"Замороженный" конфликт в Нагорном Карабахе впервые за 22 года имеет реальную возможность вылиться в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. В результате войны в начале 90-х погибли около 30 тысяч человек, почти миллион оказались беженцами. Ruposters представляет подборку редких фотографий межэтнического конфликта в постсоветском Закавказье.

Территория современного Нагорного Карабаха еще с IV века до н.э. входила в состав сначала Армянского царства, затем - Великой Армении. После 500 лет нахождения под арабским влиянием Карабах снова на продолжительное время (с IX по XVIII века) становился частью армянских государственных образований. В 1813 году территория вошла в состав Российской империи.

Ходжавенд, 1993

Президента СССР Михаила Горбачева критиковали все стороны конфликта: и азербайджанцы (и это несмотря на горбачевское заявление в июле 1990 о том, что "терпение азербайджанского народа небеспредельно"), и армяне (местные СМИ публиковали "данные" о тюркском происхождении матери главы СССР).

Результат обстрела "Градом" города Мартакерт, 1992

Армянский священнослужитель

Бабушка-азербайджанка и армянский боец, 1993

В Карабахской войне (1992-1994) принимали участие многочисленные иностранные наемники. Армению в войне поддержали в основном представители многочисленной армянской диаспоры - в частности бойцы от партии "Дашнакцутюн".

На стороне Азербайджана сражались чеченские полевые командиры Басаев, Радуев и араб Хаттаб (свидетельствует азербайджанский полковник: "Неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти"). По данным западных источников, Азербайджан привлек на свою сторону несколько сотен моджахедов из Афганистана и турецких "Серых волков".

106-летняя армянка, село Тех, 1 января 1990

Разразившаяся война в Нагорном Карабахе в 90-х стала не первым вооруженным конфликтом за спорную территорию между Азербайджаном и Арменией в XX веке. Самыми крупными стали столкновения в 1918-1921 годах, когда Азербайджан не признал независимость Нагорного Карабаха. Все закончилось только в 1921, с установлением советской власти на Кавказе. Тогда спорная территория была прирезана к Азербайджанской ССР. Беспорядки в Карабахе то и дело вспыхивали на протяжении всего советского периода.​

Потери с обеих сторон в годы войны 1992-1994 годов составили примерно 30 тысяч человек. Власти Азербайджана оценили свои потери приблизительно в 20 тысяч человек - военных и гражданских. Еще 1 миллион человек, как утверждается, стали беженцами.

Сборщики винограда под охраной

Кладбище в Степанакерте, 1994

Мальчик с игрушечным пистолетом, Степанакерт, 1994

По итогам войны Нагорный Карабах получил фактическую независимость от Азербайджана. При этом территориальная структура непризнанной республики довольно специфична: в состав НКР попали почти 14% бывшей Азербайджанской ССР и в то же время Азербайджан по-прежнему контролирует 15% заявленной территории Нагорного Карабаха.

Азербайджанские писатели Шихлы и Семедоглу

События февраля 1992 года в городе Ходжалы стали одной из самых черных страниц войны. После взятия города силами самообороны НКР погибло от 180 (данные Humans Rights Watch) до 613 мирных азербайджанских жителей (по данным властей Азербайджана). В некоторых источниках высказываются предположения о том, что эти события могли стать "акцией возмездия" за армянские погромы в Сумгаите (1988) и Баку (1990), жертвами которых, по разным оценкам, стали от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Поход в школу, 1992

Степанакерт, 1992

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Конфликт между Азербайджаном с одной стороны, а также Арменией и НКР с другой обострился 2 апреля 2016 года: стороны обвинили друг друга в обстрелах приграничных территорий, после чего завязались позиционные бои. По данным ООН, в ходе боёв погибли не менее 33 человек.

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) – небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905-1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии.

Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.




Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов.

В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь – двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это – первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно – сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой – армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохранялся хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров – взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку – теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения – такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты – как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции – целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.





Метки:

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Очередной акт карабахского кровопролития Лондон и Анкара готовили ровно 100 дней. Всё прошло как по маслу. Под новый год главы оборонных ведомств Турции, Грузии и Азербайджана с помпой подписали трёхсторонний оборонный меморандум, затем, через месяц, англичане устроили скандальный демарш в ПАСЕ с целью «разрубить карабахский узел» в пользу Баку, и вот – третий акт, в котором по законам жанра ружьё, висящее на стене, стреляет.

Нагорный Карабах вновь истекает кровью, жертв с обеих сторон больше сотни, и, кажется, недалеко до новой войны – в мягком подбрюшье России. Что происходит и как нам относиться к происходящему?

А происходит следующее: в Турции чрезвычайно недовольны «пророссийским», как там считают, президентом Ильха­мом Алиевым. Недовольны настолько, что даже готовы его сместить, то ли устроив Алиеву «бакинскую весну», то ли науськав фрондёров из азербайджанской военной верхушки. Последнее – и вернее, и намного дешевле. Обратите внимание: когда в Карабахе началась стрельба, Алиева не было в Азербайджане. Так кто же отдал приказ стрелять в отсутствие президента? Оказывается, решение нанести удар по армянским поселениям принял министр обороны Закир Гасанов, большой друг Анкары и, можно сказать, протеже турецкого премьера Ахмета Давутоглу. История назначения Гасанова министром малоизвестна и явно стоит того, чтобы её рассказать. Потому как, зная эту историю, нынешнее обострение армяно-азербайджанского конфликта можно увидеть совсем другими глазами.

Министр обороны Азербайджана – ставленник Турции

Так вот, предшественника Гасанова, Сафара Абиева, назначал ещё отец действующего азербайджанского президента – Гейдар Алиев. Опыт и управленческий нюх бывалого партийного функционера и высокопоставленного сотрудника КГБ позволили Алиеву-старшему несколько раз избежать военных и околовоенных путчей. В 1995 году Гейдару Алиеву довелось дважды испытать судьбу: в марте случился мятеж, инспирированный бывшим министром внутренних дел Искандером Гамидовым, а в августе – прогремевшее на всю страну «дело генералов». Группа заговорщиков, в которую входили два замминистра обороны, намеревалась сбить президентский самолёт из переносного ЗРК. В общем, известный «пунктик» Алиева-старшего касательно готовящегося заговора военных имел своё внятное объяснение (ещё и памятуя предательство экс-министра обороны Рагима Газиева, случившееся чуть раньше). Потому неудивительно, что, передавая власть своему сыну, Гейдар-ага заповедал наследнику: опасайся военного путча! При этом как смог Ильхама он обезопасил, ведь с 1995 года военное ведомство бессменно возглавлял верный семье Алиевых Сафар Абиев.

По теме

Не в последнюю очередь именно благодаря личному участию министра Абиева закончилось армяно-азербайджанское военное противостояние в Нагорном Карабахе. Проницательный и крайне осторожный военный всячески сдерживал своих подчинённых, то и дело пытавшихся проявить горячий нрав во взрывоопасном регионе. Но такой министр обороны стал крайне невыгоден Анкаре, то и дело старавшейся раздуть угольки былого пожарища на Кавказе. И в 2013 году турки взорвали информационную бомбу. Что примечательно – при помощи радикально «антиалиевского» азербайджанского издания «Ени мусават». Мол, на президента и его зятя готовилось покушение. При этом журналисты весьма «толсто» намекали: заговор организовали военные. Доказательств, разумеется, не представили никаких, как и водится в подобных случаях. Но и этого малейшего подозрения хватило, чтобы Ильхам Алиев отстранил верного Абиева от руководства министерством.

Всю свою карьеру Абиев боролся с мусаватистами в армии – с «азербайджанскими тюрками», как, нарочито запутывая непосвящённых, они именуют себя в своих изданиях, таких как «Ени мусават». Без малого два десятилетия мусаватисты «долбили» министра за «притеснения и давление на азери тюрков в армии», а тут – какая удача! – на помощь подоспел тогдашний министр иностранных дел Турции, этнический крымский татарин Ахмет Давутоглу. Неведомо, что он «вливал в уши» Ильхама Алиева, но Абиева на министерском посту сменил именно тот, кого выдвигала Анкара – генерал Закир Гасанов. Этнический азери тюрк. И лютый ненавистник армян – не в пример своему предшественнику Абиеву.

СПРАВКА

Вашингтон в армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе традиционно занимает нейтралитет.

Между тем семь американских штатов – Гавайи, Род-Айленд, Массачусетс, Мэн, Луизиана, Джорджия и Калифорния – официально признают независимость Арцаха. Считается, что за этими локальными признаниями стоит весьма и весьма состоятельная 2-миллионная армянская диаспора.

Зато Лондон однозначно выступает на стороне Азербайджана.

А позиции других европейских государств в карабахском вопросе существенно разнятся. «За Баку» – Германия и «новая Европа» (Польша, страны Балтии и Румыния). «За Степанакерт» – Франция и Италия.

Провоцируют ситуацию в Карабахе Анкара и Лондон, а не Баку

Разумеется, выдвижение Гасанова немедленно спровоцировало новые столкновения в Арцахе – Нагорном Карабахе. Начиная с позапрошлого года обстановка в регионе несколько раз обострялась – и всякий раз урегулировать её приходилось российскому президенту. Причём – удивительное дело! – стрельбу провоцировал своими приказами именно министр обороны Гасанов, пользуясь отлучками из Баку главы государства. Но если бы активность военного министра ограничивалась одними только провокациями на границах Арцаха! В декабре прошлого года Гасанов, после нескольких двусторонних и трёхсторонних встреч в Стамбуле министров обороны Турции, Азербайджана и Грузии, инициировал подписание оборонного пакта с Анкарой и Тбилиси. Министры Исмет Йылмаз и Тина Хидашели соглашались с тем, что в случае очередного обострения на границах с армянским анклавом они обязуются вступить в конфликт на стороне азербайджанцев. И документ был подписан – невзирая на то, что за Грузией и Азербайджаном не стоял Североатлантический альянс, как в случае с Турцией. Ни Хидашели, ни, разумеется, Гасанова это обстоятельство не смутило. Вероятно, они и вправду рассчитывали на то, что, в случае чего, за них готова «подписаться» не одна только Турция, но и весь блок НАТО.

И этот расчёт, судя по всему, строился не на одних только домыслах и фантазиях. Имелись и более веские основания полагаться на НАТО. Политическую поддержку военной оси Анкара – Баку – Тбилиси гарантировал Лондон. Подтверждением тому – январское выступление на сессии ПАСЕ британского парламентария Роберта Уолтера. Не было ещё никакого обострения конфликта в Арцахе, но Уолтер уже, видимо, что-то такое знал наверняка, предлагая парламентариям принять резолюцию об «эскалации насилия» в регионе. Так было всегда: поджигать Кавказ британцы неизменно отряжали турок, а сами неизменно стояли у них за спинами. Припомним имама Шамиля – науськивали горцев османы, но идеологами происходящего выступали политики Альбиона. Так вот, и сегодня ничего не изменилось. Потому-то Роберт Уолтер с трибуны ПАСЕ и потребовал «вывести армянские силы из Нагорного Карабаха» и «утвердить полный контроль Азербайджана на этих территориях».

По теме

На днях экономисты Высшей школы экономики сравнили зарплаты в долларах в России, странах СНГ и Восточной Европы по паритету покупательной способности валют (ППС) – этот показатель уравнивает покупательные способности валют разных стран. Авторы исследования использовали данные Всемирного банка о ППС 2011 года, данные по курсам валют и уровень инфляции в рассматриваемых странах в последующие годы.

Едва ли причина активизации действий Турции объясняется одним только желанием симметрично ответить Москве за фактическое признание Курдистана. Объяснение скорее всего иное: Анкара готовит президенту Ильхаму Алиеву «цветную революцию» – руками азербайджанских военных.

В феврале-марте из Анкары в Баку зачастили турецкие военные специалисты. В сравнении с армянами азербайджанцы – бойцы неважнецкие. Сами наступать они не рискнули бы. Что примечательно, бывший министр обороны Азербайджана и глава генерального штаба в один голос свидетельствовали: не под силу армии в её нынешнем виде вернуть Арцах. Ну, а при обещанной помощи турок – отчего бы не попытать удачу? Благо уже и министр – другой. Кстати, любопытнейший штрих: как только конфликт в Карабахе обострился, на помощь азербайджанцам выдвинулся немалый отряд крымских татар из Херсонской области Украины. То ли 300 штыков, то ли больше. Без Анкары, само собой, и тут не обошлось. Примечательно, что и в Ереване, и в Степанакерте были заранее проинформированы о возможной провокации. И не случайно президент Армении Серж Саргсян на встрече с послами стран – членов ОБСЕ подчеркнул: спровоцировал кровопролитие не президент Азербайджана Ильхам Алиев. Кровавая провокация подготовлена руководством Турции и осуществлена министром обороны Азербайджана в отсутствие президента страны.

Анатолий НЕСМИЯН, востоковед:

– В военном отношении у Баку нет никаких шансов вернуть Карабах. Зато у азербайджанских генералов есть возможность локального продвижения вперёд за короткий промежуток времени – в расчёте на то, что внешние игроки остановят войну в момент, когда Азербайджан уже не сможет продвигаться дальше. Максимум, чего могут добиться этим азербайджанцы, – установить контроль над парой-тройкой сёл. И это подадут как победу. Вернуть же весь Карабах, целиком, Баку не в состоянии. Не выходит справиться даже с армией Карабаха, а ведь ещё имеется и армия Армении. Но и проиграть Баку не боится, прекрасно понимая, что ему просто не дадут проиграть – та же Москва, которая немедленно вмешается. На мой взгляд, нынешнее обострение ситуации вызвано тем, что Запад и Турция окончательно определились с дальнейшей судьбой Ильхама Алиева – ему готовят «бакинскую революцию» с оригинальным сценарием. У этой «революции» будет четыре этапа: конфликт в Карабахе, поражение Азербайджана, признание Арцаха Вашингтоном (семь штатов уже определились) и переворот в Баку. Первый шаг уже пройден, второй почти завершён. Половина пути пройдена – всего за несколько дней. Алиеву следовало бы быть осмотрительнее.

Чем Москва ответит на провокации Анкары

Чего же ждать? Некоторые военные эксперты, такие как Франц Клинцевич, полагают, что обострение в Арцахе получит дальнейшее развитие. Причём расклад, с его слов, такой: Армения, мол, входит в ОДКБ, а Азербайджан – нет, и это значит, что России неизбежно придётся принять армянскую сторону в конфликте. На самом деле всё не так просто. Армения – как и Россия – не является стороной карабахского конфликта. Его стороны – Азербайджан и республика Арцах, хоть и не признанное даже Ереваном, но вполне самостоятельное государство размером с половину Армении. В ОДКБ Арцах не представлен. Так что едва ли следует делать поспешные выводы о том, что-де в случае эскалации конфликта России придётся ввести войска в непризнанную республику. Не придётся.

И ещё один важный момент. Бытует миф, будто бы в том случае, если Нагорный Карабах «запихнуть» обратно в Азербайджан, армяно-азербайджанский конфликт неизбежно будет исчерпан. Увы, это не так. Взгляните на карту. У Азербайджана на юге имеется эксклав – Нахичеванская автономия. Разделяет её с Азербайджаном не только Арцах, в появлении которого после распада СССР, мол, и состоит вся суть конфликта. Между Нахичеванью и остальной страной – немалый кусок Армении. Его что, тоже отдать Баку – для окончательного урегулирования мирного процесса, ведь, как следует из азербайджанской повестки, конфликт между армянами и азербайджанцами будет исчерпан лишь в том случае, если Азербайджан наконец целиком воссоединится? Таким образом, на сегодня геополитическое решение, которое могло бы свести конфликт на нет, отсутствует.

Впрочем, следует признать, что ни президент Армении, ни его азербайджанский коллега, ни руководство Арцаха не готовы развязать большую войну на Кавказе. Проливать кровь готово лишь турецкое лобби в Баку, возглавляемое министром обороны Закиром Гасановым. Кстати, Турция, устами премьера Давутоглу обещавшая непременно прийти на подмогу в случае обострения ситуации на границах, что-то так и не объявилась на поле боя, предоставив умирать там азербайджанцам в одиночку.

В общем, урегулировать ситуацию, как всегда, придётся Москве. Применяя отнюдь не оружие, но одну только дипломатию. Даже грубее – пользуясь стократно раскритикованным, зато прекрасно работающим «телефонным правом». Президент Путин, как всегда в таких случаях, обзвонит глав Армении и Азербайджана, а затем армянский руководитель созвонится с коллегой из Арцаха. И пальба стихнет, пусть и на короткое время. А в том, что российский президент найдёт нужные слова, чтобы вразумить своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева, нет никаких сомнений. Гораздо занятнее будет понаблюдать, чем российское руководство «отблагодарит» турок. Тут можно о многом пофантазировать. И о начале поставок гуманитарных грузов в приграничные с Турцией районы Сирии. Опыт Донбасса подсказывает, что кузова российских грузовиков с гуманитаркой значительно объёмистее, нежели принято думать. Найдётся там место для всякого такого, без чего курдам не обойтись. Сегодня Анкара безуспешно пытается усмирить курдские города на своей территории – в ход идут танки и штурмовая авиация. Против практически безоружных курдов! А если курдам повезёт обнаружить среди банок с тушёнкой и медикаментами некий полезный инструмент – чисто случайно, само собой? Справится ли Эрдоган? Очень и очень сомнительно. Не отделаться Турции теперь помидорами, верно их Путин предупреждал. И Англия им не поможет – впрочем, так было всегда.

Случается так, что политики Арцаха продолжают карьеру в «метрополии», если можно так выразиться. К примеру, первый президент Нагорного Карабаха Роберт Кочарян стал вторым президентом Армении. Но нередко во властные эшелоны Степанакерта заносит откровенных политических авантюристов – к полнейшему непониманию официального Еревана. Так, в 1999 году правительство Арцаха возглавил одиозный Анушаван Даниелян – накануне бежавший из Крыма политик, уличённый в сотрудничестве с организованной преступной группировкой «Сэйлем». В Степанакерте он всплыл вместе со своим симферопольским подельником Владимиром Шевьёвым (Гаспарьяном), и эта парочка на протяжении восьми лет рулила экономикой непризнанной республики. Причём о криминальной подоплёке деятельности Даниеляна с Шевьёвым в Крыму был детально проинформирован тогдашний президент Арцаха Аркадий Гукасян. Таким образом, у некоторых заявлений официального Баку, что в Степанакерте заправляют криминальные авторитеты, известные основания действительно имеются.

Кому выгодна новая армяно-азербайджанская война? В Нагорном Карабахе начались масштабные боевые действия. В ночь на 2 апреля 2016 года войска Азербайджана начали наступление по всей линии соприкосновения с вооруженными силами Армении и Нагорно-Карабахской республики.

Идут бои с применением артиллерии, таков и авиации. Обе стороны обвиняют друг друга в эскалации конфликта, однако характер боевых действий азербайджанской стороны свидетельствует о заранее спланированной операции. Застарелый конфликт между двумя народами региона: христианами-армянами и родственными туркам азербайджанцами-мусульманами вспыхнул с новой силой.

Почему конфликт невыгоден Армении

Возобновление Нагорно-Карабахского конфликта наиболее невыгодно Армении, которую ранее вполне устраивал статус-кво. Конфликт конца 80-х начала 90-х кончился в ее пользу. Поддержание конфликта в замороженном состоянии могло тянуться как угодно долго. Фактически территория находилась под армянским контролем. Армении незачем было провоцировать Азербайджан. После поражения в Нагорном Карабахе в 90-х Азербайджан значительно усилил и модернизировал свою армию. Помогли деньги от продажи нефти и газа, таким ресурсом Армения не обладает.

По численности армии, количеству населения, в том числе резервистов, экономическому потенциалу Азербайджан превосходит Армению и Нагорно-Карабахскую республику вместе взятые. Это означает, что война означает для Армении риск поражения. Кроме того, Армения вынуждена будет принять тысячи беженцев, (Азербайджану принимать некого, т.к. азербайджанцев в Нагорном Карабахе не осталось), что ляжет тяжелым грузом на социальную систему страны.

Опасности для Азербайджана

Для Азербайджана текущая геополитическая ситуация – далеко не самая благоприятная для начала войны, что связано с союзническим отношениями России и Армении. Единственное, на что Азербайджан может надеяться, - невмешательство в конфликт России, если боевые действия не выйдут за пределы Нагорного Карабаха. В случае конфликта с Россией, Азербайджан обречён на поражение как Грузия в 2008 году. Но риск превращения размороженного конфликта в полномасштабную региональную войну очень высок.

Почему война невыгодна России?

Из крупных геополитических игроков возобновление конфликта наиболее невыгодно России. Россия – гарант мира на Южном Кавказе и союзник Армении по ОДКБ. В случае войны между Армений и Азербайджаном Россия обязана помочь Армении, если та обратится к ней с такой просьбой. Однако в последние годы Россия, сохраняя хорошие отношения с Арменией, сблизилась и с Азербайджаном до такой степени, что начала туда поставлять оружие. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в прошлом году демонстративно не приехал на саммит Восточного партнерства ЕС, а в парламент Азербайджана был внесен законопроект о расторжении многих прежних договорённостей с США. Война означает крушение всей прежней архитектуры международных отношений, которую Россия кропотливо выстраивала в регионе.

На территории Армении расположены российские военные базы. В случае эскалации войны Россия может быть в нее втянута, что также не в интересах этой страны, занятой войной в Сирии и конфликтом на Украине. Как минимум от активной политики в Сирии придется отказаться.

Опасности для Турции

Турция как региональный игрок могла бы получить некоторые выгоды от конфликта на севере. В первую очередь это заставило бы Россию меньше внимания уделять сирийской проблеме, что усилило бы позиции самой Турции в этом вопросе. Кроме того, Азербайджан началом боевых действий подорвал собственные отношения с Россией, а значит, ему не останется ничего иного, независимо от исхода войны, как сближаться с Турцией. Показательно, что ранее министр иностранных дел Турции Чавушоглу заявил, что его страна поддержит «освобождение оккупированных территорий Азербайджана», т.е. агрессию против Нагорного Карабаха.

В то же время война, если она выйдет за границы Карабаха несет риски и для Турции. Турция будет вынуждена начать оказывать помощь Азербайджану. Учитывая гражданскую войну в курдских районах самой Турции, это отвлечёт внимание Анкары от Сирии.

Почем война выгодна США

Единственная страна, которая заинтересована как в размораживании конфликта в Нагорном Карабахе, так и в превращении его в полномасштабную войну, куда могут быть втянуты и Россия, и Турция – это США. После того как выяснилось, что Россия ухитрилась вывести одни войска из Сирии, но при этом при помощи других взять Пальмиру, США активизировали попытки по выведению России из игры. Кровавый конфликт в непосредственной близости от российских границ лучше всего подходит на эту роль. США также заинтересованы и в ослаблении роли Турции в сирийском вопросе. Тогда они смогут в полной мере использовать курдский фактор.

Если Россия поддержит Армению, то США смогут окончательно получиться контроль над Азербайджаном. Если Россия не поддержит Армению, это будет использовано как аргумент для переориентации страны на США. В отличие от Турции, США взаимодействуют с обеими сторонами конфликта и в любом случае не останутся в проигрыше.

Во время вторжения в Нагорный Карабах президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Вашингтоне. Накануне он встретился в вице-президентом США Джо Байденом. Это было последнее высокопоставленное лицо, с которым говорил Алиев, перед тем как его армия начала наступление. Во время встречи президент Азербайджана подчеркнул, что позиция Барака Обамы как Президента страны-сопредседателя - США о недопустимости существующего статус-кво имеет большое значение

Позже Алиев заявил, что приветствует мирное разрешение конфликта, но на основе урегулирования территориальной целостности Азербайджана. Поведение Алиева свидетельствует о том, что он получил поддержку со стороны внешних сил, в первую очередь США. Ранее 15 марта он совершил визит в Анкару, где этот вопрос тоже, скорее всего, обсуждался.

Показательно, что США не поспешили осудить начало Азербайджаном боевых действий либо как-то повлиять на находящегося в Вашингтоне президента этой страны. Что касается Турции, президент этой страны – Реджеп Эрдоган, выразил свои соболезнования Алиеву в связи с гибелью азербайджанских военнослужащих. Министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил о «справедливой позиции» Азербайджана и выразил Баку решительную поддержку. Объективно, война может ударить и по интересам этой державы, но нынешнее турецкое руководство многократно доказало, что может идти на поводу у США вопреки собственным реальным интересам.