17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник — День авиации ВМФ России .

Праздник был учрежден в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета поднялись с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство. Этот день принято считать днем рождения морской авиации российского Военно-морского флота .

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

История морской авиации началась в 1910-1911 годах с создания первых гидросамолетов и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года — первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера "Бирмингем"; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера "Пенсильвания".

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки, что объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом (ныне Санкт-Петербург), на Балтике, Черном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года — Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года она входила в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчинена ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысяч самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

В начале Великой Отечественной войны советская морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе — сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 5,5 тысяч уничтоженных самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило около половины общих потерь врага от воздействия сил советского военно-морского флота. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения — управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и др. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации — ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

После распада СССР части морской авиации, находившиеся на территории РСФСР, вошли в состав Вооруженных Сил РФ.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).

По месту базирования подразделяется на палубную авиацию (на авианесущих кораблях) и авиацию берегового базирования (на аэродромах).

Дальнейшее развитие авиации ВМФ идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники по нескольким направлениям. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году в морской авиации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н "Новелла" и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный

17 июля 1916 года российские морские летчики в своем первом воздушном бою героически победили немецкие самолеты. Значимость этой даты еще и в том, что это были именно морские летчики, местом дислокации самолетов которых было авианосное судно «Орлица» Балтийского флота. В честь этой исторической даты с 1917 года по Указу Главнокомандующего ВМФ 17 июля отмечается День морской авиации ВМФ России. В довоенные годы морская авиация не только стояла на страже рубежей страны, но и принимала участие в обеспечении и спасении полярных экспедиций, а во время Великой Отечественной войны морская авиация стала главной угрозой для захватчиков. Если во времена становления морской авиации основной техникой были купленные заграницей гидросамолеты, то сейчас это современные палубные истребители и вертолеты высочайшего уровня сложности, управляют которыми только профессионалы.

И в небе вам счастье, и море - не горе,
Ведь ваша стихия и небо, и море.
И день авиации - праздник для вас,
И день ВМФ - отмечай еще раз!
И нынче, конечно, для вас праздник снова -
День авиации флота морского!

Желаю в День морской авиации
Успехов и, конечно же, удачи,
Отличных планов, их реализации,
Пускай легко решатся все задачи!

Желаю сил, здоровья вам стального,
Пускай мечты сбываются всегда,
Желаю вам дохода пребольшого
И только плодотворного труда!

Поздравляем с профессиональным праздником всех, чья служба связана с морской авиацией ВМФ России. Чистого вам неба и отличной погоды, пусть все ваши задания проходят удачно, и вы всегда возвращаетесь к тем, кого любите и кто любит вас. С праздником и успехов на службе.

Я сегодня шлю почтение,
Восторг и овации.
Тем, кто жизнь свою отдал
Морской авиации.

Вам желаю бед не знать,
Жить с собой в гармонии.
Путь, что выбран по судьбе
Будет вам симфонией.

И море и суша всегда им покорны,
И их не пугают ни бури, ни волны,
Морской авиации честь отдаем,
Великому подвигу славу поем!

Как часто на гибель они отправлялись!
С задачей любою, шутя, управлялись,
Они зачищали родную страну,
Родным берегам, подарив тишину.

Мы летчикам дарим земные поклоны,
Ведь жизней они сберегли миллионы.
На суше и в море отвага и честь,
На флоте российском у летчиков есть!

День авиации морской мы отмечаем,
В России это важный день всегда,
И всем сотрудникам мы пожелаем
Любви и счастья, мира и добра!

Пусть небо будет ясным, чистым,
А море, океаны не бушуют никогда,
И жизнь пусть будет лишь лучистой,
Согретой солнцем ясным на века.

Морские защитники, честь вам и слава!
Вами гордится наша держава,
От южных морей до полярных широт
Морской авиатор службу несёт.

Много в истории славных страниц,
По охране великих российских границ.
Морские орлы, мы вас всех поздравляем,
Мирного чистого неба желаем!

Вам море и небо стихия родная,
Страну защищая от края до края,
Вы силою духа и верой крепки,
Пусть дни на службе будут легки.

Желаю здоровья, успеха и счастья,
Пусть не коснутся беда и ненастья.
Вам мирного неба, спокойного моря,
Судьба оградит Вас от тягот и горя!

Авиация морская, ВМФ России,
От души приветствую всех вас!
Не тревожат пусть вас беды никакие,
А повсюду окружает пусть успех.

Смелость, сила и отвага...
Это всё присуще вам!
Будет всё пускай, как надо.
И любой военный удается план.

С днем морской авиации
Поздравить хочу от души.
Вы смелые, славные парни,
Вы все, как один, хороши.

Желаю вам мира и радости,
Пусть небо вам дарит мечту,
Здоровья, успехов и доблести,
В счастливую верить звезду.

Пусть дарит вам вдохновение
Красивый, высокий полет,
Пускай повышение по службе
Вас всех, наши воины, ждет.

Желаем вам проверенного курса,
Чтобы к мечте приплыть иль улететь.
Пускай враги пока еще смеются,
Но вас им точно не преодолеть.

Пусть праздник даст в работе передышку,
И отвлечет от сложных важных дел,
Вам ощутить желаем счастья вспышку,
Чтоб дом ваш процветал и богател.

Поздравлений: 25 в стихах, 5 в прозе.

Этот праздник ежегодно отмечается в июле 17 числа. Этот день для морской авиация России является праздничным. Хотя если быть точными, то фактически морская авиация зародилась в Санкт-Петербурге в Гребном порту Васильевского острова несколько раньше, а именно 6 августа в 1912 году. Полное название праздника – День рождения морской авиации ВМФ России.

В этот день был спущен на воду самый первый гидроплан Опытной авиационной станции. Именно эту станцию необходимо считать первейшим отрядом военной морской авиации России.

А 17 июля в 1916 году русские асы на гидросамолетах типа М-9, которые базировались на авианосном корабле «Орлица» Балтийского флота, начав бой с немецкими гидросамолетами, и одержали безоговорочную победу. Так начинался легендарный путь русских воздушных асов.

В настоящее время Российская Федерация насчитывает четыре авиационных флота:

  • Это – Тихоокеанский авиационный флот.
  • Северный авиационный флот.
  • На Черном море – Черноморский авиационный флот.
  • И четвертый – Балтийский авиационный флот.

Становление морской авиации ВМФ России, ее этапы

Авиация зародилась в России, как ни странно, благодаря стараниям военных моряков. Они первыми увидели в летательных аппаратах – самолетах большое будущее для повышения боеспособности военного флота, приложили много усилий для развития отечественного самолетостроения.

Морская авиация сначала предназначалась в основном для проведения разведки. Но уже в начале Первой мировой войны самолеты стали использоваться и за пределами разведки. Их стали применять как бомбардировщики и для обстрела с воздуха вражеских объектов в центрах базирования флота, а также портах. Нападениям подвергались корабли и суда противника на море. День морской авиации ВМФ России обрастал праздниками различных флотов России.

День рождения авиации Балтийского флота можно считать 27 апреля 1918 года. Именно в это время в составе Балтийского флота сформировали Воздушную бригаду особого назначения.

День рождения авиации Черноморского флота СССР считается 3 марта 1921 года. Этот день ознаменовался окончательным формированием Штаба Воздушного флота Черного, Азовского морей.

Тридцатые годы ознаменовались триумфом авиации, достижений конструкторской мысли и в первую очередь морских летчиков, которые показали выдающиеся образцы летного мастерства, человеческого мужества, отваги и героизма.

В развитии морской авиации большую положительную роль сыграл авиационный летно-испытательный институт. Из бомбардировочной авиации в скором времени была выделена и организованна самостоятельный род морской авиации – минно-торпедная авиация.

Дальнейшее развитие было обусловлено учреждением командно-авиационного факультета при Военно-морской академии для подготовки и обучения командных кадров. Здесь же были открыты годичные курсы для повышения уровня руководящих должностных лиц авиации флотов.

Огромную роль морская авиация сыграла и в разгроме противника во время Отечественной войны 1941-1945 годов. Одним из уникальных эпизодов стало нанесение первого удара по Берлину, который был нанесен 7-8 августа в 1941 году. Эту операцию провели летчики Балтики, которыми командовал полковник Е.Н.Преображенский.

В Великой Отечественной войне авиация военно-морского флота совершила около 350 тысяч вылетов с боевыми задачами. Было уничтожено на аэродромах и в воздухе около 6 тысяч самолетов противника. Результаты действия морской авиации для фашистской Германии, а также ее сателлитов составили потери в 407 боевых кораблей, 371 транспорта с грузами и военными. Это по скромным подсчетам составило две трети от общих потерь понесенных врагом от действия флота.

Дальнейшее развитие морской авиации связано с освоением ракетных комплексов с использованием авиационных крылатых ракет. Это позволило повысить ударные возможности авиации флотов в противостоянии с корабельными группировками возможного противника на море.

В 60 годах противолодочная и морская ракетоносная авиация преобразовались в самостоятельные рода военно-морского флота. Преобразовывалась и разведывательная авиация флотов. На вооружение поступили дальние самолеты-разведчики. На Черном и Балтийском морях разведка осуществляется уже сверхзвуковыми самолетами, предназначенными для разведки.

Создаются авиационные полки корабельных штурмовиков на Черноморском и Северном флоте, а также и на Тихоокеанском флоте.

Летно-конструкторские испытания самолета Су-27к показали успешные результаты. В ходе этих испытаний была подготовлена к боевым полетам с палубы корабля первая группа летчиков ВВС Северного флота. Таким образом, 1994 год для морской авиации России ознаменовался рождением очередной элиты военных летчиков – это элита палубных летчиков.

В настоящее время морская авиация России защищает морские границы державы, обнаруживает и при необходимости может уничтожить корабли, подлодки, а также противостоит морской авиации противника.

Честь и слава тем, кто обладает высочайшим мастерством при управлении и обслуживании этой современнейшей техники.

С Днем Рождения морская авиация!

С Днем Рождения асы морской авиации, высококлассные профессионалы!

17 июля 1916 года входе Первой мировой войны советская военно-морская авиация над просторами Балтийского моря получила свою первую победу. Авиаотряд из четырех самолетов М–9 нанес тяжелый удар по немецкому воздушному флоту. Успех российских летчиков в этом воздушном сражении дал начало формированию истории морской авиации России.

В день, который посвящен созданию военно-морской авиации, поздравления заслуживают летчики-ветераны и все, кто служит или служил в подразделениях воздушного флота России.

История

Российская военно-морская авиация начала свое развитие еще в 1911 году. Ее первыми машинами, поднявшимися в небо, стали гидросамолеты. Они были завезены в Россию из заграницы. Но вскоре отечественными авиаконструкторами было создано несколько аналогов зарубежных самолетов, которые и стали главными триумфаторами Первой мировой войны. Изначально эти гидросамолеты использовали в качестве разведки, но вскоре их начали применять для обстрела вражеских мест локации: воздушной авиации, военных и морских баз, суден.

За годы ВОВ (1941-1945) воздушный флот одержал множество побед над противником, совершил около 35 тысяч боевых стартов. Им было уничтожено больше 6 тысяч единиц вражеской авиации. Всемирно известными стали летчики Балтийского флота под руководством Е.Н. Преображенского, которые ночью с 7 на 8 августа 1941 года нанесли удар по самому сердцу врага - Берлину.

Задачами современного авиационного подразделения ВМФ Российской федерации является:

  1. Установление защиты и охраны РФ в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.
  2. Обезвреживание и ликвидация вражеских подводных и надводных суден (в военное время).
  3. Слаженное взаимодействие с другими подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации.

На сегодняшний день во всех четырех морских флотах России: Балтийском, Северном, Тихоокеанском и Черноморском имеется собственная усиленная авиация.

Традиции

Традиционно в День образования морской авиации РФ проходит множество мероприятий, посвященных именно этому празднику.

По телевидению транслируют ряд тематических передач, художественных и документальных фильмов, в которых рассказывают о подвигах летчиков морского авиационного флота РФ.

На центральных площадях городов устраивают грандиозные концерты, в которых принимают участие самые популярные звезды эстрады. Также в честь этого праздника традиционно устраивают масштабные авиашоу, на которых летчики показывают свое мастерство и технику.

Ветеранов, всех кто служил и служит, на главных сценах страны торжественно поздравляет руководство ВМФ России. За праздничными столами виновники торжества принимают поздравления от родственников, друзей, коллег и близких.

Летчики русской армии одержали победу над самолетами противника. Эту дату принято считать отправной точкой в истории морской авиации, хотя ещё в 1910 году наш аэроплан осуществил первый морской полет. Это событие произошло в Севастополе.

Авианесущие корабли стали оборудоваться в российском флоте в период Первой мировой войны. До революции над созданием авианосцев работали почти полтора десятка заводов и мастерских. Не меньше сил вкладывалось в развитие летательных аппаратов, которые могли вести бои в морских условиях. Именно среди морских летчиков появились первые Герои Советского Союза.

Первые совместные операции кораблей с авиацией начали проводиться в Первую мировую. Гидросамолеты базировались на транспортах, вели в основном разведку, иногда бомбардировку или обстрел. Регулярные соединения появились после революции. В строю стояли почти восемь десятков самолетов, которые морально и технически устарели.

ФАКТ. В начале 20-х годов выделяется 35 миллионов рублей, которые пошли на восстановление, создание КБ и производств. Перед конструкторами поставили задачу создать мощную группировку современных авианесущих кораблей.

К началу Второй Мировой войны страна имела мощную группировку авиационной техники, способной вести морские бои. Авиация стояла на охране границ, проходящих по морям, участвовала в спасательных операциях на Северном полюсе.

Великая Отечественная не пощадила никого. Страницы истории писались огнем и кровью. Морская авиация первой нанесли бомбовые удары по столице врага. Фашисты были настолько уверены в себе, что на пути наших летчиков заслоны практически отсутствовали. Благодаря морским авиаторам наш флот успешно действовал и выполнял приказы командования. Самолеты совершили больше 35000 вылетов, уничтожили почти 6000 единиц летающей техники.

С окончание Второй Мировой войны наступает период совершенствования и развития флотской авиации. На вооружение поступает современная техника, встают в строй реактивные истребители, штурмовики, торпедоносцы. Сейчас собственными авиационными соединениями обладают четыре флота.

ФАКТ. Героями СССР стали двести шестьдесят летчиков, пять авиаторов – дважды.

Роль морской авиации растет с каждым годом, появляются новые задачи, сферы применения сил. На вооружении российских авиаторов стоит сложнейшая техника и оборудование, управлять, обслуживать которой способны профессионалы высочайшего класса.

Летающая группировка российского флота – самые маневренные силы военно-морского флота. Главной задаче, которую ставит командование, являются самостоятельные или совместные боевые операции в любых океанских регионах. Часто морских летчиков привлекают к поддержке сухопутных операций.

Современные боевые действия на морских просторах не возможны без применения авиационной техники, которая осуществляет разведку, обстрел береговых укреплений, торпедирование кораблей противника, выявляет вражеские подлодки и многое другое. В настоящий момент морские летчики – элита российский вооруженных сил.

В этот день хочется поздравить ветеранов, летчиков, обслуживающий персонал с замечательным профессиональным праздником. Пожелаем чистого неба, отсутствия боевых тревог и здоровья!