Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 года - 30 апреля 1642 года) - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками. Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 году. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 года Михаил Федорович умер.

У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 года, к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.

С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 года Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства. И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 году, а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 года.

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда III, чтобы просить его сына, королевича Владислава, быть царем на Руси, чему противилось все патриотически настроенное население Руси всех сословий. То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение "Семибоярощины" (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 годах) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.

Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 году он писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".

По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце». В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной лишь в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765-1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым

Минин и Пожарский - кто они такие, что сделали на самом деле?

Кратко, кто такой Минин и Пожарский

С сентября 1610 года Москва была заня­та польскими войсками. Боярское прави­тельство договорилось с королем Польши Сигизмундом III о признании его сына Владислава русским царем, но на условиях независимости государственной жизни, православной церкви и национального быта.

Однако поляки не собирались выпол­нять этот договор. Реальной властью в Мо­скве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. За­хватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В то же время на северо-западе страны объявился новый враг - шведы: они захватили древний Новгород.

К осени 1611 года значительная часть России на западе и северо-западе была в руках иноземцев. В полусожженной и раз­грабленной столице стоял вражеский гар­низон. Повсюду рыскали шайки лихих лю­дей (разбойников). Страна пришла в пол­ный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материаль­ных средств. Ей угрожала потеря государ­ственной независимости. Эту страшную по­ру народ прозвал «лихолетьем».

Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формиро­ваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили ни­жегородские посадские и служилые люди. Нужно было избрать военного предводите­ля будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, - князя Дмитрия Михайлови­ча Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин.

Нижегородское войско быстро преврати­лось в общерусское. Оно ставило своей целью освобождение Москвы и изгнание из страны интервентов.

Весной 1612 года ополчение двинулось на Ярославль, в котором пробыло около четырех месяцев, продолжая подготовку к походу на Москву. За это время оно значи­тельно возросло и окрепло. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожар­ского выступила на Москву.

24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию гетмана Ходкевича, ко­торый шел на помощь польскому гарнизо­ну, занимавшему Кремль.

В октябре 1612 года, не выдержав голо­да, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов .

Вскоре и вся русская земля была очи­щена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотив­шись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

В память о патриотической деятельно­сти Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен па­мятник работы скульптора И. П. Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Ми­нину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Википедия

В Википедии есть статьи про Кузьму Минина (ru.wikipedia.org) и Дмитрия Пожарского (

Дмитрий Пожарский краткая биография

О личности

Дмитрий Михайлович Пожарский краткая биография для детей

Дмитрий Михайлович Пожарский, кратко говоря - русский князь, организовавший и возглавивший народное ополчение против польско-литовских захватчиков, и освободивший от них Москву.
Говоря о Пожарском кратко, следует отметить, что в его роду никогда не было выдающихся полководцев или знаменитых политических деятелей. Лишь дед Пожарского отличился во время завоевательного похода Ивана Грозного на Казань, будучи полковым воеводой.

Дмитрий Пожарский - потомок древнего рода, уходящий своими корнями к основа телю Москвы, Юрию Долгорукому.
Родился будущий освободитель Москвы 1 ноября 1578 года в имении своей матери, данной ей в качестве приданого. Кроме Дмитрия, у его отца было еще трое детей.
Когда умирает отец Дмитрия, семья Пожарских перебирается в свой дом в Москве. Маленькому Дмитрию было тогда 10 лет.

С 15 лет Пожарский, по обычаям того времени, начал службу при дворе Бориса Годунова. Его мать, которая всегда оказывала помощь сыну, добилась высокого звания верховной боярыни при царице. Под влиянием матери Пожарский получил редкое по тем временам хорошее образование. Она же привила сыну такие черты характера, как верность долгу и Родине. Из отзывов его современников можно сделать выводы, что был он человеком очень справедливым, великодушным, щедрым, скромным и храбрым.

В Смутное время, при царствовании Лжедмитрия I, а затем во время правления Василия Шуйского, Пожарский продолжает службу при дворе. Когда войска Лжедмитрия I и поддержавшие его литовцы вторглись на Русь и начали грабить ее, Шуйский посылает Дмитрия Пожарского в качестве воеводы для борьбы с врагом. За верную службу он получил от царя вотчину своих предков, отнятую еще во времена Ивана Грозного.
Не единожды Пожарского склоняли к участию в заговорах против Шуйского, но он твердо отклонял все предложения, оставаясь верным царю и своей присяге. К тому времени он был назначен воеводой города Зарайска.

Когда к власти в Москве после смерти Шуйского пришла Семибоярщина и бояре впустили в столицу польские войска и призвали на престол польского королевича, многие города, в том числе и Зарайск, не приняли этого решения и отказались подчиняться. Стало формироваться первое народное ополчение против захватчиков, к которому примкнул и князь Пожарский. В ходе тяжелых боев с поляками он был ранен и вывезен в свою вотчину. Второе ополчение, которое начал собирать Кузьма Минин, по решению его руководителей, должен был возглавить Пожарский. Князь не отказал и сразу же прибыл в Нижний Новгород, где ополчение собиралось.

20 августа 1612 народное ополчение, возглавляемое Дмитрием Пожарским, подошло к Москве. В течение четырех дней шли ожесточенные бои с польскими и литовскими войсками. 24 августа они были полностью разбиты.

После изгнания врагов с русской земли, по предложению князя Пожарского, новым царем был избран последний из потомков Рюрика - Михаил Федорович Романов. После этого Пожарский проложил службу при дворе до самой своей смерти в 1642 году.

Еще краткие биографии великих полководцев:
-

О некоторых исторических личностях принято говорить совместно, объединяя их в единое целое. Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс, Минин и Пожарский . Без последней пары немыслима российская история Смутного времени.

Беглый монах Гришка Отрепьев явился под именем царевича Дмитрия, став первым русским самозванцем. После убийства Б. Годунова, Федора, его матери и самого Гришки появился второй Лжедмитрий. Страна находилась в глубоком династическом кризисе. Сжигались и разрушались города, в том числе и Москва, процветали преступность и мародерство. Бедственное положение спровоцировало интервенцию поляков и шведов.

Князь Пожарский и его героическая роль в истории

Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к роду Рюрика. При правлении Бориса Годунова был стряпчим с платьем, Лжедмитрия – стольником. В начале 17 века защищал Коломну и окрестности Москвы от разбойничьих шаек. Героически сражаясь против поляков, захвативших столицу в 1611 году, был ранен. На лечение его отправили в нижегородскую Пурецкую волость. По приказу Минина сюда явились послы с предложением возглавить местное ополчение, которое поднялось для защиты Москвы. В ответ на это князь Пожарский высказал пожелание иметь в нем выборного человека от посадских в лице Минина.

Посадский человек Кузьма Минин – героическая личность

Кузьма Захарьевич Минин, прозванный в народе Сухоруком, был обыкновенным человеком среднего достатка из Нижнего Новгорода. Торговал мясом, не выделяясь практически ничем. Как и другие посадские люди участвовал в военных походах. Однако с осени 1611 скромный торговец стал главным человеком в городе. Простой русский человек, скорбя о тяжелой судьбе отечества и думая о помощи ему, стал призывать порадеть о России. Лично отдал свои средства для того, чтобы нанять ратных людей. Впоследствии именно Минин ведал казной ополчения, обеспечивая ратников жалованьем и припасами. Он же был и доблестным воином, показав себя в битве с Ходкевичем под Москвой.

Именно эти два человека сыграли центральную роль в освобождении отечества от иноземцев. К нижегородскому ополчению присоединились другие отряды, недовольные захватчиками. Усмирив бунты в Поволжье, Пожарский пошел на Москву. В октябре 1612 приступом был взят Китай-город и Кремль. Поляки покинули город, а Минин и Пожарский стали героями нации.

Благодарные потомки, на собранные всем миром деньги, поставили на Красной площади памятник героям. Вначале в 1818 он стоял в самом центре площади. Затем в 1930 был перенесен к собору Василия Блаженного.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского. Его предков в середине XVI века не миновали репрессии: опале со стороны Ивана Грозного подвергся его дед князь Федор Иванович Немой Пожарский, лишенный вотчин и сосланный в Свияжск. Вернулся в родные места он уже в годы Ливонской войны, в которой и принял участие даже не в воеводском чине, а в качестве головы - сотенного командира. Родовой терем Пожарских находился в 12 верстах от села Коврово (современный город Ковров), в деревне Сергово. Именно здесь 1 ноября 1578 года в семье Михаила Федоровича Глухого Пожарского и Марии (Евфросиньи) Федоровны Беклемишевой и появился на свет младенец Дмитрий. Однако детские и юношеские годы его прошли в Москве, в расположенной на Сретенке городской усадьбе Пожарских.

Лишившись в десятилетнем возрасте отца, Дмитрий Пожарский оказался поверстанным частью его поместья, но служить начал лишь по достижении 15 лет. С 1593 года Дмитрий регулярно принимал участие в дворянских смотрах и после одного из них его пожаловали низшим придворным чином - стряпчего с платьем. Стряпчий Пожарский был участником Земского собора 1598 года, состоявшегося после смерти царя Федора Ивановича, и именно в этом качестве подписал соборное определение об избрании новым царем Бориса Годунова. Вскоре после этого Пожарский был сослан на южное порубежье, постоянно разоряемое крымскими татарами, и пробыл там пять лет. Все эти годы князь командовал отрядом стрельцов, который нес дозорную службу в самых опасных местах. Его ревностное отношение к службе не осталось незамеченным, Пожарский становится царским стольником, получив в поместье небольшое село под Москвой.

Он участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I, в том числе в знаменитой битве у села Добрыничи, где самозванец потерпел тяжелое поражение. Однако после смерти Бориса Годунова «названному Димитрию» в 1605 году удалось овладеть Москвой. Щедрыми дарами и пожалованиями он попытался привлечь на свою сторону московских бояр и дворян, в первую очередь тех, кого он мог опасаться. Пожарский был пожалован скромным, но заметным чином дворецкого.

Осенью 1608 года он был направлен с отрядом воинов на помощь коломенскому воеводе Ивану Пушкину, с трудом отбивавшему нападения сторонников Лжедмитрия II. У села Высоцкого в 30 верстах от Коломны князь встретил «тушинцев» и разбил их. Через год Пожарский одержал еще одну победу, разгромив разбойничий отряд казачьего атамана Салькова. «Крепость» службы его не осталась незамеченной - он был назначен воеводой в очень важный в стратегическом отношении город Зарайск. Выбор оказался верным, Пожарский не «пошатнулся», даже узнав о свержении в Москве царя Василия Шуйского, не признал Семибоярщину и отразил ряд попыток мятежников захватить город. Однако отсиживаться за крепкими каменными стенами зарайской крепости Дмитрий Михайлович не собирался. Его отряды выбили «тушинцев» из Коломны. Командуя отрядами московских служилых людей, он и впоследствии «ходил в разные места против воровских людей». В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения. Именно его отряд пришел на помощь Прокопию Ляпунову, когда тот был осажден в Пронске ратью служившего полякам Григория Сумбулова. Небольшой отряд Ляпунова (всего 200 человек) был бы неминуемо уничтожен, но известие о подходе войска Пожарского вынудило Сумбулова снять осаду и уйти из-под Пронска к оставленному почти без охраны Зарайску. Но Дмитрий Михайлович успел вернуться в свою крепость и в жестокой битве у стен Зарайского кремля разбил Сумбулова. После этого Пожарский собрал всех находившихся под его рукой коломенских и зарайских служилых людей в ополчение и повел его в Рязань к Ляпунову.

В начале весны 1611 года заслуживший доверие Ляпунова князь был направлен в Москву, чтобы возглавить готовившееся там восстание. Однако бунт против поляков начался ранее намеченного срока 19 марта 1611 года. Единственным участвовавшим в нем отрядом земской рати были люди Пожарского. Интервенты оказались не в силах подавить восстание силой оружия и подожгли город. Отступая перед стеной огня, русские воины стали покидать Москву. Прикрывая их отход, в столице остались воины Пожарского, принявшие бой в районе Сретенки. Несколько раз князю удавалось обратить в бегство пехоту противника. 20 марта он еще держался в острожке, построенном у Введенской церкви на Лубянке. Тогда полковник Госевский бросил против последнего оплота восставших все наличные силы. В последней схватке с врагом Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Упав на землю, он еще успел сказать: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть все это». Ратники не бросили своего воеводу на погибель и, прикрывая своими телами, вывезли его из боя. Как и других раненых, воеводу доставили в Троице-Сергиев монастырь. Немного подлечившись, он уехал в свою суздальскую вотчину, село Мугреево. Там, все еще страдая от плохо заживавших ран, Пожарский узнал о гибели Ляпунова, там осенью 1611 года и нашли его нижегородские послы. По совету своего земского старосты Кузьмы Минина они прибыли просить князя возглавить ополчение, собиравшееся тогда в Нижнем Новгороде.

Избранный военным вождем ополчения князь Пожарский возглавил и «Совет всей земли Русской» - временный орган верховной власти на всей освобожденной от интервентов территории. Земский воевода Пожарский сыграл исключительно важную роль в освобождении Москвы, восстановлении разрушенной государственной организации.

После освобождения Москвы князь приобрел огромный авторитет, поэтому на Земском соборе 1613 года, избравшем на престол нового царя, он вел заседания, спрашивая мнения участников. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Пожарского и 11 июля 1613 года, после венчания на царство в Успенском соборе Кремля, пожаловал Дмитрия Михайловича боярским чином.

До своей смерти князь Пожарский служил верой и правдой своему Отечеству: он командовал войсками, дравшимися против разорявших русские земли отрядов полковника Лисовского, в 1615 году разбил его под Орлом и прогнал к Карачеву. Доблестный воин искал новых встреч с врагом, но тяжелая болезнь надолго приковала его к постели. Вновь воевода оказался в строю в грозном 1617 году, когда на Москву с целью силой завладеть московским престолом двинулось польское войско под командованием королевича Владислава и гетмана Ходкевича. Пожарский руководил укреплением Можайска и Калуги, которыми враг не смог овладеть и вынужден был зимовать в Вязьме. За верную службу князь получил в награду серебряный позолоченный кубок весом в три гривенки, 36 золотых, шубу - атлас турецкий на соболях, пуговицы серебряно-золоченые.

В следующем, 1618 году поляки получили подкрепления и продолжили поход к Москве. Пожарский, по словам современника, «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Во время решительного штурма 1 октября 1618 года князь взял на себя руководство боем в самом опасном месте, у Арбатских ворот Белого города, и отразил ночное нападение неприятеля, взорвавшего ворота Земляного города. Однако воины Пожарского действовали настолько удачно, что вынудили атаковавшего Москву в этом месте гетмана Сагайдачного вывести остатки своих запорожцев с заваленных их телами московских улиц.

В последующие годы князь также был на виду - руководил Ямским, Разбойным, Поместным и Судным приказами, был воеводой в Новгороде Великом. Во время неудачной Смоленской войны 1632-1634 годов Пожарский вместе с князем Д. Черкасским формировал армию прикрытия, собиравшуюся в Можайске, но это войско было распущено, так и не приняв участия в военных действиях.

В годы Азовского «осадного сидения» донских казаков 1637-1638 годов он укреплял на случай возможной войны с Турцией Москву, надзирая над работами по постройке земляного вала, возводившегося вокруг столицы.

В 1637 году на собственные средства Дмитрий Михайлович построил Казанский собор близ торговых рядов на Красной площади и перенес туда из своей домашней церкви чудотворную икону Богородицы, присланную ему из Казани и сопровождавшую его при освобождении Москвы.

Благодаря щедрости царя Михаила Федоровича он стал одним из наиболее богатых в России землевладельцев. Последней службой Пожарского стало его участие весной 1640 года в переговорах с прибывшими в Москву польскими послами. 20 апреля 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский скончался, перед смертью приняв схиму и взяв себе имя Козьма. По преданию, Михаил Федорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими». Останки Пожарского были захоронены в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.