09.04.2016 1 18791

Это жуткое военное преступление является одним из самых тяжелых злодеянии минувшего века. В течение всего одного месяца японская военщина вырезала свыше 500 тысяч китайцев , в том числе стариков, женщин и детей.

Кровавые события в Нанкине произошли во время японско-китайской войны 1937-1945 годов. В те времена Нанкин был столицей Китая. В 1928 году китайское правительство и чиновничий аппарат переехали сюда из Пекина, и население Нанкина к середине 30-х годов прошлого века увеличилось с 250 тысяч до миллиона человек.

Убитые маленькие дети в Нанкине. Их подбрасывали в воздух и расстреливали для развлечения, а потом сваливали в одну кучу

И тогда начался ад...

С 1931 года Китай и Япония находились в состоянии непрекращающихся локальных военных конфликтов. Японцы не раз вторглись в Маньчжурию, были и другие пограничные перестрелки, но по разным причинам глобальные военные действия стороны не начинали.

Хотя всем уже тогда было ясно, что серьезная война между Японией и Китаем неизбежна. Императорская Япония, располагавшаяся на островах, по площади не соизмеримых с громадными территориями Китая, исчерпала все собственные запасы сырьевых ресурсов и все более агрессивно вела себя по отношению к соседу, в котором видела источник этих самых ресурсов.

Однако чтобы получить к ним доступ, нужно было взять Китай под полный контроль. А там тоже к власти пришли силы, проводящие в жизнь идеи национализма и полного самоопределения. Так что в воздухе все острее и острее запахло войной.

Поводом к началу военных действий стал конфликт вблизи моста Лугоуцяо. 7 июля 1937 года японские войска обстреляли роту китайских военных, охранявших этот мост. Китайцы ответили огнем на огонь, и это послужило формальным поводом для того, чтобы Япония официально объявила войну Китаю.

Эта война, несмотря на активную помощь Советского Союза и США, сразу же сложилась для Китая неудачно. Японцы стремительно продвигались по захваченной территории. 11 ноября они с боем взяли Шанхай, а 9 декабря предприняли первую массовую атаку на столицу Поднебесной - город Нанкин.

Китайские войска поняли, что сдержать натиск противника они не смогут, и 12 декабря отступили на другой берег реки Янцзы, бросив на растерзание японцам почти миллион мирного населения столицы. Уже 13 декабря в Нанкин вошли 6-я и 16-я дивизии японской армии, а чуть позже прибыли две флотилии японских ВМС. В городе начался ад.

Японцы, приступив к массовому уничтожению населения Нанкина, принципиально не стали пользоваться огнестрельным оружием. Оружием диких расправ стали в основном штыки и мечи, которые находились на вооружении японской армии.

Впоследствии в 1946 году состоялся международный трибунал, который расследовал военные преступления японской армии. Там были озвучены свидетельства очевидцев и представлены сотни фотографий и кинохроник, сделанных как самими японскими солдатами, так и военными журналистами, которые оставались в Нанкине и стали свидетелями этих зверств. Ни читать, ни видеть подобное людям со слабыми нервами просто не рекомендуется.

Японцы, вошедшие в Нанкин, казалось, испытали все зверства, которые только могли себе представить. По данным международного трибунала, японские солдаты в течение нескольких недель изнасиловали до 80 тысяч женщин, причем не щадили ни крохотных девочек, ни старух.

С поруганными женщинами расправлялись тут же, после изнасилования. Им вспарывали животы или отрезали груди, а потом распинали на ближайших воротах или заборах. Отцов принуждали насиловать своих дочерей, а сыновей - насиловать своих матерей на глазах у прочих членов семьи.

Те из женщин, кого пощадили японцы, позже кончали жизнь самоубийством, так как не могли вынести такого позора. По данным того же международного трибунала, после нанкинской резни были зафиксированы тысячи самоубийств несчастных жертв японских извергов.

Художник Ли Цзыцзянь "Нанкинская резня".

Тотализаторы самураев

С мужчинами расправлялись еще более изощренно. Им отрубали головы, сжигали или закапывали живьем в землю. Самое любимое «развлечение» японских вояк было такое: человека по пояс закапывали в землю, а потом натравливали на него свору голодных псов.

О том, что все эти зверства были хорошо известны и молчаливо одобрены высшим командованием Японии, свидетельствует хотя бы такой факт. В те дни японские газеты публиковали данные «тотализаторов»: кто из японцев убьет больше китайцев в Нанкине.

Вот выдержка из новостей газеты Japanese Advertiser, выходившей в Токио: «Старший лейтенант Мукаи и старший лейтенант Нода устроили дружеское соревнование, состязаясь в том, кто первый сразит мечом сотню китайцев. Долгое время шла равная борьба. Когда на счету Мукаи было 89, на счету Ноды - 78, в этот момент Мукаи слегка повредил клинок. Это случилось, когда он рассек одного китайца пополам от плеча до бедра...»

Европейцев японские военные не трогали. Таков был приказ высшего командования. Страна восходящего солнца прекрасно понимала, что конфликт с Европой или США в те годы может кончиться только одним - полным разгромом Японии и прекращением существования государства как такового.

Напомним, что налет японской авиации на американскую военно-морскую базу в Пёрл-Харборе, который и привел к войне Японии и США, а впоследствии к ядерным ударам по Хиросиме и Нагасаки, состоялся много позже - 7 декабря 1941 года, Но тогда сложилась уже совершенно другая политическая ситуация. Япония была союзницей гитлеровской Германии, которая захватила всю Европу, и самураи вообще не боялись никого и ничего.

А во время нанкинских событий относительная безопасность европейцев позволила им предпринять попытки спасти хоть кого-то из китайцев, подвергшихся настоящему геноциду.

Был организован международный комитет, который возглавил немецкий предприниматель, представитель компании «Сименс» в Китае Йон Хайнрих Детлеф Рабе. Этой организации удалось создать так называемую «нанкинскую зону безопасности», в которой укрылись и выжили около 200 тысяч китайцев.

По событиям в Нанкине остается добавить, что, несмотря на состоявшийся международный трибунал, в современной Японии до сих пор пытаются переписать историю. Начиная с 70-х годов пошлого века, там одно за другим выходят «научные исследования», авторы которых дописались уже до того, что нанкинской резни вообще не было, что те события сфальсифицированы врагами.

А в современных школьных учебниках в Стране восходящего солнца Нанкину посвящено всего несколько строчек, в которых говорится, что «погибли много людей». Именно поэтому современная японская молодежь вообще ничего не знает о той кровавой бойне и о политике геноцида, которую Япония проводила в отношении Китая.

Мемориал памяти в Нанкине

Забытые бойни

Необходимо добавить еще вот что. В те годы императорская Япония и ее вооруженные силы совершили немало военных преступлений, поражающих звериной жестокостью. Нанкин стал наиболее известным из-за того, что сохранились тысячи документальных свидетельств и доказательств этой резни. А ведь, кроме Нанкина, были еще другие примеры.

Так, 15 февраля 1942 года японские войска оккупировали Сингапур, который в то время был британской колонией. Первое, что сделала императорская армия, это устроила массовую этническую чистку, вылавливая и уничтожая живущих там китайцев, а также граждан других национальностей, которые пытались спасать гибнущих людей. Как правило, их расстреливали из пулеметов без всякого суда и следствия.

Число погибших до сих пор точно неизвестно. По мнению сингапурских и британских властей, речь идет как минимум о 100 тысячах убитых .

В начале февраля 1945 года, когда Япония поняла, что не сможет больше удержать оккупированную столицу Филиппин - город Манилу , армия стала разрушать город и уничтожать все население.

По своему обыкновению японцы не щадили никого - были замучены и убиты женщины, дети, старики. В этой бойне погибли медсестры Международного Красного креста.

Резня в Маниле

Та же участь постигла испанское консульство: около пятидесяти человек были сожжены заживо в здании дипломатической миссии или заколоты штыками в саду. По оценкам международного трибунала, который расследовал и это преступление, в Маниле тоже погибли около 100 тысяч человек .

Повторюсь, что официальная пропаганда Японии до сих пор пытается отрицать все эти преступления. По крайней мере, даже извинений за зверства своей армии Япония так никому и не принесла.

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ

3 сентября весь китайский народ праздновал 70-ю годовщину окончания китайско-японской войны, о которой европейцы почти ничего не знают. Она началась за два года до того, как вермахт вторгся в Польшу и именно она сформировала нынешнее отношение китайцев к японцам. То, что японские войска творили в стране с 1937 по 1945 год, в Китае называют геноцидом. По оценкам китайских историков, жертвами японцев стали около семи миллионов военнослужащих и более семнадцати миллионов гражданских лиц. (По неполным статистическим данным, число убитых и раненых среди китайских военных и гражданских превысило 35 миллионов, по сравнительным подсчетам 1937 года прямой экономический ущерб составил более 100 млрд долларов США, косвенный экономический ущерб составил более 500 млрд долларов США. – прим. МРК)

В июле 1937 года японцы без особых усилий взяли Пекин, в ноябре пал Шанхай, после чего японцы двинулись на тогдашнюю столицу Китая - Нанкин. После ожесточенных боев за Шанхай, японские солдаты учинили небывалый разгул жестокости еще по дороге в Нанкин, убивая, грабя и поджигая все на своем пути.

13 декабря 1937 года японские войска численностью 200 тысяч человек вошли в Нанкин. Главнокомандующим армией по приказу императора Хирохито, был назначен член императорской семьи, принц Асака Ясухико. Именно он отдал приказ «убить всех пленных», положивший начало Нанкинской резне. К моменту взятия Нанкина правительство Чан Кайши, главнокомандующий нанкинскими войсками генерал Танг и офицеры уже сбежали из города и китайские солдаты в количестве 110 тысяч человек остались без командиров. Мирные жители Нанкина в количестве 500 тысяч человек также оказались в ловушке.

То, что японцы устроили несколько дней спустя в Нанкине, больше напоминало хладнокровное и планомерное истребление: вначале за городскую черту были выведены и убиты все мужчины, после чего резня началась уже в самом городе. Японские солдаты даже не тратили патроны - они рубили безоружным гражданским головы мечами, закалывали их штыками, выкалывали глаза и вспарывали животы. Жителей города и военнопленных сжигали, закапывали заживо, отдавали на съедение собакам. Также японцы обливали своих жертв кислотой, накалывали детей на штыки, подвешивали людей за языки. Трупы сбрасывали в воды Янцзы. Вскоре эти воды в прямом смысле слова стали красными от крови. Не нужно было лодок, чтобы перебраться с одного берега Янцзы на другой. Можно было попросту идти по трупам. Множество японских журналистов, прибывших вслед за войсками в Нанкин, были свидетелями, как массовых расстрелов китайцев, так и тех гор трупов, которые оставались после расстрелов.

Но больше всего пострадали женщины Нанкина. Независимо от того, были они молоды или стары, они не смогли избежать изнасилования. Не только солдаты, но и офицеры и даже генералы также участвовали в массовых изнасилованиях китайских женщин. Каждую женщину поочередно насиловали 15-20 человек. Число этих жертв в Нанкине не поддается точному подсчету и колеблется от 20 до 80 тысяч женщин. Многие женщины оказались беременны уже после изнасилования, но ни одна из них не призналась впоследствии, что ее ребенок появился на свет от японца. Более того, многие китаянки тайно убивали новорожденных младенцев: они душили или топили их. Также немецкий дипломат зафиксировал многочисленные случаи самоубийства китайских женщин в 1938 году.

Совершенно беззащитные жители Нанкина могли искать помощи лишь у 27 иностранцев, еще остававшихся на тот момент в городе. Эти люди создали международный комитет, во главе которого встал немец Йон Рабе, директор компании Siemens China Co.

В декабре ими была создана так называемая Нанкинская зона безопасности – территория площадью около 5 кв. км., на которой укрывались более чем 200 тысяч человек, 650 из них жили непосредственно в доме Йона Рабе и на прилегающем к нему участке. Японцы практически не трогали Нанкинскую зону безопасности во многом благодаря тому, что Йон Рабе был членом нацистской партии и, в общем, поклонником Адольфа Гитлера. Поскольку Германия была союзницей Японии, японцы тоже вынуждены были воспринимать Рабе как союзника. Тем не менее, японские солдаты периодически наведывались в зону безопасности и забирали с собой пару сотен человек (в большинстве своем женщин), которых затем насиловали или убивали.

Итак, благодаря усилиям Рабе, в зоне безопасности было спасено более 200000 этнических китайцев. Горькая ирония судьбы состоит в том, что после окончания войны Рабе и его семья жили в Германии в полной нищете и жители Нанкина, узнав об этом, в буквальном смысле слова спасли им жизнь, передавая деньги и посылки с продуктами. Впоследствии могильный камень Рабе был торжественно перевезен в Нанкин. И если в Европе Йона Рабе называют Оскаром Шиндлером Китая, то сами китайцы верят в то, что он является живым воплощением Будды.

Другая заслуга принадлежит Минни Вотрин, американской миссионерке, спасшей более 10000 жизней в подвалах женского колледжа Гиньлинь. После войны Минни Вотрин, не сумев пережить ужасы резни, покончила с собой в 1941 году.

Во время резни американский пастор Джон Маги снял преступления японцев на пленку, а Джордж Фитч смог тайно вывезти этот фильм из Китая. Благодаря этой хронике весь остальной мир смог узнать, что в действительности происходило в Нанкине в течение 6 недель. К концу января 1938 года резня в Нанкине закончилась. В марте в городе было создано временное (коллаборационистское) правительство под управлением Ван Цзинвэя, которое управляло городом до 1945 года.

Чтобы представить себе масштабы Нанкинской резни, обратимся к сравнительной статистике. Количество жертв только в одном Нанкине сопоставимо с числом жертв среди гражданского населения в Великобритании, Франции и Бельгии за всю войну вместе взятых (61+108+101=270 тыс.чел.). Шокирующим является и тот факт, что число жертв в Нанкине намного превысило совокупное количество жертв после двух атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года (по оценкам, 210 тыс.чел.). Согласно оценкам экспертов Международного военного трибунала для Дальнего Востока, общее число жертв среди гражданского населения Нанкина, погибших от рук японских солдат в конце 1937 – начале 1938 годов, составило 260 тысяч человек, в то время как китайские эксперты называют цифру 300 тысяч, а максимальная число жертв оценивается в полмиллиона человек. В 1985 году в Нанкине был построен Мемориал жертвам Нанкинской резни, День памяти жертв Нанкинской резни впервые отмечается в Китае с 13 декабря прошлого года.

Все вышеприведенные факты и цифры основаны на документальной книге американки китайского происхождения Айрис Чан «Насилие в Нанкине. Забытый холокост времен Второй Мировой войны».

Эта книга была опубликована в год 60-летия Нанкинской резни (1997 год) и стала первым подробным англоязычным исследованием той трагедии. В течение 10 лет книга Чан была запрещена к публикации в Японии. Впоследствии она выдержала 5 изданий в Америке и была переведена на многие языки (кроме русского). Айрис Чан использовала дневники, фильмы и фотографии, сделанные миссионерами, журналистами и военными, которые находились в Нанкине в момент совершения резни. Айрис посетила Нанкин и взяла интервью у китайцев, которым удалось пережить резню, также она использовала признания, сделанные японскими военными, участвовавшими в резне.

Сама книга состоит из трёх частей. В первой части рассказано непосредственно о самой Нанкинской резне. Во второй части – о послевоенной реакции на резню американского и европейских правительств. Третья часть посвящена причинам, по которым события Нанкинской резни не получили достаточного освещения.

И действительно резня в Нанкине странным образом остается относительно малоизученной темой в мировой истории. В отличие от атомных бомбардировок Японии или геноцида евреев в Европе, ужасы Нанкинской резни остаются практически неизвестными за пределами Азии. Причиной этого является политика. После войны отношения между Токио и Пекином строились по формуле «холодно в политике, жарко в экономике». Ни КНР, ни Китайская республика не потребовали военных репараций от Японии (как Израиль от Германии). Даже Соединенные Штаты перед лицом угрозы коммунизма в Советском Союзе и материковом Китае, добивались дружбы и лояльного отношения от своего бывшего врага, Японии. В этой связи, Япония смогла избежать множества допросов и расследований, которым подвергались военные союзники. На Токийском процессе 1946 -1948 гг., на котором в том числе рассматривалось делу о Нанкинской резне, было всего 29 обвиняемых, 7 из которых повешено, 16 получили пожизненное заключение, но были помилованы уже в 1955 г. Ничего подобного денацификации, которую союзники провели в Германии, в Японии не было. Так, из числа обвиняемых был вычеркнут император Хирохито, подпись которого стояла под большинством преступных приказов, он правил Японией до 1989 г. и умер в возрасте 87 лет. Принц Асака Ясухико умер в 1981 г. в возрасте 93 лет. Многие другие японские военные преступники также продолжили занимать ключевые позиции в промышленности и правительстве после войны.

В 1978 году японские власти перенесли на территорию храма Ясукуни (это самый известный храм в Токио) прах четырнадцати главных японских военных преступников Второй мировой войны. Японские премьер-министры демонстративно посещают храм – действо, которое можно сравнить с «возведением храма в честь Гитлера в центре Берлина».

Возмущает китайцев и упорное нежелание Токио признать свои военные преступления, выражающееся в том, что японцы десятилетиями систематически удаляют упоминания о Нанкинской резне из музеев и из СМИ. В отличие от Германии, где учителям запрещено удалять информацию о Холокосте из учебного плана по истории, в японских учебниках их зверства на китайской территории замалчиваются или оправдываются. Многие известные японские политики, академики и главы промышленных корпораций до сих пор упрямо отказываются признать, несмотря на очевидные доказательства, существование Нанкинской резни. Даже авторитетные профессора истории в Японии примкнули к правому крылу и подвергают сомнению сообщения о Нанкинской резне.

Таким образом, перед нами налицо два взаимосвязанных, но различных зверства. Одно из них – это насилие в Нанкине само по себе, история о том, как японцы уничтожили сотни тысяч невинных граждан в захваченной ими столице. Другое зверство – это история о сокрытии преступлений, о том, как японцы, воспользовавшись молчанием китайцев и американцев, попытались стереть информацию о Нанкинской резне из публичного сознания, лишая тем самым ее жертв их собственного места в истории.

Под влиянием Айрис Чан и её книги Конгресс США после специальных слушаний принял в 1997 году резолюцию, призвавшую правительство Японии принести официальные извинения за совершённые японской армией военные преступления. Но еще большую, печальную известность книга получила после самоубийства ее автора в 2004 году. Айрис Чан покончила с собой в возрасте 36 лет из-за постоянных приступов депрессии и нервных срывов, обусловленных событиями, описанными в ее книге. Она официально признана в Китае последней жертвой Нанкинской резни 1937 года.

10 октября 2015 года архивы о Нанкинской кровавой резне, совершенной японскими милитаристами в годы Второй мировой войны, были официально включены в реестр программы «Память мира» ЮНЕСКО. Япония сразу заявила, что считает включение архивных документов о резне в программу "Память мира" прискорбным. При этом японское правительство еще раз подчеркнуло, что сомневается в их достоверности и подлинности. 13 октября Япония объявила, что может прекратить финансирование ЮНЕСКО.

Как видим, Япония всеми доступными ей способами противится увековечиванию памяти о Нанкинской трагедии. В то же время, к сожалению и наша страна поддержала Японию в этом вопросе.

Сегодня в Китае поминают жертв резни в Нанкине. "Забвение истории - это предательство, а отрицание преступления - это его повторение", - заявил глава КНР в обращении к народу. Чтобы там ни думал при этом глава КНР, хочу сделать акцент на том, что в первую очередь это касается зверски замученных и убитых женщин и девочек.

В декабре 1937 года, во время японо-китайской войны, солдаты японской императорской армии убили тысячи жителей Нанкина, который был тогда столицей Китая.

Согласно доказательствам, представленным в суд по военным преступлениям в Токио, японские солдаты изнасиловали 20 000 китайских женщин (заниженная цифра, Айрис указывает до 80 тыс), многие из которых впоследствии были убиты. Женщины всех классов были изнасилованы, в том числе и буддистские монахини. Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. (Осторожно, дальше описания зверств) Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также женщин преклонного возраста. Беременным женщинам после изнасилования вспарывали животы и вырывали плод.

Главная книга

Этим ужасным событиям посвящена книга Айрис Чан The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II - http://en.wikipedia.org/wiki/The_Rape_of_Nanking_(book).

АЙРИС ЧАН - американская писательница, историк, журналист китайского происхождения. После работы над книгой о Нанкинских событиях Айрис Чан испытывала приступы депрессии, потеряла сон. В августе 2004 она пережила нервный срыв, в течение трех дней получала медицинскую помощь в психиатрической лечебнице, а потом покончила с собой. Сообщество выживших после резни в Нанкине почтило траурной церемонией память Айрис Чан 12 ноября, в день ее погребения на кладбище в Купертино.

Книга Айрис Чан о преступлении в Нанкине выдержала 5 изданий в Америке, переведена на многие языки мира, включая иврит, китайский, корейский и японский. (Осторожно, триггеры)

Утром 8 ноября 2004 года американская журналистка Айрис Чан (Iris Chang) ехала в своём «Олдсмобиле Алеро» 1999 года. Она миновала Кальварийское католическое кладбище, миновала футбольный стадион Сан Хосе, свернула направо и припарковалась возле спортивного магазина Reed. Она вышла из машины, высокая, темноволосая, и зашла в магазин. Её интересовал охотничий отдел. Она не в первый раз была здесь и хорошо знала, где продаются реплики револьверов середины XIX века, красивые и смертоносные. По калифорнийским законам боевое оружие можно купить только по предварительному заказу, не менее 10 дней. Но реплики, раритетные, для того, чтобы хранить их за стеклом, проходят по законодательству не как оружие, а как сувениры. Их можно купить сразу.

В 11.56 она предъявила продавцу свои права, заплатила 517$ и приобрела Ruger «Old Army» 45-го калибра.

Она положила револьвер в бардачок вместе с инструкцией по эксплуатации и вернулась домой. Она вела себя совершенно нормально. Вечером она поужинала со своим мужем Бреттом, а в полночь они отправились спать.

9 ноября 2004 года незадолго до рассвета Айрис Чан вышла из дома и снова села в машину. Она проехала по улице Санта-Круз, выехала на шоссе №17 и отъехала примерно 25 миль от своего дома, где припарковала машину на обочине. В 7 часов 15 минут утра она вставила дуло револьвера в рот. ... ... ... Наверное, для Айрис так было проще. Она слишком, слишком долго жила не своей жизнью, а жизнью других людей.

Тела этих других людей были исполосованы штыками, изорваны, обезглавлены, изувечены, исковерканы чумой и газовой гангреной, и – безымянны. В поисках имён тех, других людей Айрис Чан потеряла своё собственное, ранним утром 9 ноября 2004 года.

Последняя книга...

В августе 2004 года у Айрис был нервный срыв. Она пыталась скрыть это от своих родных, но непросто скрыть депривацию сна – когда ты не спишь вообще неделями. У тебя красные глаза и постоянный нистагм, ты плохо слышишь и понимаешь сказанное, гиперактивность сменяется головными болями и галлюцинациями, и в галлюцинациях к тебе приходят изувеченные трупы на улицах Нанкина.

В это время она готовила совершенно другую книгу – она так и называлась «Марш смерти на полуострове Батаан». В общем-то, история Батаанского марша – это совершенно отдельная история, не имеющая прямого отношения к нашему повествованию, поэтому я позволю себе процитировать википедию:

На рассвете 9 апреля 1942 года генерал-майор Эдвард Кинг, командующий лусонскими силами США, отброшенными на Батаанский полуостров, сдал японцам свою группировку в 75 тыс. солдат, в числе которых были 67 тыс. филиппинцев, 1 тыс. филиппинцев китайского происхождения и 11 796 американцев. Кинг просил обращаться с пленными удовлетворительно и даже подарил полковнику Накаяме свой пистолет. Японский адъютант ответил: «Мы не варвары». Пленных отправили в 97-километровый путь по разбитым дорогам с щебёночным покрытием.
Марш сопровождался немотивированным применением силы и убийствами со стороны конвоиров. Падения, неспособность к дальнейшему передвижению, любое проявление протеста или выражения недовольства были равносильны смертному приговору. Упавшие добивались или были оставлены умирать. Конвоиры обезглавливали упавших, перерезали им горло или пристреливали. Это были ещё милосердные действия по сравнению с закалываниями штыками, изнасилованиями, вспарыванием животов, и обдуманным отказом позволять пленным пить или есть, в ходе марша (составившего около недели) по тропической жаре.
Заключённых атаковали и за оказание помощи упавшим из-за слабости или по другим причинам. По упавшим людям проезжали японские танки. Мотоциклисты выставляли винтовочные штыки на уровне шеи и проезжали вдоль ряда людей марширующих по дороге. Стороны дороги были обрамлены телами погибших и живыми, умолявшими о помощи. Общее количество погибших не поддаётся определению, некоторые историки оценивают минимальный итог в 5-6 тысяч человек, послевоенные рапорты союзников указывают, что только 54 из 72 тыс. пленных достигли своего пункта назначения.

Айрис ехала на своей машине в город Харротсбург (штат Кентукки). Именно военными из Харротсбурга было укомплектовано одно из подразделений (группа Д 192-го танкового батальона) Батаанской армии. Айрис надеялась опросить выживших – если они вернулись в родной город.

Айрис остановилась в мотеле в городе Луизвилль, Кентукки, и не смогла покинуть свою комнату на следующий день. Сложно сказать, каково ей было – страшно, больно, безнадёжно. Нервный срыв, приступ депрессии, слёзы, страх. Её спутник, один из ветеранов филиппинской войны, помогавший ей в расследовании, отвёз Айрис в психиатрическую клинику Нортно в Луизвилле. У неё диагностировали острый реактивный психоз, а через три дня её забрали из клиники родители. Биполярное аффективное расстройство, как причину реактивного психоза, не было смысла лечить в стационаре.

Её отвезли домой, в Санта-Клару (Калифорния), где она уже ничего не могла писать, никаких книг, никаких записок. Ей снились её мертвецы.

8 ноября она пишет у себя в дневнике: «Я обещаю ежедневно вставать и выходить на прогулки. Я буду заходить домой к родителям, затем гулять долго-долго. Я буду следовать всем советам докторов. Я обещаю не причинять себе вреда. Я обещаю не посещать веб-сайты, где упоминается суицид».

8 ноября она пишет у себя в дневнике: «Когда вы верите, что у вас есть будущее, вы думаете о будущем в масштабах лет и поколений. Но когда его нет – вы меряете время даже не днями, но минутами. Гораздо лучше будет, если вы запомните меня такой, какой я была недавно – во времена своей писательской славы, чем эту сумасшедшую женщину, вернувшуюся из Луизвилля. Каждый вздох труден для меня, я – точно утопающий в открытом море. Я знаю, что мои действие переносят часть моей боли на других, особенно на тех, кто меня действительно любит. Прошу, простите меня. Простите меня вы, потому что сама себя я простить не могу. Некоторые аспекты снизошедшего на меня в Луизвилле я никогда не смогу понять. Глубоко внутри я понимаю, что у вас может быть больше ответов на мои вопросы, чем у меня самой. Я никогда не изменю своей вере в то, что я была использована, а затем выжата как лимон силой более могущественной, чем я могла себе вообразить. Может, это даже была некая правительственная организация. Пока я жива, они меня не отпустят. С тех пор, как я покинула Луизвилль, ни на секунду меня не оставляет мысль о моей безопасности. Я почувствовала угрозу собственной жизни; это чувство, что меня преследуют на улицах, белый минивэн паркуется у моего дома, в моём почтовом ящике – вскрытые письма. Даже моё помещение в больницу Нортон – это правительственная попытка меня дискредитировать. Я решила убежать, но я никогда не смогу убежать сама от себя, от собственных мыслей. Я делаю это, потому что я слишком слаба, чтобы выдержать предстоящие годы боли и агонии».

Политический успех

Невероятный, сумасшедший успех книг Айрис Чан сделал из неё публичную фигуру. Книга «Резня в Нанкине» (The Rape of Nanking) сразу создала из Айрис образ прекрасного спикера, человека, необходимого на различных конференциях и мероприятиях. У неё начали брать интервью чаще, чем она брала у других.

Особенно заметными были события 1997 года. Её слова о том, что правительство Японии слишком мало внимания уделяет выжившим жертвам нанкинской трагедии, вызвали общественный резонанс, затронувший правительство США. В 1997 года Конгресс одобрил и выпустил резолюцию о том, что правительство Японии обязано принести американцам извинения за военные преступления.

Её третья книга «Китайцы в Америке» (The Chinese in America) ещё более усилила её политическое влияние.

Но в общем-то всё это было мелким в сравнении с тем, что творилось у неё в голове. А в голове её творился Нанкин.

Нанкин внутри тебя

Она потратила на книгу The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II два года жизни. Позволю себе снова процитировать – не из книги Чан, а из холодных энциклопедических источников:

13 декабря 1937 года 6-я и 16-я дивизии японской армии вошли в город Нанкин, столицу Китайской республики. Японские солдаты начали практиковать свою популярную политику «трех дочиста» - «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста». Японцы начали с того, что вывезли из города и закололи штыками 20 тыс. мужчин призывного возраста, чтобы те в будущем «не могли поднять оружие против Японии». Затем оккупанты перешли к уничтожению женщин, стариков, детей. Обезумевшие самураи завершали секс убийством, выдавливали глаза и вырывали у еще живых людей сердца.
Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие не применялось. Жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также старух. Насиловали средь бела дня на оживленных улицах.
Одновременно отцов заставляли насиловать дочерей, а сыновей - матерей. В декабре 1937 года японская газета, расписывавшая подвиги армии, с восторгом сообщила о доблестном состязании двух офицеров, поспоривших, кто первым зарубит своим мечом более сотни китайцев. Японцы, как потомственные дуэлянты запросили дополнительное время. Победил некий самурай Мукаи, зарезавший 106 человек против 105.
Всего за шесть недель было убито около 300 000 человек более 20 000 женщин было изнасиловано. Террор превышал всякое воображение. Даже немецкий консул в официальном докладе описывал поведение японских солдат как «зверское». Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, начиная с 1970-х годов японская сторона ведет политику отрицания преступлений совершенных в Нанкине.

Айрис обнаружила, что огромное количество реальных свидетелей резни в Нанкине живёт в США – они эмигрировали в 1930-40-е годы. Кроме того, существуют дневники, фильмы, фотографии, сделанные американцами, жившими тогда в Нанкине. Она вела свои исследования и в Китае – но не в Японии. Последний факт вызывал впоследствии серьёзную критику, особенно со стороны японцев.

Одним из серьёзных документов, помогавшим Айрис в работе, был дневник Йона Рабе, немецкого фашиста, члена НСДАП, предпринимателя, директора компании Siemens China Co.. На момент нанкинской резни он жил в Нанкине, и именно он организовал «Нанкинскую зону безопасности» - территорию, на которой проживали не этнические китайцы, а иностранцы. Японцы опасались трогать европейцев во избежание более крупного конфликта и не лезли на чужую территорию. Благодаря усилиям Рабе, в зоне было спасено более 20000 этнических китайцев, которых спасали иностранцы, укрывая в своих домах.

Другой дневник принадлежал Минни Вотрин, американской миссонерке в Нанкине, спасшей более 10000 жизней в подвалах женского колледжа Гиньлинь. «Нанкинский Оскар Шиндлер», - так писала Айрис Чан о Йоне Рабе.

Минни Вотрин, кстати, тоже страдала от реактивного психоза и депрессии. Она покончила с собой, выстрелив в голову из пистолета, в 1941 году. Наверняка Айрис помнила об этом, когда вставляла дуло револьвера в рот.

Книга подразделена на три части. Первая часть, в свою очередь делится на три главы, каждая из которых представляет взгляд на резню в Нанкине с новой точки зрения: китайца-жертвы, японца-агрессора и европейца-наблюдателя. Вторая часть посвящена послевоенным реакциям на резню. Третья – анализ ситуации.

Первый тираж книги – 500 000 разошёлся мгновенно, книга тут же стала бестселлером и разошлась по США с дичайшей скоростью. Айрис стала ездить во всей стране с лекциями, давать интервью, появляться на телевидении.

Но в то же время на книгу обрушилось море критики. О ней писали, что она «полна дезинформации и выдуманных фактов» - это Джошуа Фогель из Йоркского университета. И ещё писали, что «там нет ни одного комментария от японского участника резни» - это Дэвид Кэннеди из Стэнфорда. А Роджет Джинс из Вашингтонского университета пишет, что Чан – не историк, и вообще не имеет права без специального образования писать подобные книги. Перечислять критику можно бесконечно – но она только доказывает силу книги.

Второе издание 1998 года было исправленным и дополненным. В первом издании нашли более 90 фактических ошибок только на первых 64 страницах книги.
В том же году книгу запретили к переводу и изданию в Японии – и это стало лучшим доказательством правоты Чан. Впоследствии, в 2007 году, её всё-таки перевели и издали.

Обычная жизнь

Она родилась 28 марта 1968 года в Принстоне, Нью-Джерси, в семье двух китайских преподавателей, эмигрировавших в США. Затем семья переехала в Иллинойс. Её отец, Сяу-Ин Чан (Shau-Jin Chang) был профессором физики в Университете Иллинойса, мать Йин-Йин Чан (Ying-Ying Chang) – профессором микробиологии там же. Айрис окончила высшую школу при университете Иллинойса в Урбане-Шампэйн, в этом же Университете позднее получила степень бакалавра по журналистике. Получила степень магистра в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе. Она работала в газете New York Times и за 3 года шесть раз её материалы были на передовице номера.

В 1991 году она вышла замуж за своего бывшего сокурсника Бреттона Дугласа и родила в 2002 году сына Кристофера. Но это была совсем другая, вовсе не её жизнь.

Первая книга Айрис, «Нить шелкопряда» (Thread of the Silkworm) вышла в 1995 году.

В ней рассказывалась ироничная история доктора Цянь Сюэсэня (Qian Xuesen), родившегося в Китае и сделавшего блестящую карьеру в США – в космической индустрии. Но в какой-то определённый момент, уже будучи профессором двух престижных университетов, он был обвинён в сочувствии коммунизму и выслан в Китай, где продолжил свои исследования, став отцом китайской программы по разработке крылатых ракет. Также в книге рассматривались ещё несколько судеб талантливых китайских учёных, которые вынуждены были покинуть чужую родину, США, и находили счастье на собственной родине, в Китае.

А в декабре 1997 года, в 60-ю годовщину Нанкинской резни, в издательстве Basic Books вышла её главная книга.

Что осталось?

Остался памятник Айрис Чан в Нанкине на Мемориале Нанкинской резни.

Осталось три её книги и множество статей в периодических изданиях.

Остался двухлетний сын Кристофер Дуглас.

Осталась книга Паулы Кэймен «В поисках Айрис Чан» (Finding Iris Chang).

Есть и ещё одна вещь. Помимо памятника в Нанкине Айрис Чан была официально внесена в число жертв Нанкинской резни – последней жертвой. Ведь это не она застрелила себя из револьвера холодным ноябрьским утром 2004 года. Это безымянный японский солдат изнасиловал её, изувечил штыком и зарезал далёкой зимой 1937 года. (По материалам Википедии, статей в жж, форума КОБ)

Большинство фотографий осталось от японских солдат, эти фотографии были взяты ими как сувениры на память. Осторожно, сами фото

Каждый народ, принимавший участие во Второй мировой войне, имеет свою дату ее начала. Жители нашей страны вспомнят 22 июня 1941-го, французы – 1940-ой год, поляки – сентябрь 1939-го. У китайцев же такой даты нет. Для Поднебесной империи фактически все начало ХХ-го века было сплошной вереницей войн, закончившихся около шестидесяти лет назад основанием КНР.


Во второй половине ХIХ-го века Китай переживал период анархии и распада. Династия императоров Цин, бывшая потомками маньчжурских всадников, прибывших с приамурских северо-восточных земель и захвативших Пекин в 1644-ом году, полностью потеряла воинственную решительность своих предков, отнюдь не приобретя любви своих подданных. Огромнейшая империя, обеспечивавшая в конце 18-го века почти четвертую часть мирового производства, спустя полвека, терпя поражения от армии западных государств, шла на все новые и новые территориальные и экономические уступки. Даже провозглашение республики в ходе Синьхайской революции, прошедшей под призывами восстановления былой мощи и независимости в 1911-ом году, ничего по сути не изменило. Противоборствующие генералы разделили страну на независимые княжества, непрерывно сражающиеся друг с другом. Контроль над окраинами страны был окончательно утерян, иностранные державы усилили свое влияние, а президент новой республики обладал еще меньшей властью, чем ранее император.

В 1925-ом году в националистической партии Гоминьдан, контролировавшей юго-западные земли Китая, приходит к власти Цзян Чжунчжэн, известный под именем Чан Кайши. Проведя ряд активных реформ, усиливших армию, он предпринял поход на север. Уже в конце 1926-го под его контроль попал весь юг Китая, а следующей весной Нанкин (куда была перенесена столица) и Шанхай. Эти победы сделали Гоминьдан главной политической силой, давшей надежду на объединение страны.

Видя усиление Китая, японцы решили активизировать на материке свои силы. И на это имелись причины. Верхушка Страны восходящего солнца была очень недовольна итогами Первой мировой. Подобно итальянской элите, Япония после общей победы видела себя обделенной. Нерешенные после военного противостояния вопросы, как правило, ведут к новой борьбе. Империя стремилась к расширению жизненного пространства, население росло и требовались новые пахотные земли, сырьевые базы для экономики. Все это находилось в Маньчжурии, где влияние Японии было очень сильно. В конце 1931-го года на принадлежавшей Японии Южно-Маньчжурской железной дороге прогремел взрыв. Прикрываясь желанием защитить своих граждан, Маньчжурию наводнили японские войска. Пытаясь уйти от открытого конфликта, Чан Кайши привел внимание Лиги Наций, чтобы вернуть законные права Китая и осудить действия японцев. Длительное разбирательство полностью устраивало завоевателей. За это время отдельные части гоминьдановской армии были уничтожены, захват Маньчжурии завершился. 1 марта 1932-го было объявлено основание нового государства – Маньчжоу-Го.

Видя бессилие Лиги Наций, японские военные переключают свое внимание на Китай. Воспользовавшись антияпонскими выступлениями в Шанхае, их авиация наносит бомбовый удар по китайским позициям, а в городе высаживается десант. После двух недель уличных боев японцы захватили северную часть Шанхая, однако дипломатические старания Чан Кайши дают результат – прибывшим послам из США, Англии и Франции удается остановить кровопролитие и начать переговоры. Через некоторое время Лига Наций выносит вердикт – японцам следует убраться из Шанхая.

Однако это было только началом. В конце 1932-го японские войска добавили провинцию Жэхэ к Маньчжоу-Го, подойдя вплотную к Пекину. В Европе тем временем был экономический кризис, росла напряженность между странами. Запад уделял все меньше внимания защите суверенитета Китая, что устраивало Японию, открывая ей широкие возможности для дальнейших действий.

Еще в 1927-ом году в Стране восходящего солнца премьер министра Танака выложил императору меморандум «Кодо» («Путь императора»). Его основная идея заключалась в том, что Япония может и должна достичь мирового господства. Для этого ей понадобится захватить Маньчжурию, Китай, уничтожить СССР и США и образовать «Сферу процветания Великой Восточной Азии». Лишь в конце 1936-го года сторонники этой доктрины окончательно победили – Япония, Италия и Германия подписали «Антикоминтерновский пакт». Основным противником японцев в грядущей битве становился Советский Союз. Понимая, что для этого им необходим крепкий сухопутный плацдарм, японцы устраивали провокацию за провокацией на границе с Китаем, чтобы найти повод для нападения. Последней каплей стало происшествие 7 июля 1937-го года подле моста Марко Поло, лежащего на юго-западе от Пекина. Проводя ночные учения, японские солдаты начали стрелять по китайским укреплениям. Ответным огнем убило одного человека, что дало агрессорам право требовать вывода войск Чан Кайши из всего региона. Китайцы не ответили им, и 20 июля японцы начали широкомасштабное наступление, захватив к концу месяца Тяньцзинь и Пекин.

Вскоре после этого японцы предприняли атаки на Шанхай и Нанкин, являвшиеся экономической и политической столицами Китайской республики. Чтобы получить поддержку западного сообщества, Чан Кайши решил показать всему миру способность китайцев сражаться. Все лучшие дивизии под его личным руководством атаковали японский десант, высадившийся в Шанхае в конце лета 1937-го. К жителям Нанкина он обратился с призывом не покидать город. В шанхайском побоище приняло участие около миллиона человек. Три месяца непрерывных сражений принесли бесчисленные жертвы. Китайцы потеряли более половины личного состава. А 13 декабря японские солдаты, не встретив сопротивления, заняли Нанкин, в котором остались лишь безоружные гражданские. В последующие шесть недель в городе творилась невиданная по масштабам бойня, настоящий кошмар, вошедший в как «Нанкинская резня».

Начали оккупанты с того, что закололи штыками за городом двадцать тысяч мужчин призывного возраста, дабы они никогда более не смогли воевать против них. Затем японцы перешли к истреблению стариков, женщин и детей. Убийства происходили с особенным зверством. Самураи вырывали глаза и сердца у живых людей, отрезали головы, выворачивали внутренности наружу. Огнестрельное не применялось. Людей закалывали штыками, закапывали живьём, сжигали. Перед убийством взрослых женщин, девочек, старух насиловали. Одновременно сыновей заставляли насиловать матерей, а отцов – дочерей. Жителей города использовали как «чучела» для тренировок со штыком, травили собаками. Тысячи трупов плыли по Янцзы, мешая судам приставать к берегам реки. Японцам, чтобы попасть на корабли, приходилось использовать плавающих мертвецов как понтоны.

В конце 1937-го года одна японская газета с восторгом сообщала о споре двух офицеров, решивших выяснить, кто из них первым за отведенное время зарубит мечом больше сотни человек. Победил некто Мукаи, убивший 106 китайцев против 105.

В 2007-ом году на свет всплыли документы из одной международной благотворительной организации, работавшей в Нанкине в то время. Согласно им, а также записям, конфискованным у японцев можно сделать вывод, что в двадцати восьми массовых бойнях солдатами было убито более 200 000 гражданских жителей. Еще около 150 000 человек были уничтожены по отдельности. Максимальное число всех жертв достигает 500 000 человек.

Многие историки сходятся во мнении, что японцы погубили больше мирных людей, чем немцы. Человек, угодивший в плен к нацистам, погибал с 4% вероятностью (исключая жителей нашей страны), у японцев это значение достигало 30%. Китайские военнопленные вообще не имели ни одного шанса выжить, поскольку в 1937-ом император Хирохито отменил в их отношении действие международного права. После того как Япония капитулировала, свободу увидели только пятьдесят шесть военнопленных из Китая! Ходят слухи, что в ряде случаев плохо обеспеченные провиантом японские солдаты ели пленных.

Оставшиеся в Нанкине европейцы, в основном миссионеры и бизнесмены, пытались спасти местное население. Они организовали международный комитет, который возглавил Йон Рабе. Комитет огородил участок, получивший название «Нанкинская зона безопасности». Здесь им удалось спасти около 200 000 китайских граждан. Бывший членом НСДАП Рабе сумел добиться от временной власти статуса неприкосновенности «Зоны безопасности».

Печатью Международного комитета Рабе не сумел впечатлить захвативших город японских военных, но вот свастики они испугались. Рабе писал: «Я не имел оружия, кроме партийного значка и повязки на руке. Японские солдаты постоянно вторгались в мой дом, но увидев свастику, тут же убирались восвояси».

Власти Японии до сих пор не хотят официально признавать сам факт происходившей резни, находя данные о жертвах слишком завышенными. Они так и не принесли извинений за военные преступления, совершенные в Китае. Согласно их данным зимой 1937-1938-го годов в Нанкине погибло «всего» 20 000 человек. Они отрицают называть случившееся «резней», сообщив, что это пропаганда китайцев, направленная на унижение и оскорбление Японии. В их школьных учебниках истории просто написано, что в Нанкине «погибло много людей». Фотографии массовых убийств в городе, являющиеся бесспорными свидетельствами кошмаров тех дней, по утверждению японских властей являются фальшивками. И это несмотря на то, что большинство фотоснимков были найдены в архивах японских солдат, взятые ими в качестве памятных сувениров.

В 1985-ом году в Нанкине построили Мемориал погибшим в «Нанкинской резне». В 1995-ом он был расширен. Мемориал расположен в месте массового захоронения людей. Братская могила покрыта галькой. Огромное количество мелких камней символизирует бессчетное число погибших. Также на территории музея поставлены выразительные статуи. А еще здесь можно увидеть документы, фотографии и рассказы оставшихся в живых людей, о совершенных японцами злодеяниях. Один зал показывает скрытый за стеклом, жуткий срез братской могилы.

Китайские женщины, принужденные к проституции или подвергшиеся изнасилованию, обращались к властям Токио с просьбой о выплате компенсаций. Японский суд ответил, что соответствующий вердикт не может быть вынесен из-за давности срока совершения преступлений.

Журналистка из Америки китайского происхождения Айрис Чан выпустила три книги об уничтожении китайцев в Нанкине. Первая работа десять недель держалась в числе бестселлеров Америки. Под влиянием книги Конгресс США провел ряд специальных слушаний, приняв в 1997-ом резолюцию, потребовавшую от японского правительства официальных извинений за совершенные военные преступления. Разумеется, что книга Чан была запрещена к изданию в Японии. В ходе последующих работ Айрис потеряла сон, стала испытывать приступы депрессии. Четвертая книга о захвате японцами Филиппин и марше смерти в Батаане отняла у нее последние душевные силы. Пережив 2004-ом году нервный срыв, Чан угодила в психиатрическую клинику, где ей поставили диагноз – маниакально-депрессивный психоз. Талантливая журналистка постоянно принимала рисперидон. 9 ноября 2004-го года ее нашли, застрелившейся из револьвера в своем автомобиле.

Весной 1938-го года японцы, в конце концов, потерпели первое поражение - под Тайэрчжуаном. Они не смогли взять город и потеряли больше 20 000 человек. Отступив, они перенесли свое внимание на Ухань, где располагалось правительство Чан Кайши. Японские генералы считали, что захват города приведет к капитуляции гоминьдановцев. Однако после падения Уханя 27 октября 1938-го столицу перенесли в Чунцин, а упрямый Кайши все также отказывался сдаваться. Чтобы сломить волю сражающихся китайцев, японцы начали бомбардировки гражданских объектов во всех не занятых крупных городах. Миллионы людей было убито, ранено или осталось без крыши.

В 1939-ом году как в Азии, так и в Европе возникло предчувствие мировой войны. Понимая это, Чан Кайши решил выигрывать время, чтобы продержаться до того часа, когда Япония схватится с США, что выглядело очень вероятным. Будущие события показали, что подобная стратегия была верна, однако в те дни обстановка выглядела патовой. Крупные наступления Гоминьдана в Гуанси и Чанша закончились, не принеся успеха. Было ясно, что исход будет только один: либо Япония вмешается в войну на Тихом океане, либо Гоминьдан потеряет контроль над остатками Китая.

Еще в 1937-ом началась агитационная кампания по созданию среди китайского населения добрых чувств к Японии. Целью было нанести удар по режиму Чан Кайши. В самом начале жители некоторых мест действительно встречали японцев как братьев. Но отношение к ним очень быстро менялось прямо на противоположное, поскольку японская пропаганда, как и немецкая, слишком сильно убедила своих солдат в их божественном происхождении, дающем превосходство над прочими народами. Японцы не скрывали свое высокомерное отношение, смотря на инородцев, как на второсортных людей, как на скот. Это, а также тяжкая трудовая повинность, быстро ополчили жителей захваченных территорий против «освободителей». Вскоре японцы уже едва контролировали оккупированную землю. Гарнизонов не хватало, контролировать удавалось только города, ключевые центры и важные коммуникации. В сельской местности вовсю хозяйничали партизаны.

Весной 1940-го года в Нанкине Ван Цзинвэй, бывший видный деятель Гоминьдана, снятый с должности Чан Кайши, организовал «Центральное национальное правительство Китайской республики» под лозунгом: «Мир, антикоммунизм, национальное строительство». Однако его правительство не смогло завоевать особого авторитета у китайцев. Его низложили 10 августа 1945-го года.

На действия партизанских отрядов захватчики отвечали зачистками территорий. Летом 1940-го возглавивший Северо-Китайскую армию генерал Ясудзи Окамура придумал поистине жуткую стратегию «Санко сакусен». В переводе она означала «Три все»: жги все, убивай все, грабь все. Пять провинций – Шаньдун, Шаньси, Хэбэй, Чахар и Шэньси разделили на участки: «мирные», «полумирные» и «немирные». Войска Окамуры выжигали целые деревни, конфисковывали зерно и сгоняли крестьян на работы по рытью окопов и строительству многокилометровых дорог, стен, башен. Главная цель состояла в уничтожении врагов, притворяющихся местными, а также всех мужчин от пятнадцати до шестидесяти, ведущих себя подозрительно. Даже японские исследователи считают, что их армией таким образом было порабощено около десяти миллионов китайцев. В 1996-ом году ученый Мицуоси Химета сделал заявление, что политика «Санко сакусен» привела к гибели двух с половиной миллионов человек.

Японцы также не стеснялись пользоваться химическим и биологическим оружием. На города скидывали блох, распространяющих бубонную чуму. Это вызвало ряд вспышек эпидемии. Особые подразделения японской армии (самое известное из них – Подразделение 731) проводило свое время, ставя на военнопленных и мирных жителях жуткие эксперименты. Исследуя людей, несчастных подвергали обморожениям, последовательной ампутации конечностей, заражением чумой и оспой. Подобным образом Подразделение 731 убило свыше трех тысяч человек. Жестокость японцев различалась в разных местах. На фронте или при проведении операций «Санко сакусен» солдаты, как правило, уничтожали все живое на пути. В это же самое время иностранцы в Шанхае жили свободно. Лагеря для американских, голландских и британских граждан, организованные после 1941-го года, также отличались относительно «мягким» режимом.

К середине 1940-го года стало совершенно ясно, что необъявленная война в Китае растянется еще надолго. Между тем фюрер в Европе подчинял одну страну за другой, а японскую верхушку так и тянуло присоединиться к переделу мира. Единственное затруднение у них вызывало направление удара – южное или северное? С 1938-го по 1939-ые года сражения у реки Халхин-Гол и озера Хасан показали японцам, что легкой победы над Советским Союзом не будет. 13 апреля 1941-го был заключен советско-японский пакт о нейтралитете. И даже не обращая внимания на настоятельные требования немецкого командования после 22 июня, его условия так и не были нарушены. К этому времени японская армия твердо решила воевать с США, освобождая азиатские колонии европейских государств. Немаловажной причиной стал запрет продажи японцам топлива и стали, предложенный США своим союзникам. Для страны, не имеющей собственных ресурсов, это было весьма ощутимым ударом.

7-8 декабря 1941-го авиация японцев разбомбила Пёрл-Харбор, базу американского военно-морского флота на острове Оаху. Уже на следующий день японские самолеты атаковали британский Гонконг. В этот же день Чан Кайши объявил войну Италии и Германии. Спустя четыре года борьбы у китайцев появился шанс на победу.

Европейским союзникам помощь Китая пришлась очень кстати. Они сковывали максимальное число японских вооруженных сил, а также помогали на соседних фронтах. После того как Гоминьдан направил две дивизии помогать англичанам в Бирме, президент Рузвельт прямо объявил, что после завершения войны ситуацию в мире должны контролировать четыре страны – США, СССР, Великобритания и Китай. На практике, конечно, американцы игнорировали своего восточного союзника, а их руководство пыталось командовать в штабе Чан Кайши. Тем не менее, уже то, что после ста лет национального унижения Китай назвали одной из четырех главных держав планеты, был очень значителен.

Китайцы со своей задачей справились. Летом 1943-го они удержали Чунцин и перешли в контрнаступление. Но, разумеется, окончательную победу им принесли союзники. На Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945-го упали ядерные бомбы. В апреле Советский Союз разорвал пакт о нейтралитете с Японией и в августе вступил в Маньчжурию. Ядерные бомбежки и рекордное по своей скорости наступление советских войск дали понять императору Хирохито, что продолжать сопротивляться бесполезно. 15 августа он заявил по радио о капитуляции. Нужно сказать, что мало кто ожидал такого развития событий. Американцы вообще предполагали, что военные действия продлятся до 1947-го года.

2 сентября на борту линкора США «Миссури» представители Японии и союзных стран подписали акт о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Вторая мировая закончилась.

После капитуляции Японии заседавший в Токио Международный военный трибунал по Дальнему Востоку приговорил к казни 920 человек, к пожизненному заключению – 475 человек, разные тюремные сроки получили около 3000 японцев. Император Хирохито, который лично подписывал большинство преступных приказов, по требованию командующего оккупационными войсками генерала Макартура был удален из числа обвиняемых. Также многие преступники, особенно высшие офицеры, не предстали перед трибуналом по причине самоубийства после распоряжения императора сложить оружие.