Познавательные тематические классные часы для 1 класса

Классные часы в начальной школе.

Перечень классных часов для 1 класса

Конспект классного часа для 1 класса на тему «Перемена с увлечением»

Цели: учить детей правильно проводить перемены; развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий; способствовать воспитанию организованно проводить перемены.

Оборудование : выставка книг с играми, настольные игры, шашки, шахматы, игры, сделанные своими руками.

Ход мероприятия

Актуализация знаний

Учитель. Почему важно правильно проводить перемену? Для чего нужны перемены?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Не бегай на переменах

На перемену Волчонок спешит -

Кто пред напором таким устоит?!

Он ведь бежит, как олень молодой,

Звери обходят его стороной...

Если же кто отойти не успеет,

Очень об этом потом пожалеет:

Больно с налету об пол ударяться -

Так что не смей на пути попадаться!

Только стена отойти не желала

И сторониться Волчонка не стала...

Что же случилось? Ты понял, дружок?

Долго Волчонок наш бегать не мог...

Шла большая перемена,

Стул сломал на части Гена.

Стул сломался? Не беда!

Впереди урок труда.

Наконец-то, склеив стул,

Гена радостно вздохнул.

Труд закончен - перемена!

Снова стул ломает Гена.

Учитель. Давайте подведем итог всему сказанному.

Организм должен отдохнуть.

Важно настроиться на другой урок.

Не мешать окружающим.

Решить свои проблемы (попить, покушать, сходить в туалет, к врачу, в библиотеку, поговорить с другом и т. д.).

А теперь подумаем вместе, как можно проводить перемены, не навредив себе и окружающим?

Конечно, интересно поиграть в перемены. Вспомним виды игр.

1. Тихие, спокойные игры - это отгадывание кроссвордов, загадок, игры в шашки, шахматы, настольные игры, чтение книг и т. д. (по возможности все показать).

А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?

Узнаем что-то новое; - мозг не отдыхает;

Организм спокойный; - мышцы не двигаются.

Не мешаем окружающим;

Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но не всегда, надо двигаться.

2. Двигательные, подвижные игры . Назовите игры, в которые можно поиграть в нашем холле: «Третий лишний», «Ручеек», попрыгать в резинки, на скакалке, в классики, «Рыбаки и рыбки», «Мама ниточку распутай», поиграть с шариком, с обручем и т. д. А что в этих играх положительного и отрицательного?

Отдыхает весь организм; - шумно;

Эмоциональная разрядка; - травмы.

Учитель. Можно ли так проводить перемены? Ученики. Можно, но соблюдая правила. Учитель. Какие? Давайте над этим подумаем вместе.

Работа в группах

Обсуждают и называют три самых важных правила во время проведения игр. Затем правила записываются на доске

Физкультминутка

Поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила. Можно выучить игру «Звери, птицы, рыбы»

Дети встают в кружок. Ведущий объясняет, что сейчас каждому из них надо будет вспоминать названия рыб, птиц или зверей. Но каждый раз надо будет называть новые названия, повторяться запрещается.

После чего ведущий ходит по кругу, бормоча: «Звери, птицы, рыбы. Звери, птицы, рыбы». А затем внезапно указывают на кого-то из ребят и произносит: «Зверь!», или «Птица!», или «Рыба!». Ребенок должен вспомнить и дать название зверя, птицы или рыбы. Тот, кто не сможет дать ответ, выходит из игры.

Эту игру можно также проводить с мячом в руках. Водящий не просто указывает игрока, который должен дать ответ на его вопрос, а бросает этому игроку мяч. Соответственно, игрок должен возвратить мяч вместе с ответом.

Вывод

Выведем и запишем правила проведения перемен.

На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).

Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.

Умей уступить, не ссорься.

Если кого-то обидел, нечаянно толкнул - извинись.

Узнавай новые игры и учи одноклассников. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.

Подготовься к уроку на перемене

Звенит заливисто звонок,

И начинается урок.

Но отчего же еле-еле

Все достают свои портфели

И начинают там искать

Учебник, ручку и тетрадь?

Учитель говорит сурово:

Опять к уроку не готовы!

Хочу, ребята, вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Практическая часть

Предложить детям поиграть в любую из названных игр, соблюдая правила, или разучить новые игры. А можно проявить свою смекалку и фантазию - придумать игры самим. Например, игра «Мотальщики». Взять 2 палочки, 2 шнурка, привязать шнурки к палочкам и устроить соревнование: кто быстрее намотает шнурок на палочку.

Можно взять капсулы из-под шоколадных яиц и поиграть в игру «Попади в цель». Можно разучить игру с носовым платком, передавая его по кругу. Можно поиграть в игру «Почта» - пожатие рук по кругу и т. д. Такие игры несут эмоциональный положительный заряд. Обратить внимание детей на выставку книг, из которых они могут узнать новые игры.

Подведение итогов

Закончи фразу: «Теперь я знаю, что...»

Учитель. Ребята, узнайте новые игры и разучите их со своими товарищами.

Темы классных часов 1 класс

Сентябрь

1. Предупреждение травматизма по пути в школу.

2. Причины несчастных случаев на улицах и дорогах.

3. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

4. Что изменилось в твоем развитии.

Октябрь

1. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене.

2. Новое о светофоре и дорожных знаках.

3. Огонь - друг и враг человека.

4. Личная гигиена школьника.

5. Как научиться разговаривать с людьми.

Ноябрь

1. Что надо знать о перекрёстке и опасных поворотах транспорта.

2. Гигиена внешней среды.

3. Что такое интонация.

Декабрь

1. Правила перехода проезжей части дороги.

2. Как научиться преодолевать трудности.

4. Как понять друг друга без слов.

Январь

1. Как жили раньше на Руси.

2. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

3. Для чего нужна дружба.

Февраль

1. Правила перехода железной дороги.

2. Что значит быть защитником Родины.

3. Для чего нужна дружба.

4. Как помириться после ссоры.

Март

1. Правила поведения в транспорте.

3. Какой у тебя характер.

4. Как жили раньше на Руси.

Апрель

1. Берегите жилище от пожаров.

2. День космонавтики.

3. Умеешь ли ты дружить.

4. Как жили раньше на Руси.

Май

1. Классный час, посвященный Дню Победы.

2. Правила езды на велосипеде.

3. Пожарная безопасность на каникулах.

Классный час для 1 класса:

«Имею право на права»

Разработала

Учитель начальных классов

МБОУ « Большинская СОШ»

Скутина Ирина Григорьевна

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, карточки, презентация.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Давайте посмотрим исценировку и ответим на вопрос: Прав ли Вова?

-Вова, давай с нами играть!

-Не могу.

- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

- Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Вова.

Как вы считаете, прав ли Вова?
-Да, Вова прав. Вот если бы он жил 200 лет тому назад и был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Учитель: А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учить оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы . В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов .

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и Россия в том числе подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

1 уч. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

2 уч Только ты на свет родился

Право первое твоё:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное своё.

3 уч. Очень трудно самому, жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой пользуйтесь везде ребята.

4 уч.Есть ещё такое право помнить, думать и творить.

И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

5 уч. Я росточком не доволен и пока не так силён

Но смей мне делать больно- есть у нас такой закон.

1 уч. Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры, то позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

2 уч.Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь- учиться на родном мне языке.

3 уч.Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки – это право есть у нас.

4 уч. Я могу свой праздник, как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь- пищу вправе получать.

5уч.Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.

Ты родился быть счастливым

Это право все дано.

Учитель: И так какими правами обладают все дети и все люди на земле?

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на гражданство

Право на защиту жизни, чести и достоинства

Право свободно выражать своё мнение

Право на медпомощь, охрану здоровья

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я вам буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается) .

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается) .

Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили., чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

Учитель: Предлагаю вам поучаствовать в викторине о правах. Сейчас я вам буду зачитывать о нарушении прав сказочных героев, а ваша задача назвать сказку и сказочного героя.

1.Какой герой может пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Заяц «Ледяная избушка».)

2. В какой сказке хлебобулочный герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

3.Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

4. У какой сказочной героине нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

5.Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед « Репка»)

6.Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на…

(Бесплатное обучение)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили., чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

Учитель:

Права ребёнка надо знать

Не только знать, но соблюдать

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Классный час в 1-м классе

"Я - первоклассник. Правила поведения в школе"

Копейка Елена Дмитриевна, учитель начальных классов

Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе

Задачи:

    Формировать навыки культуры поведения младших школьников.

    Развивать речь, мышление, воображение.

    Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения, доброты.

Оборудование:

    мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация, видеоролик «Ералаш»;

    карточки с ситуациями (для групповой работы).

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя на работу.

Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!

Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо сели.

2. Постановка проблемы.

Первого сентября вы впервые пошли в школу, получили гордое имя – первоклассник. А как вы думаете, каким должен быть настоящий первоклассник? Какими качествами должен обладать?

Посмотрите на меня,
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу,
Форму школьную ношу.
По звонку учусь и ем,
Мало спать приходится,
И пока что для игры
Время не находится.
Я на уроке первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Учитель:

Что на Земле трудней всего?
Я обратилась к детям.

Дети:

Трудней всего -
Учиться в первом классе.

Дети исполняют песню «Если б не было школ».

Я за вами наблюдала пол года. Мне интересно наблюдать за вами, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как ведёте себя в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, а в других – нет. Вот это мы вместе сегодня обсудим.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Правила поведения в школе.)

3. Поиск решения.

СЮЖЕТ СКАЗКИ «ШКОЛЬНЫЕ ПРАВИЛА»

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- «Правило» - значит делать правильно! - подвел итог Медвежонок.

Молодцы! - похвалил всех учитель, - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

И неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

Неприятности никто не любит, - подтвердил учитель. - Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

Сейчас мы поиграем в игру «Собери портфель» и узнаем, о каких правилах будем говорить. Проверим, правильно ли вы собрали портфель. Если «да» - хлопок, если «нет» - прыжок.(книга, пенал, машинка, платочек носовой, кукла, тетрадь, дневник,
Как назвать предметы, которые вы взяли в школу? (школьные принадлежности)
О каких же правилах мы будем говорить?
Есть такое выражение «Театр начинается с вешалки…»

Вот и мы начнем с раздевалки

Как нужно вести себя в раздевалке?

Куда вешать одежду?

Правила поведения в раздевалке

    Вешай свою одежду на определенное (свое) место.

    Варежки, перчатки положи в карман, головной убор - в рукав.

    Одежду вешай аккуратно.

    В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.

    Увидел упавшую одежду - подними.

    В карманах ничего не оставляй.

    Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

Вы направляетесь в класс, по пути вам встречаются учителя, техперсонал школы, взрослые.Что нужно делать?

Ученик 1: В школе «здравствуй» говорят и с улыбкой дарят взгляд.

Ученик 2: До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд,
Ждут учителя, стоят!

Учитель. Итак, звенит звонок на урок. О своём первом уроке расскажет героиня стихотворения Агнии Львовны Барто.

Ученица.

Первый урок

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс -
Вставать или садиться?..
Мне говорят: “Иди к доске”, -
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю. (А.Л. Барто)

Учитель. Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке, которые советует запомнить первоклассникам Самуил Маршак?

Ученик 1. Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.

Ученик 2. Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать.

Ученик 3. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Ученик 4.

Учитель спросит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.

Ученик 5. На уроках не болтай, как говорящий попугай.

Ученик 6. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

Учитель: А, что если вдруг опоздал в школу? Как поступить?
(практическая часть)

«На уроках не скучаем,
Пишем, думаем, считаем,
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришло время отдыхать!»

Ученики читают стихотворение.

Перемена! Перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог,
Семерых сбивая с ног.
-Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
-Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой.
Он, гляди, какой бедовый!
-Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
Ваське, Кольке и Серёжке.
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
-Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
-Ну а тут - опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
"Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём!"

Учитель:

Что же Вова успел сделать за перемену?

Правильно ли он отдыхал на перемене?

Что могло случиться, когда он "вылетает за порог", "подставил три подножки", "прокатился кувырком", "на перила сел верхом", "с ходу дал кому-то сдачи"? (предположения детей)

А есть ли у нас в классе, в школее такие Вовы?

Видеосюжет из школьной жизни

Давайте все таки вспомним как нужно себя вести на перемене

Читает ученик

Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Приготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!

Игра «Найди ошибку» - Снежный ком (работа по рядам)

1-я группа: Учитель вызвал ученика к доске. Он шумно встал, вразвалочку пошел к доске, задевая по пути тетради детей.

2-я группа: На перемене две учительницы разговаривают. Мимо проходит ученица и говорит: «Здравствуйте Мария Ивановна!»

3-я группа: Учитель объясняет тему уроку. В это время ученик задает вопрос.

4-я группа: Девочке во время урока понадобилась линейка. Она громко спросила у подруги, затем встала и взяла линейку.

Самостоятельная работа в группах (по карточкам).

Предлагаю вам поработать в группах с картинками. На каждой картинке своя ситуация. Обсудите правильность поведения учащихся. Если вы решили,что дети поступают правильно, то закрасьте кружок зелёным цветом, а если неправильно – красным. После окончания работы один представитель от группы расскажет о вашем решении.

Молодцы. Отлично справились с заданием.

Учитель. После второго урока мы отправимся в самое “вкусное” место в школе. Куда же это?

Ученики. В школьную столовую.

Учитель. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?

Вкусно ли готовят наши повара?

Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?

А сейчас послушаем наших ребят.

Ученик 1.

Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!

Ученик 2.

Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.

Ученик 3.

Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.

Ученик 4.

Поел - и убери, друг мой
свою посуду за собой.

Учитель. А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.

(Выслушиваются высказывания детей)

Ученик. Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.

Ученик. Есть надо всегда аккуратно.

Ученик. Надо бережно относиться к хлебу.

Ученик. За собой всегда убирать посуду.

Учитель. Ребята, самое главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.

Правила поведения в столовой

    Входить в столовую надо организованно и спокойно.

    Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

    Перед едой всегда мой руки.

    Не разговаривай во время еды,

    Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

    Убери за собой посуду.

    Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.

Учитель. А теперь давайте разберём такую ситуацию. Ребята завтракают в столовой. Антон взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.

Что вы скажете о поведении Вити в столовой?

(Обсуждение ситуации)

Отношения между сверстниками. Дружба, товарищество.

(Инсценировка стихотворения)

Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

Ученик читает стихотворение

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!

Ребята, я вам хочу рассказать про своего знакомого мальчика Алёшу? Я вчера от него получила письмо. Он приехал в гости к бабушке в деревню. Ему там очень понравилось, особенно щенок Шарик. Вот с этим щенком он и играет. Знакомых ребят у него нет. Неподалёку от бабушкиного дома есть горка, на которой гурьбой катаются ребятишки. А Алёша грустит. Грустит потому, что он один. Ему очень хочется подружиться с ребятами, но он не знает, как это сделать.

Давайте вместе подумаем, как начать Алёше дружить с ребятами?
(Дети высказывают свои мнения.)

Верно, сначала надо познакомиться.

А как?

Верно, надо назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика и девочку.

А если познакомились, значит - уже друзья? (Надо предложить вместе поиграть, например, покататься на санках, слепить снеговика и т.д.)

А когда начали вместе играть - уже друзья? Уже есть дружба?

А если начали играть и вдруг поссорились?

Если стали перебивать друг друга, не слушать, командовать и кричать - получится дружба?

А как сделать, чтобы она получилась? Что я напишу Алёше?

Правильно, ребята, надо играть так, чтобы никому не было обидно, чтобы всем было интересно, чтобы игра понравилась. А если игра понравится, как вы думаете, захотят ребята, потом еще встретиться?

И тогда они будут встречаться часто, будут скучать друг без друга, вот тогда уже они станут друзьями.

Но ведь иногда бывает так, что и друзья ссорятся.

Давайте научим Алёшу, как надо дружить, чтобы дружба была крепкая.

Чего в дружбе нельзя?

Д: - Нельзя обижать друг друга, обзываться, драться, ссориться, нельзя другу пообещать и не сделать, нельзя другу врать и обманывать, нельзя жадничать.

    Закрепление знаний.

Обсуждение стихотворения

Владимир Новиков "Забыл"

Молчат на ветках птицы.
Зима. И корма нет.
Но очень долго длится
У Толика: обед.

Они гладят в окошко:
Там на краю стола
Оставил Толя крошки,
Но вспомнил про дела.

Он сделал все уроки,
Он выучил стишок
И в уличном потоке
Помчался на каток.

Он смелым и отважным
С хоккейной клюшкой был.
А вот о чём-то важном
Он всё-таки: забыл!

Ребята, что забыл сделать Толик? (Покормить птиц)

Как поступил Толик, не покормив птичек за окном? (плохо)

Что должен был сделать Толик, чтобы про него сказали, что он поступил хорошо? (покормил птиц, а потом села выполнение уроков)

6. Итог урока.

Давайте подведём итог нашего классного часа. Каким должен быть настоящий первоклассник? Какими качествами должен обладать?

Ребята нашего класса составили 10 правил поведения в школе. Послушайте их.

Для тебя я, друг, составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.

Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло.

Приказания не жди,
В школу вовремя иди.

Прежде, чем захлопнуть дверь,
Всё ли взял с собой, проверь.

В школе, в классе не сори,
Сор увидел – подбери!

Будь в одежде аккуратен,
Избегай и дыр, и пятен.

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.

Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.

Чтоб не встревожились врачи,
На переменах не кричи.

Учитель.

Звенит заливисто звонок,
И начинается урок.
Но отчего же еле-еле
Все достают свои портфели
И начинают там искать
Учебник, ручку и тетрадь?
Учитель говорит сурово:
- Опять к уроку не готовы!
Хочу, ребята, вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!

А чтобы быстрее все запомнили эти правила, каждый из вас получит памятку. Я уверена, что скоро все наши ребята будут не только знать правила, но и выполнять их. И тогда каждый из вас будет гордо носить имя – первоклассник, ученик.

Спасибо, ребята!

Учитель начальных классов

Копейка Елена Дмитриевна

Перекатненская СШ

С.Перекатное

Жаксынский район

Акмолинская область

Открытый классный час

В 1 классе

Методическая разработка классного часа в 1 классе «Просто я работаю волшебником»

Цели : воспитывать уважение к старшим; прививать культуру поведения в семье.

Оборудование: кубики для конкурса, платок для завязывания глаз, 3 свитка, фонограмма песни «Просто я работаю волшебником», памятка юного волшебника.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник - табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеют ваши сердце и лицо.

Какая тонкая работа -

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести, от одиночества спасти.

А самому потом тихонечко уйти...

Волшебник - это сказочная личность.

И сказочно он скромен, господа,

В нем сказочно отсутствует двуличность.

И выгод он не ищет никогда.

Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет,

Его вселять надежду обучали -

И это основной его предмет.

Учитель. В этом стихотворении Юнны Мориц речь как раз о том волшебнике, каким может быть каждый из нас. Главное - захотеть... и научить свое сердце быть чутким, а руки - умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты - домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,

Здесь хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово!

Учитель. Давайте попробуем себя в роли волшебников. Пусть каждый из вас возьмет волшебную палочку, в которую превратится ваша ручка, и совершится... чудо.

Какое? А пусть каждый из вас вспомнит, что хорошего он совершил вчера, и запишет это на волшебном свитке.

(Дети заполняют волшебный свиток. Каждый записывает свое чудо и, заворачивая край с написанным текстом, передает следующему. По одному свитку каждому ряду. Пока дети выполняют эту работу, звучит запись с песенкой «Просто я работаю волшебником».)

Учитель. Итак, волшебство началось.

(Когда свитки собраны, учитель читает вслух «чудеса», как бы оглашая их свершение.)

Видите, как вы поработали волшебниками, сколько хороших и добрых чудес совершили. Верно говорит пословица: «Доброта, что солнце». А в чем же заключалось ваше волшебство?

Ученики. Помочь другому человеку, сказать ему ласковое слово, улыбнуться и т. д.

Учитель. Значит, главный волшебник - это доброта человеческого слова, взгляда, дела рук, верно?

Игра

Учитель. Пусть нам волшебный цветок поможет еще раз в этом убедиться. Кто хочет быть лепестком волшебного цветика-семицветика?

(Учитель выбирает из желающих семь ребят, выстраивает их в круг. Дети держатся за руки таким образом, чтобы руки, закругляясь, изображали лепестки. Учитель, беря за руку по очереди каждого, как бы отрывает лепесток. Со словами: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели». Учитель, кружа ученика, подводит к тому из ребят, перед которым он может как-то по-доброму проявить себя. «Лепесток», оказавшись около ученика, говорит ему что-то ласковое, доброе, хвалит за что-то, может быть, извиняется за какой-то свой поступок. Так проходят свой путь все семь «лепестков».)

Ситуативные задачи

(Можно обыграть в виде сценок, подготовив детей заранее.)

1. «У меня сестренки нет, у меня братишки нет...» А если есть, это хорошо или плохо? И кому лучше живется: старшему или младшему? А как быть в такой ситуации? В квартире два брата, старший и младший, а стекло разбил младший, и он виноват. Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации?

(Дети проигрывают данную ситуацию. Обсуждение начать лучше с «папы».)

Выход из ситуации.

Не разбираться, кто прав, кто виноват. Виноваты оба. Лучше сразу перейти к делу: убрать битое стекло, посмотреть, не порезался ли малыш, и оказать ему помощь, успокоить его, если он испугался. Потом все вместе могли бы отправиться в магазин, купить стекло и вставить его.

2. Маша с Колей живут с мамой и папой. Их мама работает и учится в вечернем институте. А папа работает на заводе, до которого приходится долго добираться, так как он находится на другом конце города. Вечером все собираются дома, а ужин еще не готов, Мама с папой начинают ссориться.

Выходы из ситуации .

1) Всем вместе помочь маме готовить ужин.

2) Детям заранее подготовить продукты (почистить овощи, нарезать хлеб и т. д.) и, если это возможно, сварить ужин.

Учитель. Ну что, убедились в том, что каждый из нас в силах стать добрым волшебником? Помните, что главное тут... захотеть.

И начать можно с самого простого. Приближается праздник, и если вы хотите научиться устраивать своим близким приятные сюрпризы, превращать для своих друзей хмурый день в солнечный, то подумайте, как можно творить чудеса.

(Дети предлагают свои варианты помощи: сделать подарок, нарисовать открытку, прибраться в своей комнате, помыть за собой и домашними посуду и т. д.

Можно предложить ребятам памятку ежедневных добрых дел, назвав ее.)

Памятка юного волшебника

Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.

Если насорил, собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, и в первую очередь за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

Конкурс «Собери игрушки»

В конкурсе участвуют по 2-3 человека. Они должны навести в доме порядок: за 1 минуту с завязанными глазами убрать разбросанные по полу кубики. Звучит музыка, проводится конкурс. Побеждает тот, кто за указанное время соберет наибольшее количество кубиков.

Конкурс «Помоги бабушке»

Ребята делятся на команды. Перед каждой командой стоят коробки с обрывками пряжи длиной 15-20 см. Команды должны соединить их в одну нить. Побеждает та команда, которая за 1 минуту свяжет более длинную нить.

С этого урока можно начать активное пополнение всем классом копилки добрых дел, которая заводится в классе и заполняется по мере изучения материала.

Подведение итогов

Учитель. Волшебником быть нетрудно, но этого надо захотеть. Чтобы быть волшебником, важно по-доброму относиться к окружающим вас людям. «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе». Закончите фразу:

Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы,то вы...

Если вам неприятно, когда вас толкают, то...

Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то...

Если вы хотите, чтобы вам помогли в чем-то, то...

Дополнительный материал

Учитель. А как узнать, кому необходима наша помощь?

Ученики. Надо просто стараться быть внимательнее к другому человеку.

Учитель. А вот что советует В. Осеева в маленьком рассказе «Ни за то и ни за это».

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Вова присел на корточки.

Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.

Пусть это станет нашим девизом в классе, согласен?

И незрячему видно

Шел Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. Вроде как прислушивается к чему-то. «Это он движение пережидает», - догадался Боря. Подошел к человеку и сказал:

Я вас через улицу переведу.

Слепой протянул Боре руку, и они перешли на другую сторону. Здесь слепой сказал:

Вижу, хороший ты мальчик.

Видите? - удивился Боря.

Это и незрячему видно, - улыбнулся человек.

(В. Голышкин)

Народная мудрость

На добрый привет - добрый и ответ.

Добро творить - себя веселить.

Доброе дело два века живет.

С добрым жить хорошо.

Торопись делать добро.

Не устоять худу против добра.

Советы волшебника

Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их.

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив со всеми.

Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем ты им можешь помочь: что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших.

Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреждай, что можешь задержаться в школе или где-нибудь еще.

Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.

Особенно будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.

Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.

Будь внимателен к своим товарищам. Навести больного, помоги тому, кому трудно.

Обсуждение ситуаций

1. Витя сказал маме, что пойдет играть во двор, и обещал прийти к семи часам. Ребята увлеклись игрой, а потом Виталик пригласил Витю к себе смотреть телевизор. Витя согласился. Передача была интересная, и он забыл о том, что обещал маме. Семь часов. Вити нет Дома. Половина восьмого, восемь, девять часов. А Вити нет. Мама волнуется, места себе не находит, к соседям побежала. Спрашивает У Коли, Витиного товарища, не видел ли он Витю.

Нет, не видел, - говорит Коля, который тоже смотрит телевизор. Передача интересная, и Коля забыл о том, что во дворе они все вместе играли, а потом Витя к Виталику пошел.

У мамы на глазах слезы. Где же Витя? А Витя в это время спокойно смотрит телевизор, весело смеется. Очень передача смешная!

2. Ребята перебегают улицу, не соблюдая правил уличного движения. Сами подвергают себя опасности и заставляют волноваться водителей троллейбусов, автобусов.

3. Мальчик обещал принести книгу товарищу и забыл, а товарищ не смог подготовиться к уроку.

4. Обещал прийти в гости к товарищу, а потом вдруг расхотелось, занялся другим делом, а товарищ ждал и не мог никуда уйти.