Карабанова Ольга Александровна (р. 14.03.1952, Нижний Новгород) - психолог. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г. Кандидат психологических наук (1979), доктор психологических наук (2002). С 1990 г. - доцент, с 2003 г. - профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. С 2001 г. - учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ (2001). Член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО (1993). Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001).

Опубликовала около 70 научных работ по проблемам развития личности в детском и подростковом возрасте, развития Я-концепции и самосознания, морального развития, психологии семейных отношений, диагностики и коррекции детско-родительских отношений, возрастно-психологического консультирования, коррекции психического развития ребенка. Ведёт исследование по теме «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции».

В МГУ читает курсы лекций: «Возрастная психология», «Патология семейных отношений», «Коррекция психического развития ребёнка», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Возрастно-психологическое консультирование». Научный редактор сборника программ общих и специальных дисциплин учебного плана подготовки дипломированных специалистов-психологов «Психология развития и возрастная психология» (совм. с А.И. Подольским) (1998). Подготовила 11 кандидатов наук.

Книги (3)

Возрастная психология. Конспект лекций

Возрастная психология и психология развития - современная, быстро развивающаяся отрасль науки.

Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающего поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, - все это налагает особую ответственность на специалистов, работающих в этой области.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Рассматриваются основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность). Описаны особенности гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено родительско-детским отношениям и проблеме воспитания детей в семье. Обсуждается проблема эмоциональных отношений родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, тип привязанности ребенка, основные параметры типа семейного воспитания.

2.3. Виды любви

И. С. Кон выделяет шесть видов любви (1989):

- Эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером.

- Гедонистическую любовь , выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний.

- Любовь-дружбу - спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение.
Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего “Я” и суметь принять то, что дает тебе партнер. Умение взять то, что отдает партнер выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать ему что-либо.

- Прагматическую любовь - рассудочную любовь, любовь по расчету, любовь, реализующую модус “иметь”. Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта.

- Бескорыстную любовь - любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от родительско-детских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли “дающего”, ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей.

- Любовь-манию - иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».

По мнению И. С. Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви-дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины - к эротической и гедонистической любви.

Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить.
В. В. Столин при анализе эмоциональной связи супружеских отношений и А. С. Спиваковская в исследовании детско-родительских отношений исходят из трехкомпонентной структуры чувства любви, позволяющей создать типологию видов любви. В. В. Столин указывает, что при описании любви используются преимущественно два критерия - дихотомии “любовь - ненависть” и “доминирование - подчинение”. Однако такой способ описания позволяет выделить лишь три вида любви, далеко не исчерпывающих всего многообразия ее вариантов: гармоничная любовь (любовь и равноправие), “жертвенная любовь” (любовь, подчинение) и “деспотическая любовь” (любовь, доминирование).
Авторы предлагают трехмерную модель, описывающую отношения любви, и включающую три измерения: симпатия - антипатия, уважение - презрение, близость - дальность.
Исходя из предложенной модели можно вывести четыре типа любви (присутствуют отношения симпатии) и восемь типов супружеской позиции (здесь можно видеть как отношения симпатии, так и антипатии). Типы любви включают действенную, отстраненную любовь, любовь по типу действенной жалости и любовь по типу снисходительного отстранения. Действенная любовь характеризуется симпатией, уважением и близостью. В поведении проявляется в общих интересах, интенсивном общении на различные темы, сотрудничестве и совместной деятельности, интимности и подлинной близости отношений. Отстраненная любовь сочетает симпатию и уважение к партнеру с определенной дистанцированностью. Такое отношение возможно в случае значительной разницы в возрасте, социальном положении, образовании, что предполагает неравенство позиций и определенный разрыв в сфере интересов.

Недостаточная близость может быть также обусловлена неудовлетворенностью сексуальными отношениями, что находит отражение в переживании чувства утраты любви. Любовь как действенная жалость выступает как симпатия и близость на фоне отсутствия уважения к партнеру. Примером таких отношений может быть мезальянс, объединяющий в брачном союзе партнеров с большой социальной и статусной дистанцией, или отношения в семье алкоголика, где, несмотря на открытое неуважение к пьющему мужу, супруга сохраняет к нему симпатию в форме жалости и готова к сохранению семьи во что бы то ни стало. Любовь по типу снисходительного отстранения основывается лишь на симпатии при дефиците уважения и большой межличностной дистанции. Как правило, это ситуация “разочарования” в супруге (любимом человеке), неудовлетворенности сложившимися отношениями. Часто в этом случае отношения строятся по принципу опеки, снисхождения к некомпетентности и неуспешности партнера.

Четыре остальных типа супружеских отношений объединяет отсутствие положительной эмоциональной связи. Если в супружеских отношениях сохранена близость, то семейные отношения сохраняются, но уровень интенсивности конфликтов резко возрастает, и они приобретают всеобъемлющий, затяжной, хронический характер. Если близость утрачена, то семья распадается, а мера цивилизованности развода супругов в значительной степени определяется сохранением уважения друг к другу.

Название: Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.
Адресовано студентам психологических и педагогических ВУЗов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детскородительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи психологии семьи 5
ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи 9
§ 1. Определение семьи. Брак и семья 9
§ 2. Функции семьи 11
§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 14
§ 4. Стадии жизненного цикла семьи 25
§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 39
§ 6. Типология семьи 49
Вопросы и задания 57
ГЛАВА 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения 59
§ 1. Семья как целостная система 59
§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений 60
§ 3. Развитие любви как чувства 67
§ 4. Искажения и нарушения чувства любви 70
§ 5. Виды любви 74
§ 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции 77
§ 7. Ролевая структура семьи 79
§ 8. Семейное самосознание 88
§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93
§ 10. Конфликты в семье 98
§ 11. Сплоченность семьи 106
§ 12. Субъективная удовлетворенность браком 109
§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 112
Вопросы и задания 116
ГЛАВА 3. Детско-родительские отношения 117
§ 1. Семья как институт первичной социализации ребенка 117
§ 2. Основные характеристики детско-родительских отношений 118
§ 3. Характер эмоциональных отношений 119
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 140
§ 5. Мотивы воспитания и родительства, 150
§ 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения 153
§ 7. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка 154
§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти 156
§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг 169
§ 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания 189
§ 11. Родительская позиция 190
§ 12. Типы семейного воспитания 194
§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 197
§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 204
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка 207
§16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 2t4
§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребенка 237
Вопросы и задания
ГЛАВА 4. Ненормативные кризисы семьи 246
§ 1. Развод 246
§ 2. Повторный брак 268
§ 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей 273
Вопросы и задания 279
ГЛАВА 5. Основы семейного консультирования 280
§ 1. Развитие практики семейного консультирования. Семейная психотерапия и семейное консультирование 280
§ 2. Теоретические основы семейного консультирования 285
§ 3. Основные принципы семейного консультирования 291
§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 296
§ 5. Консультирование по проблемам семьи 301
Вопросы и задания 309
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология семейных отношений и основы семейного консультирования - Карабанова О.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии:

О́льга Алекса́ндровна Караба́нова (р. 14 марта , Горький) ) - российский психолог , специалист по психологии развития личности в детском и подростковом возрасте, психологии развития Я-концепции и самосознания , психологии морального развития, психологии семейных отношений, диагностике и коррекции детско-родительских отношений, возрастно-психологическому консультированию, коррекции психического развития ребёнка. Доктор психологических наук , профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ .

С 2001 года председатель специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ имени М. В. Ломоносова . Руководитель секции «Психология развития» Российского психологического общества .

Является членом Международного общества по изучению развития поведения (ISSBD). Также является членом Европейской ассоциации исследователей подростничества (EARA) и заместителем главного редактора журнала «Национальный психологический журнал». Является членом редакционной коллегии журналов «Вестник Московского университета . Серия 14. Психология» и «Психологическая наука и образование ».

Биография

В 1979 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников» . С 1990 года является доцентом. В 2002 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Социальная ситуация развития ребёнка (структура, динамика, принципы коррекции)». С 2003 года является профессором кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научо-педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность

Научная деятельность

Является автором методологических основ оптимизации и коррекции личностного развития ребёнка с учетом возрастно-психологических особенностей, задач развития и социальной ситуации развития. Ею изучены условия и факторы развития личности в детском и подростковом возрасте, раскрыта роль семьи и детско-родительских отношений в формировании личности, созданы диагностические методики, направленные на выявление эмоционально-личностных особенностей развития детей и подростков.

Ею впервые была разработана модель организации коррекции психического развития ребёнка, которая конкретизирует стратегию и тактику её реализации на каждом возрастном этапе развития ребёнка.

Под руководством О. А. Карабановой и ею лично были определены условия, факторы и этапы развития моральной компетентности личности и сформулированы рекомендации в сфере морального развития ребёнка с учетом возрастных психологических особенностей.

Награды

В 2011 году О. А. Карабанова награждена медалью К. Д. Ушинского и знаком «Почётный работник высшего профессионального образования » Министерства образования РФ в 2001 году.

О. А. Карабанова является лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001) и заслуженным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова (2013) .

Основные научные работы

  1. Карабанова О. А., Подольский А. И., Подольская Т. А. Психолого-педагогическая подготовка облучающего персонала учебных подразделений в энергетике. Место издания ВИПКэнерго Москва, 1989
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Место издания Издательство МГУ Москва, 1990, 136 с.
  3. Heymans P.G., Podolskij A.I., Ter Laak J.J.F.(Ed), Hautamaki J., Zacharova E.I., Klinkien T., Karabanova O.A., Churbanova S.M., Romanova O.L., Theunissen N.C.M., Eterman E., Brugman G.M. Voronovo Thoughts on Development Tasks. Research Development Psychology. Utrecht-Moscow. Место издания Utrecht University Netherlands, 1994, 127 с.
  4. Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Я. Ф. Тер Лаака, П. Г. Хейманса. Нидерландский фонд поддержки фундаментальных исследований (NWO) по проекту «Задачи развития». Хейманс П. Г., Подольский А. И., Тер Лаак Я. Я.Ф, Хаутамяки Я., Захарова Е. И., Клинкин Т., Карабанова О. А., Чурбанова С. М., Романова О. Л., Тениссен Н. С.М, Брюгман Г. М. Место издания Москва , 1995, (ошибоч.) , 146 с.
  5. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Карабанова О. А. Место издания Российское педагогическое агентство Москва, 1997.
  6. Психология семейных отношений. Карабанова О. А. Место издания СИПКРО Самара , 2001, 132 с.
  7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Место издания Издательский центр «Академия» Москва, 2002, 416 с.
  8. Возрастная психология: Конспект лекций. Карабанова О. А. Место издания Айрис-Пресс Москва , ISBN 5-8112-1353-0 , 2005, 240 с.
  9. Роль семьи в моральном развитии ребёнка. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Место издания НКО Дар Москва , 2007, 156 с.
  10. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О. А. Место издания Гардарики Москва , ISBN 5-8297-0189-8 , 2007, 320 с.
  11. Возрастно-психологический подход консультировании детей и подростков. Учебное пособие для вузов. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Место издания Московский психолого-социальный институт Москва, 2007, 480 с.
  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А., и др. Место издания Просвещение Москва, 2009, , ISBN 978-5-09-021464-3 , 215 с.
  13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2009, 152 с.
  14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. (пособие для учителей). Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2010, 159 с.
  15. Как подготовить ребёнка к школе. Гризик Т. И., Карабанова О. А., Соловьева Е. В., Якобсон С. Г. Место издания Просвещение Москва, 2011, 128 с.
  16. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска. Зинченко Ю. П., Логинов А. В., Карабанова О. А., и др. Место издания Москва , 2011, ISBN 978-5-212-01220-1 , 608 с.
  17. Развитие игровой деятельности детей. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Место издания Просвещение Москва, 2011, 96 с.
  18. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии (монография в 2-х частях). Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д. , Гусельцева М. С., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Глебкин В. В., Левит М. В. Место издания Федеральный институт развития образования Москва, 2011, 339 с.
  19. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Пастернак Н. А., Глебкин В. В., Левит М. В. Место издания Федеральный институт развития образования Москва, 2012, ISBN 978-5-85630-067-2 , 252 с.
  20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. Асмолова А. Г. М. Просвещение.2014.159с. Асмолов А. Г. , БурменскаяГ В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение М , 2014, 159 с.
  21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва , 2014, ISBN 978-5-09-031191-5 , 978-5-09-033536-2, 152 с.
  22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение М , 2014, 152 с.

Напишите отзыв о статье "Карабанова, Ольга Александровна"

Примечания

Ссылки

  • на сайте факультета психологии МГУ
  • . // Вестник Московского университета . Серия 14. Психология. № 1, 2012. С. 164-167.

Отрывок, характеризующий Карабанова, Ольга Александровна

– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.
Он подозвал к себе старших генералов.
– Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
– Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.

В 2011 году О. А. Карабанова награждена медалью К. Д. Ушинского и знаком «Почётный работник высшего профессионального образования» Министерства образования РФ в 2001 году.

О. А. Карабанова является лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001) и заслуженным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова (2013).

Основные научные работы

  1. Карабанова О. А., Подольский А. И., Подольская Т. А. Психолого-педагогическая подготовка облучающего персонала учебных подразделений в энергетике. Место издания ВИПКэнерго Москва, 1989
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Место издания Издательство МГУ Москва, 1990, 136 с.
  3. Heymans P.G., Podolskij A.I., Ter Laak J.J.F.(Ed), Hautamaki J., Zacharova E.I., Klinkien T., Karabanova O.A., Churbanova S.M., Romanova O.L., Theunissen N.C.M., Eterman E., Brugman G.M. Voronovo Thoughts on Development Tasks. Research Development Psychology. Utrecht-Moscow. Место издания Utrecht University Netherlands, 1994, 127 с.
  4. Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Я. Ф. Тер Лаака, П. Г. Хейманса. Нидерландский фонд поддержки фундаментальных исследований (NWO) по проекту «Задачи развития». Хейманс П. Г., Подольский А. И., Тер Лаак Я. Я.Ф, Хаутамяки Я., Захарова Е. И., Клинкин Т., Карабанова О. А., Чурбанова С. М., Романова О. Л., Тениссен Н. С.М, Брюгман Г. М. Место издания Москва, 1995, ISBN 5-88125-005-2, ISBN 5-88125-00502 (ошибоч.), 146 с.
  5. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Карабанова О. А. Место издания Российское педагогическое агентство Москва, 1997.
  6. Психология семейных отношений. Карабанова О. А. Место издания СИПКРО Самара, 2001, 132 с.
  7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Место издания Издательский центр «Академия» Москва, 2002, 416 с.
  8. Возрастная психология: Конспект лекций. Карабанова О. А. Место издания Айрис-Пресс Москва, ISBN 5-8112-1353-0, 2005, 240 с.
  9. Роль семьи в моральном развитии ребёнка. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Место издания НКО Дар Москва, 2007, 156 с.
  10. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О. А. Место издания Гардарики Москва, ISBN 5-8297-0189-8, 2007, 320 с.
  11. Возрастно-психологический подход консультировании детей и подростков. Учебное пособие для вузов. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Место издания Московский психолого-социальный институт Москва, 2007, 480 с.
  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А., и др. Место издания Просвещение Москва, 2009, ISBN 978-5-09-021464-3, 215 с.
  13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2009, 152 с.
  14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. (пособие для учителей). Асмолов А. Г., Бурменсая Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2010, 159 с.
  15. Как подготовить ребёнка к школе. Гризик Т. И., Карабанова О. А., Соловьева Е. В., Якобсон С. Г. Место издания Просвещение Москва, 2011, 128 с.
  16. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска. Зинченко Ю. П., Логинов А. В., Карабанова О. А., и др. Место издания Москва, 2011, ISBN 978-5-212-01220-1, 608 с.
  17. Развитие игровой деятельности детей. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Место издания Просвещение Москва, 2011, 96 с.
  18. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии (монография в 2-х частях). Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д., Гусельцева М. С., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Глебкин В. В., Левит М. В. Место издания Федеральный институт развития образования Москва, 2011, 339 с.
  19. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Пастернак Н. А., Глебкин В. В., Левит М. В. Место издания Федеральный институт развития образования Москва, 2012, ISBN 978-5-85630-067-2, 252 с.
  20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. Асмолова А. Г. М. Просвещение.2014.159с. Асмолов А. Г., БурменскаяГ В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение М, 2014, 159 с.
  21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2014, ISBN 978-5-09-031191-5, 978-5-09-033536-2, 152 с.
  22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение М, 2014, 152 с.