Душным летним днем я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперед, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепеке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, черных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лег на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет. Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьев для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошел пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетеным кузовком на руке. Старик ласково позвал ее, называя Аленушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всем его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвел от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег. По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Аленушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.

Вариант 2

Однажды летом я возвращался после охоты на тряской тележке. Мы с кучером заметили, что наш путь вот-вот пересечет похоронная процессия. Так как такое событие является поганой приметой, кучер погнал лошадей быстрее, чтобы успеть проскочить похоронный обоз. Такого ретивого галопа не выдержала ось нашей тележки и переломилась. Покойник нагнал нас, и мы узнали, что хоронят плотника.

Чтобы купить новую ось, мы пешком отправились в Юдины выселки. Складывалось такое впечатление, что в поселении не было людей, но вот я заметил спящего на солнцепеке человека. Выглядел человек очень необычно, он походил на пожилого карлика, тело его не отличалось силой, а голос был нежный, почти что женский. Кучер сказал, что мужчину зовут Касьяном.

Мне удалось уговорить старика проводить меня в контору, в которой я мог бы купить ось для телеги. Также я договорился с Касьяном о том, что он покажет мне путь на сечки, где можно будет поохотиться на дичь. Касьян согласился, однако проведя меня до места назначения, уходить не стал, и увязался за мной. Я слышал, что Касьяна прозвали “блохой” и теперь видел почему: он передвигался необычайно проворно и срывал при этом травы и цветы.

Когда мы уже пришли на место охоты, и я устроил засаду на дичь, Касьян начал рассказывать мне, что лесных животных убивать грешно, ведь бог определил для пользования человека тварь домашнюю. Говорил Касьян как-то торжественно. Я спросил карлика, чем он занимается и Касьян ответил, что ловит соловьев для богачей, а иногда лечит людей от различных травм. В губернии его считают юродивым.

Потом мы заметили симпатичную девчушку в синем сарафане, в руке она несла корзинку. Касьян назвал ее Аленушкой. Девочка подошла поближе, и стало ясно, что ей уже лет тринадцать и она очень похожа на Касьяна. Я спросил у карлика, не его ли это дочка, а он с напускной небрежностью ответил, что это просто родственница.

Моя охота не удалась, а потому мы вернулись в поселение. Кучер уже приладил ось к телеге, и мы собрались уезжать. На прощение Касьян сказал мне, что это именно отвел от меня животных.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Касьян Остудный Сибирская деревня времен коллективизации. Кадушкин Федот непосильным трудом выбивается в середняки. В конце двадцатых годов он имеет довольно приличное хозяйство: почти два десятка овец, шесть лошадей, коровы с быком. Более того, имеет и технику – локомобиль, молотилку. Естественно, Read More ......
  2. Льгов Однажды Ермолай предложил мне поехать в Льгов – поохотиться на уток. Льгов – большое село на болотистой речке Росоте. Верст за 5 от Льгова эта речка превращается в широкий пруд, заросший густым тростником. На этом пруду водилось бесчисленное множество Read More ......
  3. Однодворец Овсянников Овсянников был человеком полным, высоким, лет 70, с лицом, напоминающим лицо Крылова. Одеждой и манерой держаться он походил на зажиточного купца. Своей важностью, смышленостью, ленью, упорством и прямодушием он напоминал мне русских бояр допетровских времен. Это был один Read More ......
  4. Малиновая вода В жаркий августовский день случилось мне быть на охоте. С трудом добрался я до ключа под названием “Малиновая вода”, бьющего из высокого берега Исты, напился и прилег в тени. Недалеко от меня сидели два старика и удили рыбу. Read More ......
  5. Бирюк Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. В дороге меня застала сильная гроза. Кое-как схоронился я под широким кустом и терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг при блеске молний я увидел на дороге высокую фигуру. Это оказался здешний Read More ......
  6. Хорь и Калиныч Поразительна разница между внешностью и бытом мужиков Орловской и Калужской губерний. Орловский мужик мал ростом, сутуловат, угрюм, живет в осиновых избенках, ходит на барщину и носит лапти. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок, глядит Read More ......
  7. Мой сосед Радилов Однажды осенью мы с Ермолаем охотились на вальдшнепов в заброшенном липовом саду, каких много в Орловской губернии. Оказалось, что сад этот принадлежит помещику Радилову. Он пригласил меня на обед, и мне не оставалось ничего другого, как согласиться. Read More ......
  8. Два помещика Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них – отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый. Правда, некогда правильные черты его лица Read More ......
Краткое содержание Касьян с Красивой мечи Тургенев

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

Рассказчик возвращается с охоты. По дороге он встречает траурный поезд: несут гроб. «Кучер по­гнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная приме­та». Через некоторое время сломалась ось. Кучер был очень мрачным. Он сказал, что все из-за того, что они встретили покойника.

Тем временем траурная процессия догнала их. Автор и кучер сняли шапки. Кучер сказал, что хо­ронят Мартына-плотника, у него была горячка. Не­сколько дней назад управляющий посылал за док­тором, да не застал его дома.

Кучер кое-как исправил поломку, после чего они добрались до Юдиных выселок. Там было все­го шесть низеньких избушек. В двух домах автор никого не застал. Только во дворе он увидел спя­щего человека. Сначала охотник подумал, что на земле спит мальчик, подошел и стал его будить. Когда человек проснулся, наружность его пора­зила рассказчика: «Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волоса­ми, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело было чрезвычай­но тщедушно и худо, и решительно нельзя пере­дать словами, до чего был необыкновенен и стра­нен его взгляд».

«Пташек небесных стреляете, небось?., зверей лесных?.. И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?»

Карлик говорит, что оси у него нет. Потом он со­бирается отвести охотников туда, где можно най­ти ось. Карлик подходит к кучеру. Тот здоровает­ся, называя карлика Касьянушкой. Тот называет кучера Ерофеем.

Кучер говорит, что умер Мартын-плотник. Кась­ян, узнав об этом, вздрогнул. Кучер упрекает Касья­на в том, что тот не вылечил Мартына. Говорит: «Ведь ты, говорят, лечишь, ты лекарка». Видно бы­ло, что кучер «потешался, глумился над стариком».

Автор с интересом наблюдает за Касьяном. Он очень проворен, по дороге сохраняет молчание. На вопросы отвечает весьма неохотно. Через некото­рое время путники доехали до конторы, в которой было два молодых приказчика. Автор купил у них ось. Потом они поехали в лес.

Охотника очень заинтересовал карлик. Он раз­говаривает с птицами, собирает травки, постоян­но что-то бормочет себе под нос. Неоднократно Касьян упрекает охотника, что тот убивает пта­шек. Касьян называет убийство птиц грехом. Ав­тор спрашивает, не грех ли убивать рыб. Старик отвечает, что «рыба - тварь немая, у нее кровь холодная», что она «не чувствует», а кровь - «свя­тое дело».

Автор интересуется у Касьяна, чем он живет. Тот отвечает, что живет, «как господь велит». На­пример, соловьев ловит, но не убивает их, потому что «смерть и так свое возьмет». Речь заходит о Мартыне-плотнике, который недавно умер. Ав­тор говорит: «… мне послышалось, мой кучер у те­бя спрашивал, что, дескать, отчего ты не вылечил Мартына? Разве ты умеешь лечить?»

Касьян говорит, что «все от Бога». Конечно, есть травы, цветы, которые помогают. Но помочь мож­но далеко не всегда. К тому же он поздно узнал о болезни Мартына.

Впрочем, старик считает, что «кому как на ро­ду написано». «Нет, уж какому человеку не жить на земле, того и солнышко не греет, как другого, и хлебушек тому не впрок, - словно что его отзы­вает…» Далее Касьян рассказывает, что родом сам с Красивой Мечи, села верст за сто отсюда, а пере­селили их сюда года четыре назад. Касьян гово­рит о красоте своих родных мест. Он был бы рад повидать свою родину.

Сам Касьян много «ходил» - в Симбирск, и в Моск­ву, и на «Оку-кормилицу», и на «Волгу-матушку». Он видел много людей, побывал в разных местах. Касьян говорит: «Справедливости в человеке нет…».

После возвращения на выселки Касьян приз­нается, что это он всю дичь барину «отвел». Автор этому не верит. Кучер починил ось. После этого рас­сказчик с ним собрался уезжать. Касьян провожа­ет их неприветливо. Кучер недоволен тем, что в де­ревне не удалось найти ни кваса, ни огурцов.

Иван Сергеевич Тургенев

КАСЬЯН С КРАСИВОЙ МЕЧИ

Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, - как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновенным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону. Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам, и на одной из них, которой в пятистах шагах впереди от нас приходилось пересекать нашу дорогу, различил я какой-то поезд. На него-то поглядывал мой кучер.

Это были похороны. Впереди, в телеге, запряженной одной лошадкой, шагом ехал священник; дьячок сидел возле него и правил; за телегой четыре мужика, с обнаженными головами, несли гроб, покрытый белым полотном; две бабы шли за гробом. Тонкий, жалобный голосок одной из них вдруг долетел до моего слуха; я прислушался: она голосила. Уныло раздавался среди пустых полей этот переливчатый, однообразный, безнадежно-скорбный напев. Кучер погнал лошадей: он желал предупредить этот поезд. Встретить на дороге покойника - дурная примета. Ему действительно удалось проскакать по дороге прежде, чем покойник успел добраться до нее; но мы еще не отъехали и ста шагов, как вдруг нашу телегу сильно толкнуло, она накренилась, чуть не завалилась. Кучер остановил разбежавшихся лошадей, нагнулся с облучка, посмотрел, махнул рукой и плюнул.

Что там такое? - спросил я.

Кучер мой слез молча и не торопясь.

Да что такое?

Ось сломалась… перегорела, - мрачно отвечал он и с таким негодованием поправил вдруг шлею на пристяжной, что та совсем покачнулась было набок, однако устояла, фыркнула, встряхнулась и преспокойно начала чесать себе зубом ниже колена передней ноги.

Я слез и постоял некоторое время на дороге, смутно предаваясь чувству неприятного недоумения. Правое колесо почти совершенно подвернулось под телегу и, казалось, с немым отчаянием поднимало кверху свою ступицу.

Что теперь делать? - спросил я наконец.

Вон кто виноват! - сказал мой кучер, указывая кнутом на поезд, который успел уже свернуть на дорогу и приближался к нам, - уж я всегда это замечал, - продолжал он, - это примета верная - встретить покойника… Да.

И он опять обеспокоил пристяжную, которая, видя его нерасположение и суровость, решилась остаться неподвижною и только изредка и скромно помахивала хвостом. Я походил немного взад и вперед и опять остановился перед колесом.

Между тем покойник нагнал нас. Тихо свернув с дороги на траву, потянулось мимо нашей телеги печальное шествие. Мы с кучером сняли шапки, раскланялись с священником, переглянулись с носильщиками. Они выступали с трудом; высоко поднимались их широкие груди. Из двух баб, шедших за гробом, одна была очень стара и бледна; неподвижные ее черты, жестоко искаженные горестью, хранили выражение строгой, торжественной важности. Она шла молча, изредка поднося худую руку к тонким ввалившимся губам. У другой бабы, молодой женщины лет двадцати пяти, глаза были красны и влажны, и все лицо опухло от плача; поравнявшись с нами, она перестала голосить и закрылась рукавом… Но вот покойник миновал нас, выбрался опять на дорогу, и опять раздалось ее жалобное, надрывающее душу пение. Безмолвно проводив глазами мерно колыхавшийся гроб, кучер мой обратился ко мне.

Это Мартына-плотника хоронят, - заговорил он, - что с Рябой.

А ты почему знаешь?

Я по бабам узнал. Старая-то - его мать, а молодая - жена.

Он болен был, что ли?

Да… горячка… Третьего дня за дохтуром посылал управляющий, да дома дохтура не застали… А плотник был хороший; зашибал маненько, а хороший был плотник. Вишь, баба-то его как убивается… Ну, да ведь известно: у баб слезы-то некупленные. Бабьи слезы та же вода… Да.

И он нагнулся, пролез под поводом пристяжной и ухватился обеими руками за дугу.

Однако, - заметил я, - что ж нам делать?

Кучер мой сперва уперся коленом в плечо коренной, тряхнул раза два дугой, поправил седелку, потом опять пролез под поводом пристяжной и, толкнув ее мимоходом в морду, подошел к колесу - подошел и, не спуская с него взора, медленно достал из-под полы кафтана тавлинку, медленно вытащил за ремешок крышку, медленно всунул в тавлинку своих два толстых пальца (и два-то едва в ней уместились), помял-помял табак, перекосил заранее нос, понюхал с расстановкой, сопровождая каждый прием продолжительным кряхтением, и, болезненно щурясь и моргая прослезившимися глазами, погрузился в глубокое раздумье.

Ну, что? - проговорил я наконец.

Кучер мой бережно вложил тавлинку в карман, надвинул шляпу себе на брови, без помощи рук, одним движением головы, и задумчиво полез на облучок.

Куда же ты? - спросил я его не без изумления.

Извольте садиться, - спокойно отвечал он и подобрал вожжи.

Да как же мы поедем?

Уж поедем-с.

Да ось…

Извольте садиться.

Да ось сломалась…

Сломалась-то она сломалась; ну, а до выселок доберемся… шагом, то есть. Тут вот за рощей направо есть выселки, Юдиными прозываются.

И ты думаешь, мы доедем?

Кучер мой не удостоил меня ответом.

Я лучше пешком пойду, - сказал я.

Как угодно-с…

И он махнул кнутом. Лошади тронулись.

Мы действительно добрались до выселков, хотя правое переднее колесо едва держалось и необыкновенно странно вертелось. На одном пригорке оно чуть-чуть не слетело; но кучер мой закричал на него озлобленным голосом, и мы благополучно спустились.

Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скривиться набок, хотя их, вероятно, поставили недавно: дворы не у всех были обнесены плетнем. Въезжая в эти выселки, мы не встретили ни одной живой души; даже куриц не было видно на улице, даже собак; только одна, черная, с куцым хвостом, торопливо выскочила при нас из совершенно высохшего корыта, куда ее, должно быть, загнала жажда, и тотчас, без лая, опрометью бросилась под ворота. Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев - никто не отвечал мне. Я кликнул еще раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. Я толкнул ее ногой: худая кошка шмыгнула мимо меня, сверкнув во тьме зелеными глазами. Я всунул голову в комнату, посмотрел: темно, дымно и пусто. Я отправился на двор, и там никого не было… В загородке теленок промычал; хромой серый гусь отковылял немного в сторону. Я перешел во вторую избу - и во второй избе ни души. Я на двор…

По самой середине ярко освещенного двора, на самом, как говорится, припеке, лежал, лицом к земле и накрывши голову армяком, как мне показалось, мальчик. В нескольких шагах от него, возле плохой тележонки, стояла, под соломенным навесом, худая лошаденка в оборванной сбруе. Солнечный свет, падая струями сквозь узкие отверстия обветшалого намета, пестрил небольшими светлыми пятнами ее косматую красно-гнедую шерсть. Тут же, в высокой скворечнице, болтали скворцы, с спокойным любопытством поглядывая вниз из своего воздушного домика. Я подошел к спящему, начал его будить…

Он поднял голову, увидал меня и тотчас вскочил на ноги… «Что, что надо? что такое?» - забормотал он спросонья.

Я не тотчас ему ответил: до того поразила меня его наружность. Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо, и решительно нельзя передать словами, до чего был необыкновенен и странен его взгляд.

Что надо? - спросил он меня опять.

Я объяснил ему, в чем было дело, он слушал меня, не спуская с меня своих медленно моргавших глаз.

Так нельзя ли нам новую ось достать? - сказал я наконец, - я бы с удовольствием заплатил.

А вы кто такие? Охотники, что ли? - спросил он, окинув меня взором с ног до головы.

Охотники.

Пташек небесных стреляете небось?.. зверей лесных?.. И не грех вам Божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?

Странный старичок говорил очень протяжно. Звук его голоса также изумил меня. В нем не только не слышалось ничего дряхлого, - он был удивительно сладок, молод и почти женски нежен.

Касьян с Красивой Мечи, подобно Калинычу, любит природу и знает ее. Он чрезвычайно огорчен тем. что его. в числе прочих крестьян, переселили с его родины на новое место. Грусть и негодование вызывает в нас поступок барина, который по своей прихоти лишил Касьяна единственного наслаждения — любоваться природой. На новом месте Касьян совсем растерялся и не знает, к чему приложить свои руки. Он ловит соловьев, но не для продажи, а отдает людям на утешение и на веселье.

Ему хотелось бы уйти в те страны, где, по слухам, «солнце приветливее светит и Богу человек видней, где раздолье и Божия благодать, где живет всяк человек в довольствии и справедливости». Последние слова Касьяна указывают на причину отчуждения его от людей. Кроткий и справедливый Касьян не может жить с людьми, потому что между ними постоянно бывают несогласия и насилия. Но Касьян, живя в отчуждении от людей, не пренебрегает ими, а старается приносить им пользу: он собирает целебные травы и лечит людей. Любовь ко всему живому и отвращение ко всякому насилию вылились у Касьяна в какую-то мистическую боязнь крови.

Когда автор в присутствии его убил коростеля, Касьян закрыл глаза и испуганно прошептал: «Грех! Ах, это вот грех!» а затем завел такой разговор: «Ну, для чего ты пташку убил? Станешь ты ее есть! Ты ее для потехи своей убил … Коростель — птица вольная, лесная. И не он один: много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной … и грех ее убивать … Кровь, — продолжал он, помолчав, — святое дело кровь! Кровь солнышка Божия не видит, кровь от свету прячется … великий грех показывать святую кровь, великий грех и страх … ох, великий!».

Касьян — это человек «не от мира сего». К практической жизни среди людей, к жизненной борьбе, он совершенно не способен. «Ничем я не промышляю, — говорит он себе, — неразумен я больно, с мальства; работник-то я плохой … где мне! Здоровья нет, и руки глупы». Крестьяне смотрят на него, как на юродивого, и относятся к нему несколько презрительно; «чудной человек, несообразный», отзывается о нем один из них. Но Касьян нисколько не обижается таким отношением, как не жалуется он на свою судьбу, обидевшую его здоровьем и телесными силами.

Смирение, безропотная покорность составляют его отличительную черту: его вместе с другими мужиками переселили со старых, родных мест, где жилось хорошо и привольно, на места гораздо худшие, но Касьян и на это не жалуется: «Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно уж так пришлось», — замечает он по этому поводу. Живя как бы вне человеческого общества, Касьян еще ближе, чем Калиныч, стоит к природе. Он знает свойство всякой травки, умеет ухаживать за пчелами, ловит соловьев, пение которых наполняет его душу «сладкой жалостью». Красота и величие Божьего мира глубоко волнуют и восхищают его. Чуждый практической деятельности, он проводит жизнь в поэтическом созерцании и в бесцельных странствиях по родному краю.

Кроткую и чуткую душу Касьяна смущают зло и страданье, царящие в человеческом обществе, он не может выносить их вида, уходит от людей, «от греха». И не он один наделен такой нравственной чуткостью: «много других крестьян, — говорит он, — в лаптях ходят, по миру бродят, правды ищут» … Но, живя в отчуждении от людей, Касьян все-таки думает о них, старается принести им пользу, чем может: он собирает целебные травы, лечит обращающихся к нему крестьян и слывет среди них знахарем. С трогательной нежностью относится он также и к своей дочке Аннушке. Вообще, все слабое, беззащитное вызывает его симпатию, и эта симпатия распространяется не только на людей, но и на животных. Его кроткая душа любовно объемлет все живущее вообще: всякое насилие и страдание его глубоко возмущают; поэтому, когда охотник убивает птичку, он обращается к нему с горьким упреком и негодованием: «великий грех по казать свету кровь, великий грех и страх … Ох, великий!»

Какая-то особенная, совершенно своеобразная поэзия разлита по всему тщедушному существу Касьяна. Это одна из тех глубоко необыденных натур, которые во всякой обстановке сохраняют в неприкосновенности свои поэтические наклонности и никогда не позволяют прозе жизни заесть себя. Несмотря на всю его необразованность и относительную неразвитость, Касьяна можно причислить к тем личностям, которые никогда не пошлеют, потому что они сами в себе создали особенный мирок, где сидят, как заколдованные. Этого внутреннего мирка у них никто отнять не может. Вот и Касьян остается одинаковым всю свою жизнь.

Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет. Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег. По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.