В нашей стране каждый год 29 мая отмечается праздник – День военного автомобилиста.

Необходимо отметить, что это профессиональный праздник не только военнослужащих автомобильных войск Российской Федерации, но и всех военных, кто по долгу службы связан с эксплуатацией военной автомобильной техники.

Деятельность военных автомобилистов связана с эвакуацией раненых, больных, а также имущества, с доставкой материальных средств, перевозкой личного состава.

По праву к военным автомобилистам можно отнести специалистов средств аэродромно-технического обеспечения полетов авиации, так как они эксплуатируют специальное оборудование средств наземного обслуживания полетов до 90% которого располагается на базовых автомобильных шасси.

День военного автомобилиста – это дань историческим традициям, заслугам военных автомобилистов в мирное и военное время, их огромному вкладу в повышение и укрепление оборонного потенциала России.

Спустя почти девяносто лет после образования первой автомобильной роты, 24 февраля 2000 года, глава министерства обороны Российской Федерации Игорь Дмитриевич Сергеев издал приказ, который предписывал отмечать День военного автомобилиста 29 мая.

Дата для праздника была выбрана не случайно. В этот день в 1910 году согласно указа императора Николая II , в Санкт-Петербурге была образована первая в Российской империи учебная автомобильная рота.

Основной задачей роты была подготовка специалистов для автомобильных частей русской армии. За короткий срок она фактически стала центром автотехнического обеспечения войск Российской армии и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил. Автомобильная рота стала первым испытательным, исследовательским и учебным автомобильным центром в России. Возглавил роту незаурядный человек капитан Пётр Иванович Секретев, сыгравший впоследствии большую роль в формировании первой автомобильной пулемётной роты.

Пётр Иванович Секретев

В июле 1911 года учебной автомобильной ротой был успешно проведен испытательный пробег военных грузовых автомобилей. Испытывалась не только пригодность машин к военной службе, но и выносливость отдельных узлов и агрегатов. По инициативе Секретева осенью 1912 года был проведен второй пробег грузовых автомобилей. Был получен бесценный опыт обращения с техникой производства лучших автомобильных фирм мира. По результатам обоих пробегов было проведена «заготовка» автомобилей для Военного ведомства. Комиссия приобрела 354 грузовых и 42 легковых автомобиля. Эти автомобили были распределены во вновь сформированные автомобильные роты при железнодорожных батальонах.

Пробеги и маневры 1911-1912 годов дали богатый опыт в деле моторизации армии и позволили военному руководству сформулировать четкие представления об областях использования, номенклатуре, типажах и количествах автомобилей, необходимых Военному ведомству.

Стало очевидно, что армии нужны не только универсальные автомобили, но и узко специализированные. Несмотря на малочисленность в годы первой мировой войны, автомобильная техника уже тогда была признана эффективным, маневренным и весьма перспективным средством погрузки войск и грузов. Русская армия вышла из войны, имея в своем составе 22 отдельные автомобильные роты. Общий парк автомобилей в армии насчитывал в то время около 10 тысяч единиц. Индустриализация страны, создание собственной автомобильной промышленности позволили перед второй мировой войной обеспечить армию необходимым количеством отечественной автомобильной техники - на укомплектование войск было поставлено свыше 40 тысяч автомобилей. Во время Великой Отечественной войны автомобильная техника широко использовалась для оперативных и снабженческих перевозок, буксировки артиллерийских систем, монтажа и передвижения реактивной артиллерии и др. Она являлась основным видом транспорта практически во всех оперативных звеньях. Роль автомобильного транспорта определялась не только гигантскими масштабами перевозок, но и тем, что он доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя. Доставляя грузы в сложной боевой обстановке, днем и ночью, в распутицу и в тяжелых условиях снежных заносов, воины-автомобилисты проявляли массовый героизм и мужество.

В начале 1950 годов перед автостроителями встала новая задача – обеспечить подвижность создаваемого ракетно-ядерного вооружения. Эта задача была успешно решена ‑ были созданы специальные колесные шасси под монтаж комплексов РВСН, до сих пор не имеющие аналогов в мире.

С развитием вооружения и автомобильной техники непрерывно возрастал уровень моторизации войск, военная автомобильная техника стала материальной основой подвижности войск.

Автомобиль из средства подвоза стал носителем вооружения, его неотъемлемой составной частью. Специальность «военный автомобилист » ‑ одна из самых распространенных в Вооруженных Силах РФ.

Без военных автомобилистов в настоящее время не обходится практически ни одно подразделение. Военная автомобильная техника состоит на оснащении всех видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим составным звеном в системе ВиВТ, а также остается самым распространенным средством для монтажа, буксировки, транспортировки военной техники и перевозки воинских грузов.

В этот праздник хочется пожелать военным автомобилистам, чтобы они были всегда востребованы в своем деле, с их огромным опытом и профессионализмом и им сопутствовал мир на дорогах!

Военный автомобилист,
Сегодня праздник твой!
Пусть путь по жизни будет чист,
В душе царит покой!

Пускай друзья не подведут,
А солнца свет бодрит.
Пускай тебя успехи ждут,
Бог счастьем наградит!

Ты не «авто чайник», не автолюбитель,
Ты машин военных, профессионал водитель!
Тебя я поздравляю с праздником твоим,
Счастливою судьбою, будь всегда, храним,
И пусть тебя аварии обходят стороной,
Здоровья тебе, счастья, любимый мой, родной!

Поздравляю с Днём военного автомобилиста и хочу от души пожелать всегда ехать в верном направлении. Пусть удаётся оставаться невидимым для врагов и завистников, пусть все дороги ведут к нужной цели, пусть в мрачную погоду жизни или непогожий день мощные фары всегда помогут проехать туда, куда зовёт твоё сердце.

Утром майским спозаранку
Скажем теплые слова
Всем, сидящим за баранкой
В наших доблестных войсках.

Пожелаем вам, героям,
В радость чтоб была езда!
Не нажить чтоб геморроя
От сидячего труда!

Заводиться чтобы сразу,
А любви вам - с огоньком!
И сказать сегодня фразу:
« Наливай! Не за рулем!».

Машину знаешь идеально,
Готов возить в опасные места,
Ты, человек, бесспорно гениальный,
Работа, твоя, очень не проста.

И в твой профессиональный праздник -
Военного автомобилиста день
Дороги будут в жизни без изъяна,
И крепко держит пусть тебя ремень.

Военным автомобилистам
Немало пережить пришлось:
Им по дорогам каменистым
Так часто ездить довелось...
Они заслуживают много
И добрых слов, и громких строк,
И, кажется, сама дорога
Им шлёт военный поздравок,
Желая отдохнуть, достойно
За труд награду получить!
И вообще всегда спокойно
Под мирным небом славно жить!

Автомобильные войска
Бесценный дарят вклад,
Всегда готовы для броска,
И держат строгость, лад.

Желаем в этот праздник всем
Мы мужества и чести,
Пусть избежите вы проблем,
И держитесь все вместе.

Военный автомобилист -
Призванье непростое.
Пусть путь всегда ваш будет чист,
А время золотое

К вам обязательно придет,
Неся удачу, счастье.
И пусть авто не подведет,
Не встретятся ненастья!

Военных автомобилистов
С днем праздничным
Хочу поздравить я,
Дорог желаю ровных вам и чистых
И чтоб машины слушались руля.
Чтоб не боялись ям и бездорожья,
Чтобы поломок не было в пути,
Чтобы любой маршрут вы одолели,
Сквозь все преграды вы смогли пройти.
Желаю вам удачи, службы легкой
И неба мирного у вас над головой,
Желаю, чтобы из любых походов,
С машиной возвращались вы домой.

Пусть дорога окажется гладкой,
Очень ровной, не слишком далекой.
Знаем, часто бывает не сладко.
Да известно, что труд ваш нелегок.
Раз работа досталась такая,
А приказ - это тот же Закон,
Всюду едешь, хоть даже толкая...
Очень важно - всё ставят на кон!
Когда праздник приходит - готовы
... отдохнуть? Это как повезет...
Радость встреч обязательна, что вы,
У водителя схвачено всё!

Автомобиль ведешь военный,
Ты смел, отважен, так держать!
В любой момент примчишь мгновенно,
Чтоб долг свой честно исполнять!

Пусть будет ровною дорога,
Чтоб ехал ты всегда вперед!
Желаю счастья очень много,
Только успех пусть тебя ждет!

Перемещение грузов и людей в военной сфере – это очень важная задача, от которой зависит исход любой операции. Она важна не только в военное, но и в мирное время. Специалисты перевозят боеприпасы, продукты, людей – они несут серьезную ответственность за то, чтобы работа была выполнена хорошо. Именно поэтому установление Дня военного автомобилиста – это закономерный процесс. Не отметить труд людей, имеющих отношение к такой работе, просто нельзя. День закреплен официально, но выходным в государстве не является.

История праздника

Официально этот праздник был закреплен указом министра обороны Российской Федерации в 2000 году, то есть сравнительно недавно. Он имеет прямое отношение не только к водителям, которые непосредственно управляют транспортным средством. А еще в этот день принято поздравлять инженеров, механиков, обслуживающий персонал, всех, кто занимается ремонтом. Непосредственное отношение к направлению имеют и представители заводов, на которых производится специальная военная техника, запчасти, комплектующие и т. д.

Почему именно 29 мая? Эта дата выбрана не просто так. В 1910 году в Российской империи появилась первая автомобильная бригада для обучения персонала. С тех пор транспортная составляющая в армии стала более важной, что значительно улучшило процесс работы. Вот почему 29 мая считается днем, когда стоит чествовать военных автомобилистов.

День военного автомобилиста можно считать данью историческим традициям и безусловным заслугам военных автомобилистов как в мирное, так и в военное время, их большому вкладу в дело повышения и укрепления оборонного потенциала нашей необъятной Родины. Военные автомобилисты эвакуируют раненых, больных и имущество, а также доставляют материальные средства и перевозят личный состав.

29 мая - профессиональный праздник у тех, кто служит в автомобильных войсках. Без военных водителей не обходится, пожалуй, ни одно армейское подразделение: они перевозят солдат, вооружения, занимаются эвакуацией раненых. Как и в любом роде войск, в этом тоже есть своя элита: лучшие из лучших. Шофёры, которых в войсках ценят не меньше, чем снайперов. Их обучают в единственном стране специальном Центре подготовки.

Со стороны кажется, это просто песня "крепче за баранку держись шофер", но в центре контраварийной подготовки водителей, рассказывают, что даже спортсмены-разрядники после подобных упражнений такими выходят, что хоть выжимай. А ведь, что называется, "чайников" здесь нет - в центре учатся лучшие из лучших, водители из частей спецназа и ракетных войск стратегического назначения.

"Мы много слышим, сколько они лет за рулем, какой у них жизненный опыт, но это до первого контрольного упражнения, после него, как правило, все внимательно слушают и стараются выполнять указания инструкторов", - отмечает начальник учебного центра контраварийной подготовки водителей МО РФ Дмитрий Настоящий.

Указание инструктора - тот же приказ, подлежит немедленному исполнению. Все курсанты обязательно пристегнуты ремнями безопасности. Связь и координация - по рации. На полигоне смоделированы разные дорожные условия, с которыми могут столкнуться военные водители.

Здесь говорят: плохих дорог нет, есть дороги с разным покрытием, поэтому в учебном плане подготовки военных водителей есть и занятия на специальной трассе. Мостовая, рядом асфальт и, как говорят автолюбители, убитая бетонка, ее еще называют стиральной доской - настоящее испытания для людей и для техники.

Как преодолеть препятствие не снижая скорости? Приемы безаварийной езды пригодятся и обычным автолюбителям. Классическая ситуация - впереди "лежачий полицейский", но водитель заметил его слишком поздно. Многие в таких случаях спешат вдавить педаль тормоза в пол. Вот за это сразу двойка. Тормозить надо с умом.

"Перед препятствием за полметра резко отпускаем педаль тормоза и нажимаем на акселератор и получается, что автомобиль перескакивает препятствие", - поясняет начальник учебного центра конраварийной подготовки водителей МО РФ Дмитрий Настоящий.

Подполковник с полковничьей фамилией Настоящий пришел в этот центр из автоспорта. И таких энтузиастов своего дела здесь большинство. Названия для фигур высшего водительского пилотажа придуманы самими инструкторами. Например, "ель". Скорость небольшая - 60, максимум - 80 километров. Главное здесь - синхронность и слаженность действий. А построение "жук" используется при движении эскортом.

Занятия на скоростных трассах сменяют упражнения на пересеченной местности. Крутые спуски и подъемы. И гвоздь программы - водная преграда. При погружении в водоем глубиной два метра многотонный КамАЗ поднимает чуть ли не штормовую волну. Преодоление таких препятствий часто начинается с преодоления самого себя.

"Мы проводим определенный отбор и если видим, что водитель психологически не готов управлять автомобилем при создавшейся критической ситуации, то работаем в этом направлении. То есть на преодолении страха и нерешительности", - говорит заместитель начальника центра контраварийной подготовки МО РФ Анвар Асабаев.

Этот центр контраварийной подготовки военных водителей пока единственный в стране. Он существует всего один год. За это время здесь повысили квалификацию около полутора тысяч водителей от рядового до майора. Многие из них, вернувшись в части, стали инструкторами для новобранцев. Те, кто прошел такие водительские университеты, в глазах сослуживцев считаются уже асами.

Май – месяц, богатый на военные праздники. Накануне свой профессиональный праздник отмечали пограничники, а сегодня – 29 мая – знаменательный день для отечественных военных автомобилистов. Официально этот праздник вошёл в армейский календарь современной России в феврале 2000 года. Тогдашний министр обороны страны Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев подписал приказ за номером 100, который и обозначил днём ежегодного празднования Дня военного автомобилиста 29 мая.


По большому счёту День военного автомобилиста можно считать универсальным для всех видов и родов войск. Автомобильная техника используется практически в любых частях, будь то части сухопутные, военно-воздушные или военно-морские. Перевозка личного состава, военной техники, и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка специальных грузов – всё это входит в круг задач военных автомобилистов, значимость профессии которых в войсках на самом деле трудно переоценить.

Современные военные автомобили России – это не только существенная надёжность, но и повышающийся уровень комфорта и простоты управления. Широкое внедрение получают системы автоматизации, электрический привод, электронные комплексы навигационного оборудования, способного прокладывать наиболее оптимальный маршрут с меньшими затратами топлива и времени. Современная электроника позволяет военным водителям управлять отдельными сегментами даже специальных машин, не покидая кабины автомобиля, что очень важно как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения выполнения поставленных задач в сжатые сроки.

Если говорить об военных автомобилистов в нашей стране, то можно отметить, что в этом году исполняется 106 лет со дня образования в Санкт-Петербурге первой в нашей стране учебной автомобильной роты. Произошло это, кстати, именно 29 мая, на основании чего и выбрана дата праздника военных автомобилистов. В задачи подразделения того времени входило осуществление мероприятий по подготовке механиков-водителей для автомобильных частей. Особое усердие и профессионализм личного состава первой учебной автороты стали основой для того, чтобы на базе подразделения начал формироваться исследовательско-испытательный центр. Этот центр теперь принято считать своеобразным фундаментом всей автомобильной службы Вооружённых сил страны, а также прообразом системы отечественного технического обеспечения.

Автомобильная техника широко использовалась Русской армией в годы Первой мировой войны. Военные автомобилисты, имея далеко не самый внушительный парк автомобильной техники, перевезли в рамках выполнения задач сотни тысяч тонн различных грузов.

В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 млн тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок, личного состава войск всех без исключения фронтов. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по Дороге жизни, которая обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда.

19 ноября 1941 года командующий Ленинградским фронтом подписал приказ об организации автодороги по льду Ладожского озера. В документах дорога имела именование «автотракторная». Ежесуточные объёмы грузоперевозок по формируемой дороге согласно планам должны были составлять 4 тыс тонн. Направление маршрута: мыс Осиновец – острова Зеленцы с дальнейшим разветвлением на две ветки. 26 ноября 1941 года ледовая дорога через Ладогу получила наименование военно-автомобильная дорога № 101. Основной рабочей лошадкой Дороги жизни, которая периодически меняла линию маршрута была знаменитая «полуторка» - ГАЗ-АА – грузовик Горьковского автозавода.

По сути, «полуторка» стала рабочей лошадкой не только Дороги жизни, но и всей Великой Отечественной войны. Военные автомобилисты, не щадя жизни, выполняли, казалось бы, самые невыполнимые задания, внося свой неоценимый вклад в Великую Победу.

За мужество, героизм и профессиональное выполнение поставленных задач в годы Великой Отечественной войны орденами были награждены 77 автомобильных соединений, 15 получили почётные наименования. 14 военных автомобилистов получили звание Героя Советского Союза.
В Москве возле станции метро «Тропарёво» сегодня стоит монумент в честь героев-автомобилистов. На стене мемориального комплекса – имена 26 Героев Советского Союза и 49 Героев Социалистического труда.

Военные автомобилисты выполняли свой долг в ходе локальных конфликтов. Одной из страниц истории участия в вооружённых конфликтах за рубежом является война в Афганистане, где за мужество и героизм сотни военных водителей получили медали и ордена.

И сегодня автомобилисты Вооружённых сил России достойно продолжают традиции своих предшественников, совершенствуя мастерство и выучку, осваивая новую технику, поступающая в войска в рамках гособоронзаказа.

«Военное обозрение» поздравляет всех военных автомобилистов страны с праздником!