). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах , основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура . Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Терминология

Синонимом «доисторического периода» является термин «праистория », который в русскоязычной литературе употребляется реже, чем аналогичные термины в зарубежной литературе (англ. prehistory , нем. Urgeschichte ).

Для обозначения финальной стадии доисторической эпохи какой-либо культуры, когда сама она ещё не создала своей письменности, но уже упоминается в письменных памятниках других народов, в зарубежной литературе нередко используется термин «протоистория » (англ. protohistory , нем. Frühgeschichte ). Для замены термина первобытнообщинный строй , характеризующего общественное устройство до возникновения власти, некоторыми историками используются термины «дикость», «анархия », «первобытный коммунизм », «доцивилизационный период» и другое. В российской литературе этот термин не прижился.

Неклассические историки отрицают само существование общин и первобытнообщинного строя , взаимосвязь, идентичность власти и насилия .

От следующих за ним этапов общественного развития первобытнообщинный строй отличался отсутствием частной собственности , классов и государства . Современные исследования первобытного общества по мнению нео-историков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя - несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита .

Периоды развития первобытного общества

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества . Так, А. Фергюсон и затем Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость , варварство и цивилизацию , причём первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота , рыболовство и собирательство , отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство , возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень дикости по его классификации начинается с применения огня и появления в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости - с изобретения лука . Низшая ступень варварства по его классификации начинается с появления гончарного искусства, средняя ступень варварства - с перехода к земледелию и скотоводству, а высшая ступень варварства - с началом использования железа .

Наиболее разработанной периодизацией является археологическая, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда , их материалов, форм жилищ, захоронений и т. д. По этому принципу история человечества в основном делится на каменный век , бронзовый век и железный век .

Эпоха Период в Европе Периодизация Характеристика Виды человека
Древнекаменный век или палеолит 2,4 млн. - 10000 до н. э.
  • Ранний (нижний) палеолит
    2,4 млн. - 600 000 до н. э.
  • Средний палеолит
    600 000-35 000 до н. э.
  • Поздний (верхний) палеолит
    35 000-10 000 до н. э.
Время охотников и собирателей. Начало кремневых орудий , которые постепенно усложняются и специализируются. Гоминиды , виды:
Homo habilis , Homo erectus , Homo sapiens präsapiens, Homo heidelbergensis , в среднем палеолите Homo neanderthalensis и Homo sapiens sapiens .
Среднекаменный век или мезолит 10 000-5000 до н. э. Начинается в конце плейстоцена в Европе. Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудий из камня и кости, также как и дальнобойное оружие - стрелу и лук . Homo sapiens sapiens
Новокаменный век или неолит 5000-2000 до н. э.
  • Ранний неолит
  • Средний неолит
  • Поздний неолит
Возникновение неолита связывается с неолитической революцией . В это же время на Дальнем Востоке появляются древнейшие находки керамики возрастом около 12 000 лет, хотя период европейского неолита начинается на Ближнем Востоке докерамическим неолитом . Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего хозяйства («присваивающего») - «производящие» (земледелие , скотоводство), которые позднее распространяются и в Европу. Поздний неолит нередко переходит в следующий этап, медный век , халколит или энеолит , без разрыва в культурной преемственности. Последний характеризуется второй производственной революцией, важнейшим признаком которой является появление металлических орудий. Homo sapiens sapiens
Бронзовый век 3500-800 до н. э. Ранняя история Распространение металлургии позволяет получать и обрабатывать металлы: (золото , медь , бронза). Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Homo sapiens sapiens
Железный век с ок. 800 до н. э.
  • Ранняя история
    ок. 800-500 до н. э.
Homo sapiens sapiens

Каменный век

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит :
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы .
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения .
  • Мезолит и эпипалеолит ; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.
  • Неолит - эпоха появления сельского хозяйства . Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима .

Периоды бронзового века:

  1. Ранний бронзовый век
  2. Средний бронзовый век
  3. Поздний бронзовый век

Железный век

Клад монет железного века

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

Термин «железный век» обычно применяется к «варварским » культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя Греция , Древний Рим , Парфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров» :

  • протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);
  • в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);
  • прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);
  • степные ираноязычные культуры (скифы , сарматы и др.);
  • пастушеско-земледельческие культуры фракийцев , даков и гетов .

История развития общественных отношений

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой , которую вели совместно, и собирательством . Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).

Естественным кормильцем человека была его мать - вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины - братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.

Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита - 50-20 тысяч лет тому назад - социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат .

Сначала соседние роды и племена обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Одной из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди - предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города . Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия .

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Появление религии

У первобытных племён не было специальных служителей культа ; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари , шаманы и т. п.). С развитием социальной дифференциацией выделяются профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами.

См. также

  • Ранняя история (протоистория)

Примечания

Ссылки

  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История». - М .: Высш. шк., 1990
  • «Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития». Часть I

Американский историк и этнограф Льюис Морган предложил разделять историю в зависимости от уровня развития хозяйства и материальной культуры на три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха в свою очередь делится на ступени. Так, низшая ступень дикости начинается с появления древнейшего человека, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Низшая сту-пень варварства начинается с возникновения гончарного дела, средняя — с введения скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появления железа. Цивилизация делится на античную — со времен Древнего Рима и со-временную.

Однако применительно к истории техники наиболее подходящей является археологическая периодизация, предложенная в 1816 г. датским археологом Кристианом Томсеном . В ее основу положены материалы, из кото-рых выполнены орудия труда. Именно используемые мате-риалы являются важным, а для доисторических времен определяющим критерием материального производства.

Правильность такого подхода отмечал и К. Маркс : «...доисторические времена делятся на периоды на осно-вании естественнонаучных, а не так называемых исто-рических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век» (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191). В соответствии с такой пе-риодизацией первобытная история делится на века (камен-ный, бронзовый и железный), века — на эпохи, эпохи — на периоды (ранний и поздний), а периоды на культуры, на-званные по первому месту археологических находок.

Каменный век де-лится на три эпохи: палеолит (от греч. palaios — древ-ний + lithos — камень) — древнекаменный век, мезолит (от mesos — средний) — средний каменный век и неолит (от neos — новый) — новый каменный век. В свою оче-редь древнекаменный век (палеолит) делится на нижний (ранний или древний) и верхний (поздний).

Происхождение и эволюция человека

Первые человекообразные приматы под названием гоминиды (от лат. homo — человек) появились более 10 млн лет назад. Общим предком человека и нынешних чело-векообразных обезьян (шимпанзе, гориллы) считаются дриопитеки (от греч. drys — дерево + pithekos — обезь-яна), что дословно означает — лесные обезьяны. Из это-го антропоида (от гр. anthropoeides — человекообраз-ный), согласно версии специалистов, выделилась ветвь наиболее крупных особей, которые, очевидно, не выдер-живая конкуренции на деревьях, предпочли спуститься на землю.

Биологическое развитие одних, из которых, в частно-сти произошли современные гориллы, пошло по пути увеличения размеров тела и физической силы, позволив-ших им бороться за свое существование. А из более прогрессивной ветви дриопитеков, мозг которых стал развиваться быстрее, вышли удабнопитеки (от грузинс-кой местности Удабно) и рамапитеки (от Рама — героя индийской мифологии), облик которых был еще более сходным с человеческим.

Дальнейшее развитие антропоидов привело к тому, что некоторые из них начали передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для использования подручных предметов, а вертикальное положение расши-рило кругозор и интенсифицировало развитие головного мозга. Таким образом, примерно 4 млн лет назад, на аре-ну жизни вышли австралопитеки (от лат. australis — южный), которые передвигались на задних конечностях, охотились на животных и питались мясной пищей. Пос-ледняя, благодаря большей питательности и лучшей усвояемости, способствовала их ускоренному развитию, особенно головного мозга. Так возник вид «человека прямо-ходящего» (Homo erectur ).

Австралопитеки еще не умели ничего производить сами, они лишь приспосабливались к среде обитания с помощью природных орудий (камней и палок), то есть по уровню своего интеллектуального развития они не на-много отличались от современных человекообразных приматов. Решающим в становлении человека (антропо-генезе) и выделении его из остального животного мира как «человека умелого» (Homo habilis ) стал переход к из-готовлению орудий. Как отмечал Ф. Энгельс: «... ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа... Труд начинается с изготовления орудий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487, 491).

Наиболее древним из всех известных первобытных людей считаются питекантропы (от греч. pithekos + anthropos — человек), что в буквальном смысле означа-ет — обезьяночеловек. Питекантропы населяли землю около 500 тыс. лет назад и создали дошелльскую культу-ру раннего палеолита. В черепе питекантропа сочетались специфические черты как обезьяны, так и человека, при-чем объем его мозга был в 1,5-2 раза больше, чем у со-временных человекообразных обезьян. Так что питекан-тропы могли не только пользоваться камнями и палками, но и изготовлять примитивные орудия труда, намеренно разбивая одни камни с помощью других и выбирая наиболее подходящие обломки.

Формирование человека происходило в различных, природных условиях, что не могло не отражаться на характере его деятельности и применяемых орудиях. Из-менение климата было связано с перемещением ледни-ков, которые периодически наступали и отступали. В шелльскую эпоху климат был очень теплым, растительность вечнозеленой, водились теплолюбивые животные.

Увеличение оледенения и заметное похолодание проис-ходило в ашёлье, но самое длительное и значительное — в мустье. На следующей, более высокой по сравнению с питекантропом стадии развития находился синантроп (от лат. Sina — Китай), что буквально переводится «ки-тайский человек». Синантропы обитали около 400-150 тыс. лет назад, в шелльский и ашёльский периоды ран-него палеолита, уже умели изготовлять каменные, костя-ные и деревянные орудия и утварь, а также владели чле-нораздельной речью.

Еще более развитыми были неандертальцы , останки которых были впервые найдены в Германии, в долине Неандерталь. Они населяли землю около 200-45 тыс. лёт назад, в мустьерскую эпоху раннего палеолита. Невысоко-го роста, сильные и мускулистые, они сумели хорошо при-способиться к суровым условиям того времени. Основным оружием неандертальцев было копье, а важнейшим заня-тием — коллективные способы охоты, объединявшие всех членов группы. Самым главным достижением неандер-тальского человека было овладение искусством добывания огня трением (сверлением) и ударом (высеканием искр).

В заключительный, мустьерский период раннего па-леолита землю населяли кроманьонцы , останки которых были впервые обнаружены в гроте Кро-Маньон во Фран-ции. Мозг кроманьонцев, если судить по строению чере-па, практически уже не отличался от мозга современного человека, а руки были способны выполнять самые раз-личные трудовые операции, в том числе и очень сложные. Поэтому кроманьонцев и всех людей, населяющих землю после них, принято считать Homo sapiens — человеком разумным, то есть мыслящим.

Определенное представление об уровне интеллекту-ального развития дают данные о вместимости черепа, со-ответствующие объему мозга: гориллы — 600-685, пите-кантропа — 800-900, синантропа — 1000-1100, современ-ного человека — 1200-1700 см3.

Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе

Первоначально первобытные люди жили стадами (ордами) в 20—40 человек, отношения в которых были унаследованы от предков (обезьян) и характеризовались индивидуализмом и чисто животным эгоизмом. Стада возглавлялись стихийно выдвинувшимся вожаком. Этот начальный, дородовой этап первобытнообщинного строя, относящийся к эпохе древнего палеолита, назывался «первобытным человеческим стадом». С него началось становление человеческого общества, а переходом от "«стада» к роду завершилось его формирование.

В эпоху раннего палеолита основным видом хозяй-ственной деятельности первобытного стада было собира-тельство, дополняемое охотой. По мере развития самого человека происходило и формирование общественных отношений по линии регламентации производственных и половых отношений, распределения пищи и взаимопомо-щи. Так возникло первое, носящее естественный харак-тер, общественное разделение труда по полу и возрасту.

Совместная трудовая деятельность, а позднее общее жилище и огонь, объединяли и сплачивали людей, обес-печив переход в эпоху позднего палеолита первобытной стадной общины в родовую материнскую, в которой ее члены были уже связаны узами родства. Так, в ранний период первобытнообщинного (родового) строя возникла форма общественного устройства, характеризующаяся до-минирующим положением женщины — матриархат (от лат. mater — мать + arche — начало, власть), в буквальном смысле — власть матери. Во времена матриархата род со-стоял из общин, насчитывающих по несколько десятков че-ловек. Прародительницей, хранительницей очага и хозяй-кой в жилище была женщина, вокруг которой группирова-лись дети и которой отводилась руководящая роль.

Древние люди были всеядными, они ели как расти-тельную, так и мясную пищу, но всегда преобладала ра-стительная, которую человек получал от природы в гото-вом виде. Значение собирательства в мустьерский период в связи с резким похолоданием снизилось, но сохранилось на протяжении всей первобытной эпохи. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Первые постоянно были заняты охотой, вто-рые — утилизацией продуктов охоты и ведением все ус-ложнявшегося домашнего хозяйства.

В связи с развитием земледелия, скотоводства и охо-ты собирательство стало отступать на второй план. Роль мужчины в хозяйственной деятельности неуклонно воз-растала, пока не стала превалирующей, что и привело к возникновению патриархата {от греч. Pater — отец). Эпо-ха патриархата, характеризующаяся преобладающей ро-лью мужчины в хозяйстве, обществе и семье, падает на период разложения первобытнообщинного строя, охваты-вающего большой отрезок времени от появления первых людей до возникновения классового общества. Эта пер-вая в истории человечества социально-экономическая формация, обусловленная низким уровнем развития про-изводительных сил, характеризовалась общей собственно-стью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.

Совершенствование орудий труда и повышение его производительности, развитие общественного разделения труда, появление избыточной (товарной) продукции и на-лаживание регулярного обмена, возникновение частной собственности и переход к индивидуальному хозяйству привели к возникновению имущественного неравенства. Рода распадаются на большие патриархальные семьи, главы которых становятся полновластными владыками, развивается многоженство.

Племенная знать (вожди, старейшины, купцы), захва-тывает общинную собственность и превращает в рабов сначала военнопленных, а потом и своих обедневших со-племенников. Возникающие межобщинные и племенные столкновения в конце палеолита превращаются в насто-ящие войны, которые также становятся средством обога-щения. Все это становится прелюдией к возникновению антагонистических классов (от лат. classis — разряд, группа) и классовых рабовладельческих государств в эпо-ху энеолита.

Эпоха палеолита соответствует этапу возникновения и развития орудийной техники, представляющей прими-тивные каменные орудия двойного применения, являю-щиеся одновременно как орудиями труда, так и оружи-ем. Практико-методические знания того времени не име-ли письменной формы фиксации. Они содержались в человеческом опыте и передавались по наследству в про-цессе обучения.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

Раздел - I - Вступительное описание о первобытном обществе кратко
Раздел - II - Первобытное человеческое стадо
Раздел - III - Первобытные охотники
Раздел - IV - Образование рода
Раздел - V - Земледелия и скотоводство древних людей

Интересно осознавать, что ход развития и резкие изменения климата заставили наш род человеческий эволюционировать из полуобезьяны во вполне разумное существо. Большое количество находок в Африке говорят о том, что цивилизованное человечество - это одна из малейших частей всей истории существования нашего вида. Австралопитеки.

Первобытный человек населял Африку предположительно в промежутке между 3,5-1,8 миллионов лет тому назад. В те времена это были маленькие стада полуразумных обезьян , которые назывались австралопитеками -т.е южные обезьяны. Они отличались достаточно большой челюстью, маленьким мозгом, прямой осанкой а так же возможностью держать в своих руках камень или дубину.


Человек умелый (анг.homo habilis) возник около 2,5млн. лет тому назад.Этот первобытный человек характеризовался тем, что имел возможность применять в хозяйстве 1-ые орудия из камня. Каменными орудиями можно было выкапывать корень, охотиться , снимать шкуру убитого животного, рубить ветки и т.д. Именно человека умелого считают главным представителем всего современного человеческого рода. Будучи homo habilis первобытные люди, перемещались на 2-ух ногах. Стая их состояла из нескольких самцов,и предположительно такой же же численности самок. Питались они как животной так и растительной пищей. Разговаривать они еще не могли. Лишь с помощью простых криков и жестов они как-то разговаривали между собой.

Питекантроп.Следующим витком развития первобытного человека считается «человек выправленный» (т.е от англ. homo erectus), питекантроп или обезьяночеловек. Своим внешним видом это существо напоминало все еще животных. Оно было волосатым, с большой челюстью, низким лбом и большой головой. Но питекантроп в отличие от других homo habilis научился не просто выбирать с земли палки и камешки, а самостоятельно их изготавливать. Так возникли различные скребки, острые рубила, которые хорошо помогали рубить корни, ветки, охотится а так же разделывать шкуры животных. Именно во времена питекантропов, первобытные люди научился приспособляться под разные условия климата. Их стоянки были зафиксированы и Африке и в Европе, и в Китае .

А первая стоянка питекантропа была найдена на острове Ява. В период существования homo erectus на землю начали наступать ледники. Стало сильно холодать и уменьшился уровень Мирового океана. Поэтому, многие разрозненные небольшие группки первобытных людей были вынуждены объединяться. Так было легче охотиться и защищать себя от угроз. Примерно в тот же период появился огонь, с помощью которого первобытный человек обогревался. Сообщество питекантропов очень медленно эволюционировало. В этом обществе взрослые начинали обучать младшие поколения охоте и простыми ремеслам, спустя некоторое время зарождался

Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд лет тому назад. Солнце - одна из множества звезд нашей Галактики - возникло 10 млрд лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 млрд лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:

  • каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н.э.);
  • бронзовый век (IV-III тыс. - до начала I тыс. до н.э.);
  • железный век (с I тыс. до н.э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит) .

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется:

  • низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием;
  • коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
  • равнообеспечивающим распределением;
  • социально-экономическим равенством;
  • отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый - археоантропы (питекантроп, синантроп и др.) , в ледниковый - палеоантропы (неандертальский человек) , в конце ледникового периода, в позднем палеолите, - неоантропы, современные люди .

Происхождение человека

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновремено. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. "антропос" - человек, "генезис" - происхождение) и формирования человеческого общества (социогенез, от лат. "социетас" - общество и греч. "генезис" - происхождение).

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза: 1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками; 2) связь антропогенеза с развитием материального производства; 3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный материал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде "Происхождение человека и половой отбор" (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. "питекос" - обезьяна, "антропос" - человек), или архантропов (от греч. "ахайос" - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

  • человек австралопитековый;
  • человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы);
  • человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди) .

В результате накопления новых антропологических и археологических материалов современная наука предполагает, что процесс формирования людей современного типа проходил на территории, охватывающей Юго-Восточную Европу, Северную Африку и Западную Азию. Из этой зоны современный тип человека, как наиболее развитый, расселился по всей территории земли. В результате расселения сложились обширные культурно-исторические общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Выделяют следующие культурно-исторические общности:

  • индоевропейская;
  • угрофинская;
  • тюркская;
  • иберийско-кавказская.

Наиболее крупная языковая семья - индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская культурная общность разделилась на несколько ветвей:

  1. славянская: восточные, западные и южные славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, хорваты и т.д.);
  2. западноевропейская: англичане, германцы, французы и т.д.;
  3. восточная: индийцы, таджики, иранцы, армяне и т.д.

Сложной проблемой является расогенез. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов - европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Сложение рас в основном совпадало с границами материков: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная - в Африке, монголоидная - в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т.д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас - монголоидной, негроидной и европеоидной - возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и американская ветви, негроидная разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал - эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человечества происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи в отличие от индустриальной это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Разложение первобытно-общинного строя

Примерно в IV-V тысячелетии до н.э. началось разложение первобытного общества. Основные факторы, способствовавшие этому процессу: 1) неолитическая революция; 2) интенсификация земледелия; 3) развитие специализированного скотоводства; 4) появление металлургии; 5) становление специализированного ремесла; 6) развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие.

Признаки распада родового строя:

  • возникновение имущественного неравенства;
  • выделение знати;
  • сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен;
  • частые вооруженные столкновения;
  • обращение пленных в рабов;
  • превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину.

В разных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло не одновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).

Характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества

Периоды первобытного общества на территории нашего Отечества соответствуют основной периодизации (принятой в археологии).

Стоянки первобытных людей открыты на территории Восточной Европы, Северной Азии, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Например, на территории бывшего СССР остатки наземных жилищ, относящихся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагавшихся в разных частях жилища. В России открыто около 1500 поселений человека верхнего палеолита. Выбирая места для поселений, люди позднеледниковой эпохи заботились прежде всего об удобствах охоты, поэтому поселения располагались обычно у края речных долин, часто группами. Такая группа палеолитических поселений известна на Дону в Воронежской области около сел Костенки и Боршево, на Десне - около Новгорода-Северского, в районе Днепровских порогов. Группами расположены и сибирские древнепалеолитические памятники. В отличие от более раннего периода позднепалеолитические жилища более совершенны. Большие, соединенные вместе жилища и поселки, состоящие из отдельных маленьких хижин, подтверждают вывод о сосуществовании общин и общинного хозяйства. Внутри же общин отдельные жилища и очаги крупных жилищ могли принадлежать отдельным парным семьям.

В развитом неолите на европейской территории России наблюдаются значительные изменения в размещении культур, образуется много новых археологических культур, что связано с развитием хозяйства в целом, с изменением этнического состава неолитического населения, перемещением неолитических племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно-гребенчатой керамики, с которыми связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской.

Племена так называемой белевской культуры (названа по поселению г. Белева) занимали, например, район верхнего течения Оки. Для нее характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.

Неолитические культуры в Приамурье, Приморье и на северо-востоке Азии были открыты относительно недавно. Их открытие и исследование связано в основном с работами академиков А.П. Окладникова и А.П. Деревянко.

В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры: новопетровская, громатухинская, осиново-озерская и нижнеамурская. В конце неолита у племен Дальнего Востока произошло разделение труда: одни стали заниматься земледелием, другие - рыболовством, охотой и собирательством, что определило особенности их развития в будущем. В целом на территории нашей страны в истории первобытного общества выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также формам хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному обществу на территории России пришло феодальное общество.

Культура первобытного общества

По мнению исследователя А.И. Чернокозова, первобытная культура - это сложное явление, которое поражает воображение ученого-исследователя, но не примитивностью, а уникальным и величественным, даже по космическим масштабам, скачком к высшему состоянию.

Целостно осмыслить антропосоциогенез помогают прежде всего следующие факты:

  1. вымирание за феноменально короткий естественно-исторический период 30 видов и 20 родов высокоразвитых приматов, самых современных в пределах биологической формы существ, процветавших в третичном периоде. Исследователей поражает огромное морфологическое разнообразие этих существ: от гигантопитека - существа весом около 500 килограммов - до человекоподобного существа размером с кошку;
  2. использование первых каменных орудий в конфликтах с себе подобными (почти все черепа австралопитеков несут на себе следы ударов каменными орудиями). Есть заключения антропологов о необычайно частых случаях насильственной смерти. И в этом смысле правильнее было бы говорить не о каменных орудиях, а о каменном оружии.

В изучении культуры первобытного человека используют археологический и этнографический методы.

Археологические находки - это в основном орудия труда, соответствующие определенным историческим эпохам. В период палеолита - остроконечники, скребла, шила-проколки. В более поздний период наряду с длинными охотники делают более короткие копья-дротики, которые можно метать на большое расстояние.

Одним из самых значительных достижений периода верхнего палеолита стало открытие нескольких способов добычи огня. Первым способом стало высекание искры при резких ударах кремня о рудный минерал пирит. Вторым способом было добывание огня трением дерева о дерево, но достоверность данных о широком применении этого способа до сих пор вызывает у ученых сомнения.

Формирование зрелой формы социального организма связано со становлением материнского рода. С помощью установления определенных традиций в нем научились регулировать отношения между полами, способы и формы воспитания детей. Сформировалась структура коллективистского сознания. Возникли определенные виды мифологического сознания, которые включали в себя первые формы: религиозные, моральные, технологические, трудовые.

К сожалению, исследователям до сих пор не удалось найти произведения искусства, которые относятся к более раннему, чем поздний палеолит, историческому периоду. Самым распространенным скульптурным изображением в этот период были женские статуэтки.

У каждого племени возникали свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Эта вера изначально уходит корнями в почитание духов природы. Кроме того, каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторыми животными. Такая система верований получила название тотемизм.

Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

В условиях первобытного общества получает развитие магическое искусство. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека - и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм и успех в трудном и опасном деле.

В целом в первобытной культуре проявляются сущность человека, его органическая связь с природой, перспективы дальнейшего развития.