Соединить крымский полуостров с материком искусственным образом пытались не один раз за последние 150 лет, ведь такая переправа имеет важный стратегический характер. Последний проект строительства моста в Крым начали разрабатывать в середине 2000-х годов, а с присоединением полуострова в состав России процесс ускорили. Когда же мост будет достроен, и граждане смогут беспрепятственно попадать на территорию полуострова?

Описание и сложности проекта

Проект соединения Крымского полуострова с материковой частью России был внесен в план стратегического развития транспорта страны еще в 2008 году. Через 2 года это обсуждалось между главами государств: России и Украины.

Проект состоит из двух независимых мостов, расположенных параллельно друг другу: один из них имеет автомобильную трассу, на другом расположена железная дорога. Переправа опирается на 7 тысяч свай и 600 опор.

Основные технические характеристики:

  • Тип – ферменный с аркой;
  • Длина арки – около 230 м;
  • Длина автомобильной трассы 17 – км;
  • Длина железной дороги – 18 км;
  • Автомобильные полосы движения — 4 проезжие части;
  • Железнодорожные пути — 2 ж/д дороги;
  • Высота моста – 80 м;
  • Расстояние над морем – 35 м.

Мост начинается на Таманском полуострове, пересекает Черное море, достигая острова Тузла. Пересекая остров и Тузлинскую косу, направляется в сторону порта города Керчь. Имея в каждом городе транспортную развязку, будет соединен с федеральными трассами.

Автомобили смогут развивать скорость до 120 км/ч по нему. Согласно проекту, пропускная способность проекта достигает 40 тысяч автомобилей и 50 пар железнодорожных составов в сутки.

Мост имеет специальные арки для прохода судов в любое время. На этом участке сделан плавный подъем дороги, обеспечивающий прохождение железнодорожных составов и автомобилей.

Сложность проекта заключается в том, что мост расположен в районе сильных штормов. Он проходит над тектоническим разломом. Основная проблема — это сохранность металлических опор от разрушающего воздействия морской воды, ветров, землетрясений, движения льдов. Для защиты прочности от природных воздействий, были использованы сваи различного типа.

Прочность конструкции рассчитана выдержать землетрясение в 9 баллов. Конечно, арки такую силу стихии не выдержат, но сваи и опоры сохранятся, что позволит восстановить поврежденные участки в короткий срок.

Видео сюжет

Этапы строительства

Строительство началось в 2016 году. За полгода до этого были проведены подготовительные работы. По официальным данным, в середине июня 2016 года был утвержден технический план строительства. В сентябре начались земляные работы по выравниванию грунта в районе города Керчь, разминирование снарядов со времен Великой Отечественной войны. В Тамани строительство подходов началось в октябре месяце. В феврале 2016 года была утверждена смета.

Хронология событий

  1. В начале марта 2016 года официально объявили о строительстве.
  2. На первом этапе возводилась автомобильная часть.
  3. В середине апреля начали возводить первые опоры в районе острова Тузлы.
  4. Май — начало строительства опор на морских участках. Завершено строительство стапелей.
  5. В июне 2016 года начали возводить пролеты со стороны Таманского полуострова.
  6. Осенью начат монтаж судоходных арок. К этому моменту закончилось строительство вспомогательных инфраструктур.
  7. В конце октября начат монтаж бетонных плит для автомобильных дорог.
  8. В феврале 2017 года начата укладка полотна автомобильной трассы.
  9. Июнь 2017 года — завершение сборки арок над железнодорожной частью. Июль – над автомобильной.
  10. В декабре завершено строительство пролетов.

Открытие автомобильной части моста запланировано на конец 2018 года. В 2019 году откроют вторую часть – железнодорожное сообщение.

Видео сюжет

Последние новости на 2018 год

В 2018 году закончатся работы по строительству автомобильного моста. В январе подходят к завершению работы по автомобильной части: установка ограждений, освещения, полное покрытие асфальтобетоном. Строительство идет с опережением графика.

Ускоренными темпами возводится железнодорожная часть Крымского моста. В 2018 году его строительство будет осуществляться на максимальных мощностях.

За год будет возведено:

  • Оставшихся 20% свай и опор.
  • Возведение 80% пролетов.
  • Укладка железной дороги.

С начала 201 8 года устанавливаются антисейсмические устройства. Они располагаются между опорами и пролетами, это шок-трансмиттеры. Они распределяют нагрузку на мост равномерно и сглаживают движение опор.

Видео сюжет

Где посмотреть онлайн камеры

Многие сайты предлагают наблюдать за строительством в реальном времени.

  1. На официальном сайте проекта http://www.most.life можно найти самую последнюю информацию, свежие новости, хронику строительства и мультимедиа данные.
  2. Посмотреть на мост через онлайн камеры можно по ссылке http://crimea-media.ru/Web_Kerch_Bridge.html

Строительство моста через Керченский пролив ведется с опережением сроков. Значительная часть сложных работ уже завершена к началу 2018 года. Через 2 года мост будет функционировать на полную мощность. Это позволит обеспечить транспортную доступность к полуострову Крым, что в какой-то степени улучшит экономику региона.

Получил первого подрядчика, прошло почти 3 года, для подобной деятельности почти рекордные сроки. В марте 2018 года президент России заявил, что открытие моста может произойти раньше назначенного срока, в связи с чем возникло много вопросов - так ли это и на что повлияет досрочная сдача объекта?

На самом деле…

Нужно учесть, что разговоры о возведении моста между Крымом и Таманским полуостровом шли еще во времена мирных отношений России и Украины, а первые мысли об этом возникли еще в 2008 году. Тогда уже жители обеих стран ждали, когда откроют мост в Крым. После Россия включила данный проект в список транспортных стратегий на период до 2030 года. Изначально переговоры велись на уровне премьер-министров, потом к обсуждению вернулись уже президенты стран, и в 2013 году были подписаны документы о начале совместных действий по организации данного проекта.

Несмотря на то, что политика и военные действия на территории Украины помешали совместному сотрудничеству стран, Россия после объединения с Крымом приняла решение не откладывать строительство моста в долгий ящик, поэтому уже в 2014 году президент Владимир Путин дал соответствующие распоряжения. Таким образом, когда построят мост в Крым, решится сразу несколько остро стоящих вопросов, например, безопасности крымчан, простоты миграции граждан без трудностей пересечения украинской границы и пр.

Особенность моста

Не стоит забывать, что у проекта не просто сжатые сроки, но и весьма сложная система создания. Были учтены особенности развития флоры и фауны той местности, использованы передовые технологии, проведены консультации с сотней специалистов и наняты около 13 тысяч работников. Такая колоссальная по масштабам стройка моста была реализована в нашей стране впервые, поэтому вся Россия с нетерпением ждет, когда построят мост в Крым.

Разумеется, приоритетной задачей вместе со скоростью стало и качество. Поскольку на конструкцию сразу ляжет транспортная нагрузка не только в виде автомагистрали, но и железнодорожных путей. Длина моста в Крым составляет 18,1 километров для железнодорожного полотна с двумя полосами и 16,9 километров для автомобильного с четырьмя полосами движения.

Конструкция создавалась с учетом всех негативных ситуаций природного и техногенного характера, поэтому имеет повышенную степень устойчивости, защиты от шторма, сильного ледохода, а также может выдержать сейсмические колебания до девяти баллов. Была создана крупнейшая в стране система ливневой очистки воды. То есть, когда построят мост в Крым, никаких отходов от него в воду не выделялось и выделяться не будет. Сама конструкция была подвержена современной обработке от коррозии.

Хорошо забытое старое

Сложно представить, что Керченский мост планировали построить еще 10 лет назад, объединив усилия дружеских стран Украины и России. Однако план по соединению транспортным сообщением полуострова Крым с южной частью России был предложен еще британцами. Предприимчивому правительству Англии показался удачным вариант строительства железной дороги до Индии как раз через Керченский пролив. Затем этим проектом заинтересовался Николай Второй, и даже всерьез рассматривал его, но война помешала дальнейшим планам.

Собственно, все это говорит о том, что Крымский мост - это великолепная идея. Интересно, что длина моста в Крым больше, чем сам пролив. Благодаря этому будут соединены сразу несколько торговых портов. Пожалуй, здесь применимо понятие «нет худа без добра», поскольку неизвестно, как сложилась бы судьба проекта, если бы президент не решил сделать возведение моста главным направлением транспортного развития на ближайшие несколько лет.

Когда построят мост через пролив?

На начало 2018 года можно уверенно заявить, что мост готов. Остались завершающие этапы по оформлению трассы и железной дороги. Правильная расстановка сил, функционала и задач позволила подрядчикам не просто укладываться в заявленные сроки, но и опережать графики. Об этом впервые сообщили еще в конце 2017 года. Одним словом, сам мост уже готов к грядущим нагрузкам и ожидает последних приготовлений перед проверкой и эксплуатацией. Большинство систем было проверено посредством природных воздействий и тестирований. Ход строительства моста в Крым начал ускоряться перед финишной прямой.

Новости о досрочной сдаче

В начале марта 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что уже через несколько месяцев будет открыта часть автомобильного моста в Крым. О каких конкретно сроках говорил глава государства, не уточняется. Дело в том, что открытие дороги для автотранспорта и так планируется в декабре 2018 года, но есть вероятность, что это произойдет даже летом. Однако, как сообщил СМИ глава Минтранса Максим Соколов, еще рано делать прогнозы в пользу фиксированных дат. Должны пройти неблагоприятные периоды, связанные с капризами природы. Как правило, длятся они до конца марта, после чего и будет сделан анализ того, когда точно откроют мост в Крым.

Мнение россиян

Все в тех же СМИ и социальных сетях к таким новостям жители страны относятся неоднозначно. Действительно, россияне испытывают радость и гордость, поскольку наблюдают стройку исторического масштаба. Для многих Керченский мост станет долгожданным событием в развитии страны за многие годы. Однако жители России испытывают волнение по поводу качества строительства и не думают, что стоит торопиться и досрочно сдавать объект в эксплуатацию. Мы подождем, не спешите - таково общее настроение граждан нашей страны. Действительно, все оценили невероятную работу, которую провел как сам глава государства, так и бригады строителей, и когда откроют мост в Крым - зимой или летом, не так существенно для большинства.

Важнейшее событие

Тем не менее, существуют на данный момент фактические и конкретные даты, на которые вся страна ориентируется. Заявлены они были с самого начала и практически не менялись, что, конечно, говорит о хорошем расчете. Таким образом, Крымский мост через Керченский пролив будет сдан к концу 2019 года. Официальная дата открытия автомобильного сообщения — это декабрь 2018-го (по некоторым данным ее передвинули на май), а железнодорожные пути откроются спустя год - в декабре 2019 года.

Ожидается, что местные жители устроят праздник во всю длину моста в Крым (насколько будет возможно), а также в открытии примет участие президент Российской Федерации. Действительно, это будет одно из самых важных событий в новейшей истории России, приятно, что у нас есть возможность наблюдать такое развитие государства. Нет смысла считать, сколько было потрачено средств, но представьте, сколько было потрачено ночей, сил, человеческого труда. Сознание, что этот мост ждет вся страна, побуждает 13 тысяч рабочих продолжать упорно трудиться и дальше. Возможно, когда мост в Крым построят окончательно, политическая ситуация изменится.

Строительство моста из Краснодара в Крым через Керченский пролив выходит, как заявляют российские официальные лица, на финишную прямую. Даже я, хоть особо и не интересовался в последнее время, слышал, что завершено едва ли не 70% работ. В связи с этим с 3 августа на все прилегающие территории и обзорные площадки строительства моста вход запрещен - их берут под охрану бойцы Росгвардии.

Оно и понятно - ведь после аннексии Крыма и неудачной попытки пробить через Мариуполь сухопутный коридор в Россию, это объект особого внимания, в том числе и лично президента Путина. Правда, мало кто помнит, что пока это объект - тупиковый. Даже если мост достроят в срок, ехать автомобилисту, после того как он пересечет Керченский пролив, будет некуда - федеральная трасса на Симферополь не готова сейчас и вряд ли появится в 2018 году.

Не буду обращаться в далекое прошлое, как это сейчас модно в России, и рассуждать про бесполезный Царь-колокол или бессмысленную Царь-пушку. В современности достаточно примеров того, как россияне, успешно преодолевая трудности, реализовывали гигантские проекты. При этом практической пользы, сопоставимой с затратами, они не получали.

Пожалуй, самый яркий пример за правление Владимира Путина - это зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году. Даже по версии Счетной палаты, затраты на Игры составили около 325 млрд рублей. По независимым оценкам - как минимум в два раза больше... И тут деньги явно были выброшены на ветер. Задумавшаяся как мощный пиар-ход, Олимпиада была практически забыта - как внутри страны, так и за ее пределами - после аннексии Крыма в марте того же года.

Другой пример - мост на остров Русский во Владивостоке. Его успешно, с трудом уложившись в сроки, построили к саммиту АТЭС. Это уникальная конструкция. И вот теперь по ней сотни студентов ездят учиться, потому что кроме них мост никому не нужен, маршрут ведь тупиковый, дальше острова Русский по нему не уехать никак, разве что вплавь...

Проблема для России традиционная - дураки и дороги. Первые планируют прокладку вторых и, в итоге, дорог просто пока нет. Создается клубок почти неразрешимых противоречий. Автомобилисты получат уникальную возможность прокатиться с ветерком по мосту над морем и уже с крымской стороны встать в многочасовую пробку. До сих пор построено всего пара километров дороги с одной стороны моста и несколько сот метров - с другой.

Что касается железнодорожного пролета моста, то польза от него также будет весьма скромная до тех пор, пока госкомпания РЖД не электрифицирует крымские железные дороги. А за это планируют взяться не раньше 2021 года...

Гигантский показательный проект упрется в бездорожье и еще немало лет будет представлять собой, как сочинская Олимпиада, хорошую задумку, упершуюся в российский имперский тупик.

Нагатинскую пойму и район Нагатинский затон свяжут с Печатниками самым длинным мостом через Москву-реку. Строительство начнется до конца этого года.

Нагатинский затон. Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев/

Автомобильный мост через Кожуховский затон будет длиной более полукилометра – 530 метров, ширина проезжей части достигнет шести полос, по три полосы в обе стороны. На нем будет организована также полоса для общественного транспорта. Форсировать реку по мосту смогут и пешеходы, для них организуют трехметровый тротуар.

Мост на "Остров мечты"

Макет парка развлечений "Остров мечты". Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко

Со стороны Нагатинской поймы дорога пойдет в сторону Южного речного вокзала, соединится с Проектируемым проездом № 4062 и выйдет к проспекту Андропова.

Для удобного выезда на проспект планируется построить разноуровневую развязку по типу клеверного листа. На другом берегу Кожуховского затона дорога пересечется со вторым Южнопортовым проездом, на этом месте установят светофоры.

Проспекту Андропова станет легче

Макет парка развлечений "Остров мечты". Фото: портал Москва 24/Никита Симонов

Магистраль будет востребована прежде всего у посетителей парка развлечений "Остров мечты", который сейчас строится в Нагатинской пойме. Строители парка ожидают многомиллионный наплыв посетителей, поэтому новый мост снимет напряжение с основной магистрали – проспекта Андропова, единственной артерии, связывающей центр города с Нагатинской поймой.

Запустить движение по самому длинному мосту планируется в конце 2018 года одновременно с открытием парка "Остров мечты".

Из "московского Диснейленда" в Печатники

Новый мост также свяжет район Нагатинский затон с Южнопортовым районом и районом Печатники.

Проехать до Печатников из района Южнопортовый от второго Южнопортового проезда теперь можно через новый путепровод над железнодорожной подъездной веткой. Автодорогу над путями открыли . Она соединила второй Южнопортовый проезд с Южнопортовой улицей.

Строители возвели двухполосную эстакаду длиной 156 метров за полтора года. Вместе с реконструированными примыкающими к путепроводу проездом и улицей участок обновленной дороги составил почти километр. Для пешеходов сделали тротуары шириной 3,2 метра. Для удобства маломобильных граждан тротуары у наземных переходов понизили до четырех сантиметров, установили пандусы и тактильную плитку.

Мост южной рокады

В следующем году начнется строительство другого моста через Москву-реку – от Шоссейной до Каспийской улицы. Новая магистраль станет частью южной рокады. Она войдет в состав участка от Пролетарской улицы до Пролетарского проспекта. По словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, проектирование этого участка начнется до конца 2017 года. "Сейчас ведется разработка градостроительной документации", – уточнил Андрей Бочкарев.

Длина автомобильного моста составит 250 метров, а движение будет четырехполосным: по две полосы в центр и из центра. От Шоссейной улицы новая четырехполосная трасса пойдет к Проектируемому проезду № 4386 вдоль полосы отвода Курского направления Московской железной дороги, пересечет Проектируемый проезд № 7294, а затем Москву-реку.

На этом берегу проведут реконструкцию улиц. До четырех полос планируется расширить Проектируемые проезды № 4386, 1481, 4294, идущие от Шоссейной улицы к реке. Расширят также Донецкую улицу, проходящую параллельно Шоссейной.

На другом берегу магистраль построят вдоль железной дороги, доведут до Каширского шоссе и соединят ее с Каспийской улицей под шоссе. Длина нового участка составит почти три километра. Всего планируется построить более восьми километров дорог, в том числе эстакады на подходе к мосту длиной 1,97 километра, шесть эстакад съезда с Каширского шоссе на Каспийскую улицу и съезды с Донецкой улицы.

Для пешеходов около платформы Москворечье Курского направления железной дороги через новую дорогу построят наземный переход, а вдоль магистрали – широкие тротуары. Под Каширским шоссе установят светофор.

Новый мост в Царицыно

Магистраль соединит район Печатники на юго-востоке города и Царицыно на юге. Сейчас два района разделяет Москва-река. Попасть из одного района в другой можно только с помощью соседних переправ – Братеевского или Нагатинского моста, в час пик подъезды к переправам перегружены. Строительство моста, продолжение новой дороги и реконструкция существующих улиц значительно сократит путь автомобилистов.

Сейчас Москву-реку пересекают 32 автомобильных моста, семь железнодорожных и шесть пешеходных. Среднее расстояние между транспортно-пешеходными мостами составляет 3,4 километра.

Для более плотных транспортных связей в Москве автомобильных мостов недостаточно, поэтому столичные градостроители в ближайшие годы планируют построить 21 мост и еще четыре реконструировать.

— идет полным ходом. Работают сразу на восьми участках. Основные очертания будущего моста через Керченский пролив уже видно из космоса. Пока стройка ведется с полным соблюдением графика. К концу 2018 года должна быть запущена автомобильная часть моста, а еще через год откроется железная дорога. Общая длина Керченского транспортного перехода составит 19 километров.

Еще один не менее важный для Крыма инфраструктурный проект — строительство новой , которая станет продолжением Керченского моста и будет уходить в глубь полуострова. Протяженность будущей "Тавриды" составит порядка 300 километров. Трасса будет первой категории, четырехполосная — по две в обе стороны — и пройдет по маршруту Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь.

Сейчас "Таврида" — это старая, местами практически разбитая дорога. И если новая трасса не заработает синхронно с Керченским мостом, то эффект бутылочного горлышка обеспечен. Все усилия по строительству моста пойдут насмарку, переправа попросту встанет.

Правительство подтвердило: деньги будут. График тоже озвучен: до марта 2017 года — проектно-изыскательные, далее, по словам главы республики Крым Сергея Аксенова, в 2018-м запустят две полосы "Тавриды" — по одной в обе стороны — а к 2020-му достроят еще.

Строительство Керченского моста и трассы "Таврида" — на особом контроле у президента Путина. Сергей Аксенов заверяет: "Все задачи, которые поставил президент Российской Федерации, будут выполнены в срок".

Дома, находящиеся в зоне и трассы "Таврида", крымские власти . Уже в декабре крымчане начнут переезжать в новые квартиры. Некоторые новоселы свое будущее жилье уже видели и остались довольны.

В сарае, построенном своими руками, — кури, утки и 12 коров. Небольшое хозяйство для большой семьи. В одном из домов на окраине Керчи семья Лохматовых живет больше двадцати лет. Там, где в советские годы были казармы для гарнизона Керченской крепости, — настоящие бараки без газа, воды и туалета. Из всех удобств — только электричество. Людмила с мужем все здесь сделали сами — по сути, заново построили целый дом. Провели воду и канализацию. Пристроили комнаты для четверых детей. И так здесь живут многие.

Начало возведения Крымского моста, за которым здесь можно наблюдать фактически из каждого окна, в корне поменяло жизнь почти 80 семей. Жители Цементной слободки — так называется этот район Керчи — скоро переедут в новый дом. Старый входит в санитарно-защитную зону моста и попадает под снос. Это последняя осень, когда прогревать квартиру приходится дровами или углем. Отопление в этих домах до сих пор печное.

Стены в трещинах, крыша почти обвалилась. Переселить людей из этих домов собирались давно, но в городском бюджете денег на это просто не было. Теперь жителей цементной слободки ждут большие перемены.

Любовь Яковлевна с внуком Тимуром к переезду готовы. Они уже почти все собрали — посуда в коробках, летние вещи в мешках, ковры свернули в рулоны. Жить в доме, где никогда не было капитального ремонта, просто невыносимо. Новоселье будут отмечать уже в декабре.

Для жителей Цементной слободки практически в центре Керчи возводят целый микрорайон. За всеми этапами строительства жилого комплекса следит Общественный совет Крымского моста. Этот вопрос на личном контроле и у главы республики Сергея Аксенова.

"С людьми контакт будет, — заверил Аксенов. — Будут учитывать пожелания по отделке, никто никого не бросит. Постарались максимально вникнуть в детали, которые волновали каждого. Репутационный вопрос. По срокам никто не подведет, по качеству будем принимать".

"Разница между тем, что у них было, и тем, что у них будет, большая. Это современное жилье. Все газифицировано, район с соответствующей инфраструктурой", — отметил Николай Долгачев, председатель Общественного совета Крымского моста.

Новый жилой комплекс — это два трехэтажных дома с автономным отоплением. Уже готовы фундаменты, возводятся стены, подключены все инженерные коммуникации. По плану здесь будут и детский игровой городок, и спортивная площадка. В двух шагах от дома — школа и детский сад — то, чего так не хватало жителям Цементной слободки.

Ускоренными темпами возводят и Крымский мост, местами, даже опережая сроки. Со смотровой площадки стройка — как на ладони. Несмотря на порывистый ветер и шторм, работы не прекращаются ни на минуту.

Самая крупная и сложная часть Крымского моста — судоходная арка. Сейчас она выглядит, как огромный конструктор из металла. Арочные пролеты так и собирают — поэтапно. Сначала — нижние части. Именно по ним будут ездить автомобили и поезда. Длина арки составит 227 метров — больше двух футбольных полей. Столь протяженный пролет над морской акваторией создается впервые в истории отечественного мостостроения.

Детали с ювелирной точностью собирают в блоки. Каждый болт, а их для судоходных пролетов нужно более миллиона, строители затягивают вручную. Уже под готовой аркой смогут беспрепятственно проходить любые суда из Черного моря в Азовское и обратно.

А на острове Тузла строители забетонировали первую плиту проезжей части. Это основа будущего дорожного полотна. Асфальтировать пролеты начнут одновременно, когда забетонируют все плиты. Движение по мосту откроют уже через два года.