Классный час, посвященный Дню космонавтики

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цели:

Систематизировать и расширить представления детей о космосе и космонавтах.

Познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

Прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

1. Выставка рисунков детей и иллюстрации по теме.

2. Выставка книг о космосе.

3. Аудиозапись песни: “Знаете, каким он парнем был”.

Ход классного часа

— Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.

Чудо-птица, алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (ракета)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

— Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

— Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космосе, о космонавтах.

— Правильно, День космонавтики.

«Освоение космоса»

— Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял, Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним. (слайд 2)

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев. (слайд 3)

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

— Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

— Как он называется? (Луна)

— Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

— Да это спутник!

— Вот те раз!

— Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

— Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны? (Дети отвечают)

Вывод учителя: Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

— Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.(слайд 4)

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои — космонавты на виду.

Им на земле спокойно не живётся,

Их почему — то вечно тянет ввысь,

Им звёзды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий — космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой или со мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит…

Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

— Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?

— Юрий Алексеевич Гагарин.(слайд 5)

— 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!…” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Песня: Знаете, каким он парнем был?

Слова Н. Добронравова

Музыка Л. Пахмутовой

Ребята, а кто знает, как называется специальная одежда космонавтов? (Скафандр)

— А теперь посмотрите на космический корабль «Восток» и на современную космическую станцию «Мир». Они отличаются и по размеру и по устройству.(слайд 6)

— Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Вывод учителя: Корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет, это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев.

— А что они там делают?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж космонавтов сменяется другим. Космонавты наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют космический дом, проводят много разных научных опытов. За космическим полетом следят с Земли из Центра управления.

— Космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за крылья? Для чего они нужны?

Рассказывает подготовленный учащийся.

Крылья космической станции – это солнечные батареи. Они ловят солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает и питает все научные приборы.

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.(слайд 7)

Титов Герман Степанович родился в с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.

— Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?

Валентина Терешкова.(слайд8)

Свой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

Первый выход в космос Леоновым А.А.(слайд 9)

Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первая высадка на Луну.(слайд 10)

Нил Армстронг (1969г.) – американский астронавт, первым высадился на Луну.

Ракеты-носители.(слайд 11)

Советские ракеты-носители, выводящие пилотируемые корабли, искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

Разгадайте кроссворд (подсказки в картинках) (слайд 12)

Кроссворд.

1. Женщина – первая полетевшая в космос? (В. Терешкова)

2. Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Ю. А. Гагарин)

3. Кто совершил первым выход в открытый космос? (А. А. Леонов)

4. Космонавт полет, которого продолжался 1 сут. 1 ч. 18 мин. (Г. Титов)

5. Первая собака, полетевшая в космос? (Лайка)

6. Американский космонавт первым, высадившийся на Луне? (Н. Армстронг)

Подведение итогов. Награждение и поощрение активных участников классного часа.

Классный час ко Дню космонавтики «Дорога в космос», 5 класс

Участники : учащиеся 5-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) расширить и углубить знания учащихся об освоении человеком космического пространства;

2) воспитывать у детей чувство гордости за подвиги покорителей космоса, успехи в развитии космической отрасли в нашей стране;

3) развивать у пятиклассников умения работать в малой группе, анализировать проблемную ситуацию, обосновывать и защищать принятое решение.

Подготовительная работа

I. Учащиеся собирают и изучают материал об освоении людьми космического пространства.

II. Изготовление классным руководителем совместно с учителем информационно-вычислительной техники (ИВТ) электронных слайдов по теме классного часа.

III. Подготовка трех учащихся к выполнению роли ведущих на классном часе.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) мультимедийный проектор с экраном;

б) электронные слайды;

в) на классной доске написана тема классного часа.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный классный час: сначала одноклассники познакомят нас с интересной информацией, а потом у каждого из нас будет возможность проявить свои знания и эрудицию в практической деятельности. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Что обозначает число 12 и месяц апрель? (День космонавтики.) Раньше люди только мечтали полететь в космос, а потом эта мечта стала реальностью. К ней долго стремитесь и много над ней работали.

2. Кто скажет, почему 12 апреля отмечается День космонавтики? (12 апреля 1961 г. был совершен первый полет человека в космос.)

II. Информационная часть.

На экран проецируется звездное небо (показ иллюстрации 1).

1-й ведущий . С древних времен далекие звезды, необъятные пространства манили человека, будоражили его воображение, оставаясь загадкой. Многие ученые древности, такие как Пифагор, Аристотель, Птолемей, пытались объяснить устройство Вселенной. На одном из рисунков знаменитый древнегреческий полководец Александр Македонский изображен летящим на троне, запряженном четверкой грифонов (показ иллюстрации 2). Мысль о полете подобно птице не давала человеку покоя. Чего он только не придумывал: мастерил крылья, надувал теплым воздухом шары. Наконец научился строить дирижабли, самолеты. И все для того, чтобы подняться в небо, увидеть новые миры. Сейчас все знают, что в космос можно подняться только с помощью ракеты. Но не каждый может рассказать, как додумался до этого человек.

2-й ведущий . Только в XVI в. астроном Николай Коперник доказал, что Земля вместе с другими планетами движется вокруг Солнца. Вслед за ним Джордано Бруно утверждал о том, что звезды — это далекие солнца, и вокруг них тоже движутся планеты. В XVII в. Галилео Галилей (показ иллюстрации 3) стал первым в мире наблюдать небесные тела с помощью телескопа и совершил много удивительных открытий.

3-й ведущий. Но только XX в. приблизил человека к космосу (показ иллюстраций 4, 5).

1-й ведущий . Как же это происходило?

2-й ведущий. Гениальный русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (показ иллюстрации 6) посвятил свою жизнь созданию науки о движении ракет и межпланетных путешествиях. Он придумал многоступенчатую ракету, которая может преодолеть земное притяжение.

3-й ведущий . Советский конструктор ракетно-космической техники академик Сергей Павлович Королев (показ иллюстрации 7) начал трудиться в авиации, добился первого признания в ракетной технике, а слава пришла к нему в космонавтике. Еще в 1931 г. вместе с последователем Циолковского Ф.А. Цандером создаст одну из первых в стране ракетных организаций — группу изучения реактивного движения, где руководит строительством и испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана. А в 1933 г. он назначается заместителем начальника Реактивного научно- исследовательского института.

1 - й ведущий . С 1946 г. до конца жизни С.П. Королев является главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток», «Молния», «Союз» (показ иллюстрации 8), космических кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс» (показ иллюстрации 9). Под руководством С.П. Королева запущены первый в мире искусственный спутник Земли (1957), первый космический корабль «Восток» (показ иллюстрации 10), пилотируемый Юрием Гагариным (1961).

2-й ведущий. Началом пути человека в космос стал запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г., а уже 3 ноября 1957 г. был запущен второй спутник с многочисленными научными инструментами и с собакой Лайкой (показ иллюстрации 11).

3-й ведущий. 12 апреля 1961 г. планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе». Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась, в Советском Союзе был запущен пилотируемый космический корабль «Восток» с человеком на борту. Человеком, проложившим дорогу в космос, стал летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич (показ иллюстрации 12).

1-й ведущий. Перед стартом космонавт № 1 (показ иллюстрации 13) сказал: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем? Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос. Это ответственность перед всем нашим народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим...».

2-й ведущий . Совершив полный оборот вокруг нашей планеты за 108 мин (показ иллюстрации 14), Гагарин благополучно возвратился на Землю.

3-й ведущий . Космическая эра началась. За ним последовали советские, а затем и американские космонавты. Сначала полеты космических кораблей были одиночными, а потом и групповыми. В 1965 г. 18 марта летчик-космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос (показ иллюстрации 15).

1-й ведущий . В 1971 г. было положено начало созданию пилотируемых орбитальных станций. Первой такой станцией стала выведенная на орбиту советская станция «Салют» (показ иллюстрации 16). В 1975 г. осуществился первый совместный полет советских и американских космонавтов и произведена стыковка советского корабля «Союз» с американским кораблем «Аполлон» (показ иллюстрации 17).

2-й ведущий. С давних времен люди мечтали совершить путешествие на Луну (показ иллюстраций 18, 19) Чего они только не выдумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки. Но только с изобретением ракеты стал возможен подобный полет. Первым таким аппаратом стала ракета конструкции С.П. Королева; 14 сентября 1959 г. межпланетная станция «Луна-2» (показ иллюстрации 20) достигла лунной поверхности.

3-й ведущий . В Советском Союзе ученые пошли по пути исследования Луны лунниками — автоматическими станциями и луноходами. Только до января 1974 г. к Луне и на Луну был запущен 21 аппарат. Они фотографировали поверхность этой планеты, доставляли лунный грунт на Землю (показ иллюстраций 21—23). А затем на поверхность Луны был доставлен автоматический аппарат «Луноход-1» (показ иллюстрации 24), который проработал там 10 мес., прошел более 10 км сложнейшего пути и детально исследовал поверхность на площади в 80 тыс. м2, доставляя информацию о строении Луны, прочности и химическом составе грунта, о кратерах и воронках (показ иллюстраций 25, 26). Затем исследования продолжил аппарат «Луноход-2».

1-й ведущий . Ученые США свои усилия сосредоточили на организации лунной экспедиции, т.е. полета космонавтов. В 1969 г. 21 июля члены экипажа американского космического корабля «Аполлон-11» Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин (показ иллюстраций 27,28) стали первыми людьми, ступившими на почву Луны (показ иллюстраций 29—31).

2-й ведущий . Уже через год после запуска первого искусственного спутника Земли начались полеты к Луне, а затем и другим планетам Солнечной системы: Венере (только в Советском Союзе с 1961 по 1972 г. были отправлены к этой планете 8 автоматических станций), Марсу, Юпитеру, Сатурну (показ иллюстраций 32— 36). Полеты межпланетных автоматических станций и кораблей помогли людям за несколько десятков лет узнать о планетах больше, чем за столетия астрономических наблюдений.

3-й ведущий . Изучение космоса продолжается: на борту международной космической станции космонавты проводят исследовательские работы и живут там долгие месяцы (показ иллюстраций 37, 38).

III. Практическая часть.

Классный руководитель . А сейчас, ребята, подобно тем умным, мужественным людям, которые приблизили к нам космос, мы сами постараемся приблизиться к нему. Совершим «Посадку на Луну» (показ иллюстрации 39).

Представьте, что каждый из вас является капитаном космического корабля. Ваша ракета потерпела крушение. Вынужденная посадка произошла на темной стороне Луны (показ иллюстрации 40). На светлой стороне вас ожидает исправный ракетоплан (показ иллюстрации 41) без экипажа. До него — 250 км (показ иллюстраций 42—43). Первая половина пути пролегает по темной стороне Луны, вторая — по светлой. Ракетоплан снабжен радиомаяком. Вы и команда при крушении не пострадали.

На борту корабля имеется определенное количество предметов (показ иллюстрации 44). Вам следует поставить возле каждого предмета цифру, которая показывает его важность и полезность в пути. У самого важного ставите цифру 1, цифру 2 — у второго по значению и так до 14-го, наименее важного для вас.

Предметы, полезные в пути

Ранжирование предметов

Коробка спичек

Пищевые концентраты

20 м нейлонового шнура

Шелковый купол парашюта

Переносной обогреватель на солнечных батареях

Коробка сухого молока

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг

Звездная карта лунного небосвода

Самонадувающаяся спасательная лодка

Магнитный компас

Сигнальные ракеты

Аптечка первой помощи

Приемопередатчик на солнечных батареях

Каждый ученик ранжирует перечисленные предметы по мере их полезности.

А теперь, уважаемые космонавты, как говорится, ум хорошо, а четыре — лучше. Сверьте свое мнение в четверках, обоснуйте и докажите друг другу правильность выбранного вами решения. Сделайте это корректно, считаясь с мнением товарища.

Происходят работа, поиск общего решения в малой группе Затем осуществляется сравнение решений малых групп с экспертным мнением.

По мнению экспертов, самыми важными в этой ситуации являются предметы, необходимые для поддержания жизни, — кислородные баллоны и вода. На следующее место нужно поставить средства навигации. На Луне полезными могут быть только карта звездного неба (для ориентации при движении по темной стороне) и приемопередатчик (для движения по радиомаяку на светлой стороне).

Путь должен занять не менее пяти дней. Следовательно, ранжирование предметов целесообразно произвести так (показ иллюстрации 45):

Ранжирование предметов

Продукты питания, необходимые в пути

Кислородные баллоны 2 шт. по 50 кг (необходимы для дыхания)

25 л воды (для утоления жажды)

Звездная карта лунного небосвода (для ориентации на темной стороне Луны)

Приемопередатчик на солнечных батареях (для ориентации на светлой стороне Луны)

Пищевые концентраты (для поддержания сил в пути)

20 м нейлонового шнура (может использоваться для транспортировки груза и преодоления горных хребтов)

Аптечка первой помощи (для оказания помощи при травмах и т.д.)

Шелковый купол парашюта (можно, связав стропы и получив длинную веревку, использовать для транспортировки грузов)

Самонадувающаяся спасательная лодка (может использоваться для транспортировки грузов или раненого человека)

Коробка сухого молока (дополнительный резерв питания, так как острой необходимости нет)

Переносной обогреватель на солнечных батареях (не имеет значения, так как на темной стороне не работает, а на светлой температура поднимается до 200 °С)

Сигнальные ракеты (бесполезны, так как при отсутствии воздуха гореть не будут)

Магнитный компас (не работает, так как нет магнитного поля)

Коробок спичек (без воздуха спички гореть не будут)

Мы довольно долго пробыли с вами на Луне. Давайте послушаем, о чем мечтают космонавты вдалеке от родной планеты и будем возвращаться.

Звучит песня «Трава у дома».

IV. Заключительная часть.

Классный руководитель . Посмотрите, ребята, какими знаниями должен обладать человек, решивший связать свою жизнь с космосом. Как трудно бывает порой найти верное решение. А что помогает нам принимать правильные решения?

Дети. Знания.

Классный руководитель . Как можно приобрести эти знания?

Классный руководитель . Ну что ж, доброго пути! Пройдут годы, и кто-то из вас, упорный и настойчивый, по- настоящему будет покорять космические пространства, прославляя трудом свой край, свою Родину.

Литература

Авдеев Ю. Космическая азбука. М., 1994.

Волков А. Земля и небо. М., 1974.

Горшков В.С. Дети Земли. Д., 1986.

Губарев B.C., Романов А. П. Конструкторы. М., 2003

Королев С. П. Сборник статей. М., 1977.

Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей М, 2002

Шаронов В.В. Луна — первая станция в космос. М., 1995

Знаете ли, вы кто был, первым космонавтом?

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский.(слайд)

Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С.П. Королев.(слайд)

Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

В послевоенное время ученые задумались над возможностью длительных космических путешествий.

Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник.

Как он называется?

Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли.

Что за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

Да это спутник!

Вот те раз!

Он спутник каждого из нас

И в целом всей Земли.

Руками спутник сотворен,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

Сейчас вокруг нашей планеты летают тысячи искусственных спутников. Зачем они нужны?

Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, посылать и получать телеграммы, связывать людей друг с другом. Люди создали спутники для того, чтобы изучать землю, солнце, планеты, звезды, разгадывать тайны природы.

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка космонавт пробыла над землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом наступила очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики.

Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух-трех лет и, чтобы у нее была светлая шерсть – ее лучше видно в камеру.

Породистые собаки не годились: они слишком изнежены и капризны.

Ласковые спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

Собак учили не бояться тряски, шума, переносить жару и холод, есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая Лайка.(слайд)

На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.

Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

Кто полетел к планетам первый?

Какой в апреле праздник раз в году?

О космосе слагаются легенды,

Герои - космонавты на виду

Им на земле спокойно не живётся,

Их почему - то вечно тянет ввысь,

Им звёзды покоряются, сдаются,

На их погонах золотом зажглись.

Прекрасно знает с детства мальчик каждый,

Гагарин Юрий - космоса герой,

Ведь космонавтом не рождаются однажды,

Он может рядом быть с тобой или со мной.

И вновь в неведомые дали

Корабль космический взлетит...

Пусть сбудется, о чём во сне мечтали,

Летите, дети, в небо, путь открыт!

Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом?(слайд)

12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.

Улыбка Юрия Гагарина бессмертна. Она стала символом. Гагарин улыбался всему миру. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам и полям. И он сказал: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!...” Да, она прекрасна. И нашу прекрасную и маленькую планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех и улыбки и любовь, надо беречь!

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова.(слайд)

Титов Герман Степанович родился в с. Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

Полет продолжался 1 сутки 1 час 18 минут, после чего спускаемый аппарат корабля совершил успешную посадку.

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А кто первая женщина космонавт?

– Валентина Терешкова.(слайд) вой космический полёт Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Старт произошёл на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

Первый выход в космос Леоновым А.А.(слайд)

Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно.

Первая высадка на Луну.

Нил Армстронг (1969г.) – американский астронавт, первым высадился на Луну.

Байконур, космодром, расположен в Казахстане, Кзыл-Ординская область, у г. Байконур.

Основан в 1955 г. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту.

Чтобы классный час на День космонавтики прошел интересно, ярко и познавательно, следует заранее подготовить подходящий сценарий и учесть возрастную категорию предполагаемых участников. Для ребят из начальной школы (1, 2, 3, 4 классы) отлично подойдет не очень долгий полуигровой вариант с простыми викторинами и поощрением за правильные ответы на вопросы. Для 5, 6, 7 и 8 классов уместным окажется письменный опрос на время, в котором мальчишки и девчонки продемонстрируют знания, полученные о космосе в школе. В 9-11 классах стоит включить в программу зрелищную презентацию, посвященную самым важным событиям в космической отрасли, а кроме того, дать ребятам возможность подискутировать друг с другом и высказать собственное мнение по теме мероприятия.

Классный час на День космонавтики для 1, 2, 3, 4 классов – как провести мероприятие в начальной школе

Планируя сценарий классного часа по случаю дня космонавтики в начальной школе следует помнить, что возраст детей 1,2, 3 и 4 классов еще не позволяет им запомнить большое количество цифр, дат и прочей сугубо профильной информации. Учитывая этот момент, лучше построить мероприятие в более активном игровом стиле и добавить в программу не только рассказ о важных фактах и вехах космической жизни России, но и простые викторины или конкурсы на проверку знаний о Солнечной системе, знаменитых космонавтах и значимых событиях, связанных с освоением звездных далей. Таким образом удастся систематизировать и расширить представление 7-10 летних учеников о космическом пространстве и астронавтах, в доступной форме познакомить ребят с небесными телами, планетами, спутниками и звездами, а также воспитать в школьниках уважение к истории страны и привить чувство гордости за свое сильное, современное и целеустремленное государство, всегда стремящееся стоять у истоков освоения космических глубин.

Викторина для классного часа в честь Дня космонавтики в 1-4 классе

«Элементарный космос» — вопросы этой викторины построены на самых основных понятиях, связанных с темой. В зависимости от возрастной категории детей их можно корректировать, например, в 1-2 классе задавать только самые простые и дополнять их визуальным материалом (картинками или слайдами), а для 3-4 классов добавлять чуть более сложные и предлагать ученикам отвечать широко и развернуто. Допустимо во время классного часа устроить состязание и, разделив учеников на команды, предложить им общими силами отвечать на вопросы. В конце наиболее успешных нужно обязательно поощрить грамотой «Знаток космоса» и небольшим тематическим сувениром. Это станет своеобразным стимулом для ребят расширить свои знания о космосе и более серьезно заняться изучением такой интереснейшей и познавательной науки, как астрономия.

  1. Что такое космос? (Космос — это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик).
  2. Кто такой космонавт? (Космонавт – это человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете).
  3. Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
  4. С помощью какого прибора в древности люди изучали звездное небо? (Телескоп)
  5. Как называется искусственное сооружение, где можно увидеть небесную сферу со звездами, планетами и спутниками, а также солнечные и лунные затмения? (Планетарий).
  6. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце).
  7. Сколько планет в нашей Солнечной системе? Перечислите. (Их 8: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун)
  8. Какая планета находится ближе всего к Солнцу? (Меркурий)
  9. Назовите планеты-гиганты. (Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун)
  10. До 2006 года эта планета считалась 9-ой планетой Солнечной системы, но в августе 2006 года Ассамблея Международного астрономического союза исключила ее из класса планет и перевела в класс планет-карликов. Как она называется? (Плутон)
  11. Когда произошел первый успешный полет человека в космос? (12 апреля 1961 года)
  12. Кто стал первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли)
  13. Какую знаменитую фразу произнес Ю.А.Гагарин перед полетом? («Поехали!»)
  14. Сколько минут длился полет Ю. Гагарина? (108 минут)
  15. Назовите первых женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая)
  16. Назовите состояние космонавта, которое он испытывает во время выхода космического корабля на орбиту. (Невесомость)
  17. Что означает фраза «выход в открытый космос»? (Выход космонавта за пределы своего корабля для работы в космическом пространстве).
  18. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А. Леонов)
  19. Что такое астрономия? (Наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем).

Как спланировать классный час ко Дню космонавтики в 5, 6, 7, 8 классе

Ученики 5, 6, 7 и 8 классов уже имеют определенные знания о космосе и даже изучают в рамках школьной программы основы астрономии. Для них можно спланировать классный час, как некую демонстрацию приобретенных знаний, причем, от обычного урока мероприятие будет отличать то, что ответы на вопросы придется давать письменно и за определенное время. В конце все дети получат не традиционные оценки, а баллы, по сумме которых и определится победитель – то есть, лучший ученик – знаток всего, так или иначе связанного с темой космоса.

Вводное слово скажет учитель астрономии или классный руководитель. Либо можно разделить эту речь пополам и дать слово обоим педагогам. Им будет приятно еще раз обратиться к ученикам и произнести несколько фраз по такой интересной теме. Однако, следует предупредить наставников, чтобы их выступления были емкими и краткими, так как мероприятие имеет четкие временные ограничения.

После вступительного слова уместно перейти к письменной викторине-опросу. Для этого ребятам нужно раздать предварительно заготовленные бланки, в которых будут отмечены специальные графы для вариантов ответа. Этот материал несложно сделать собственными руками в любом графическом редакторе или в программе для составления таблиц, а потом распечатать в школе на черно-белом принтере. В шапке листа должно быть место, где ученики напишут свои имя и фамилию, чтобы потом было удобней и проще подводить итоги.


  • Первый человек увидевший Землю из космоса? (Юрий Гагарин)
  • Первый человек, вышедший в открытый космос? (Алексей Леонов)
  • Первая женщина в космосе? (Валентина Терешкова)
  • Самый молодой космонавт в истории и первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток)? (Герман Титов)
  • Как звали первых собак, благополучно вернувшихся на Землю после орбитального полёта? (Белка и Стрелка)
  • Первая женщина в мире, совершившая выход в открытый космос? (Светлана Савицкая)

Когда печатная форма будет заполнена, ребята сдадут ее учителю, а в преддверии объявления победителей, послушают еще несколько познавательных фактов о космосе. Их может озвучить классный руководитель, пока учитель астрономии займется проверкой ответов. В финале классного часа всех участников викторины награждают поощрительными грамотами, а набравшим наивысшее количество баллов вручают импровизированные дипломы и маленькие тематические сувениры.

Интересный и познавательный классный час, посвященный Дню космонавтики в 9, 10, 11 классах – мероприятие с презентацией

Для проведения классного часа в честь Дня космонавтики в 9, 10 и 11 классах потребуется интересный и грамотный сценарий, широко и полно охватывающий тему. Не стоит ограничиваться элементарной историей космонавтики. Ребята 14-16 лет, скорее всего, уже знакомы с основными фактами и повторять их со всеми подробностями в очередной раз нет никакого смысла. Достаточно упомянуть о них вскользь, либо добавить к вступительной речи, которую в самом начале мероприятия произнесет учитель.

Основной идеей классного часа можно избрать тему современного освоения космоса. Для большей наглядности стоит сделать видео-презентацию и включить в нее фрагменты запуска ракет и выдержки из интервью знаменитых современных конструкторов, исследователей, космонавтов и научных сотрудников, работающих в отрасли. Ребятам будет интересно услышать, как государство планирует развивать освоение космоса и когда, наконец, звездные полеты станут обыденным и привычным атрибутом жизни человека.

Во время классного часа уместно вспомнить рассказы, повести, романы и фильмы на фантастическую тему. Пусть ученики назовут свои самые любимые произведения, расскажут, почему они им нравятся, и сравнят происходящее на страницах книг или киноэкранов с современной жизнью. Такой вариант сопоставления позволит ученикам продемонстрировать не только свои знания, но способность к анализу ситуации и умение выделять из общей массы наиболее полезную и важную информацию.

Завершающую часть мероприятия можно сделать более легкой и включить в нее несколько популярных песен о космосе. Пусть ученики исполнят их хором под живое музыкальное сопровождение или под аудио-запись, подготовленную заранее. Концовка такого плана красиво завершит классный час и сделает его более ярким и запоминающимся.