В южном федеральном округе по соседству с Дагестаном, Астраханской областью, Ставропольским краем и Волгоградской областью расположилась Калмыкия. На первый взгляд непримечательная, но на самом деле она представляет большой интерес для туристов.

Природа в Калмыкии однообразная, можно даже сказать унылая. Оглядевшись вокруг, хочется запеть всем известную песню "Степь да степь кругом". Степь здесь кругом и ничего кроме степи, ну и еще ровная асфальтированная пустынная дорога, стрелой прорезающая степь. Большая часть калмыцких достопримечательностей находится в Элисте - столице Калмыкии.

В Калмыкии всегда исповедовали буддизм, а сегодня он переживает свое возрождение. У нас в России есть всего два места, где исповедуют буддизм - Бурятия и Калмыкия. В Элисте есть 2 буддийских храма.

Недалеко от Элисты есть место, которое освятил Далай-лама ХIV. Здесь расположен буддийский храм «Сякюсн-Сюме». Элиста основана в конце 19 века. Элиста очень чистый и ухоженный город, здесь много интересных зданий и все это приправлено буддийским колоритом.

Самое колоритное среди них - Золотая обитель Будды Шакьямуни. Это самый крупный буддийский храм в Европе. Его высота - 65м. Внутри храма стоит двенадцатиметровая статуя Будды. Хурул (так называется буддийский храм) открыт для всех желающих. Здесь хранится много уникальных буддийских реликвий. Кроме того само здание поражает туристов своей красотой и роскошью.

«Золотую обитель» окружает удивительной красоты сад, в котором великое множество чудесных цветов, красивейших фонтанов. Здесь много статуй великих буддистских философов и специальных молельных барабанов. Здесь можно увидеть, как ламы читают буддистские молитвы, которые сопровождаются своеобразной игрой на особых музыкальных буддистских инструментах.

Территорию Калмыкии покрывают полупустыни. Лесов здесь днем с огнем не найти. По Калмыкии текут реки Егорлык, Маныч, Кума и немного Волга. Здесь, на берегу Волги, расположен калмыцкий посёлок Цаган-Аман, что в переводе означает "Белые ворота" – здесь находится переправа через Волгу. Сейчас здесь располагается хурул – калмыцкий буддистский монастырь.

Реки в Калмыкии маленькие, летом сильно пересыхают, вода в них соленая с горьковатым привкусом. Лето в Калмыкии очень жаркое и сухое, иногда термометр может показывать +45 градусов, снега зимой мало.

На территории Калмыкии обитают сайгаки. В Европе их больше нигде нет. В лихие девяностые на них бесконтрольно охотились, и сейчас их численность вызывает беспокойство у биологов. Еще в калмыцких степях живут суслики, тушканчики, мышовка, слепыш, крот, хомяк, степная пеструшка, камышовый кот, выдра и еще много разных млекопитающих.

На реках и озерах гнездится множество птиц. Еще здесь много земноводных и пресмыкающихся обычных обитателей степей и полупустынь – змей и ящериц.

Здесь есть уникальное место, аналогов которому практически нет – Большое Яшалтинское озеро, по лечебным свойствам с ним может сравниться только Мертвое море. Лечебные грязи озера используют при лечении кожных, болезней, в геникологии, косметологии, ими успешно лечат ангины и еще есть много сфер, где они успешно применяются. Вокруг озера – лишь степь и ковыль. А еще здесь есть уникальное соленое озеро Маныч - Гудило - любителям охоты оно доставит большое удовольствие.

Любителям природы стоит посетить в Калмыкии заповедник «Черные земли» и город Лагань, где есть великолепные лотосовые поля. А на озерах ждут любителей половить рыбку. Рыбалка в этих местах отменная.

В калмыцкой степи есть озера Сарпа, Цаца - следы древнего русла Волги. Весной они наполняются водой и соединяются между собой, а летом озера пересыхают. У озер болотистые берега, которые покрыты солончаками, а по берегам пресных озер большие заросли камыша.

Калмыкия – один из самых интересных уголков России. На обширной территории Калмыкии можно найти много археологических исторических и культурных памятников. Если вы хотите прикоснуться к буддистской культуре - поезжайте в Сякюсн-Сюме и Элисту, которые являются центром буддизма. Много интересного и познавательного можно увидеть в красивом калмыцком поселке Цаган-Аман.

Хоть места здесь малонаселенные, но различные племена здесь жили всегда. В XIII столетии на этой территории хозяйничали потомки Чингиз-хана, а когда их государство перестало существовать, здесь стали жить кочевники. Калмыки начали заселять эту территорию в середине XVII века, создав свое государство. В 1771 по приказу Екатерины второй государство калмыков было упразднено, а калмыков, причислили к казакам.

После революции, во время Гражданской войны калмыцкий народ был расколот. После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали за границу. В России была создана Калмыцкая АО.

В декабре 1943 года за пособничество гитлеровским войскам калмыков выселили в Сибирь и автономия перестала существовать. В 1990 году Калмыкия была преобразована в союзную республику.

На главной площади стоит красивая «Пагода 7-ми дней». Так же на площади есть большие пластиковые шахматы, в которые может сыграть любой желающий. Тут же находится главный университет Калмыкии и здание администрации главы Республики Калмыкия.

Памятников в Элисте огромное количество. Первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов был страстным поклонником шахмат и уделял их развитию большое внимание, поэтому к шахматной олимпиаде здесь построили городок шахмат "Сити-Чесс". Шахматную олимпиаду проводили в 1998 году. Здесь есть памятники шахматным ситуациям, Остапу Бендеру. К городку ведёт проспект, который назвали в честь знаменитого литературного героя.

А еще здесь есть мемориал «Исход и Возвращение», посвященный депортации калмыков в сороковых годах.

Много монументов в столице Калмыкии изображают героев древнего калмыцкого эпоса «Джангар». В нем воспеваются славные подвиги мифологических героев.

В Калмыкии есть театры: драматический театр им. Б. Басангова и Республиканский театр драмы и комедии.

Большой популярностью в нашей стране пользуется ансамбль песни и танца «Тюльпан», театр танца «Ойраты», Национальный оркестр Калмыкии. В Калмыкии есть два музея и множество учреждений культуры.

А еще весной в Калмыкии можно увидеть удивительное зрелище – бескрайняя степь, покрытая ковром цветущих тюльпанов. А так же многочисленные отары овец, которые медленно, бредут по степи, поедая под ногами корм. Даже изредка может встретиться гордый и величавый верблюд. Раньше здесь их держали многие, сейчас это редкость. Но очень часто можно целый день ехать по дороге, разрезающей степь прямой линией, и не встретить никого. Вот так-то.

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.

Административный центр

Население

210,45 кв.км

Если смотреть на карту России, то город Элиста расположена на расстоянии 1250 км. юго-восточнее Москвы в Южном федеральном округе между Чёрным и Каспийским морем. Это самый крупный город в Калмыцкой республике, который по совместительству также является ее столицей, а также экономическим, политическим и культурным центром.

Особенности Элисты

Неофициальное название города звучит как буддийская столица России. В некоторых источниках есть информация, что и всей Европы. Это происходит благодаря тому, что в Элисте находится большое количество различных пагод, статуй Будды и молельных ступ. В калмыцкие храмы часто наведывался даже сам Далай-лама.

Еще одной отличительной особенностью города стали шахматы и все интересные традиции, которые связаны с этим видом спорта. Их привил населению первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Чтобы оставить след в истории, здесь возведен Шахматный город, в котором установлен памятник знаменитому Остапу Бендеру. В Элисте сосредоточено много различных скульптур, статуй, постаментов и памятников. Каждое творение отличается своей красотой, историей, грацией, а также уникальной задумкой. Здесь можно легко встретить рядом новые европейские скульптуры и буддийские статуи. Власти города заботятся об их сохранности и о том, чтобы они представляли собой единый интересный ансамбль.

Благодаря этим стараниям облик города становится интересным и запоминающимся как для местных жителей, так и для приезжих гостей, которых не перестает удивлять необычная, а местами даже забавная архитектура.

Элиста находится в том же часов поясе, что и столица России. Город занимает площадь 93 квадратных метров и вмещает в себя население более 100 тысяч человек. Здесь присутствуют различные народы и национальности. Преобладающее большинство людей, проживающих на данной площади, составляют русские и калмыки. Религий на данной территории также несколько видов, но самой распространенной остается буддизм.

В столице Калмыкии степной и резко континентальный климат. Поэтому осадков в течение года здесь выпадает мало, а средняя температура по всей площади страны достигает 8 градусов. Влажность находится на уровне 20%, воздух – сухой. Лето в Элисте очень жаркое и длится относительно долго. С приходом осень начинают идти дожди. В этот период степь начинает оживать. Зима в городе не сохраняется на долго. Отличительной особенностью данной поры года становятся ветра, которые постоянно меняют свое направление. С приходом весны всю территорию покрывают красивые цветущие тюльпаны.

История столицы Калмыкии

Город берет свое название от слова «элст», которое переводится с калмыцкого языка как песок. В 19 веке император Николай I издает новый указ. Он подразумевал под собой облесение калмыцкой степи, зачем люди и стали переезжать в подобную местность. На территории будущей Элисты стали возводится поселки. В них должны были жить рабочие, задание которых было сажать лес. Официальной датой основания Элисты является 1865 год. В этом время здесь находилось 15 дворов. Село стало быстро набирать популярность и через короткий промежуток времени тут уже проходили самые большие ярмарки.


После того как установилась советская власть в 1920 году образовывается Калмыцкая автономная область. Ее административным центром сначала стала Астрахань. Но спустя 5 лет было принято решение перенести его в Элисту. С 1927 года стали разрабатывать новый план города. В него также вошло одноименное село, которое здесь располагалось изначально. В 1930 году на карте России официально появился город Элиста.

Великая Отечественная война оставил мрачный след в истории города. Немецкие войска с августа по декабрь 1942 оккупировали территорию. После того как фашисты покинули город, от него осталось всего несколько построек. Практически вся Элиста сгорела, от жилых домов, скверов, предприятий и других зданий не осталось ничего. Из уцелевших и значимых для истории построек остались:

  • Крестовоздвиженская церковь, год построения дотируется 1897;
  • Красная школа. Здание было возведёно в 1907 году.

Они обе дошли до наших дней и представляют собой 2 самые старые постройки в столице Калмыкии.


В 1944 году Элисту переименовывают в Степной. С этого дня большего не существовало Калмыцкой автономии. В это время город Степной стал центром Степновского района, который территориально принадлежал к Ставропольскому краю. Все выжившее население Калмыкии ожидало своей печальной участи. Часть людей должны были уехать в Сибирь, остальные – переселиться на территорию дальнего Востока. Город пришел в упадок и восстанавливать его было просто некому.

Такое положение дел продлилось вплоть до 1957 года. В этот период республика Калмыкия празднует свое повторное создание. Город Элиста стал восстанавливать из руин. В скором времени он начал активно развиваться в промышленном и культурном направлении.

За 20 лет, начиная с 1960 года 20 века, здесь создается железнодорожная ветка, которая соединила город с селом Дивное. В этом временном промежутке город построил такие важные объекты, как:

  • аэропорт;
  • университет;
  • национальная библиотека;
  • театр.


Город стал не только развивать свою инфраструктуру и преуспевать в строительстве, но и наполнятся духовно. Начиная с 1988 года в Элисте регистрируются буддийские общины. Это стало благоприятным материалом для того, чтобы в городе стали появляться храмы, монастыри, буддийские школы. Период можно смело охарактеризовать как духовное возрождение Элисты и Калмыцкой республики.

Численность и состав населения Элисты

Первые статистические данные с момента основания о численности населения российского города появились в далеком 1880 году. На то время в селе Элиста были зарегистрированы 331 человек. Со временем населенный пункт стал уверенно разрастаться и активно развиваться. Уже через 8 лет здесь назвали численности в 3 раза больше первоначально живших людей.

Отметку в 10 000 человек город отметил в 30-е года 20 века. В 1973 году официальные данные смоги назвали цифру 50 000 жителей в столице Калмыкии. Причину скачка можно объяснить тем, что люди в послевоенное время стали возвращаться на свою землю. Здесь стала развиваться промышленность, открываться заводы и различные предприятия, что сподвигло людей из ближайших сел, деревень и небольших городов перебираться на постоянное место жительство в столицу Калмыкии. А уже 1980 году число людей, постоянно проживающих на территории Элисты, перевалило отметку в 100 000 человек. Высокий темп роста численности населения объясняется правильно выбранным курсом развития, который стал быстро набирать обороты.

Последние актуальные данные были предоставлены на дату 1 января 2017 года. На эту дату в городе назвали официальную цифру более 103 тысяч человек. Значит, согласно статистике, Элиста занимает 166 строчку в рейтинге страны по численности населения. На сегодняшний день это единственное место на территории Калмыкии, где проживает более ста тысяч человек.

Данные о составе нации в этом городе собираются с начала 1939 года, а не с момента его основания. Факты говорят о том, что в то время здесь проживало всего чуть больше семнадцати тысяч человек. Преобладающее число местных жителей составляли русские люди. Их насчитывалось около 13 тысяч или 75% от общего числа проживающих людей. Второе место занимал коренной народ, который назывался калмыки, составлял лишь 20%. Оставшиеся 5% жителей складывался из таких народов, как:

  • украинцы;
  • армяне;
  • казахи.

С быстрым приростом численности города начинает меняться процентный состав нации. В 2010 году здесь уже называется цифра более 103 тысяч человек. Согласно фактам здесь живет:

  • 65% или более 68 тысяч калмык;
  • 25% или менее 26 тысяч русских;
  • 10% остальных национальностей. Преобладающее большинство осталось за украинцами, казахами и армянами.

Любопытно, но информация об Элисте подтверждает, что в 2010 в городе было официально зарегистрировано 309 цыган.

Одним из самых значимых и страшных событий в истории города называют массовое заражение ВИЧ, которое произошло среди местных жителей.

Элиста имеет небольшие размеры, но, несмотря на это здесь открыты различные научно-исследовательские институты, а также высшие учебные заведения, профильные колледжи и техникумы. Сегодня в разных участках города работают в полную силу 6 филиалов, которые принадлежат к университетам федерального уровня. Открыт Калмыцкий государственный университет. На территории города находятся больше 20 школ и различных гимназий. Факты об Элисте говорят, что на культурное развитие города оказывают большое влияние буддизм, традиции и шахматы.

Элиста — это столица Республики Калмыкия и считается шахматной столицей России, здесь всё пропитано духом шахмат, и многие достопримечательности города связаны именно с шахматами. В Элисте часто проводятся крупные международные шахматные турниры с участием самых знаменитых шахматных гроссмейстеров мира. А ещё Элиста, вместе с Улан-Удэ, является одним из крупнейших буддистских центров в России. Вот этот славный город я сегодня и покажу. 2. Элиста была основана в 1865 году. А девятью годами ранее российский император Николай II своим указом повелел засадить калмыцкие степи лесом. Естественно, возникла необходимость в людях, которые будут этим заниматься. Основателем Элисты считается Степан Прокопьевич Кийков, бывший крепостной крестьянин. В 1862 году он построил на территории современной Элисты первый дом. В 1865 году это уже был маленький посёлок, состоящий из 10 дворов. 3. Памятник герою Отечественной войны 1812 года, командиру второго Астраханского Калмыцкого полка, князю Сербеджабу Тюменю. Он установлен на въезде в город с восточной стороны. 4. Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни. Они построены в традиционном восточном стиле и окрашены в три цвета — красный, синий и золотистый. Ворота выглядят очень красиво и торжественно, ведь согласно буддийским традициям, именно Южные ворота считаются главным входом на территорию Золотой обители. 5. Золотая обитель Будды Шакьямуни. Центром буддизма России обычно считают Бурятию. Но крупнейший буддийский храм (не только России, но и Европы) находится в Калмыкии, в центре Элисты. Здание по форме напоминает мандалу и словно парит в пространстве, окруженное оградой с множеством белых ступ. Чудесный сад с фонтанами, статуями и вертящимися молельными барабанами дополняет картину. Именно здесь находится самая большая в Европе и России 12-метровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом и бриллиантами. 6. 7. 8. Двери храма открыты с конца декабря 2005 года, спустя год после визита сюда его Святейшества Далай-Ламы XIV. В здании имеется все необходимое для буддиста — библиотека, приемная тибетского врача, молельный зал, комнаты для медитаций и резиденция Его Святейшества Далай-Ламы. 9. Нам повезло, мы немного погуляли на калмыцкой свадьбе) 10. Памятник Убаши-хану, это точная копия памятника последнему калмыцкому хану Убаши, находящегося в г. Булган (Монголия). 11. 12. 13. Пагода «Семь дней» расположена на центральной площади города Элиста. Название пагода получила благодаря семи ярусам, символизирующим семь дней недели. В самом центре расположен медный молитвенный барабан, высотой около 2-х метров, покрытый сусальным золотом. Он призван дарить гармонию и покой жителям города. В него заложено 75 миллионов мантр. По буддистской традиции одно вращения барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению всех этих мантр. 14. 15. Свето-музыкальный фонтан «Три лотоса». Цветки лотоса в буддизме символизируют чистоту. 16. Памятник В.И. Ленину трижды перемещали на площади. В 1970 году он был открыт, В 1995 году памятник развернули на 180 градусов, чтобы он стоял лицом к божеству Будды Шакъямуни, которое в 1995 году установили на площади. А в 2005 году памятник переставили ближе к Залу заседаний Дома правительства. Теперь памятник В.И.Ленину находится на той же площади, носящей его имя, но не в самом центре. 17. 18. 19. 20. Фонтан «Мальчик и дракон» в Парке «Дружба». Трое живых мальчишек охлаждаются в нём. А сам мальчик примостился слева от Дракона, его не видно:) 21. 22. Золотые ворота Алтн Босх. Ворота представляют собой высокую золотистую арку, выполненную в традиционном буддийском стиле. Арка поддерживается тонкими красными колоннами. Высота её 15 метров. Снаружи арка украшена 28 картинами художника Николая Борисова, рисунки изображают самые важные события калмыцкой истории. Считается, что тот, кто пройдёт под аркой, духовно очищается, а все его желания — исполняются. 23. Скульптура «Цаган Аав» — это скульптура мифологического существа добуддийского периода, почитаемого калмыцким народом за своего покровителя. Цаган Аав переводится с калмыцкого языка как «Белый старец». Он является символом вечности, чистоты, согласия и единства. 24. Пагода Золотого Будды в парке «Дружба». Это единственный пример, когда статую установили на улице, а не в помещении буддийского храма. Статуя Будды Шакьямуни заключена внутри шестигранной ротонды — пагоды. Статуя выполнена из белого мрамора. Но, в последний год Будда укрыт желтым одеянием. 25. 26. Дерево желаний, сюда приезжают влюблённые и оставляют замочки 27. 28. Дом Советов. Сооружен в 1928-1932 гг. как здание для областного калмыцкого комитета ВКП(б). Памятник архитектуры федерального значения. В настоящее время в здании располагается Первый корпус Калмыцкого университета. 29. 30. Кинотеатр 31. Памятник А.С.Пушкину. Наверное, памятники Пушкину и Ленину есть в каждом российском городе) 32. 33. 34. Памятник джангарчи Ээлян Овла, калмыцкому джангарчи, то есть певцу и сказителю. От него калмыцкий народ в первый раз услышал песни из произведения фольклора «Джангар». Это самый знаменитый калмыцкий эпос, известный всему миру. Ээлян Овл вышел из семьи сказителей, с детства его готовили стать джангарчи и учили распевать людям эпические песни. В 1908 году ученый Номто Очиров записал все песни, исполняемые Ээляном. 35. Перед зданием гостиницы «Элиста» находится скульптура «Дракон Лу» — большая каменная статуя, изображающая лежащего дракона, стилизованного на восточный манер. Скульптура была создана известным тувинским скульптором Х. Донгак. Он создал свою скульптуру по всем канонам старинного искусства резьбы по тувинскому камню. Материалом послужил зеленоватый агальмолит — красивый мелкозернистый камень. 36. Мемориальный комплекс «Аллея героев». Центральной фигурой композиции является бронзовый памятник легендарному калмыцкому военачальнику генерал-лейтенанту Басану Бадьминовичу Городовикову. За памятником расположены две мемориальные стены с бронзовыми барельефами двадцати четырех Героев Советского Союза и России и тридцати трех Героев Социалистического труда, которые каким-либо образом связаны с Республикой Калмыкия. 37. 38. 39. Такого я не видел уже лет дцать, да и то, только в кино:) 40. В 1998 году в Элисте был возведен город Шахмат (Сити-Чесс), который открыли к проведению 33-й Всемирной шахматной олимпиады. Официальное литературное название Сити-Чесса - Нью-Васюки. 41. Остап Бендер и 12 стульев. Здесь был установлен первый памятник этому знаменитому персонажу. Автором скульптуры стал архитектор А. Хачатурян. Он изобразил сына турецкоподданного — Остапа Ибрагимовича Бендер-бея. Одет он в привычный костюм — щегольские брюки и штиблеты. Пиджак распахнут, а вокруг шеи небрежно обернут шарф, на голове фуражка. Правая рука бронзового Остапа лежит в кармане брюк, а в левой руке он держит шахматную фигуру — коня. Памятник установлен в новом микрорайоне Сити-Чесс — новой шахматной столице. 42. В центре Сити Чесса стоит Музей шахматной славы имени Михаила Таля. Изначально музей был открыт, как музей шахмат, причем он стал пока единственным в мире музеем такого плана. Музей состоит их двух частей. В первой находится экспозиция, полностью посвященная шахматам: различным шахматным турнирам и шахматистам, здесь также представлены интересные шахматные доски и фигуры, кубки, трофеи победителей, картины, документы. Во второй части можно увидеть личные вещи самого Михаиля Таля, их здесь около 3000. В музее всегда можно поиграть в шахматы, столики с досками расставлены в специальных игровых залах, которые никогда не пустуют.