Краснодарский край Курганинский район станица Родниковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Единый всекубанский классный час

Подготовила кл. руководители: 9 а класса Гончаренко В.В.

Тема: Имя Кубани.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Цель мероприятия:

Формировать представление учащихся о славном кубанском народе – жителях Кубани,- как о главном богатстве всего Краснодарского края;

Доказать на примерах жизнедеятельности знаменитых жителей, что «на Кубани живет богатырский народ»;

Развивать навыки публичного выступления, работы с краеведческим материалом;

Развивать чувства патриотизма на примерах героизма и самоотдачи прославленных представителей края.

Оборудование : компьютер, презентация, видео фильм, книги, газеты.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Наш классный час сегодня посвящён году Кино, объявленному в этом году.

    Сегодня мы поговорим о славном кубанском народе – жителях Кубани,- как о главном богатстве всего Краснодарского края.

    Основная часть мероприятия.

Тема: «Богатство природы Кубани».

Учитель :

Кубань! Кажется, сама природа подарила людям, живущим здесь испокон веков, свои богатырские силы: бескрайние степи и горы, лиманы, сады и луга – все это есть на кубанской земле! Богаты кубанские недра, а почвы Кубани – щедры и плодородны! Не земля на Кубани, говорили наши предки, – а жирные масло, чернозем.

Не зря, наверное, гимном Кубани является песня, где говорятся такие слова: Ты Кубань ты наша родина вековой наш богатырь…»

С давних времен Кубань – жемчужина России. Если посмотреть на эту жемчужину сверху, скажем из космоса, то в районе восточного побережья Азовского моря она предстанет выжженной степью, переходящей то в солончаки, то в плавни, заросшие камышами, то в обширные лиманы, в прозрачной воде которых неторопливо бродят разжиревшие сазаны – шараны по-кубански. Места невиданно богатые, как и многие в нашем огромном Отечестве.

Тема: «Герои Кубани».

Учитель: наш край является уникальной частью России по своим природе, климату, географическому положению, различным ресурсам. Но, по-настоящему оживают, приобретают истинную красоту и становятся подлинным богатством эти ресурсы тогда, когда они оказываются в руках достойных людей-тружеников. Сегодня мы с Вами узнаем о трех известных людях, которые внесли свой вклад в процветание нашего края.

У нас в гостях житель города Курганинска Полякова Татьяна Ивановна. Предоставляем гостье слово.

(Рассказ об Курганинской поэтессе Федоровой Александре Дмитриевне)

Стихи и музыку начала писать с юных лет.

«Считаю, что настоящая поэзия и стихи – это не только творение собственной души, но и бесценный дар, который посылается с небес в настежь распахнутые сердца людей, живущих и страдающих на этой земле.»

А теперь мы попадаем на «Аллею славы земляков.»

Показ презентации о ветеранах ВОВ ст. Родниковская.

Горяев Степан Дмитриевич -Солдат двух войн.

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня,

И прочно выковал победу

Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

…1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. Главным ее героем был простой солдат. Верный военным присягам, он самоотверженно защищал Родину, не щадил жизни для достижения победы.

За годы войны 7 миллионов человек были отмечены орденами и медалями Советского Союза.

Мой герой родился в многодетной, крестьянской семье 27 ноября в далеком 1918 году на заре советской власти. И шаг за шагом, год за годом переживал вместе со всем народом трудности, боролся за лучшее, защищая Родину.

Родом Степан Дмитриевич из деревни Мариновка Крутинского района Омской области. Отец Горяев Дмитрий Афанасьевич, мать Горяева Софья Васильевна. У Горяевых даже по тем временам число ребятишек было рекордным – 16 человек.

Степан Дмитриевич с раннего детства был приучен к труду, тянулся к знаниям (не каждому дано в то время получить семилетнее образование) и культуре. После окончания семилетки работал заведующим клубом и избой читальней.

15 февраля 1940 Степан Дмитриевич призывается комиссией при Шкотовском районном военкомате Приморского края на действительную военную службу и зачисляется курсантом в 1-ю железнодорожную бригаду. Служил честно, строил планы на будущее, но все его мечты перечеркнула война.

Великая Отечественная застала, когда Степан Дмитриевич находился на станции Выгнанка Тернопольской области в Западной Украине. И здесь ему пришлось впервые увидеть страшное «лицо» войны и первые потери своих товарищей по службе. Это случилось, когда навстречу эшелону, движущемуся на линию обороны, бендеровцы пустили два паровоза. В результате столкновения, произошел взрыв такой силы, что вагоны наползали один на другой; людей, лошадей и все, что находилось в вагонах, выбрасывало на десятки метров от состава. Все, кто находился в первых вагонах, практически все погибли. Степану Дмитриевичу повезло, что он сопровождал лошадей и находился с ними в последнем вагоне. Ужас того дня и потеря друзей не забывается им и по сей день.

А потом было отступление до самой Москвы. Вражеские войска наносили удар за ударом, наши – шаг за шагом отступали, сдавая позиции. Самые жестокие, кровавые сражения развернулись под Москвой. Приказ главного командования был краток: «Ни шагу назад!» Советские солдаты бились до последнего. В составе 67–го отдельного железнодорожного батальона в обороне столицы участвовал и С.Д. Горяев. В одной из бомбежек он получил ранение в ногу. Людские жертвы оказались не напрасны: Москву отстояли.

За участие в героической обороне Москвы Горяев С.Д. указом Президиума Верховного Совета СССР от 1-го мая 1944 года награжден медалью «За оборону Москвы». От имени Президиума Верховного Совета медаль была вручена 1 мая 1945 года начальником железнодорожных войск Дальневосточного фронта.

Наши войска перешли в наступление. Спустя несколько лет исход войны был уже очевиден. Командир взвода Горяев дошел до самого Кенигсберга. Там и встретил Победу.

Но путь его лежал не домой, а на войну с Японией. В одну из ночей их часть подняли по тревоге; уже в вагонах по пути на Дальний Восток, солдаты узнали – они едут воевать с японцами. Во время этой войны Степану Дмитриевичу пришлось прокладывать через болота в тыл врага железнодорожные пути для прохода войск Советской Армии.

Медаль «За взятие Кенигсберга» нашла своего героя не сразу. В феврале 1946 года он получил медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», в марте того же года «За Победу над Японией» и, только потом, в апреле «За взятие Кенигсберга».

Даже после того, как угроза Советскому государству миновала, Степан Дмитриевич не вернулся домой – остался на сверхсрочную службу в армии. Вскоре женился. 3 января 1952 года уволился в запас по истечении срока сверхсрочной службы. Вначале работал в Туапсинском районе, а в 1959 г переехал в Курганинск.

35 лет Степан Дмитриевич проработал на сахарном заводе. Долгое время возглавлял хозяйственный участок. Подсобное хозяйство при сахарном заводе в то время было большим – крупный рогатый скот, свиньи, лошади. Все животные требовали ухода и заботы. Степан Дмитриевич «Ветеран труда» – всегда числился в передовиках, побеждал в соцсоревнованиях, награждался почетными грамотами, ценными подарками и неоднократно заносился на доску почета.

Сейчас жизнь ветерана течет неспешно: возраст. Сейчас Степану Дмитриевичу 93 года. Его навещают дочки, внуки и правнуки, не забывают бывшие коллеги. Очень часто посещают ветерана учащиеся школ города, проявляют о нем заботу и внимание.

Проходят годы. Но минувшие события, как прежде, свежи в памяти ветерана. О военном прошлом ему напоминают его награды. Кроме медалей Степан Дмитриевич награжден еще и орденом Великой Отечественной войны II степени.

Спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны просто бесценным являются воспоминания тех героев, которые были непосредственными участниками «огненных» событий.

В память о прославленном подвиге Советского народа учреждена юбилейная медаль «70 лет битвы за Москву», которую 20 декабря 2011 года вручили глава Курганинского городского поселения А.Н. Ворушилин и заместитель председателя районного совета ветеранов Г.И. Канищев.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданий пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же полными слез.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

3. Заключительная часть.

Учитель : Вот и рассказали мы о людях, которых по праву можем называть богатырями земли кубанской. Всей своей жизнью, трудовыми делами они доказали, что на Кубани живет богатырский народ и дела у него богатырские!

Завершая наш праздник мы предлагаем вам послушать песню на стихи поэтессы Кубани Федоровой А. Д.« ЦВЕТИ, МОЯ КУБАНЬ »

ЦВЕТИ, МОЯ КУБАНЬ

Остановись, живущий в этом мире -

И посмотри внимательно вокруг.

Твой кругозор намного станет шире.

И ты поймешь, что все это не вдруг.

В густых полях волнуется пшеница,

В садах на ветках - зрелые плоды,

Гурьбой стада к реке идут напиться -

Все это - земляков твоих труды.

Дары свои несет всем людям лето,

И оттого поет твоя душа.

А ты прижмешь к груди своей все это

И скажешь: «Как, Кубань, ты хороша!»

Бежит Лаба, о камни спотыкаясь,

Несет из гор в Кубань поток воды.

А ты стоишь и смотришь улыбаясь.

Пьянея от всей этой красоты.

Кубань, Кубань, сторонка дорогая.

Нет на земле прекраснее тебя.

Шумит в полях пшеница золотая,

А ты идешь, любуясь и любя.

На всей земле Кубань в большом почете.

Об этом знает каждый человек.

В России края лучше не найти.

Цвети, моя Кубань, из века в век!

В заключение прослушали песню в исполнении народного хора ветеранов КДЦ г. Курганинска в записи с творческого вечера А.Д. Федоровой.

Цель мероприятия:

  • Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности, воспитание любви к своей малой родине.

Задачи:

  • создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей друг с другом, учителем, школой;
  • способствовать сплоченности ученического коллектива и родителей;

воспитывать любовь к школе, к школьным традициям;

  • развивать внимание, логическое мышление, творческие способности;
  • сформировать положительный настрой на общение;
  • воспитывать активность учащихся, интерес к учебным предметам, школе
  • совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми обще классным мероприятиям.

Участники мероприятия: будущие первоклассники, их родители, учитель

Форма: Праздник.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Запись музыки.
  • Медали первоклассников (по числу учеников).
  • Воздушные шары
  1. Вступление.

Дети под музыку заходят в свой класс и рассаживаются за парты. (Песня «Первоклашки»)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

В день осенний рада

Вас увидеть я!

Нарядные, парадные, такие ненаглядные

Причёсанные с бантиками девочки сидят.

И мальчики – отличные, такие симпатичные,

Такие аккуратные на нас сейчас глядят.

— Сегодня у нас большой праздник – День Знаний. Вы собрались на первый школьный урок, чтобы познакомится со своей школой, узнать своих будущих одноклассников. (Слайд 1)

— Вы сегодня переступили порог волшебной страны — страны Знаний. Её вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. По этой волшебной стране могут путешествовать только школьники. В путешествии надо соблюдать правила. Какие? Послушайте внимательно. (Слайд 2)

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно помнить вот о чем.

На уроке ты сидишь

Тихо, тихо, словно мышь.

Спинка прямо у тебя,

Это делайте как я.

Если хочешь ты сказать,

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать.

— Замечательно, запомнили?

— А чему вы хотите научиться в школе? (высказывания первоклассников)

— Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по родному краю.

— Кто знает, как называется наш край? (Слайд 3)

— В этом году наш край отмечает 79 лет со дня своего рождения.

— Кубань называют жемчужиной России. Что такое жемчуг? Как он выглядит? (Слайд 4 )

— Нет края милее и богаче, чем наша Кубань: плодородные земли, бескрайние поля, щедрые сады, тёплые ласковые моря, а самое главное – люди, которые живут и прославляют наш край. (Слайд 5)

— Главой Краснодарского края является Вениамин Кондратьев (Слайд 6)

Сегодня все первоклассники края получат от губернатора тетрадь по Кубановедению, которая поможет вам узнать историю своей Родины.

— Сейчас мы совершим путешествие по родному краю и познакомимся с интересными людьми, которые трудятся во славу Кубани и нашего района.
— В наше путешествие мы отправимся на сказочном автобусе. Готовы?

(Слайд 7)

— Тогда вперёд!

— Мы прибываем на станцию «Дары Кубани» (Слайд 8-9)

— Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивают много сельскохозяйственных культур. А вот какие с/х культуры вы сами должны мне сказать.

  • На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)
  • И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко — …(подсолнух)

  • Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)

  • Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а просто …(лук)
  • Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

  • Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый – все довольны,
    Так приятен он на вкус,
    И зовут его …(арбуз).
  • Со времён ещё далёких

Из семян травы высокой

Хлеб пекут и варят каши,

Чтоб посеять — землю пашут.

Называли — пашаница,

А теперь зовут её… (пшеница)

  • Золотые зёрнышки

Рядышком сидят.

Быстро их отварим,

Угостим ребят.

Пусть «едят от пуза»!

— Кто выращивает эти культуры? Люди каких профессий заняты в сельском хозяйстве?

Следующая станция «Труженики Кубани». (Слайд 11)( Картинка-слайд – тракторист, комбайнер, шофер, пекарь)- Кто из ваших знакомых имеет такие профессии? Кто работает в фермерских хозяйствах?

Летом в нашем районе отмечался праздник – День Урожая, на котором чествовали, поздравляли лучших тружеников района. (Слайд 12)

— Есть еще очень важные профессии, а какие – отгадайте (загадки пчеловод, ветеринар) (Слайд 13)

— Наш автобус пребывает на следующую станцию «Животноводы Кубани».

— Перед вами конверты, в которых картинки, но они разрезаны. Ваша задача собрать и узнать, каких животных выращивают на фермах Краснодарского края. (Проверить – загадка картинка. Слайд 15-21 )

— Знатным животноводом нашего района считают Ф. Куропятника. (Слайд 22)

Следующая станция — «Спортивная». (Слайд 23)

— Кто знает, какое знаменательное событие в спорте произошло в этом году в августе?

— Состоялись 31-е Летние Олимпийские игры 2016 в Рио-де-Жанейро (Бразилия) с 5 по 21 августа.

На Играх в Рио спортсмены Краснодарского края завоевали семь медалей: четыре золотые, одну серебряную и две бронзовые. Давайте познакомимся с Чемпионами.

  • Тищенко Евгений Андреевич. Родился в станице Каневской Краснодарского края. Чемпион Олимпийских игр по боксу в Рио-де-Жанейро (2016)
  • Дзюдоист из Армавира Беслан Мудранов.
  • Теннисистка Елена Веснина из Сочи.
  • Краснодарская гандболистка Анна Сень

Дзюдо — это один из видов боевого искусства или спортивной борьбы, в которой главное — ловкость, а не сила.

Гандбол — командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом, руками. Цель игры - как можно больше раз забросить мяч в ворота соперника.

Ребята, кто из вас занимается спортом?

Спортивные люди – они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!

Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.

— Кто хочет стать красивым, здоровым, умным? Тогда всех приглашаю на спортивную зарядку. (Звучит музыка «Солнышко лучистое…») (Слайд 24)

Вывод.

Ребята, посмотрите, какая страница у нас получилась, как она называется? (Имя Кубани) . Здесь собраны фотографии людей, своим трудом прославляющим Кубань. Это только первая страница, которую мы сделали с вами сегодня, в течение учебного года мы продолжим составлять этот журнал.

— Пройдет еще совсем немного лет и вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни нашей Кубани, нашего района. Я верю, что каждый из вас принесет пользу нашей Родине. А сейчас вам нужно хорошо учиться, заниматься спортом, культурой и, быть может, ваши имена будут вписаны в славную историю Краснодарского края. (Слайд 25)

— Вам понравилось волшебное путешествие по родному краю? Кубань гостеприимна и щедра, если мы сейчас произнесем волшебные слова, то произойдёт чудо.

Повторяйте за мной:

Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться

И весело жить!

— Поднимите ручки вверх, теперь опустите под стульчики и ……

— Закончен наш первый урок. Я ещё раз поздравляю вас всех с новым учебным годом! Сегодня вы отдыхаете, а завтра на занятия.

Презентация к классному часу: Имя Кубани — 1 класс

Классный час: Имя Кубани 2 класс

Цели :

Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;

Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;

Воспитание любви к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

Слайд №1

Вот и пролетело лето! Я очень рада видеть вас, мои дорогие дети и родители! Сегодня, 1 сентября, в школах нашего края пройдет единый урок: Имя Кубани.

Ребята, как называется край, в котором мы живем? Как его можно назвать иначе?

Слайд №2 Работа с картой.

Посмотрите на карту нашего края. Вот так выглядит наш край со спутника. На карте жёлтым и зелёным цветом обозначается суша, а вода - голубым. Так вот вы видите, что слева на карте очень много голубого цвета. Это два наших любимых моря. Может кто - то из вас знает на какое море вы ездили летом со своими родителями? (Чёрное и Азовское).

Расскажите, что вы видели на море? (Рассказы учащихся).

Слайд №3 Кубань - жемчужина и житница России.

Ребята, мы с вами можем гордиться не только морями и пляжами. Нашу Кубань называют жемчужиной России. Это значит, что в России Кубань выделяется своими достоинствами, является сокровищем, украшением России.

За окраинами городов, поселков есть поля. А что на них растёт?

Краснодарский край знаменит на всю Россию богатством своей земли, на которой выращивают (я буду вам называть, а вы загибайте пальцы): пшеницу, кукурузу, подсолнечник, свёклу, рис, виноград, арбузы, огурцы, лук, перец. Я вам окрою секрет: больше нигде в нашей стране столько овощей не выращивают! Вот какая богатая наша земля!

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы -
Всё это родная…(Кубань)

Слайд №4

На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Но самые большие площади на кубанских полях занимает...(пшеница).

А знаете, как одним словом можно назвать пшеницу, рожь, ячмень - …(жито). Вот потому и называют нашу Кубань - житницей России.

Слайд №5 Кубань - песенная.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня - драгоценное богатство каждого народа.

Слайд №6,7,8,9 Кубань - мастеровая

Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем при этом была кубанская природа. Она же давала и простейшие материалы - глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла. Какие вы знаете? (кузнечное дело, гончарное, плетение корзин, веников)

Слайд №10 Кубань - спортивная.

Летние Олимпийские игры 2016 — тридцать первые летние Олимпийские игры , проходившие с 5 по 21 августа в Рио-де-Жанейро , Бразилия . Спортсмены, связанные с Краснодарским краем, завоевали 11 наград на Олимпиаде в Рио (восемь золотых медалей, одну серебряную и две бронзовые)

Слайд № 11 Кубань - многонациональная

Кубанская природа, родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов (рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-ры...)

Слайд № 12 Кубань - поэтическая»

Мы признаёмся в любви своей Родине, дарим ей добрые и светлые слова. Как тонко могут подметить и воспеть красоту нашей Кубани - поэты.

Проникновенные строки посвящают они родной земле.

Отчий край!

Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

Это стихотворение написал Кронид Обойщиков. А вот если вы прочитаете стихи других поэтов, мы сможем узнать фамилии и других поэтов Кубани.

Слайд №13

Какое слово появилось на экране?

Что обозначает это слово? (Главный город, столица нашего края)

Слайд № 14

А как главный город назывался раньше и почему? (Эту Кубанскую землю подарила казакам Екатерина II .

Для чего она сделала такой подарок? (чтобы казаки стойко защищали границу страны.)

Каждого из нас беспокоит судьба нашего большого дома - нашей России, и нашего малого дома - родной Кубани. Его благополучие, его будущее зависит от вас. Всё это - ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

Краснодарский край Выселковский район посёлок Бейсуг

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

имени Близнюкова Александра Николаевича посёлка Бейсуг

муниципального образования Выселковский район

Всекубанский классный час

« Имя Кубани»

Виртуальное путешествие

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 8 п. Бейсуг

ЧубНатальяАлександровна

Единый всекубанский классный час

«Имя Кубани»

Цель:

Цели:

привитие любви к малой родине и сопричастности к истории Краснодарского края,

воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к историческому прошлому своей малой Родины,

воспитывать чувство патриотизма, гордость за родной край.

Задачи: привлечь внимание учащихся к самобытности и уникальности истории Кубани.

Оборудование:

Символика Краснодарского края, плакат с изображением контурной карты Краснодарского края,цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, проектор, презентация.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. Хотите узнать куда?

Тогда послушайте стихотворение:

Слайд 2

Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный -
Сторона родная,
Край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен -
Край наш … (Краснодарский)

На чём можно отправиться в путешествие по Краснодарскому краю.

(На поезде, на самолете, на корабле).

Обоснуйте свой ответ.

(На территории Краснодарского края проходит Северокавказская железная дорога, есть аэропорты и наш край омывается двумя морями: Черным и Азовским) Слайд3

А станции у нас будут необычные.

Итак, отправляемся в путь! Я предлагаю путешествовать на самолете.

Первая станция “СИМВОЛЫ”

Назовите символы Краснодарского края. (Герб, гимн, флаг)

Из каких цветов состоит флаг? (Cиний, малиновый, зелёный)

На доске появляется плакат на котором изображена контурная карта Краснодарского края. Дети раскрашивают её в те цвета, которые присутствуют на флаге.

С каких слов начинается гимн Кубани? (Ты, Кубань, ты, наша родина, Вековой наш богатырь!)

Исполнение гимна Кубани учащимися.

Вторая станция “Моя малая Родина”

(Звучит отрывок из песни Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина?»)

-Учитель: А с чего начинается Родина для каждого из нас?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно, для каждого из нас Родина начинается с родного города или посёлка, в котором мы родились, с шума деревьев на улице, с моря пшеницы на бескрайних кубанских полях, с задорной казачьей песни…Пройдите по знакомым улицам и тропинкам, всмотритесь в лица людей. Которые вас окружают. Всё это - ваше близкое, родное, дорогое. И даже если по воле судьбы вы окажетесь далеко от этих мест, всё равно вы будете всем сердцем стремиться сюда. Здесь ваш дом, ваши корни - Родина начинается здесь.

Сегодня мы поговорим о маленьком уголке нашей необъятной Родины, о нашей малой родине, где мы все родились. Наш край разделён на муниципальные образования. Всего в крае 44 муниципальных образования. (Рассматриваем карту районов края Слайд 4 ).

-Учитель: Как называется наш район?

(Мы живём в Выселковском районе)

Учитель: Правильно наше Бейсугское поселение находится в Выселковском районе. Бейсугское сельское поселение составляет три населённых пункта - посёлок Бейсуг, станица Новодонецкая и станица Александроневская.

(Рассматриваем карту Бейсугского сельского поселения Слайд 5-6 ).

Выступление учащихся шестого класса с информацией об истории посёлка.

Ученик шестого класса: Посёлок Бейсуг основан в 1901 году и начал расти и развиваться. В посёлке была построена станция Бурсак. (Слайд 7) Поддержку строительству оказала дочь атамана Бурсака (Слайд 8), в честь которого и была названа станция. В 1928 году была построена машинотракторная мастерская. Работала на полях техника, возделывались новые земли, счастливо жили люди, пока не грянула Великая Отечественная война. Наш посёлок пострадал от бомбёжек немецких самолётов. Бомбёжке подверглись элеватор и железнодорожная станция. При бомбёжке погибла учительнца, которая жила в здании школы.

1 февраля 1943 года наш посёлок был освобождён. И началось строительство новой, мирной жизни. В 1953 году был построен элеватор, а в 1970 году - новое здание. В 1965 году был построен новый современный Дом культуры, а рядом - памятник народному герою, нашему земляку А. Кочубею.

Учитель: - Посмотрите на карту Выселковского района (Слайд 9). На территории Выселковского района 26 населённых пунктов, одним из которых является наша малая родина - посёлок Бейсуг.

Прекрасен наш посёлок сейчас. Идёт в посёлке строительство новых зданий, возделываются плодородные поля, на которых работали наши отцы, деды, прадеды, и мы будем работать, оставляя что-то и нашим потомкам, внося свою лепту в историю нашего посёлка и Кубани.

Учитель: Итак, отправляемся в полёт над нашим посёлком, и увидим, как он прекрасен с высоты птичьего полёта. Для этого мы отправимся на аэродром нашего посёлка и сядем в самолёт (Слайд 10). А теперь полетели! Взлетая, мы видим нашу школу № 8, в которой вы учитесь (Слайд 11).

Ребята, чье имя носит наша школа?

(Александра Николаевича Близнюкова)

Что вы знаете об этом человеке?

Учитель:

Слайды 12-16

Александр Близнюков, наш земляк, который проходил службу в Афганистане. Там шла война. Саша не вернулся с этой войны.

Саша Близнюков родился 1 сентября 1960 года в поселке Бейсуг. В семье он был единственным сыном. Саша был послушным, веселым и любознательным. Родные его очень любили. Ласковый, добрый, он во всем помогал своей маме. Он был одним из первых активистов в школе. Не было такого поручения, которого он бы не выполнял.

Школьные годы пролетели быстро. После окончания 8 классов Бейсугской школы Саша пошел учиться в ГПТУ №12 г. Ростова на газосварщика. Прошло немного времени, и пришла повестка в армию. Он часто писал письма домой о своей службе. Он писал, что все хорошо, вот только скучает по родному дому.

Во всех его письмах отчетливо была видна ненависть к тем, кто лишает жизни и крова людей. Саша верил, что они вместе с афганским народом победят наемных убийц. Саша Близнюков был смелым и храбрым воином нашей Советской Армии.

Командование благодарило маму Александра-Зинаиду Никитичну за хорошее воспитание сына. Ждала мать Сашу из армии. Считала месяцы, дни и часы - вот придет сын.

Но не довелось ей увидеть его живым. Жжет руки Зинаиды Никитичны извещение, где написано «При исполнении боевого задания ваш сын погиб в Афганистане». 13 сентября 2012 года, на торжественной линейке, МБОУСОШ №8 было присвоено имя Близнюкова А.Н.

Вот так, ценой своей жизни, прославил наш поселок и свою родную Кубань наш земляк Александр Близнюков.

Учитель : Пролетаем над посёлком и видим огромное здание. Вы узнали, что это за могущественное сооружение?(Слайд 17-18)

Ученики: - Да, это здание элеватора, сюда машины везут убранную с полей пшеницу. Где она будет храниться.

Ученики: - Да. Мы впервые увидели Бейсуг с высоты! Он очень красивый!

Учитель: - Но на этом наше путешествие не заканчивается. В нашем посёлке есть ещё много красивых мест и достопримечательностей. Продолжим наше путешествие и посетим памятник И.А. Кочубею, который стоит на въезде в посёлок. Кочубей - легендарный герой гражданской войны, уроженец станицы Александроневской. Он сражался за права простого народа, за землю кубанских казаков. (Слайд 22)

Я надеюсь, что совершив это путешествие по посёлку Бейсуг, вы станете любить свою малую родину ещё больше. Сейчас я прочту стихотворение, которое посвящаю нашему посёлку. Написала его учительница нашей школы В.Н. Турчинова. (Чтение стихотворения учителем).

Мой Бейсуг.

Там, где Бейсуг-река затерялась в полях,

Где поют соловьи на рассвете,

Мой посёлок родной утонул в тополях,

Самый лучший посёлок на свете.

Здесь вас встретит лихой Кочубей на коне

И зовущая в центр дорога,

Здесь приветливый свет виден в каждом окне,

И хороших людей у нас много.

По пшеничному полю комбайн бежит,

К элеватору мчатся машины.

Колос просится с поля, устало дрожит,

Нет для сердца милее картины.

На закате по улицам песни слышны:

Хорошо наш народ отдыхает,

Ну а ночь наступает - в объятьях реки

До утра всё вокруг засыпает.

А как только зарёй прокричат петухи,

Бейсуг - труженик снова проснётся,

И на пастбища гонят коров пастухи,

Новый день для посёлка начнётся.

По железной дороге бегут поезда,

Эхом песня колёс раздаётся.

По стране путешествую я иногда,

Только дома душа остаётся.

Я люблю возвращаться из дали чужой,

Сердце бьётся в груди, замирая.

Ты - мой дом, моя пристань, и я твой покой

На шум города не променяю.

А теперь мы продолжим путешествие по территории Бейсугского сельского поселения и посетим станицу Новодонецкую. Главной достопримечательностью станицы является это величественное здание. Это храм. Вы знаете, как он называется?

Ученик: - Это Свято-Троицкий храм. Недавно он был отреставрирован и теперь сюда приезжают прихожане не только нашего поселения, но и всего края.(Слайды 23-24)

Учитель: - Да, вы правы - этот храм не только очень красивый, он имеет свою историю. Я хочу рассказать о своей малой родине, станице Новодонецкой, в которой я родилась. Станица была основана в 1812 году на реке Бейсужке. Первыми начали населять станицу уроженцы Воронежской, Курской губернии и с Дона. Главной достопримечательностью станицы Новодонецкой является Свято-Троицкий храм. На месте нынешнего храма стояла деревянная церковь. В1850 году она сгорела. В1856году построена новая деревянная церковь. Здание нынешнего храма строилось с 1912 по 1915г. После революции храм был закрыт и долгое время не функционировал. Во время войны здание пострадало, но выстояло. Позже оно было приспособлено под колхозный склад. В настоящее время храм отреставрирован, действует и представляет собой предмет гордости не только местных жителей, но и всей Кубани.

Ученик шестиклассник: - А я хочу рассказать о своей станице, она тоже очень красивая и название у неё замечательное - Александроневская. На месте станицы Александроневской ранее находился хутор Кокорино. Первые переселенцы были из хутора Нивинки и Рощи Ставропольского края. В 1907 году хутор был переименован в Александроневский, а в 1914 году хутор был преобразован в станицу Александроневскую в честь великого русского князя. Непростой была жизнь этой прекрасной станицы. Её жителям пришлось почувствовать на себе и лишения в годы революции, и гнёт немецких оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Но станица выстояла. Сейчас в станице349 дворов с населением 826 человек.

Я люблю свою станицу и верю, что её расцвет впереди.

Учитель: - Наш край богат прекрасными уголками природы, великолепными памятниками культуры, а самое главное - хорошими, талантливыми, трудолюбивыми людьми. Труженики полей нашего сельского поселения собрали в этом году богатый урожай и стали победителями жатвы в Выселковском районе. Вы должны гордиться достижениями ваших земляков, отцов, дедов. А пройдёт совсем немного времени, вы придёте им на смену и, я надеюсь, приумножите их достижения. (Слайды 25-31)

Итог.

Станция «Переулок Творческий»

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. С удовольствием отмечаю, что все вы молодцы!

У вас на столах лежат листы бумаги разного цвета- красные, желтые, синие. Мне очень интересно узнать ваше мнение о нашем путешествии. Напоминаю вам, что красный цвет - это радостное настроение, жёлтый - светлое, приятное впечатление, синий - грустное. Обведите свою ладошку на листе того цвета, какое у вас настроение вызвало это мероприятие.

Давайте приклеим ладошки вокруг нашей карты. Пусть ваши ладошки сберегут и защитят наш край.

Разноцветные ладошки подчеркивают, что Краснодарский край многонациональный. В нем проживает более 120 народностей. И очень хочется, чтобы все нации, живущие в нашем крае, жили в дружбе и согласии, относились с уважением к традициям и обычаям всех народностей, проживающих на нашей кубанской земле.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Ситдикова Н. В. «Моя Кубань», Ростов - на - Дону, 2005 г.

2.Ратушняк В. Н. «По страницам истории Кубани», Краснодар, 1993 г.

3. Касьянов В. В. «История Кубани», Краснодар, 2005 г.

4. Песня В. Баснера и М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

5. Стихотворение И. Вараввы «Земля отцов - моя земля»

6.Материалы школьного музея «Казачий курень»

Анатолий Николаевич Березовой

(11.04.1942, пос. Энем, Республика Адыгея)

Герой Советского Союза, вице-президент Федерации космонавтики России, почетный гражданин Кавказского района

Кубань гордится именами выдающихся исследователей космоса. Это и Н. Г. Чернышев, и Ю. В. Кондратюк, и Г. Я. Бахчиванджи. В одном ряду с ними – имя летчика-космонавта Анатолия Николаевича Березового.

В начале 1960-х гг. Березовой работал на заводе. Полет Юрия Гагарина перевернул всю его судьбу. Он решает стать космонавтом.

Путь к мечте занял 12 лет. И вот – первый в мире длительный космический полет, который продолжался 211 дней! Экипаж корабля под руководством Березового выполнял астрофизические, медицинские и биологические исследования, изучал поверхность Земли, усовершенствовал работу аппаратуры орбитальных станций. Члены экипажа выходили в открытый космос – ремонтировали внешнюю поверхность станции, выводили на орбиту искусственные спутники.

А на земле Анатолий Николаевич готовил космонавтов к полетам, создавал службу космических спасателей.

Сегодня Анатолий Николаевич Березовой – полковник в отставке. Живет в Звёздном городке под Москвой. Он ведет большую общественную работу, сотрудничает с учеными института мониторинга земель и косистем, работает над сохранением кубанских черноземов, часто бывает у нас на Кубани.

Аким Дмитриевич Бигдай

(3.09.1855 – 17.11.1909)

В истории кубанской культуры Аким Дмитриевич Бигдай – личность замечательная, редкостная, необыкновенная. Он родился в станице Ивановской, в семье дьячка местной церкви. Получив юридическое образование в Одессе, возвратился на Кубань, где с 26 июля 1888 года он был мировым судьёй в Екатеринодаре.

Много сил и энергии А. Д. Бигдай отдавал делам общественным: был членом екатеринодарской городской думы, председателем благотворительного общества, директором попечительного комитета по тюрьмам, учредителем исправительного приюта, собирал средства в пользу голодающих. Помимо этого, работал в Кубанском экономическом обществе и в областном статистическом комитете. Был избран председателем екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Одним словом, не было такого общественного дела, на которое бы активно не откликнулся этот человек.

Аким Дмитриевич всей душой любил музыку, хотя не получил специального музыкального образования, играл и на скрипке, и на фортепиано. Им написано несколько музыкальных произведений, в том числе и музыка к пьесе кубанского писателя, атамана Черноморского казачьего войска Я. Г. Кухаренко «Черноморский побыт».

И всё же главным в его жизни было собирание и популяризация народных песен Кубани. Аким Дмитриевич начал записывать услышанные старинные мотивы, собирать песенные тексты с молодости. Привлекал к записи песен своих многочисленных родственников, друзей, знакомых и даже первых встречных на улице, кто помнил дедовские напевы. И люди охотно отзывались на его просьбы. Он исколесил всю Кубань, встречался с десятками исполнителей, слушал хоровые коллективы, записывал свадебные песни. В издаваемых сборниках песни классифицировались по жанрам: военно-походные, бытовые, острожные и т. д.

Беспощадное время предало забвению добрые дела Акима Дмитриевича Бигдая, совершенные им во имя блага кубанцев, но остался один вечный памятник ему – сборник «Песни кубанских и терских казаков». Этот уникальный труд, завещанный грядущим поколениям, продолжает служить людям.

В 1992 и 1995 годах были изданы два тома «Песен кубанских казаков» А. Д. Бигдая под редакцией В. Г. Захарченко – художественного руководителя Кубанского академического казачьего хора. Песни эти живут теперь в репертуаре хора.

Антон Андреевич Головатый

(1732 или 1744, Полтавская губерния – 28.01.1797, Персия)

Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность.

Антон Головатый родился в местечке Новые Санджары Полтавской губернии в 1732 году (по другим источникам, в 1744 году) в богатой малороссийской семье. Учился в Киевской духовной академии, но мечтая о ратных подвигах, подался в Запорожскую Сечь. За храбрость, грамотность и живой ум молодого казака запорожцы окрестили его «Головатым».

Будучи человеком весёлым, остроумным, Головатый служил легко, быстро продвигаясь по службе – от простого казака до куренного атамана. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II.

Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани.

Антон Головатый обладал врождённым дипломатическим талантом, который ярко сказался и в его административно-гражданской деятельности. После переселения на Кубань, исполняя обязанности кошевого атамана, Антон Андреевич руководил строительством дорог, мостов, почтовых станций. С целью лучшего управления войском ввёл «Порядок общей пользы» – закон, устанавливающий в войске бессменную власть богатой верхушки. Размежевал куренные селения, разделил Черноморию на пять округов, укрепил границу.

Головатый занимался и дипломатическими переговорами с закубанскими черкесскими князьями, изъявлявшими желание принять российское подданство.

26 февраля 1796 года Антон Головатый возглавил тысячный отряд казаков и вступил с ними в «Персидский поход», но неожиданно заболел лихорадкой и 28 января 1797 года умер.

Имя Антона Головатого и сегодня помнят на Кубани.

Евгения Андреевна Жигуленко

(1920 – 1994)

Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка

(325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Евгения Андреевна Жигуленко родилась 1 декабря 1920 г. в Краснодаре в семье рабочего. Окончила среднюю школу в г. Тихорецке Краснодарского края, училась в дирижаблестроительном институте (в дальнейшем Московский авиационно-технологический институт).

Е. А. Жигуленко окончила школу лётчиков при московском аэроклубе. В Красной Армии она находилась с октября 1941 года. В 1942-м окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года.

Евгения Жигуленко, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Ещё школьницей Женя решила закончить за год два класса. Все лето провела за учебниками и успешно сдала экзамены. Из седьмого класса – сразу в девятый! В десятом классе написала заявление с просьбой зачислить её слушательницей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Ей ответили, что женщин в академию не принимают.

Другая бы успокоилась и стала искать себе иное занятие. Но не такой была Женя Жигуленко. Она пишет горячее, взволнованное письмо наркому обороны. И получает ответ, что вопрос о её приёме в академию будет рассмотрен, если она получит среднее авиационно-техническое образование.

Женя поступает в московский дирижаблестроительный институт, и одновременно заканчивает Центральный аэроклуб им. В. П. Чкалова.

В начале войны Евгения Андреевна предпринимает настойчивые попытки попасть на фронт, и её усилия увенчались успехом. Она начинает службу в полку, ставшем впоследствии Таманским гвардейским краснознамённым ордена Суворова авиационным полком ночных бомбардировщиков. Три года провела отважная лётчица на фронте. За её плечами 968 боевых вылетов, после которых горели вражеские склады, автоколонны, аэродромные сооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгении Андреевне Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Она награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды.

После войны Евгения Жигуленко ещё десять лет отдала службе в Советской Армии, закончила Военно-политическую академию, затем работала в учреждениях культуры Кубани. Многогранность натуры Евгении Андреевны проявилась в том, что она освоила ещё одну профессию – кинорежиссёра. Первый её полнометражный фильм «В небе “ночные ведьмы”» посвящен подругам-лётчицам и штурманам прославленного полка.

Виктор Гаврилович Захарченко

Я буду счастлив, если мои песни будут жить в народе. (В. Г. Захарченко).

Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, Герой труда Кубани, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и Всероссийского музыкального общества.

Отца будущий композитор потерял рано, он погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Па­мять о матери, Наталье Алексеевне, осталась в запахе хлеба, который она пекла, во вкусе ее самодельных кон­фет. В семье было шестеро детей. Мама всегда работа­ла, а работая, обычно пела. Эти песни так естественно входили в детскую жизнь, что со временем стали духов­ной потребностью. Мальчик заслушивался свадебными хороводами, игрой местных гармонистов-виртуозов.

В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Красно­дарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его, стал студентом Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки на факультете хорово­го дирижирования. Уже на 3-м курсе В. Г. Захарченко пригласили на высокую должность - главного дириже­ра Государственного Сибирского народного хора. По­следующие 10 лет работы на этом посту - целая эпоха в становлении будущего мастера.

1974 год - переломный в судьбе В. Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится худо­жественным руководителем Государственного Кубан­ского казачьего хора. Началась счастливая и вдохно­венная пора творческого подъема коллектива, поиск его самобытного кубанского репертуара, создание научно-методической и концертно-организационной базы. В. Г. Захарченко - создатель Цент­ра народной культуры Кубани, детской школы искусств при Кубанском казачьем хоре. Но главное его детище - Государс­твенный Кубанский казачий хор. Хор достиг ошеломляющего ре­зультата на многих площадках мира: в Авс­тралии, Югославии, Франции, Греции, Чехословакии, Америке, Японии. Дважды, в 1975 и 1984 годах, он побеждал на Всероссийских конкурсах Государственных русских народных хоров. А в 1994 году получил высшее звание - академи­ческий, был удостоен двух Государственных премий: России - им. М. И. Глинки и Украины -им. Т. Г Шевченко.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности народной жизни, гражданской от­ветственности за судьбу страны - вот главная линия композиторского творчества Виктора За­харченко.

В последние годы он расширяет свой музыкальный и тематический диапазон, идейную и нравственную направленность творчества. По-другому зазвучали строки стихов Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали уже тес­ными. Создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились поэмы «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова), «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатова), новые редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина).

Названия его произведений говорят сами за себя - «Набат» (на стихи В. Латынина), «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева), «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова).

В. Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные ду­ховные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это един­ственный коллектив, который удостоен столь высокой чести.

Виктор Гаврилович Захарченко - профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведет обширную научно – исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч народных песен и традиционных обрядов – историческое наследие кубанской станицы; изданы сборники песен кубанских казаков; сотни обработок и народных песен записаны на грампластинки, компакт-диски, видеофильмы.

Фёдор Акимович Коваленко

В историю нашего края Фёдор Акимович Коваленко вошёл как коллекционер и меценат, создатель картинной галереи, ныне художественного музея.

Он родился 16 мая 1866 года на Полтавщине в многодетной семье. Окончив местное училище и не имея возможности продолжить образование, в 1881 году с отцом и братьями переехал в Екатеринодар, где устроился на работу в бакалейный магазин.

На скудные заработки Фёдор Акимович Коваленко покупал недорогие картины, этюды, старинные вещи, монеты и постепенно создавал интересную коллекцию. Он признавался, что «на покупку картин утрачивал все свои средства». Уже в 1890 году Фёдор Акимович устроил первую выставку.

Спустя 10 лет Фёдор Акимович подарил свою коллекцию городу. А уже в 1907 году город арендовал под картинную галерею красивый двухэтажный особняк инженера путей сообщения Шарданова.

С 1905 года Фёдор Акимович ежегодно, весной и осенью, организовывал выставки картин русских и украинских художников. В 1909 году создал художественный кружок, почётным президентом которого был избран И. Е. Репин.

В 1911 году, благодаря активному участию Фёдора Акимовича, при поддержке и помощи Репина, в Екатеринодаре открылось художественное училище, а в 1912 году – художественный магазин, назначением которого было «проводить в массу художественный вкус».

Торговые дела у Коваленко шли плохо, приходилось постоянно конфликтовать с городской думой. Это требовало много сил и здоровья. В 1919 году сыпной тиф унёс из жизни кубанского Третьякова.

В 1993 году Краснодарскому краевому художественному музею было присвоено имя Ф. А. Коваленко.

Супруги Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан

Супруги Кирлиан – ученые с мировым именем – уроженцы Кубани.

Долгие годы они жили и трудились в Краснодаре. Семен Давидович родился в Екатеринодаре 20 февраля 1898 года в многодетной армянской семье. Мальчик обладал абсолютной музыкальной памятью и слухом, мечтал стать пианистом, но начавшаяся первая мировая война прервала его учебу. 19-летний юноша был отправлен в Тифлис. В декабре 1917-го вернулся на Кубань и поступил электриком-водопроводчиком на завод И. А. Ярового.

В эту пору на жизненном пути С. Д. Кирлиана встретилась красивая девушка – дочь священника станицы Новотитаровской Хрисанфа Лукича Лотоцкого Валентина (родилась она 26 января 1901 года). В 1911 году Валентину Лотоцкую, десяти лет от роду, отвезли в Екатеринодар и устроили в Епархиальное женское училище. Окончила училище в 1917 году. Освоила профессию машинистки. Тогда и встретила Семена Кирлиана.

В. Х. Кирлиан занималась педагогикой и журналистикой, С. Д. Кирлиан – электромеханикой. Мастерскую на улице Карасунской, где он работал, хорошо знали горожане: там можно было быстро, добротно и за бесценок отремонтировать с годовой гарантией любой электронагревательный прибор.

Неугомонный изобретатель в 1941 году предлагает электроэкран, используемый в душевых для обработки и обезвреживания людей, пораженных отравляющими газами. В годы войны им были сделаны и другие рационализаторские предложения. После освобождения Краснодара Кирлиан активно участвует в восстановлении машинного оборудования на заводах.

В послевоенные годы Семен Давыдович изобретает новый способ получения изображения объектов живой и неживой природы с помощью разряда, то есть без применения фотоаппарата.

Были получены первые уникальные снимки объектов неживой и живой природы с использованием «токов высокой частоты». Затем в содружестве с женой Валентиной Хрисанфовной начались удачные усовершенствования, оригинальные научные опыты. Только тщательно проверив и экспериментально доказав на тысячах снимках реальность разрабатываемого ими способа, супруги Кирлиан решили оформить его юридически.

2 августа 1949 года, в 16 часов 30 минут, был нотариально заверен первый снимок, полученный экспериментаторами. 5 сентября способ был заявлен и оформлено авторское свидетельство.

Супруги Кирлиан являются редкими самородками: они создали оригинальную методику получения изображения с помощью разряда в газе, который сейчас находит применение в промышленности, в биологии и медицине – это новый способ диагностики и контроля. А также совершили редкое открытие, предложив механизм газового питания растений.

Об «эффекте Кирлиан» узнал весь ученый мир нашей планеты. Краснодар, где жили и работали исследователи, привлек внимание не только отечественных научных учреждений, но и многих зарубежных институтов, лабораторий и исследовательских центров. Супруги вели обширную деловую переписку со 130 городами мира.

Елизавета Юрьевна

Кузьмина-Караваева

(мать Мария)

1891 – 1945

Поэт, философ, публицист, общественно-религиозный деятель

С детства Лиза жила с родителями в Анапе, увлекалась стихами Лермонтова, Бальмонта. Сама писала блестящие сочинения на гимназические темы, выдумывала различные рассказы для своих сверстников. Это были её первые творческие пробы, по-детски непосредственные и наивные, но и они уже свидетельствовали о её незаурядных способностях.

После неожиданной смерти отца, мать переехала с дочерью в Петербург, к своей сестре.

По окончании частной гимназии Елизавета училась на философском отделении бестужевских курсов. В 1910 году вышла замуж за Д. В. Кузьмина-Караваева. Входила в «Цех поэтов», который в 1912 году издал её первую книгу стихов «Скифские черепки». В книге отразились детские впечатления поэта, наблюдения за археологическими раскопками крымских курганов.

Елизавета Юрьевна дружила с Ахматовой и Городецким, гостила в Коктебеле у Волошина. Длительное время находилась под влиянием поэзии и личности Александра Блока. Многие годы они состояли в переписке…

Кузьмина-Караваева была первой женщиной, заочно изучавшей богословие в Петербургской Духовной академии.

В 1923 году Кузьмина-Караваева переехала жить в Париж. Под псевдонимом Юрий Данилов опубликовала автобиографический роман о годах революции и Гражданской войны «Равнина русская: хроника наших дней». В 1929 году в Париже вышел ряд её книг: «Достоевский и современность», «Миросозерцание Вл. Соловьева», «Хомяков».

Назначенная разъездным секретарем Русского студенческого христианского движения, Елизавета Юрьевна с 1930 года вела миссионерскую и просветительскую деятельность среди русских эмигрантов в разных городах Франции.

В 1932 году она стала монахиней, приняв при постриге имя Мария – в честь Марии Египетской. Своё монашеское призвание видела в деятельной любви к ближним, прежде всего в помощи бедным. В середине 30-х годов мать Мария основала в Париже центр социальной помощи – братство «Православное дело», ставшее местом встречи многих писателей и философов. На улице Лурмель в Париже ею была оборудована церковь, в устройство которой мать Мария вложила свои художественно-декоративные, живописные и рукодельные способности: выполняла роспись стен и стекол, вышивала гладью панно.

После оккупации Парижа сотни евреев обращались к матери Марии за помощью и убежищем. Им выдавали документы, свидетельства о принадлежности к православному приходу на улице Лурмель, их укрывали. Во время массового еврейского погрома 1942 года, когда тысячи евреев, включая детей, были загнаны на стадион, Кузьмина-Караваева пробралась туда и спасла нескольких детей.

9 февраля 1942 года мать Марию арестовали за укрывательство евреев и отправили в концлагерь Равенсбрюк. Именно в этом лагере в газовой камере погибла мать Мария.

Задолго до гибели, ещё 31 августа 1934 года, она оставила в записной книжке запись: «…есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть». Не поддается сомнению то, что мать Мария придерживалась второго из названных «способов» жить, когда почти каждый день становится испытанием крепости веры, готовности безропотно нести тяжкий крест сострадания и святой, бескорыстной любви к ближнему. И это превратило её жизнь в настоящий подвиг.

Советское правительство признало заслуги матери Марии и посмертно наградило орденом Отечественной войны.

Канонизирована Константинопольским патриархом как преподобномученица в 2004 году.

Михаил Иванович Клепиков

(27.04.1927–26.03.1999)

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, депутат Верховного Совета СССР, заслуженный механизатор России, зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия

Все мы слышали крылатую фразу: «Кубань – житница России». Но высокие урожаи зависят не только от плодородия почвы, но и от людей, которые трудятся на земле.

Таким человеком был Михаил Иванович Клепиков. За доблестный труд на кубанских полях его уважали и ценили соотечественники, а зарубежные фермеры называли «свекловичным королем».

В 1943 году, сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, Михаил Клепиков, пятнадцатилетний подросток, впервые сел на трактор. В 19 лет он уже был бригадиром в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района. Его почин под девизом «Земля соседа – не чужая земля» был подхвачен всей страной.

Бригада Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Применяя новые технологии, Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника, свеклы.

Труд, самозабвенный и неустанный, на благо Кубани снискал ему заслуженное призвание. Главным делом жизни Михаила Ивановича Клепикова была забота о земле, бережное отношение к ней.

До конца дней Михаил Иванович оставался верным своему призванию.

Павел Пантелеймонович Лукьяненко

(1901-1973)

советский учёный-селекционер, академик АН СССР, академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда

Павел Пантелеймонович Лукьяненко родился 27 мая 1901 года в станице Ивановской Краснодарского края, в семье станичного атамана, потомственного казака Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко.

Детей своих Пантелеймон Тимофеевич воспитывал в труде, в строгости, в уважении к старшим, он старался дать сыновьям хорошее образование.

После окончания начальной школы Павел Лукьяненко поступил в Ивановское реальное училище, в 1918 году окончил его.

Интерес к сельскому хозяйству, к профессии селекционера определился у юноши еще в школьные годы и остался на всю жизнь. С юных лет он мечтал победить страшного врага пшеницы – грибную болезнь ржавчину, которая часто губила урожаи на богатой кубанской земле.

Осенью 1922 года, после демобилизации из Красной Армии, человек земли, выросший в станице – Павел Пантелеймонович Лукьяненко поступил в кубанский сельскохозяйственный институт, прошел практику на опытных полях «Круглика».

В 1926 году Павел Пантелеймонович получил диплом агронома-полевода, и начал работать на опытной сельскохозяйственной станции (ныне Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).

Молодой селекционер много читал, изучал и размышлял о драгоценном злаке, о «красном хлебе», как его называли в народе, – о пшенице.

Нет в мире другого селекционера, который бы подарил человечеству столько прекрасных сортов пшеницы. Павлом Пантелеймоновичем Лукьяненко создано 43 сорта.

П. П. Лукьяненко разработал научную программу селекции ржавчино-устойчивых сортов, обладающих продуктивным колосом, с высокими технологическими качествами.

Его вклад в развитие сельскохозяйственной селекционной науки высоко оценен как на Родине, так и за рубежом. Павел Пантелеймонович Лукьяненко был почетным членом иностранных академий наук: Болгарии, Венгрии, Германии, Швеции. Он лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями.

Дело учёного живёт в золотом пшеничном колосе, и продолжено благодарными учениками – большим коллективом селекционеров Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П. П. Лукьяненко.

Константин Николаевич Образцов

Все мы знаем слова гимна Краснодарского края. Автор этого шедевра – походный священник 1-го Кавказского полка Константин Оборазцов. Песня написана вдохновенно, залпом, видимо, в час затишья, перед боем, и посвящена казакам «в память боевой их славы». Константину Образцову принадлежат еще несколько казачьих песен, посвященных казакам его полка.

Константин Образцов родился 28 июня 1877 года на Волге, в городе Ржеве Тверской губернии, где отец его Н. Д. Образцов, служил на Рыбинско - Бологоевской железной дороге. Дед Образцова был священником, да и родной его отец учился в духовной семинарии.

В 1882 году Н. Д. Образцов с семьей переехал на Кавказ, в Тифлис. Здесь от простуды скончалась матушка и дети остались без присмотра и заботы. Отец женился вторично на грузинке Ефросинии Мерабовне Цкитишвили. Эта женщина оказала на маленького Константина огромное влияние, способствуя пробуждению и воспитанию в ребенке религиозного чувства.

После окончания городского училища К. Образцов поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Преподаватели смогли разглядеть и оценить незаурядные дарования подростка. Помогли ему усовершенствовать литературный стиль. В 1902 году К. Образцов женился. И женитьба как бы дала ему «второе зрение», укрепила нравственную основу, освободила от гнетущего чувства одиночества. Тогда же в нем созрела давняя мечта посвятить себя служению церкви. Жена поддержала этот его порыв. Константин расстался с университетом и 13 июня 1904 года принял духовный сан.

В 1909 году К. Образцов занял место приходского настоятеля в казачьей станице Слепцовской. Следующий, 1910 год оказался для него годом тяжкого горя: отец К. Образцов одновременно потерял двух своих детей.

В 1912 году священник К. Образцов перешел в военное ведомство и получил новое назначение в 1-й Кавказский полк Кубанского казачьего войска. Однако, находясь на военной службе, Константин Образцов не прерывал своей литературной работы. Он публикует новые стихи в духовных журналах и газетах «Русский паломник», «Странник», «Кормчий», «Утешение и наставление в православной вере христианской», «Почаевский листок» и других.

18 октября 1914 года Турция объявила войну России. Так начался бесконечный боевой поход 1-го Кавказского полка по полудикой, гористой местности, поход, полный невзгод и лишений, мук и потерь. Отец Константин наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой и бивуачной жизни, ютясь то в палатке, то в землянке, наскоро вырытой. Отец Константин напутствовал смертельно раненных, дивясь мужеству казачьему. Стихотворения К. Образцова, как и его песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, воспевают доблесть и бесстрашие русского воина. Именно к таким стихам относятся произведения «Находка», «Мировая битва», «Отцовский привет кубанцу» - в память взятия Эрзерума. Когда эта радостная весть пришла в станицы –

В 1916 году, в день Святой Пасхи, выпавшей на 10 апреля, отец Константин Образцов в стихотворении «В день победы» пророчески говорил:

Трагична судьба К. Образцова: по одной из версий в 1917 году большевики убили его в Тифлисе. По другой, он скончался в Екатеринодаре, в доме полковницы М. И. Камянской от сыпного тифа. Но как бы то ни было, Константин Образцов с нами, в нашей памяти, душа его – в удивительной песне «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Она стала народной. Облетела все станицы. Вошла в душу каждого человека. Обрела свое бессмертие. По сообщению старожилов, музыку написал композитор и дирижер Войскового симфонического оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но, возможно, – музыку сочинил народ. Эта песня-плач, песня-исповедь, песня-молитва стала гимном Кубанского края. И жить этому гимну вечно, как стоять и жить вечно могучей Кубани.