Цель занятия:

1. дать общее представление о разделах науки математики: об арифметике, геометрии и алгебре;

2. закрепить навыки устного счёта в пределах первого десятка;

3. прививать любовь к математике и желание её изучать;

4. умение решать ребусы, математические загадки; решение логических задач

Оборудование: доска, карточки, таблицы ребусы, картинки, компьютер, слайды, презентационный тренажёр по математике, физминутка в аудиозаписи; листочки с точечным рисунком на каждого ученика.

Ход урока:
Вступительная часть.

– Ребята! Мы сегодня с вами собрались для очень важного дела. В нашей начальной школе идёт Неделя математики. И мы - первоклассники, тоже хотим отличиться, повторить всё то, чему мы научились.

(На доске прикреплено письмо)
- Ой! Смотрите! Какое-то письмо.
(открывает его, читает)
«Буду проездом в 1 – Б классе-гимназии.
Ждите, готовьтесь к весёлым конкурсам!»
Королева наук – математика.

Учитель:

Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А, узнав, не поймёшь!

Математика (на доске рисунок учебника математики)(учитель читает от имени маатематики)
- Здравствуй, народ первоклассный!
Я очень рада встрече с вами,
Погостить хочу у вас.
Проведём мы с пользой час!
А прибыла я из огромного королевства – математики. Оно состоит из отдельных графств. Я сегодня расскажу вам о некоторых из них.

1. Арифметика .

Наука о простейших свойствах чисел, выраженных цифрами, и действия над ними.
– Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

Учитель:

– Сейчас мы проверим, как вы знаете цифры и правильно ли умеете считать.

(читает стихи о цифрах, дети отгадывают)

Стихи о цифрах:

– Ноль подставил спинку брату,
Тот взобрался не спеша –
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца (Цифра 8)

– Повернуть её ты можешь,
Головой поставишь вниз.
Цифра будет всё такой же
Ну, подумай, разберись (Цифва 3)

– Отгадайте-ка, ребята,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет. (Цифра 9)

– Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет! (Цифра 2)

5 ученик – Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (Цифра 6)

6 ученик – Вот так цифра – кочерга,
У неё одна нога. (Цифра 7)

– Я двойку в 20 превращу,
Из троек и четверок
Смогу я, если захочу,
Составить 30, 40. (Цифра 0)

Учитель:

– Спасибо, ребята! А кто из вас сможет поставить цифры в порядке возрастания? Кто запишет на доске?
- Молодец! Каких цифр не хватает?
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Ну что ж, я вижу, что в арифметике вы «как рыбы в воде». Тогда проведём несколько конкурсов.
1. Игра «Весёлый счёт»
- По таблице посчитать от 1 до 10, показывая цифру указкой.
7 4 6
10 1 3 8
5 9 2

2Устный счёт –« Посчитай воронят »- опусти их на землю.

(карточки- рисунки воронят (с примерами на обратной стороне) на магнитной доске -

3. Конкурс «Раздели яблоки поровну»
- Дана картинка с рисунком яблок. Разделите их на 4 части, чтобы получилось по 3 целых яблока.

4 Развиваем глазомер: «Найди двух одинаковых учеников»

(ответ- 1 и 4)

Молодцы!

Летит выше звёзд математика наша.
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.

2. Следующее графство – это Геометрия. Эта наука изучает пространственные отношения и формы.
- Проверим ваши знания с помощью следующего конкурса.

Для начала повторим – какие геометрические фигуры вы знаете. Ученики перечисляют и по очереди зарисовывают на доске.(точка, луч, отрезок, прямая линия, кривая линия, ломанная, угол, квадрат, прямоугольник, круг, многоуголтник)

3. Конкурс геометрический. На слайдах рисунки животных из геометрических фигур.
- Рассмотрите, из каких фигур состоят рисунки?

(слайды в презентации) перечисляют, какие и сколько геометрических фигур создали картинку.

Внеклассное мероприятие в 1 классе

«В стране головоломок»

Подготовила

учитель начальных классов

Шахтёрской ОШ №18

Мироненко Л.В.

2015 г.

Цели:

    Пробудить у учащихся интерес к изучению школьных предметов: математики, русского языка, литературного чтения.

    Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки сказочных героев.

Ход занятия

I. Вступительная беседа.

Ребята! Сегодня мы совершим путешествие по удивительной, полной чудес и загадок Стране головоломок. А на каком виде транспорта мы отправимся в путь, вы мне скажете, отгадав загадку:

Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Одна с трубой -
Тянет всех за собой. (Поезд.)

Путешествовать мы будем под девизом «Учение путь к успеху!» Как Вы понимаете смысл данного выражения.

На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуются смекалка, сообразительность, внимание. Итак, в путь!

II. Станция «Весёлая математика».

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
И во всём нужна, вы заметьте-ка –
Очень важная наука математика.

1. Загадки о цифрах.

Отгадайте-ка, ребята,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет. (Цифра 9)

Вид её - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи её – нет. (Цифра 2)

Эта цифра - как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (Цифра 6)

Я двойку в 20 превращу,
Из троек и четвёрок.
Смогу я, если захочу,
Составить 30, 40. (Цифра 0)

2. Задачи в стихах.

У малышки-мартышки
На столе лежали книжки.
Девять книжек про зверей,

А четыре - про детей.
Кто из наших ребятишек
Скажет, сколько у мартышки книжек? (13)

У Кузьмы в руках корзина,
В ней лежат три апельсина,
Десять слив и две хурмы.
Сколько фруктов у Кузьмы? (15)

- Какие оценки в школе?
Спросил Серёжа у Коли.

- Все предметы я учил,
Семнадцать баллов получил:
Четыре по математике,
Четыре по чтению,
Четыре по русскому,
А что у меня по пению? (5)

II.Станция «Занимательная грамматика».

1. Догадайтесь, какие слова записаны в клеточках?

На этой осе в сентябре позолота.

О

С

А

А эта растёт на лугу у болота.

О

С

А

Эта оса на луну улетает.

О

С

А

А эта - на солнце худеет и тает.

О

С

А

С этою спит в колыбели малыш.

О

С

А

А эта – по классу крадётся, как мышь.

О

С

А

III. Станция «Литературная».

В народе недаром говорят, что чтение–лучшее учение. Ведь книги рассказывают буквально обо всём на свете – нет такого вопроса, такой темы, по которым не было написано книг. Книги, как мудрые, добрые друзья, вводят вас в удивительный мир. Читая, вы и сами становитесь умнее, сильнее, добрее. Поэтому права пословица, в которой говорится «Кто много читает, тот много знает»

1. Загадки.

Давайте вспомним книги, которые вы уже читали и отгадаем имена героев, о которых идёт речь в стихах.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор… (Айболит)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чиполлино)

Озорной весельчак

В окно влетает просто так.

К малышу попал он в дом

И устроил там погром (Карлсон)

Любт мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет,

А еще – пыхтелки,

Кричалки,

Сопелки… Ух!

Забавный медвежонок … (Пух)

Деоевянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой.

В театр кукол он попал,

Куклам верным другом стал. (Буратино)

2. Доскажите имя литературного героя.

Кот (в сапогах, Леопольд, Матроскин), домовёнок (Кузя), папа (Карло), дед (Мороз, Мазай),

Баба (Яга), старуха (Шапокляк), дядя (Стёпа, Фёдор), почтальон (Печкин), доктор (Айболит), пудель (Артемон), крокодил (Гена), Вини (Пух), Иванушка (Дурачок), железный (Дровосек),

Соловей (Разбойник), Кощей (Бессмертный), Муха (Цокотуха), черепаха (Тортила), Красная (Шапочка).

. IX. Итог занятия.

Подходит к концу наш урок знаний. Но увлекательное путешествие по Стране знаний не закончилось, оно будет длиться очень долго. Каждый день мы вместе будем отправляться в эту неизведанную страну, и открывать для себя что-то новое.

В добрый путь, ребята!

В вечный поиск
Истины, добра и красоты,

Чтобы явью стали в вашей жизни

Самые заветные М Е Ч Т Ы!

А помогут вам дружба и сплочённость.

Успехов вам, ребята!

Оборудование : рисунок кота Леопольда и мышей.

Учитель . Ребята, хотите послушать сказку «Клад кота Леопольда»? Но сначала — разминка.

➢ Зубатый, мохнатый,

Как есть начнет — песенку поет. (Кот.)

➢ Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мыши.)

➢ Призыв кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно!»)

➢ Любимая еда мышей. (Сыр.)

➢ Жилище мышей. (Норка.)

➢ Самый страшный враг мышей. (Кот.)

➢ Кот — хищник? (Да.)

➢ Обычно его закапывают в землю разбойники. (Клад.)

➢ Детеныш кота. (Котенок.)

➢ Детеныш мыши. (Мышонок.)

Учитель. Ну что ж, слушайте сказку А. Хайта.

— Лепольд, выходи!

Что делать? Пришлось выйти. Посмотрел по сторонам — никого. Стоит на лавочке старый магнитофон, крутится лента, а с нее летят знакомые мышиные крики. Кстати, какие звуки обычно издают мыши? (Пи-пи-пи.)

— Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!

Подошел Леопольд, чтобы выключить магнитофон, нажал на клавишу, а это — ловушка. Взорвался старый магнитофон со страшным грохотом. Обмотала Леопольда лента с головы до ног. «Ах, так!» — рассердился он и решил отомстить. Тоже подстроить мышам ловушку.

Нарисовал он карту с планом фальшивого (то есть ненастоящего) клада, запечатал ее в конверт и послал по мышиному адресу. (А какой может быть у мышей адрес"?)

Получили мыши карту от неизвестного друга, загорелись у них глаза, в голове появились мечтательные мысли. Быстро собрали они снаряжение, взяли компас (Для чего нужен компас?) — и прямым ходом в лес, на поиски клада. Нашли указанное место и заработали лопатами так, что только комья земли полетели в разные стороны.

Вот оно — сокровище! Только как до него добраться? Вон какой здоровенный замок висит на сундуке!

Хитрый Белый мышонок все-таки сообразил. Принес динамит. (А что это такое?) Привязал к замку и поджег шнур. Но тут пошел дождь и загасил шнур. Неудача! Но мыши опять сообразили. Взяли зонтик, подожгли шнур и пошли, прикрывая зонтом огонек. Дошли с огоньком до самого сундука. Прогрохотал взрыв, отлетел замок в сторону. А глупые мыши отлетели в десять раз дальше замка. Пришли в себя, глянули на сундук... Хотите узнать, что было в сундуке? Выполните 7 заданий — и узнаете!

Задание 1 . Назвать как можно больше определений для героев этой сказки.

Примеры: Кот (какой?) умный, добрый, доверчивый, сообразительный, доброжелательный, миролюбивый, справедливый.

Мыши (какие?) хитрые, вредные, злобные, неугомонные, сообразительные, юркие, пронырливые.

Задание 2 . Придумать как можно больше предложений со словами «кот» и «мыши».

Примеры. Кот играл с мышами. Кот ловил мышей. Кот идет в гости к мышам. Мыши прочитали в журнале рассказ о коте. В норе у мышей фотография кота. Кот — извечный враг мышей. Не верьте в дружбу кота с мышами.

Задание 3. Исключить лишнее слово из каждой строки.

1. Кот, собака, волк, корова, свинья.

2. Мышата, котята, совята, ягнята, лисята.

3. Нора, курятник, берлога, муравейник, гнездо.

4. Кошка, тигр, лев, пантера, рысь.

Задание 4 . Перед вами текст, в котором перемешаны строчки из двух стихотворений: «Грустная песенка» и «Кошкина считалочка». Отделите друг от друга два стихотворения и прочтите то, что получилось.

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождем

Мокнет крыша, мокнет дом.

Мокнут лужи и поля,

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля,

Прибавляет к мышке кошку.

И далёко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли,

Кошка есть, а мышки нет!

Задание 5 . Решить задачи.

У черной кошки 5 котят. Два котенка серые с серыми лапками, а остальные — белые с черными лапками. Сколько черных лапок в этом семействе? (16) А сколько черных лапок у котят? (12)

Могучий мышонок Микки-Маус решил ударить по настоящему футбольному мячу. Он ударил так сильно, что мяч прокатился 10 метров. Однако от этого удара сам мышонок отлетел в противоположную сторону в 3 раза дальше, чем прокатился мяч. На каком расстоянии от мяча оказался мышонок после удара? (40 метров)

У бабушки Ненилы завелось 5 мышей. Каждая мышь сгрызает за зиму пару носков. Сколько носков нужно связать бабушке Нениле, чтобы весной было в чем выйти на улицу? (12)

ПОДВАЛ, МЫШИ, ДОМ, КОТ, ХВОСТ, УСЫ, ВОЙНА, СРЕДА, СЫР, ПОГОНЯ, ПОБЕДА.

Запомнить их и повторить в том же порядке.

Примечание. Для лучшего запоминания желательно связать их между собой в предложения. Например: «В подвале жили мыши, а в доме — важный кот. У него был пушистый хвост и длинные усы. Между мышами и котом шла непримиримая война. Однажды в среду мыши решили стащить из дома кусок сыра, но отважный кот бросился за ними в погоню. Дело закончилось очередной победой кота».

Задание 7. Назвать сказки, героями которых являются коты или мыши.

Примеры: «Кот в сапогах», «Дядя Федор, пес и кот», «Петушок — золотой гребешок», «Бременские музыканты», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом», «Курочка Ряба», «Репка», «Гуси-лебеди».

Учитель. Ну что ж, слушайте окончание сказки «Клад кота Леопольда».

А из сундука вылезает огромное белое привидение. Загудело привидение, заухало. Кинулись мыши в ужасе, столкнулись лбами. Подняли руки вверх.

Познавательные тематические классные часы для 1 класса

Классные часы в начальной школе.

Перечень классных часов для 1 класса

Конспект классного часа для 1 класса на тему «Перемена с увлечением»

Цели: учить детей правильно проводить перемены; развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий; способствовать воспитанию организованно проводить перемены.

Оборудование : выставка книг с играми, настольные игры, шашки, шахматы, игры, сделанные своими руками.

Ход мероприятия

Актуализация знаний

Учитель. Почему важно правильно проводить перемену? Для чего нужны перемены?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Не бегай на переменах

На перемену Волчонок спешит -

Кто пред напором таким устоит?!

Он ведь бежит, как олень молодой,

Звери обходят его стороной...

Если же кто отойти не успеет,

Очень об этом потом пожалеет:

Больно с налету об пол ударяться -

Так что не смей на пути попадаться!

Только стена отойти не желала

И сторониться Волчонка не стала...

Что же случилось? Ты понял, дружок?

Долго Волчонок наш бегать не мог...

Шла большая перемена,

Стул сломал на части Гена.

Стул сломался? Не беда!

Впереди урок труда.

Наконец-то, склеив стул,

Гена радостно вздохнул.

Труд закончен - перемена!

Снова стул ломает Гена.

Учитель. Давайте подведем итог всему сказанному.

Организм должен отдохнуть.

Важно настроиться на другой урок.

Не мешать окружающим.

Решить свои проблемы (попить, покушать, сходить в туалет, к врачу, в библиотеку, поговорить с другом и т. д.).

А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим?

Конечно, интересно поиграть в перемены. Вспомним виды игр.

1. Тихие, спокойные игры - это отгадывание кроссвордов, загадок, игры в шашки, шахматы, настольные игры, чтение книг и т. д. (по возможности все показать).

А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?

Узнаем что-то новое; - мозг не отдыхает;

Организм спокойный; - мышцы не двигаются.

Не мешаем окружающим;

Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но не всегда, надо двигаться.

2. Двигательные, подвижные игры . Назовите игры, в которые можно поиграть в нашем холле: «Третий лишний», «Ручеек», попрыгать в резинки, на скакалке, в классики, «Рыбаки и рыбки», «Мама ниточку распутай», поиграть с шариком, с обручем и т. д. А что в этих играх положительного и отрицательного?

Отдыхает весь организм; - шумно;

Эмоциональная разрядка; - травмы.

Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но соблюдая правила. Учитель. Какие? Давайте над этим подумаем вместе.

Работа в группах

Обсуждают и называют три самых важных правила во время проведения игр. Затем правила записываются на доске

Физкультминутка

Поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила. Можно выучить игру «Звери, птицы, рыбы»

Дети встают в кружок. Ведущий объясняет, что сейчас каждому из них надо будет вспоминать названия рыб, птиц или зверей. Но каждый раз надо будет называть новые названия, повторяться запрещается.

После чего ведущий ходит по кругу, бормоча: «Звери, птицы, рыбы. Звери, птицы, рыбы». А затем внезапно указывают на кого-то из ребят и произносит: «Зверь!», или «Птица!», или «Рыба!». Ребенок должен вспомнить и дать название зверя, птицы или рыбы. Тот, кто не сможет дать ответ, выходит из игры.

Эту игру можно также проводить с мячом в руках. Водящий не просто указывает игрока, который должен дать ответ на его вопрос, а бросает этому игроку мяч. Соответственно, игрок должен возвратить мяч вместе с ответом.

Вывод

Выведем и запишем правила проведения перемен.

На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).

Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.

Умей уступить, не ссорься.

Если кого-то обидел, нечаянно толкнул - извинись.

Узнавай новые игры и учи одноклассников. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.

Подготовься к уроку на перемене

Звенит заливисто звонок,

И начинается урок.

Но отчего же еле-еле

Все достают свои портфели

И начинают там искать

Учебник, ручку и тетрадь?

Учитель говорит сурово:

Опять к уроку не готовы!

Хочу, ребята, вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Практическая часть

Предложить детям поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила, или разучить новые игры. А можно проявить свою смекалку и фантазию - придумать игры самим. Например, игра «Мотальщики». Взять 2 палочки, 2 шнурка, привязать шнурки к палочкам и устроить соревнование: кто быстрее намотает шнурок на палочку.

Можно взять капсулы из-под шоколадных яиц и поиграть в игру «Попади в цель». Можно разучить игру с носовым платком, передавая его по кругу. Можно поиграть в игру «Почта» - пожатие рук по кругу и т. д. Такие игры несут эмоциональный положительный заряд. Обратить внимание детей на выставку книг, из которых они могут узнать новые игры.

Подведение итогов

Закончи фразу: «Теперь я знаю, что...»

Учитель. Ребята, узнайте новые игры и разучите их со своими товарищами.

Так всё начиналось

Волшебные вещи

Русские народные сказки

Все работы хороши


0

1. «Так всё начиналось» - по начальным строкам угадать названия сказок.

10 «Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.»

(Сказка о Царе Салтане)

20 «У одних родителей был мальчик.

Звали его Дядя Федор.»

(Дядя Федор, пёс и кот)

30 «Жил-был старик. И было у него три сына, двое умных, а третий – Иванушка - дурачок. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, только повадился кто-то её мять да топтать. Вот и просит отец сыновей постеречь пшеницу, поймать вора.»

(Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок)

40 «Жила-была женщина: очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

Мне так хочется иметь ребенка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

Отчего же! – сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно, посади его в цветочный горшок и увидишь, что будет!»

(Дюймовочка)

2. «Волшебные вещи» - из какой сказки та или иная вещь?

10 «Цветик – семицветик». В. Катаев.

20 Зеркало из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина.

30 Золотой ключик из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстого.

40 Аленький цветочек из сказки «Аленький цветочек» С.Аксакова.

3. «Русские народные сказки»

10 А лисичка улучила время и стала выбрасывать из воза всё по рыбке да по рыбке. Так она выбросила всю рыбу и ушла.

(Лисичка-сетричка и Серый Волк)

20 Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля сзади идет да посмеивается… Зашли ведра в избу, сами на лавку стали, а Емеля на печь полез.

(По щучьему велению)

30 Дочка, дочка! – говорила мать мы с отцом поедем на ярмарку, привезем тебе булочку, купим тебе сарафан и платочек, будь умницей, береги братца, не ходи со двора.

(Гуси-лебеди)

40 А теперь давайте покажем сказку (театрализация под руководством учителя)! Бабушка воду зачерпнёт, домой несёт. А ведра-то у нее – трех, а вода из ведер – плех! А внучка за бабушкой торопится. Ведерки у нее трех-трех, а водичка из ведерок – плех-плех. Курочка за внучкой спешит. Ведрышки ее трех-трех-трех, а водичка плех-плех-плех, мышка бежит тоже торопится, ведерочки-то у нее трех-трех-трех-трех, а водичка – плех-плех-плех-плех.

(У страха глаза велики)

4. «Все работы хороши»

10 «Жил старик со своей старухой в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года».

(Сказка о рыбаке и рыбке)

20 «Однажды Незнайка пришел к своему другу Цветику.

Послушай, Цветик, научи меня сочинять стихи!

(Приключения Незнайки и его друзей)

30 «Раз пришлось поехать в Африку ему

Оказать мартышкам помощь на дому.

Африка, наверно, очень далеко.

В Африку добраться право нелегко».

(Доктор Айболит. К. Чуковский)

40 «Держите, держите его! У него нет паспорта! Тут лодочку понесло ещё быстрее, и стойкий оловянный… наконец увидел впереди свет»

(Стойкий оловянный солдатик. Х.К.Андерсен)