Участие в войнах: Война с Лугальзагеси. Подчинение юга страны. Поход на северо-запад Малой Азии. Поход в Элам
Участие в сражениях:

(Sargon of Akkad) Царь Аккаде, царь Аккада и Шумера

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что родиной Саргона был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений.

Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины — лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.).

Выбирая столицу для своего государства, Саргон Древний решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.

Вначале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную.

Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной.

Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил.

Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия примерно в 6000 воинов, кормившаяся за счёт царя.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьбы правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в Малой Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца».

Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова.

Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на западе, севере и юге он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов, среди которых наиболее значительными были собственно Элам во главе с царём Луххишшаном и энси Санамсимурру и Варахсе с правителем Сидгау.

Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум и Луллубум.

К сожалению надписи, в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

При Саргоне Древнем храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране и заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре.

В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество.

Свою дочь, носившую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.

Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно, тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Государство Саргона Древнего не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его.

Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Сев. Месопотамии и Ассирии предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде.

В самом конце правления Саргона Древнего в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон скончался, так и не успев покорить это восстание.

Происхождение Саргона

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма , известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом . По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать,что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Подчинение юга страны

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму , Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно «сыны Аккаде») получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна...».

Надпись на табличке

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

Список датировочных формул Саргона Древнего

Династия Аккаде
Предшественник:
-
царь Аккаде ,
царь Шумера и Аккада

ок. 2316 - 2261 до н. э.
Преемник:
Римуш

Примечания

Литература

  • История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия / Под редакцией И. М. Дьяконова . - М .: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука », 1983. - 534 с. - 25 050 экз.
  • Белицкий Мариан. Шумеры.Забытый мир / Пер. с польского. - М .: Вече, 2000. - 432 с. - (Тайны древних цивилизаций). - 10 000 экз. -

Саргон (Шаррумкен) - царь Аккада и Шумера, правивший приблизительно в 2316-2261 годах до н. э., основатель династии Аккада.

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским . Правление Саргона, первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет - до нас дошли и подлинные надписи Саргона.

Происхождение Саргона

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии. Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период, мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар):

- «Сказание о Саргоне (аккадский вариант)»

Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространён (в частности, библейское предание о Моисее).

Шумерское сказание о Саргоне, сохранившееся в двух фрагментах, удачно дополняющих друг друга, говорит, что его отцом был Лаипум, однако сам Саргон никогда не называл имени своего отца:

- «Сказание о Саргоне (шумерский вариант)»

Шумерский текст легенды о Саргоне в сказочной форме повествует о противостоянии Саргона с царём Киша Ур-Забабой и с царём Урука Лугальзагеси.

У ассирийцев была репутация очень жестокого народа, хотя их царь Саргон II построил великолепный город в Хорсабаде. Были ли ассирийцы действительно такими, как о них говорили, и почему город, построенный Саргоном, был покинут после его смерти?

В северной Месопотамии, среди холмов, разделяющих реки Тигр и Евфрат, жили ассирийцы - это был народ, которого боялись больше всех в древнем мире. Но были ли эти люди просто жестокими варварами? Оставшееся после них искусство и великие города позволяют нам сказать, что это не так. Среди этих городов самым загадочным был Хорсабад. Этот город был построен царем Саргоном II, но был покинут, когда кончилось его правление. Какая же история скрывается за стенами этого странного города?

Царские апартаментыво дворце в Хорсабадебыли площадью300 квадратныхметров. Это был одиниз самых гигантскихдворцов древнего мира.

Рождение империи

Ассирийцы были осколком шумерской цивилизации, разрушенной после падения Ура примерно в 2000 году до н. э. Как большинство народов, живущих в Месопотам-ской долине, они занимались земледелием, используя плодородные почвы, выращиванием ячменя, а также животноводством, разводя крупный рогатый скот, овец и коз. Центром их империи был город-государство Ассур, сейчас место, где был расположен этот город, находится в северном Ираке. Отсюда началось строительство и других городов-государств - Ниневия и Арбелы. Ассирийцы начали строить свою империю примерно в 1363 году до н. э., но между ними и соседями происходили непрерывные войны в борьбе за власть и влияние в регионе. Самым удачливым царем в этот период был Тиглатпаласар (1114 - 1076 гг. до н. э.). Это был сильный военачальник, при котором в войне начали успешно применять боевые колесницы и красиво украшенное оружие из железа. Примерно к 1100 году до н. э. ассирийская империя протянулась от Средиземного моря на севере до тех мест, где сегодня находятся восточные рубежи Турции. После окончания правления Тиглатпаласара был период упадка, пока на троне не появился другой сильный царь - Тиглатпаласар III (744 - 727 гг. до н. э.). Он подчинил своему влиянию Сирию и Вавилон, начал вводить систему налогообложения и военного конт-роля. Когда Саргон II взошел на трон в 721 году до н. э., ему досталась огромная хорошо организованная империя.



Хорсабад находится в Северном Ираке, к северо-востоку от города Мосул. Рядом расположен знаменитый город Ниневия. Южнее - древние города Вавилон и Ур.

Царь Саргон

Саргон, вероятно, не был потомком ассирийских царей, но он принял имя одного из прежних монархов - Аргона Древнего, царя Аккада, основателя первой в мире империи. Первый Саргон был почти легендарной личностью и проявил себя как сильный и успешный правитель. Сирия и Вавилонское царство старались освободиться из-под ассирийского влияния, но Саргон подавлял все их выступления. Однако он был не только военным лидером. Найдены документы, в которых говорится, что он занимался восстановлением и перестройкой деревень, пришедших в упадок, постройкой каналов, а также основал научную библиотеку. Он также поддерживал художников и ремесленников. Его дворец был украшен изысканными настенным барельефами, кроме того, ассирийские ремесленники были настоящими мастерами в работе со стеклом и обработке металлов.

Непрерывное строительство

Правление Саргона было успешным, но этот царь был поистине неутомим и не мог подолгу жить на одном месте. Сначала он жил в Ассуре, где занимался ремонтом стен и украшением храма. Затем Саргон переехал в Кальху и перестроил там царский дворец. Его следующим местом жительства была Ниневия, здесь он снова занимался восстановлением храма. Саргон поступал таким образом, чтобы показать этим городам, какие великолепные здания он может построить для них и тем самым добиться к себе их расположения. Однако, во всех этих городах прекрасные постройки были и до Саргона. Сам он не основал ни один из этих городов. Тогда он решил основать новый город на пустом месте и приказал начать строительство города, который ассирийцы называли Дур-Шаррукин (город Саргона). Сегодня мы знаем его как Хорсабад.

Город мечты

Саргон и его архитектор Таб-Шар Ашур тщательно разработали план города. В этом месте были глинистые почвы, а она была хорошим материалом для строительства. Сам город был довольно большим и был окружен четырьмя стенами, которые более или менее были похожи на квадрат. За стенами города был настоящий лабиринт из узеньких улочек. Жилые дома были, вероятно, одноэтажными зданиями из грязевого кирпича и внутренним двориком в центре. Окна выходили только во двор, а не на улицу. Рядом с северной стеной находился царский дворец Саргона. Настенные каменные барельефы показывают нам, какие изысканные украшения делали в Ассирийской империи. Некоторые из них носят следы проходивших в империи битв. В Библии также рассказывается о жестокости ассирийцев. Однако, на самом деле ассирийцы не были такими кровожадными, как это кажется. В сражениях они использовали тактику террора, но по отношению к побежденным народам не проявляли чрезмерной жестокости. Пока побежденные платили дань, они оставляли их в покое.

Ассирийская бюрократия

Ассирийская империя была разделена на провинции, во главе каждой из них был губернатор, который подчинялся непосредственно царю. В распоряжении каждого губернатора были чиновники и солдаты, чтобы поддерживать порядок и соблюдать закон. Во время раскопок было найдено около 2000 письменных свидетельств переписки между столицей и провинциями и это говорит о том, что связь в империи была достаточно хорошо налажена. Что же произошло в Хорсабаде? В 705 году Саргон был убит в сражении. Ассирийцы восприняли это как плохое предзнаменование, поэтому Синахериб, сын и наследник Саргона, покинул Хор-сабад и сделал столицей империи Ниневию. В город Саргона ассирийцы больше не вернулись.

Саргон Древний, царь Аккада

Саргон II взял себе имя от Саргона Древнего, который управлял Северной Месопотамией, позднее известной как Аккад, и покорил шумеров примерно в 2300 году до н. э. Никто не знает, как царь Аккада Саргон стал царем, известно только, что у него были сильные лидерские качества. Возможно, именно поэтому Саргон II взял себе его имя. Саргон Древний был легендарной и загадочной личностью. В ассирийских документах сказано, что он утверждал, что царем его сделали боги. Он говорил, что является сыном благочестивой женщины, служившей в храме. Ей запрещено было иметь детей, поэтому, когда у нее родился ребенок, она положила его в корзину и бросила в реку. Течение реки несло корзину вниз, пока ее не обнаружил художник по имени Акки. Акки усыновил Саргона и позже сделал его садовником в храме. Саргон считал, что когда он был в храме, богиня Иштар помогла ему подняться на вершину власти.



Бронзовая голова Саргона Древнего, царя Аккада.



Царский дворец в Хорсабаде

Мы знаем о существовании дворца по найденным руинам и настенным барельефам, а также из переписки между Саргоном и дворцовым архитектором. Это был огромный дворец. Здесь большое пространство было отведено под хозяйственные нужды, включая кухню, пекарню, кладовые и конюшни. Главный вход вел на широкий внутренний двор. Слева от двора находился храмовый комплекс, куда входили несколько небольших храмов и зиккурат, состоящий из семи ступеней. Справа находились жилые дома. Прямо были расположены царские апартаменты. За ними находились государственные палаты, включая тронный зал длиной 46 метров. К трону можно было пройти через еще один огромный внутренний двор. Войдя в тронный зал, можно было увидеть, стены с резными барельефами с изображениями крылатых буйволов с мужскими головами. Эти мифические существа, как предполагалось, изображают Гильгамеша - легендарного героя Месопотамии. Эти существа охраняли трон и символизировали мощь и власть царя. Дворец украшен резными барельефами, изображающими ассирийцев, ведущих битвы за империю. На других показано, как они охотятся на слонов и львов.

Герой Гильгамеш

Гильгамеш - легендарный царь шумерского города-государства Урук был одним из первых известных героев эпоса. Его приключения описаны в поэме Сказание о Гильгамеше, записанной на двенадцати глиняных табличках, покрытых аккадскими письменами, которые были найдены в древней библиотеке в Ниневии. Гильгамеш - это реально существовавшая историческая фигура. Найдены записи о войне, которая была между ним и царем древнего города Киш. Однако, поскольку в глубокой древности цари были тесно связаны с богами, они проникли в легенды, в которых очень трудно отделить вымыслы от реально происходившего. В поэме Гильгамеш показан как героическая фигура: на две трети бог и на одну треть человек. Он и его товарищ Энкиду - человек из пустыни, воспитанный дикими животными - прошли через множество приключений. Затем Энкиду заболел и умер, а Гильгамеш так тяжело это переживал, что принялся искать секрет вечной жизни. Пройдя в своих скитаниях через множество опасностей, он попал на берег Океана Смерти. Здесь он попросил паромщика по имени Уршанаби перевезти его на другую сторону. Переплыв через океан и выйдя на берег, он повстречал бессмертного полубога Утнапиштима. Гильгамеш спросил у него, как он стал бессмертным. Утнапиштим рассказал ему, что богов раздражают шумные люди, которые не дают им спать, и поэтому боги задумали устроить на земле большое наводнение, чтобы уничтожить человечество. Однако, одна из них, богиня Эа, сообщила Утнапиштиму о наводнении, поэтому он построил небольшое судно и взял на борт свою семью и много различных животных. Сначала Энлил, бог шторма, был разгневан, что Утнапиштиму удалось остаться в живых во время наводнения, но Эа уговорила его подарить Утнапиштиму и его жене бессмертие. Утнапиштим затем рассказал Гильгамешу о растении, которое живет на дне моря. Он сказал, что это растение может, по крайней мере, сделать стариков молодыми. Гильгамеш привязал камни к своим ногам, нырнул в море и достал растение. На обратном пути в Урук он решил искупаться, и в это время змея украла растение, сбросила свою кожу и исчезла. А Гильгамеш понял, что людям суждено стареть и умирать.



Крылатые чудовища, изображенные на стенах дворца.

Армия страха

Ассирийцы не были бы так могущественны без эффективно организованной армии. В армии были пехотинцы, всадники и боевые колесницы. Саргон применял усовершенствованную тактику для пехотинцев и нашел хорошее применение для лучников. Он также начал применять большие колесницы, в которых помимо возничего, был лучник и один или два щитоносца. В армии использовались тараны для нападений и осады городов. Саргон всегда держал свою армию наготове. Он сам водил ее в сражения, хотя располагал великолепным подбором командиров. Армия во время похода изображена на настенных барельефах. Первым идет царь и его телохранители, за ним шли знаменосцы. Дальше следует всадник, с обеих сторон которого идут пехотинцы, готовые немедленно вступить в схватку. Затем шла основная армия, которую сопровождали повозки с продовольствием и различные приспособления, например, тараны и прочее.



Ассирийские солдаты, настенный барельеф.

Потерянный город в Месопотамии

Первые раскопки в Хорсабаде провел в середине девятнадцатого века французский археолог Поль-Эмиль Ботта. Город был похоронен под насыпью - так называемым теллем. Работу Ботга продолжил Виктор Плейс в 1851 году. Плейс впервые сделал план города и дал описание внешнего вида зданий. Между 1928 и 1935 годами большая работа была проделана учеными Восточного Института Чикагского Университета (США). Они тщательно проверили планы города, состав-ленные Плейсом и открыли новые участки города, включая храмы и жилые дома. Таблички с поэмой Сказание о Гильгамеше были обнаружены археологами во время раскопок библиотеки Ашшурбанипала, последнего царя Ассирийской империи. Дома, построенные из грязевого кирпича для обычных людей Хорсабада уже давно исчезли с лица земли, однако археологи обнаружили камни, которыми мостили улицы. Как выглядел дворец царя, представить легче, потому что сохранился фундамент.



Знатный горожанин сидит под нависающими скульптурными изображениями персидских царей, которые украшали колонны и двери Персеполя. Казалось, что всемогущий царь наблюдает за своими подданными повсюду, где бы они ни находились.