Народы Крыма Апрель 07, 2011

Киммерийцы были самым древним населением Крыма, о котором упоминают письменные источники.

Так например, Гомер в своем произведении «Одиссея» впервые упоминает о киммерийцах и об их городе, повествуя о долгом путешествии Одиссея. В глазах Одиссея и его спутников родина киммерийцев выглядела мрачно и уныло, покрытая густым туманом и плотным слоем облаков, что даже лучи солнца не пробивались через них.

Геродот, древнегреческий историк, повествуя одну из легенд, в которой говорится о происхождении скифов, упоминает о киммерийцах. В древние времена киммерийцы заселили северный берег Черного моря, который назывался Киммерией, а Керченский пролив имел название Боспор Киммерийский. Такие географические названия, как город Киммерик и Киммерийские стены, Киммерийские переправы и гора Киммерий также сохранились с тех пор.

Однажды на киммерийские земли совершили набег скифы, воинственные кочевники. Киммерийцы собрали совет и стали думать: принять ли им в сражение со скифами или же покориться и покинуть территорию. Но они не сумели договориться и разделившись на две части, вступили в битву между собой. В этой битве полегло много народу, а те кто выжил, покинули родину, похоронив своих соплеменников, ушли в Переднюю Азию.

Киммерийцы на этрусском кувшине

С этого момента начался другой период в истории киммерийцев , который носит название переднеазиатский. Об этом периоде довольно подробно описывается в древневосточных источниках. Это достаточно многочисленные ассирийские, а также вавилонские письменные источники. Они сообщают о вооруженных действиях, которые вели киммерийцы с Ассирией и Лидией, Мидией и Урарту. Жители этих стран называли киммерийцев «гамирра» и считали их пришедшим с севера диким кочевым племенем, живущим грабежом и войной.

Около 600 г. до нашей эры наступил конец владычеству киммерийцев в Передней Азии. Произошло это не сразу. Начало краху положили, вторгшиеся в их владения, недавние враги скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцам пришлось отступить на юг черноморского побережья в район города Синопа, а окончательно их разгромил царь Алиатт из Лидии. Так киммерийцы покинули историческую арену и до сих пор считаются одним из самых загадочных народов.

И этому существует несколько причин. Так, например, ученые пришли к крайне противоречивым выводам, при попытке уточнить территорию их обитания. Если опираться на данные античной письменной традиции, то можно сделать вывод, что киммерийцы жили в северопричерноморских степях. Однако большинство современных историков, как и Геродот, предполагают, что киммерийцы были обширно расселены от Дона до Дуная. Другие же сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Керченского и Таманского полуостровов, или же только до одного Керченского полуострова, так как с ним связаны все уже известные топонимы, которые имеют отношение к киммерийцам.

С другой стороны, имеется гипотеза, по которой киммерийцы никогда не проживали в Северном Причерноморье, а ареалом их обитания являются земли современного Ирана. Именно отсюда они совершали свои военные походы в Малую Азию, Северное причерноморье и Закавказье. Некоторые исследователи полагают, что киммерийцев как народа не существовало, и в свою очередь киммрерийцы - это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, например, скифов.

Тяжело решить до конца вопрос о том к какой языковой группе относятся киммерийцы. Это связано с тем, что до нас дошло всего три их слова. Эти слова — имена киммерийских царей Тугдамме (Лигдамис), Теушпа и Сандакшатру. Ранее полагали их германскими, фракийскими, славянскими, кельтскими и кавказскими, но теперь языковеды определяют эти имена из иранских корней.

И поныне существует проблема выявления археологической культуры, принадлежащей киммерийцам, так как нет ни одного памятника, оставленного ими. После долгих археологических исследований, принято считать подкурганные захоронения конца Ⅸ - первой половины Ⅶ веков до нашей эры, киммерийскими. Таких захоронений около 200. Они открыты на большом пространстве от Волги и, практически, до Дуная.

Эти захоронения совершались в основном в прямоугольных иногда в овальных ямах, стены которой зачастую обшивали деревом и делали деревянное перекрытие. В таких погребениях обнаружены останки воинов с оружием и частями конской сбруи, а также посуда с заупокойной пищей, каменный оселок и прочее. Иногда вместе с воином хоронили и его коня. Также обнаружены захоронения, над могилой которых были установлены каменные стеллы, которые имели вид человеческой фигуры. В Крыму, в его степной части были открыты захоронения такого типа.

Каков же был хозяйственный уклад и быт этого народа? Это можно реконструировать по археологическим материалам из киммерийских погребений. Кочевое скотоводство — вот основа хозяйства киммерийских племен, причем в основном они занимались разведением лошадей так как большую роль в их кочевой жизни играли войны. Войны открывали широкие возможности киммерийцам в получении продуктов питания и ремесла. Походы они совершали как в Переднюю Азию, так и в северные лесостепи.


Киммерийский лучник
на греческой вазе

А что можно сказать об их внешнем виде? До нас дошло всего два изображения этих воинов. На греческой вазе Ⅵ века до н.э. — киммерийский лучник, а на этрусском кувшине того же периода — всадник. Головы киммерийцев покрыты шапками-башлыками, высокими и островерхими головными уборами. Одеты они в узкие штаны, удобные для верховой езды, а на теле приталенные рубахи полы которой расширяются книзу, на ногах сапожки с короткими голенищами. Особое место в киммерийских могилах занимает конская сбруя — это бронзовые удила и псалии, а также ременные уздечки, которые украшались бронзовыми или костяными накладками.
К предметам вооружения киммерийцев относятся дальнобойный лук со стрелами, применяемый в наступательном бою, а длинные железные мечи и короткие кинжалы для ближнего боя.

В киммерийском обществе наблюдалось имущественное и социальное расслоение. Это подтверждается в обнаруженных захоронениях военной аристократии. Например, крымское погребение, впущенное в курган у села Целинное Джанкойского района, отличается от основной части рядовых погребений. Погребенный здесь воин лежал на боку в скорченном положении к востоку головой. За его головой находился лощеный грушевидный сосуд, наполненный остатками заупокойной пищи. Найдены две спиральные височные подвески из бронзы, обложенные золотой фольгой. К поясу был подвешен обломок железного кинжала, а в руку вложен сланцевый оселок (точильный камень).

В свое время над погребением была установлена, обнаруженная при раскопках, каменная стела. Она имеет вид, закругленного сверху и слегка расширенного книзу, столба, схематически изображая воина. На ней рельефом показан портупейный пояс и прикрепленные к нему предметы: слева — футляр для лука и колчана — горит, в котором помещен и кинжал, сзади — оселок.

В начале первого тысячелетия до н. э. происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Ход исторического события приводит к переходу племен Северо-Западного Кавказа на более высокую ступень. Это связано было с использованием человеком железа. Это приводит к важным изменениям в хозяйственной жизни племен.

Умение получать железо из руды открывает, как указывает Ф. Энгельс, «...эпоху железного меча, а вместе с тем железного плуга и топора. Человеку стало служить железо, последнее и важнейшее из всех видов сырья, сыгравших революционную роль в истории... Железо сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов».

Железо на Северном Кавказе появляется в начале первого тысячелетия до н. э.; с VIII-VII вв. до н. э. начинается уже массовое производство его применение. Развитие производственных сил приводит к тому, что часть пастушьих племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. Развитие производства во всех областях хозяйственной деятельности приводит к постепенному накоплению богатств у отдельных семей. В роде, племени появляются богатые семьи, образующие родовую аристократию, в экономическую зависимость от которых попадает рядовая масса общинников. В связи с ростом стад наблюдается значительная подвижность племен в поисках пастбищ, что приводит к частым военным столкновениям, которые возникают из-за захвата пастбищ, угона скота, грабежа соседей. Захваченных военнопленных теперь обращают в рабов.

В социальном отношении характерные для данной эпохи является образование племенных союзов, перераставших иногда в государственные образования, как, например, Скифское в Северном Причерноморье.

С этого времени, благодаря письменным источникам античных авторов и соседних народов, впервые становятся известны названия племен и народностей Северного Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа. Это – степные ираноязычные кочевники – киммерийцы, скифы, сарматы, а также тавры, синды, меоты, керкеты, зихи, гениохи, колхи и другие.

Первыми известными племенами, засвидетельствованными письменными источниками для степей Причерноморья и Северо-Западного Кавказа были киммерийцы.

Некоторые исследователи считают, что киммерийцы возглавляли первое племенное объединение в степной полосе юга России, и имя их в качестве собирательного названия распространилось на все местное доскифское население Северного Причерноморья, Крыма, Северо-Западного Кавказа.

Судя по ассирийским и греческим данным, «люди киммерийские» исконно занимали земли по берегам Черного моря: на территории от Тамани на западе по Закубанью до р. Фарс на востоке, которая протекает в 60-ти км восточнее г. Майкопа (VIII-VII вв. до н. э.).

Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья, да и всей России, были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот. Это было очень сильное и мощное племенное образование; неоднократно они ходили войной на Грецию. Этот народ в основном жил войной и грабежами.

Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от них, бежали от последних вдоль берега Черного моря в Малую Азию в VIII веке до н. э.

По некоторым письменным источникам, отступление киммерийцев происходило через Керченский пролив, замерзающий зимой. Далее они прошли через Прикубанье и вторглись в Закавказье (вероятно, через систему Санчарских перевалов).

О киммерийцах и их приходе в Азию упоминают и восточные (ассирийские, Библия) источники. Любопытно, что в грузинский язык их этноним в форме «гмири» вошел в значении «герой», «богатырь».

Набеги киммерийцев разорили в VIII-VII вв. до н. э. малоазийские государства Фригию и Лидию, а также некоторые греческие колонии этого региона. Возможно, часть киммерийцев влилась в дружины скифов и, утратив название, вернулись в начале VII в. до н. э. в родные степи.

Среди ученых нет общего мнения, кто такие киммерийцы, но наиболее вероятна их принадлежность к индоиранцам. Установлено, что киммерийцы говорили на одном из индоевропейских языков.

Археологи связывают с киммерийцами подкурганные погребения IX-VIII вв. до н. э. в Северопричерноморских степях. В Прикубанье памятники их пока не выявлены, хотя на поселениях местных племен отмечены пожары и разрушения, которые можно связать с вторжением киммерийцев.

Возможно, с ними связан клад бронзовых изделий у станицы Удобной и богатое погребение в кургане Уашхиту в Адыгее.

Скудность письменных источников о киммерийцах не дает нам возможности в настоящее время точно определить границы их территории, продолжительность их обитания, судить о материальной и духовной культуре.

Е. И. Крупнов на основании анализа письменных источников приходит к выводу, что «в отношении южных границ расселения киммерийцев и влияния их культуры существенное значение должна иметь территория Северного Кавказа, особенно его западная часть».

Древнегреческие авторы сохранили ряд географических названий, связанных с киммерийцами и приурочиваемых к Керченскому и Таманскому полуостровам, - Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийская область (Северо-восточная часть Керченского полуострова), поселение (городище) Киммерик (Керченский полуостров), Киммерий (Северная часть Таманского полуострова), Киммерийский брод, Киммерийский вал (на Таманском полуострове) и другие. Страна была населена киммерийцами и воспоминания о них отразились в названиях.

Исторические сведения о киммерийцах посвящены главным образом их военным походам конца VIII-VII вв. до н. э. в Переднюю и Малую Азию. Несомненным в настоящее время является то, что исходной территорией для походов киммерийцев через Закавказье в Переднюю Азию являлся Северный Кавказ и, в частности, Прикубанье. Таким образом, пребывание киммерийцев на Северном Кавказе является исторической реальностью.

Первым же по времени историком Кубанской области можно считать древнегреческого поэта Гомера. В своей «Одиссее» он описывает Киммерию с такими подробностями, по которым нельзя не признать, что район расселения киммерийцев располагался на Таманском полуострове. Согласно поэмы, Одиссей приплыл на корабле к Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу). Как описывала Цирцея, дочь Гелиоса, здесь он увидел низкий берег, поросший диким лесом из ракиты и черных тополей, и нашел «печальную область киммерян, покрытую вечно влажным туманом и мглой облаков», где не показывались лучи солнца. Отыскавши вход в царство теней, он вызвал их из преисподней жертвенной кровью, беседовал с греческими героями, осаждавшими вместе с ним Трою, и узнал от Тирезия волю богов относительно своего и своих спутников будущего.

Несомненно, в вышеуказанных фактах много мифического вымысла, но вход в преисподнюю (область Аида), это не что иное, как Таманские грязевые вулканы с их клокочущими кратерами, огненными извержениями, дымом; здесь же, рядом с кратерами наружу выходила черная, смолистая и ярко горящая нефть.

Некоторые ученые считают, что киммерийцы у Гомера не имеют отношения к настоящим киммерийцам, что речь идет о загробном мире (окутанные мглою и тучами). Однако, скорее следует согласиться с теми, кто, основываясь на достоверных источниках, исторических и географических сведениях в гомеровских поэмах, склонен и в приведенных строках видеть реальный народ киммерийцев.

Евстафий утверждал, что ионийские греки, оскорбленные в своих религиозных чувствах, - разграблением святилища богов, питали к киммерийцам сильную вражду.

С другой стороны, те же мифические указания свидетельствуют, что киммерийцы были людоедами.

Сведения о киммерийцах встречаются в клинописных текстах времен Дария Гистапа. Согласно им, народ гимери состоял из двух племен – Гомурха и Тихрохуда. Пророк Иезекииль, за 600 лет до Рождества Христова, упоминает о народе Гомер или джимер, живущем на севере.

Страбон упоминает также о главном городе киммерийцев - Киммерионе, построенном на Таманском полуострове.

Геродот упоминает в своих литературных источниках, что киммерийцы не всегда были победителями; так, в начале VII века до н. э. киммерийцы были разбиты ассирийским царем Ассагардоном, а еще несколько лет спустя их подчинил своей власти царь Мидии – Гигес.

Об общественном строе киммерийцев известно немного. Несомненно, они находились на стадии военной демократии. Известно, что у них были вожди, которых Геродот называет царями. Не один вождь, а много. Это либо совет старейшин, либо совет племенных вождей. Известно, что у них было народное собрание. Именно в народном собрании обсуждался вопрос о мерах, которые следует принять в связи с вторжением скифов. Геродот сообщает, что на этом собрании мнение народа не совпало с предложением вождей. Интересна одна деталь, если целиком верить рассказу, то получается, что мнение народа, т. е. решение большинства народного собрания, было не обязательно для вождей, а это можно рассматривать как свидетельство довольно далеко зашедшего обособления «царей» (племенной знати) от основной массы населения. Последующее вторжение киммерийцев в Закавказье и нанесение сокрушительных ударов армиям государств Переднего Востока является косвенным свидетельством хорошей военной организации.

Несомненно, что такие отряды не могло создавать отдельное племя, а только союз племен.

Все отдельные сведения, известные нам, относятся уже к походам киммерийцев. В Библии есть место, которое называется «Таблицей народов». Составлена эта таблица в VIII в. до н. э. Она повествует о потомках Ноя, спасшегося в ковчеге, после всемирного потопа. У Ноя, учит Библия, было три сына – Сим, Ким, Иафет.

Последний, Иафет, имел довольно многочисленное потомство – семь сыновей.

Звали их Гомер, Маггог, Мадай, Иован, Тубал, Мешех, Тира. У Гомера, в свою очередь, было три сына: Ашкеназ, Рифат, Тагарма.

Почему этот перечень называется «Таблицей народов» и зачем здесь приведено родословное дерево потомков Ноя? По представлению творцов Библии, все эти многочисленные сыновья, внуки, правнуки были не обычными людьми, а родоначальниками народов и по их-то именам народы и были названы. В действительности, «Таблица народов» - это попытка систематизации народов, известных во время создания Библии. В приведенных именах скрыты названия племен. Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племен ашкуза, известного по ассирийским источникам и скифам – по греческим источникам. А имя «отца» Ашкеназа – Гомера соответствует клинописному «Гимараи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших.

Нужно обратить внимание, - киммерийцы являлись «отцами» скифов.

По-видимому, именно в такой форме отразился более ранний приход киммерийцев в Переднюю Азию. Это свидетельство уже перекликается с Геродотом, у которого скифы вторгаются в Азию, преследуя киммерийцев. Что в «Таблице народов» фигурируют киммерийцы, уже находящиеся в Закавказье, подтверждается анализом географических названий авторов Библии. Оказывается, им не было известно Черное море и тем более ничего не было известно о населении за этим морем. Киммерийцы, следовательно, могли попасть в «Таблицу народов», только очутившись уже в Передней Азии.

«Таблица народов» датируется VIII вв. до н. э. Значит в VIII в. до н. э. киммерийцы находились южнее Кавказа; но означает ли это, что они пришли туда в VIII в. до н. э.?

Очевидно, они могли прийти туда и раньше. Имеется два датированных документа: это два письма, содержащих доклады ассирийских агентов и адресованных ассирийскому царю Саргону II, который правил в 722-725 гг. до н. э. В одном из них некий Ашшуррисуа сообщает: «Страна Гуриания и страна Нагчу находятся между страной Урарту и страной Гамирра, и когда было нанесено поражение народу Урарту...» Далее текст сильно испорчен, но ясно, что следует описание войны Гамирры с Урарту. Второе письмо, составленное сыном Саргона II Синахерибом, сообщает о тех же событиях и представляет собой сводку донесений различных агентов, в том числе, и знакомого уже Ашшуррисуа. Чем интересны эти письма? Очевидно, страна Гамирра – это страна киммерийцев. Трудно сказать, почему Ашшуррисуа начинает свое сообщение с уточнением географического положения двух стран. Вероятно, в Ассирии существовали какие-то сомнения на этот счет. А вот то, что в качестве ориентира приведены киммерийцы, уже любопытно. Вероятно, ассирийцам эта страна была хорошо известна, и местонахождение ее не вызывало никаких сомнений. Чтобы создалось такое положение, киммерийцы должны были жить здесь некоторое время. И в дальнейшем тексте письма киммерийцы выступают не как вновь пришедший народ, а как государство, находившееся в определенных и, по-видимому, длительных отношениях с соседями, в данном случае, с Урарту.

В науке существует точка зрения, согласно которой, первое появление киммерийцев в Передней Азии относится к довольно раннему времени. Речь в данном случае идет не о переселении всех киммерийцев, а о походах отдельной группы, осевшей в Закавказье и Малой Азии.

Эти переселенцы не потеряли связи с соплеменниками, оставшимися в Северном Причерноморье, чем и объясняются культурные связи, установившиеся с этого времени между Северным Причерноморьем и государствами Малой Азии. Такие связи прослеживаются по археологическим материалам. Так, на Украине найдено значительное число вещей «микенского» типа из районов Эгейского моря.

С конца II тысячелетия до н. э. сохранился кинжал «переднеазиатского» типа. К этому же кругу вещей относятся бронзовые статуэтки, мечи, печати из полудрагоценных камней малоазиатского происхождения.

На основании изучения этих вещей и определено время первого переселения киммерийцев – конец II тысячелетия до н. э.

Предполагается также, что эта группа киммерийцев не обладала настолько крупным военным потенциалом, чтобы вступить в борьбу с мощными государствами Переднее Азии.

Второй этап – переселение большей части киммерийцев начинается с события, уже неоднократно упоминавшегося, вторжения скифов в Северное Причерноморье. Скифы потеснили киммерийцев, и тогда они собрали то народное собрание, о котором уже говорилось. Здесь можно привести сообщение Геродота полностью (описание входит в третью легенду): «При наступлении скифов, киммерийцы, имея в виду многочисленность приближавшегося войска, стали совещаться между собою, и мнения их, высказанные с одинаковой настойчивостью, разделились, но предложение царей было благороднее; именно по мнению народа, следовало удалиться и не подвергать себя опасности в борьбе с многочисленными войсками, а цари предлагали бороться за родину с наступающими. Однако, ни народ не захотел послушаться царей, ни цари народа; первый задумал удалиться без боя, предоставив родную землю врагам, а цари предпочли лечь мертвыми в родной земле и не бежать вместе с народом, представив себе те блага, которыми они пользовались, и те бедствия, которых следовало ожидать при бегстве из отечества. Решив, таким образом, цари разделились на две части, равные по численности, и стали драться между собой. Всех царей, перебитых друг другом, киммерийский народ похоронил у реки Тираса (Днестра) – могила их до сих пор еще видна – а после погребения удалился из страны, так что вторгнувшиеся скифы заняли страну, уже лишенную населения».

Несомненно, изложение событий в данном отрывке носит несколько легендарный характер. Ведь Геродот записал это предание не меньше, чем через 200 лет после происшедшего.

Геродот пытается примерить одно из противоречий трех легенд, и нашел необходимость объяснить, почему скифы считали, что до них на этой земле никто не жил. Ведь третья легенда явно этому противоречит. Отсюда и несколько искусственное объяснение: киммерийцы ушли сами, а скифы могли и не знать, что они здесь жили.

Ни одно сообщение из источников не обходится без разногласий среди ученых. Имеются, конечно, разногласия и в данном случае. Рассмотрим решение, которое предлагает «народ», не желая вступать в борьбу со скифами, киммерийцы уходят. Было бы понятно, если бы они ушли в безлюдные районы или попытались отнять территории у более слабых народов – соседей. Они же направляются в Переднюю Азию и вступают в борьбу с наиболее передовыми и могучими в то время государствами. Немного странно. Поэтому правильнее думать, что основной причиной «бегства» киммерийцев явилось не вторжение скифов, а внутренние процессы общественного развития, строй военной демократии, который и раньше толкал их к походам на юг. С другой стороны, и скифов нельзя снять со счетов. Если допустить, что киммерийцы потерпели поражение, то легко понять их «бегство» именно на юг, ведь там они могли объединиться со своими сородичами, обосновавшимися в Закавказье. Все это объясняет противоречия, существующие в науке.

Часть ученых обратила внимание на последнюю фразу, приведенную текста Геродота. Ведь из нее вытекает, что киммерийцы и скифы не вступали в соприкосновение, хотя приход скифов и уход киммерийцев по времени совпадают. Сомнению был подвергнут последний пункт. Может быть, истина просто в том, что скифы пришли на действительно не занятую территорию; может киммерийцы просто покинули ее задолго до прихода скифов и совсем не из-за их прихода, а увлеченные перспективами обогащения путем военного грабежа крупнейших государств Востока. Решить, кто прав, трудно, не вдаваясь в дальнейшее обсуждение этого вопроса, можно считать, что вторжение скифов – одна из возможных причин походов «бегства» киммерийцев на юг.

Споры вызывает и вопрос о путях движения киммерийцев. Одни исследователи говорят о движении через Кавказ, основываясь на сообщениях Геродота: «Киммерийцы постоянно бежали вдоль моря, а скифы гнались за ними, имея Кавказ по правую руку». Иными словами, скифы двигались по берегу Каспийского моря, а киммерийцы по Черноморскому побережью Кавказа. Другие полагают, что киммерийцы двигались через Балканский полуостров, а затем, переправившись через Босфор, попадали в Малую Азию. При этом можно сослаться на упоминание о трерах совместно с киммерийцами при описании взятия последними взятия Сард – столицы Мидийского государства. Так как треры – племя фракийцев и жили на Балканах, то и путь этот, в данном случае, весьма вероятен. Можно допустить, что киммерийцы пользовались и тем и другим путем. Можно предположить, что после столкновения со скифами (если таковое было) они использовали обе дороги.

На пребывание киммерийцев в Передней Азии нет возможности по имеющимся источникам остановиться подробно. Выше упоминалось об отношениях киммерийцев с государством Урарту, об интересе Ассирии к этим отношениям.

Известно и столкновение киммерийцев непосредственно с Ассирией при Асахаддоне, правившем в Ассирии с 681 по 688 гг. до н. э. Некоторые исследователи считают, что под народом, пришедшем «от края земли», библейские авторы так же подразумевают киммерийцев, то есть, что последние доходили и до Палестины. Особенно активно они действовали, по-видимому, в Малой Азии, на территории современной Турции. Геродот сообщает, что после «бегства» из Северного Причерноморья, киммерийцы поселились на полуострове, где теперь находится г. Синоп. О взятии ими Сард уже говорилось. Древнегреческий автор, географ Страбон (I в. н. э.) сообщает, что они «в гомеровские времена или немного раньше опустошили набегами целую область Боспора вплоть до Ионии». (Иония – это западная часть современной Турции). У Страбона также находим сведения о походах киммерийцев в Пафлогонию и Фригию. Эти походы начались на рубеже VIII – VII вв. до н. э. или несколько раньше, и особенного размаха достигли в VII в. до н. э. Позднее киммерийцы не упоминаются среди существующих народов. Во время своего пребывания в Передней Азии киммерийцы столкнулись с пришедшими туда скифами. В данном случае это подтверждено ассирийскими документами и сомнений не вызывает. Известно, что киммерийцы иногда выступали в союзе со скифами, а иногда против них, но подробности истории их взаимоотношений остаются для нас пока тайной.

О быте киммерийцев почти ничего неизвестно; лишь Ариан Никомидийский упоминает о том, что киммерийцы имели старинный обычай есть травы. Упоминал также, что они имели своих царей и предводителей, которые в важных случаях советовались с народом.

По некоторым письменным источникам, эти племена жили в степях Прикубанья. Они разводили коров, овец, приручена была уже и лошадь. Орудия труда киммерийцы делали из бронзы, хотя продолжали существовать еще и каменные. Памятниками их времени остались курганы; они встречаются по всей Кубанской степи.

Из исторических сведений известно, что в VII веке до н. э. киммерийцы столкнулись со скифами, такими же кочевниками, как и они. На совещании киммерийцев о грозившей опасности мнения разделились. Большинство простых киммерийцев, устрашенных многочисленностью скифов, предложили оставить страну без боя; цари же решили защищаться до последней возможности. Но позже, в результате ссор и междоусобиц, цари перебили друг друга; киммерийский народ, похоронив вождей на берегу реки Тир (нынешний Днестр), удалился с родных мест. Побежденные уходили по восточному берегу Черного моря; победители же следовали вдоль Каспия через нынешний Дербент. Вскоре скифы проникли в Малую Азию. В 617 году до н. э. киммерийцы были разгромлены Алиатом, внуком Ардиса.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о дальнейшей судьбе киммерийцев. По мнению Ф. А. Щербины, киммерийцы ушли со своей родины не одним и тем же путем, о котором упоминает Геродот, и не в одну Малую Азию. Часть их, вероятно, осела в Западной Европе под именем кимров, смешавшись с другими народами, в частности, с кельтами; часть же никуда не уходила с Таманского полуострова. Так, Дионисий говорит: « ... С савроматами же соседят синды, киммерийцы и живущие вблизи Эвксина керкетии, тореты и сильные ахейцы». Несомненно, что киммерийцы сливались с теми и другими народностями; тем более, что все три народности (киммерийцы, скифы, племена проадыгов) были родственны.

Спорное сообщение Гомера не единственное, которым располагаеь наука о киммерийцах. Но в целом источников не так уж много. Это сообщения греческих авторов, которые писали тогда, когда киммерийцы уже сошли со страниц истории. Они же сохранили нам и некоторые названия, данные топонимики, т. е. географические названия, связанные с киммерийцами.

Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван Киммерийским». Вероятно, где-то здесь помещплись киммерийские переправы. Таким образом, вся группа приведенных названий оказывается связана с районом Керченского пролива. Вторая область, связываемая с киммерийцами, - это река Днестр, носившая в древности название Тирас. Именно здесь, по сведению Геродота, были похоронены киммерийские цари, которые не желая покидать страну под натиском скифов, перебили друг друга.

Дионисий (источник I и начала II вв. н. э.) помещает киммерийцев на Западном Кавказе. Однако территория киммерийцев не ограничивалась указанными районами. У Геродота читаем: «... страна, занимаемая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам», а нам известно, что скифы широко расселились в степях Причерноморья, в частности, основной их территорией были степи между Доном и Днепром.

В науке была предпринята попытка подтвердить широкое расселение киммерийцев данными топонимики. Было высказано предположение, что киммерийскими являлись названия с суффиксами «сос», «тос» и «уса», однако доказать это не удалось.

Следует сделать небольшую оговорку по поводу пребывания киммерийцев в районе Днестра. Возможно, что упоминание Геродота о разыгравшейся здесь трагедии – междоусобном сражении киммерийцев – касается не основной территорией обитания киммерийцев, а мест, куда они отступили под натиском скифов. Наконец, много географических названий, связанных с киммерийцами, сохранило нам и Закавказье, но эти данные, скорее всего, отражают уже более поздний этап истории, - походы киммерийцев на Урарту и Ассирию.

Труднее определить хронологические рамки обитания киммерийцев в Причерноморье. Дата их появления не известна. Предполагается, что они обитали здесь длительное время. Относительно их ухода имеются данные в письменных источниках: киммерийцы вытеснены скифами и следовательно, ушли из Причерноморья примерно в VIII в. до н. э.

Таковы сведения о киммерийцах, которые можно извлечь из письменных источников. Историки могли бы ограничиться и этим, но археологи, несомненно, поставят вопрос – какая археологическая культура соответствовала киммерийцам, какие памятники они оставили? Этот вопрос и является самым трудным. Если опираться на письменные источники, то киммерийцев никак не назовешь «окутанными мглою». Есть изображения воинов этого народа, а киммерийцы, несомненно, таинственный народ. Были попытки приписать киммерийцам кобанскую культуру Северного Кавказа, кизил-кобинскую Горного Крыма, срубную и, наконец, катакомбную.

Изложить аргументацию всех гипотез пока не представляется возможным.

Остановимся на последней, по мнению ученых, наиболее вероятной.

Наиболее поздние памятники катакомбной культуры известны на Нижнем Дону, Таманском полуострове и в пойме Кубани. Эти районы, особенно последние, известны, как территория, связанная с киммерийцами. Оба факта совпадают и во времени, - позднекатакомбные памятники здесь примерно одновременны сообщениям письменных источников о пребывании в этих областях киммерийцев. Такое совпадение является существенным аргументом в пользу предлагаемой точки зрения.

Очень любопытные данные дают раскопки городища Киммерика на Керченском полуострове. Это небольшой греческий город, но само название указывает на какую-то связь с киммерийцами.

Уже в 40-х годах прошлого столетия при разведочных раскопках в нижнем слое городища, предшествовавшем греческой колонизации, найдены обломки глиняной посуды эпохи бронзы II тысячелетия до н. э.

Такого же типа вещи были встречены и позднее, когда в 50-х годах ХХ столетия экспедиция Керченского историко-археологического музея начала систематические раскопки городища. Были обнаружены кремневые наконечники стрел, обломки каменных топоров и обломки глиняной посуды с характерным узором. Все это относится к позднему этапу катакомбной культуры. Там же в Киммерике археологам посчастливилось обнаружить и другое поселение той же культуры и того же времени.

Киммерик не единственный памятник пребывания катакомбных племен в этой части Крыма. Известны поселения близ Феодосии (у с. Щебетовки), в районе с. Планерного.

Таким образом, археологическими памятниками киммерийцев можно считать те поселения, которые археологи относят к катакомбной культуре.

Поздним этапом этой культуры, а следовательно, с киммерийцами, связывается последний расцвет производства изделий из бронзы, предшествовавший широкому распространению железа.

В настоящее время наука располагает большими коллекциями таких вещей. Среди них: втульчатые топоры, серпы, кинжалы, копья. Все вещи найдены на Северном Кавказе и в Закавказье; они широко распространены не только на территории бывшего СССР, но и на Западе.

По-видимому, киммерийский союз племен, возникший на рубеже двух последних тысячелетий до н. э., связал культурными узами население большой территории Европы и Азии.

Многие типы строгих удил, упоминающихся в связи с возникновением кочевого скотоводства, известны в Закавказье, Передней Азии, в Западной Европе. Эта общность была обусловлена, в частности, и далекими походами киммерийцев в Малую Азию. Интересную категорию вещей представляют металлические вазы, хорошо известные на Кавказе, в Поволжье, в Приднепровье.

Широкий круг материалов, включающий оружие, орудия труда и бытовые вещи, распространившиеся на огромных территориях Европы, лучше всего свидетельствуют об активности киммерийского мира.

Все это расширяет представления о киммерийцах, мало еще известных науке. Если бы были только письменные источники, киммерийцев знали бы только как разрушителей крупных центров древней культуры и ничего нельзя было бы сказать об их вкладе в цивилизацию человечества. Киммерийский союз племен объединял не только собственно киммерийцев, но частично и соседние родственные племена.

В первую очередь это относится к таврам Горного Крыма (Таврики), ранняя культура которых известна в археологии под названием кизил-кобинской. Это не вариант катакомбной культуры, а именно отдельная, особая культура.

Ряд черт довольно резко отличает ее от катакомбной. Но одновременно имеется некоторое родство, позволяющее считать их родственными. Это культуры одной общности.

В настоящее время таврские племена изучены хорошо. Известны открытые и укрепленные поселения, могильники. Все эти памятники располагаются в Горном Крыму, известны они и на Керченском полуострове. Наиболее ранние из них относятся к рубежу II и I тысячелетия до н. э. Несколько позже они упоминаются в письменных источниках. Позднее тавры сосуществуют со скифами и известны в Крыму до первых веков н. э.

В некоторых случаях в нижних слоях позднейших греческих городов Керченского полуострова обнаруживается материал, принадлежащий таврам.

Так было в Нимфее, Киммерике, на Азовском побережье Крыма. Могилы тавров, обнаруженные на мысах Зюк и Казантип были обложены каменными плитами, и этот тип погребальных сооружений получил в науке название каменных ящиков.

Существует мнение, что таврская культура Крыма имеет много общего с культурой Северного Кавказа рубежа I и II тысячелетия до н. э. Такое сходство прослеживается и в типе погребальных сооружений и погребальном обряде. Таким образом, часть территории тавров совпадает с областью киммерийской топонимики, что и позволяет отожествлять одну группу киммерийцев с таврами. Мнение о тождестве тавров и киммерийцев было высказано уже давно на основании лингвистического анализа и исторических сопоставлений. Но при этом обычно полагали, что тары не являются киммерийцами.

Другая группа ученых полагает, что они составляли только часть киммерийцев, часть, дольше всех присутствующую в Северном Причерноморье.

Остается добавить, что проблема киммерийцев не менее сложна и запутана, чем, скажем, проблема происхождения славян.

Основные споры касаются вопросов о культуре этих племен и бытия.

Твердый А. В. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Первым народом, населявшим Восточную Европу, Северное Причерноморье и Поднепровье, чье имя известно, считают киммерийцев. Их знали ассирийцы, иудеи, греки и другие древние народы. О них говорил Гомер в Одиссее: "Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман" .
В современной исторической науке принята точка зрения, что киммерийцы были предшественниками скифов на территории Украины и были, как и последние, ираноязычным народом. Скифов современные исследователи считают более поздними (VII в. до н.э.) пришельцами из Средней Азии. К такому мнению склонялся Геродот. Однако Геродот, как исследователь объективный и добросовестный, приводил также сведения, противоречащие этому представлению. В том числе предание самих скифов: "Как утверждают скифы, из всех племен их самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай… Скифы утверждают, что именно так они произошли, лет же со времени их происхождения от первого царя Таргитая до похода Дария на их землю всего, как говорят, не более тысячи, но именно столько" . Скифский поход Дария состоялся в 512 г. до н.э. Отсюда следует, что скифы пришли в Поднепровье около 1500 г. до н.э. Есть и другие свидетельства обитания скифов в Северном Причерноморье задолго до VII века до н.э. Одним из них является утверждение египетского жреца из святилища Гефеста, что фараон Сесострис, отождествляемый с Рамзесом II (время царствования 1290-1224 гг. до н.э.), покорил скифов.
Геродот сообщает некоторые подробности об этом походе: "Сесострис прошел материк, пока ни перешел из Азии в Европу и не разбил скифов и фракийцев. Я думаю, что дальше скифов и фракийцев египетское войско не заходило, ибо на их земле установлены те самые стелы, а дальше они не встречаются. Отсюда он повернул и пошел назад, а затем оказался на реке Фасис. Я не могу сказать точно, сам ли царь Сесострис, отделив часть своего войска, оставил ее тут для поселения в этой стране, или же некоторые из воинов, устав от скитаний, осели здесь по Фасису" . Далее Геродот приводит ряд доказательств того, что колхи являются потомками этих египтян.
Историки не придали должного значения этим сообщениям, а также не обратили внимания на то, что Геродот сообщал о приходе из Азии (в VII в. до н.э.) не скифов вообще, которых было четыре племени (кочевники, георгии, пахари и царские скифы), а только кочевников.
"Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Аракс, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А, по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ, таким образом, покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну" - сообщает Геродот.
Странно, что киммерийцы, несмотря на свою воинственность, которая отмечалась как ближними, так и дальними соседями, решили уйти с занимаемой ими земли, уступив ее скифам без боя. Едва ли так поступил бы автохтонный народ. Странно и то, что скифы вместо того, чтобы спокойно занять освободившуюся страну, погнались за той частью киммерийцев, что бежала через Кавказ на Ближний Восток в сторону Египта, который не принял киммерийцев и откупился от преследовавших их скифов, избежав тем самым их вторжения. Но и после этого скифы продолжали преследовать киммерийцев в Малой Азии еще 28 лет так, будто обуревали жаждой мести. Вышеописанные события приобретают логичность, если предположить, что киммерийцы были на скифской земле оккупантами, потомками египетских завоевателей. Направление бегства части киммерийцев в сторону Египта и погоня именно за ними скифов были не случайными. Вероятно, киммерийцы надеялись, что государство, некогда наделившее их властью, теперь возьмет под свою защиту.
Остается понять, зачем понадобилось фараону Сесострису забираться за тридевять земель и покорять кочующих скифов, с которых из-за этого трудно было что-либо взять, да еще оставлять на далекой чужбине часть своего войска? По-видимому, скифов и египтян еще до вышеуказанных событий связывали некие непростые отношения, и их история развивалась по какому-то более сложному сценарию. Об этом, в частности, говорит замечание Юстина, что "скифское племя всегда считалось древнейшим; впрочем, между скифами и египтянами долгое время происходил спор относительно древности племени".
Когда и где могли происходить эти споры, и какие отношения могли связывать народы, разделенные огромным расстоянием? Уж ни предками ли скифов были воинственные кочевые племена гиксосов, завоевавшие Египет на рубеже XVIII и XVII веков до н.э., которых египтяне называли "царями пастухов"?
С глубокой древности известны многочисленные воинственные пастушьи племена саков. Известно, что индусы и персы называли скифов саками. Название гиксосы можно интерпретировать как гиг саки, то есть высшие саки. Таким образом, гиксосов можно считать прототипом "царских скифов".
Покорив Египет, гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу - Аварис, а их цари получили право именоваться фараонами. Наибольшего могущества они достигли при царе Хиане. Кое-чем гиксосы обогатили Египет. Они впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. При них в Египте были введены рыночные отношения (до XVII в. до н.э. продукция между гражданами Египта распределялась). Впрочем, судя по библейским сведениям, это скорее заслуга Иосифа.
Господство инородцев всегда тягостно для покоренных. Освободительная война египтян против гиксосов началась в начале XVI в. до н.э. при Камосе и завершилась при фараоне Яхмосе I. В 1535 г. до н.э. был взят Аварис. Гиксосы отступили на восток в Палестину.
Часть гиксосов, известная по арабским преданиям как амалекиты-шасу, осела в Палестине и впоследствии была ассимилирована арабами, которые сохранили предание об их прошлом властвовании в Египте . В Библии они упоминаются как древнейший народ - амаликяне.
Другая часть гиксосов, не обретшая своей земли, по-видимому, какое-то время скиталась по Ближнему Востоку, занимаясь скотоводством и торговлей, вела свойственный этому занятию скитальческий образ жизни, за что и прозвалась скитами, а в греческой транскрипции - скифами. Вначале XV в. до н.э. скифы перешли в Северное Причерноморье. Они унаследовали некоторые египетские обычаи: богатые захоронения, сопровождаемые всем необходимым для потусторонней жизни; обязательное поминание предков до седьмого колена; широкое царское нагрудное украшение (пектораль), как у фараонов. Из Египта или Малой Азии ими была вывезена южная порода быков, которая на севере утратила рога из-за холодов (стала комолой).
С ранними скифами можно связать Сабатиновскую археологическую культуру. Для этой культуры характерны, наряду со стационарными поселениями, также временные, типа скитов или выездных факторий, а также большое количество оружия. Если они занимались торговлей, то одновременно должны были быть и воинами, чтобы охранять свои товары.
А, как сказал Мао-Цзе-Дун: "Винтовка рождает власть". От себя заметим, что деньги - тоже. Поэтому скифы стали царствовать над прочими обитателями этой земли, создав империю, которую греки назвали Скифией. Дополнительные сведения об этих событиях приведены в главе 4 §4 книги "Наследие тысячелетий" .
Расцвет Египта после изгнания гиксосов наступил в XIII в. до н.э. при фараоне Сесострисе. Он подчинил своей власти царства Ближнего Востока, но на том не остановился и предпринял поход в Скифию. С учетом вышеизложенного становится понятным смысл его похода. Фараон хотел обезопасить Египет от возможности повторного вторжения потомков гиксосов. Для этого было недостаточно одержать победу в сражении. Нужно было установить в Скифии свою власть. С этой целью он и оставил часть своего войска, надо полагать, не только в Колхиде, на выходе из Скифии, но и в ее центре, в Поднепровье. Таким образом, египтяне лишили власти скифов, и сами стали править их полиэтничной страной.
При этом часть скифов, не пожелавшая им подчиниться, в первую очередь легкие на подъем кочевники, бежала в Среднюю Азию. Часть же скифов и другие народы, населявшие территорию нынешней Украины, остались жить под властью киммерийцев. Некоторые из них, в первую очередь те, кто ранее тяготился властью скифов, стали сотрудничать с новой властью. Скорее всего, это были потомки "трипольцев", для которых скифы были поработителями.
Связь египетского гарнизона с далекой метрополией была минимальной и, вероятно, совсем прервалась после того, как разделявшие их страны вышли из-под египетского подчинения. В результате, египетские воины стали брать в жены местных женщин, переняли некоторые местные обычаи и образ жизни, одним словом, натурализовались. Но при этом они и их потомки, как водится, сохраняли убеждение, что они "голубая кровь" - элита, которую остальной народ обязан содержать. Вот их то, очевидно, и назвали киммерийцами (или химерийцами, химера - помесь разнородных существ, химия - наука о смешении разнородных веществ). Египтяне называли словом кемет плодородную смесь водорослей и земли, которую приносил на их поля Нил, а свою страну называли - Кеме. Поэтому, вероятнее всего, название киммерийцы означало просто - египтяне (кемерийцы).
На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет - инициатора изгнания гиксосов (рис. 9). Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Кстати, прижившееся у нас слово собака - египетское, славянское - пес.
Обосновавшись в северных краях, киммерийцы не переняли обычай местных жителей носить брюки (по крайней мере, поначалу), а, как видно на указанном изображении, сохранили египетский обычай носить юбки, но расширили их, чтобы можно было ездить на лошадях верхом.
Со временем киммерийцев становилось все больше, а народу - все труднее содержать эту правящую элиту. По сравнению с нею власть скифов, которые сами занимались нужным для их подданных трудом (скотоводством и торговлей), была благом. Для уменьшения гнета над подданными, или потому, что последние обеднели, киммерийцы стали совершать грабительские набеги на соседние народы, что зафиксировано в исторических анналах.
Так, Геродот сообщает: "Поход киммерийцев, пришедших в Ионию, который был раньше правления Креза, имел целью не покорение городов, но набег ради грабежа". А согласно восточным текстам, в 722-715 гг. до н.э. они нанесли тяжелое поражение урартскому царю Русе 1 . Но это не устранило антагонизма киммерийцев с подданными. Поэтому, когда скифы кочевники, ушедшие на Восток, усилились и решили вернуться на родину, возможно, по призыву ее населения, то оно не стало поддерживать киммерийцев, и те, не дожидаясь скифов, в панике бежали из Скифии на север, юг и запад. Значительная их часть бежала в Западную Европу. Как раз к этому времени (VII в. до н.э.) относится внезапное появление в Европе многочисленных кельтских племен, а в Малой Азии - галатов. Многое говорит о том, что они были потомками киммерийцев. Этого мнения придерживался ряд исследователей (Потоцкий, Раулингсон, Боннель, Карпентер). При этом Боннель причислял к киммерийцам-кельтам также тавров, будинов, невров, скифов-земледельцев, скифов-пахарей, амазонок и др.
От египетских воинов кельты унаследовали агрессивность, от "трипольцев"- демократичность, высокий статус женщины, характерный орнамент, которым они украшали свои щиты, одежду и тела. Они имели обычай сражаться голыми или полуголыми. Кроме того, они в отличие от других европейских народов, брили лица. Впрочем, может быть, у них, как у древних египтян, плохо росла борода.
В римском описании битвы с кельтами при Теламоне (225 г. до н.э.) говорится: "В первых рядах кельтского войска сражаются обнаженные храбрецы. Безрассудно бросаются они в битву под рев огромных труб, храп коней и крики женщин в повозках, не дающих мужчинам отступать, сминая строгий порядок римских войск".
Западнославянские воины, описанные хронистом VII века, также отчасти напоминают древних кельтов: "Некоторые не носят ни рубах, ни плащей, а только лишь штаны, подпоясанные широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на бой с врагами".
Обнаженными сражались также варяжские берсерки и казаки-характерники, которые, приведя себя в гипнотическое состояние, становились неуязвимыми для вражеских мечей. Известно, что йоги в подобном состоянии могут лежать на гвоздях или битом стекле, не получая повреждений. Возможно, эта способность была унаследована ими по женской линии от своих "трипольских" предков (полян, пеласгов), более подробные сведения о которых содержатся в §§ 5-6 главы 3 книги "Наследие тысячелетий".
Вероятно, многие народы (кимвры, кельты, галлы, галаты, галинды, гелоны, галичане, голядь) являются потомками киммерийцев. Древние авторы (Посидоний из Апамеи, Страбон, Диодор, Плутарх) отождествляли с киммерийцами также кимвров. Кимры и кимвры были одними из предков немцев, португальцев и англичан (валлийцев - уэльсцев). Самоназвание валлийцев - кимри, их страны - Кимру, языка - кимриж.
Гарольд Бейли в издании "Архаическая Британия" сообщает: "Сер Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; а Джеральд Масси в своей "Книге Начал" приводит список из 3000 случаев крайнего сходства между английскими и египетскими словами…".
Это говорит одновременно о том, что одними из предков англичан (валлийцев) были киммерийцы, и о том, что киммерийцы были потомками египтян.
Странный обычай шотландских мужчин носить короткие юбки, так же, как и консервативность англичан, вероятно, были унаследованы ими от египетских предков.
На Северном Кавказе потомками киммерийцев, по-видимому, были меланхлены, которых так называли за обычай носить только черную одежду. Часть из них, возможно, после возвращения скифов-кочевников, переселились в Северскую (Черниговскую) землю. Не случайно Тмутаракань на Северном Кавказе черниговские князья считали своей вотчиной.
Во всей Европе, от Урала до Ирландии, имеются топонимы, связанные с киммерийцами. Возможно, какая-то часть киммерийцев бежала от скифов на крайний Север, где отметила свое присутствие такими топонимами, как г. Кеми, р. Кемийоки, оз. Кемиярви в Финляндии, г. Кемери в Латвии, река и город Кемь в Карелии, р. Кема в Вологодской обл., г. Кимры на Волге, р. Кама приток Волги, названиями народов коми и черемисы (ныне марийцы), последние тоже носили только черную одежду.
В.П. Кобычев высказывает мнение, что на Северо-востоке кельты были, вероятно, ассимилированы позднее летто-литовским племенем аистов (эстиев), про которых Тацит говорит, что "язык их схож с британским".
Из Малой Азии остатки киммерийцев были изгнаны Аллилатом уже после ухода скифов. Куда ушли эти киммерийцы неизвестно. Возможно, в Индокитай, где стали известны под именем кхмеров. В их облике заметны индоевропейские черты, а в преданиях присутствует легенда об их происхождении от змееногой женщины (богини), такой же как у жителей Поднепровья.

В эпоху, получившую название «ранний железный век» (IX в. до н.э. — IV в. н.э.), когда люди овладели технологией производства железа и стали изготовлять из него значительно более производительные орудия труда и оружие, относятся самые ранние упоминания древних авторов о живших в Крыму, да и вообще в Восточной Европе, народах. Первыми на страницы хроник попали киммерийцы, имя которых (этноним), начиная с VIII в. до н.э., неоднократно упоминалось в древнегреческих и древневосточных документах.

Пожалуй, раньше всех о киммерийцах написал великий греческий поэт Гомер в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада». Рассказывая о долгом и полном приключений путешествии Одиссея и его спутников, Гомер сообщает о народе и городе людей киммерийских. Страна эта находилась где-то на краю света, где все покрыто влажным туманом и мглой облаков, сквозь которые даже не пробивался солнечный свет. Вот так уныло в глазах древних греков выглядела родина киммерийцев — Северное Причерноморье. В «Илиаде» о киммерийцах прямо не сказано, но считается, что они скрываются здесь под названиями «доители кобылиц» и «млекоеды». Причем, в одном эпосе киммерийцы охарактеризованы как оседлое, городское население, а в другом — как скотоводы-кочевники.

Гораздо больше данных о киммерийцах содержится у известного древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он составил знаменитую «Историю» в девяти книгах, за которую заслужено получил почетное прозвище «Отец истории». Четвертая книга этого сочинения почти полностью посвящена Северному Причерноморью и господствовавшим там скифам. Повествуя о них — победителях несокрушимой армии персидского царя Дария I — Геродот описал и те народы, с которыми скифы вступали в контакты. Благодаря этому, нам и стало известно, что среди жителей Таврики, как тогда назывался Крым, были кочевники-киммерийцы, а также тавры — жестокие горцы, промышлявшие грабежом и пиратством.

Геродот упоминает киммерийцев, пересказывая одну из трех легенд о происхождении скифов. Когда-то киммерийцы населяли северный берег Черного моря и с тех пор здесь так и сохранились связанные с ними географические названия: область Киммерия, Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийские переправы, Киммерийские стены, город Киммерик и гора Киммерий. Но однажды в их земли вторглись вытесненные из Азии воинственные скифы-кочевники. Киммерийцы стали советоваться: вступить ли им в сражение со скифами или же уступить грозной силе и покинуть свою страну. На совете мнения разделились. Цари предлагали дать сражение, предпочитая умереть за свою землю, но народ, не желая подвергаться опасности, предложил уйти без боя. Так и не сумев договориться, киммерийцы разделились на две части и вступили в кровопролитную битву друг с другом. Многие в ней были перебиты, а оставшиеся в живых похоронили своих соплеменников и, покинув родину, ушли вдоль восточного берега Черного моря в Переднюю Азию.

Так начался переднеазиатский период в истории киммерийцев, о котором достаточно подробно сообщают уже древневосточные (ассирийские, вавилонские, древнееврейские) письменные источники. Они весьма многочисленны и речь в них идет о вооруженных столкновениях киммерийцев с Ассирией, Мидией, Лидией и Урарту. Для жителей этих стран киммерийцы или «гамирра», как их называли, были пришедшими с севера дикими кочевниками, живущими грабежом и войной. Легко предавая и меняя союзников, нападая на богатые города, киммерийцы повсюду несли с собой смерть и разрушения. Конец киммерийскому владычеству в Передней Азии положили их недавние враги — вторгшиеся сюда скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцы отступили в район города Синопа на юге черноморского побережья, а около 600 г. до н.э. их окончательно разгромил лидийский царь Алиатт. После этого киммерийцы сошли с исторической арены, но, несмотря на это, они до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.

Причин тому несколько. Так, например, в соответствии с данными античной письменной традиции, киммерийцы жили в северопричерноморских степях, однако попытки уточнить территорию их обитания привели ученых к крайне противоречивым выводам. Большинство современных исследователей, вслед за Геродотом, полагают, что киммерийцы некогда были широко расселены от Дуная до Дона. Другие сужают их ареал до Северо-Западного Кавказа, а также до Таманского и Керченского полуостровов, иногда даже только до одного Керченского полуострова, поскольку с ним связаны практически все уже упоминавшиеся топонимы, имеющие отношение к киммерийцам. Существует гипотеза, в соответствии с которой киммерийцы никогда не жили в Северном Причерноморье, а их племенной союз сложился на землях современного Ирана, откуда они совершали свои грабительские походы в Малую Азию, Закавказье и в Северное Причерноморье. Полагают также, что киммерийцы — это не этноним, а общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников, в частности скифов, и, следовательно, такого народа как киммерийцы вообще не существовало.

Не решен до конца вопрос о языковой принадлежности киммерийцев, поскольку из их языка до нас дошло всего три слова. Это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме (Лигдамис) и Сандакшатру. В свое время их считали фракийскими, кельтскими, германскими, славянскими и кавказскими, но сейчас языковеды выводят эти имена из иранских корней, относя язык киммерийцев к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Разночтения с локализацией киммерийцев породили сохраняющуюся и поныне проблему выявления принадлежащей киммерийцам археологической культуры. Так, в Малой Азии, где киммерийцы несомненно жили в течении многих лет, нет ни одного оставленного ими памятника и поэтому нет того эталона, с которым можно было бы сравнивать памятники других территорий. Следуя указаниям Геродота, киммерийцев искали в Северном Причерноморье, пытаясь связать с ними катакомбную и срубную культуры эпохи бронзы. Однако, к IX в. до н.э. они прекратили свое существование, тогда как киммерийские памятники только лишь стали появляться в это время. В конечном счете, археологи условились считать киммерийскими разбросанные по степи кочевнические подкурганные погребения IX — первой половины VII вв. до н.э., которые по своему обряду и инвентарю отличаются от кочевнических древностей эпохи бронзы, а также от культуры появившихся в середине VII в. до н.э. скифов.
Связываемые с киммерийцами захоронения, а их насчитывается порядка 200, открыты на огромном пространстве от Дуная до Волги. Они совершались в прямоугольных или овальных ямах, большинство которых впущено в курганы, насыпанные в предшествующее время. Иногда стены могильной ямы обшивали деревом, из которого делали и перекрытие могилы. В погребениях содержатся останки воинов с оружием и деталями конской узды, а также с лепной лощеной посудой, куда помещалась заупокойная пища. Изредка вместе с умершим хоронили и его боевого коня. В отдельных случаях над могилой устанавливали каменные стелы в виде человеческой фигуры. Погребения такого типа, а на сегодняшний день их известно свыше 15, открыты и в степной части Крымского полуострова.

Археологические материалы из киммерийских погребений дают возможность реконструировать хозяйственный уклад, жизнь и быт этого кочевого народа. Основой хозяйства киммерийских племен было кочевое скотоводство, в котором доминировало разведение лошадей. Коневодство не только обеспечивало киммерийских воинов и пастухов «средствами передвижения», но, если вспомнить «Илиаду», снабжало их продуктами питания. Большую роль в жизни киммерийцев играли войны, открывавшие кочевникам широкие возможности в получении продуктов земледелия и ремесла. О переднеазиатских походах уже говорилось, но постоянное давление со стороны киммерийцев испытывало и северное оседло-земледельческое население лесостепи.

Кочевая жизнь киммерийских племен отразилась и на их внешнем виде. Сохранилось всего два изображения на расписных вазах VI в. до н.э., на которых, как считается, запечатлены киммерийцы. На этрусской вазе показаны киммерийские всадники, а на греческой — киммерийский лучник. Одежда людей на этих изображениях полностью отвечает тем степным «стандартам», которые были выработаны кочевыми условиями жизни. Киммерийцы одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги обували мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-башлыками. Неотъемлемым кочевническим компонентом является и конская сбруя, служившая для управления конем. Ее основные детали — это удила и псалии, которые очень часты в киммерийских могилах. Бронзовые удила киммерийских лошадей фиксировались во рту лошади при помощи костяных и бронзовых трехдырчатых псалиев. Соединявшие их ременные уздечки украшались разнообразными бронзовыми или ажурными костяными накладками.

Военная специфика киммерийского быта отразилась в разработке и изготовлении первоклассных для своего времени образцов вооружения и снаряжения боевого коня. Главным видом наступательного вооружения являлся мощный дальнобойный лук со стрелами, имевшими бронзовые двухлопастные наконечники.

В ближнем бою киммерийцы использовали длинные (свыше 1 м) железные мечи, а также короткие кинжалы, имевшие иногда бронзовые рукояти. Изредка киммерийцы применяли и копья с железными наконечниками, но широкого распространения этот вид оружия не получил. Как свидетельствуют археологические находки и редкие изображения, киммерийцы представляли собой легковооруженную конницу. Какими-либо данными об использовании ими защитного вооружения наука не располагает, хотя не исключено, что перед боем киммерийцы могли облачаться в простые, но весьма эффективные кожаные доспехи, прикрываясь от неприятельских стрел и ударов мечей легкими щитами. Широкое распространение киммерийской конской упряжи и оружия является лучшим подтверждением их высокой эффективности и удачной конструкции.

Кочевничье-скотоводческий способ жизни отразился и на социальном развитии киммерийцев. Главной ценностью кочевников был скот, стада которого могли легко переходить из рук в руки вследствие вооруженных столкновений, засух и других причин, скапливаясь у наиболее предприимчивых и удачливых соплеменников. Им же перепадала и основная часть военной добычи, что приводило к имущественному и социальному расслоению киммерийского общества. О киммерийских вождях говорится в ряде письменных источников, например у Геродота, где они названы царями, а археологически это прослеживается в появлении захоронений военной аристократии, которые своим богатством заметно отличаются от основной массы рядовых погребений. В качестве примера можно привести крымское погребение знатного воина, исследованное в кургане у с. Целинное Джанкойского района. Похороненный здесь лежал в скорченном положении на левом боку. За его головой стояла чернолощеная корчага, наполненная костями барана, оставшимися от заупокойной пищи. Под нижней челюстью умершего найдены две височные подвески в виде бараньих рогов, изготовленные из бронзы и обтянутые золотой фольгой. К поясу был подвешен железный кинжал, а в левую руку вложен точильный камень (оселок). При раскопках кургана обнаружена нижняя часть каменной стелы, на которой рельефом изображены пояс, заткнутый за него горит (футляр для лука и колчана со стрелами) с луком, а также подвешенные кинжал, оселок и крестообразное изделие неясного назначения.

Приведенные факты говорят о том, что киммерийцы находились на стадии перехода от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и государственности. Однако дальнейшее развитие этого процесса было прервано вторжением скифов, с которыми связан следующий этап истории Крыма.

В. П. Власов

ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев А. Ю., Качалова Н. К., Тохтасьев С. Р. Киммерийцы: этнокультурная принадлежность. — СПб., 1993.
Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. — М., 1989.
Тереножкин А. И. Киммерийцы. — Киев, 1976.
Храпунов И. Н. Древняя история Крыма. — Симферополь, 2003.

Согласно старейшим письменным источникам, древнейшим населением Северного Причерноморья были киммерийцы. Именно их называет «отец истории» Геродот, которому мы обязаны основным комплексом известий об этом регионе в древности. Согласно Геродоту, киммерийцы были вытеснены со своей территории скифами и, спасаясь от последних, бежали вдоль восточного берега Черного моря в Малую Азию. О киммерийцах и их приходе в Азию в VIII в. до н.э. упоминают и восточные (ассирийские, Библия) источники. Любопытно, что в грузинский язык их этноним в форме «гмири» вошел в значении «герой, богатырь».

  КИММЕРИЙЦЫ (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) - племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н.э. и в VII веке до н.э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья Железного века.

Киммерийцы - кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н.э. зафиксированы ассирийскими текстами под именем народа «гимирру». Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему. В 714 г. до н.э. киммерийцы фиксируются в районе к северу или северо-западу от озера Севан, и что в предыдуший период они платили дань Урарту. Царь Урарту Руса I совершил следующий поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.

За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 г. до н.э. Ассархаддон разбил в Каппадокии войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671-669 гг. до н.э., в результате которого образовалось Мидийское царство. Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об их западных соплеменниках.

Территория расселения киммерийцев в Причерноморье

В 660-х гг. до н.э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми (Лигдамисом греческих текстов) в 644 г. до н.э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес. Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни, и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.

В Библии киммерийцы известны как яфетический народ Гомер. Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья. Также их упоминают Гомер и Каллин. В «Одиссее» киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии». О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей. Эфор Кимский помещает их около озера Аверн в Италии.