В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю?

Цель - не "найти и наказать", а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, - рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. - Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых - Единые федеральные оценочные материалы.

Если коротко - ЕФОМы. Для обычного "уха" эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые "педагогические кейсы".

Первый "блок" - письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

"Обкаткой" Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, - говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. - Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года - разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе - русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила "оценка".

Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, - подчеркнул Анзор Музаев. - То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, - говорит Андрей Милехин. - Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. - Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное - понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов - это станет "входом в профессию". Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный "портрет учителя" входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 - за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов "подарят" успехи учеников, а условия профессиональной деятельности - максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то "старший" - разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, "ведущий" - выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, - считает призер конкурса "Учитель года-2018", историк Илья Казанцев. Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.

Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Прямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

В рамках нацпроекта "Образование" мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

По положению о новой форме аттестации, учителя должны будут сдавать экзамен по предмету в той школе, где сами преподают Фото: Александр Исаков

Свердловская область – единственная на территории Урала вошла в число 19 пилотных регионов страны, которые испытывают новую модель аттестации учителей. Для того чтобы подтвердить качественные знания, учителя будут сдавать экзамены по всем предметам, которые ведут, напоминающие по форме ЕГЭ. Первые тестирования уже состоялись.

Сейчас в число 19 пилотных регионов также входят Татарстан, Нижегородская, Ленинградская области и Красноярский край. Но по плану профильного министерства, с 2020 года в ходе своей аттестации экзамены будут сдавать учителя по всей стране. Сейчас в России создаётся национальная система учительского роста. В соответствии с ней учителя должны будут не только демонстрировать свои методические умения и знания психологии школьников, но и знания своего предмета.

Систему аттестации, которую педагоги проходят раз в пять лет, в России решили пересмотреть ради качества школьного образования. Из-за нехватки учительских кадров нередкими стали ситуации, когда математику, русский язык и даже иностранный ведут учителя начальных классов. А в деревнях и посёлках случается, что географию преподаёт физкультурник. Так, директор лицея Уральского федерального университета Андрей Мартьянов рассказал «Облгазете», что на весь Серов приходится всего семь учителей физики… Что уж говорить о деревнях. Искоренить дефицит педагогов не удаётся ни увеличением бюджетных мест в педагогических вузах, ни введением специальных льгот для сельских учителей. Понимая это, руководство образованием решило подойти к решению вопроса качества обучения с другой стороны. И заставить учителей хорошо знать тот предмет, которому они сами учат детей. Тем более что представители других социально значимых профессий при аттестации всегда сдавали экзамены. Так, врачи при подтверждении квалификационной категории всегда проходят учёбу и в финале экзаменуются.

– Президент поставил нам задачу обеспечить конкурентоспособность отечественного образования. Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. А ведь педагог учит только тому, что знает сам, следовательно, качество его знаний обязано быть высоким, – объяснил необходимость нововведения заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков на расширенной коллегии министерства общего и профессионального образования региона.

Первый пробный экзамен по своему предмету около 600 российских учителей сдали уже на этой неделе. Это были тесты, присланные из столицы. Среди пионеров были и несколько десятков свердловских педагогов. Результатов, правда, ещё нет – итоги подведут в июле: ждать придётся примерно столько же, сколько выпускники ждут оценок ЕГЭ.

– Для аттестующихся педагогов мы организовываем образовательные курсы, у нас в регионе есть Институт развития образования, так что наши учителя имеют все возможности повысить качество своих предметных знаний, – заверил министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов . – Пока область принимает участие в апробации новой формы аттестации, все наши педагоги экзаменуются исключительно по собственному желанию.

  • Опубликовано в №107 от 22.06.2018 под заголовком «Педагоги Среднего Урала начали сдавать экзамены»

В октябре 2018 года Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать более 20000 учителей из 68 субъектов России. Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне.

Учителей каких предметов будут проверять?

В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы "Россия в мире" "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Также педагогам придется ответить на вопросы анкеты, связанные с психолого-педагогическими аспектами работы. Рассказать о своем опыте или о том, как они используют информационно-коммуникационные технологии.

"Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы ищем ответ в нашем исследовании, - поясняет Анзор Музаев. - Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей".

В Рособрнадзоре подчеркивают: при оценке результатов будут учитываться условия работы учителей.

Тип школы, расположена она в небольшом селе или в мегаполисе, стаж педагога, его возраст, - все пойдет "в зачет". При этом никаких "санкций", увольнений или других наказаний по итогам быть не должно.

"Результаты диагностических работ будут деперсонифицированы. Они никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации - наказаний, увольнений, лишения премий - быть не должно, - подчеркнул замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. - Такая позиция доведена до всех регионов, участвующих в апробации".

Планы Рособрнадзора на 2019 год.

В следующем году планируется проведение исследования для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физкультуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них будут участвовать уже 40 тысяч педагогов из 70 регионов России.

Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно. Результаты оценки уровня профессиональных компетенций должны стать основой для более совершенной системы повышения квалификации педагогов. А в дальнейшем - одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает минпросвещения по поручению президента, - подчеркнули в ведомстве.

На протяжении нескольких лет в стране создается и апробируется новая модель аттестации учителей, которая предполагает уровневую оценку предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагога. В основе будут единые оценочные материалы, разработанные на федеральном уровне.

Рособрнадзор в октябре проведет Всероссийское исследование компетенций учителей. В проверке примут участие 18 тыс. педагогов из 45 регионов. Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно, уточняется в сообщении ведомства.

Как заявил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, проверка дополнит «систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства».

В каждом регионе организуют площадки, где учителя будут выполнять специальные задания по материалам, разработанным на федеральном уровне. Педагогам предстоит принять участие в исследованиях по дисциплинам, которые они преподают в школах: русскому языку и литературе, математике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву, предметам «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителям предстоит ответить на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов их работы. Также исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных — тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т. п.

На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них прогнозируется участие уже 40 тыс. учителей из 70-ти регионов.

Как уточнили в Рособрнадзоре, в дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения.

Ранее Рособрнадзором был реализован ряд проектов, направленных на разработку объективной модели оценки компетенций учителей и проведена апробация. Так, в 2015 году совместно со Всероссийской ассоциацией учителей истории и обществознания и Российским историческим обществом проведено Всероссийское исследование «Портрет учителя истории», в рамках которого опрошено около 6 тыс. участников. Целью исследования был экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания с учетом внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В октябре 2015 года проведено предварительное исследование компетенций учителей русского языка, в котором приняли участие около 1 тыс. педагогов.

В апреле—мае 2016 года состоялся основной этап исследований компетенций учителей математики и русского языка (по 8 тыс. участников соответственно) и литературы (6 тыс.). В рамках исследования учителя выполняли диагностическую работу, включавшую три блока: решение задач, решение методических проблем в конкретной педагогической ситуации, оценивание работ и комментирование ошибок обучающихся.

Апробация новой модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики прошла осенью 2017 года в 13 регионах России. В ней приняли участие около 5 тыс. учителей.

В комментарии РБК сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий назвал целью исследования Рособрнадзора попытку убедить общественность и власть в недостаточном профессионализме учителей России, а значит, «им не надо повышать зарплаты, не надо совершенствовать, облегчать систему отчетности». Однако, по словам Луховицкого, будут «распилены очень неплохие деньги». «Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес», — сказал он.

Сам исследование Рособрнадзора он назвал «абсолютно бессмысленным», потому что «заранее предполагается невозможность использовать его результаты». «Это исследование, задуманное теми, кто школу не знает, кто в школе не работал и оценивать работу педагога не может в принципе», — пояснил он.