В середине 1980-х годов Советский Союз построил суперлодку, подобной которой не было нигде. Эта подводная лодка «Комсомолец», принятая в боевой состав флота в 1984 году, обладала большой скоростью и могла вести бой на огромных глубинах. В советском ВМФ настала новая эпоха.

Но прошло пять лет, и «Комсомолец» со своим ядерным оружием оказался на дне океана, а две трети его экипажа погибли из-за очередного проявления советской некомпетентности.

История «Комсомольца» началась еще в 1966 году. Коллектив конструкторского бюро «Рубин» под руководством Н. А. Климова и главного конструктора Ю. Н. Кормилицына получил задание начать реализацию проекта 685, или подводной лодки глубокого погружения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжались восемь лет. Очевидно, это было связано с отсутствием подходящего металла, который мог бы выдержать колоссальное давление на глубине. Но в 1974 году было завершено строительство двойного корпуса, причем внутреннюю его часть сделали из титанового сплава.

Лодка проекта 685 (она же К-278) должна была стать опытным образцом для проведения испытаний в рамках строительства глубоководных советских субмарин будущего. Строительство начали на заводе «Севмаш» 22 апреля 1978 года, а официально закончили 30 мая 1983 года. Необычайно длительный период постройки был связан с трудностями, возникшими при обработке титана.

Контекст

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

The Independent Barents Observer 08.09.2013

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

В первый раз в новейшей истории России

ABC Nyheter 04.07.2016
Длина лодки К-278 была 110 метров, а ширина 12,3 метра. Внутренний корпус был шириной примерно восемь метров. Водоизмещение субмарины составляло 6 500 тонн, а благодаря применению титана вместо стали она оказалась заметно легче. Внутренний корпус был разделен на семь отсеков, два из которых были усилены, став безопасной зоной для экипажа. Там также находилась встроенная в рубку всплывающая спасательная камера, позволявшая экипажу покинуть корабль, находящийся на глубине до 1 500 метров.

Лодка была оснащена водо-водяным реактором ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт, который приводил в действие два парогенератора мощностью 45 тысяч лошадиных сил на валу. Это позволяло лодке развивать подводную скорость 30 узлов, а надводную 14 узлов.

Субмарина была оснащена низкочастотным пассивно-активным гидроакустическим комплексом МГК-500 «Скат» — тем самым, который сегодня используется в ударных подводных лодках проекта «Ясень». Он передавал данные на боевую информационно-управляющую систему «Омнибус-685». Вооружение лодки состояло из шести стандартных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом из 22 торпед типа 53 и противолодочных ракето-торпед «Шквал», движущихся в кавитационной полости.

Подводная лодка «Комсомолец» вошла в боевой состав Краснознаменного Северного флота в январе 1984 года и начала серию экспериментов по глубоководному погружению. Под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского она установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Это было выдающееся достижение с учетом того, что американская субмарина ее класса «Лос-Анджелес» имела показатель по максимальной глубине погружения 450 метров. Расчетная глубина погружения у этой субмарины составляла примерно 1370 метров. У лодки имелась специальная система всплытия «Иридий» с газогенераторами для продувки балластных систем.

В советском ВМФ лодку К-278 считали неуязвимой на глубинах более тысячи метров. На таких глубинах чрезвычайно трудно обнаружить любую торпеду противника, особенно американскую Mark 48, максимальная глубина у которой составляет 800 метров. Первоначально лодку планировалось сделать испытательной, но к 1988 году она стала в полной мере боеготовым кораблем. Ей присвоили название «Комсомолец», как звали членов коммунистического союза молодежи.

7 апреля 1989 года, находясь на глубине 380 метров, «Комсомолец» столкнулся с проблемами прямо посреди Норвежского моря. По словам Нормана Полмара (Norman Polmar) и Кеннета Мура (Kenneth Moore), на борту находился второй экипаж, только что прошедший обучение. Кроме того, это была испытательная лодка, в связи с чем на ней не было аварийной команды, обеспечивающей борьбу за живучесть.

В седьмом отсеке в кормовой части начался пожар, и пламя повредило клапан подачи воздуха, из-за чего в огонь начал поступать сжатый воздух. Меры борьбы с огнем результатов не дали. Реактор заглушили, и продули балластные цистерны, чтобы лодка всплыла. Но пожар продолжал распространяться, и экипаж боролся с ним еще шесть часов, прежде чем поступила команда покинуть лодку. По словам Полмара и Мура, огонь был настолько сильный, что из-за высокой температуры от наружного корпуса начали отслаиваться плиты резинового покрытия, повышающие скрытность корабля.

Командир корабля капитан первого ранга Евгений Ванин вместе с четырьмя членами экипажа вернулся внутрь лодки на поиски тех членов экипажа, которые могли не услышать приказ об эвакуации. Далеко Ванин со своей спасательной командой продвинуться не сумел, потому что лодка дала дифферент на корму 80 градусов, и он был вынужден забраться в спасательную камеру. Сначала камера не могла отстыковаться от смертельно раненой лодки, но затем оторвалась от нее. Когда она оказалась на поверхности, от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море двоих подводников. Камера, где находился командир и члены спасательной команды, ушла под воду.

На тот момент погибли лишь четыре человека, но после того, как лодка затонула, многие моряки подверглись переохлаждению в воде, температура которой составляла всего два градуса Цельсия. Через час подошла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и рыболовное судно «Ома», которые спасли 30 человек. Часть из них позже скончалась от переохлаждения и от ран. Из 69 находившихся на борту членов экипажа погибли 42 человека, в том числе, командир лодки капитан 1-го ранга Ванин.

«Косомолец» погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами «Шквал» в ядерном оснащении. В период с 1989 по 1998 годы было проведено семь экспедиций, чтобы обезопасить реактор и изолировать торпедные аппараты. Российские источники утверждают, что во время этих экспедиций были обнаружены следы несанкционированного проникновения на лодку «иностранных агентов».

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast; он также является одним из основателей Japan Security Watch — блога, посвященного вопросам обороны и безопасности.

По спасению 44 моряков с подводной лодки San Juan, которая пропала в Южной Атлантике в середине ноября. Саму подводную лодку при этом продолжат искать. О пропаже подлодки стало известно 17 ноября.

РБК вспомнил крупнейшие аварии с иностранными подводными лодками после Второй мировой войны

1951 год. Британская дизельная подлодка HMS Affray

16 апреля 1951 года субмарина Affray покинула порт приписки для участия в учениях. На борту находилось 75 человек. Вскоре подлодка перестала выходить на связь. Ее удалось обнаружить лишь через два месяца на глубине около 90 м в водах Ла-Манша. Выживших на борту не оказалось. Установить окончательную причину гибели корабля так и не удалось. Официальное расследование пришло к выводу об усталости металла в одном из узлов, отвечающем за снабжение воздухом. По другой версии, причиной послужил взрыв на борту.

1953 год. Турецкая субмарина Dumlupinar

Фото: Sait Kucuk CPOS (Ret) / Turkish Navy

4 апреля 1953 года турецкая субмарина Dumlupinar столкнулась в проливе Дарданеллы со шведским грузовым судном Naboland, после чего быстро затонула на глубине 85 м. В момент столкновения на мостике находилось пять подводников, им удалось спастись. Остальные члены экипажа, 81 человек, погибли.

1963 год. Американская головная атомная подлодка проекта Thresher

10 апреля 1963 года головная атомная подлодка проекта Thresher вышла в море для проведения тестовых глубоководных погружений. Испытания обернулись крупнейшей аварией в истории мирового подводного флота. Из-за нарушения целостности корпуса и поступления воды в машинное отделение лодка стремительно ушла на предельную глубину и начала разваливаться. Ее обломки лежат на глубине 2560 м в Атлантическом океане. На борту находилось 129 человек, все погибли. Эта катастрофа стала первой в истории гибелью атомной подводной лодки.

1968 год. Израильская дизельная подводная лодка «Дакар»

Фото: Havakuk Levison / FMS / Reuters

25 января 1968 года в Средиземном море затонула израильская дизельная подводная лодка «Дакар». Построенная в Великобритании субмарина следовала из Портсмута в Хайфу. Обнаружить затонувшую подлодку удалось только спустя 31 год: ее нашли на утвержденном маршруте на глубине 3 км. Сразу после гибели субмарины израильские военные выдвинули версию, что «Дакар» была потоплена советской подлодкой. После проведения экспертизы это подозрение было снято: в 2015 году СМИ сообщили, что к потере контроля над субмариной могла привести техническая неисправность.

1968 год. Атомная субмарина США USS Scorpion

Фото: U.S. Naval History and Heritage Command / AP

22 мая 1968 года в Атлантическом океане затонула еще одна атомная подводная лодка (АПЛ) — американская Scorpion. Причину ее гибели установить так и не удалось, в качестве одного из возможных вариантов называли взрыв торпеды на борту. Сама АПЛ лежит на глубине более 3 км, а представители ВМС США периодически мониторят радиационный фон в районе затопления. В 2012 году ветераны американского флота призывали возобновить расследование причин катастрофы и провести подводную экспедицию.

1971 год. Пакистанская подводная лодка «Гази»

Фото: LCDR Tomme J. Lambertson USN (RET)

3 декабря 1971 года у юго-восточного побережья Индии во время индо-пакистанской войны затонула пакистанская подводная лодка «Гази». На борту находилось 92 члена экипажа, все они погибли. Индийские военные утверждали, что лодка была потоплена их эсминцем «Раджпут». По словам пакистанской стороны, это произошло из-за взрыва на борту или подрыва на мине. Гибель «Гази» стала первой боевой потерей подводной лодки со времен Второй мировой войны.

2003 год. Китайская подводная лодка № 361

16 апреля 2003 года в Желтом море затонула китайская подводная лодка № 361. На борту находилось 70 членов экипажа, все они погибли. Власти Китая сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года. В качестве причины была названа неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту. В ходе расследования катастрофы в отставку были отправлены четверо высокопоставленных военных.

Затонувшие атомные подводные лодки СССР и России являются темой неутихающих дискуссий. За советские и постсоветские годы погибло четыре атомные субмарины (K-8, K-219, K-278, «Курск»). Затонувшая K-27 была затоплена самостоятельно в 1982 году в после радиационной аварии. Это было сделано потому, что АПЛ не подлежала восстановлению, а утилизация была слишком дорогой. Все эти субмарины были приписаны к Северному флоту.

АПЛ К-8

Эта затонувшая подводная лодка считается первой официально признанной потерей в атомном флоте Союза. Причиной гибели судна 12 апреля 1970 года стал пожар, возникший во время пребывания его в (Атлантика). Экипаж долгое время боролся за живучесть субмарины. Моряки смогли заглушить реакторы. Часть экипажа была эвакуирована на борт вовремя подошедшего болгарского гражданского судна, но 52 человека погибли. Эта затонувшая подводная лодка являлась одним из первых атомоходов СССР.

Субмарина К-219

Проекта 667А в свое время был одним из самых современных и живучих кораблей подводного флота. Он затонул 6 октября 1986 года из-за мощного взрыва баллистической ракеты в шахте. В результате аварии погибло 8 человек. Кроме двух реакторов, затонувшая подводная лодка имела на борту не менее пятнадцати и 45 термоядерных боеголовок. Судно было сильно искалечено, но продемонстрировало удивительную живучесть. Оно смогло всплыть с 350-метровой глубины со страшными повреждениями корпуса и затопленным отсеком. Атомоход затонул лишь спустя трое суток.

«Комсомолец» (K-278)

Данная затонувшая подводная лодка проекта 685 погибла 7 апреля 1989 года в результате пожара, который возник во время выполнения боевой задачи. Судно находилось неподалеку от (Норвежское море) в нейтральных водах. Экипаж шесть часов сражался за живучесть подводного корабля, но после нескольких взрывов в отсеках подлодка пошла ко дну. На её борту находилось 69 членов экипажа. Из них погибло 42 человека. «Комсомолец» был самой современной субмариной того времени. Его гибель вызвала большой международный резонанс. До этого затонувшие подводные лодки СССР не привлекали к себе столько внимания (отчасти из-за режима секретности).

«Курск»

Эта трагедия, наверное, является самой известной катастрофой, связанной с гибелью подводной лодки. «Убийца авианосцев», грозный и современный атомный крейсер, затонул на 107-метровой глубине в 90 км от побережья. На дне оказались заперты 132 подводника. Мероприятия по спасению экипажа оказались безуспешными. По официальной версии, атомная субмарина затонула из-за взрыва опытной торпеды, который произошёл в шахте. Однако в гибели «Курска» до сих пор остается много неясного. По другим версиям (неофициальным), атомоход затонул из-за столкновения с американской подлодкой «Толедо», которая находилась неподалеку, или из-за попадания пущенной с неё торпеды. Неудачная спасательная операция по эвакуации экипажа с затонувшего судна стала потрясением для всей России. На борту атомохода погибло 132 человека.

Послевоенные потери подводного флота СССР
После окончания второй мировой войны началось новое противостояние – «холодная война». Не стреляли пушки, самолеты не бомбили противника, а корабли не обменивались артиллерийскими и ракетными залпами, но это не уберегало от потерь с десятками человеческих жизней. И одни из самых больших потерь на фронтах «холодной войны» понесли моряки-подводники.

В послевоенное время советский флот потерял погибшими девять лодок, в том числе три атомные. Кроме этого многие лодки получили серьезные повреждения, а атомная К-429 затонула, но в последствие была поднята и снова введена в строй. Первое время гибель подводных лодок в СССР касалась только дизельных субмарин. В период с 1952-го по 1968-й год погибло от различных причин шесть лодок, в том числе одна из них в базе, при этом при взрыве получили повреждения еще несколько лодок. Погибло в общей сложности 357 человек. Случались в этот период аварии и на атомных лодках, но все они обходились без «безвозвратных потерь» в технике.

Затонувшие подводные лодки СССР принадлежали разным флотам: по две лодки от Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота. 12-го апреля 1970-го года погибла советская атомная подводная лодка К-8, на борту которой в боевом походе случился пожар. Именно пожары стали, основной бедой советских подводников, регулярно вспыхивая на лодках различных проектов. Экипаж четверо суток боролся с огнем, но спасти лодку не смог, а пламя «забрало» жизни 52 членов экипажа.

На следующий год чудом не погибла атомная лодка К-56, получившая пробоину в результате в результате столкновения с научным судном «Академик Берг». Авария стоила жизни 27 морякам, задраившим отсек, и спасшим жизни остальных. Далее последовал продолжительный период затишья. Наибольшее количество затонувших подводных лодок СССР приходится на 80-е годы, ознаменовавшиеся гласностью и перестройкой. И если гибель 21-го октября 1981-го года дизельной лодки С-178 не вызвала резонанса (столкновение с грузовым судном), то гибель в октябре 1986-го года атомной К-219 имела большую огласку. В течение трех суток в Саргассовом море экипаж боролся с огнем, но лодку спасти не удалось. К счастью погибло только четыре человека.

В промежутке между двумя авариями, 24-го июня 1983-го года затонула К-429, вышедшая на испытания после проведения ремонта. В результате при погружении лодка набрала воды, а неправильные действия сборного экипажа привели к тому, что лодка легла на дно. На поверхность выбрались 104 человека, а еще 16 погибли. В дальнейшем лодку подняли и вернули в строй.

Но самая известная гибель подводной лодки в СССР случилась 7-го апреля 1989-го года, когда в результате пожара и последующего затопления затонула новейшая лодка «Комсомолец», возвращавшаяся с боевого дежурства. Жертвой аварии стали 42 моряка. Стоит отметить, что гибель подводных лодок в СССР происходила значительно чаще, чем в США, которые потеряли всего два своих подводных атомохода.

Не обошлось без потерь и в российское время. И если буксируемую на слом К-159 нельзя считать полноценной боевой лодкой, то гибель 12-го августа 2000-го атомного подводного крейсера «Курск» проекта 945А стало настоящей трагедией, которая привела к гибели 118 подводников.

Напоследок отметим, что затонувшие подводные лодки СССР располагаются во всех частях мира, от родных берегов до Саргассова моря, Гавайских островов и Бискайского залива, указывая на расположение линии фронта «холодной войны».

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла , построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации . На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма , с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море . Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, "Курск" внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий . В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа .

© Фото: public domain АПЛ К‑278 "Комсомолец"

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров . Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда "Красногвардейск" и "Анатолий Васильев", которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

© public domain


© public domain

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло . Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. "Академик Берг" ударил "К‑56" в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования .
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.


12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана , приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно "Касимов", а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров . Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла , имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии , девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

8 марта 1968 года из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 "Ленинский комсомол" в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный . На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений "Полярный круг" главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды , корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации через несколько дней.

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80 , входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла : из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный" затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа , в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников