В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

  • приобретения знаний;
  • формирования умений и навыков;
  • применения знаний;
  • закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).
  • 2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Η. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерца доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольнокоррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, так как в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;
  • тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;
  • реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;
  • составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;
  • цитирование – дословная выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  • аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • рецензирование – написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;
  • составление справки. Справка – сведения о чем-либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др.;
  • составление формально-логической модели – словесносхематического изображения прочитанного;
  • составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;
  • составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
  • пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу

по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карn, зарисовок и т.д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных затрат времени.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами ("метод погружения"). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Модуль 4. Методика обучения двигательным действиям в ИВС

Комплексная цель - овладеть основами обучения технике ИВС.

Краткое изложение программного материала

Общие основы обучения технике ИВС

Основы обучения двигательным действиям: принципы, средства, методы. Метод целостно-конструктивного упражнения. Метод расчленено-конструктивного упражнения. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения. Сущность вспомогательных и подводящих упражнений. Основной смысл использования соревновательных упражнений в тренировке.

Эффективные средства и методы в обучении технике

Эффективные средства и методы при начальном обучении технике ИВС. Использование имитационных движений. Использование специальных тренажеров. Наглядные методы и внедрение современных технологий в процесс обучения технике ИВС. Эффективные средства и методы в процессе совершенствования техники ИВС.

Основные этапы в обучении

Этап первоначального представления. Этап разучивания и освоения техники. Умения и навыки. Предпосылки перехода умения в навык. Этап совершенствования техники. Динамический стереотип двигательного действия в технике: особенности образования, положительные и отрицательные стороны. Особенности становления индивидуальных деталей техники ИВС.

Методика исправления ошибок в технике

Методика исправления ошибок в технике на начальном этапе. Преимущества исправления техники на начальном этапе обучения. Средства и методы исправления ошибок на этапе спортивного совершенствования. Проблемы исправления ошибок на этапе спортивного совершенствования.

Совершенствование технического мастерства

Понятие технического мастерства и способы его оценки. Эффективность техники: спортивный результат или соответствие техники индивидуальным физическим возможностям. Пути совершенствования технического мастерства. Развитие физических качеств. Новые приемы и подходы.

Проектное задание:

Провести анализ методики обучения технике ИВС на примере известных спортсменов;

Провести анализ эффективных средств обучения в технике ИВС.

Тестовые задания

Необходимо выбрать один правильный ответ по каждому из предложенных вопросов. Время - 5-10 минут.

К какой группе видов спорта относится плавание?

1) циклические

2) ациклические

3) смешанные

4) повторно-интервальные

Какое понятие техники наиболее целесообразно применять в подготовке спортсменов?

1) идеальная

2) образцовая

3) правильная

4) рациональная

Назовите критерий рациональности двигательных действий в технике?

1) красота движений

2) соответствие современному эталону (образцу)

3) эффективность решения двигательной задачи

4) правильность исполнения

Что такое темп?

1) количество движений на дистанции

2) количество двигательных циклов, выполненных за единицу времени

3) количество вдохов-выдохов

4) длительность двигательного цикла

Что означает «фаза движения»?

1) то же, что и ритм

2) то же, что и темп, тождественное понятие

3) часть движения, имеющая свои конкретные особенности

4) целое движение

  1. Что означает стабильность техники?

1) сохранение согласованности движений

2) достаточно длительное сохранение общей структуры и согласованности движений под воздействием утомления без снижения ее (техники) эффективности

3) неизменяемый темп

4) неизменяемый ритм

  1. Какие основные группы методов обучения Вы знаете?

1) словесные, наглядные, практические

2) словесные, наглядные

3) наглядные, практические

4) эмпирические, словесные

  1. Что означает принцип прикладной направленности?

1) прикладывать теоретические знания на практике

2) практическое использование умений и навыков в жизни

3) заниматься спортом

4) теоретические исследования

  1. К какой группе методов относятся команды тренера?

1) к наглядным

2) к практическим

3) к словесным

4) к статическим

  1. К какой группе методов относится жестикуляция тренера?

1) к наглядным

2) к практическим

3) к словесным

4) к статическим

Сводная таблица правильных ответов

на аттестационные вопросы

№ вопроса

Правильный ответ

Критерий оценки ответов на вопросы:

90 — 100% правильных ответов — оценка «Отлично»

70 — 80% правильных ответов — оценка «Хорошо»

50 — 60% правильных ответов — оценка «Удовлетворительно»

менее 50% правильных ответов — оценка «Неудовлетворительно»

Биомеханика плавания (зарубежные исследования): Пер.с англ./Под ред. В.М.Зациорского. — М.: ФиС, 1981.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: ФиС, 1985.
Велитченко В. Как научиться плавать. - М., 2000.
Гордон С.М. Техника спортивного плавания. М.: ФиС, 1978.
Румянцев В.А. Биодинамические закономерности техники гребковых движений при плавании человека. — М.: ГЦОЛИФК, 1984. Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное со­четание названных методов в соответствии с методическими прин­ципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Рис. 4. Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании

Методы строго регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

Рис. 5.

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Игровой метод

Всистеме физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод - это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом вос­питании зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

    по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

    • инструктаж;

      демонстрация;

      упражнения;

      решение задач;

      работа с книгой;

    по источнику получения знаний:

    • словесные;

      наглядные:

      • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

        использование технических средств;

        просмотр кино- и телепрограмм;

    • практические:

      • практические задания;

        тренинги;

        деловые игры;

        анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

    по степени активности познавательной деятельности учащихся:

    • объяснительный;

      иллюстративный;

      проблемный;

      частичнопоисковый;

      исследовательский;

    по логичности подхода:

    • индуктивный;

      дедуктивный;

      аналитический;

      синтетический.

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

    объяснительно-иллюстративный метод;

    репродуктивный метод;

    метод проблемного изложения;

    частичнопоисковый, или эвристический, метод;

    исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.Частичнопоисковый , илиэвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, асредствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:

    учебно-лабораторное оборудование;

    учебно-производственное оборудование;

    дидактическая техника;

    учебно-наглядные пособия;

    технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

    компьютерные классы;

    организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Классификация методов обучения

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них. 1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы: а) пассивное восприятие - слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный); б) активное восприятие - работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод. 2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления; е) проверки знаний, умений и навыков. 3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются: а) словесные - живое слово учителя, работа с книгой; б) практические - изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения). 4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический); д) исследовательский. 5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами: а) методы преподавания: информационно - сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий; б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый. 6. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля. 7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук). 8. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом. а) Монологические методы: - лекция; - рассказ; - демонстрация. б) Формы сотрудничества: - индивидуальные; - групповые; - фронтальные; - коллективные. в) Диалогические методы: – беседы. 9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения: а) искусственное (школьное); б) естественное (окказиальное). Этим методам соответствуют два метода обучения: а) преподносящее; б) поисковое. 10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами: а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой); б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: - классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера; - метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.; - ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения; - банк идей - это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей; - микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента; - дидактические игры - использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе); в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: - импрессивные методы; - экспрессивные методы; - практические методы; - учебные методы; г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания. Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление - это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия - от самых простых структур наиболее общего характера до сложных. Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, - может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”. 11. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие: - Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития. - Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. - Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности. - Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей. - Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации. - Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения. - Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия - первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения). В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций. В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс - это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса. По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие - подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства). Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контроль но-коррек-ционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

В дидактике существует много различных подходов к выявлению сущности методов обучения, их определений, структуры, что порождает проблему их классификации. Значительный вклад в развитие теории методов обучения сделали. Есть. Голант,. М. Данилов,. Б. Есипов,. М. Скаткин,. М. Лернер,. А. Алексюк,. Ю. Бабанский,. В. Бондарь,. В. Паламарчук и ирчук та ін.

Метод обучения является сложным многоаспектным явлением. За каждым из этих аспектов методы группируют, создавая классификации методов обучения - упорядоченные по определенному признаку их системы (I. Пидласий)

По мнению многих исследователей (Ю. Бабанский,. В. Онищук,. О. Савченко,. М. Махмутов,. Т. Шамова,. Т. Щукина и др.), основными критериями классификации методов обучения е дидактическая цель, источники знаний, логика за асвоення учебного материала, уровень самостоятельности учащихся. Но поскольку обучение является диалектическим процессом и находится в постоянном движении, предпочесть одному из критериев можно только учитывая все аспе кты конкретной педагогической ситуации. Проблему системы методов обучения следует решать не только через создание единой комплексной многомерной классификации, но и путем обоснования целого ряда классификаций, которые адекватно отражали задачи и содержание целостного процесса обучения. Учителя-практики склонны универсализировать отдельные группы методов, не осознавая взаимосвязи и взаимопроникновения методов различных классов, поэтому будущему учителю важно понять целостные подходы к классификации методов обучения, поможет ему практически осуществлять их выбои їх вибір.

Методы организования и осуществления учебно-познавательной деятельности

В дидактической теории не существует единой универсальной классификации методов обучения через сложную природу этого феномена, его многофункциональность. Для оценки и выбора методов обучения необходимо вы. Использовать различные классификации на основе укрупнения и объединения методов в большие группы по определенным критериям. Наибольшее распространение получили классификации на основе деятельностного подходаду.

Классификация методов по дидактическими целями

По дидактическим целям выделяют две группы методов обучения:

1. Методы, обеспечивающие первичное усвоение учебного материала:

Информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, рассказ, беседа, работа с книгой);

Эвристические методы (эвристическая беседа, диспут, лабораторная работа);

Исследовательские методы (наблюдение и систематизация фактов, самостоятельное изучение проблемы в научной литературе, метод генерации идей)

2. Методы, обеспечивающие закрепление и совершенствование полученных знаний:

Упражнения (по образцу, вариативные, пробные, тренировочные и др.);

Практические работы, направленные на применение теоретических знаний на практике

Классификация на основе внешних форм проявления методов обучения

Основой традиционной классификации являются источники знаний, характер чувственного восприятия информации (слух, зрение, осязание). На этом основании выделяют методы:

Словесные (рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктаж, работа с книгой, учебная дискуссия, диспут);

Наглядные (наблюдения, демонстрации, иллюстрации);

Практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра)

Словесные методы обучения . К этой группе относятся методы, которые реализуются преимущественно через устную коммуникацию. Основным их элементом является слово, речь учителя

. Рассказ - монологический изложение учебного материала, который используют для последовательного и эмоционального сообщения знаний

основном в форме рассказа выкладывают описательный учебный материал (о природных условиях, факты, явления и т.д.)

Метод рассказа имеет следующие приемы: размышления учителя; акцентирование внимания, анализ фактов, примеров; объяснения отдельных связей изучаемых. Однако анализ фактов, связей и примеров пи ид время рассказа обеспечивает осознание учащимися основного содержания учебного материала, то можно утверждать о переходе этого приема в метод объясненияя.

По дидактическим целям выделяют несколько видов рассказов:

Рассказ-вступление,"готовит"учащихся к восприятию нового учебного материала, формирует интерес и потребность в приобретении новых знаний. Этот вид рассказа характеризуется относительной яркостью, четкостью, захо опленистю и эмоциональностью изложениятю викладу;

Рассказ-изложение, в которой раскрывают содержание новой темы. Такому сообщению присущи четкая логическая последовательность, выделение основного, существенного, применения иллюстраций и убедительных примеров; "

Рассказ-обобщение, которая предусматривает выделение основных мыслей, формулирование выводов и обобщений, постановку задач для дальнейшей самостоятельной работы. Этот метод используют обычно наприкин нци уроку.

Условиями эффективного применения рассказа является: наличие плана; логическая последовательность, четкость и доказательность; достоверность содержания; образность и эмоциональность изложения

. Объяснение - словесный метод обучения, основная задача которого заключается в раскрытии причинно-следственных связей и закономерностей развития природы, человеческого общества и человеческого мышления

Этот метод иногда называют самым сложным видом рассказа, потому что он направлен не только на раскрытие внутренних причинно-следственных связей, но и на изучение внешних сторон явления на уровне описания с использованием конкретных примеров. Часто, особенно на уроках в начальной школе, объяснение сочетается с описанием, беседой, использование наглядностиі.

К словесным методам обучения, используемых в старшей школе и высших учебных заведениях, принадлежит лекция

. Учебная лекция - словесный метод обучения, предусматривающий устное изложение учебного материала, который характеризуется большим объемом, сложностью логических построений, сконцентрованистю умственных образов доказательств и обобщение.

Иногда лекцию рассматривают как форму организации обучения основном она длится весь урок, иногда - два. Предметом школьной лекции преимущественно является описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между же ими связей и причинно-следственных зависимостей. Этот метод пригоден лишь в старших классах, когда учащиеся уже имеют необходимый для восприятия и осмысления уровень подготовки. Во время лекции приме сову такие приемы устного изложения: поддержка внимания, активизация мышления слушателей, убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизацииація.

Основные условия эффективного проведения лекции: создание конкретного плана; сообщение учащимся темы, цели и задач; логичный и последовательный изложение содержания лекции; проблемность и эмоциональность изложения; гну учке управления умственной деятельностью учащихся; запись основных положений, использование наглядности, сочетание лекции по семинарские и практические занятия.

. Беседа - словесный вопросно-ответный метод обучения, задача которого - побуждать учащихся к актуализации известных и усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений

Этот метод активизирует мышление учащихся, является важным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных способностей, создает условия для оперативного управления процессом обучения время с его целесообразно сочетать с рассказом, лекцией, наглядными методами, которые обеспечивают формирование целостной системы знаний, ведь только с помощью беседы невозможно сформировать практические умения и навыкии.

Используют такие приемы проведения беседы: постановка вопросов (основных, дополнительных), обсуждение ответов учащихся, их корректировка, формулирование выводов

По дидактическим целям беседы подразделяют на следующие виды:

Вступительные (организационные), к которым прибегают для подготовки учащихся к восприятию нового материала;

Уведомительный, используемые для сообщения новых знаний;

Повторительно-обобщающие, применяемые для обобщения и систематизации полученных знаний;

Контрольно-коррекционные, имеющие целью проверку усвоенных знаний, уточнения и дополнения их новыми фактами или положениями

По характеру познавательной деятельности учащихся беседы классифицируют на: репродуктивные направленные на воспроизведение ранее усвоенного материала; катехизические предусматривающие точное воспроизведение формулировок закона или правила, запоминание ответов; эвристические, подводящих учащихся к самостоятельным выводам

Вопросы беседы формулируют с соблюдением следующих требований: вопросы должны быть краткими и точными, логичными, последовательными, способствовать системному усвоению знаний, соответствовать уровню развития учащихся и ставить ися всем ученикам класс.

. Работа с книгой - многофункциональный метод словесной группы, заключается в разработке литературы разных видов и направлен на формирование новых знаний, их закрепление, выработка умений и навыков и реализации контрольных но-коррекционной функции в условиях урочной и внеурочной учений.

Учащиеся в процессе обучения работают со словарями, справочниками, энциклопедиями, учебниками, пособиями, таблицами, схемами, географическими атласами, литературно-художественными произведениями и др.. Работа с книгой позволяет многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное час.

Современные программируемые учебные книги эффективно решают проблемы информационного обеспечения, контроля, коррекции, диагностики знаний и умений

Работа с книгой предусматривает несколько целей: ознакомление со структурой, чтение отдельных разделов, решение примеров или задач, поиск ответов на вопросы, выполнение контрольных тестов, по памяти товування материал.

Важными условиями, обеспечивающими эффективность использования этого метода, являются: умение быстро, рационально читать и понимать прочитанное; выделять главное в материале, создавать опорные конспекты; зн находить литературы по вопросам.

зависимости от степени самостоятельности различают два вида работы с книгой: под руководством учителя (на уроке) и самостоятельно (в домашних условиях). Познавательная работа на уроке предусматривает разделение учебного ма атериалу на части, выполнения необходимых действий по запоминанию, понимание, сравнения, классификации. Работа с учебником в домашних условиях начинается с воспроизведения знаний, полученных на уроке, то м основным направлением такой деятельности синтезирования этого материала с текстом учебника. Самостоятельная работа с учебниками повышает познавательную самостоятельность учащихся, качество усвоения знаний, формирует умений ния учиться, навыки самоконтроляолю.

Важными приемами рациональной работы с книгой являются: установка на запоминание основных положений, теорий, правил и т.п.; мыслительной создания плана прочитанного, его фиксация, создание опорного конс спект.

Основными недостатками в использовании этого метода являются значительные затраты времени и познавательных сил, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому учителю целесообразно сочетать работу с книгой с другими и методах обученияя.

Особой популярностью в современных условиях пользуются программируемые учебники, в которых, помимо учебной, содержится и инструктивная информация (учащиеся получают указания по выполнению работы, подтверждением ния правильности выполняемых действий.

К словесным методам обучения относятся учебная дискуссия и диспут

. Учебная дискуссия (лат discussio - рассмотрение, исследование) - словесный метод обучения, суть которого заключается в обмене взглядами по конкретной проблемы с целью приобретения новых знаний, укрепления собственного мнения, формирование умения ее отстаивать

Близким к учебной дискуссии является метод диспута

. Диспут (лат disputo - думаю, спорю) - словесный метод обучения, суть которого заключается в целенаправленном сопоставлении различных взглядов на научную или общественную проблематику с целью формирования у учащихся оценочных суждений, укрепление мировоззренческих позициий.

В дидактической литературе понятие"дискуссия"и"диспут"часто используются как синонимы, поскольку они означают обсуждения, дебаты, полемику диспуты обычно называют публичную дискуссию, специально в организованную для определенной ученической категории. Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс к развитию проблемного обучения, самостоятельности учащихся в получении новых знау здобутті нових знань.

Основная функция этих методов состоит в стимулировании познавательного интереса; вспомогательными функциями являются учебная, развивающая, воспитательная и контрольно-коррекционная. Эффективность дискуссии и диспута зависит от:: предварительной основательной подготовки учащихся как в содержательном, так и в формальном аспектах; наличии необходимых знаний по теме, умений выражать свои мысли и позицию; однозначной формулировки вопросов т.д.. Результаты использования этих методов дают объективную информацию о глубине и системность знаний учащихся, особенности мышления школьников, помогают определить перспективы дальнейшего роботти.

. Инструктаж (лат instructio-установка) - словесный метод обучения, который предусматривает ознакомление со способами выполнения задач, инструментами, материалами, техникой безопасности, показ трудовых операций и организацию раб бочего местн.

Его можно характеризовать как совокупность словесных методов. Основным преимуществом инструктажа является эффективность в передаче необходимых знаний и развития простых. Навыков. Обычно его проводит учитель или заранее подготовленные ученики перед выполнением практических, лабораторных или самостоятельных работ. Инструктаж ограничен во времени, ориентирован на усвоение конкретных операций и процедур, которые необходимо. Видеовызов ити ученикам во время работы. Проведение инструктажа должно отвечать следующим требованиям: четкость и лаконичность объяснения способов учебных действий и операций; постановка конкретного учебного дл ния; объяснение правил выполнения трудовых приемов и проведения самоконтроля; разъяснения типичных ошибок при выполнении работ. По месту в учебном процессе инструктаж подразделяют на вводный, текущих ный и итоговыйовий. . Вводный инструктаж осуществляется перед началом самостоятельной работы учащихся и предусматривает доведение к ним конечных результатов работы. Текущий инструктаж проводится во время самостоятельной работы и предусматривает помощь некоторым у ученикам. Наа итоговом инструктажи учитель демонстрирует лучшие работы учащихся, анализирует результаты, определяет дальнейшие перспективы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Несмотря на то что их часто называют неактивными, устаревшими, эти методы позволяют за короткое время передать значительный объем информа ции, поставить перед учениками проблемы и указать пути их решения. Живое слово учителя остается источником активизации всех психических процессов учащихся, воспитание интеллекта и личностных качеств водородные очас эффективность словесных методов зависит от сочетания с другими методами обучения (наглядными, практическими), обеспечение познавательной активности ученикинів.

Наглядные методы обучения

Это способы наглядно-чувственного ознакомления учащихся с различными предметами, явлениями, процессами, являются объектами обучения. Наглядные методы применяются в тесной взаимосвязи со словесными, ведь они предусмотрят ют использование иллюстраций и демонстраций в подтверждение словесных толкований, их специфической особенностью является развитие наблюдательности ученикив.

. Иллюстрирование - наглядный метод обучения, который заключается в показе и восприятии предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, схем, репродукций, звукозаписей тощ.

Его обычно используют тогда, когда необходимо обеспечить осознание сущности явления, взаимосвязей между его компонентами. В тесной связи с иллюстрированием применяют метод демонстрации

. Демонстрация - метод обучения, который заключается в наглядно-чутевому ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их естественном виде

Этот метод используют не только для раскрытия динамики изучаемых явлений, но и для ознакомления с внешней и внутренней строением предметов

Метод демонстрации имеет следующую структуру: определение целей и задач показа; воспроизведение и коррекция опорных знаний; мотивация учения; постановка проблемы или познавательной задачи; показ явления учителем и и восприятия его учениками, анализ фактов; выяснение связей и отношений; решения проблемы или познавательной задачи, выводы; теоретическая интерпретация фактов (явлений), наблюдавшихся.

Методы иллюстрирования и демонстрации применяют во взаимосвязи, дополняет и усиливает совместное действие. Так, демонстрации используют, когда процесс или явление учащиеся должны принять в целом. Когда нужно но осознать сущность явления, его взаимосвязи, используют иллюстрирования. Результативность этих методов зависит от методики представления и показа изучаемого объектов. Эффективность иллюстрирования и демонстрации зависит от: организования активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся правильного выбора объектов, умение педагога направить внимание учащихся на точно в демонстрируемых явлении; определение места и роли предметов наглядности в познавательном процессе, оптимального объема иллюстративного материалаіалу.

. Наблюдение - наглядный метод обучения, который предусматривает длительное целенаправленное восприятие объектов или явлений. С фиксацией изменений, которые в них происходят, и выявление на этой основе внутренних связей I за алежностей, раскрытие сущности объявления.

При этом ученик не вмешивается в явления, которые он воспринимает. Наблюдения выполняют преимущественно демонстративно-иллюстративную (является средством закрепления ранее усвоенных знаний, умений и навыков) и исследовательскую ((становятся средством получения новых знаний) функции. Самостоятельные наблюдения учащиеся осуществляют уроках, кружковой работы и выполнения домашних заданий зависимости от формы организования они могут быть к ороткотривалимы или долговременными, фронтальными или индивидуальными. Длительные наблюдения нуждаются в систематической фиксации фактов и выводов в дневникиках.

Организация фирм наблюдений предусматривает следующие основные этапы:

1. Сообщение цели и задач наблюдения

2. Мотивация познавательной деятельности

3. Вводный инструктаж учителя

4. Актуализация знаний, необходимых для осуществления работы

5 самостоятельных наблюдения

6. Анализ и обобщение фактов

7. Формулировка выводов

8. Теоретическая интерпретация результатов наблюдения

Наблюдение как метод обучения обеспечивает целенаправленное восприятие явлений и предметов для получения конкретных данных. Однако оно имеет пассивный характер, поскольку не влияет на исследуемые процессы, не с изменяет условий их протекания: при наблюдении учащимся иногда недоступны некоторые стороны изучаемого явления, а также они могут субъективно характеризовать його.

В связи с интенсивным использованием в учебном процессе современных визуальных источников информации (телевидение, DVD-проигрывателей, компьютеров и др.) выделяют видеометод

. Видеометод - наглядный многофункциональный метод обучения, который заключается в использовании видеоматериалов и активизирует наглядно-чувственное восприятие, обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно о-понятийной целостности и эмоциональной окрасят ности.

Этот метод влияет не только на сознание, но и на подсознание учеников, может использоваться на всех этапах обучения

Его применяют для формирования новых знаний, их контроля, закрепления, обобщения, систематизации. Однако киноэкран или телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельной йности, того, чтобы эффективно использовать этот метод, необходимо специально организовывать обучениея.

Видеометод в условиях его целесообразного использования в учебном процессе может эффективно выполнять основные задачи образования, воспитания и развития учащихся:

Обеспечивать учеников новой и достоверной информации о явлениях и процессах, которые изучаются;

Объяснять в динамике принципы действия сложных механизмов или машин;

Учить алгоритмов выполнения различных видов деятельности;

Удовлетворять желания и интересы учащихся;

Обеспечивать контроль и коррекцию знаний, умений и навыков, эффективную обратную связь;

Организовывать тестовые испытания;

Создать банк данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;

Рационализировать учебный процесс, повышать его результативность т.д.

Эффективность видеометоду зависит не только от мастерства учителя, но и от качества всех используемых технических средств, организования учебного процесса, его целеустремленности, четкости; уче ування индивидуальных особенностей ученика.

Практические методы обучения

Они охватывают различные виды деятельности учащихся и направленные на формирование навыков и умений применять знания в стандартных или измененных условиях с целью достижения их высшего уровня. В системе практических ме етод обучения используют следующие основные приемы: постановка задачи, планирование его выполнения, управление процессом выполнения, оперативное стимулирования, регулирования, анализ результатов, выявление причин неправильных действий. Эти приемы являются составляющими методов упражнений, лабораторных и практических работ, дидактических игоор.

. Упражнение - практический метод обучения, который предусматривает планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества

По характеру учебной деятельности учащихся упражнения делятся на устные, письменные, графические, технические

. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти и речи учащихся. Они характеризуются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения обычно используют для закрепления знаний ь формирование умений их применять. Они способствуют развитию культуры письменной речи, самостоятельности. К графическим упражнениям относятся разработка схем, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, пл. Аката, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ и экскурсий их применение способствует развитию пространственного воображения, запоминанию учебного материалаіалу. . Технические упражнения используют прежде всего для формирования практических умений и навыков, техники движений, речи и др.. При организации технических упражнений применяют словесные методы в форме коротких указаний и инструкт ажив с целью уточнить задачи, конкретизировать действия, предупредить ошибки, оценить выполнение упражненияв.

На основе дидактических целей упражнения классифицируют на вступительные, пробные, тренировочные, контрольные и творческие. Вводные упражнения предусматривают демонстрации учителем определенных действий с последующим воспроизведением их учениками. Когда новый материал еще слабо усвоенный школьниками, применяют пробные упражнения. Среди них выделяют предупредительные упражнения (объяснение ученика предшествует выполнению действий); комментируемые (ученик одновременно объясняет действие и выполняет ее) объяснительные (действие предшествует объяснению ее выполнения)). . Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков действий в стандартных условиях (по образцу, по инструкции, по задачам) их используют по степени повышения сложности задач. От пробных упражнений они отличаю ются высоким уровнем самостоятельности учащихсяв. . Контрольные упражнения используют для определения степени сформированности у учащихся практических умений и навыков. Творческие упражнения предусматривают применение знаний, умений и навыков в новых (измененных) ситуациях

Условиями эффективного применения метода упражнений являются: сознательная направленность (осознание цели) учащихся на повышение качества деятельности; теоретическая подготовленность учащихся к выполнению упражнений; последовательность просмотр выполнения; достаточное количество упражнений, проверка практикой степени овладения учащимися навыками и умениями, контроль за выполнением упражнений и развитие у учащихся умения осуществлять самоконтроль.

В практических методов обучения относятся лабораторные работы, тематика которых определяется учебными программами их можно частично изменять с учетом возможностей школьного оборудования

. Лабораторная работа - практический метод обучения, который предусматривает изучение в специальных условиях явлений природы с помощью специального оборудования

Этот метод учащимся овладевать умениями и навыками работы с оборудованием, измерять, обрабатывать результаты и сравнивать их время его использование связано со значительными затратами энергии и времени. Планируя лабораторный метод, необходимо убедиться в том, что результаты обучения будут выше, чем при использовании других методов. Лабораторные работы проводятся как в процессе изучения нового учеб ального материала, так и после его объясненияння.

По содержанию лабораторные работы разделяют на иллюстративные и исследовательские. Лабораторные работы иллюстративного характера предусматривают прежде организацию деятельности учащихся по наблюдению за природными явлениями и процессами, а также сбор и пополнение экспонатами краеведческих и школьных музеев, поиск и изучению исторических их памятников и фольклора родного края (пословицы, поговорки, песни, загадки, обряды и др.). Исследовательские лабораторные работы проводят учащиеся под руководством учителя с использованием, соответствующего принадлежности и других технических средствв. . Исследовательскими лабораторными работами могут быть длительные наблюдения учащихся за определенными явлениями, в процессе которых выясняются свойства, причины и закономерности их развития

зависимости от количества задействованных лиц лабораторные работы классифицируют на индивидуальные и бригадные. Индивидуальная лабораторная заключается в осуществлении учеником по требованию учителя самостоятельных опытов иллюстративного или исследовательского характера. Бригадная лабораторная предусматривает организацию работ иллюстративного или исследовательского характера группой учащихся (3-5 человек) с определением их обучающих функций

При выполнении лабораторной работы важно четко распределить обязанности учеников и обеспечить их сменяемость. Часто этот метод переходит в форму практических занятий или практикумов

Для эффективного применения лабораторного метода следует соблюдать следующие правила: четко сформулировать цель работы, обеспечить ее осознание учащимися; актуализировать опорные знания, соответствующие содержательные сту практической работы; ознакомить школьников с планом выполнения работы, провести инструктаж (устный или письменный) организовать выполнение задач работы, корректировать действия учащихся; контролировать и оценивать р. Результатом лабораторной робот.

По дидактическими целями и задачами к лабораторным работам близкие практические работы

. Практическая работа - метод обучения, направленный на углубление и закрепление теоретических знаний и проверку научных выводов

Этот метод укрепляет связь теории и практики в учебном процессе, применяется в единстве со словесными и наглядными методами обучения, основываясь на опыте организации лабораторных работ, сформирован них знаниях, умениях и навыках, обеспечивает конкретизацию полученных знаний. Он обобщающий характер. В отличие от лабораторных работ практические предусматривают применение теоретических знаний на п рактици и проводятся после изучения крупных разделов, тем. Познавательная деятельность учащихся на практических занятиях происходит в несколько этаповів:

1 теоретическое осмысление основных положений темы или раздела (объяснения учителя)

2. Подробно инструктаж учащихся (показ действий) по выполнению работы

3 пробы (выполнение некоторыми учениками действий, анализ степени их правильности)

4 самостоятельных выполнения работы

бы. Контроль и оценка результатов практической работы

. Дидактическая игра - специально созданная ситуация (модель реальности) с которой учащимся предложено найти выход

Этот метод выходит за пределы словесных, наглядных и практических методов, синтезируя в себе их элементы. Дидактическая игра создает условия для активной учебной деятельности по имитационному моделированию систем, объявления ищ и изучаемых. В ней учебная деятельность объединяется с игровой, приобретая признаков целенаправленной учебной деятельности, в процессе которой информация поступает не извне, а является внутренним пр одуктом и результатом этой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новый уровень знаний, который, в свою очередь, способствует формированию следующего, высшего, уровня знанияань.

Процесс дидактической игры предполагает последовательность учебных действий, отраженных в следующих этапах:

1. Подготовка к самостоятельным занятиям

2. Постановка основной задачи

3. Выбор имитационной модели объекта

4. Решение задачи на основе имитационной модели

5. Проверка, коррекция и реализация принятого решения

6. Оценка результатов реализации решения

7. Анализ полученных результатов и налаживание обратной связи с процессом подготовки к следующим самостоятельных заданий

При таких условиях ученик является активным преобразователем действительности. Среди дидактических игр, используемых в практике обучения, выделяют предметные (математические, лингвистические, биологические, географические и т.д.)) игры-путешествия, викторины тощо.

Дидактическая игра как метод обучения сможет реализовать свои учебные возможности при условии, что она активизирует богатый арсенал традиционных методов обучения