Сословные (социальные) реформы Петра I – хронологическая таблица

1714 – Указ 23 марта 1714 «О единонаследии»: запрет дробления дворянских имений, они должны целиком передаваться одному наследнику. Этот же указ устраняет разницу между поместьями и вотчинами, которые отныне наследуются одинаково. Указы об обязательном обучении детей дворян, дьяков и подьячих. Запрет производить в офицеры дворян, не служивших рядовыми в гвардии.

1718 – Отмена холопства и состояния вольных гулящих людей посредством распространения податной и рекрутской повинности на оба эти состояния.

1721 – Разрешение «купецким людям» приобретать населённые имения к фабрикам. Указ о получении потомственного дворянства недворянами, дослужившимися в армии до обер-офицерского чина.

1722 – Составление ревизских сказок с равным занесением в них крепостных, холопов и лиц «промежуточных» свободных состояний: все они теперь уравниваются в социальном положении, как единое сословие. «Табель о рангах» ставит бюрократическую иерархию, принцип заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы.

Петр I. Портрет кисти Ж. М. Наттье, 1717

Административные реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение городского самоуправления: учреждение городских ратуш из выборных бурмистров и центральной Бурмистерской палаты в Москве.

1703 – Основание Петербурга.

1708 – Раздел России на восемь губерний.

1711 – Учреждение сената – нового высшего распорядительного органа России. Учреждение фискальной системы во главе с обер-фискалом для контроля за всеми отраслями администрации. Начало соединения уездов в провинции.

1713 – Введение на местах ландратов (дворянских советов при губернаторах, губернатор – лишь председатель их).

1714 – Перенос русской столицы в Петербург.

1718 – Учреждение (взамен старых московских приказов) коллегий (1718-1719) – новых высших административных органов по отраслям дел.

Здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Неизвестный художник третьей четверти XVIII века. По гравюре Е. Г. Внукова с рисунка М. И. Махаева

1719 – Введение нового областного деления (11 губерний, разделённых на провинции, уезды и дистрикты), в которое входят и земли, отвоеванные у Швеции. Упразднение ландратов, перенесение дворянского самоуправления из губернии в уезд. Учреждение уездных земских канцелярий и выборных земских комиссаров при них.

1720 – Преобразование городского самоуправления: учреждение городских магистратов и Главного магистрата. Магистраты получают более широкие права по сравнению с прежними ратушами, но избираются менее демократично: лишь из «первостатейных» горожан.

Финансовые реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Введение гербовой бумаги (с особым налогом на неё).

1701 – Новые налоги: «драгунские» и «корабельные» деньги (для содержания кавалерии и флота). Первая широкая перечеканка монеты с уменьшением содержания в ней драгметалла.

1704 – Введение налога на бани. Установление казённых монополий на соль и дубовые гробы.

1705 – Введение «бородовой» подати.

1718 – Уничтожение большинства казённых монополий. Указ о переписи (первой ревизии) населения с целью подготовки к введению подушной подати.

1722 – Завершение первой ревизии и введение по её результатам подушной подати.

Экономические реформы Петра I – хронологическая таблица

1699 – Основание казённых железоделательных заводов в Верхотурском уезде на Урале, отданных потом во владение туляку Н. Демидову.

1701 – Начало работ по устройству водного сообщения Дона с Окой через реку Упу.

1702 – Постройка канала, установившего водное сообщение между верховьями Волги и Невой (1702-1706).

1703 – Строительство чугуноплавильного и железоделательного завода на Онежском озере, из которого затем вырастает город Петрозаводск.

1717 – Отмена принудительных наборов рабочих для постройки Петербурга.

1718 – Начало строительства Ладожского канала.

1723 – Основание Екатеринбурга – города для управления обширным уральским горнозаводским округом.

Военные реформы Петра I – хронологическая таблица

1683-1685 – Набор для царевича Петра «потешных солдат », из которых позже образуются два первых регулярных гвардейских полка: Преображенский и Семёновский.

1694 – «Кожуховские походы» потешных солдат Петра I.

1697 – Указ о постройке «кумпанствами», во главе крупными светскими и духовными землевладельцами пятидесяти кораблей для Азовского похода (первая попытка создания сильного русского флота).

1698 – Уничтожение стрелецкого войска после подавления третьего бунта стрельцов .

1699 – Указ о наборе трёх первых рекрутских дивизий.

1703 – Верфь в Лодейном поле спускает на воду 6 фрегатов: первая русская эскадра на Балтийском море.

1708 – Введение нового порядка службы казаков после подавления восстания Булавина : установление для них обязательной военной повинности России вместо прежних договорных отношений.

1712 – Роспись содержания полков по губерниям.

1715 – Установление постоянной нормы рекрутского призыва.

Церковные реформы Петра I – хронологическая таблица

1700 – Смерть патриарха Адриана и запрет выбирать ему преемника.

1701 – Восстановление Монастырского приказа – передача церковных имений в управление светской администрации.

1714 – Дозволение старообрядцам открыто исповедовать свою веру при условии платежа двойного оклада.

1720 – Закрытие Монастырского приказа и возврат духовенству недвижимых имуществ.

1721 – Учреждение (на место прежнего единоличного патриаршества) Священного Синода – органа для коллегиального управления церковными делами, который, к тому же, тесно зависит от светской власти .

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Пётр 1. Начало реформ

Изменять устои и порядки в России Пётр 1 начал, как только вернулся из Европы в 1698 году, где путешествовал в составе Великого посольства.

Буквально на следующий же день Петр 1 начал обрезать бороды у бояр, издавались указы с требованием всем подданным русского царя брить бороды, указы не касались только низшего сословия. Не желающие брить бороды должны были платить налог, что уменьшило ропот сословий, и было прибыльно для казны. Следом за бородами пришла очередь реформировать традиционную русскую одежду, длиннополые и длинно рукавные одежды начали менять на короткие камзолы польского и венгерского образца.

До конца столетия Пётр 1 создал в Москве новую типографию, начали печатать учебники по арифметике, астрономии, литературе и истории. Система образования была полностью реформирована и развита Петром 1, были открыты первые математические школы.

Был подвергнут реформированию и календарь, Новый год, исчислявшийся от сотворения мира и отмечавшийся 1 сентября, стали праздновать 1 января, на Рождество Христово.

Пётр своим указом утвердил первый российский орден, орден Святого Андрея Первозванного. Все встречи с иностранными послами Пётр 1 стал проводить лично, сам подписывал все международные документы.

По личному указу Петра 1, реформировалась система гражданского управления, в Москве был создан центральный управляющий орган - Ратуша, в остальных городах в 1699 году для управления на местах создавались земские избы. Пётр 1 реформировал систему приказов, на сентябрь 1699 года насчитывалось более 40 приказов - министерств. Пётр 1 одни приказы ликвидировал, другие начал объединять под управление одним начальником. Подверглась реформам и Церковь, во главе Монастырского приказа распоряжающегося церковным имуществом был поставлен И.А. Мусин-Пушкин, человек светский. За счёт проведения церковной реформы в 1701-1710 годах в казну поступило больше миллиона рублей, полученных за счёт церковных налогов.

Реформы назревали давно, но до самой Полтавской битвы Пётр 1 решал насущные проблемы по мере их появления, отдавая распоряжения для решения проблем при их непосредственном возникновении. Вместо государственных актов, регламентирующих те или иные стороны жизни государства, Пётр 1 на каждую проблему писал письменное распоряжение, указывая, кому и как её следует решать. Не системное управление привело к проблемам в российском государстве, денег не хватало на самое необходимое, недоимки увеличивались, армия и флот не могли получить в полной мере припасы, необходимые для ведения войны.

До Полтавской битвы, Пётр 1 выпустил всего два акта, первым актом от 30 января 1699 года восстанавливались земские учреждения, вторым актом, датированным 18 декабря 1708 года, государство делилось на губернии. Только после разгрома шведской армии под Полтавой у Петра 1 появилось время, и возможность заняться реформами и обустройством государства. Как показало время, реформы проведённые Петром 1 поставили Россию вровень с европейскими государствами не только в военном плане, но и экономическом.

Проведение реформ было жизненно необходимо для выживания и развития государства, но будет ошибкой думать, что Пётр 1 проводил реформы отдельных отраслей и направлений. Начав создавать армию и флот, Пётр 1 должен был увязать изменения с общественной, экономической и политической сторонами жизни страны.

Пётр 1. Военные реформы

В азовском походе 1695 года, предпринятым Пертом 1, участвовало 30 тысяч человек, лишь 14 тысяч из которых были организованы на европейский манер. Остальные 16 тысяч были ополченцами, привлекавшимися к ратному труду лишь во время ведения боевых действий. Безуспешная осада Нарвы в 1695 году показала полную неспособность ополчения вести наступательные боевые действия, да и с обороной они не очень справлялись, постоянно своевольничая и не всегда подчиняясь начальникам.

Начались реформы и преобразования в армии и на флоте. Выполняя указы Петра 1, 19 ноября 1699 года создаются 30 пехотных полков. Это были первые пехотные регулярные войска на смену стрелецкому ополчению, служба стала бессрочно. Лишь для малороссийских и донских казаков было сделано исключение, они призывались только в случае необходимости. Реформы не миновали и конницы, многие офицеры набранные из иноземцев, оказались не годными к службе, их спешно меняли и обучали новые кадры из своих, из русских.

Для ведения северной войны со шведами войско Петра 1 уже формируется по набору из вольных людей и крепостных холопов, с землевладельцев, в зависимости от числа крестьянских дворов, набирают рекрутов. Наскоро обученное нанятыми в Европе офицерами, войско Петра 1, по сообщениям иноземных дипломатов, представляло из себя жалкое зрелище.

Но постепенно, пройдя через сражения, солдаты приобретали боевой опыт, полки становятся более боеспособными, долгосрочно находясь в боях и походах, армия становится постоянной. Рекруты, ранее набиравшиеся бессистемно, теперь упорядочиваются, набор идёт из всех сословий, включая дворян и духовенство. Обучением новых рекрутов занимались отставники, прошедшие воинскую службу и выбывшие по ранению и болезням. Рекруты проходили обучение на сборных пунктах по 500 – 1000 человек, откуда их отправляли в войска, когда возникала необходимость в пополнении армии. В 1701 году, до проведения военной реформы, российская армия насчитывала до 40 тысяч человек, из них более 20 тысяч ополченцев. В 1725 году, незадолго до конца правления Петра 1, после проведения реформы, состав регулярных войск российской империи насчитывал до 212 тысяч регулярных войск и до 120 тысяч ополченцев и казаков.

Первые военные корабли, Пётр 1 строит в Воронеже для осады и взятия Азова, которые были позже заброшены в связи с изменением политики и переноса боевых действий с юга на север против нового противника. Поражение под Прутом в 1711 году, и потеря Азова, сделали бесполезными построенные в Воронеже корабли, и они были заброшены. Начинается построение новой эскадры на Балтике, в 1702 году в матросы было набрано и проходили обучение до 3 тысяч человек. На верфи в Лодейнопольске в 1703 году на воду было спущено 6 фрегатов, составившие первую русскую эскадру в Балтийском море. В конце царствования Петра 1 балтийская эскадра состояла из 48 линейных кораблей, дополнительно насчитывалось около 800 галер и других судов, численность экипажей составляла 28 тысяч человек.

Для управлением флотом и армией были созданы Военная, Артиллерийская и Адмиралтейская коллегии, которые занимались рекрутами, распределением их по полкам, снабжением армии оружием, амуницией, лошадьми, распределяли жалованье. Для управления войсками был создан генеральный штаб, насчитывающий двух генерал - фельдмаршалов, князя Меншикова и отличившегося в северной войне графа Шереметева, генералов насчитывалось 31 персона.

Добровольный набор в армию был заменён на постоянный рекрутский набор, армия переходит на казённое содержание, количество пехоты начинает преобладать над конницей. Содержание армии и флота обходилось в 2/3 бюджета страны.

Пётр 1. Реформы в социальной политике

Петру 1, занятому проведением реформы государства требовались сподвижники, способные нести на себе не только тяжесть войны, но и способные участвовать в государственных преобразованиях, проводить в жизнь реформы, задуманные Петром 1. Дворянство, изначальной функцией которого была защита государства, не всегда удовлетворяли требованиям времени, и очень многих своих сподвижников Пётр 1 приобрёл из простых сословий, тем самым дав возможность умным и талантливым в полной мере служить отечеству и добиваться положения по собственным заслугам.

В 1714 году Петром 1 был выпущен указ о единонаследии, предписывающий передавать имущество любому из сыновей, по выбору дворянина или помещика, остальным предписывалось искать себе занятие на воинской или гражданской службе, где начинали службу с самых низов. Вводя реформы в наследование имуществом и поместьями, Пётр 1 оберегал хозяйства принадлежащие дворянам и помещикам от дробления и разорения, и одновременно стимулировал остальных наследников вступать на государственную службу в поисках пропитания достижения положения в обществе и на службе.

Следующим этапом, регламентирующим службу государству, был табель о рангах, изданный в 1722, деливший государственную службу на военную, статскую и придворную, предусматривающий 14 рангов. Службу надо было начинать с самого начала, продвигаться по мере своих способностей. На службу могли поступить не только дворяне, но и люди из любого социального сословия. Достигший 8 ранга получал пожизненное дворянство, что обеспечивало приток в правящий класс людей умных и талантливых, способных выполнять государственные функции.

Население России, кроме духовенства и дворян, облагалось налогом, крестьяне платили в год 74 копейки, жители южных окраин платили на 40 копеек больше. Проведение реформы и замена поземельного посошного налога, и следующего за ним подворного, на подушный налог, с каждого жителя российской империи мужского пола, привели к увеличению пахотных земель, размер которых теперь не влиял на сумму налога. Численность населения была установлена переписью населения проведённой 1718 – 1724 года. Городские жители приписывались к месту жительства и так же облагались налогом. В 1724 году Петром 1 был издан указ, запрещающий крепостным отправляться на заработки без письменного разрешения помещика, что положило начало паспортной системе.

Пётр 1. Реформы в промышленности и торговле

Наиболее трудоёмким было проведение реформы в промышленности, находившейся в зачаточном состоянии. Для изменения ситуации требовались деньги, специалисты, людские ресурсы. Пётр 1 приглашал специалистов из-за границы, обучали своих, рабочих при заводах приписали к земле, их нельзя было продать иначе как с землёй и заводом. В 1697 году по распоряжению Петра 1 на Урале началось строительство доменных печей, литейных цехов для изготовления пушек, через год построили первый металлургический завод. Строятся новые суконные, пороховые, металлургические, парусные, кожевенные, канатные и прочие фабрики и заводы, за несколько лет было построено до 40 предприятий. Среди них можно выделить заводы под руководством Демидова и Баташова, обеспечившие потребность России в железе и меди. Отстроенный в Туле оружейный завод снабжал всю армию оружием. Для привлечения к промышленному производству бояр и дворян, и развития в них навыка предпринимательства, Пётр 1 вводит систему льгот, государственных субсидий и ссуд. Уже в 1718 году на русских заводах было выплавлено почти 200 тысяч пудов (1 пуд = 16 килограмм) меди, и чугуна 6.5 миллионов пудов.

Приглашая иностранных специалистов, Пётр 1 создавал им максимально удобные условия для работы, жестоко наказывая любого чиновника, замеченного в их притеснении. Взамен Пётр 1 требовал только одно, учить русских работников ремеслу не утаивая от них профессиональных приёмов и секретов. В разные страны Европы были отправлены русские ученики, обучаться и перенимать различные навыки и профессии, от мастерства выкладывать печи, до умения врачевать людей.

Вводя реформы и добиваясь развития торговли, Пётр 1 поощряет торговых людей, освобождая их от повинностей, казённых и городских служб, разрешая торговать беспошлинно по несколько лет. Одним из препятствий для торговли являлись расстояния и состояние дорог, даже путь из Москвы в Петербург иногда занимал до пяти недель. Пётр 1, проводя реформы в промышленности и торговле, в первую очередь занялся проблемой путей доставки грузов. Решив приспособить к доставке товаров и грузов речные пути, Пётр 1 распоряжается о строительстве каналов, не все его начинания увенчались успехом, при его жизни были построены каналы Ладожский и Вышневолоцкий, соединяющие реку Неву с Волгой.

Петербург становится торговым центром, ежегодно принимающий несколько сотен торговых кораблей. Для иностранных купцов вводятся пошлины, дающие российским купцам иметь преимущество на внутреннем рынке. Развивается и совершенствуется денежная система, начинают чеканиться и поступают в оборот медные монеты.

На следующий год, после смерти Петра 1, в результате проведённой им торговой реформы, вывоз товаров из России в два раза превышает ввоз иностранных товаров.

Реформы и преобразования носили несистемный и хаотичный характер, Петру 1 приходилось в первую очередь внедрять те реформы, которые требовались сиюминутно, находясь в состоянии постоянных войн у него не было времени и возможности развивать страну по какой-либо определённой системе. Многие реформы Петру 1 приходилось внедрять кнутом, но как показало время, все вместе взятые, реформы Петра Первого складывались в определённую систему, обеспечившую государству Российскому соблюдение национальных интересов в настоящем и будущем, сохранение национального суверенитета и предотвратили отставание от европейских стран.

Пётр 1. Государственные административные реформы

Занимаясь упорядочиванием и упрощением громоздкой и запутанной бюрократии, Пётр 1 провёл ряд реформ, которые позволили заменить систему приказов и Боярскую думу, оказавшиеся не эффективными в управлении государством, менявшимся под действием войн и реформ, и которое требовало нового подхода к своим нуждам.

Боярскую думу заменили Сенатом в 1711 году, решения, ранее принимавшиеся боярами стали принимать и утверждать ближайшие сподвижники Петра 1, пользующиеся его доверием. С 1722 года работой Сената стал руководить генерал – прокурор, члены сената, приступая к должности, приносили присягу.

Ранее существовавшая система приказов по управлению государством, была заменена коллегиями, каждая из которых занималась отведённой ей областью. Коллегия иностранных дел ведала исключительно внешними сношениями, Военная коллегия занималась всеми вопросами, связанными с сухопутными войсками. Помимо вышеперечисленных, были созданы коллегии: Адмиралтейская, Вотчинная, Штатс – контор – коллегия, Камер – коллегия, Коммерц – коллегия, Берг – коллегия, Мануфактур – коллегия, Юстиц – коллегия, Ревизион – коллегия. Каждая коллегия занималась отведённой ей областью, флотом, дворянскими землями, расходами государства, сбором доходов, торговлей, металлургической промышленностью, всей остальной промышленностью, судопроизводством и исполнением бюджета соответственно.

Проведённые реформы церкви привели к образованию Духовной коллегии, или Синода, что подчинило церковь государству, патриарх больше не избирался, на его место назначался “блюститель патриаршего престола”. С 1722 года для церковнослужителей утвердили штаты, согласно которых, за 150 дворами закреплялся один священник, оставшиеся за штатом священнослужители облагались налогом на общих основаниях.

Огромная территория российской империи была разбита на восемь губерний: Сибирскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Киевскую, Архангелогородскую, Петербургскую, Московскую. Дальнейшее административное дробление шло на провинции, провинции дробились на уезды. В каждой провинции ставился на постой солдатский полк, выполнявший при мятежах и бунтах полицейские функции.

Реформы Петра I :

Реформа

Описание (характеристика) реформ Петра

Система управления

30 января 1699г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Главная Бурмистерская палата (Ратуша), подчиняющаяся царю, была в Москве и ведала всеми выборными людьми в городах России.

Наряду с новыми приказами возникали некоторые канцелярии. Преображенский приказ – сыскной и карательный орган.

(административное учреждение, существовавшее в 1695-1729 гг. и ведавшее делами о государственных преступлениях, - это Преображенский приказ)

Губернская реформа 1708-1710гг. Страна была разделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли генерал-губернаторы и губернаторы, они имели помощников – вице-губернаторов, обер-комендантов (ведавших военными делами), обер-комиссаров и обер-провиантмейстеров (в их руках были денежные и хлебные сборы), а также ландрихтеров, в руках которых было правосудие.

В 1713-1714гг. появилось еще 3 губернии. С 1712г. губернии стали делиться на провинции, а с 1715г. провинции делились уже не на уезды, а на «доли» во главе с ландратом.

1711г. – создание Сената, практически одновременно Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. В 1718-1722гг. Сенат был реформирован: его членами стали все президенты коллегий, была введена должность генерал-прокурора. Учрежденный Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат заменил...
Боярскую думу, деятельность которой постепенно затухает.

Постепенно пробивала себе дорогу и такая форма государственного управления, как коллегия. Всего было учреждено 11 коллегий. Приказная система была громоздка и неповоротлива. Камер-коллегия – сбор налогов и других поступлений в казну.

Во времена правления Петра I орган государственного управлении
занимавшийся сбором налогов и других поступлений в казну, называл
«камер...-коллегия».

«штатц-контор – коллегия» - государственный расходы

«ревизион-коллегия» – контроль за финансами

В 1721г. в Петербурге был воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат и городские магистраты.

Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге была учреждена Тайная канцелярия.

Указ О престолонаследии В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии: император мог сам назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Он мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд.

Законодательный акт Петра I о реформе церковного управления и
подчинении церкви государству назывался. «Духовный регламент»..(1721)

Реформы государственного строя, проведенные Петром I, привели к...

укреплению неограниченной власти царя и абсолютизму.

Налогообложение, финансовая система.

В 1700г. у владельцев территорий Торжков отнято было право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).

По указу царя с марта 1700г. ввели вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700г. стали входить в оборот и крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702гг. денежная масса в стране резко увеличилась, началось неизбежное обесценивание монеты.

Политика протекционизма, политика направленная на накопление богатств внутри страны, главным образом, преобладание вывоза над ввозом – повышенный таможенный сбор с иностранных купцов.

1718-1727гг. – первая ревизская перепись населения.

1724г. – введение подушной подати.

. Сельское хозяйство

Внедрение в практику жатвы хлеба вместо традиционного серпа – литовской косы.

Упорное и настойчивое внедрение новых пород скота (рогатый скот из Голландии). С 1722г. казенные овчарни стали передаваться в частные руки.

Казна энергично организовывала и конские заводы.

Были предприняты первые попытки государственной охраны лесов. В 1722г. была введена должность валь-дмейстера в районах крупных лесных массивов.

Преобразования в промышленности

Важнейшим направлением реформ было форсированное строительство казной железоделательных заводов. Особенно активно велось строительство на Урале.

Создание крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске.

В 1719г. для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли – специальная Берг-коллегия.

Создание в Москве адмиралтейской парусной фабрики. В 20-х гг. XVIII в. число текстильных мануфактур достигло 40.

. Преобразования соц.структуры

Табель о рангах 1722г. – давал возможность незнатным людям участвовать в государственной службе, повышать социальный статус, всего вводила 14 рангов. Последний 14 класс – коллежский регистратор.

Генеральный регламент, новая система чинов в гражданских, придворных и военных службах.

Ликвидация холопов как отдельного сословия, бояр как отдельного сословия.

Указ о единонаследии 1714г. разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением.

Регулярная армия

Всего за период с 1699 по 1725 г. было произведено 53 набора (284 187 человек). Военная служба в то время была пожизненной. К 1725г. после окончания Северной войны, полевая армия насчитывала всего 73 полка. Помимо полевой армии в стране была создана система расквартированных по селениям военных гарнизонов, предназначенных для внутренних целей охраны мира и порядка. Российская армия стала одной из сильнейших в Европе.

Был создан внушительный Азовский флот. Россия имела на Балтике самый мощный флот. Создание Каспийского флота произошло уже в 20-е гг. XVIII в.

В 1701г. открылась первая большая артиллерийская школа в Москве, в 1712г. – в Петербурге. В 1715г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров.

Церковные преобразования

1721г. – образование Синода во главе с президентом.

Уничтожил патриаршество

Учреждение специальной «коллегии церковных дел»

Учреждение должности обер-прокурора Синода.

Европеизация культуры

Немецкая слобода

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Солдаты Петра I. Реконструкция

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять» . «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает ». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Организация Прокуратуры

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил») , контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената , имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия ).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».

Памятник Петру I в Воронеже

18 августа 1682 года на российский престол вступил 10-летний Петр I. Этого правителя мы помним как великого реформатора. Отрицательно или положительно относиться к его нововведениям – решать вам. Вспоминаем 7 самых масштабных реформ Петра I.

Церковь – не государство

«Церковь не есть иное государство», - считал Петр I, и потому его церковная реформа была направлена на ослабление политического могущества церкви. До нее лишь церковный суд мог судить духовенство (даже по уголовным делам), и робкие попытки предшественников Петра I изменить это встречали жесткий отпор. Наравне с другими сословиями духовенство после реформы должно было подчиняться общему для всех закону. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда.
Петр I известен терпимостью к другим конфессиям. При нем было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», - считал Петр. С противниками Церкви он предписал архиереям быть «кроткими и разумными». С другой стороны, Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы.

Налог на баню и бороду

Масштабные проекты по обустройству армии, строительству флота требовали огромных денежных вложений. Для того чтобы обеспечить их, Петр I ужесточил налоговую систему страны. Теперь налоги собирались не по дворам (ведь крестьяне тут же стали обносить одним забором несколько дворов), а по душам. Существовало до 30 разных налогов: на рыбную ловлю, на бани, мельницы, на исповедование старообрядчества и ношение бороды и даже на дубовые колоды для гробов. Бороды было велено «рубить по самую шею», а для тех, кто носил их за плату, был введен специальный жетон-квитанция, «бородатый знак». Солью, алкоголем, дегтем, мелом, рыбьим жиром теперь могло торговать только государство. Основной денежной единицей при Петре стала не деньга, а копейка, вес и состав монет был изменен, а неразменный рубль перестал существовать. Доходы казны увеличились в несколько раз, правда, за счет обнищания народа и ненадолго.

В армию на всю жизнь

Чтобы выиграть Северную войну 1700-1721 гг., необходимо было модернизировать армию. В 1705 году каждый двор должен был отдавать на пожизненную службу одного рекрута. Это касалось всех сословий, кроме дворянства. Из числа этих рекрутов составлялась армия и флот. В воинском уставе Петра I впервые на первое место было поставлено не нравственное и религиозное содержание преступных действий, а противоречие воле государства. Петру удалось создать мощнейшую регулярную армию и военно-морской флот, которых до сих пор не было в России. К концу его правления в численность регулярных сухопутных войсках была 210 тысяч, нерегулярных – 110 тысяч, и более 30 тысяч людей служили на флоте.

«Лишние» 5508 лет

Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Применение юлианского календаря и празднование Нового года 1 января – тоже нововведения Петра. Он также ввел употребление современных арабских цифр, заменив ими старые цифры – буквы славянской азбуки с титлами. Начертание букв упростилось, буквы «кси» и «пси» «выпали» из алфавита. Для светских книг теперь полагался собственный шрифт – гражданский, а богослужебным и духовным оставлялся полуустав.
В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 – действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях.

Ученье через силу

Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую. При Петре создавались новые школы: гарнизонные – для детей солдат, духовные – для детей священников. Более того, в каждой губернии должны были быть цифирные школы с бесплатным обучением для всех сословий. Такие школы обязательно снабжались букварями на славянском и латинском языках, а также азбуками, псалтирями, часословами и арифметиками. Обучение духовенства было принудительным, противившимся ему грозила военная служба и налоги, а тем, кто не окончил обучения, нельзя было вступить в брак. Но из-за принудительного характера и жестких методов обучения (битье батогами и сажание на цепь) такие школы просуществовали недолго.

Раб лучше холопа

«Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю…» - это слова Петра I. В результате такой царской позиции произошли некоторые изменения в отношениях царя и народа, которые были в диковинку на Руси. Например, в челобитных посланиях не разрешалось более унижать себя подписями «Гришка» или «Митька», а необходимо было ставить свое полное имя. Не обязательно стало снимать шапку на крепком русском морозе, проходя мимо царской резиденции. Не полагалось падать перед царем на колени, а обращение «холоп» заменилось на «раб», что было в те времена не уничижительно и ассоциировалось с «раб Божий».
Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Насильственная выдача девушки замуж была отменена тремя указами, а обручение и венчание теперь необходимо было разделить во времени, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». Жалобы на то, что один из них аннулировал помолвку, не принимались – ведь теперь это стало их правом.