Личность Петра 1 связана со многими важными для нашего государства историческими событиями.

Неудивительно, что почти каждый факт из жизни и деятельности Петра 1 становится объектом жарких дебатов историков: что из известных фактов об этом неординарном человеке достоверно, а что является вымыслом? Важные факты биографии Петра 1 дошли до нас, они раскрывают все его положительные и отрицательные стороны, как царя, так и простого человека. Важными фактами являются факты деятельности Петра І, который оставил серьезный след в истории Российской империи. Интересные факты о Петре 1 составили не один том научных исследований и заполнили собой страницы многочисленных популярных изданий.

1.Великий русский царь, а впоследствии Император, Петр 1 взошел на престол 18 августа 1682 года и с тех пор начинается его долгий период правления. Петр I успешно правил страной более 43-х лет.

2.Пётр 1 царём России стал в 1682 году. А с 1721 года - Великий Пётр - первый Российский Император.

3. Едва ли среди российских императоров найдется более неоднозначная и загадочная фигура, чем Петр Великий. Этот правитель зарекомендовал себя как талантливый, энергичный и вместе с тем безжалостный государственный деятель.

4. Взойдя на Российский престол, Пётр 1 сумел отсталую и патриархальную страну вывести в число европейских лидеров. Его роль в истории нашей Родины неоценима, а жизнь полна удивительных событий.

5.Император Пётр Великий, заслуживший этот титул благодаря выдающейся роли, которую он сыграл в истории России, родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Родителями будущего императора были правивший в те годы царь Алексей Михайлович Романов и его вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина.

6. Всех предыдущих детей его отца природа обделила здоровьем, тогда как Пётр рос крепким и никогда не знал болезней. Это даже давало повод злым языкам ставить под сомнение отцовство Алексея Михайловича.

7.Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался отец, и опустевший трон занял его старший брат, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской ─ Фёдор Алексеевич, вошедший в отечественную историю как государь Всея Руси Фёдор III.

Фёдор Алексеевич

8.В результате его воцарения мать Петра в значительной степени утратила своё влияние при дворе и была вынуждена вместе с сыном, покинув столицу, отправиться в подмосковное село Преображенское.

Пётр 1 в детстве

9.В Преображенском и прошли детство и юность Петра 1, который, в отличие от наследников европейских престолов, с ранних лет окружённых самыми выдающимися педагогами своего времени, получал образование, общаясь с полуграмотными дядьками. Однако неизбежный в подобных случаях пробел знаний компенсировался обилием его врождённых талантов.

10.В этот период государь жить не мог без шумных игр, которым уделял большую часть своего дня. Он мог настолько увлечься, что отказывался прерываться на еду и питье.

Пётр 1 в 10 лет становится царём - 1682 год

11. Именно в детстве царь подружился с тем, кто в течение всей жизни будет его преданным сподвижником и доверенным лицом. Речь идет об Александре Меншикове, участвовавшем во всех ребяческих забавах будущего императора. Интересно, что правителя абсолютно не смущало отсутствие хорошего образования у государственного деятеля.

12.Что касается его личной жизни. В 17-летнем возрасте Пётр, взяв за обыкновение посещать Немецкую слободу, завёл роман с Анной Монс, его мать, чтобы прервать ненавистную ей связь, насильно женила сына на дочери окольничего Евдокии Лопухиной.

13.Этот брак, в который молодые вступили по принуждению, оказался крайне несчастливым, особенно для Евдокии, которую Пётр в итоге приказал постричь в монахини. Может быть, именно угрызения совести заставили его впоследствии издать указ, запрещающий выдавать девушек замуж без их согласия.

14.Как известно, царь был женат дважды. Первой его супругой стала девица благородного происхождения, тогда как второй – крестьянская дочь. Екатерина I - вторая жена Петра была низко родной по происхождению.

15.Императрицу Екатерину в действительности звали Мартой Самуиловной Скавронской. Матерью и отцом государыни были простые ливонские крестьяне, а сама она успела потрудиться прачкой. От рождения Марта была блондинкой, она всю жизнь красила волосы в темный цвет. Такое низкое происхождение жены не имело для правителя значения. Екатерина I – первая женщина, которую полюбил Император. Царь нередко обсуждал с ней важные государственные дела и прислушивался к ее советам.

16. Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.

17. Для того, чтобы бойцы его войска различали правую и левую стороны, царь приказал привязывать им на левую ногу сено, а на правую - солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено - солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.

18. Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.

19. Во времена Петра фальшивомонетчики работали на государственных монетных дворах в качестве наказания. Фальшивомонетчиков вычисляли по наличию у него «до одного рубля пяти алтын серебряных денег одной чеканки». В те времена даже государственные монетные дворы не могли выпускать единообразные деньги. А те, у кото они были - стопроцентный фальшивомонетчик. Эту способность преступников - качественно изготавливать единообразные монеты Петр решил использовать во благо государства. Горе-преступника в качестве наказания отправляли на один из монетных дворов, чтобы он там чеканил монеты. Так, в одном только 1712 году на монетные дворы было прислано тринадцать таких «умельцев».

20. Пётр I – очень интересная и противоречивая историческая личность. Кстати сказать, акцент, делавшийся в течение последовавших веков именно на физических особенностях государя. Он был во многом обусловлен легендой о его подмене, якобы происшедшей во время заграничного путешествия в страны Западной Европы (1697 ─ 1698). В те годы упорно ходили слухи, подогреваемые тайными оппозиционерами о его подмене во время поездки молодого Петра с Великим посольством. Так, современники писали, что с посольством уезжал молодой человек двадцати шести лет, выше среднего роста, плотного сложения, физически здоровый, имеющий родинку на левой щеке и волнистые волосы, прекрасно образованный, любящий всё русское, православный христианин, знающий библию наизусть и так далее. Но через два года возвратился совершенно другой человек - практически не говорящий по-русски, ненавидящий всё русское, до конца жизни так и не научившийся писать по-русски, забыв всё, что умел до отъезда в Великое посольство и удивительным образом приобретший новые навыки и умения. И, наконец, он разительно изменился внешне. Его рост увеличился настолько, что пришлось заново шить весь его гардероб, а родинка на левой щеке бесследно исчезла. В целом же, вернувшись в Москву, он выглядел как 40-летний мужчина, хотя к тому времени ему едва минуло 28 лет. Все это яко бы произошло за два года отсутствия Петра в России.

21.Если исторические документы не врут, император обладал ростом, которому могут позавидовать многие современные баскетболисты – больше 2-х метров.

22.При таком высоком росте, тем более удивительно, что он имел «скромный» размер обуви: 38-й.

23.Странно, что легендарный правитель Российской империи не мог похвастаться и крепким телосложением. Как удалось выяснить историкам, Пётр 1 носил одежду 48-го размера. Описания внешности самодержца, оставленные его современниками, свидетельствуют, что он был узкоплечим и имел непропорционально маленькую голову.

24.Царь Пётр 1 принадлежал к числу яростных противников алкоголизма. К борьбе с пьянством своих подданных владыка в 1714 году приступил с присущим ему юмором. Он придумал «награждать» неисправимых алкоголиков медалями. Пожалуй, мировая история не знала более тяжелой медали, чем та, которая была изобретена императором-шутником. Для ее создания использовался чугун, даже без цепи подобное изделие весило около 7 кг или даже чуть больше. Награда вручалась в полицейском участке, куда доставляли алкоголиков. Ее водружали на шею, используя цепи. Причем надежно закрепляли, исключая самостоятельное снятие. Награжденный пьяница должен был проходить в таком виде на протяжении недели.

25.Усомниться в достоверности того, что Пётр 1 был высокого роста, заставляет ряд вполне очевидных фактов. Посетив музеи страны, в экспозициях которых представлены личные вещи, одежда (48 размера!) и обувь государя, нетрудно убедиться в том, что ими невозможно было бы пользоваться, будь рост Петр 1 действительно столь значительного роста. Они были бы попросту малы. На ту же мысль наводят и несколько сохранившихся его кроватей, на которых при росте, превышавшем 2 м, пришлось бы спать сидя. Кстати, подлинные образцы обуви царя позволяют с абсолютной точностью определить размер ноги Петра 1. Так вот, установлено, что в наши дни он бы покупал себе обувь… 39 размера! Ещё одним аргументом, косвенно опровергающим общепринятое представление о росте царя, может служить чучело его любимой лошади Лизетты, представленное в Санкт-Петербургском зоологическом музее. Лошадка была довольно приземистой, и высокому наезднику на ней было бы неудобно. И, наконец, последнее: мог ли Пётр 1 генетически достигнуть такого роста, если все его предки, о которых имеются достаточно полные сведения, не отличались особыми физическими параметрами?

26.Что могло породить легенду об уникальном росте царя? Научно доказано, что в процессе эволюции за последние 300 лет рост людей увеличился в среднем на 10-15 см. Это позволяет предположить, что государь был действительно значительно выше окружающих и считался необычайно рослым мужчиной, но не по нынешним, а по тем, давно ушедшим в прошлое меркам, когда вполне нормальным считался рост в 155 см. Сегодня же размер ноги Петра 1, установленный по образцам обуви, приводит к выводу, что едва ли его рост превышал 170-180 см.

27.Издав в октябре 1696 года свой знаменитый указ «Морским судам быть», он очень быстро убедился в том, что, кроме энтузиазма и денежных вложений, для успеха начатого дела требуются знания в области судостроения и судовождения. Именно по этой причине в составе российского посольства (но инкогнито) он отправился в Голландию, входившую тогда в число ведущих морских держав мира. Там, в небольшом портовом городе Саардаме, Петр 1 прошел курс плотничества и судостроения, вполне резонно рассудив, что прежде чем требовать от других, надо самому постичь секреты ремесла.

28. Так, в августе 1697 года на верфи, принадлежавшей голландскому судостроителю Линстру Рогге, появился новый рабочий Пётр Михайлов, чертами лица и молодецкой осанкой необычайно похожий на русского царя. Впрочем, подозрений ни у кого не возникло, тем более что голландцы едва ли могли представить себе монарха в рабочем фартуке и с топором в руках.

29.Этот зарубежный вояж государя значительно обогатил палитру российской жизни, поскольку многое из того, что ему довелось там увидеть, он постарался перенести в Россию. Например, Голландия была именно той страной, откуда Петр 1 привез картофель. Кроме того, из этого небольшого государства, омываемого Северным морем, в Россию тех лет попали табак, кофе, луковицы тюльпанов, а также огромный набор хирургических инструментов. Кстати, идея заставить подданных брить бороды родилась у государя также во время посещения Голландии.

30. Следует отметить пристрастие царя к целому ряду занятий, не характерных для прочих августейших особ. Общеизвестна, например, его страсть к токарному делу. До сих пор посетители Санкт-Петербургского музея «Домик Петра I» могут увидеть станок, на котором государь собственноручно вытачивал различные деревянные поделки.

31.Важным шагом на пути приобщения России к стандартам, принятым в Европе, стало введение при Петре 1 юлианского календаря. Прежнее летоисчисление, берущее начало от сотворения мира, стало весьма неудобным в реалиях жизни наступавшего XVIII века. В связи с этим 15 декабря 1699 года царь издал Указ, в соответствии с которым счёт годам стали вести в соответствии с общепринятым за рубежом календарём, введённым в употребление ещё римским императором Юлием Цезарем. Таким образом, 1 января Россия вместе со всем цивилизованным миром вступила не в 7208 год от Сотворения мира, а в 1700-й от Рождества Христова.

32.Тогда же вышел и Указ Петра 1 о праздновании Нового года в первый день января, а не в сентябре, как это было прежде. Одним из нововведений стал и обычай украшать дома новогодними ёлками.

33.Многие интересные факты про Петра 1 связаны с его увлечениями, среди которых попадались и весьма необычные. Петр I увлекался медициной. Он пробовал себя в хирургии и активно изучал анатомию человеческого тела. Но больше всего царя увлекала стоматология. Ему нравилось выдирать больные зубы. Известно, что с помощью инструментов, привезённых из Голландии, он нередко удалял больные зубы своим царедворцам. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и их здоровые зубы.

34. Император в совершенстве владел четырнадцатью ремеслами. Однако далеко не все ремесла, которые пытался за свою долгую жизнь освоить Петр, ему покорялись. Одно время император пытался научиться плести лапти, но у него ничего не вышло. С тех пор он почтительно относился к «мудрецам», сумевшим овладеть наукой, показавшейся ему такой сложной.

35.Поведение, внешний вид, привычки подданных – едва ли осталась сфера человеческой жизни, которую своими указами не затронул Петр 1.

36.Наибольшее возмущение бояр вызвало его распоряжение, касающееся бород. Правитель, желавший установить в России европейские порядки, безапелляционно повелел сбривать растительность на лице. Протестующие вынуждены были со временем покориться, так как в противном случае их ждал огромный налог.

37. Издал самый знаменитый царь и множество других юмористических указов. К примеру, одним из его распоряжений оказался запрет назначать людей с рыжими волосами на государственные посты.

38.Сумел он прославиться и в качестве борца с национальными костюмами. Интересные факты из жизни государя подтверждают, что среди его указов присутствует распоряжение о ношении европейской одежды. Именно он вынудил прекрасный пол облачиться в декольтированные платья взамен сарафанов, а мужчин - в камзолы и укороченные штаны.

39.Многие замечательные вещи никогда бы не появились в России, если бы не Петр 1. Интересные факты связаны с картошкой. Обитатели нашей страны не были знакомы с этим овощем, пока царь не привез его из Голландии. Первые попытки внедрить картошку в качестве повседневной пищи оказались провальными. Крестьяне пытались есть ее в сыром виде, не догадываясь запечь или сварить, и в результате отказывались от этого вкусного и питательного овоща. Также во времена Петра I впервые завезен на территорию России рис.

40.Тюльпаны – красивые цветы, выращивание которых в государстве также началось по желанию Петра Великого. Луковицы этих растений самодержец доставил в страну из Голландии, где он провел достаточно много времени. Императором даже была организована «садовая контора», главной целью которой было внедрение заморских цветов.

41. Первый музей Кунсткамера был основан Петром, где содержатся его личные коллекции, привезенные из разных уголков мира. В Летний дворец были перевезены все коллекции царя в 1714 году. Так был создан музей Кунсткамера. Все, кто посещали Кунсткамеру, бесплатно получали спиртное.

42. Екатерина І имела множество интрижек и часто изменяла царю. Любовнику жены царя, Виллиму Монсу, 13 ноября 1724 был вынесен смертный приговор - он казнён через отсечение головы 16 ноября в Петербурге, а его голову заспиртовали и поставили в спальне царицы.

43.Царь издал указ: всех воров, которые украли из государственной казны больше стоимости веревки, должны были повесить на этой веревке.

44. Пётр 1 на приеме в Германии не умел пользоваться салфетками и ел все руками, чем поразил принцесс своей неуклюжестью.

45. Петр сумел сделать отличную военную карьеру и в результате стать адмиралом российского, голландского, английского и датского флотов.

46. Морское и военное дело были любимыми сферами царя. Петр основал в России регулярный флот и армию. Он постоянно учился и получал новые знания в этих областях. Морская академия в России была основана царем в 1714 году.

47. Царь ввел налог на бани, которые находились в частной собственности. При этом поощрялось развитие бань общего пользования.

48. В 1702 году Петру I удалось взять мощные шведские крепости. В 1705 году благодаря усилиям царя Россия получила выход в Балтийское море. В 1709 году состоялась легендарная Полтавская битва, которая принесла большую славу Петру 1.

49. Усиление военной мощи российского государства являлось делом всей жизни императора. За правление Петра I была введена обязательная воинская повинность. Для создания армии проводился сбор налогов с местных жителей. Регулярная армия начали действовать в России с 1699 года.

50. Император достиг больших успехов в навигации и судостроении. Также он был прекрасным садовником, каменщиком, умел делать часы и рисовать. Ещё Петр 1 часто удивлял всех своей виртуозной игрой на фортепиано.

51. Царем была выдана грамота, которой запрещалось женам забирать пьяных мужчин с пивнушек. Кроме того, царь был против женщин на корабле, и брали их только в крайнем случае.

52. При Великом Петре было проведено несколько успешных реформ в образовании, медицине, промышленной и финансовой сфере. Была открыта первая гимназия и множество школ для детей за время правления Петра I.

53. Петр был первым, кто совершил далекое путешествие в западноевропейские страны. Петр 1 позволил России в дальнейшем вести полноценную внешнеэкономическую политику благодаря его прогрессивным реформам.

54. Одним из направлений деятельности Петра I было создание мощного флота на Азовском море, что в результате удалось ему. Выход к Балтийскому морю специально был построен для развития торговли. Императору удалось завоевать берег Каспийского моря и присоединить Камчатку.

55. Строительство Санкт-Петербурга было начато в 1703 году по приказу царя. Только в Петербурге было разрешено строить каменные дома с 1703 года. Император приложил много усилий, чтобы превратить Санкт-Петербург в культурную столицу России.

56. Царю было предложено выбрать титул «император Востока», от которого он отказался.

57. Сегодня не известна точная причина смерти царя. По одним данным Пётр страдал заболеванием мочевого пузыря. По другим – он заболел тяжёлой пневмонией. Царь до последнего дня продолжал править государством, несмотря на сильную болезнь. Пётр 1 умер в 1725 году. Он похоронен в Петропавловском соборе.

58. Царь не успел написать завещание, при этом оставил серьезный след в истории Российской империи. Екатерине 1 перешло правление Российской империей после смерти Петра. После смерти царя началась эпоха дворцовых переворотов.

59. Во многих ведущих странах были возведены памятники Петру 1. Медный всадник в Санкт-Петербурге является одним из известных памятников Петру 1.

60. После смерти царя в его честь стали называть города.

фото из интернета

На просторах интернета, как грится, обнаружила интереснейшие заметки по поводу некоторых антропологических мифов. По-моему, это прекрасно! Но пришлось немного сократить и подредактировать, потому что тяжело читать с пробелами не на месте и дурацкими ошибками. Хотя может быть и зря:)

Хотелось бы привлечь внимание к такому явлению как рост человека, потому что именно в росте людей сокрыта тайна истории. Мы начнем с того, что сын выше отца, для сомневающихся приведем факты: обьявление в газете г.Москва, наем на работу на телеграф в 1914 г. "Требуются на работу ВЫСОКИЕ девушки ростом 1м 60см".Сегодня подобные обьявления вызовут только недоумение, но во времена начала 20 века это было естественным и девушка ростом 1м 60см казалась высокой. Да, таких "казусов" можно найти множество, посмотрите хотя бы на квартиры 19 века или особняки дворян, для нас они очень тесные, но для жителей 19 века,они были очень просторными хоромами, потому что рост их составлял в среднем 1 метр, люди 19 века были оченнь мелки по отношению к нам, современный житель Москвы, сегодня ломает потолки и все перестраивает чтобы это все подошло под его рост.Любой интересуещейся историей может посмотреть на картину "Фонтан Треви в Риме",в картине запечатлен эпизод посещения папы Бенидикта 14 только что сооруженного фонтана и сравнить ее с современными фото. Что мы видим? Люди в два раза меньше современных людей, и это естественно,потому что "СЫН ВЫШЕ ОТЦА " подобных картин множество, это же касается и спорта, растут рекорды, потому что растет человек. Физические данные атлетов прошлых лет сегодня скрываются или фальсифицируются, вообще рост известных людей преувеличивается. В 60 г. дватцатого века тема роста человека обсуждалась в прессе, но была закрыта,я думаю Вы понимаете почему.


Рост человека неотемлем от его старения, почитаем у Пушкина в "Маленьких трагедиях" "...сколько лет тебе?- "осьмнадцать"-ты молода и будешь молода лет пять иль шесть....потом в косе твоей мелькнет седина и назовут тебя старухой", около 25 лет женщина считалась поседевшей старухой,естественно и мужчина был таким же и как результат их протяженность жизни была соответствующей. Еще пример из П.Мериме "..вошла сороколетняя старуха..". Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" 20-ти летний Грушницкий претендовал на отпечатки страстей на своем лице, и Печорин уколол его тем, что он моложав, для наших современников все это должно показаться странным и нелепым и Печорина никто бы не понял. Во времена Лермонтова все это было естественным и понятным, 20-летний был уже зрелым мужчиной и замечания Печорина выглядели в те времена оскорблением. Каким был сам Печорин? Мы можем теперь это представить: мужчина средних лет со следами "страстей" на лице, то есть морщины и соответствующие выражение, нажитое за годы порочной жизни при дворе Санкт-Петербурга. Какова была княжна Мери? В нашем понимании она была молода и разборчивость Печорина нам непонятна(его тяга к свободе - сомнительный аргумент, он просто типичный неудачник). Княгиня, мать Мэри, зная, что Печорин прохвост, тем не менее хочет его бракосочетания с Мери? почему? а очень просто! потому что княжна стара (в прямом смысле), то есть засидевшаяся, и даже такой как Печорин становится выгодной партией. Примерно похожие ситуации с возрастом и в произведениях Шекспира "Ромео и Джульета". Джульетте 14 лет, ее мать в этом возрасте уже имела детей, то же самое говорит и жених Джульетты Парис "..я знал куда моложе матерей..", ответ на эту фразу отца Джульетты также странен:"..эти-то и старятся скорей.." То есть можно представить время взросления персонажей пьесы, которое для нас является аномальным. Если посмотреть на написание хроник Франции о событиях во времена Варфоломеевской ночи, их действующие лица королевской крови имеют возраст в среднем 14-15 лет и занимаются интригами, королева Марго в этом возрасте уже знает медицину и иностранные языки, с нашими современниками это просто несовместимо, но хорошо вписывается в 19 век, конечно если учитывать теорию роста человека, прирост 20-25 см в 100 лет, и соответственно с ним продолжительность жизни людей увеличивается раза в два.

Явления, когда жители прошлого были маленького роста, при изучении архитектуры и живописи можно встретить повсеместно, например, во Франции есть такие Шкафы для спанья, нас хотят убедить, что в них спали сидя, такое утверждение не выдерживает никакой критики, ну кто может спать сидя? никто. Поэтому по спальным местам можно определить рост местного населения. Или наример, для сомневающихся, кто не видел замков. Кинофильм "ФанФан Тюльпан", посмотрите на интерьеры замка, куда проник Тюльпан, в двери еле проходят актеры, и это 50 годы, и в фильме Тюльпана похвалили за высокий рост, около 1 метр 60 см.(во Франции 50 г. подобный индивидуум был высоким человеком, а что говорить о современной Франции). Отсюда вывод: ну кто в королевском замке, если принять версию современных историков будет ходить в подобные двери? никто кроме их самих. Подобные сцены можно наблюдать по всему фильму, например, сцена в монастыре, где актеры смотрятся просто гигантами, и все это они хотят чтобы мы воспринимали как должное. Но это просто фильм, а для путешествующих по миру таких фактов, когда человек прошлого был очень мал по отношению к современному, просто масса. Еще один факт - квартира сказочника Андерсена, он славился своим высоким ростом среди своих современников, если мы войдем в его сохранившуюся квартиру, мы удивимся ее размерам, сегодня в ней могут жить разве что карлики.
Вот примерные соотношения роста людей и их жизнь в плане замужества.
Дата рождения Рост мужчины. Замужество.
20 век. В 18-26 .Продолжительность жизни 65-85 лет.
1960-65 175-180
1935-40 170-175
1910-15 165-170
19 век.
1885-90 160-165 Жизнь:45-65 лет Замужество:16-23 лет
1860-65 155-160 1835-40 150-155 1810-15 145-150
18 век
1785-1790 140-145 Жизнь: 40- 55 лет. Замужество:16-23 лет
1760-1765 135-140
1735-1740 130-135
1710-1715 125-130
17 век.
120-125 Жизнь:35-45 лет. 115-120 Замужество:8-14лет. 110-115 105-110 100-105

С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и тд. Например, аршин равен длине человеческого шага, в современном понимании это примерно 77см. Но учитывая, что человек середины 19 века был примерно в среднем 150 см,можно вычислить его шаг он будет не равен шагу человека 2000г., отсюда вывод: аршин 2000г. и 1850г. будут различны по длине, а что уж говорить о 1750 г. Поэтому если вам приводят размеры неких исторических деятелей прошлого, и приводят вам их рост, нужно помнить о том, что мною только что было написано, иначе непременно впадете в заблуждение.

Небольшое отступление: сейчас в саду Эрмитаж "в Москве (17.05.2008г.) проводится выставка костюма начала 20 века, так вот на вопрос корреспондента ТВ можно ли померить эти костюмы, прозвучал ответ искусствоведа А.Васильева, владельца коллекции, что нет, так как костюмы очень малы размером, а обувь не больше 35.
Ну и еще, домик Петра 1, всем известный. Историки утверждают в один голос, что рост царя за два метра, но посмотрите на двери этого жилища, они малы до безобразия, неужели царь входил бы в подобную дверь? в особенности учитывая его крутой нрав и пьянство? пару раз ударившись о косяк двери, он наверняка бы развалил всю эту ничтожную хибару, и она бы до своих потомков не дошла. Но домик стоит и здравствует, значит Петр 1 скользил там как белка, и ему там было просторно, как нам на вокзале.
Пришло время наконец-то выяснить настоящий рост Петра, некоторые историки называют 2.20см, некоторые пониже, некоторые повыше, но суть одна - очень огромный даже по нашим меркам рост. Первый вопрос, который возникает сразу, откуда такие выводы и второй, что сохранилось от Петра 1? Первое - это конечно документы, которые утверждают, что он был высок по сравнению со своими современниками, здесь сказать против ничего нельзя, но когда называют его рост в соответствии с принятой сегодня шкалой измерения, то сразу становится ясна их позиция - фальсификация, намеренное путание мер и длин!
Второе, что сохранилось от Петра 1? Сохранились его сапоги, перчатки, кровать, конь, если вы эти вещи возьмете и поставите перед человеком, у которого рост за два метра, и скажете ему: пользуйтесь! он на вас посмотрит как на сумасшедшего, потому что эти веши очень малы. Но всем эти вещи выставляются прямо перед носом, и все этот абсурд поглощают, художник Шемякин этот абсурд даже изобразил в скульптуре, который мы сегодня можем наблюдать.

Войдем в Зоологический музей в Петербурге и посмотрим на экспонат "лошадь Петра 1, Лизетта", высота лошади примерно 1- 1,20см., это любимая лошадь царя, на ней он участвовал в Полтавской битве, реставраторы чтобы скрыть это недоразумение, то есть рост коня, придумывают разные уловки: то перетянули чучело,то оно усохло итд итп., но задача их естественно понятна - скрыть факт что Петр 1 относительно нас был очень мал. Посмотрим на картину "Полтавская битва" кисти Дениса Мартена, Петр 1 на ней изображен именно на коне Лизетта, потому что известно, что на нем он учавствовал в Полтавской битве. Посмотрите сегодня на чучело Лизетты и вы можете представить рост Петра 1. Войдем в домик Петра 1, первое что нам бросится в глаза, домик очень мал, наши дачи выглядят посолиднее, а двери просто для карликов, но когда вы войдете вовнутрь, то сможете увидеть, что кровать там также для карликов А как же 2-х метровый рост царя? восклицает недоуменный посетитель. Ничего страшного, говорит ему экскурсовод, Петр 1 входил сюда сильно нагибаясь, а на кровати спал сидя. А жена царя спала в углу на соломе, возможно тоже сидя, так как рядом с Петей находиться было невозможно, по причине ужасной тесноты и частых его падений на пол. Кстати подобная напасть терзала и все августейшие дворы Европы, из-за безобразно малых кроватей, на которых они также спали сидя, из-за всего этого возникло множество политических передряг, но осуждать их не нужно, вспомните себя на вокзале, изнывающем в тесном кресле, но у вас одна ночь, а у царей вся жизнь. Но вернемся к Петру1, применим метод экстраполяции, и нам все станет понятно, царь родился 1676г. ум.1725г. Для высоких людей это соответствует росту примерно 120 см. Посмотрите на лошадь Лизетту,и представте рядом с ней человека такого роста, все становится на свои места, и шкафы для спаньяи мизерные покои аристократови их кареты, и платья. Исходя из выше сказанного можно предположить, рост Петра первого был 120-130 см, для того времени это был действительно гигант и сказать здесь больше нечего.

Современный человек в костюме Петра1 с трудом помещается на диванчике царя:)

Если отправиться в Исторический музей в Москве и более внимательно посмотреть на экспонаты, зная что люди прошлого были малы относительно нас (Естественно это касается,всего живого,а не только людей), можно заметить много интересного, например выставленные миниатюрные сани, мечи с "детскими" рукоятями, ворота города, висящие на стене, вы представте, ворота города висят на обычной стене, хотите повесить у себя в квартире целые городские ворота? не пугайтесь Эти ворота в вашу квартиру влезут. Очень интересна шинель генерала 19 века, посетители в недоумении останавливаются рядом, удивляясь ее размеру, который сответствует современному школьнику младших классов. На юге России мне довелось побывать на старом заброшенном кладбище, захоронения конца 19 по 50 годы 20 века, через него проводили водопровод. Почва там глинистая и в траншее были видны остатки гробов, они были на разных уровнях во множестве, было такое впечатление, что это детское кладбище, на столько малы были эти отверстия от гробов. Целые склады "древних" саркофагов существуют в Египте их размеры в среднем один метр, вообще свидетельств малого роста людей множество и это естественно.

Существует ошибочное мнение, что дескать аристократы прошлого, люди высшего общества имели маленькие руки, маленький размер ног итд при росте современных людей, ну в общем красивы и изысканны, не то что народ, и часто приводится как аргумент в доказательство этого суждения сохранившиеся их туфельки, перчатки, аксесуары, посмотрите какие вы современные барышни неаристократичные. Но при ближайшем рассмотрении эта сложившаяся ситуация оказывается очередным мифом. Их рост оказывается имеет соответствие с размером их ног, все по законам природы.
Все-таки нужно коснуться более подробно, такой части истории как мера длинны, именно на ней спекулируют историки, составляют графики роста людей вплоть до древнего Египта, и называют параметры роста людей или наоборот их мельчания в "метрах". Правомерно ли это? и с какой стати например рост Петра1 заявлен как 220 см, а не 320 см? откуда все эти цифры взяты? если попытаться разобраться, то выяснится, что оказывается, все эти измерения взяты буквально с "потолка". Что нам например даст такая информация, как рост некоего индивидуума был 2 аршина 4 вершка, а именно так было в России до 1900 года, ничего.А если вас попросят произвести все это в метрическую систему, то здесь вы сталкнетесь с таким клубком противоречий, что и концов не найдешь.
Можно с уверенностью сказать, мы живем в мире метрического произвола и хаоса, а чтобы в нем разобраться, нужно применить систему экстраполяции, и рост всего живого, и в том числе человека, станет ясен.

В качестве отступления курьезы: какие аргументы приводят историки чтобы объяснить маленькие размеры замков:
1. Им, жильцам, скучно было, они проводили все свободное время на природе, это мы сидим в квартирах потому что телевизор, и нам поэтому нужна большая квартира, а им феодалам это не нужно было, они жили на природе, а замок это чтобы переначевать, почему и теснились, любовь к природе в ущерб комфорту.
2.Холодно было аристократам-феодалам, натопить большие апортаменты невозможно, поэтому и ютились, и строили поэтому мелкие комнаты, а в 19 веке почему-то дрова нашлись и стали они строить хоромы, но на этот казус комментариев вы не дождетесь.
3.В замках, оказывается, строили маленькие окошки, потому что боялись залета стрел. Ну а потом они а почему-то стали делать широкие окна, хотя пуля смертоносней стрелы, видимо, что-то с ними случилось, войн меньше не стало, но тем не менее, с ними что-то произошло, что, история об этом умалчивает.

Сегодня в Москве сносятся десятки старинных домов, но еще кое что сохранилось. Ул.Малая Дмитровка, дом где жил А.Чехов, с фасада обычный дом, маленький - два этажа с балконом, все бы ничего, если бы он не разделился на три этажа в задней его части, если войти вовнутрь дома, то вы попадете в "шкафландию".
Перейдем улицу, пройдем по переулку и увидим особняк 19 века, сейчас он весь в лесах, чем здесь занимаются? Ага, поднимают потолки на 3 этаже, и не удивительно, ведь в старых помещениях существовать современным людям было бы проблематично. В Европе та же практика, фасад оставляют, внутренности ломают, почему? да потому что люди выросли и помещения им нужны большего размера.
Но оставим это место и пойдем дальше, совсем рядом дом Нащекина, друга Пушкина, именно там собиралась компания всех известных нам друзей поэта, чем нас встречает дом? конечно маленькой дверью. Представте на мгновенье - идет в гости к Нащекину Н.Н.Раевский, высокий человек, военный, рост наверняка не ниже 185 см, чем занимается Раевский? конечно читает возвышенные стихи Пушкина, ну и вскорости открывает дверь в дом Нащекина, шелковый цилиндр, цепляясь за косяк двери, падает в грязь, возвышенные стихи Пушкина сменяются его же, но только матными. Бедные друзья Нащекина, им можно только посочувствовать, но только не Пушкину, у него рост был 160 см, ай да Пушкин... Но на самом деле никому сочувствовать не надо, российское дворянство всегда было экстремальным, что там разбитые лбы, этим грешил еще царь Петр 1, а его батюшка застревал в дверях в своей собольей шубе как Вини Пух в гостях у кролика...

Удивительным в нашей истории является путешествия дворянства "на воды", в Пятигорск. Итак, Н.Н.Раевский отправился на воды в начале марта, на улице распутица, непогода, ехать на перекладных - это небольшое удовольствие, да еще с семейством, Екатерина, Софья, Мария и Елена, да еще доктор и гувернантка, и в привесок Пушкин. Конечно Раевский в начале его брать не хотел,такая слава бабника, а тут дочери-красотки, но тем не менее Раевский любил стихи, а Пушкин обязался читать ему оные на каждом привале, о чем впоследствии горько сожалел. Как-то доехали они до Роства, прошел месяц путешествия, этот месяц был ужасен, бытовая неустроенность взяла свое, вспыльчивый Раевский несколько раз вызывал Пушкина на дуэль, но все кончалось мирно, все-таки он любил стихи... Но самое ужасное было впереди, поломанные колеса, дикие степи, бездорожье, страшные калмыки, но компанию все это не смущало, там впереди маячил призрак благотворного нарзана, этой легенды Петербурга,"вперед, вперед", воскликнул боевой генерал и они углубились в неизведанные калмыкские степи.Целых два месяца благородная компания шла к Пятигорску, как они двигались нейзвестно, были слухи, что они работали в неволе у какого-то разбойника на бахче, но это возможно неправда, как бы то ни было прибыли они в Пятигорск. А здесь оказывается все свои, хаты заняли сановники из Петербурга, но одна пустовала - "дом" герцога Ришелье, было это 6 июня. Пушкин был верен своей природе и легко соблазнил дочь местного начальника Бороздина, Марию или Екатерину, история об этом умалчивает. Но что примечательно, Раевский прогуливаясь по одной единственной улице этого хутора встретил княгиню Лиговскую, вот их разговор:"И вы здесь матушка, как добрались?", "а вы милый Раевский?", "три месяца ехал", "ну нам за вами молодыми не угнаться, я целых 6 месяцев добиралась, да и все такая больная. Княжна не доехала, похоронили у дороги" Это был типичный разговор путешественников того времени, как бы фантастично все это нам не казалось, но дворяне прошлого шли на немыслимые жертвы, их не пугала ни война на Кавказе, ни дорожные невзгоды, ни болезни своего тела, ни сотни верст бездорожья в дождь и пургу на деревянных телегах, ничего, лишь бы выпить живительного нарзану и поесть винограду. Что и говорить, экстремалы. Но тем не менее это было, а вы что не верите?

Вообще с ростом человека связанна некая странность,при изучении архитектуры складывается впечатление что значимые сооружения строились на вырост, видимо старые архитекторы знали, что человек растет, я сравнивал соборы Италии на старых картинах,где изображены люди, и эти же соборы на современных фото, я имею в виду внутренние помещения, так вот современные люди почти в два раза выше, и они в них смотрятся органично, и окна стали им под их рост, а их пращуры не доставали головой и до подоконника. Раньше в России был такой обычай - сидеть и смотреть в окно, на первый взгляд здесь нет ничего необычного, поставь стул и смотри, но в прошлом для этой процедуры строили помост, я думаю что критерии строительства были другие, сегодня они нарушены, и в результате мы имем хрущевки, или сегодняшние новостройки, спроектированные в 70 годы на Западе, устаревшие и в принципе непригодные для роста современных людей.

Вы конечно видели фильмы начала 20 века, нас хотят убедить, что быстрая сьемка,то есть когда персонажи двигались быстро, была огрехом техники прошлого, но на поверку это оказывается не так, а именно, люди прошлого именно так видели объекты, им они казались естественными, а нам они же кажутся убыстренными, этот эффект продолжается до наших дней, и он кстати, на нас имеет воздействие,мнапример я просматривал фильм "Глинка", вначале герои двигались быстро, потом естественно, сработал психологический эффект внушения, и герои стали двигаться медленнее. Когда фильм закончился пошла реклама, актеры ее как будто стали плавать. Здесь нет ничего удивительного, восприятие не успело перестроиться с одного объекта на другой, и поэтому возник эффект плавания. Но возникает в связи с этим одно "но": просматривая фильмы прошлого, мы замечаем странную закономерность, чем ближе к нам во времени снят фильм тем движения актеров становятся плавнее, кстати по этому признаку можно примерно датировать сьемку фильма, что я с успехом и применяю, оказались интересные выводы, многие фильмы не соответствуют датам их выпуска, мои выводы подтвердились также несоответствию старения актеров, например артист за десять лет не изменился, не отсюда ли период малокартинья в 40-50 годы? когда на самом деле были сняты фильмы 30-40 годов? Странность в движених артистов можно наблюдать вплоть до 80-ых годов, далее наш глаз уже движение не различает. Но если вернуться в начало 20 века, можно заметить, что люди там движуться иначе чем мы, траектория их движения иная, это можно заметить по их бегу, и по прыжкам по ступеням, не двигались ли люди прошлого по другому? не меняется ли вместе с ростом людей и некая физическая кастанта мира?
Да времени прошло мало, но необходимо сознавать, что наше понимание реальности привязано к определенной шкале состоящей из годов... и секунд, но количество происходящих за это время событий, помещающихся в конечные отрезки времени, различны, то есть сегодня мы за некий промежуток времени, то есть, за час сделаем намного меньше действий, чем человек прошлого, исходя из этого нужно осознавать, что Лермонтов в 14 лет вполне мог осуществить то, что современному человеку соответствовало в 30 лет. То, что прошло очень мало времени, а динамика изменилась, стало заметно только благодаря кино, иначе бы никто этого эффекта не заметил, но тем не менЕе происходит постоянное замедление линейного времени, мы как бы остановились по отношению к прошлому. Интересно замечание одного спортивного комМентатора по волейболу "Пожалуйста, зависни еще немного". Приближается момент некоего нулевого времени или некой "Перезагрузки" нашей реальности,с точки которой начнется ход Истории вспять...

На просторах интернета, как грится, обнаружила интереснейшие заметки по поводу некоторых антропологических мифов. По-моему, это прекрасно! Но пришлось немного сократить и подредактировать, потому что тяжело читать с пробелами не на месте и дурацкими ошибками. Хотя может быть и зря:)

Хотелось бы привлечь внимание к такому явлению как рост человека, потому что именно в росте людей сокрыта тайна истории. Мы начнем с того, что сын выше отца, для сомневающихся приведем факты: обьявление в газете г.Москва, наем на работу на телеграф в 1914 г. "Требуются на работу ВЫСОКИЕ девушки ростом 1м 60см".Сегодня подобные обьявления вызовут только недоумение, но во времена начала 20 века это было естественным и девушка ростом 1м 60см казалась высокой. Да, таких "казусов" можно найти множество, посмотрите хотя бы на квартиры 19 века или особняки дворян, для нас они очень тесные, но для жителей 19 века,они были очень просторными хоромами, потому что рост их составлял в среднем 1 метр, люди 19 века были оченнь мелки по отношению к нам, современный житель Москвы, сегодня ломает потолки и все перестраивает чтобы это все подошло под его рост.Любой интересуещейся историей может посмотреть на картину "Фонтан Треви в Риме",в картине запечатлен эпизод посещения папы Бенидикта 14 только что сооруженного фонтана и сравнить ее с современными фото. Что мы видим? Люди в два раза меньше современных людей, и это естественно,потому что "СЫН ВЫШЕ ОТЦА " подобных картин множество, это же касается и спорта, растут рекорды, потому что растет человек. Физические данные атлетов прошлых лет сегодня скрываются или фальсифицируются, вообще рост известных людей преувеличивается. В 60 г. дватцатого века тема роста человека обсуждалась в прессе, но была закрыта,я думаю Вы понимаете почему.



Рост человека неотемлем от его старения, почитаем у Пушкина в "Маленьких трагедиях" "...сколько лет тебе?- "осьмнадцать"-ты молода и будешь молода лет пять иль шесть....потом в косе твоей мелькнет седина и назовут тебя старухой", около 25 лет женщина считалась поседевшей старухой,естественно и мужчина был таким же и как результат их протяженность жизни была соответствующей. Еще пример из П.Мериме "..вошла сороколетняя старуха..". Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" 20-ти летний Грушницкий претендовал на отпечатки страстей на своем лице, и Печорин уколол его тем, что он моложав, для наших современников все это должно показаться странным и нелепым и Печорина никто бы не понял. Во времена Лермонтова все это было естественным и понятным, 20-летний был уже зрелым мужчиной и замечания Печорина выглядели в те времена оскорблением. Каким был сам Печорин? Мы можем теперь это представить: мужчина средних лет со следами "страстей" на лице, то есть морщины и соответствующие выражение, нажитое за годы порочной жизни при дворе Санкт-Петербурга. Какова была княжна Мери? В нашем понимании она была молода и разборчивость Печорина нам непонятна(его тяга к свободе - сомнительный аргумент, он просто типичный неудачник). Княгиня, мать Мэри, зная, что Печорин прохвост, тем не менее хочет его бракосочетания с Мери? почему? а очень просто! потому что княжна стара (в прямом смысле), то есть засидевшаяся, и даже такой как Печорин становится выгодной партией. Примерно похожие ситуации с возрастом и в произведениях Шекспира "Ромео и Джульета". Джульетте 14 лет, ее мать в этом возрасте уже имела детей, то же самое говорит и жених Джульетты Парис "..я знал куда моложе матерей..", ответ на эту фразу отца Джульетты также странен:"..эти-то и старятся скорей.." То есть можно представить время взросления персонажей пьесы, которое для нас является аномальным. Если посмотреть на написание хроник Франции о событиях во времена Варфоломеевской ночи, их действующие лица королевской крови имеют возраст в среднем 14-15 лет и занимаются интригами, королева Марго в этом возрасте уже знает медицину и иностранные языки, с нашими современниками это просто несовместимо, но хорошо вписывается в 19 век, конечно если учитывать теорию роста человека, прирост 20-25 см в 100 лет, и соответственно с ним продолжительность жизни людей увеличивается раза в два.

Явления, когда жители прошлого были маленького роста, при изучении архитектуры и живописи можно встретить повсеместно, например, во Франции есть такие Шкафы для спанья, нас хотят убедить, что в них спали сидя, такое утверждение не выдерживает никакой критики, ну кто может спать сидя? никто. Поэтому по спальным местам можно определить рост местного населения. Или наример, для сомневающихся, кто не видел замков. Кинофильм "ФанФан Тюльпан", посмотрите на интерьеры замка, куда проник Тюльпан, в двери еле проходят актеры, и это 50 годы, и в фильме Тюльпана похвалили за высокий рост, около 1 метр 60 см.(во Франции 50 г. подобный индивидуум был высоким человеком, а что говорить о современной Франции). Отсюда вывод: ну кто в королевском замке, если принять версию современных историков будет ходить в подобные двери? никто кроме их самих. Подобные сцены можно наблюдать по всему фильму, например, сцена в монастыре, где актеры смотрятся просто гигантами, и все это они хотят чтобы мы воспринимали как должное. Но это просто фильм, а для путешествующих по миру таких фактов, когда человек прошлого был очень мал по отношению к современному, просто масса. Еще один факт - квартира сказочника Андерсена, он славился своим высоким ростом среди своих современников, если мы войдем в его сохранившуюся квартиру, мы удивимся ее размерам, сегодня в ней могут жить разве что карлики.
Вот примерные соотношения роста людей и их жизнь в плане замужества.

Был по собственной воле последним царем всея Руси и первым правителем Российской империи. Жизнь этого монарха преследует одна тайна. Его характер, традиции и навыки кардинально изменились после Великого посольства. Более того, лицо, фигура, вес и рост Петра 1 также вызывали много вопросов.

Детство будущего царя

Родился первый император всероссийский в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года. Где именно родился, неизвестно: одни указывают Теремной дворец Кремля, другие - село Коломенское. Его родителями были Алексей Михайлович и (царская пара). Мальчик был прямым претендентом на престол. Когда малышу исполнилось четыре года, его отец умер. Монархом был объявлен Фёдор Третий, который стал опекуном царевича. Его приход на престол отодвинул на задний план Наталью Нарышкину. Она вынуждена была отправиться в село Преображенское.

С детства Петра преследовали проблемы с образованием. Учителями выступали простые дьяки, которые мало понимали в науках, тогда как в Европе дворян учили выпускники университетов и самые светлые умы времени. Но мальчишка компенсировал недостаток знаний практическими талантами.

На шестом году правления царь Фёдор Третий умер. Его место мог занять слабый Иван, старший сын Алексея Михайловича от первой жены, или десятилетний Петр, сын от другой супруги. Выбор был сделан в пользу меньшего. Так, в 1682 году мальчик стал царем.

Несколько лет спустя народ разделился: одни любили монарха, другие ненавидели. Это было связано с его симпатией к Европе. Многие утверждали, что государя-батюшку подменили за рубежом. Об этом свидетельствовали многочисленные изменения, в том числе обсуждался рост Петра 1.

Внешние данные

С детства царь отличался удивительной красотой. Его внешностью восхищались все окружающие. Особенно поражал император своим гигантским ростом. В толпе его голова возвеличивалась над другими. Но, несмотря на высокий рост, Петр был худым и имел небольшой размер одежды. Узкие плечи, короткие руки и непропорционально маленькая голова выделяли его среди других. Волосы темные, коротко стриженные, на концах завивались.

На ранних портретах четко видно большую Многие считают, что после путешествия в Россию вернулся другой Петр 1. Рост, вес и даже возраст изменились. Исчезла и родинка.

Поездка в Европу

Считаясь с традициями, родные Ивана - Милославские - пожелали, чтобы их представитель занял трон. Поэтому в том же 1682 году обоих претендентов назвали правителями. Малого Петра отправили подальше от двора. В селах, где жил мальчик, он увлекался военным делом.

В 1689 году по желанию матери парень женился на нелюбимой девушке. Через несколько месяцев начал править единолично.

В 1697 году царь отправился в путешествие по Европе. Поехал в другие страны монарх инкогнито. За рубежом учился западному искусству правления, перенимал чужие законы и стиль жизни.

Вернувшись, близкие и друзья заметили, что и рост Петра 1 изменились. Мужчину назвали самозванцем.

Подмена монарха

Причин не доверять новому правителю было много. Абсолютно поменялась его политическая программа. Теперь он не ищет союзников против Турции, а направляет свой гнев в сторону агрессии Карла XII. Резко упало его духовное сознание. Слабеет знание русского языка. Отныне он презирает свой народ и игнорирует его традиции.

Неудивительно, что по стране ходили слухи о том, что царя подменили. Но если внутренние перемены могли действительно быть вызвано влиянием заграницы, то внешние изменения объяснить не решались. Существуют легенды, что царь вернулся великаном. Рост Петра 1 в см по некоторым данным достигал 220. Другие источники ставят правителя под планку в 2 метра.

Физические и духовные перемены

Найдено много доказательств того, что царь был самозванцем. Одно из главных - телосложение. До Великого посольства император был среднего роста, склонный к полноте. Приехал из заграницы человек ростом 204 сантиметра.

Генетически царь не мог дорасти до такой высоты. Родители, как и деды, не отличались такими параметрами. В те времена человек ростом в два метра считался гигантом. В связи с изменением тела государь попросил заменить ему весь гардероб. С тех пор он надевал исключительно европейские наряды, пренебрегая российской одеждой.

Проследить изменения можно и на портретах, где изображен Петр 1 в полный рост до и после 1698 года.

Стоит заметить, что сразу после возвращения домой царь, даже не встретившись с женой, отослал ее в монастырь. Также, по свидетельствам летописцев, вернулся не 28-летний самодержец, а 40-летний мужчина. Поразительно упал моральный кодекс. Император буянил, пьянствовал, вел разгульную жизнь. Не слушал русскую музыку, а пропагандировал иностранные мотивы. Перенес столицу в Петербург, тогда как Москва считалась символом несокрушимости и единства российской нации.

Реальные факты

Ответ на вопрос о том, каков рост Петра 1 в см, сможет дать каждый мужчина. Для этого нужно посетить императорские покои, посмотреть на вещи и попробовать полежать в его постели.

Государя пугал придворных. Такая черта напрямую связана с его ростом. Двери имений делали стандартных размеров, поэтому для того, чтобы войти в помещение, великану высотой в два метра приходилось пригибаться. Многие историки считают, что, принимая во внимание крутой нрав, о котором ходили легенды, царь не потерпел бы такого.

Каждый посетитель музея, где находятся вещи монарха, видел, что носил Петр 1. Рост, размер ноги можно определить по его одежде.

Отдельно можно отметить маленькие кровати. Царь с его мифическим ростом должен был бы спать сидя, а таким талантом мужчина не обладал.

Узнать истину поможет Зоологический музей Санкт-Петербурга. Там есть чучело любимого коня императора. Лизетта (такое имя дал ей царь) была среднего сложения. Человек, рост которого больше 200 сантиметров, не поместился бы на ней.

Разрушение легенд

О том, какого роста был Петр 1, совсем иное говорят современные исследователи. Есть историки, которые до сих пор ищут информацию о подмене царя. Написаны сотни статей о том, как и где именно произошла замена. Но эта информация - выдумки.

Наука утверждает, что за последние 200 лет в процессе вырос на 10 сантиметров. С каждым протяженность жизнь увеличивается, все позже начинается половое созревание. В девятнадцатом веке средний рост составлял 165-180 сантиметров. Но триста лет назад нормальными считались люди высотой 120-140 см.

Откуда же взялись данные о том, что рост Петра 1 равен 170 см, а лживого - 2 метра? Исследователи считают, что сантиметры добавляли потому, что люди прошлой эпохи были неправдоподобно низкими по сравнению с современниками. Именно на таких основаниях возникла легенда о замене царя.

Широко распространено мнение, что чем выше рост человека, тем больше его стопа и, соответственно, размер обуви. Например, кроссовки баскетболистов поражают своими размерами. Однако это не всегда так. К примеру, наш великий Петр Первый, обладая очень высоким ростом сильно за 2 метра, носил размер обуви всего лишь 38. На сегодняшний день это аномалия.

При том, что сапоги и ботфорты были все же больших размеров, Петр I одевал туфли 38 размера, а потом обувал свои огромные ботфорты.

Петр имел маленький размер ноги, которую имеет почти каждая женщина 21 века.

Что самое интересное, судя по его росту я бы сказал, что размер обуви у Петра I должен быть ну никак не менее 45. Вспомните, как Михалков Сергей Владимирович писал о своем дяде Стёпе: «Сорок пятого размера покупал он сапоги». Но факты говорят о другом.

В Петербурге есть весьма любопытный памятник из современных Михаила Шемякина, где скульптур не приукрашивая Петра Первого попытался изобразить его таким, как описывали современники.

Большой рост, маленькая голова, узкие плечи и… маленькие ступни ног. Ибо, именно размер ноги оказался у государя всего лишь 38 размера, и как пишут имел много неудобств во время ходьбы, потому опирался на толстенную трость и предпочитал бегать, чем ходить степенно. Ну по логике, за меньшее время преодолеть большее расстояние.

Памятник сей находится на территории Петропавловской крепости и по началу не был обнесен оградкой металлической.

Однако, туристы, в частности из дружественного нам Китая настолько полюбили эту скульптуру, что от желания сфотографироваться с великим Петром начали причинять некие разрушения. И было решено обнести скульптуру императора оградой от навязчивых «фотографов».

Документы, которые утверждают, что он был высок по сравнению со своими современниками, здесь сказать против ничего нельзя, но когда называют его рост в соответствии с принятой сегодня шкалой измерения, то сразу становится ясна их позиция — фальсификация, намеренное путание мер и длинн.

Выдержки из статьи:
Хотелось бы привлечь внимание к такому явлению как рост человека, потому что именно в росте людей сокрыта тайна истории. Мы начнем с того, что сын выше отца, для сомневающихся приведем факты: обьявление в газете г.Москва, наем на работу на телеграф в 1914 г. «Требуются на работу ВЫСОКИЕ девушки ростом 1м 60см». Сегодня подобные обьявления вызовут только недоумение, но во времена начала 20 века это было естественным и девушка ростом 1м 60см казалась высокой.

Существует мнение, что аристократы прошлого, люди высшего общества имели маленькие руки, маленький размер ног, ну в общем красивы и изысканны, не то что народ, и часто приводится, как аргумент в доказательство этого суждения, сохранившиеся их туфельки, перчатки, аксесуары.

-» Посмотрите какие вы современные барышни неаристократичные». Но, при ближайшем рассмотрении, эта сложившаяся ситуация оказывается очередным мифом. Их рост оказывается имеет соответствие с размером их ног, всё по законам природы.