Педагогическая этика изучает особенности, содержание, принципы и функции педагогической морали, характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогической среде, разрабатывает основы педагогического этикета. Педагогический этикет - свод выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

Моральный аспект педагогической профессии предполагает личную ответственность каждого педагогического работника за свои действия и их последствия. Педагог обязан действовать так, чтобы его ученикам было хорошо, и не допускать никаких действий, которые причиняют им вред или зло. Он свободен в выполнении или нарушении этого морального долга. Как и для чего он использует свои профессиональные знания, умения и навыки, зависит от его профессиональной этики.

В большинстве стран мира учителям до сих пор не удалось создать для самих себя с помощью своих профессиональных организаций кодекс профессиональной морали. И в нашей стране вместо четко сформулированных норм педагогической морали действуют многочисленные ведомственные инструкции и правовые предписания.

Моральные нормы, фиксируя правила или модели профессионального поведения, представляют собой некий желательный стандарт , в поддержании которого заинтересована соответствующая социально-профессиональная группа. Нормы профессионально-педагогической морали, минимум которых приводится ниже, входят в структуру нравственного сознания каждого эффективно работающего учителя. Для тех, кто серьезно относится к своей профессии, стремится достичь высот педагогического мастерства, эти нормы перестают быть требованиями извне, а превращаются в собственные убеждения.

Знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей . Очевидно, каждый учитель согласится с тем, что необходимо знать и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, о которых говорилось выше. Но не каждый придерживается этой нормы. Между тем их незнание, забвение или недобросовестное исполнение приводит к большим человеческим потерям, моральным и интеллектуальным. Особое значение приобретает знание этой нормы для будущих учителей. Сознательный выбор педагогической профессии предполагает знание связанных с ней обязанностей и норм, чтобы проверить, насколько кандидат в педагоги соответствует предъявляемым педагогической профессией требованиям. К сожалению, такая самопроверка происходит во многих случаях поверхностно и слишком поздно.

Профессиональная увлеченность . Эта норма предполагает полную самоотдачу учителя при выполнении профессиональных обязанностей. Чтобы хорошо делать свое дело, надо его любить, отдавая ему все силы и способности. Это, по свидетельству психологов, дает возможность самовыражения, приносит чувство удовлетворенности и счастья.

Профессиональное мастерство и самосовершенствование . Профессиональное дилетанство всегда безнравственно. Оно наносит не меньше вреда обществу, нежели открытое безделье. Оно снижает уровень образованности детей, препятствует ускоренному внедрению высокоэффективных методов и технологий, передового педагогического опыта в практику массовой школы. Профессиональное мастерство учителя, напротив, повышает эффективность всей педагогической системы, порождает чувство гордости за человеческое умение, уверенность в своих силах.

Недостаток профессионального мастерства особенно остро ощущают начинающие учителя в трудные для них годы профессиональной адаптации. Чтобы выйти из этого состояния профессиональной незрелости, необходимо заниматься самосовершенствованием своей личности: пополнять и расширять специальные и психолого-педагогические знания, совершенствовать методические умения, развивать профессионально значимые качества. И делать это нужно на протяжении всей профессиональной жизни педагога, следуя мудрости древних: меньше учить, больше учиться.

В качестве минимальной нормы здесь следует назвать свободное владение теми знаниями и умениями, которые учитель должен передать ученикам. Для нравственной ориентации, вынесения правильных моральных оценок учителю необходимо свободно распоряжаться разнообразными знаниями, легко их увязывать и соотносить друг с другом. Это особенно важно в условиях возросшей информированности учащихся.

Конечно, можно быть хорошим учителем, обладая различными чертами характера. Однако, следующие качества , как свидетельствует практика, имеют существенное значение для успешной профессиональной деятельности и прогрессивного развития личности учителя. Это любовь (доброжелательность ) к детям, самодисциплина , терпеливость , оптимизм , отзывчивость , бодрость и живость . Эти ценные черты характера не появляются сами собой, а вырабатываются и совершенствуются в течение всей профессиональной деятельности педагога. Причем наряду с их развитием следует преодолевать негативные черты, такие, как раздражительность, мелочность, придирчивость, мстительность, властность, обидчивость, болтливость. Достижение высокого уровня профессионального мастерства невозможно без непрерывной работы над своим педагогическим характером.

Забота учителей о благе своих учеников . Школы и учителя существуют для учеников. Об этом часто забывают потому, что ученики приходят и уходят, а учителя остаются. Прежде всего упускается из виду, что школа существует не для учеников вообще, а для каждого ученика в отдельности. Для учителя отдельный ученик легко растворяется в массе соучеников. От отношения ученика к учителю мало что зависит, а от отношения учителя к ученику - многое. Для учителя это отношение является чем-то второстепенным среди многих других, для ученика, напротив, оно может оказать большое - положительное или негативное - влияние на его судьбу. Поэтому настоятельное требование профессиональной морали педагогов - заботиться о благе каждого отдельного ученика. В чем состоит это благо в каждом конкретном случае учитель должен научиться решать сам, исходя из анализа личности конкретного ученика, его положения в классе, семье и взаимоотношений с окружающими детьми и взрослыми. Мораль требует от педагога постоянного творческого напряжения. Важнейшим критерием моральности педагогических поступков является мера заботы об ученике.

Следование норме "Не навреди!" предполагает самокритичный анализ учителем своего профессионального поведения.

Социальная функция педагогического образования и самообразования состоит в том, чтобы сформировать профессионально значимые качества личности педагога, максимально совпадающие с нормативными требованиями его профессиональной роли.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества

Котельниковского муниципального района Волгоградской области

Утверждено

Директор МКОУ ДОД ЦДТ

В.В. Гаврилов

Принято на Педагогическом совете

МКОУ ДОД ЦДТ

Протокол от «_10 _»_01 _2014г. 3

Моральный кодекс педагогов

МКОУ ДОД ЦДТ

г. Котельниково 2014

Моральный кодекс педагогов

  1. Общие положения

Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.

Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

Целями Кодекса являются:

установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

  1. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими

трудовых обязанностей

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и

гражданами, призваны:

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально--психологического климата для эффективной работы.

Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

  1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.

Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ

  • Личность педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерно самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

  • Ответственность

1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

2. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

  • Авторитет, честь, репутация

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

3. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

7. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

  • Взаимоотношения с другими лицами:

Общение педагога с воспитанниками

1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

6. При оценке достижений воспитанников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости.

7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

10. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать воспитанникам свои взгляды.

Общение между педагогами

1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

3. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

4. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в образовательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В образовательных учреждениях не должно быть места сплетням.

5. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

6. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, не обидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

7. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Взаимоотношения с администрацией

1. Образовательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

2. В образовательном учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательного учреждения.

3. Администрация образовательного учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

6. Оценки и решения руководителя образовательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.

7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель образовательного учреждения, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку.

9. Образовательное учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель учреждения должен подать в отставку.

Отношения с родителями и опекунами воспитанников

1. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

2. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами образовательному учреждению.

  • Взаимоотношения с обществом

1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

3. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

  • Академическая свобода и свобода слова

1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

2. При отборе и передаче информации воспитанникам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о местной, региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

5. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд образовательного учреждения.

  • Использование информационных ресурсов

Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество образовательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

  • Личные интересы и самоотвод

1. Педагог и руководитель образовательного учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

  • Подарки и помощь ОУ

1. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2. В некоторых случаях, видя уважение со стороны учеников, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.

3. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога 3) достаточно скромны, т.е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

5. Руководитель образовательного учреждения или педагог может принять от родителей воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную образовательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

  • Прием на работу и перевод на более высокую должность

1. Руководитель образовательного учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности.

2. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

3. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность

Содержание долженствования представлено в нормах поведения, которые конкретизируют принципы поведения применительно к более или менее часто повторяющимся ситуациям.
Норма – это:1. руководящее начало, правило, образец;2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт; 3. установленная мера, средняя величина.Представляется, что первое и третье определения менее категоричны по сравнению со вторым - дается не­кий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».

Типичным образцомэтики нормы являютсяДесять заповедей (Декалог) Моисея (Библия: Книга Исход, гл. 20),которые до сих пор не утратили своего жизненного значения.

Норма поведения педагога – это форма требования (императива), предъявляемого к нему в системе четких предписаний и запретов . Иначе говоря, это своеобразные стандарты поведения, общеобязательные для представителей данной профессиональной группы. В отличие от норм права моральные нормы утверждаются не властью государства, а силой обычая и общественного мнения . Формируются в сознании профессионального сообщества стихийно, а в дальнейшем находят свое научное обоснование и закрепление в этических кодексах поведения. При отсутствии кодексов в той или иной степени они фиксируются в Уставах общеобразовательных учреждений .

Можно различать общие и частные нормы педагогической этики (по степени обобщенности).

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению А.А. Гусейнова, которых должен придерживаться преподаватель, являются следующие.

1) Поставь себя на место ученика («золотое правило нравственности»). Взаимность отношений, умение взглянуть на ситуацию глазами другого, мысленно поменявшись с ним местами, – ключевой элемент нравственной культуры поведения человека в публичном пространстве. Диспозиция учителя по отношению к ученику чревата опасностью командного, высокомерного, надменного обращения с ним, злоупотребления зависимым положением последнего. Отношения учителя к учащимся в силу присущей им асимметрии таят в себе опасность деградации в учительски назидательную и командно-снисходи­тель­ную тональность. Эти вполне реальные и, к сожалению, часто встречающиеся деформации, по крайней мере отчасти, могут быть блокированы, если действенно осознать, что золотое правило нравственности является важной составляющей не только общей нравственной культуры педагога, но и его профессионально-ролевого поведения.

2) Не судите. Педагог обучает и одновременно оценивает своих учеников. Оценка ученика, особенно в форме экзаменационных оценок, которые приобретают жизненное значение (влияют на качество аттестата или диплома и т.п.), – самый напряженный с этической точки зрения и самый неприятный с психологической точки зрения элемент всего образовательного процесса. Оценка знаний всегда содержит в себе элемент субъективности. И очень важен её вектор – направлена ли эта субъективность в сторону завышения или в сторону занижения оценки. Оценка не должна становиться судом.

3) Не лги. Педагог чем-то похож на артиста. Однако есть одно отличие: педагог играет самого себя, артист играет других. Педагогу, чтобы соответствовать своему назначению, необходимо оставаться искренним, честным по отношению к подопечным, хотя это не всегда легко. Часто возникает искушение делать вид, изображая себя лучше, чем ты есть на самом деле. В тех случаях, когда это необходимо, лучше честно и открыто признать свое незнание, неосведомленность в тех или иных вопросах.

(Рассказывают, будто во время одной публичной лекции академик И.П. Павлов получил много письменных вопросов. Зачитав первый, он ответил: «Не знаю». Зачитав второй, ответил: «Не знаю». Зачитал третий – «Не знаю»… Тогда кто-то поднялся из зала и сказал: «Товарищ академик, на все вопросы Вы отвечаете “не знаю”, “не знаю”. За что же советское правительство платит Вам деньги?». Павлов ответил, что советское правительство платит ему за то, что он знает. Если бы оно захотело платить ему за то, чего он не знает, то у правительства не хватило бы никаких денег).

4) Не навреди. Расширяя представление о нормативных ограничениях в деятельности педагога, укажем, что педагог не имеет права:

«распускать руки», т.е. использовать физическое насилие;
оскорблять и унижать учащихся, их родственников и коллег по работе;
лгать, мошенничать, манипулировать людьми;
распускать сплетни и слухи;
интриговать, подслушивать, подглядывать;
грубить, употреблять ненормативную лексику;
фамильярничать и быть запанибрата с учащимися и коллегами;
работать халатно;
опаздывать на работу, прогуливать рабочие дни и т.д.
Очевидны, по крайней мере, две истины:1) некоторые запреты на поведение педагога при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. Если есть состав проступка, то могут быть применены соответствующие правовые санкции;2) другие запреты на поведение педагога относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия права. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на собраниях трудового коллектива, в этическом комитете, в беседах «с глазу на глаз» и т.п.

16. Основные группы стандартов этического поведения.

Частные нормы или стандарты поведения более «привязаны» к конкретике ситуаций (например, правила этикета).

Условно их можно разбить на 7 групп .

1 группа – нормы по отношению педагога к самому себе в своей многофакторной, разносторонней и многообразной профессиональной деятельности:

1)Профессиональная этика педагога требует призвания и преданности своей работе.

1)Для педагога необходимо постоянное обновление, он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

4)Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

5)Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

6)Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

7)Педагог дорожит своей репутацией.

2 группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:

1)Требовательность педагога по отношению к ученику должна быть позитивна и хорошо обоснованна.

2)Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3)При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, повышать мотивацию обучения.

4) Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

5)Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

6)Педагог соблюдает конфиденциальность. Ему запрещается сообщать другим лицам доверенную лично учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

7)Педагог не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

8)Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

9)Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников, не имеет права навязывать свои взгляды.

3 группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:

1)Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.

2)Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

3)Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

4)На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педучреждению.

5)С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

6)Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

4 группа – нормы по отношению к коллегам («по горизонтали»):

1)Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства, уважения, доверия.

3)Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4)Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела.

5)Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

6)Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. высказываться в образовательно-воспитательных учреждениях, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.

7)В педучреждениях не должно быть места сплетням.

8)Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

9)Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

10)Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

5 группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):

1)Ответственность за поддержание атмосферы уважения, доброжелательности и умения находить общий язык несет директор педучреждения.

2)Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3)Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

4)Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

5)Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными, основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

6)В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

7)Директор учреждения не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

8)Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

6 группа – нормы по отношению к своей профессии:

1) Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2) Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3) Педагог дорожит репутацией своей профессии.

4) Педагог должен утверждать высокий имидж своей профессии.

7 группа – нормы по отношению педагога к обществу:

1)Педагог является не только учителем, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2)Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор.

3)Педагог избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

4)Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

17)Механизм реализации моральных ценностей (основные деонтологические категории и принципы)

1) Обязанности специалиста (объективная сторона долга) . В общих чертах изложены в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и классификаторы». Более детально проработанные профессиональные обязанности педагога нашли свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения. Должностные обязанности педагога могут видоизменяться, однако при этом не изменяются их моральные обязанности по отношению к ученикам, своим коллегам и обществу в целом.

2) Долг как отношение специалиста к этим обязанностям (субъективная сторона долга) .

Долг обогащает понятие обязанности: а) осознанием этих обязанностей; б) заинтересованностью; в) добровольным принятием.

В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности :

Из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;

С целью заслужить общественное признание;

В результате понимания его необходимости;

По внутренней потребности (высшая форма долженствования).

Осознание и переживание требований долга в связи со своими интересами приводит к появлению у педагога сознания и чувства долга . Выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга» ) с точки зрения полученного результата, который оправдывает полезность своеобразного самопожертвования.

3)От­ветственность выступает гарантом преодоления препятствий, возникающих при выполнении обязанностей (как объективного, так и субъективного характера). Она проявляется восуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства .

Мера ответственности педагогов в разных ситуациях неодинакова и зависит от:

Самостоятельности совершаемого действия;

Значимости совершаемого действия для судеб учеников и других людей;

Масштабов принимаемых решений;

4)Совесть – этот понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга».

Совесть представляет моральные требования как внутренние, личные, неизменные и объективные, универсальные и немотивированные. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора поведения и действует как:

1. побудительный фактор , направляя на соблюдение требований, обязанностей, создавая положительную психологическую установку;

2. запрещающий, останавливающий фактор , заранее осуждая за предполагаемый выбор;

3. оценочный фактор , вызывающий соответствующее нравственное переживание («муки совести», «чистая совесть»).

5) Надежность – это понятие для обозначения свойства специалиста безошибочно, точно и своевременно выполнять возложенные на него функции в течение требуемого времени и в определенных условиях деятельности. Надежность является квинтэссенцией понимания долга, в которой смыслом работы является не выгода прежде всего, не карьерный рост, не успех и известность, а служение людям, обществу.

(В 1999 году человечество было потрясено оглашением результатов расшифровки «черного ящика» погибшего американского самолета с более ста пассажирами и экипажем на борту. Оказалось, что причиной аварии были действия одного из летчиков, решившего ценой собственной гибели обеспечить получение крупной страховой суммы для больного ребенка, нуждающегося в дорогостоящей операции. И пассажиры, и коллеги - летчики были принесены в жертву, оказались безвинными заложниками родительских чувств. В данном случае встал вопрос о моральной надежности летчика, чьи личные обстоятельства привели его к безумному варианту разрешения своей главной жизненной проблемы).

На основе осознания сущности профессионального долга обосновываются особые деонтологические принципы, которые призваны обеспечивать должное профессиональное поведение специалиста. К ним относятся:

1. принцип личной ответственности за порученное дело, как в правовом, так и в моральном отношении;

2. принцип рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;

3. принцип соответствия полномочий и ответственности;

4. принцип инициативы и творческого подхода;

5. принцип организованности и дисциплины;

6. принцип контроля и проверки исполнения;

7. принцип критического подхода к оценке деятельности;

8. принцип поощрения и наказания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1)В основе педагогической этики лежат нормы поведения, которыми педагог руководствуется в своей деятельности.

2)Естественно, что нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

3)Все эти нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личной направленности на их реализацию.

18-19) Ситуации морального выбора в деятельности педагога. Поступок как результат свободного выбора

Поведенческий аспект педагогической этики может быть рассмотрен в контексте праксиологии (от греч. деятельный) – учения о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Термин впервые использован французским ученым Л. Буртье в 1882 г.

Любое действие можно рассматривать как определенное положительное усилие воли, направленное на достижение поставленных целей. Выбор целей определяет дальнейший поиск средств их достижения, соразмерность затраченных усилий полученному результату. Рассматривая конкретизацию воли, мы переходим к проблеме волевого выбора морального акта.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений, действий. В своей жизни человек ежедневно делает осознанный выбор. Однако именно в рамках профессиональной деятельности проблемы выбора приобретает особое значение. Осуществляя выбор в рамках своей деятельности, каждый профессионал должен осознавать свою ответственность: ведь от этого выбора зависит не только его благополучие, но и благополучие всего общества.

Моральный выбор можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле – это выбор самой системы ценностей , которые формируют весь жизненный замысел человека, определяют линию его поведения (между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом).

Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в педагогическую профессию, – это сознательный выбор профессии . Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему – профессиональную этику, выбирает ценностный мир профессии и ее миссию. Выбирает, даже если на какой-то стадии своего профессионального пути не осознает этого выбора.

В дальнейшей профессиональной деятельности задача педагога заключается в выборе принципиально-необходимойлинии профессионального поведения, которая должна быть:

а) личностно-органичной;

б) ситуативно-адекватной;


Похожая информация.


Правила обучения, касающиеся учителя, оставили после себя многие выдающиеся учителя в истории мировой педагогики. Эти правила, как правило, были руководством в жизни и самих этих учителей. Они именно примером собственной жизни учили последующие поколения нравственным канонам человечности. Таким выдающимся гражданином своей страны и всего мира был и Адольф Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, либеральный политик, преподававший математику и физику, служил директором учительской семинарии. Стремился объединить немецкое учительство: открыл в Берлине 4 учительских общества в 1831-41 гг., его избрали председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» в 1848 г. Он выпускал педагогический журнал,боролся с реакционными законами по образованию, до конца жизни активно участвовал впрогрессивной общественной и педагогической деятельности. Написал в 1835 году свою главную книгу «Руководство к образованию немецких учителей» - произведение, не потерявшее своей актуальности и значимости для педагогов и по сей день. В этой работе педагог оставил свод правил для учителей, который гласит:

«I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.1.Обучай природосообразно!

1.2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

1.3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

1.4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

1.5. Обучай наглядно!

1.6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

1.7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

1.8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

1.9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

1.10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

1.11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

1.12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

1.13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

2.1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

2.3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!


2.4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

2.5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

2.6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

2.7. Связывай родственные по содержанию предметы!

2.8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

2.9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

2.10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

2.11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

3.1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

3.2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

4.1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

4.2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

4.3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко – мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью – самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку всё, что он слышит и учит, выражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за несколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот – сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка – заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание. Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но правильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4.4. Никогда не останавливайся!

Недостаточно только помнить пословицу: «Остановка - шаг назад». К этому надо добавить, что лишь до тех пор являешься способным начать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их вдохновении, а это вдохновение зависит от самодеятельности вдохновляющего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является вдохновением других и вместе с тем самовдохновением».

Другим выдающимся педагогом, оставившим для учителей правила для руководства в жизни, был великий педагог Януш Корчак, который говорил: «Детей нет, есть люди». Пример его собственной жизни является образцом для подражания для всех педагогов настоящего и будущего.

Генрик Гольдшмидт (Януш Корчак) родился 22 июля 1878 года. Его отца, известного варшавского адвоката, звали Юзеф Гольдшмидт, мать - ЦецилияГембицкая. Они оба были из давно ассимилированных в польское общество еврейских семейств, поэтому никогда не говорили о своем происхождении, и Генрик не знал ни идиша, ни иврита. Он получил хорошее воспитание и рос преданным патриотом своей страны. Генрик учился на медицинском факультете Варшавского университета с 1898 по 1903 годы.

Как Януш Корчак он становится известным, благодаря своим замечательным произведениям: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), «Как любить ребёнка» (1914), «Право ребёнка на уважение» (1929) и другим.

Корчак начал работать врачом в 1903 году в маленькой варшавской детской больнице, где проявилась его тяга к детскому воспитанию. С начала 10-х годов XX столетия он начинает работать в приюте для еврейских сирот, с которым он был связан до конца своей жизни.

В детском доме существовала система самоуправления, служившая самовоспитанию, воспитанию самостоятельности, справедливости. Воспитатель же по этой системе был помощником для детей. Действовали стенгазета, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, доска для контактов с детьми, совместные заседания, товарищеский суд (для него Корчак составил кодекс воспитания). Дети могли подавать в суд не только друг на друга, но и на взрослых. В предисловии к «Кодексу товарищеского суда» Корчак написал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

В суде соблюдалась свобода высказывания, судьями были дети, которых сами же и выбирали в обстановке полной гласности. Воспитатель при этом выполнял роль секретаря с правом совещательного голоса. Судебный совет составлял основу для Совета самоуправления, который исполнял функции и законодательного, и исполнительного органа суда. Он разрабатывал принципы для регулирования жизни Дома сирот. Совет включал в себя десять детей и воспитателя в роли секретаря и председателя.

Совет принимал решения, которые касались и всего коллектива, и отдельных групп воспитанников. Решения носили временный или бессрочный характер. Совет выполнял свои воспитательные функции через комиссии по проблемам (например, комиссия по проверке чистоты учебников и тетрадей), контролю и указаниям которых подчинялись все дети.

Затем Совет превратился в исполнительный орган, когда стали избирать детский сейм, который находился на вершине системы детского самоуправления и состоял из 20 депутатов. Сейм избирался путем всеобщего голосования один раз в год. В его задачи входило принятие или отклонение решений Совета самоуправления, а также установление знаменательных дат и праздников в жизни Дома, присвоение наград и т.д. Позже Сейм даже принимал участие в принятии решений о приёме и отчислении воспитанников.

Органы самоуправления занимались решением и конкретных задач (поддержание чистоты и порядка, организация концертов, спектаклей и т.д.), и постоянных задач (организация работы, охрана собственности и т.д.).

Однако, самоуправление, несмотря на большие полномочия, не могло отменить деятельность самих воспитателей, которые входили в состав Педагогического совета, несшего ответственность за цели и результаты обучения, опеку над детьми, программу воспитательной работы, организацию жизни в Доме и развитие каждого воспитанника.

Кроме этого, реформы Януша Корчака включали в себя и введение широкой системы мелкой стимуляции и мотивов к самовоспитанию. К примеру, шкаф находок, почтовые ящики, списки благодарностей и извинений, нотариальная контора, «списки драк», «списки раннего вставания» и «плебисциты доброты и антипатии», через которые воспитанники давали оценку друг другу, тем самым, учреждая категории «гражданства».

Януша Корчака можно характеризовать как великого экспериментатора, отрицавшего любую догматичность и замкнутость любойсистемы.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы создали гетто в Варшаве, в которое в 1940 году переселили и Дом сирот. На территории Польши началось планомерное истребление еврейского населения.

С зелёным флагом, символом надежды, расцвета, роста, в знак немого протеста против ужасов фашизма 5 августа 1942 года дети заходили в вагон очередного состава, отправлявшегося от Гданьского вокзала в лагерь смерти Треблинка. С ними находился и Януш Корчак, который мог спастись, поскольку ему предлагал спасение немецкий офицер на вокзале, который в детстве читал его книгу «Банкротство юного Джека» и узнал писателя. Великий Януш Корчак сказал ему: «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!». И дверь захлопнули, а доктор Януш Корчак и его воспитанники погибли в лагере смерти Треблинка.

Жизнь Корчака является примером жертвенности, с которой связывали профессию учителя все выдающиеся классики педагогики от Сократа до Сухомлинского. Это планка, которую установили настоящие Учителя, и каждый учитель может задать себе вопрос: «А готов ли я к этому?» Тот Учитель, которого ждут ученики, так или иначе всегда жертвует, в той или иной степени отдавая частичку себя детям.

Педагогическое наследие Я. Корчака содержит также 10 заповедей воспитания:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека-это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок-это праздник, который пока с тобой».

Полезными для учителей могут быть определенные правила жизни, оставленные Корчаком:

«1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.

2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним.

3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтоб ты мог выиграть.

5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

6. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...»

Система пари, как способ познать себя, демонстрирует мудрость воспитательного подхода Януша Корчака и также может быть добавлена в копилку любого учителя. В своей книге «Как любить ребёнка» Я. Корчак так описывает победу воспитанника по системе пари:

«Помню последнюю победу одного мальчика. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится.

Когда пришёл срок нашему пари, он сказал улыбаясь:

Чуть не проиграл, на волосок был от драки!

Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари, он отучился драться.

Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе.

Спорят о том, что будут вставать сразу, как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцать минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать.

От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врёт, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день).

Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число.

На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли?

А трудно тебе не врать?

Сначала было очень трудно».

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы эта система пари реально работала, важно доверие учеников к учителю и собственный правдивый образ жизни педагога…

Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.

    Этический кодекс педагога

Напомним, что проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ". Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов. В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во втором – требования к личности учителя, в третьем – его взаимоотношения с учениками, с педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством. Так, основными принципами этики учителя в кодексе названы гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм и взаимное уважение. В частности, учитель не должен "заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью ", "терять чувства меры и самообладания ". Также педагог "соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз ". Кроме того, учитель не должен брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Недопустимыми признаются не только взятки, но и использование имущества школы или другого воспитательного учреждения (помещений, мебели, телефонов, копировальной техники, почтовых услуг, инструментов и материалов), а также своего рабочего времени для личных нужд. Нельзя злоупотреблять своим служебным положением, используя учеников для каких-либо одолжений или услуг в личных целях. Учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях ". Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей ". Помимо этого "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни ". Администрация школы, в свою очередь, "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей ". По словам разработчиков, основная цель кодекса – добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. Для нарушителей кодексом предусматриваются санкции: вопрос "рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией

    Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.

В «языке» жестов автором выделяется два типа жестовых семиотических систем. Первую образуют жесты-знаки – преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Вторая система включает жесты-синалы, которые непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие.

Все жестовые средства коммуникации имеют общественно-историческую природу, их можно разделить на натуральные, конвенционные и дактилологические. Натуральные жесты в норме употребляются в обыденном общении наряду с языком. Элементы их систем усваиваются без специального обучения. Конвенционные жесты относительно независимы от языка, отношение между самим жестом и обозначаемым им содержанием носит условный характер (системы профессиональных жестов, ритуальный «язык» жестов монахов и др.). Овладение этими жестами происходит в результате специального обучения.

Натуральные жесты встречаются в повседневном общении у всех народов. Однако в разных национальных культурах они могут не совпадать, различаться по содержанию. Они усваиваются человеком в онтогенезе, генетически не закреплены, невидоспецифичны и образуют «открытые» системы. Автор, опираясь на результаты своих наблюдений, подчеркивает, что в основе социальных кинетических средств коммуникации лежат врожденные, биологические по своему характеру предпосылки. Они являются знаками по характеру связи с объектом (иконические, изобразительные и символические жесты). Интенциональны и употребляются в общении преднамеренно.

Являются знаками на основании информационного критерия: они выступают репрезентерами не только отображенного, но и не отображенного в них содержания.

Выполняют семантическую функцию.

    Этикет в профессиональной этике педагога.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают

на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической . Первая

сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы,

уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о

красоте, изяществе форм поведения.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в

обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи

свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим по-

нимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувст-

ва, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относит-

ся проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность,

доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через кон-

кретные речевые действия.

правила речевого этикета :

Не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные

слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы. Академик Д.С. Лихачев пи-

сал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит сла-

бость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение

к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют,

что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому

сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить

громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен,

что его слово и так весомо»;

Не повторяйте речевые ошибки учащихся;

Следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов,

постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

щем», «как бы», «типа того» и т. д.;

Следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффек-

тивность усвоения знаний;

Обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно рас-

ставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия инфор-

мации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический

микроклимат в классе;

исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно

влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный

дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокой-

ной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запо-

миная, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только на-

шего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности

не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    Имидж и этикетные детерминанты поведения педагогического работника в аудитории и общественных местах.

38.Имидж и поведение педагога

Имидж - это целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании. Имидж - это не только визуальное представление (манера одеваться, жестикуляция и т. д.), но образ мышления человека, поступки, внешний облик, привычки, манеры говорить, менталитет, поступки. Выделяют разные типы имиджа. Воспринимаемый имидж - это тот образ, который отражает то, как видят нас другие. Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. Для данного типа имиджа часто важен внешний образ (тип и форма одежды). Личностный имидж - это образ человека, обусловленный его внутренними и индивидуальными качествами. Профессиональный имидж - образ человека, определяемый его профессиональными характеристиками. Имидж педагога - это эмоционально окрашенный, стереотипно воспринимаемый образ учителя, возникающий в сознании учащихся, коллег-педагогов, всего социального окружения. Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. Структура имиджа педагога состоит из нескольких составляющих: 1. Сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека, а также то, что впоследствии остается в их памяти, когда человек уходит. 2. Внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу и т. д. 3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию, творческие замыслы, хобби. 4. Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, пластичность, эмоции, волевые качества. 5. Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а также его легендой. 6. Профессиональную репутацию педагога: наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей и коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации.

В соответствии с Кодексом:

    педагог должен проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным; ​

    внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Нарушение профессиональной этики педагогами школы недопустимы, так как в большинстве случаев они влекут за собой нарушения прав ребенка. Ребенок может потерять интерес к учебе, отказаться посещать школу, замкнуться или даже впасть в депрессию.

    Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.

Ориентированность футуральная тенденций развития общества обусловливает и детерминирует замещение традиционных образовательных парадигм парадигмой нового непрерывного образования, 40 обладающей качеством инновационности; способствует определению цели и направления развития личности учителя; выявляет его уникальность, создаёт перспективу; соединяет настоящее с будущим. Подготовка педагогических кадров в условиях организации виртуальной образовательной среды рассматривается как непрерывное повышение квалификации с использованием виртуальной образовательной среды, включающее непрерывную профессиональную подготовку и переподготовку учителей, руководителей образовательных учреждений, преподавателей НПО и СПО.

нновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность о инновационные педагогические технологии, надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.

Готовность к инновационной деятельности является внутренней силой, которая формирует инновационную позицию педагога. По структуре это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания, навыки личности. Как один из важных компонентов профессиональной готовности, она является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. Источники готовности к инновационной деятельности достигают проблематики личностного развития, профессиональной направленности, профессионального образования, воспитания и самовоспитания, профессионального самоопределения педагога.

В современных условиях инновационная деятельность педагога должна соответствовать основным принципам:

1. Принцип интеграции образования. Предусматривает усиленное внимание к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, ориентацию на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными, физическими качествами.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации образования. Настраивает на обеспечение условий для полноценного проявления и развития способностей каждого воспитанника.

3. Принцип демократизации образования. Соблюдение его обязывает к созданию предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и учителей, заинтересованной их взаимодействия, участия общественности в управлении образованием.

    Роль ИКТ-компетентности учителя в педагогической этике.

В настоящее время на сайте Министерства образования и науки России опубликован проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.

В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.

В общепользовательский компонет включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Сетевые сообщества учителей:

    педсовет. Орг – всероссийский интернет- педсовет

    открытый класс

    сеть творческих учителей