Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса, потребности в получении знаний, чувства долга и ответственности.

Для формирования мотивов учебной деятельности используют весь арсенал методов обучения: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, индуктивные и дедуктивные и др. Каждый из этих методов, кроме информационно-учебного, осуществляет также мотивационное воздействие. Однако существуют специфические методы стимулирования и мотивации, направленные на формирование положительных мотивов учения, стимулирование познавательной активности и одновременно содействие обогащению учащихся учебной информацией. Они предусматривают единство деятельности учителя и учащихся: стимулов педагога и мотивов школьников.

В психологии понятие "мотив" означает конкретное побуждение, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Мотивация деятельности тесно связана с ее стимулирования, то есть процессом побуждения к действию.

В зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.д.). Внешние мотивы характеризует взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.д.).

Согласно этой классификации мотивов методы стимулирования учебной деятельности условно разделяют на подгруппы: методы формирования познавательного интереса и методы формирования чувства долга и ответственности в учении.

Метод формирования познавательного интереса

Интерес как важный компонент внутренней мотивации характеризуется тремя основными признаками: положительной эмоцией по деятельности; наличием познавательного компонента этой эмоции; наличием непосредственного мотива, который является продуктом самой деятельности (Г. Щукина). Учитывая это в обучении важно обеспечить возникновение глубоких позитивных переживаний относительно познавательной деятельности, ее содержания, форм и методов осуществления. Процессы мышления, памяти, внимания становятся более эффективными, если их сопровождает душевное волнение (радость, гнев, удивление и т.п.). Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. Неправомерное упрощения учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные повторы не могут способствовать развитию познавательного интереса.

К основным методам формирования познавательного интереса относятся: дискуссия, диспут, включение учащихся в ситуацию личного переживания успеха в обучении, в другие ситуации эмоционально-нравственных переживаний (радости, удовольствия, удивление и т.п.), метод опоры на полученный жизненный опыт, метод познавательной, дидактической, ролевой игры и др.

К методам эмоционального стимулирования обучения принадлежит прием создания ситуации заинтересованности, то есть использование интересных для учащихся примеров, парадоксальных фактов, проведения опытов. Повышают интерес к обучению интересные аналогии, в частности сопоставление научных и жизненных толкований отдельных природных и общественных явлений.

Основным источником интереса к учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Чтобы усилить стимулирующее влияние содержания, необходимо четко соблюдать требования принципов научности, систематичности и последовательности, связи обучения с жизнью и практикой. Для повышения стимулирующего воздействия содержания обучения можно использовать приемы создания ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным научным открытиям и тому подобное.

Стимулирование обучения можно достичь с помощью методов проблемного обучения, дидактических игр. Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной деятельности.

Дидактические игры классифицируют на ролевые, деловые, организационно-деятельностной, компьютерные. В ролевых играх ученики играют сказочных, фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о трудовых, профессиональных или личностные взаимоотношения с другими людьми, подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации психотерапевтической функции.

Деловая игра заключается в имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях, организованных по определенным правилам. В таких условиях действия учеников приобретают качества поступков, формируют социальные черты и характер будущей личности. Деловые игры классифицируют на учебные, производственные и педагогические. Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и таким образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности. Основная цель производственных деловых игр - повышение квалификации работников управленческих аппаратов, предприятий и организаций. Педагогические игры направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях, совершенствовать знания и умения в области методики преподавания.

Организационно-деятельностной игры обычно используют для профессиональной подготовки специалистов, повышения их квалификации, оптимального решения задач личностного самоопределения в профессиональных ситуациях.

Компьютерные дидактические игры используют для изучения языка программирования и формирования компьютерных знаний, а также изучения различных дисциплин с помощью компьютерных программ.

В дидактической литературе остается нерешенной проблема практического применения игр, их дидактических возможностей, неконкретизированные требования к играм и рациональных методик их использования в учебном процессе.

Методы стимулирования и мотивации предоставляют словесным, наглядным, практическим и другим методам дополнительного побудительного воздействия.

Метод формирования чувства долга и ответственности в обучении

К ним относятся: убеждение, положительный пример, практическое приучение к выполнению требований, создания благоприятных условий для общения, поощрения и поиска, оперативный контроль за выполнением требований, осуждение, благодарность, награда и др. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности взаимодействуют с методами воспитания, связывает процессы обучения и воспитания.

Среди причин низкой мотивации учения важнейшими являются неоправданное упрощение содержания учебного материала, медленный темп его изучения, многократные повторы. Важной задачей деятельности учителя является систематическое и последовательное формирование у учащихся мотивов учебной деятельности.



Мотивационные функции оценки учащихся


Насколько эффективна существующая система оценки знаний учащихся? Она периодически подвергается критическому обсуждению, но статистика показывает, что 90 % учителей довольны существующей системой.
Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Традиционная система предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные, экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, тогда добавится оценка за зачет. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».
Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение  вопрос  ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации  действия по добыванию знаний  ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроением.
Рейтинг – это индивидуальный комплексный количественно-качественный накопительный индекс знаний и умений учащихся. Конечная суммарная оценка отражает систематическую работу ученика по данному предмету с использованием всех видов учебной деятельности. Накопление баллов происходит на каждом уроке и в конечном итоге приводит к повышению оценки за четверть. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Рейтинговая система оценивания предполагает плавный переход от оценки к оценке, степень субъективности преподавателя резко снижается. Итоговая оценка учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Такая форма учета и контроля знаний явно будет способствовать наиболее полному усвоению знаний учащимися. Известно, что творческие способности слабо связаны с интеллектом. Для развития и творческих и интеллектуальных способностей учащихся необходимо помнить, что творческие решения приходят в момент релаксации или рассеяния внимания, а не в момент сосредоточения. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.
Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой.
Какую бы систему оценивания не выбрал учитель, он должен помнить о мотивационной функции оценки. Оценка трактуется как выражение положительного или отрицатель¬ного отношения учителя к процессу и результатам деятельности учащихся в обучении. В практике оценка выражается самыми различ¬ными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, пристальный взгляд, тон голоса, положительная или отрицательная отметка, интерес к личности ученика, похвала или порицание, награда, наказание).
Экспериментально было доказано, что оценка обусловливает учение ученика. Интересный с этой точки зрения опыт провела Е.Г. Гурлоцкова с учениками IV и VI классов. Учащиеся были разделены на 4 группы. В пер-вой группе некоторые ученики были индивидуально опрошены и перед остальными учащимися их похвалили за хорошие ответы. Во второй группе некоторых учащихся после опроса перед всей группой упрекнули за слабые знания. На учеников третьей группы вообще не обра¬щали внимания, хотя они находились в том же классе и могли слышать по¬хвалу или выговор, полученные другими учениками. Четвертая (контрольная) группа учеников находилась в другом помещении и ничего не знала об остальных группах. В начале и в конце эксперимента группы выполняли математический тест. Эксперимент продолжался несколько дней. Ученики, которые индивидуально получали похвалу, достигли в уче¬нии наибольшего успеха. Получавшие отрицательную оценку ученики вто¬рой группы тоже продвинулись в учении, но значительно меньше, чем уче¬ники первой группы. Ученики, на которых не обращали никакого внима¬ния, либо вообще не достигли никакого прогресса, либо он у них проявился очень незначительно. Контрольная группа (четвертая), ученики которой не получали никаких оценок учителя, выполнили работу хуже, чем перед нача-лом эксперимента.
Было установлено, что оценка результатов, значительно влияя на уро-вень выполнения задания, становится важным стимулирующим фактором. Ученик, включенный в систему социальных отношений, очень эмоциональ¬но реагирует на каждую оценку. Оценивание пробуждает и закрепляет внут-реннее желание ученика хорошо выполнить задание и этим стимулирует его активность. Оценка учащихся внутренне связана с основными социальными отношениями в процессе обучения, т.е. отношениями между учителем и учеником и между учениками. Конечно, отношение ученика к учению, к отдельным предметам, к школьной работе не обусловливается только динамикой и характером от¬ношений между ним и учителем. Нужно одновременно помнить, что оценка обусловливает и структуру взаимоотношений между учащимися, положение ученика внутри ученического коллектива. Класс занимает по отношению к оценке учащегося определенную оценочную позицию, кото¬рая может соответствовать оценке учителя, а может и не совпадать с ней. Эта позиция модифицирует реакцию ученика на оценку, как положитель¬ную, так и отрицательную.
Б.Г.Ананьев выделил два аспекта педагоги¬ческого значения оценки: воздействие на умственную деятельность и стимулирование эмоциональности ученика (волевой сферы посредством пережива¬ния успеха или неудачи).
В школе каждое стремление к выпол¬нению задания должно регистрироваться и позитивно подкрепляться для того, чтобы формиро¬вать нужные навыки поведения в обществе. Для развития учащихся должен встречаться средний уровень преград. Не нужно давать задания, сложность которых превышает возможности ученика, так же как и не надо давать слишком легких заданий. И то, и другое способствует формированию неправильной самооценки. Когда стара¬ния ученика в школе недостаточно подкрепляются, то это часто приводит к интенсивному переключению на различную внешкольную деятельность, в которой он может переживать определенный успех. В этом направлении мо¬тивация будет развиваться все сильнее, тогда как в учебной работе она бу¬дет постоянно уменьшаться. Дело может дойти до такого негативного от¬ношения к учению в школе, что результаты, в конце концов, скажутся на по¬знавательной области, хотя объективно ученик обладает нормальными спо¬собностями. Положительная оценка удовлетворяет потребность в социаль¬ном признании, усиливает чувство уверенности, укрепляет внутреннее по¬ложительное отношение к требованиям учителя при обучении. Она увели¬чивает заинтересованность учеников в выполнении задания и мобилизует их силы и способности на достижение еще лучших результатов. В противо¬положность этому частые негативные оценки вызывают иногда трудно кон¬тролируемые последствия (упрямство, чувство неполноценности и т.д.). По¬стоянная цепь неудач и негативных оценок не удовлетворяет естественной потребности ученика в социальном признании, положительном обществен¬ном мнении. Она отрицательно воздействует на ученика, приводит его к ощущению неудовлетворенности, конфликта, тревоги, тоски. Другими словами, учеба должна быть трудной, но посильно трудной, приносящей удовлетворение от умственной деятельности.
Из этого не следует, что из учебного процесса должна быть исключена отрицательная оценка. Речь идет о ее правильном использовании. Именно от этого в значительной мере зависит, будет ли деятельность ученика при обуче¬нии обусловлена внешними средствами и авторитарно, или ее источниками будут внутренние потребности ученика. Действенность отрицательной оценки проявляется только в обстановке доб¬рожелательности и уважения к личности ученика, когда критика носит частный характер и не затрагивает всей личности учащегося. Таким образом, оценка вызывает активное отношение ученика к деятельности и одновре¬менно формирует предпосылки для его собственной самооценки.
Для успешного управления деятельностью учеников необходимо организовать непрерывную обратную связь и своевременно получить информацию об успешности продвижения каждого ученика.
Единую систему диагностики интеллектуального развития учащихся составля¬ют: воспроизведение опорных конспектов, устные теоретические ответы, самостоя¬тельные работы минимального, общего и продвинутого уровней, тестовые задания, тематические зачеты, контрольные работы, творческие задания. Ни один из этих способов не может быть заменен другим, потому что каждый имеет свою нагрузку. Так, например, воспроизведение опорных конспектов по системе Шаталова развивает зрительную память учащихся, моторику пальцев, умение быстро и четко работать чертежными инстру¬ментами, развивает умение в краткой логической последовательности излагать мате¬риал темы. Устные ответы учат грамотной научной речи, развивают умение четко излагать свои мысли. Зачеты учат систематизировать, обобщать и анализировать полученные знания. Домашние задания творческого характера позволяют развивать креативные начала учащихся.
Для диагностики приобретенных навыков владения информационной компетентностью рекомендую использовать систему уровней требований, которых восемь:
1. Уровень различения - умение отличать один объект от другого по наиболее существенным признакам.
2. Уровень узнавания – воспроизведение определения и характеристика свойств объекта.
3. Уровень припоминания – активное произвольное поисковое воспроизведение.
4. Уровень действия по образцу – закрепленные знания переведены в группу определенных умений, развитие которых может дойти до автоматизма и проявиться в виде навыков.
5. Ассоциативный уровень – способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, понятиями и процессами.
6. Уровень переноса – способность применить полученные знания в нестандартной ситуации.
7. Уровень классификации на общие и частные признаки.
8. Визуальный уровень – создание и оперирование образами.
Первый уровень развивает восприятие, уровни со второго по четвертый – память, пятый, шестой и седьмой уровни развивают мышление, а вот последний, восьмой уровень, является творческим и развивает именно творческие способности. Высшая ступень в знаниях, когда учащиеся могут выразить словесные формулировки в виде схем, рисунка, образа. При систематической и целенаправленной работе по развитию мыслительной активности многие учащиеся способны достичь высшего уровня для школы или максимально готовы стремиться к нему.
Наиболее полно формирование интеллектуальной и творческой деятельности происходит, на мой взгляд, в рамках развивающего обучения и деятельностного подхода в обучении.

Полный текст материала Мотивационные функции оценки учащихся смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

1. Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.

Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей.

Мотивы учения могут быть подразделены на две группы. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ко второй относятся мотивы, связанные с потребностью ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности -- словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно- поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения.

Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если учащиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

Положительными эмоциями по отношению к деятельности;

Наличием познавательной стороны этих эмоций;

Наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью -- введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе физики это могут быть примеры типа «физика в быту», «физика в сказках» и другие. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто им поручают самостоятельно подбирать такие примеры.

Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря...

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами...

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя...

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования

В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов...

Неурочные формы организации обучения

Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения . Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная...

Организация образовательной деятельности

Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности. Методы учебной деятельности можно подразделить в зависимости от их оснований...

Развитие интереса у младших школьников к занятиям в системе дополнительного образования на основе использования методов стимулирования

Методы стимулирования в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения (Ю.К. Бабанский и др.) на следующих основаниях: во-первых...

Разработка учебного пособия "Типы тканей. Волокнистый состав тканей" и методика его применения

Методы формирования познавательного интереса...

Сущность основных требований, предъявляемых к методике урока, к деятельности и подготовке педагога

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную...

Теоретические основы проектирования методов обучения для проведения занятий по предмету "Технология каменных работ"

На протяжении трех столетий образовательным идеалом являлись слова Я.А. Коменского: «Учить всех и всему»...

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей...

Теоретическое обоснование принципа наглядности в учебной деятельности младших школьников

Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества приемов по изучению и развитию мотивации можно выделить следующие. 1. Дети отличаются любопытством...

Учебная деятельность и её осуществление в рамках школы

характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников

Первая подгруппа – методы стимулирования интереса к процессу обучения. Исходя из принципов психологии обучения, интерес как мощный фактор, что стимулирует деятельность, характеризуется такими особенностями: 1) позитивной эмоцией относительно деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции (мне интересно это знать); 3) выражением непосредственного мотива, который является типичным для самой деятельности.

1.Создание ситуации интереса при изложении того или иного материала;

2.Познавательные игры как метод стимулирования интереса;

3.Обучающие дискуссии.

Вторая подгруппа – методы стимулирования ответственности и обязанностей.

1.Разъяснение цели обучения данному предмету;

2.Требования к изучению предмета;

3.Поощрение и наказание в обучении.

Стимулирующая роль всех методов обучения.

Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.

Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Как отмечалось выше и в работах, группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у обучаемых. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Охарактеризуем подробнее каждую из этих подгрупп методов стимулирования и мотивации учения.



Методы формирования познавательного интереса.

Специальные исследования, посвященные проблеме форyирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.

В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, весьма положительный отклик вызывают у обучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. При изучении явлений локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей. При рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания.

Во всех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

Познавательные игры.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей.

Учебные дискуссии.

К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. Больших результатов в этой области добиваются с помощью электронных дискуссий.

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.

Создание ситуации успеха в учении

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.