Консультация учителя-логопеда Власовой Л.В.

Cогласование существительного с числительным

в речи детей 5- 6 лет.

  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая .

процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета. Учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.

При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей, при показе образования каждой новой количественной группы для первого знакомства с числом подбирают предметы мужского рода, на следующем занятии – только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используют любые предметы.

Игра «Один – два»

Для первого знакомства с числом подбираются слова мужского рода, затем женского рода, а затем используют любые предметы.

Показываем пальчиками правой и левой руки поочередно:

Существительные мужского рода :1 пальчик – 2 пальчика; 1 зайчик – 2 зайчика;

1 петушок – 2 петушка; 1 гусь – 2 гуся;

Существительные женского рода: 1 курочка - 2 курочки; 1 коза – 2 козы; 1 кошка – 2 кошки; 1 собака – 2 собаки; 1 мышка – 2 мышки .

Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы « Человек. Части тела ».

Что у нас по одному? Один нос (лоб, рот, язык, живот).

Одна спина (голова).

Что у нас по два? Две руки (ноги, щеки).

Два глаза (уха).

Игра «Веселые числа»

А теперь слушайте эти вопросы показывайте пальчиками и называйте ответы (правильные ответы - в скобках).

Сколько у человека носов? (1 нос)

Сколько у человека ног? (2 ноги)

Сколько на ладошке пальцев? (5 пальцев)

Сколько у зайца ушей? (2 уха)

Сколько у собаки глаз? (2 глаза)

Сколько у кошки лап? (4 лапы)

Сколько у птицы крыльев? (2 крыла)

Сколько в комнате окон?

Сколько в комнате шкафов?

азвивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала , дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой.

Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.

1 красный шарик, 2 красных шарика, 3…, 4…, 5…, 6…, 7…, 8…, 9…,10 красных шариков.

Игра «Один, два, три, четыре, пять». Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (плюшевый мишка, красный шарик, зеленое яблоко и т.д.):в роде и числе.

Игра «Исправь ошибку»

Логопед: К нам пришел Буратино. Он принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты.) Педагог предлагает помочь правильно составить телеграммы.

Тексты для телеграмм : Прислать книга 5. Выслать посылка 4. Мама купить шуба 2. Приехать папа через день 6.

Для развития общей моторики можно проводить игры с движением.

1 вариант

Логопед показывает карточки, а дети составляют словосочетание: числительное + существительное и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Дошкольники при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Такие ошибки встречаются у детей не только с общим недоразвитием речи, но и у детей без сложной речевой патологии.

Конспект занятия.

1. Организационный момент. Ребенку предлагают ответить на вопрос и после этого сесть на место.

Кого много живет в доме? (Людей)

Чего много в большом доме? (Окон)

Кого много в зоопарке? (Животных)

Кого много в море? (Рыб.)

Чего много в море? (Воды, водорослей.)

Чего много летом на деревьях? (Листьев?)

Кого много в конюшне? (Лошадей.)

Кого много в курятнике? (Кур.)

Чего много в лесу? (Деревьев.)

Чего много у тебя на голове? (Волос.)

Отвечая на эти и аналогичные вопросы, дети, во-первых, повторяют темы «Кто это» и «Что это» и, во-вторых, учатся образовывать форму существительных во множественном числе в родительном падеже. На поставленные педагогом вопросы можно отвечать и одним словом, и целым предложением. (Число вопросов должно соответствовать количеству детей в группе.)

2. Введение в тему занятия.

Логопед. Сегодня мы будем считать и отвечать на вопрос «сколько?». Будем считать предметы и обратим внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числом 2 и с числом 5. Давайте в этом убедимся.

Логопед предлагает одному ребенку сосчитать мальчиков (один мальчик, два мальчикА, три мальчикА, четыре мальчикА, пять мальчикОВ, шесть маль-чикОВ и т.д.), а другому - девочек, кукол.

3. Считаем по-другому!

На столе у логопеда стоят матрешки (не более семи).

Логопед. Сколько матрешек стоит на столе? (Дети считают хором?) Кто еще хочет посчитать? (Считает один ребенок?) А теперь закройте глаза. (Убирает две матрешки?) Сколько я убрала матрешек? Сколько матрешек осталось? (Две матрешки убрали, пять матрешек осталось).

Такое же задание дети выполняют, считая другие предметы, названия которых относятся к мужскому и среднему роду (например, два стула, два окна, пять стульев, пять окон). Таким образом, дети учатся согласовывать существительное с числительным и одновременно повторяют тему, связанную с определением рода существительных.

4. Физкультминутка.

Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т.д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед.

Мы подпрыгнем столько раз,

сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)

Мы нагнемся столько раз,

сколько зайчиков у нас. (Аналогично)

Мы присядем столько раз,

сколько зонтиков у нас.

Топнем ножкой столько раз,

сколько яблочек у нас.

Потянулись столько раз,

сколько шариков у нас.

Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

5. Знакомимся с числительным «один».

Логопед показывает детям огурец, морковь, яблоко (картинки или муляжи).

Логопед. Сколько у меня оурцов? (Один.) Сколько морковок? (Одна?) Сколько яблок? (Одно.) Видите: предметов одинаковое количество, а говорим по-разному: один, одна, одно. (Дети повторяют тему «Род существительного».)

6. Рассматриваем картинку.

Логопед. Кто изображен на этой картинке? Верно, петух.

Про что у петуха можно сказать «одна»? (Одна голова, одна бородка?) Про что можно сказать «два»? (Два крыла, два глаза?) Про что можно сказать «один»? (Один хвост, один клюв?) Про что можно сказать «две»? (Две шпоры?) А чего у петуха много? (Перьев?)

7. Чего не хватает?

Логопед. Посмотрим на картинки и скажем, сколько и чего не хватает у изображенных на них животных.

Чего не хватает у кошки? (Четырех лап, двух ушей?)

Чего не хватает у барана? (Двух рогов) Чего не хватает у лисенка? (Хвоста) Чего не хватает у волка? (Одного уха и одной лапы) Чего не хватает у осла? (Двух ушей)

8. Продолжаем учиться при счете правильно говорить.

Детям предлагают картинку - дорожный пейзаж средней полосы России.

Логопед (вызывая детей по одному). Что мы видим вдоль дороги? Сосчитай дома... деревья... машины. Помни, что слова эти рядом с числительными надо употреблять правильно!

Дети. Один дом, два дома и т.д. Одна машина, две машины и т.д. Одно дерево, два дерева...

Если ребенок допускает ошибки в согласовании, логопед обращает на это внимание детей и спрашивает: как нужно сказать правильно? Детей все время вызывают к доске, не давая им засиживаться (в течение всего занятия они находятся в движении) и отвлекаться.

9. Пишем телеграммы! Логопед. Посмотрите, кто к нам пришел. (Буратино.) Правильно! Буратино принес телеграммы. (У Буратино несколько листков, на которых печатными буквами написаны тексты типа «Выслать, посылка, 2»)

Ничего не поняла! На почте, видимо, что-то перепутали! Давайте вспомним, как нужно сказать правильно.

Логопед дает модель: «Вышлите две посылки».

Тексты для телеграмм могут быть такими.

Прислать, книга, 5.

Мама, купить, шуба, 2.

Приехать, папа, через, день, 6.

Мурка, 3, родить, котята.

У, 3, река, дерево.

Лодка, в, весло, 2.

10. Поиграем напоследок ? Закончить занятие можно подвижной игрой «Мы делили апельсин». Дети становятся в круг. Логопед надевает на голову водящего шапочку «волка».

Дети хором повторяют за логопедом стихи.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для чижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайся кто куда!

Дети разбегаются. Тот, кого «волк» догонит и осалит, становится водящим. Игра повторяется два-три раза.

На занятиях и в повседневной жизни целесообразно предлагать детям такие упражнения.

1. Я буду начинать предложение, а вы дополнять его одним словом в правильной форме.

На высокой березе сидели пять красногрудых (снегирей).

В коробке лежали шесть разноцветных (карандашей).

У вороны было сломано одно (крыло).

В гнезде пищали четыре маленьких (птенца).

Портниха пришила к платью два (рукава).

В клетке грозно рычали три (льва).

2. Посчитаем? А также поупражняемся в логическом мышлении!

Пять щенят плюс мама-лайка.

Сколько будет - сосчитай-ка.

(Шесть собак)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

заиньке усатому.

Сколько белочка с тележки

Продала своих орешков?

(Пять орешков)

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Сколько съедено морковок?

(Десять морковок.)

Поздно вечером к пеструшке

На блины пришли подружки:

Три несушки, три квохтушки.

Сколько курочек в избушке?

(Семь курочек.)

Вяжет бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы.

Подарю вам скоро, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Их носите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

(Шесть рукавичек.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

И из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

(Четыре сороки.)

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

(Четыре жука?)

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

(Восемь лепестков)

3. Отгадаем?

Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы и перчатка.)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

друг друга не находят. (12 месяцев.)

Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)

У трех братьев по одной сестре. Сколько всех детей в семье? (Четверо.)

4. «Продолжи счет » (повторим образование множественного числа существительных).

Представьте, что названных мною предметов два и пять: дерево, пень, день, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, окно, карандаш, полотенце, блюдце, кольцо, палец, ухо, кресло, платье.

5. Физкультминутки со счетом.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три (хлопка),

Головою три (кивка).

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел:

Видно, меда не нашел.

Мишка в улей влез, и вот

Каплет с лапы сладкий мед.

Мы по лесу шли (шаг на месте),

Подберезовик нашли.

Раз грибок и два грибок (согнулись, разогнулись)

Положили в кузовок.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег пустой

И отправились домой.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три (хлопка),

Головою три (кивка).

На четыре - руки шире.

А на пять - руки вниз.

Сели. Делом занялись.

Закрепление элементарных математических представлений на логопедических занятиях в играх

1. Прямой и обратный счёт.

При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ш» считаем с опорой на наглядность или без нее: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок и обратно.

Перед ребёнком трудная задача. Он должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.

2. Посчитай и сравни.

Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.

3. «1-2-5-10».

Игра «1-2-5-10» может проводиться с визуальной опорой и без. Ребёнок называет 1, 2, 5, 10 предметов. Например: одна лодка, две лодки, пять лодок, десять лодок.

4. «Подуй на шарик».

Замечательное игровое пособие «Подуй на шарик». Это деревянная основа и шарик. В центре основы имеется волнистая дорожка с шестью углублениями. С одной стороны от углубления нанесены квадраты с точками (от 1 до 6), как на игральном кубике. С другой стороны изображены геометрические фигуры разных цветов.

Воздухом, толчком или щелчком игроку необходимо так рассчитать силу, чтобы шарик остановился на заданном количестве точек, фигуре или цвете. Вводя соревновательный момент детям предлагается подсчитать очки, выяснить кто выиграл, на сколько точек у победителя больше.

5. Какой формы предмет?

Закрепляя звукопроизношение, называя картинки, ребёнок определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет, какой формы изображенный предмет.

6. Настольные логопедические игры.

Настольные логопедические игры направлены на автоматизацию конкретного звука – это ещё один прекрасный пример закрепления звука в речи и совершенствования элементарных математических представлений. Игрок бросает кубик, по точкам подсчитывает количество ходов, передвигает фишку, называя каждый ход, то есть, проговаривая название картинки на каждом ходу. Останавливаясь, выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…

7. Игры с насыпным материалом.

Игры с насыпным материалом имеют свои правила и требования. Позволяют прятать, находить, называть и подсчитывать предметы, будь то пуговицы, бусины в виде геометрических фигур или прочее.

Развивающие игры для детей созданы специально для того, чтобы обучение ребенка протекало весело и эффективно. На этом сайте вы найдете бесплатные игры для детей 3-4-5 лет: это игры на развитие памяти, внимание и логику ребенка, ребусы, загадки, головоломки, раскраски и многое другое.

8. Подсчёт слогов и звуков в словах.

Подсчёт слогов и звуков в словах – задание понятное. Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т.д. Например, как работая в логопедическом альбоме по автоматизации звука, ребёнок посчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.

9. Игры на развитие самоконтроля.

Расскажу об играх на развитие самоконтроля на конкретном примере. Перед ребёнком 9 картинок, в названиях которых изучаемый звук. Ребёнок называет картинки, запоминает их. После, он закрывает глава, одна картинка убирается. Ребёнок открывает глаза, определяет, какой картинки не хватает, правильно её называет. Если задание выполнено успешно, то игрок берёт себе одну награду. Интереснее играть в паре, в конце игроки могут не только подсчитать свои награды, точнее количество правильно произнесённых слов, но и сравнить их, выявляя победителя.

10. Сколько героев в сказке?


Татьяна Гречкина
Логопедическое занятие в старшей группе «Согласование числительных «один», «одна» с существительными»

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН , ОДНА С

СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ »

Подготовила и провела

учитель – логопед

ГРЕЧКИНА

Татьяна Ивановна

ЦЕЛИ :

Коррекционно-образовательные :

Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН , ОДНА ;

Подбирать существительные к этим числительным ;

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела» .

Коррекционно-развивающие :

Упражнять детей в употреблении числительных ОДИН , ОДНА с существительными мужского и женского рода;

Развивать фонематические процессы;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование : магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Логопед : Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях . Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

2. Артикуляционная гимнастика.

Л : Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения : «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан» .

б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.

3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.

Л : Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

Игры : «Прогулка» , «Белка» .

4. Выработка направленной воздушной струи.

А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку : Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

5. Согласование числительных ОДИН , ОДНА с существительными женского и мужского рода.

А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее :

Мама на земле ОДНА ,

И ОДНА у нас страна .

Дом ОДИН , и нос ОДИН ,

Я ОДИН у мамы сын .

Б) Логопед поясняет , что количество названных в стихотворении предметов одинаковое , а говорим мы о них по-разному : мама, страна – ОДНА , дом, нос – ОДИН . Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям : это игрушки, но я о них скажу по-разному : пирамидка – ОДНА , кубик – ОДИН .

В) Игра «Назови, не ошибись» .

3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она) .

У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН , а лапа, спина, морда – ОДНА .

4. А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает :

У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН ;

щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА .

(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой) . Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается : У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН , а у Алеши – шея – ОДНА .

5. Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН ) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА ) . В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

6. Динамическая пауза.

Л : В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения :

Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.

Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.

Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.

Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики.

7. Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.

Мы на карусели сели. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели, Взявшись за руки.

Вверх летели, Один стоит , другой приседает,

Вниз летели. потом – наоборот.

А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.

Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает. Вперед – назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка, Сначала приседают,

Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

8. Игра «Исправим Незнайкины ошибки» . Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям , что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки :

Я живу в маленьком домике. У меня один комната . В ней один кровать и одна диван , одна шкаф и один лампа . На стене висит один картина .

9. Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит : Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН , ОДНА .

Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии . Молодцы! Уходит.

ЛИТЕРАТУРА

1. И. Лопухина «Логопедия » - Речь * Ритм* Движение. –С-П. -Дельта-2010г. 2. Т. В. Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.

3. В. В. Коноваленко Развитие связной речи «Человек : я, моя семья, мой дом, моя страна» . Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР . М : «Гном» - 2003

4. И. Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта» -2010г.

5. М. Ю. Картушина Логопедические занятия в детском саду . Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

6. Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова Формирование слоговой структуры слова . ТЦ «Сфера» - М – 2007

7. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

8. О. И. Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

9. Л. Е. Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009

10. Е. А. Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками . Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М. - 2008

Публикации по теме:

«Путешествие в сказочную страну звуков». Логопедическое занятие с детьми старшей группы детского сада 1. Орг. Момент. Дети входят в кабинет. Логопед: - Сегодня мы с вами отправимся в гости в сказочную звуковую страну 2. Развитие дыхания.

Конспект НОД «Закрепление знаний о порядковых числительных в пределах 10» Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области познавательное развитие (РЭМП): «Закрепление знаний о порядковых.

Основная цель игры: формировать навык правильного использования формы числительного один с именами существительными разных родов; Сопутствующие.

Конспект логопедического занятия «Согласование имен прилагательных с именами существительными» Программные задачи: упражнять детей в умении согласовывать имена с именами существительными в роде, числе, падеже. Уточнить знания детей.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Вот семерка кочерга, у нее одна нога» Цель: «Уточнить представление детей о цифре «Семь», воссоздать по расчлененному образцу силуэты, последовательно называть дни недели и понимать.

Логопедическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Мой маленький город Валуйки…» Коррекционно-образовательные задачи: расширить знания детей об истории родного города; закрепить и уточнить знания.

Логопедическое занятие по обученю грамоте в старшей группе ДОУ для детей с ОНР

Разработала учитель-логопед:

Шишмакова Марина Анатольевна

МА ДОУ "Детский сад № 203" г. Пермь

Цели: Учить детей правильно согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными.


Ход занятия.


1. Организационный момент.
Логопед - Повторите за мной: «Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют, рвут на грядке сорняки и друг дружку моют».
Логопед - Слова, которые обозначают количество предметов и порядок предметов при счете называются числительными.

2. Наблюдение над числительными. Составление словосочетаний.
Измените по образцу:
один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;
одна (курица), две (курицы), пять (куриц);
одно (яйцо), два (яйца), пять (яиц).

Игра «Дразнилки».
Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», «У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

Задание в сочетании существительного с числительными . Соедините стрелками слова.

один зеркало одно весла
одна сутки два весел
одно пень пять весло
одни комната

Задание. Назовите по картинкам слова, используя сочетания со словами «Один - много» и изменив основу :
один человек - много людей
один ребенок - много детей

Задание в сочетании числительных с существительными, не имеющими единственного числа: одни брюки, двое брюк; одни ножницы, двое ножниц и т.д.

Задание. Составь предложения с числительными , используя слова: автобус, вагон, завтрак, килограмм, картофель, месяц.

Задание. Запиши сначала число словом, а затем из словосочетания образуй сложное слово, которое отвечает на вопрос какой .
Образец:
7 лет - семь лет - семилетний
8 этажей - … - …
9 тонн - … - …
20 километров - … - …

3. Работа над смысловой законченностью предложений.

Задание. Вспомните пословицы, дополните их.
1) Семь раз отмерь - (один раз отрежь).
2) Семеро (одного не ждут).
3) (Один) в поле не воин.

Задание. Отгадайте загадки.
Кукла первая толста, Прячется в ней пятая
А внутри она пуста. Куколка пузатая,
Эту куколку открой- А внутри пустая.
Будет третья во второй. В ней живет шестая.
Половинку отвинти, А в шестой-
Плотную, притертую, - Седьмая,
И сумеешь ты найти А в седьмой-
Куколку четвертую Восьмая. (Матрешка)
Назовите числительные вместе с существительными, к которым они относятся. На какой вопрос они отвечают?

Упражнение. Напиши ответы на вопросы.
1) В котором часу ты обычно встаешь?

2) Сколько у тебя друзей?

3) за какой партой ты сидишь?

4) Сколько тебе лет?

5) Сколько в вашем классе девочек, а сколько мальчиков?

Дети зачитывают свои предложения.

(для детей старшей логопедической группы)

Цели:

  1. Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна.
  2. Учить детей подбирать существительные к числительным один, одна.
  3. Развивать внимание, память.

Оборудование:

мягкие игрушки (зайчонок и лисичка), цифра 1, предметные картинки (мебель, овощи, фрукты), конверт с письмом.

Ход занятия:

1. Орган. момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Мы сегодня ждем гостей из леса. А вот и они! (Появляются зайка и лиса) Здравствуйте, гости! Расскажите нам как вы живете в лесу?»

Зайка: «Учимся мы в лесной школе. Сегодня мы получили домашнее задание, но сделать его не смогли. Может быть, вы нам поможете?»

Логопед: «Ну, что, ребята, поможем лисичке и зайчонку?»

2. Лисичка показывает цифру 1. «А вы знаете, какая это цифра? Давайте с вами посчитаем».

Один диван, один стол, один шкаф, один огурец, один помидор . Какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Один.)

Одна кровать, одна груша, одна морковка . Какое слово мы произносили, когда считали эти предметы? (Одна.)

3. Зайка: «Ребята послушайте стихотворение и назовите предметы, про которые можно сказать ОДИН, ОДНА».

Мама на земле одна,

И одна у нас страна.

Дом один и нос один,

Я один у мамы сын.

4. Лисичка: «Ребята, давайте поиграем в игру «Назови, не ошибись». Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, а вы должны правильно сказать ОДИН или ОДНА » (живот, нос, лоб, рука , нога, шея, спина, голова, глаз, рот ). Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

5. Динамическая пауза.

Логопед: «А теперь представьте, что вы в лесу, дома у наших гостей. Давайте вместе вспомним, как передвигаются дикие животные. Повторяйте движения.

Один медведь шагает, переваливаясь с лапы на лапу.

Один зайчик прыгает по тропинке.

Одна белочка перескакивает с ветки на ветку.

Одна лисичка тихо крадется.

6. Зайка: «Ребята, нам с Лисичкой подарили картинки. Лисичке все картинки, про которые можно сказать ОДНА, а мне - картинки, про которые можно сказать ОДИН. Но мы так к вам спешили, что перепутали картинки. Вы поможете нам их разобрать?». Проводится игра «Расставь картинки».

7. Лисичка: «В лесу мы встретили Незнайку. Он просил передать вам письмо. Но в этом письме есть ошибки. Давайте прочитаем письмо и исправим ошибки».

Незнайка пишет: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина. На столе стоит один ваза».

8. Лисичка и Зайка прощаются: «Ребята, вы нам очень помогли. Теперь мы будем учиться на одни пятерки. Но нам пора возвращаться домой в наш лес. До свидания!»

Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН, ОДНА С

СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ»

Подготовила и провела

Учитель – логопед

ГРЕЧКИНА

Татьяна Ивановна

ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН, ОДНА;

Подбирать существительные к этим числительным;

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела».

Коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в употреблении числительных ОДИН, ОДНА с существительными мужского и женского рода;

Развивать фонематические процессы;

Развивать мелкую и артикуляционную моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Логопед: Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях. Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).

2.Артикуляционная гимнастика.

Л: Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения: «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан».

б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.

3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.

Л: Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.

Игры: «Прогулка», «Белка».

4.Выработка направленной воздушной струи.

А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку: Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!

5. Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными женского и мужского рода.

А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее:

Мама на земле ОДНА,

И ОДНА у нас страна.

Дом ОДИН, и нос ОДИН,

Я ОДИН у мамы сын.

Б) Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – ОДНА, дом, нос – ОДИН. Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям: это игрушки, но я о них скажу по-разному: пирамидка – ОДНА, кубик – ОДИН.

В) Игра «Назови, не ошибись».

3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она).

У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН, а лапа, спина, морда – ОДНА.

4.А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает:

У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН;

щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА.

(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой). Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается: У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН, а у Алеши – шея – ОДНА.

5.Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА). В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.

6. Динамическая пауза.

Л: В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения:

Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.

Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.

Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.

Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики .

7.Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.

Мы на карусели сели . Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели, Взявшись за руки.

Вверх летели , Один стоит, другой приседает,

Вниз летели. потом – наоборот.

А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.

Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает . Вперед – назад.

Вёсла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.

К берегу пристала лодка, Сначала приседают,

Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

8.Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки:

Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина.

9.Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит: Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН, ОДНА.

Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии. Молодцы! Уходит.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Лопухина «Логопедия» - Речь * Ритм* Движение. –С-П.-Дельта-2010г. 2.Т.В.Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.

3.В.В.Коноваленко Развитие связной речи «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М: «Гном» - 2003

4.И.Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта»-2010г.

5.М.Ю.Картушина Логопедические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004

6.Н.В.Курдвановская, Л.С.Ванюкова Формирование слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» - М – 2007

7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005

8.О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004

9.Л.Е.Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009

10.Е.А.Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М.- 2008