Тема урока: виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). 5 класс

Цели урока:

деятельные: создание условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков адекватной самооценки и оценки работы одноклассников;

ХОД УРОКА.

I .Оргмомент. (Включение учащихся в деятельность).

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем с вами урок.

Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда - Вниманье умных ваших глаз! Мое настроение + тепло ваших рук= солнце! Главное не лениться, а творить и работать так же, как солнце.

II . Проверка домашнего задания. (активизация полученных знаний).

- А начинаем мы свою работу с проверки домашнего задания.

Упр. 277, с.126.

Какую же интересную работу выполняли дома? Какой знак препинания помогал вам при этом? Что же у вас получилось? Какие чувства вам ближе? (страх или восторг)

(проверяем выборочно).

- Молодцы! Мне было интересно вас слушать.

- Зачем же мы в речи употребляем восклицательные предложения?

(Чтобы выразить человеческие чувства, эмоции: восхищение, гнев, удивление, радость).

III . Изучение нового материала. (создаем проблемную ситуацию).

Ребята, вы уже знаете виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, а на сегодняшнем уроке мы познакомимся с еще одним видом простых предложений. Интересно ли узнать с каким? Это пока секрет. Я думаю, что вы поможете мне его раскрыть.

Внимание!

- Перед вами картина. Какое время года на ней изображено? (зима). А как вы узнали? Опишите то, что вы видите.

- А вот как описывают картину ваши ровесники. Читаем.

Тихо падает снег. Какой стоит чудесный зимний день! Все деревья нарядились в зимние шубки.

Падает снег. Стоит день. Деревья нарядились.

Чье описание вам понравилось больше? Из каких предложений по цели высказывания оно состоит? Есть ли в тексте восклицательные предложения?

Итак, первый текст интереснее, эмоциональнее. Почему? Что есть в предложениях 1-го текста кроме грамматической основы? Виды предложений по наличию второстепенных членов и есть тема нашего урока.

(Распространенные и нераспространенные предложения).

- Попробуйте сами догадаться, какие предложения из текста можно назвать нераспространенными?

Какие – распространенными? Верны ли ваши выводы и наблюдения. У нас есть возможность это проверить. Открываем с. 1 51. Читаем про себя. Есть ли в учебнике сведения, которыми можно дополнить наши полученные знания о распространенных и нераспространенных предложениях. (обращаем внимание на графическое оформление этих предложений, т. Е. схемы). Восстановите их на доске.

IV . Физкультминутка.

- Ребята, мы серьезно поработали над новой темой. Наверное, устали.

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.

V . Первичное закрепление.

Грохочет гром. – Вдали грохочет гром.

Умолкли птицы. – Перед грозой умолкли птицы.

Сверкнула молния. – Огненной вспышкой сверкнула молния.

О каком времени года заставили нас вспомнить эти предложения? Чем пары предложений отличаются друг от друга? Какие второстепенные члены распространяют предложения?

VI . Работа с учебником.

Вот мы вспомнили зимой о лете! А теперь мы на стр. 128 из упр. 281-го прочитаем 2-е четверостишие выразительно. Получилось? С каким еще временем года познакомило нас это четверостишие? (осенью)

А теперь мы запишем его. Только вспомним, на какие вопросы отвечают подлежащее? Сказуемое? Зачем мы это должны вспоминать? Обратимся к заданию этого упражнения.

(1 - у доски, а остальные – в тетради). Проверить орфограммы и объяснить! Кто допустил ошибку? Какую? (самопроверка, выставление оценок).

Молодцы!

VII . Работа в парах.

- А сейчас поработаем творчески с упражнением 283-м (411). Задание № 1.

(Выборочно проверяю весь текст. Учащиеся читают его вслух).

VIII . Устная коллективная работа на повторение.

- А теперь в устной форме мы проверим свои знания по пройденному ранее и по сегодняшнему материалу.

Задание: выберите, какая характеристика предложения является правильной?

Не шуми листвой!

    побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

    Побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространенное.

О чем поет в листве соловушка?

    Вопросительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

На лесном озере расцвели кувшинки.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

    Повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, нераспространенное.

    Побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространенное.

- Приятно вспоминать зимой о лете!!!

IX . Итог урока.

- Итак, подведем итоги.

    Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов).

    Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные).

    Какие предложения называются распространенными, а какие – нераспространенными?

- А теперь запишем задание на дом.

Домашнее задание: правило на с.127 (151),

Упражнение 282(410).

- В домашнем упражнении выполнить такое же задание, как делали в классе по упр.283-му.

Оценки за урок получили:

- Я довольна вашей работой.

- Я вас благодарю, я вам благо дарю. Вы слышите, каково слово!

К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: -Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Растет береза под окном.

У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу, односоставные предложения делятся на назывные и глагольные .

Назывные – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Весна. Раннее утро. Рассвет.

В назывных предложениях сообщается о каком-нибудь предмете или явлении и утверждается, что этот предмет существует в настоящем времени.

В глагольных односоставных предложениях один главный член – сказуемое.

В зависимости от формы сказуемого глагольные односоставные предложения делятся на личные и безличные.

Безличные предложения – это односоставные предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Смеркается. Меня знобит.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами (вечереет), но нередко могут использоваться личные глаголы в значении безличных.

Кроме того, сказуемое в безличном предложении может быть выражено

ü инфинитивом: Не догнать тебе его!

ü наречием: Прохладно сегодня.

ü сочетанием инфинитива и наречия: Как весело было жить!

ü глаголом быть (в значении иметься) или словом «нет»: Работы было много. Совсем нет работы.

ü словами пора, лень, грех и др. часто в сочетании с инфинитивом: Пора в дорогу. Лень даже пошевелиться.

Сказуемое в глагольных предложениях может быть составным и иметь различные формы: Начинало смеркаться. Стало холодать. Мне хочется спать. Было очень холодно. Жаль было расставаться и т.д.

Личные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Определенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых деятель хотя и не назван, но подразумевается, что он существует, и его легко можно определить по форме сказуемого.

Сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица. Например: «Люблю грозу в начале мая» (Ф. Тютчев). По форме глагола можно легко восстановить лицо: Я люблю грозу. Такие предложения синонимичны двусоставным предложениям, в которых подлежащее выражено местоимением. Определенно-личные предложения используются, чтобы избежать излишнего повторения личных местоимений.

Неопределенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых действие относится к неопределенным лицам. Сказуемое выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Например: «К кому-то принесли от мастера ларец» (И. Крылов). Сказуемое имеет неопределенно-личное значение: неизвестно, кто принес, или лицо не имеет значение, а важно только действие.

Обобщенно-личные предложения –это предложения с одним главным членом (сказуемым), которое относится ко всем лицам вообще. Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Сказуемое имеет обобщенно-личное значение, то есть действие относится к любому лицу.) Такие предложения часто используются в пословицах и поговорках или при передаче воспоминаний, наблюдений: Добежишь до речки и как бросишься в воду!

По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные - это предложения, которые состоят только из главных членов предложения: Похо­лодало.

Начался дождь.

Распространенные - это предложения, которые, кроме главных членов, имеют и второстепенные: В лесу похолодало. Начался сильный дождь.

Не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

1. Укажите варианты, в которых все предложения яв­ляются распространенными.

а) Я белая страница (М. Цветаева). Но сердце хочет и просит чуда (3. Гиппиус).

б) Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев). Слышен скрип и хруст травы (А. Твардовский).

в) Мело, мело по всей земле во все пределы (Б. Пас­тернак). Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А. Чехов).

г) Не жалею не зову не плачу (С. Есенин). Но кра­соты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Лермонтов).

2. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным определением.

а) С берез неслышим невесом слетает желтый лист (М. Исаковский).

б) Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера (Б. Пастернак).

в) Тропинка петляющая в горах исчезла.

г) Она усталая измотанная остановилась.

3. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным обстоятельством.

а) Жить храня веселье горе помня радость прошлых весен... (В. Брюсов)

б) Шумит вода взбегая на колеса (В. Нарбут).

в) Не замечая ничего мы шли вперед.

г) Несмотря на все трудности концерт состоялся.

Еще по теме РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 7.10. Распространенные и нераспространенные предложения
  2. § 150. Распространенные и нераспространенные предложения
  3. § 27. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. Предотвращение распространения оружия массового уничтожения: нераспространение и международный терроризм
  5. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого

Задание В4 проверяет умение экзаменуемых

    выделять грамматическую основу предложения

    вычленять сказуемое в грамматической основе предложения

    анализировать односоставные предложения и опознавать их виды

    вычленять простые предложения в составе сложных

    различать двусоставные неполные и односоставные полные предложения

Экзаменуемым предлагается найти в анализируемом тексте предложение с определенными характеристиками (односоставное предложение, предложение в составе сложного и т.п.) и выписать его номер.

Алгоритм выполнения задания. Если нужно найти сложное предложение, то простые сразу отметаем. Если простое - то наоборот. В оставшихся предложениях выделяем грамматические основы, анализируем предложения и выбираем то, которое подходит по формулировке задания.

Какие теоретические знания нам понадобятся для выполнения задания В4?

Грамматическая основа предложения - это его главные члены, т.е.подлежащее и сказуемое.

Виды сказуемых:

    Простое глагольное (выражается одним глаголом в форме какого-нибудь наклонения: Я пою. Я пел. Я буду петь. Принесите мне воды.)

    Составное глагольное (состоит из двух глаголов и соответствует схеме вспомогательный глагол+инфинитив: Ветер начал усиливаться. Она не хочет уезжать. Я обязан работать каждый день.)

    Составное именное (состоит из двух слов и соответствует схеме глагол-связка+именная часть: Я был расстроен, она весела. Дом казался сказочным теремом.)

Двусоставные предложения - предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения.

Односоставные предложения - предложения, в которых есть только 1 главный член, необходимый для понимания смысла предложения. Второй главный член для понимания смысла предложения не нужен.

Виды односоставных предложений:

    Назывное (главный член предложения - подлежащее, выраженное существительным в форме именительного падежа: Осень. Лужи. Дождь. Степь. Бескрайняя русская степь.)

    Определенно-личное (предложение со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее восстанавливается путем подстановки местоимений я, мы, ты, вы: Учись, мой сын! Каждую ночь просыпаюсь и читаю.)

    Неопределенно-личное (предложение со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящее и будущее время) или в форме множественного числа в прошедшем времени. Важно само действие, а не кто его совершает: На веранде заменили стекла. Что новенького пишут в газетах?)

    Безличное (предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. В таких предложениях обычно сообщается о состоянии человека или природы: Посвежело. Мне не о чем беспокоиться.)

    Обобщенно-личное (предложение, действие которого относится к обобщенному лицу. Главный член обычно употребляется в форме 2 лица единственного числа: Бездонную бочку водой не наполнишь. Реже - в форме 3 лица множественного числа: Цыплят по осени считают.)

Предложения могут быть полными и неполными.

Неполное предложение - это предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый из речевой ситуации. Например: Я сделал шаг в сторону, он - за мной (пропущено сказуемое двинулся или последовал).

Напомним:

Предложение является основной единицей синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и является средством общения. Предложение обладает смысловой законченностью, является минимальной единицей высказывания 1 .

1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2003. —

Люблю отчизну я , но странною любовью (М. Лермонтов).

Грамматическую основу предложения составляют его главные члены — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? B двусоставном предложении подлежащее связано со сказуемым:

Ее прогулки длятся доле (А. Пушкин).

Способы выражения подлежащего . Подлежащее может быть выражено одним словом: обычно именем существительным или местоимением в именительном падеже, а также другими частями речи, употребленными в значе-

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство, признак предмета) и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое? и др. Сказуемое обычно согласуется с подлежащим и выражает грамматическое значение одного из наклонений 1 .

1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. ср. шк. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. — 16-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 50.

Лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом выражается одним словом.

Глагольное сказуемое бывает простым и составным.

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов и соответствует схеме:

вспомогательный глагол + инфинитив (неопределенная форма глагола).

Вспомогательный глагол выражает грамматические признаки (наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени — род), а инфинитив — само действие, которое совершает лицо, обозначенное подлежащим.

1) глаголы мочь, хотеть, желать, начать, продолжить, кончать, прекратить, решить, приказать, просить, бояться, любить, надеяться и др.;

2) особые краткие формы прилагательных рад, готов, должен, обязан ;

3) сочетание краткого прилагательного со связкой быть (был бы рад встрече ) и фразеологические сочетания типа иметь желание, иметь намерение и др.

Именное сказуемое бывает только составным.

Составное именное сказуемое состоит из двух слов и соответствует схеме:

глагол-связка + именная часть (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, причастие, наречие, неделимое словосочетание).

Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение сказуемого, а именная часть — его основное лексическое значение.

B роли вспомогательного глагола могут выступать:

1) глагол быть — наиболее употребительный глаголсвязка, выражающий только грамматические значения; в форме настоящего времени изъявительного наклонения глагол-связка быть не употребляется, т.е. является нулевой.

2) глаголы делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться. (Ночь казалась холодной .)

По характеру основы предложения делятся на двусоставные и односоставные .

Двусоставные предложения — это предложения, в которых есть два главных члена, необходимых для понимания смысла предложения, — и подлежащее, и сказуемое.

В начале ХХ века правительство отменило избрание М. Горького академиком.

Односоставные предложения — это предложения, в которых есть только один главный член предложения, необходимый для понимания смысла предложения, — подлежащее или сказуемое. Второй главный член предложения для понимания смысла предложения не нужен.

С возрастом начинаешь понимать критические замечания родителей.

Виды односоставных предложений

(по значению и способу выражения главного члена)

Назывное предложение — это односоставное предложение, в котором главный член (подлежащее) выражен именем существительным в форме именительного падежа.

Осень . Сказочный чертог ,

Всем открытый для обзора.

Просека лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

(Б. Пастернак)

B назывных предложениях утверждается бытие (наличие, существование) предметов или явлений.

Назывные предложения могут быть распространены согласованными и несогласованными определениями:

— это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Так как окончания глаголов в этих формах определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы), подлежащее в таких предложениях не обязательно. Подлежащее в определенно-личных предложениях восстанавливается путем подстановки местоимений я, ты, мы, вы, а сами предложения можно легко преобразовать в двусоставные.

Определенно-личное предложение глагол в форме 1-го или 2-го л. изъявительного и повелительного наклонения.

— это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (настоящее и будущее время) или в форме множественного числа в прошедшем времени. B таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят (они мыслятся неопределенно).

Неопределенно-личное предложение 1) глагол в форме 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр.; 2) глагол в форме мн. ч. прош. вр.

Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение, действие которого относится к обобщенному лицу. Главный член в этом предложении обычно употре- бояется в форме 2-го лица единственного числа (реже в форме 3-го лица множественного числа):

Не во всех школьных учебниках выделяется данный тип односоставных предложений. В некоторых указывается, что обобщенное значение могут иметь определенноличные и неопределенно-личные предложения (могут указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом).

Обобщенно-личное предложение глагол в форме 2-го л. ед. ч. (реже — 3-го л. мн. ч.).

Безличное предложение — это односоставное предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего (форма сказуемого не указывает на действующее лицо). B таких предложениях обычно сообщается о состоянии природы и человека.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

1. Безличный глагол (вечереет, нездоровится, смеркается и др.):

2. Личный глагол в безличном значении:

3. Инфинитив (неопределенная форма глагола):

4. Краткое страдательное причастие среднего рода (со словом быть и без него):

5. Наречие со значением состояния (слова категории состояния), со словом быть и без него:

6. Отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказаться и др. с отрицанием.

Предложения могут быть полными и неполными .

Неполное предложение — это предложение, в котором пропущен какой-либо член, легко восстанавливаемый из речевой ситуации.

(А. Гайдар).

Пропущенное сказуемое двинулся (или последовал) восстанавливается по речевой ситуации, но смысл предложения ясен и без пропущенного слова.

Необходимо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных.