• формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

  • (Запись даты и классной работы в тетрадь)
  • Письмо сочетаний оро, оло .
  • 3. Словарная работа

    (Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

    4. Постановка задачи:

    – Отгадайте загадку :

    Наступили холода.
    Обернулась в лёд вода.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Перестал медведь реветь:
    В спячку впал в бору медведь.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает? (Зима)

    – Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

    – А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

    – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1 )

    – Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

    – Не будем гадать, а попробуем узнать.

    Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

    5. Объяснение нового материала

    – Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

    – Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2 )

    Блокнотик – нет блокнотик а.
    Орешек – нет орешк а.
    Веничек – нет веничк а.
    Браслетик – нет браслетик а.

    – Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

    (Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

    Чтение правила в учебнике.(с. 133)

    – Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они

    учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек , был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель , решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе – ек .

    И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек , гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

    – Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

    – Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

    6. Закрепление нового материала

    А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

    – Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

    ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

    ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

    – Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

    Б) Работа с учебником.

    Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

    7. Физминутка

    Буратино потянулся,
    Раз нагнулся,
    Два нагнулся.
    Руки в стороны развёл,
    Ключик, видно, не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    8. Выполнение упражнений на применение знаний

    – Вот наша следующая ёлочка с заданием.

    А) “Письмо по памяти с заданием”.

    (Пословицы написаны на доске)

    – Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

    Ключ…к сильнее замка.

    Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

    – И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

    Б) Списывание с заданием. “Зимой”

    – Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

    З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

    – Справились с заданием? (Проверка задания)

    – Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3 )

    – Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

    см. Рисунок 4 )

    9. Итог урока

    – Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

    – Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

    – Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

    10. Оценивание

    – Все сегодня хорошо поработали.

    – И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (

    Урок в 5 в,Г классе Дата________

    Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

    Цель урока:

    создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

    Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

    Настрой учеников на работу

    2. Языковая разминка.

    Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

    За корнем мне
    Нашлось местечко,
    Заняв его, конечно,
    Натворил я дел.

    (Суффикс).

    Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

    Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

    Блиц-опрос . Что такое морфема?

    Что такое морфемика?

    Какие морфемы вы знаете?

    Что такое суффикс?

    Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

    Отвечают на вопросы учителя

    Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

    Выполняют у доски:

    почувствовать,пережить,водяной,подводный

    сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

    Работа в парах

    Самостоятельное изучение и формулирование правила

    Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

    (Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

    Карточка № 1 (1 уровень)

    Есть арбузик – нет арбузика

    Есть бантик – нет бантика

    Есть барашек – нет барашка

    Есть горошек – нет горошка.

    Карточка № 2 (2 уровень)

    Соедините пары слов и сравните их.

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3 (3 уровень)

    Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    Работа по алгоритму

    Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

    Измени слово по падежам (просклоняй);

      Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

      Если выпадает, пиши – ек-.

    Если сохраняется, пиши – ик -.

    Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

    6. Подведение итогов.

    Определите ключевые слова урока?
    - Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

    Выставление оценок .

    7. Домашнее задание _______________

    8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

    Карточка № 1

    Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    Есть арбузик – нет арбузика

    Есть бантик – нет бантика

    Есть барашек – нет барашка

    Есть горошек – нет горошка.

    Карточка № 2

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3

    Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

    Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    замочек –

    сыночек–

    Карточка № 1

    Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    Есть арбузик – нет арбузика

    Есть бантик – нет бантика

    Есть барашек – нет барашка

    Есть горошек – нет горошка.

    Карточка № 2

    Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    билетик (нет) кармашка

    садик (нет) пенёчка

    кармашек (нет) садика

    пенёчек (нет) билетика

    Карточка № 3

    Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

    Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

    ключик –

    кораблик –

    замочек –

    сыночек–

    замочек –

    сыночек–

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Самостоятельная работа – работа по карточкам

    Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

    Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

    Масалова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
    Белгородская область Белгородский район село Беломестное



    Скачать свидетельство о публикации
    Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

    Масалова Татьяна Сергеевна

    Учитель начальных классов

    МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.

    КЛЮЧИК…ЗАМОЧЕК… ИК ИЛИ ЕК?

    Цели:Ознакомить учащихся:

    с суффиксами –ек, -ик;

    со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;

    повторить и закрепить знания о сотаве слова.

    Оборудование:

    учебник «Русский язык, 2 класс;

    рисунки для словарной работы и выведения правила;

    карточки со словами;

    телевизор;

    видеомагнитофон;

    мультфильм «В стране невыученных уроков».

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    II. Словарно-орфографическая работа

    У:Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.Внимание на доску.

    Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

    Какое слово вы прочитали?

    В чем секрет чтения?

    Д:Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

    У:что такое яблоко?

    Д:Яблоко - плод дерева яблони.

    У:О многообразии слова яблоко расскажет …

    Рассказывает подготовленный ученик.

    Д:Не только плод яблони называют Яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.

    Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

    У:Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на стр.152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко). Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

    Д:Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

    У:Объясните смысл пословицы.

    Д:Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

    У:Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

    Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

    А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

    Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты (карточки см. приложение).

    Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

    Дети выполняют задание.

    Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

    III. Сообщение темы урока.

    У:Сейчас мы проанализируем два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

    Запись на доске:

    Запишите эти слова.

    Дети записывают.

    У:Какие корни в словах ключик, замочек?

    Д:-ключ-, -замоч-.

    У:Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный звук в нем.

    Д:-ик, -ек. В суффиксе –ик- безударный глассный звук, в суффиксе – ек – тоже безударный.

    У:Скажите, совпадает или расходится произношение сффикса с его обозначением на письме?

    Д:В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится.

    У:Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ик, -ек?

    Д:Гласные с суффиксах –ик, -ек нужно проверять.

    У:Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов –ик, -ек».

    IV. Знакомство с новым материалом.

    У:Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

    Взять готовое правило.

    Самим изобрести это правило.

    У:Каким путем мы пойдем и почему?

    Д:Лучше самим попробовать выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

    У:Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило. Посмотрите на данный ряд существительных.

    На доске прикреплены карточки со словами

    У:Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

    Д:Я думаю, что если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек.

    У:Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

    Д:Это было единственное правило, которое знал Витя.

    У:Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек, а если не выпадает, пишется –ик. Посмотрим фрагмент мультфильма.

    У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

    Учитель прикрепляет на доску рисунки (см. приложение 2)

    У:Прочитайте правило в учебнике на стр. 154 и сравните с нашим выводом.

    Дети читают текст упражнения 108.

    У:Верно ли мы с вами сформулировали правило?

    У:Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

    Читает подготовленный ученик.

    Д:В одном сказочном городе жили суффиксы, и была там соя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг – суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек.

    И сейчас, когда мы начинаем склонять слова в суффиксом –ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка - платочку.

    V. Физкультминутка.

    VI. Закрепление нового материала.

    У:Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм-предписание наших действий.

    Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов –ик, -ек, и записывают его на доске и в тетрадях.

    1 шаг: Измени форму слова.

    2 шаг: Определи «убегает ли гласный:

    1. нет – пиши – ик

    2. да – пиши –ек

    У:Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного правила, выполним упражнение 109.

    Упражнение выполняется с комментированием.

    VII. Итог урока.

    У:Доскажите слова по алгоритму. Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…

    У:В суффиксе –ик пишем букву и, если…

    Д:При изменении формы слова гласный не выпадает.

    У:Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ек, -ик.

    VIII. Домашнее задание.

    При составлении методической разработки дополнительные материалы не использовались.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »

    3 класс

    Программа «Перспективная начальная школа»

    Цель урока : научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в существительных».

    Задачи урока:

    1. Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
    2. Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
    3. Развивать устную речь при работе с пословицей.
    4. Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
    5. Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Настройка «Энергия».

    2. Повторение изученного материала.

    Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт – необычный «эскалатор».

    1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу вперед.

    2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.

    «Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).

    Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)

    Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)

    Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.

    3. Постановка учебной задачи.

    Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь, закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)

    В процессе работы ученики называют слова

    замоч…к

    ключ..к

    Каким способом образованы эти слова?

    Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)

    Сформулируйте тему урока. (1 слайд)

    4. Получение нового знания.

    Нам помогут слова из «Толкового словаря».

    Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

    Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на доске.

    орех-орешек

    горошек-горошки

    барашек-барашки

    бантик-бантики

    гвоздик-гвоздики

    Что можете рассказать об этих словах?

    На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? (два человека работают у доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2 слайд).

    Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).

    Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).

    Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.

    Физминутка. «Печатная машинка» (если в слове пишется суффикс –ек, ребята делают хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).

    Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.

    5. Первичное закрепление нового материала.

    Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. (два ученика работают у доски, остальные в парах).

    Золотой ………………. ключик

    Заботливый……………. сыночек

    Грибной………………….. дождик

    Деревянный……………… столик

    Мелодичный………………. звоночек

    Наш путь приводит к «Острову пословиц».

    Какие пословицы вы знаете?

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу. (Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь) Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните написание.

    А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

    Звучит спокойная музыка.

    Придумайте и запишите несколько связных предложений, используя эти слова. (домик, садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).

    5. Итог урока.

    Что нового узнали на уроке, чему научились?

    Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 – проверка)

    У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.

    Спасибо за работу.


    Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.

    Когда используются суффиксы ек ик в существительных

    Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?

    Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.

    Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.

    Правописание суфффиксов -ек-/-ик-

    Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.

    Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.

    При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.

    Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.

    Что мы узнали?

    В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.