в зависимости от соотношения текущей цены с этим уровнем

v Эффект снежного кома (также называемый стадным чувством) заключается в том, что человек верит во что-то только потому, что в это верят многие другие. Эффект снежного кома является одной из причин непрекращающегося роста цен в конце «мыльного пузыря».

v Люди, попадающие под воздействие закона малых чисел , верят, что небольшая выборка в точности соответствует характеристикам генеральной совокупности, из которой она была выбрана. Этот термин взят из статистического закона больших чисел, говорящего о том, что большая выборка из совокупности действительно сходна по характеристикам с самой совокупностью. Этот закон является основой выборного процесса. Выборка из пятисот человек, сделанная случайным образом, достаточно точно укажет характеристики 200 миллионов людей во всей совокупности.

Напротив, малые числа немногое скажут обо всей популяции. Например, если стратегия работает в четырех случаях из шести, большинство сочтут такую стратегию хорошей. Однако со статистической точки зрения этой информации недостаточно для того, чтобы сделать сколько-нибудь достоверное заключение. Вера в закон малых чисел заставляет людей слишком быстро воодушевляться и отчаиваться. А вкупе с эффектами предубеждения относительно результата и новизны эта вера часто приводит к тому, что трейдеры отказываются от прежнего подхода за минуту до того, как этот подход начинает работать.

Когнитивные предубеждения оказывают большое влияние на трейдеров, но каждое отсутствующее предубеждение представляет для них возможность заработать.

Это лишь немного запутанный пример с трейдерами, он также тесно будет связан с многими сферами роботы, бизнеса, ведение дел и азартных игр...

Эффект предубеждение относительно результата (на примере покера)

Предположим, у меня карманная пара АА (два туза). С точки зрения рациональности и теории вероятности, у меня самая сильная рука за столом, и вероятность того что я выиграю этот стол выше 50%. Следовательно мне нужно поднимать ставку, вести агрессивный стиль игры, т.е. на момент принятия решения я делаю правильно все. Но потом оказывается, что я проигрываю какой-то 9-ке (флэш)

И после того как я не выиграл, я делаю ложную оценку того что решения принятое мной об агрессивном стиле розыгрыша было неверное, хотя на тот момент оно было верное. И делаю я это только потому что результат не оправдал мои ожидания, вот это и есть эффект предубеждения относительно результата.

Хотя с точки зрения статистики и вероятности, я делаю все правильно, даже если 5 раз подряд моя рука проигрывает, с таким же успехом она может начать выигрывать, когда я перестану увеличивать банк и вести агрессивную игру. Просто мне немного не везет...

Способности человеческого мозга до сих пор выше, чем у многих современных компьютеров. При этом простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее любого из нас. А все потому, что мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые то и дело заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы.

Вы не виноваты в своей нерациональности.

Все становится хуже

Замечали, что с каждым годом все вокруг становится все хуже и хуже? Так нас заставляет думать эффект негативности.

Дело в том, что мы склонны обращать внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.

Именно поэтому мы думаем, что ситуация на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений, жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.

Машиной безопаснее

Практически каждый знает, что самолет — самый безопасный транспорт на свете, в отличие от автомобиля. Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе в десятки раз выше, чем в самолёте. Но наш мозг отказывается воспринимать эту связь, и мы продолжаем с полной уверенностью садиться за руль, но трепетать как осиновый лист на борту самолета. Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

Я всегда прав

Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы выбираем людей со схожими взглядами, суждениями и предпочтениями.

Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».

Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения — мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

Орел или решка

Мы часто уверены, что события из прошлого могут каким-то образом повлиять на наше настоящее. Это явление называется ошибка игрока. Простой пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, наш мозг уверен, что в следующий раз обязательно выпадет орел. На самом деле, шансы по-прежнему остаются 50/50.

Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесёт им огромный куш.

Оно того стоило

Каждый может припомнить ситуацию, когда совершал неоправданно дорогую или ненужную покупку. И вместо того, чтобы нести ее обратно, вы уговорили себя, что «оно того стоило».

Так работает пост-шопинговая рационализация — мозг запрограммирован на утешения, когда вы совершаете какую-нибудь явную глупость. В конце концов, вы начинаете думать, что риски были оправданы, и вы бы поступили так и во второй раз.

Чужой, поэтому плохой

Наша врождённая потребность — чувствовать себя частью коллектива.

Все дело в окситоциноме — так называемой «молекуле любви». С одной стороны этот гормон помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — заставляет отталкивать всех, кто остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.

В конце концов, мы переоцениваем людей нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности, не имеем никакого представления. Это — эффект внутригрупповой пристрастности.

Почему все вокруг беременные?

Часто случается так, что мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это «нечто» с определённого момента стало нас преследовать, в то время как в действительности мы просто не обращали на это внимание. Это эффект выборочности наблюдения.

Пример: вы покупаете новую машину и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду. Или женщина, которая узнала о беременности, вдруг начинает замечать вокруг себя большое количество беременных. Это может быть все, что угодно: какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.

Стадное чувство

Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают любимчика — будь то спортивная команда или певец, то наша индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления», которое порождается эффектом повального увлечения.

Например, вещь, которую ваши коллеги посчитают «крутой», скорее всего покажется «крутой» и для вас. Ну или в спорте — если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.

Молчание — знак согласия

С этим эффектом связан похожий — эффект ложного консенсуса — необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.

Со скидкой — значит дешево

Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.

Классический пример — товар на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между ними, не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже со скидкой.

Этим приёмом пользуются и рестораны — они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем нечто среднее — не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.

Подумаю об этом завтра

В 1998 году провели исследование на тему эффекта текущего момента. 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.

Часто мы ведем себя легкомысленно сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно мы перекидываем ответственность на кого-то, кем мы будем завтра. И нам трудно понять, что это опять будем мы же.

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении или паттерны отклонений в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах.

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адапитивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсуствия соотвествующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Амплификация – вложение в достижение цели больше усилий, чем необходимо, попытка "убить муху кувалдой". Вариант – чрезмерно детальное планирование в условиях отсутствия в достаточном объёме исходных данных и наличия сильно влияющих на результат неопределённых или случайных факторов.
  • Иррациональное усиление – тенденция растущей привязанности к выбранному ранее направлению, схеме действий, – тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий. Проявляется, например, на аукционах, когда цена вещи завышается, а также переговорах, при посещении врача и т. п., в ходе которых может появиться новая, требующая учета информация.
  • Неприятие потери – отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди больше огорчаются от потери какой-то вещи, чем они радовались бы её находке.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.
  • Иллюзия кластеризации – тенденция видеть паттерны там, где их на самом деле нет.
  • Иллюзорная корреляция – ошибочная вера во взаимосвязь определённых действий и результатов.
  • Искажение, связанное с селекцией – искажение в экспериментальных данных, которое связано с тем, каким образом данные были собраны.
  • Каскад доступной информации – самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе ("повторяйте нечто достаточно долго и это станет правдой").
  • Отклонение, связанное со вниманием – пренебрежение релевантной информацией при суждении о корреляции или ассоциации.
  • Эффект сверхуверенности – тенденция переоценивать свои собственные способности.

Социально обусловленные искажения

Большинство из этих искажений связаны с ошибками атрибуции.
  • Иллюзия асимметричной проницательности – человеку кажется, что его знание о своих близких превосходит их знание о нём.
  • Иллюзия прозрачности – люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других.
  • Искажение в оценке гомогенности членов другой группы – люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
  • Искажение в оценке роли субъекта действия – тенденция при объяснении поведения других людей чрезмерно подчёркивать влияние их профессиональных качеств и недооценивать влияние ситуации (см. также фундаментальная ошибка атрибуции). Однако парной к этому искажению является противоположная тенденция при оценке собственных поступков, при которой люди переоценивают влияния на них ситуации и недооценивают влияние своих собственных качеств.
  • Искажение в пользу своей группы – тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
  • Искажение в связи с формулировкой закона – эта форма культурного искажения связана с тем, что запись некого закона в виде математической формулы создаёт иллюзию его реального существования.
  • Самосбывающееся пророчество – тенденция, сознательно или нет, вовлекаться в деятельность, приводящую к результатам, подтверждающим сделанные прогнозы.
  • Эффект ореола – имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека "перетекают", с точки зрения воспринимающего, из одной области личности воспринимаемого человека в другую. (см. также стереотип физической привлекательности).

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Благодетель – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные. (Термин предложен Гринвальдом (1980), см. также Искажение самовозвеличения.)
  • Кажущееся постоянство – неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение.
  • Криптомнезия – форма неправильного установления авторства, когда воспоминание ошибочно принимается за результат воображения. Например, человеку может казаться, что он сам сочинил анекдот, в то время как в действительности он его уже слышал и просто вспомнил.
  • Эгоцентрическое искажение – воспоминание прошлого в самовозвеличивающей манере, например, воспоминание экзаменационных оценок лучшими, чем они были, а пойманной рыбы – большей, чем она была.
  • Ретроспективное искажение – фильтрация памяти о прошлых событиях сквозь теперешнее знание. При этом события выглядят более предсказуемыми, чем они были в действительности. Известно также как "эффект Я-всё-это-знал".
  • Детская амнезия – очень слабая способность взрослых людей воспроизводить воспоминания периода жизни до 2-4-х лет, может быть объяснена незрелостью мозговых структур – таких как гиппокамп и амигдалы, – отвечающих за кодирование и сохранение воспоминаний и достаточно развивающихся обыкновенно к 2-м годам.

Содержание статьи:

Когнитивные искажения - это отклонения в логическом мышлении, которые заставляют человека думать в более узком направлении. При отсутствии цельного восприятия объективной действительности у таких людей возникают сбои «программы» в виде систематических ошибок в сознании. Подобная проблема напрямую влияет на все сферы жизнедеятельности индивидуума, поэтому требует детального рассмотрения.

Что такое когнитивные искажения

Озвученное явление - это своеобразные ловушки сознания, при которых люди перестают думать рационально. В некоторых случаях собственные мысли бывают нашими злейшими врагами. Личностный рост напрямую зависит от реакции человека на внешние раздражители, информационный поток и провокационные ситуации. Кто-то производит критический анализ происходящего вокруг него, а некоторые личности основывают свои решения на шаблонных выводах.

Понятие «когнитивные искажения» впервые было озвучено в начале 70-х годов израильскими психологами Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом. Их работа заключалась в изучении влияния стереотипов на мышление некоторых людей.

Рассматривая поведенческие шаблоны, специалисты предложили группе добровольцев дать ответ на вопрос, кем является описанная психологами женщина по имени Линда. В ее характеристике присутствовала информация о том, что она, скорее всего, выступает феминисткой. Подобный вывод основывался на том, что молодая особа увлекается вопросами несправедливости в социуме и дискриминацией.

Участникам эксперимента было предложено два варианта ответа: 1 - женщина является кассиром в банке; 2 - главная героиня работает кассиром банка и проявила себя активной участницей движения феминисток. Второй вывод пришелся больше по душе практически всей группе, вследствие чего появилось понятие «проблема Линды». Психологи сделали вывод, что именно навязанное заблуждение заставило людей ответить именно таким образом.

Рассуждения Амоса Тверски и Даниэля Канемана стали основой для некоторых исследовательских программ, которые охватили такие сферы человеческой деятельности, как политология и медицина.

Самые распространенные когнитивные искажения

Путь к личностным изменениям довольно часто бывает осложнен озвученными ловушками сознания. Шаблоны и стереотипы замедляют процесс самореализации человека, заменяя его трамплин при достижении цели на долгую дорогу в дюнах. Список когнитивных искажений довольно велик, но следует остановиться на основных их проявлениях.

Предвзятость подтверждения


Начальное суждение и собственные стереотипы лежат в основе подобной склонности мыслить в узком ключе. В качестве примера можно привести потенциального покупателя, который считает молоко вредным для взрослого человека продуктом. Им будут изучены все сведения в интернете о данном факте, включая позитивные отклики медиков и простых обывателей на различных форумах. Внимательно ознакомившись с полученной информацией, человек с предвзятостью подтверждения никогда не купит молоко. Главным аргументом при этом для него станет мысль о том, что он получил данные от людей некомпетентных и его гипотеза более верна.

Предпочтение нулевого риска

Некоторые люди из двух зол (не вникая при этом в суть проблемы) выбирают меньшее. Подобный вывод не всегда является в конечном итоге логичным поступком. При выборе уменьшения небольшого риска до нуля или существенного снижения большой опасности они предпочитают первый вариант. Примером может послужить сравнение статистики ДТП и крушения самолетов. Когнитивное искажение мозга заставляет людей забыть о цифрах и логике. Они готовы свести авиакатастрофы до нуля при неизменной статистике инцидентов на дороге.

Эффект якоря

Выражение, что первое слово дороже второго, довольно часто искажается. Далеко не всегда изначальная мысль бывает правильной. Первое впечатление иногда обладает эффектом фиксации сознания при полученной информации. Подобная привязка является некоторой зацикленностью во время принятия решения. Эффект якоря наблюдается при неверном мнении о человеке, которого видишь в первый раз при уже сформировавшемся стереотипе относительно него.

Ошибка выжившего

Озвученное систематическое заблуждение заключается в том, что люди зацикливаются на информации, которую получают в полном объеме. При этом они забывают о другой группе данных, которой практически не существует. Стереотип о дельфинах-спасателях основывается на рассказах людей, которым помогли данные млекопитающие. Однако нет информации о тех случаях, когда эти обитатели морских глубин толкали тонувшего обратно в водную стихию.

Селективное восприятие

Ожидание чего-либо и информационное подтверждение его являются основой этого когнитивного искажения. Возьмем к примеру недоверие человека к БАДам, которое он хочет для себя обосновать. В отличие от предвзятости подтверждения такая особа убедится в опасности биологически активных добавок. Потеря объективности будет заключаться в том, что человек сможет воспринимать в дальнейшем исключительно негативные отзывы об озвученном продукте.

Неприятие потери


Данное явление имеет еще одну формулировку - эффект владения. При подобном когнитивном искажении даже при реальной возможности сорвать большой куш люди с неприятием потери никогда не пожертвуют скромной суммой для участия в розыгрыше. Кофточка из бабушкиного сундука иногда ценится гораздо больше чужой брендовой вещи человеком с подобным восприятием действительности. Чувство собственничества - основа эффекта владения.

Эффект присоединения к большинству

В данном случае речь пойдет о стадном инстинкте. Психика некоторых людей настолько настроена на послушание более сильным особам, что жертвы подобного когнитивного искажения с удовольствием перекладывают на лидеров решение всех вопросов по планированию собственной жизни. В итоге в образовавшемся сообществе будет приветствоваться конформизм и социальная псевдо-гармония.

Ошибка игрока

Больше всего подобного когнитивного искажения стоит опасаться азартным людям. Во многих спонтанных вещах они видят только им очевидную последовательность и закономерность. При игре в ту же «орлянку» озвученные особы начинают верить не в фортуну, а в код возможного выигрыша. Их сложно затем переубедить, что если «решка» выпала 9 раз, то при 10 попытке не стоит ставить исключительно на нее.

Иллюзия прозрачности

Некоторые люди считают, что их намерения и поступки являются очевидными для всех окружающих. Иногда ложь во имя спасения просто необходима. Человек, который подвержен иллюзии прозрачности, может извратить истину, но при этом будет бояться разоблачения. На самом деле, зная свою сущность, следует помнить, что ее не может достоверно знать никто другой.

Неосознанная ложь

Одно дело преувеличить факты для пользы чего-либо, а совсем другое - присочинить для красного словца. Психологи давно озвучили феномен веры в собственное вранье, когда человек или преувеличивает случившиеся с ним события, или преуменьшает их. Со временем он настолько вживается в созданный образ, что в его памяти мифическая ситуация становится истиной.

Эффект Барнума


Довольно часто скептики удивляются тому факту, что скуки ради посмотрят свой гороскоп и не могут затем оторваться от его расшифровки. В итоге они приходят в изумление от того открытия, что все в нем практически соответствует их характеру, сексуальным предпочтениям и желанию сделать карьеру на определенном поприще. Подобный эксперимент провел знаменитый манипулятор Барнум, который доказал факт легкости введения в заблуждение некоторых особ. Расплывчатая характеристика вполне подходила даже тем, кто до этого не верил астрологам и провидцам.

Завышенная самооценка

Следует в этом случае посочувствовать не депрессивным особам, а тем Нарциссам, которые излишне самонадеянны. С большой высоты больнее всего падать, поэтому психологи именно сомневающихся в себе людей считают реалистами. Огромное количество ошибок происходит с человеком, который относит себя к категории выше среднего при весьма посредственном внутреннем и внешнем потенциале.

Иллюзия ограниченного выбора

Подобное ощущение возникает у людей, которые сковывают себя определенными рамками при желании осуществить намеченные цели. Эффект когнитивного искажения при этом довольно силен, потому что псевдо-рассуждения способны свести на «нет» любые начинания человека. Вместо стремления наладить отношения с деловым партнером при успешном бизнесе человек с ограниченным выбором размышляет о целесообразности разрыва выгодного сотрудничества при малейшем несогласии двух сторон.

Эффект морального доверия

Люди, которым окружающие их доброжелатели поставили 5+ за их поведение, иногда устают от собственной праведности. У них на подсознательном уровне возникает нимб над головой, что является главным негативным последствием эффекта морального доверия. Психологи утверждают, что у бедолаг именно озвученным образом запускается механизм того, что святому человеку иногда дозволяется дать слабину.

Ошибки планирования

Легко осудить кого-то за медлительность и довольно сложно проанализировать свою организацию жизнедеятельности. Взятие на себя обязательства по выполнению определенной работы изначально кажется простым заданием. Однако распланировать свой график является тяжелым процессом. Исключительно 40% студентов сдают проекты и курсовые в точно указанный срок, потому что не подвержены ошибкам планирования. При этом качество работ подобных ответственных особ психологи не оценивают.

Немедленное вознаграждение


В данном случае речь идет о весьма двойственном понятии. Сознание многих людей настроено на то, чтобы иметь зачастую синицу в руках, а не журавля в небе. Обыватели при выборе между 500 долларов сегодня и 550 «зеленых» завтра спокойно подождут одни сутки. Однако при пропозиции получить первоначальную сумму немедленно они однозначно откажутся стать хозяевами чуть большей награды через месяц.

Эффект «Какого черта!»

Озвученное когнитивное искажение сознания является деструктивным и иррациональным проявлением личности. Легче всего таким образом выявить слабость при несоблюдении диеты, тунеядстве и откровенном пьянстве. Личность без внутреннего стержня именно по озвученной схеме свои слабости превращает в акт протеста при мнимом желании изменить собственную жизнь.

Восприятие больших чисел

Довольно часто некоторые люди не воспринимают крупные цифры, которые оканчиваются нулями. В Корнельском университете (Нью-Йорк) был проведен эксперимент, в котором его участникам предлагалось выбрать дом с наименьшей стоимостью. Практически все студенты одобрили коттедж за 391534 долларов и посчитали слишком дорогой покупкой жилище за 390000. Когнитивным искажением сознания в виде иррационального восприятия больших чисел довольно часто пользуются владельцы маркетов. Их любимым трюком становится цена не 1000, а 999 рублей за определенный товар.

Выученная беспомощность

Американский психолог Мартин Селигман изначально продемонстрировал данное когнитивное искажение на собаках. Первоначально их поместили в клетки, в одну из которых были проведены слабые разряды тока. Некоторые особи остались в безопасности, а остальные получали болевые ощущения из-за электричества. Затем собак запустили в одну клетку, из которой при открытой двери выскочили только животные, которые избежали в начале эксперимента дискомфорта. В человеческой среде выученная беспомощность выражается в терпении женами своих мужей-тиранов, которые их избивают, и нежелании молодого поколения из трущоб менять хоть что-то в своей жизни.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Довольно легко промахи других людей считать непростительными злодеяниями, а в собственных проколах видеть незначительные недочеты. Даже при провале на экзамене некоторые особы считают себя жертвой мигрени, а преподавателя - человеком недалекого ума. Также дело обстоит с триумфальными событиями. Свою победу многие люди считают заслуженной наградой, а чужую - исключительно везением и волей случая.

«Беговая дорожка счастья»


Хорошего обычно много не бывает. Именно таким образом размышляют люди с подобным когнитивным искажением сознания. Наблюдается оно даже у детей, которые довольно быстро забывают о желанной игрушке после ее приобретения. Немаловажную роль в данном случае играет реклама, которая вдохновляет людей на приобретение новых товаров. При желании карьерного роста «беговая дорожка счастья» может перерасти в неврастению и желание идти по головам для достижения заветной цели.

Эффект разрешения

Исключительно аскетизм подразумевает отказ от всех удовольствий жизни. В действительности многие люди позволяют себе некие слабости. Однако некоторые из них действуют при этом алогично, потакая одним своим слабостям за счет ущемления себя в других. Примеры когнитивных искажений можно пополнить моделью поведения людей, которые сидят на диете и отказываются по этому поводу от тренажерного зала. Скряги довольно часто ограничивают себя во всем, но в качестве бонуса позволяют себе какую-нибудь дорогостоящую вещь.

Обратный эффект подавления мыслей

При желании не думать о какой-либо вещи довольно часто люди получают противоположный эффект. В данном случае речь идет о значимом предмете или событии в их жизни, потому что мы не вспоминаем о том, что нам неинтересно. Чем больше человек подавляет свои мысли, тем сильнее у него срабатывает когнитивное искажение сознания.

Эмоциональные искажения

Искусственно подогретые эмоции иногда принимаются человеком за настоящие чувства. Первое экстремальное свидание кажется партнерам настолько захватывающим, что они затем после этого события в своей жизни считают знакомство знаком судьбы. Американские горки, фильмы ужасов, автогонки - все эти места первой встречи в итоге могут привести к эмоциональному искажению у создавшейся пары.

Что такое когнитивное искажение восприятия - смотрите на видео:


При вопросе, как бороться с когнитивными искажениями, следует прежде всего задуматься о типе существующей у себя проблемы. Любая из них требует индивидуальной коррекции при желании избавиться от ловушек сознания.

Потому что думать - трудно

Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?

Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

  • Мы редактируем и усиливаем воспоминания после случившихся событий. В ходе этого воспоминания могут закрепляться, но при этом некоторые детали отбрасываются и теряются. Иногда наши воспоминания обрастают деталями, которых в реальности не было.
    Примеры: Ошибка атрибуции воспоминания (en ), Криптомнезия , Парамнезия (ложная память) , Внушаемость , Эффект интервала (en )
  • Мы отбрасываем частности для построения и закрепления обобщений. Мы делаем это по необходимости, но воздействие скрытых ассоциаций, стереотипов и предрассудков приводит к одним из самых тяжёлых последствий из всего списка когнитивных искажений.
    Примеры: Неявные ассоциации и стереотипы (en ), Отклонение памяти в сторону стереотипов (en ) , Предрассудок , Феномен негативного восприятия (en ), Отклонение в сторону затухания аффекта (en )
  • Мы упрощаем события и списки до отдельных ключевых моментов и элементов. События и списки трудно сводить к обобщениям, поэтому мы запоминаем отдельные пункты, представляющие для нас целое.
    Примеры: Правило пика и завершения (en ), Выравнивание и заострение (), Эффект первенства (en

    Отлично, и как я теперь должен всё это запомнить?

    Ты не должен. Но можно начать запоминать с четырёх гигантских проблем, с которыми сталкиваются наши мозги на протяжении миллионов лет. И ещё можешь добавить статью в закладки, чтобы потом найти и сослаться на конкретное когнитивное искажение.

    1. Переизбыток информации - это отстойно, поэтому мы агрессивно отсекаем всё ненужное. Шум становится сигналом.
    2. Недопонимание нас путает, поэтому мы активно достраиваем картину. Сигнал становится историей.
    3. Нам приходится действовать быстро, чтобы не упустить шанс, поэтому мы сразу перепрыгиваем к заключениям. Истории становятся решениями.
    4. Проще нам от этого не становится, поэтому мы пытаемся запоминать самое важное. Решения дают нам информацию для корректировки моделей мира и себя.

    Чтобы не утонуть в переизбытке информации , мозгу приходится отсекать и фильтровать огромное количество информации и быстро, почти без усилий, решать, что из этого действительно важно и должно быть предъявлено нашему вниманию.

    Чтобы создавать смыслы из разрозненных кусочков информации, мы заполняем пустые места и соотносим данные с нашими ментальными моделями окружающего мира и самих себя. Одновременно мы контролируем, что это происходит настолько устойчиво и непротиворечиво, насколько возможно.

    Чтобы действовать быстро , нам приходится за доли секунды принимать решения, которые могут повлиять (или нам кажется, что могут повлиять) на наши шансы выжить, оказаться в безопасности, добиться успеха или почувствовать уверенность в своих силах.

    Чтобы это происходило наиболее эффективным образом, мозг должен запоминать самое важное из новой информации и информировать об этом другие системы организма. Ровно настолько, чтобы они могли адаптироваться и усилиться со временем, но не больше.

    Звучит полезно! А какие побочные эффекты?

    Вместе с четырьмя главными проблемами полезно помнить о четырёх проблемах-следствиях, которые вызваны нашими способами решения главных проблем:

    1. Мы не видим всего. Часть информации, которую мы отсекаем, на самом деле оказывается ценной и важной.
    2. Поиск смыслов приводит нас к галлюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.
    3. Быстрые решения могут быть плохими. Некоторые из быстрых реакций и решений оказываются нечестными, корыстными и непродуктивными.
    4. Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и обусловленность, ухудшая мыслительные процессы.
    5. слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму .

      Мы ничего не можем сделать, чтобы полностью избавиться от четырёх главных проблем (до тех пор, пока не расширим вычислительные мощности и память мозгов до размеров вселенной). Зато когда мы примем как факт, что мы навсегда обусловлены своей биологией, но можем учиться эффективнее с этим жить, то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет находить этому новые и новые свидетельства. Благодаря этому мы научимся лучше понимать себя.

      «Узнав о склонности к подтверждению своей точки зрения, я теперь постоянно вижу подтверждение её существования!»

      Когнитивные искажения - всего лишь инструменты. Они полезны в одних контекстах и вредны в других. Но это единственные инструменты, которые у нас есть, и они довольно неплохо справляются в тех ситуациях, для которых предназначены. С ними можно познакомиться поближе и оценить их - в конце концов, они позволяют нашим загадочным мозгам действовать во вселенной.

      Update: Через пару дней после публикации этой записи спросил, можно ли сделать постер с диаграммой из моего текста. Что я, конечно же, разрешил. Вот что в итоге получилось:

      (English Wiki)найдётся не всё )