Внеклассное мероприятие «Зимние забавы»

Подготовили и провели: Долгобородова Л.А., Коткина И.В., учителя начальных классов МБОУ СШ № 8, Литвинова И.В., учитель музыки.

Мероприятие «Зимние забавы» для детей с ОВЗ знакомит ребят начальных классов с играми в зимнее время года, способствует формированию жизненно необходимых качеств. Задания включают в себя спортивные, интеллектуальные и развлекательные моменты на ловкость, быстроту, внимательность.

Цель : формирование потребности в здоровом образе жизни у детей через игровые упражнения, расширение знаний детей о зимних играх и забавах.

Задачи мероприятия :

формировать представление о северных зимних забавах на основе художественных и музыкальных произведений, фольклора и игр;

закрепить знания детей о зимних видах спорта;

отрабатывать умения действовать согласованно в команде посредством игровых упражнений;

развивать ловкость, быстроту, находчивость, любознательность, координацию движения,

воспитывать уверенность в своих силах;

коррегировать двигательные навыки, эмоциональное и этическое восприятие.

Методы: словесный, игровой, наглядный, слуховой

Краткий план проведения мероприятия

1. Загадка ведущего о зиме.

2. Стихи и зиме.

3. Песня «Кабы не было зимы»

4. Танец снежинок.

5. Конкурс «Лепим снеговика»

6. Песня «Снеговик». Заходит Снеговик (второй ведущий).

7. Конкурс «Играем в снежки».

8. Песня «Снежки».

9. Загадки о зимних видах спорта.

10. Веселая игра «Хоккей».

11. Эстафета «Санки»

12. Хоровод «Вдоль по улице метелица метет»

13.Награждение.

Слайды презентации в качестве заставки к этапам праздника.

Ход мероприятия

(1 слайд - Зимние забавы)

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Мы очень рады встрече с вами и уверены, что всем будет весело и интересно.

Ведущий :

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Правильно, это зима. Сейчас она вступила в свои права.

( 2 слайд - Зима)

Ведущий :

Начинаем зимний праздник,

Будут шутки, будет смех.

И веселые забавы

Приготовлены для всех.

Ведущий:

Ребята приготовили о зиме стихи. Давайте послушаем.

1 ребенок:

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

2 ребенок:

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

3 ребенок:

Сыплет белый снежок,

Все деревья в инее.

Мы выходим поиграть

В это утро зимнее.

Нам не страшен мороз,

Пусть пугает стужею.

С ним холодной зимой.

Очень крепко дружим мы!

4 ребёнок:

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая (хором)

Подольше не кончается

Песня о зиме «Кабы не было зимы»

Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
В этом нет секрета -
От жары б увяли мы,
Надоело б лето.
Не пришла бы к нам метель
На денёк хотя бы,
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
А всё время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой.
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лёд на речке не замёрз,
Кабы, кабы, кабы...
Лёд на речке не замёрз,
Кабы, кабы, кабы...
(Композитор: Крылатов Е. Автор слов: Успенский Э.)
Ведущий:

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.

( 3 слайд - Снег кружится)

Танец снежинок

Ведущий:

Сколько пушистого снега выпало. Как красиво стало вокруг.

Давайте устроим состязания необычные

Для многих гостей вообще непривычные.

Проявите сноровку, старание

И вот вам задание.

( 4 слайд - Снеговика лепи скорей)

Конкурс «Слепи снеговика» - 2 магнитных доски, 14 магнитов, детали для 2 снеговиков, повязки на глаза (2 команды собирают из деталей снеговика, 1 участник команды прикрепляет 1 деталь и т.д.)

Ведущий: Какие забавные снеговики получились. Давайте исполним песню «Снеговик»

(Заходит снеговик под песню «Снеговик» и выполняет вместе с ребятами движения в соответствии со словами песни, играет с детьми в снежки)

1. Жил веселый, смешной Снеговик,

Весельчак, балагур, озорник.

Снеговик рано утром вставал,

Сразу лыжи свои надевал.

Припев:

На меня ты скорей посмотри!

Ехал час, ехал два, ехал три!

Ты за мною скорей повтори!

2.Он к обеду домой приходил,

Младших братьев из снега лепил.

Вот один, вот другой снежный ком -

Снеговик с этим делом знаком.

Припев:

На меня ты скорей посмотри!

Лепит час, лепит два, лепит три!

Ты за мною скорей повтори!

3.Оживали те снеговики,

И весь вечер играли в снежки.

Белый снег под ногами скрипит,

А снежок все летит и летит.

Припев:

На меня ты скорей посмотри!

Бросил раз, бросил два, бросил три!

Ты за мною скорей повтори!

Снеговик:

Я, ребята, Снеговик,

К снегу к холоду привык:

Вы слепили меня ловко -

Вместо носа тут морковка.

Снеговик:

Давайте вместе поиграем

Снежки - комки сюда кидаем!

(5 слайд - Игра в снежки)

Конкурс «Попади в цель» - 2 корзины, снежки ( 2 команды)

Ведущий:

С мест скорее все вставайте,

Песню дружно запевайте!

Песня «Игра в снежки»
Слова: Н. Вересокина
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело,
Любим мы морозный день,
Нам играть в снежки не лень.

Припев:
Хлоп, хлоп, не зевай,
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай.

Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!
Припев.

Снеговик:

Снеговик я не простой -

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой? Дети отвечают

( 6 - 8 слайд - загадки, отгадки по щелчку)

Загадки о зимних видах спорта

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Значит там игра — (Хоккей )

Трудно, что ни говори,
Мчать на скорости с горы!
И препятствия стоят -
Там флажков есть целый ряд.
Лыжнику пройти их надо.
За победу ждёт награда,
Хлынут поздравленья валом.
Этот спорт зовётся … (Слалом)

Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях
По жёлобу съезжают? (Бобслей )

Такое наслаждение,
Красивое скольжение,
Вращения, прыжки,
Кораблики, шажки. (Фигурное катание)

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: (биатлон).

Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)

Снеговик:

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час на тему “Здравствуй, зимушка-зима”.

Снег идет, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята-
Снова к нам пришла зима.

Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихах. Давайте послушаем некоторые из них.

Чтение стихов детьми наизусть.

Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И.З.Суриков.

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
П.Вяземский.

Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
И.С.Никитин.

Наконец- то прилетела
Долгожданная зима.
Закружила, завертела
Белым кружевом она.
В. Мирошина.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
С.Я.Маршак.

Снег сверкает на ресницах.
Веселее нет поры.
Лёгких санок вереница
С белой катится горы.
В.Приходько.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С.Маршак.

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
С.Маршак.

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
С.Маршак.

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, зимушка-зима!
П.Вяземский.

Учитель . Ребята, а вы любите зиму?

А что вам больше всего нравится в этом времени года?

На чём вы любите кататься зимой?

(Ответы детей.)

Учитель . Хорошо, а теперь давайте поиграем и посмотрим кто у нас самый ловкий.

Конкурс “Переход по льдинкам”.

Выходят два ученика. Им даются льдинки (картонки 1/2 альбомного листа). Надо перейти вдвоём на противоположную сторону, наступать можно только на льдинки. Побеждает тот, кто первым добрался до противоположного берега и не упал.

Учитель . Поиграли, а сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки .

Вам, друзья, ответить нужно
Быстро, весело и дружно.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их... (лыжи)

Мчусь как пуля я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно...(шишек)

Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это - ... (снегири)

Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима)

Веретунья белобока,
А зовут её ...(сорока)

Схватил за щёки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Всё это делает...(мороз)

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их...(рукавички)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы...(санки)

О зиме не только сочиняют стихи, придумывают загадки, но и исполняют частушки . Вот сейчас мы их и послушаем. Пение детей под фонограмму.

Пропоём мы вам частушки,
Просим не смеяться!
Мы артисты молодые-
Можем застесняться.

Говорят, что щиплет нос,
Говорят, кусается...
Защекочет, так до слёз,
Вот как потешается!

Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам нос не отморозь!
Говорят, что летом он
В погребах скрывается.

Слушай, может он шпион?
Может быть, покается?
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам уши не морозь!

Говорят, что мастер он
Стёкла разрисовывать.
И характер озорной
Носу не высовывай!

Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам руки не морозь!

Говорят, что борода
У него волшебная...
Знать недаром старика
Любит наша детвора!

Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам ноги не морозь!
Говорят, под Новый год
Дарит он подарочки...

Я три дня уж у ворот
Караулю саночки!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Хватит петь! Совсем замёрз!

Учитель . Молодцы ребята! Мы с вами каждый день гуляем на улице, помните, когда был липкий снег кого вы слепили? (Ответ детей – Снеговика.)

Конкурс “Наборщик”.

Составить как можно больше слов из слова “СНЕГОВИК”.

(снег, кино, лыжи, веко, сок, ком, ноги...)

Молодцы!Давайте, немного поиграем.

Конкурс “Лови снежинку”.

Выходят два ученика. Каждому, на пояс, привязывается бумажная снежинка. (Снежинка находится сзади, чуть не достаёт до пола.) Задача участников - оторвать снежинку противника, наступив на неё, не дав оторвать свою.

Учитель. Поиграли, отдохнули, а теперь давайте разгадаем кроссворд. Чтобы прочитать спрятанное слово мы должны отгадать загадки. Отгадки мы запишем в кроссворд и прочитаем выделенное слово.

С О С У Л Ь К А
К О Н Ь К И
С Н Е Г
Л Ы Ж И
З И М А
И Н Е Й
Д Е К А Б Р Ь
Ё Л К А

Солнце выглянет-заплачет,
Солнца нет - слезинки спрячет.

Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу,
Оставляют на бегу!

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.

Что за дерево такое -
Вся макушка в серебре.
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.

Молодцы ребята! Все загадки отгадали, а теперь давайте хором прочитаем выделенное слово. (СНЕЖИНКА).

Чтение учителем стихотворения К.Бальмонта “Снежинка”

Светло-пушистая
Снежинка белая
Какая чистая
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель . Ребята, к нам в гости прилетели снежинки и сейчас они станцуют свой танец.

Танец снежинок.

Учитель . Понравился вам танец? Ребята, мы с вами учились вырезать снежинки. Вот сейчас мы и посмотрим, кто вырежет красивую снежинку. Работа детей.

А теперь берите свои снежинки и выходите сюда.

(Дети выходят и показывают свои снежинки.)

Все вместе поём песню “Кабы не было зимы”.

Итог . Вот и закончился наш “Классный час”. До свидания! До новых встреч!

Зима в природе

Цель: Познакомить детей с приметами зимы, зимними явлениями в природе

Оборудование: цветные рисунки и репродукции с изображением зимней природы, рисунки снежинок.

План

    Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час на тему: «В гостях у матушки зимы» А для того чтобы хорошо работать мы разделились на три команды. Сейчас каждой команде раздадим буквы, из этих букв вы должны составить слово итогда мы узнаем названия каждой команды.

Итак команды: Декабрь, январь, февраль

II . Сообщение темы занятия .

- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, как зовут меня?... (Зима).

Зима.

Здравствуйте дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости в мой зимний лес. Сегодня мы с вами познакомимся с приметами зимы, периодами зимы, а также с природными явлениями зимой.

III . Основная часть. Новый материал.

Ход занятия.

Ребята, поднимите руки кто любит зиму? Чем она вам нравится? А теперь ответьте на вопрос: из-за чего к нам приходит зима? (Солнце опускается ниже, становится холоднее, т.к. лучи не прогревают землю как летом. Ветер становится холодным, появляется снег, вьюга).

Зима: А с такими изменениями в природе как мы одеваемся? Во что?

Ответ: Надеваем шапки, сапоги, дублёнки, шубы, варежки.

Зима: Правильно. А как готовятся провести зиму растения, деревья?

Ответ: Сбрасывают листья, как будто засыпают.

Зима: Ребята, назовите диких животных средней полосы.

Ответ: Белка, бур. медведь, заяц, лиса, волк.

слайд

слайд: Как они готовятся к зиме?

Ответ: Белка запасает грибы, орехи; медведь накапливает жир; белка и заяц меняют шубку; у лисы шубка становится более тёплой и пушистой.

Зима: Правильно. А теперь назовите животных Крайнего Севера.

Ответ: Олень, белый медведь, песец, полярная сова, куропатка.

слайд

Зима: А как они проводят зиму?

Ответ: Олени разрывают снег и едят ягель; белый медведь накапливает жир и впадает в спячку; песцы и лисы питаются леммингами и мышами, прячутся в своих норах; совы питаются леммингами и мышами; куропатки прячутся в сугробах от морозов.

Зима: Какие животные впадают в спячку зимой?

Ответ: Медведь, ёж, барсук, змея и лягушка.

Зима вывешивает рисунок со следами животных и птиц.(слайд)

Зима: Ребята, определите, каким животным принадлежат эти следы? (дети рассматривают рисунок и определяют). Как вы думаете, что можно узнать о животном по его следу?

Ответ: Направление животного, размер животного, состояние животного.

Зима: Скажите, каким образом человек может помочь животным и птицам перезимовать эту зиму?

Ответ: Повесить кормушки с зерном и хлебом, в лесу на деревья и под них положить куски хлеба и сала.

Задание:

- Давайте, ребята, вспомним зимние месяцы. Как они называются? А узнаете ли вы их в загадках?

- Назовите-ка ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.

Декабрь.(слайд)

- «Декабрь год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом зимы. Всё ниже солнце, всё короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звёзд.

Древнерусское название декабря - лютень, студень - за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощённый тьмой и морозами. Это пора глубокого покоя живой природы.

Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. Но зима не отступает. Через несколько дней вновь валят пушистые снега, трещат морозы, и зима уже прочно занимает свои позиции. Замёрзли реки, по ним уже проложен первый санный путь. Солнца почти не видно. Если выдастся ясный денёк, то едва поднимется оно над лесом и снова опустится за горизонт. В народе о декабре говорят: «Декабрь - пора хмурого неба. Декабрь - лютень, снегами глаз тешит, да ухо морозом рвёт».

    Давайте вспомним ещё народные приметы декабря .

    Солнце в декабре светит, но не греет.

    Декабрь узоры на окнах расписывает.

    Наметут сугробов декабрьские метели.

    В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу принёс.

Декабрь.

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть,

Ветер резвый уснул на пути,

Не проехать в лесу, не пройти.

    Прослушайте следующую загадку:

    Замело в лесу пригорки
    И овражки замело.

Заяц выскочил из лёжки -

Тихо. Холодно. Бело.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?

Январь.

    Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее. Солнце встаёт раньше и ярче светит. Сугробы становятся выше, снег глубже, лёд толще. Январь - месяц ярких звёзд, белых троп, вершина зимы. Снег от мороза скрипит под ногами.

    Вспомним народные приметы января :

    Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

    Январю - морозы, февралю - метели.

    Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

    В январе много сосулек - урожай будет хороший.

Сияет солнце, но совсем не греет,

Искрится луч, сияет серебром.

Природа вся как будто леденеет

Перед суровым снежным январём.

    Ещё одна загадка:

    Ходит грозный вьюговей
    В снежной шапке до бровей.
    Даже хищник серый волк
    Испугался и примолк.

    Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

Февраль.

    Февраль - перелом зимы, последний зимний месяц. Значительно прибавился день. День ото дня становится светлее. День прибавился почти на 2 часа. Сильные морозы в феврале бывают только ночью, солнце греет всё заметнее. Из всех прозвищ февраля самое распространённое - «вьюговей». Сталкивающиеся тёплые и холодные воздушные массы порождают метели. Самые пушистые сугробы приходятся на конец зимы.

    Приметы февраля :

В феврале зима с весной встречаются впервой.

    В феврале сильные морозы - короткая зима.

    Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму.

    Февральский снег весною пахнет.

    Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.

    Февраль - бокогрей.

- Февраль воду подпустит, а март подберёт.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле белая позёмка.

Крутой февральский вечер метёт, метёт пурга,

И, кажется, что вечно лежат снегов стога.


Зимы последние потёмки,

Февраль - наследник января.

Рекой текут, плывут позёмки,

Впадают в снежные моря.

И мне от радужного блеска

Не удержать весёлых слёз.

На южном склоне перелеска –

Воронки у корней берёз.

Явления природы зимой.

Любит народ зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать.

Снег, да снежные узоры, в поле вьюги, разговоры,

В пять часов уж тьма. День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки. Вот она - зима.

А сколько о зиме придумано загадок!

Их у зимы множество. Загадает их нам (читаем хором на плакате) с негурочка.

И не просто загадает, а познакомит нас с природными явлениями зимой.

с

н

е

г

у

р

о

ч

9. с

к

а

Вопросы к кроссворду:

1. Большая куча снега. (Сугроб).

2. Я как песчинка мал,
А землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха летаю.

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах. (Снег).

3. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю и сугробы наметаю. (Метель).

4. Жил я посреди двора,
Меня слепила детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик).

    Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    Но солнце её припечёт,
    Заплачет она и умрёт. (Сосулька).

    Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

7. На дороге скользкий лёд называют - (гололёд).

Во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру до 0 градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. Но вот мочью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замёрз. Образовалась корка льда. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Водителям машин приходится быть особенно внимательными: ведь тяжёлая машина по льду, даже на тормозах, ещё 100 метров может проехать. Так что, ребята, будьте осторожны в это время!

8.Летит птица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).

9. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и нее кусают -

Просто так себе летают. (Снежинки).

10. Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга).

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и … (вьюга).

Иногда в народе метель называют вьюгой. Если прислушаться к метели, то можно услышать звук «вьюююуу».

Помните, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» как описана метель:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

  1. Закрепление.

Викторина «Знатоки природы».

    С 22 декабря. Чем примечателен этот день? (Это самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния).

    Вырос лес белый весь пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозные узоры на стекле).

    Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица – белокоса, белолица,

Как махнула рукавом – всё покрылось серебром. (Зима).

4. Он вошёл - никто не видел, он сказал - никто не слышал,

Дунул он в окно, исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

5. Перечисли явления природы зимой. (Снег, лёд, изморозь, метели, мороз, морозные узоры и др.)

6. Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег.)

7. Бежит по снегу, а следу нету. (Ветер, позёмка).

8. Назови фенологические периоды зимы. (Первозимье, коренная зима, перелом зимы.)

9. В новой стене в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду за ночь затягивается.)

10. Что за звёздочки сквозные на пальто и рукаве

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки).

11. Текло, текло и под стекло легло. (Река подо льдом).

12. Слышишь? Вьюги говорят:
"У зимы - хозяйки нашей, -
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше. (Иней).

13. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

14. Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё.

Стало холодно. (Метель).

2. Разгадай ребус


Игры:

1. Собери снежинку

2. Закрытыми глазами нарисуй нос снеговику

IV . Итог.

С какими явлениями природы зимой вы познакомились?

Какие вы знаете периоды зимы?

Какие народные приметы вы запомнили?

Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида поселка городского типа Ильского Краснодарского края

Классный час

"Зимние посиделки"

Гусакова В.В.

Кравченко З.С.

2015

Цели :

Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках.

Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.

Воспитательные задачи:

    воспитание нравственности, патриотизма;

    формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

    воспитание любви к отчему краю, к Родине;

    организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

    обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;

    развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;

    развитие коллективно-творческой деятельности.

Актуализация темы.

Как это ни удивительно, но зима с её ранними сумерками и жестокими морозами издавна была в России самым веселым временем года.

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Верили в то, что природой управляют особые боги и их можно задобрить.

Зиме старались всячески угодить. Именно этим и объясняется обилие народных праздников зимой (например, Святки и др.)

На Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.

Величава Зима –

Называть её хочется

Не по имени просто,

А по имени – отчеству.

Ой, Зима, ты – Морозовна!

Ой, Зима, ты – Метельевна!

Основной формой проведения досуга зимой были посиделки. Обратимся к словарю В.Даля: «Посиделки – есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен» .

Считали, что посиделки – это, прежде всего повод для общения. И он должен быть лёгким, радостным, приятным.

Действительно, каждый из нас стремиться познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего – то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас.

Как необходимо нам знание культуры и быта предков! Главное в народной жизни – лад. Это стремление к совершенству, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях.

Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

Много славных и добрых праздников

Нам досталось от старины

Передать их в наследство правнукам

По традиции мы должны.

Культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем – то вроде мостика в мир самобытной России.

Я предлагаю вам свой вариант посиделок. Давайте посидим рядком, да поговорим ладком

Основная часть занятия.

Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи…

Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки.

Знали – ведали они свой секрет веселья. Они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть не только ловким, но и умным. Кроме упражнений на ловкость и выносливость, они любили испытания на сообразительность, например, загадки.

Зимние загадки.

    Что же за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

    Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (зима)

    Пришёл на день, а ушёл через год. (новый год)

    Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не выехать. (морозный узор)

    Гость гостил,

Мост мостил,

Без пилы, без топора

Мост вымостил.

(мороз)

Загадка – это маленький ключик от тайны. С её помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведёт себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности.

Особой популярностью пользуются на праздниках «весёлые» вопросы.

Весёлые вопросы.

    Почему львы едят сырое мясо?

(не умеют готовить)

    Может ли петух назвать себя птицей?

(нет, не умеет говорить)

    Кто с головой окунается в работу?

(водолаз)

    Как зовут женщину, которая первой поднялась в ночное небо?

(Баба - Яга)

    Что портится от слов?

(настроение)

А какой же праздник без песни!

Звучит музыкальная композиция «Белая береза» в исполнении Государственного Рязанского народного хора.

А сейчас самое время назвать пословицы и поговорки о зиме.

Пословицы и поговорки о зиме.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    Январь - году начало, а зиме - середина.

    Вьюги, да метели под февраль полетели.

    Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Месяц январь – зимы государь.

    У февраля два друга – метель да вьюга.

    Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

    Февраль – и теплом согреет, и морозом отстегает.

    Зима без снега – лето без хлеба.

    Снег глубок – хлеб хорош.

    Зимой снега надует – хлеба прибудет.

Игровой момент: «Снежная игра».

Нужно назвать как можно больше слов, в состав которых входит слово снег . Например: снеговик, снегурочка, снегопад и др.

Поэтическая страничка.

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит…

В удивительное время года мы собрались на посиделки.

Это ею – русскою зимою восхищаются поэты.

Сергей Есенин.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Зима особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.

А.С.Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница-зима». Чудесное время года!

А какие стихи о зиме знаете вы? (дети рассказывают стихи по выбору)

Это интересно.

Рождественские святки


С 7 января по 19 января в течение 12 дней – по числу апостолов – православные христиане отмечают святки, святые и радостные дни.

Святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.
Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья.
Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.
Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом.
Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Викторина

Тема: «Зимние забавы».

Цель классного часа : закрепить умения и навыки разгадывания ребусов, закрепить знания сказок; развивать коммуникативные навыки, внимательность, мышление, память; воспитывать интерес к зимним играм, умение работать в группе, активность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рыбки с заданиями, удочки, снежинки, посылка, письмо, папка с принадлежностями(клей, цветная бумага, листки).

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой.

2.Основная часть.

Ребята, скажите какое время года у нас сейчас на улице? А какой самый главный праздник зимы?

А что у нас случается на новый год? Кто к нам приходит в гости и дарит подарки? (Дед Мороз).

И пока вы отдыхали, к нам в школу тоже приходил Дед Мороз и оставил для вас посылку. Давайте мы ее откроем и посмотрит что в ней. (Открывает коробку, в которой лежит письмо).

Посмотрите в ней лежит письмо.

Письмо:

«Здравствуйте, мои дорогие ребята! Поздравляю вас с наступившим новым годом! Вы все себя хорошо вели в прошедшем году. И уже начался новый год, а как говорится в пословице «Как новый год встретишь- так его и проведешь», поэтому я для вас приготовил много игр, чтобы вы как начали новый год с улыбкой и веселье и так провели весь год. А мои задания все записаны на снежинках. Выполнил которые, мы и увидим, кто будет самым веселым, быстрым и находчивым в новом году. Если вы готовы то можете приступать. Желаю все удачи! Ваш Дед Мороз»

И так ребята, готовы доказать Дедушки морозу что вы самые веселые и умные ученики? (Открывается доска на не помещены снежинки с заданиями).

Работать вы будете в командах, а для этого давайте поделимся на две команды. (С помощью жеребьевки учащиеся делятся на две команды, и выбирается капитан).

А оценивать вас будет наше жюри.

1 снежинка.

«Зимняя рыбалка».

Ребята, какие изменения происходят у нас в природе с наступления зимы?

Хотя и замерзаю, наши реки и озера, все многие люди любят ходить на рыбалку. И первое задание это «Зимняя рыбалка». У нас есть лунка в которой плавают рыбки, но это рыбки не простые, на каждой есть свое задание- ребус.

(От каждой команды по очереди выходит ученик ловит рыбку и отгадывает ребус).

1. (Зима)

2. (Мороз)

3. (Метель)

4. (Снег).

5. (Санки)

6. (Каток)

7. (Сосулька)

8. (Снеговик)

Молодцы! Справились с первым заданием!

2 Снежинка.

«Зимняя аппликация».

На второй снежинки написано «Зимняя аппликация».

Вам в группе необходимо на листках сделать зимнюю аппликацию.

(Учащиеся использую клей, цветную бумагу создают зимнюю аппликация на листках).

Презентация своих аппликаций.

3 снежинка.

«Зимние стихотворение».

Ребята, сейчас каждому из вас необходимо почитать стихотворение, но необычно.

Сейчас я вам радам стихотворение вы должны познакомится с его строчками.

«Все кругом белым-белом,
Дом наш снегом замело,
Выйду я во двор гулять,
Буду снег я убирать!»

4 Снежинка.

«Зимние сказки».

1.«Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников».

2. «– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь…» (Русская народная сказка «Морозко».)

3. « Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». («Снегурочка».)

4. «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому».(Заюшкина избушка).

5. « Герде пришлось опять присесть и отдохнуть. На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон; долго-долго смотрел он на девочку, кивая головой, и, наконец, сказал:
- Карр-карр! Добррый день!

Лучше ворон не умел говорить, но от всей души желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька. Слово «одна» Герда хорошо поняла, она почувствовала, что это значит. Вот она и рассказала ворону о своей жизни и спросила, не видел ли он Кая.»
(Снежная Королева).

6.«Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать братьев». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

Молодцы!

5 снежинка (Задание 5).

«Зимний рисунок».

Все команды выстраиваются друг за другом в 2 шеренги, последний ученик на спине впереди стоящему рисует рисунок, и так рисунок передается дальше и самый первый должен нарисовать его на доске. (1 команда рисует «Снеговика», 2 команда «Елку»).

6 снежинка (Задание 6).

«Зимняя игра».

Игра на свежим воздухе.

«Снежки».

Играют как же 2 команды.

3. Подведение итогов урока.

Ребята, вы все молодцы! Справились со всеми заданиями!

Жюри подводит итоги.

Награждение команд.

Я вам желаю, чтобы этот год у вас был веселым, удачным! И со всеми заданиями вы справляли как сегодня с улыбкой и весельем!