, Прозаик , Общественный деятель

Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф».

Василь Владимирович Быков - фото

Василь Владимирович Быков - цитаты

Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили…

Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924-2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде - как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации - в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести - Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970-1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль - что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу - сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи - в частности, мысль о вине и наказании - остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.


Если создать своеобразный ТОП лучших писателей Беларуси XX века, то в первую пятерку неизменно попадет один из главных белорусских писателей советского периода – Василь Быков. 19 июня ему могло бы исполниться 89 лет.

Биография

Родился будущий писатель в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. Мальчик очень любил рисовать и даже поступил в училище на скульптора, но доучиться так и не смог.

Ключевую роль в жизни Василия Владимировича сыграла Вторая мировая война. Именно она разделила судьбу молодого человека на две части, и именно ей пропитано все творчество Быкова.

Войну будущий писатель встретил в Украине. Во время массового отступления он значительно отстал от своей колонны, из-за чего был задержан НКВД и чуть не расстрелян как немецкий шпион. К счастью, недоразумения удалось избежать.

В 18 лет окончил Саратовское военное училище и был призван в армию. В 1943 году получил звание младшего лейтенанта. Во время Кировоградской операции был ранен в ногу и живот, из-за чего его ошибочно записали погибшим (этому событию посвящено произведение “Мертвым не больно”). После выписки из госпиталя участвовал в боях по освобождению Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта, а также должность командира армейской артиллерии.

После демобилизации поселился в Гродно, писать начал с 1947 года. С 1947 по 1949 год работал в газете «Гродненская правда» . С 1949 года снова пошел служить в Советскую армию, откуда окончательно демобилизовался в 1955 году в звании майора. После этого вновь вернулся в Гродно и вплоть до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1959 году Василь Быков стал членом Союза писателей СССР.

В 1978 году писатель переехал Минск где в 1978-1989 годах был депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году выступил как один из основателей Белорусского народного фронта.

В 1990-1993 году президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына». Один из авторов знаменитого «письма сорока двух» .

Начиная с 1997 года Василь Быков жил исключительно за границей – Финляндия, Германия, Чехия. Неоднократно выступал с заявлениями, что Беларуси нельзя сближаться с Россией.

На родину знаменитый писатель вернулся лишь за месяц до смерти. И по странной иронии судьбы Быков умер в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 2003 года, через три дня после своего 79-летия. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Творчество

“В тумане”
Постер фильма по роману Василя Быкова

В произведениях Быкова нет геройского «ура-патриотизма», нет пафосных героев и злых сотрудников НКВД. Есть обычный человек и его огромный внутренний мир, переживания и психология, а также мучительный выбор, который необходимо сделать. Быков отлично умел показать, как в той или иной ситуации поступили бы разные люди. Многие произведения были основаны на личном опыте и являются биографическими.

Быков написал один роман («Карьер») и десятки повестей и рассказов. Самые знаменитые из них – «Знак беды», «Третья ракета», «Мертвым не больно», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Облава», а также автобиографическое произведение «Долгая дорога домой». Большинство произведений писатель написал на белорусском языке, уже позже переводя их на русский.

На книги Быкова уже снято десятки фильмов и они продолжают сниматься до сих пор. Первый («Третья ракета») был снят в 1963 году, а последний («В тумане») в 2012. Кстати, кинофильм «В тумане» с бюджетом в 2 миллиона евро и совместно снятый Германией, Россией, Беларусью, Голландией и другими странами, получил немало восторженных отзывов, а также приз ФРИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. По некоторым из произведений писателя поставлены оперы и балеты.

Итог

Василь Быков наиболее заметный писатель военной прозы не только Беларуси, но и Европы. Его произведения переведены на многие языки мира. Кроме писательской деятельности Быков был видным политическим деятелем, создателем Белорусского народного фронта, публицистом. Но самое главное – он по-настоящему любил нашу страну, свой родной язык.

После смерти

Митинг активистов “Говори правду” за улицу Быкова в Минске

Василя Быкова никто не забыл. Его произведения до сих пор проходят в школе, о нем изредка говорят по телевизору. Но и отношение к этому писателю в нашей стране специфическое. Да, есть премия Василя Быкова, но она вовсе не литературная и называется «За свободу мысли», и вручается не столько писателям, сколько творческим людям, которые проявили себя с оппозиционной стороны.

В итоге получается, что даже будучи мертвым Быков в нашей стране остается фигурой не творческой, а в первую очередь политической. Конечно, главным образом это ошибки правящей власти. Но оппозиция тоже немало сил приложила для этого.

Улица Быкова

В Беларуси есть улицы Ленина, Фрунзе, Володарского, Кропоткина, Машерова и много других достойных и недостойных людей. Но на карте Минска, как в старых, так и в новых районах не нашлось места для улицы имени белорусского писателя. Нет такой улице вообще ни в одном городе Беларуси. Исключение составляет лишь поселок Ждановичи, где данная улица появилась в 2007 году (читайте ). Есть еще одна улица Быкова, но не в Беларуси, а в Белостоке (Польша), городе гораздо более крупном, чем Ждановичи. Есть еще мемориальная доска в Витебске.

Но разве этого достаточно для одного из самых известных белорусских писателей XX века? Для сравнения посмотрите сколько улиц и прочих названий есть у двух других белорусских классиков – Янки Купалы и Якуба Коласа.

Единственная в Беларуси улица Василя Быкова
Поселок Ждановичи

Слухи о появлении улицы Быкова в Гродно, Бресте и других крупных городах время от времени появлялись в прессе. Но до дела так и не дошло. А уж о появлении улицы Быкова в Минске даже речи никогда не шло. На любые предложения в Мингорисполком ответ один и тот же – старые улицы переименовываться будут лишь в том случае, если им будут возвращаться исторические название. Нелепо выглядит это отговорка, особенно после появления на карте столицы проспектов Победителей и Независимости, а также бульвара Владимира Мулявина. И почему в таком случае нельзя назвать именем Быкова одну из новых улиц города?

В общем, десятки вопросов без ответа…

Советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Василь (Василий ) Владимирович Быков с ранних лет увлекался рисованием. Окончив восьмилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, но спустя год оставил учебу там и в школе ФЗО из-за отмены стипендий. В июне 1941 года юноша экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Василь Быков / Vasil Bykov в Великую Отечественную войну

В армию Быков был призван летом 1942 года и был направлен на учебу в Саратовское пехотное училище, по окончании которого осенью 1943 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Василь Быков был участником боев за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. В ходе Кировоградской операции он получил ранения в ногу и живот, и по ошибке был записан как погибший.

После трех месяцев, проведенных в госпитале, Быков снова отправился на фронт. Он участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в составе своей части освобождал от немецких захватчиков Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию. За это время он дослужился до звания старшего лейтенанта, командовал взводом полковой, а затем армейской артиллерии.

Василь Быков / Vasil Bykov. Послевоенные годы

После окончания Великой Отечественной войны Быков демобилизовался и в 1947 года поселился в Гродно. В том же году она начал печатать свои произведения, работал в мастерских и два года - в редакции областной газеты «Гродненская правда».

В 1949 году Василь Быков снова поступил на службу в Советскую армию, а в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора и до 1972 года был сотрудником «Гродненской правды».

В 1959 году Быков был принят в Союз писателей СССР, а в 1972-1978 годы работал секретарем Гродненского отделения СП БССР.

В 1978 году писатель переехал в столицу Белоруссии Минск, и с тех пор ежегодно до 1989 года избирался депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году вместе с коллегами Быков учредил Белорусский народный фронт, а через год стал депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошел в Межрегиональную депутатскую группу. Василь Быков вел активную общественную деятельность, входил в состав ряда, был президентом белорусского ПЕН-центра, Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына».

В 1997 году Быков по политическим причинам эмигрировал из Белоруссии, жил в Финляндии, ФРГ, Чехии и вернулся на родину за месяц до смерти. Умер Василь Быков 22 июня 2003 года в онкологическом госпитале в Боровлянах, под Минском. Писатель был отпет в минском Доме литератора по обряду грекокатолической церкви и похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Литературное творчество Василя Быкова / Vasil Bykov

Большая часть произведений, написанных Быковым , посвящены Великой отечественной войне. Широкому читателю имя Василя Быкова стало известно в 1961 году после публикации повести «Третья ракета». В 60-е годы вышли из печати принесшие писателю всемирную славу повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

По повести «Альпийская баллада» в 1967 году было поставлен одноименный балет (композитор – Евгений Глебов ), а в 1980 году по «Волчьей стае» была создана а опера «Тропою жизни» на музыку Генриха Вагнера .

Василь Быков / Vasil Bykov и кинематограф

По целому ряду повестей, романов и рассказов Василя Быкова поставлены фильмы, наиболее известные из которых – «Третья ракета », «Альпийская баллада », «Долгие вёрсты войны » (по произведениям «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца»), «Восхождение » (по повести «Сотников»), «Знак беды », «Пойти и не вернуться », «Блиндаж », «В тумане ». В создании большинства картин, поставленных при жизни Быкова , писатель участвовал в качестве сценариста.

За свои боевые и творческие заслуги Василь Быков награжден многими наградами, среди которых – Герой Социалистического Труда, Орден, Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Дружбы народов, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Красной. Писатель стал лауреатом Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии БССР имени Якуба Коласа, Литературная премия БССР имени Якуба Коласа, был отмечен почетным званием «Народный писатель Беларуси».

Фильмография Василя Быкова / Vasil Bykov

Блиндаж (мини-сериал, 2012)
В тумане (2012)
Очная ставка (2008); короткометражка
Обреченные на войну (2008)
Отражение (2003); короткометражка
На чёрных лядах (1995)
Пойти и не вернуться (ТВ, 1992)
В тумане (ТВ, 1992)
Карьер (1990)
Одна ночь (ТВ, 1989)
Его батальон (ТВ, 1989)
Круглянский мост (1989)
Знак беды (1987)
Фруза (ТВ, 1981)
Обелиск (1976)
Восхождение (1976)
Дожить до рассвета (1975)
Долгие версты войны (мини-сериал, 1975)
Волчья стая (1975)
Западня (1966); короткометражка
Альпийская баллада (1965)
Третья ракета (1963)


Василь Быков получил звание народного писателя Беларуси в 1980 году . Правда его произведений никогда не нравилась власти, но ее ценили обычные люди. В ней практически не было черных и белых красок. Василь Быков писал не про стереотипы, а про живых людей, которые могут быть разными в разное время.

Биография Василя Быкова

Будущий писатель родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. С детства увлекался рисованием, поэтому после окончания восьмилетки в деревне Кубличи, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Однако проучился там недолго, из-за того, что отменили стипендии. А у родителей не было денег на обучение сына. В июне 1941 года сдал экстерном экзамены за 10 класс.

Войну встретил на территории Украины, где занимался строительством оборонных сооружений. В Белгороде отстал от своей колоны и едва не был расстрелян своими же, как немецкий шпион. В 1941-1942 годах жил в городе Актарск (Саратовская область) и учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года призван в Красную Армию. Окончил Саратовское пехотное училище и получил звание младшего лейтенанта.

Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции тяжело ранен в ногу и живот. По ошибке записан погибшим. Его родители получили похоронку, а имя Быкова было написано на обелиске в Кировограде. По воспоминаниям об этих событиях написана повесть «Мёртвым не баліць». Три месяца провел в госпитале. После этого снова вернулся в регулярные войска. Участвовал в освобождении Молдовы, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта.

После демобилизации жил в Гродно. Работал в мастерских, а также до 1949 года в редакции областной газеты «Гродненская правда» .

В 1949-1955 годах снова служил в армии, после чего окончательно демобилизовался в звании майора. И с 1955 до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1972-1978 годах исполнял обязанности секретаря Гродненского отделения Союза писателей БССР. В 1978 году переезжает в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году выступил как один из учредителей Белорусского народного фронта (БНФ). В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра.

В 1990-1993 годах - президент Объединения беларусов мира «Бацькаўшчына».

С конца 1997 года жил за границей в эмиграции – вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем в Германии, а затем в Чехии. Вернулся на Родину только за месяц до смерти.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах. Похоронен на Восточном кладбище в Минске. На его могиле установлен валун, который привезен из Финляндии.

Творчество Василя Быкова

Быков начал писать в 1947 году. Первое произведение «Дапякло» появляется в журнале «Вожык». Через 2 года, в 1949 году, в газете «Гродненская правда» появляется второе произведение писателя – “У першым баі” .

Однако сам Быков считает стартом своей творческой карьеры 1951 год, когда на Курильских островах, где он тогда служил, были написаны произведения «Смерць чалавека» и «Абознік» . Он сомневался в твоем творческом таланте и направил их Михасю Лынькову .

50-е годы для писателя – время поиска себя. Он начинает много писать – сатиру, приключеческие повести, новеллы, зарисовки. Можно сказать, что вплоть до 60-х Быков ищет себя, как писатель, пределяется с жанром и темой.

В 1959 году выходит повесть «Жураўліны крык» . Можно сказать, именно это произведение для Быкова стало определенным рубежом. В нем проявились те черты писателя, которые будут встречаться во всех его последующих произведениях – глубокий психологизм и отражении войны в судьбах конкретных героев.

Первый сборник произведений писателя «Ход канём» вышел в 1960 году. Он посвящен послевоенной жизни, взаимоотношениям людей. Быков показывает, как война изменила людей и как люди с опаской смотрят в будущее. А вот всесоюзную известность принесла Быкову повесть «Трэцяя ракета» , написанная в 1961 году. Всего два года спустя по ней был снят одноименный фильм.

Большой резонанс вызвало произведение Быкова «Мёртвым не баліць» , написанное в 1965 году. В повести писатель изобличает советское командовании и НКВД, которые готовы убивать своих же солдат, чтобы они не достались немцам. И писатель даже делает вывод, что, по сути, обычные немцы не плохие люди. Среди них есть как достойный личности, так и ужасные. Как и везде, в том числе и среди своих.

Повесть была напечатана в белорусском журнале «Маладосць» и российском «Новый мир». Во многом это было единоличное решение их главных редакторов – Пимена Панченки и Александра Твардовского. Быкова обвинили в искажении исторической правды, в том, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду и пятнает честь советской армии. Были напечатаны разгромные статьи в газете «Советская Белоруссия». Посыпались коллективные письма «недовольных» произведением. Однако, в то же время, часть писателей встала на сторону писателя. Тем не менее, повесть запретили издавать в книжном варианте. Хотя заграницей произведение выходило отдельной книгой.

В более поздних произведениях («Знак бяды» , «Аблава» ) Быков изобличает сталинские репрессии и насильственную коллективизацию.

Затрагивает Быков и многие другие актуальные темы. Например, о Чернобыльской трагедии написано произведение «Ваўчыная яма» (1999). Пишет он и так называемые «байки жизни» с философским смыслом «Сцяна» (1995), «Музыка» (1997), «Труба» (1998) и т.д.

Обложка “Мёртвым не баліць”

Во времена перестройки и первые годы самостоятельности Беларуси Быков проявляет себя как публицист. Вышло два сборника его статей и интервью – «На крыжах» (1992) и «Крыжовы шлях» (1998).

Лебединой же песней народного писателя стало автобиографическое произведение «Доўгая дарога дадому» (2002).

Но даже после смерти книги Быкова, в том числе и неизвестные для нас, продолжают появляться. Например, в 2007 году вышла книга «Бліндаж» , в которую вошли ранее нигде не публиковавшиеся повести «Бліндаж» (написана в 1987) и «Апошні баец» (написана в 1958). В 2008 вышла книга «Дажыць да зялёнай травы» в которой собрана дружеская переписка Быкова с народным поэтом Беларуси Рыгором Бородулиным . Они переписывались с 1960 года.

И нельзя не сказать, что буквально на днях вышло две повести Быкова в оригинальном варианте, без цензуры – «Мёртвым не баліць» и «Ліквідацыя» (авторское название повести «Сотнікаў»).

По произведениям Быкова снято более 20 фильмов. Самые известные из них – «Третья ракета» (1963), «Альпийская баллада» (1966), «Дожить до рассвета» (1975), «Восхождение» (1976), «Знак беды» (1985), «Пойти и не вернуться» (1992), «В тумане» (2012).

Также по его книгам созданы балет («Альпийская баллада») и опера («Тропою жизни»).

У Быкова можно читать все – вы не останетесь разочарованными. Если же говорить о рекомендациях, то прочтите книги «Трэцяя ракета», «Сотнікаў», «Мёртвым не баліць», «Жураўліны крык», «Знак бяды», «Сцяна». И ни в коем случае не пропускайте «Доўгую дарогу дадому».

Награды и память

Улица имени Быкова есть в Белостоке (Польша) и поселке Ждановичи под Минском. В Витебске по улице Суворова 15 на здании детской художественной школы №1 установлена мемориальная табличка в честь писателя.

Ходили слухи, что улица Быкова может появиться в Гродно. Вопрос о появлении улицы писателя в Минске по-прежнему остается открытым. Говорят, что старые улицы переименовывать никто не будет, так что имя Быкова могут дать только новой улице.