Устраиваясь на новую работу, каждый испытывает чувство волнения. Ведь заранее не угадаешь, как к тебе будут относиться и в каком коллективе придется работать. Бывают такие ситуации, что вы выходите на место сотрудника, которого недавно сократили после аттестации и который давно здесь работал и был любимчиком в коллективе. И не ведая того, вы становитесь объектом мщения за бывшего коллегу. Что же делать в такой ситуации и как правильно себя вести?
В первый день обычно бывает не так уж и много работы. Вам нужно будет обустроиться на рабочем месте. К примеру, если работа будет связана с компьютером, программистам необходимо будет прописать вам все пароли и дать доступ к нужным программам и средствам связи. Обычно быстро это не происходит. И в связи с этим у вас будет время понаблюдать за сотрудниками, с которыми придется работать. Обратите внимание, какая атмосфера в данном коллективе, какой у них распорядок дня. Обычно кто-то берет инициативу на себя и начинает представлять вам всех коллег. Понятно, что если их много, сразу вы не запомните, кого как зовут и кто чем занимается. Заведите для себя незаметно от других страничку в блокнотике и запишите какие-то ассоциации, кого вы где видели и кто чем занимался. Постепенно фамилии, имена и должности распределятся в соответствии с их хозяевами.
Если в коллективе принято делать небольшие паузы на чай и вам предложат разделить с ними эту традицию, не отказывайтесь. В последствие можно даже принести шоколадку или конфеты к чаю и угостить своих коллег. Обычно таким поступкам все только рады.
Не ведите себя надменно по сравнению с другими. Не спорьте в первые дни работы и не пытайтесь навязать свое мнение другим сотрудникам, которые работают тут дольше вас, даже если вы уверены в своей правоте. В последствие у вас будет возможность отстоять свою точку зрения. Будьте вежливы. Здоровайтесь со всеми, даже если вы не знаете, кто перед вами. В конце дня не забудьте попрощаться.
Наладьте контакт с сотрудниками, сидящими рядом с вами. Не стесняйтесь задать вопрос и уточнить информацию, правильно ли вы запомнили того или иного человека и его должность, проходила ли в компании аттестация рабочих мест 2013 . Но не переходите грань делового общения и не участвуйте в разговорах, связанных с обсуждением и осуждением кого-либо. Никого не критикуйте. Не рассказывайте о том, что вам было неприятно на собеседовании и какие вопросы вам не понравились. Иначе подобная информация может потом плохо на вас отразиться.
Уточните все детали своих обязанностей и если будете замечать, что кто-то будет пытаться свалить на вас часть своей работы, спокойно объясните, что вас приняли на определенную должность и это не ваша работа. Будьте доброжелательны ко всем. Не отказывайтесь от помощи других сотрудников.
Примите участие в ближайшем корпоративе. Неформальное общение помогает влиться в коллектив. Будьте трудолюбивы, вежливы, тактичны и все у вас получится.

Наше взаимоотношение с коллективом строится в соответствии с теми установками, которые возникали и формировались продолжительное время. Часть установок берется из родительской семьи — как из первого опыта взаимодействия с окружающими, остальные появляются позже, в школьном возрасте.

В случае возникновения стойких проблем в общении с коллективом можно выделить следующие причины.

Противопоставления своего «Я» интересам коллектива.

Есть люди, которые психологически как бы сливаются с окружающими, они очень четко понимают их интересы, и если не пытаются помочь другим, то по крайней мере не оказывают противодействия интересам коллектива или отдельных его представителей.

В нашем же случае все как раз наоборот. Человек, имеющий стойкие конфликтные взаимоотношения с коллективом, изначально противопоставляет себя и окружающих. Есть четкое разделение своих интересов и интересов и нужд других, своей выгоды и общей пользы.

Если бы такой человек нарисовал рисунок себя и коллектива, то он сам был бы нарисован в одном пространстве листа, а коллектив — в другом месте, и между ними не было бы никаких соединений.

Неумение вступать в отношения сотрудничества.

Во многих случаях отношения сотрудничества могут дать большие результаты, чем сумма одиночных усилий, и почти любой человек способен вложить усилия в какое-либо общее дело, получив при этом и свою личную пользу.

Например, любой сотрудник вносит свой вклад в работу организации, но взамен этого получает часть общего продукта или дохода, который он не смог бы создать один без взаимодействия с другими специалистами.

В нашем случае человек может понимать это теоретически, но реально не может соотнести свои интересы и интересы коллектива, не может вступать в отношения сотрудничества, где каждый участник должен поработать на цели, которые не принесут сиюминутных выгод именно ему. Здесь может возникнуть основной конфликт. Наш герой будет всеми доступными средствами препятствовать слаженному взаимодействию, вызывая раздражение окружающих. Зачастую и у него будет проявляться раздражение, но уже по другому поводу — что приходится делать что-то для посторонних целей.

Использование конфликта для утверждения собственных интересов.

Во многих случаях конфликтный человек использует противоборство в коллективе для утверждения своей значимости или реализации своих целей.

Это просто способ поведения, который он использует бессознательно и не может изменить его, даже если задастся такой целью. Ведь можно попросить человека о чем-то, а можно сделать так, что ему придется это сделать с помощью конфликта и разного рода манипуляций. Конечно, такой человек будет вызывать лишь негатив и окажется первым кандидатом на увольнение.

Чтобы понять, почему человек не уживается ни в одном коллективе, необходимо не только понять его установки во взаимоотношениях с окружающими, но и рассмотреть причины их появления. Во многих случаях осознание этих причин позволит многое осознать и контролировать свои негативные проявления.

Милые улыбчивые коллеги, готовые всегда прийти на помощь, подсказать, где купить «ту самую» пару туфель из последней коллекции или подкормить кусочком шоколадного брауни во время обеденного перерыва, или «змеиное гнездо», мило улыбающееся в лицо, а за спиной плетущее интриги и обсуждающее каждый ваш шаг? Решать, кем станут коллеги, предстоит только вам. Мы предлагаем несколько лайфхаков, которые приблизят к воплощению в жизнь первый вариант сценария.

Соблюдайте дресс-код

Со времен фигового листа ничего не изменилось – по одежке встречают. Вам нужно будет выглядеть не просто чисто и опрятно, но ─ по-деловому. В то же время, офисный лук не должен содержать вызов ─ ни по форме одежды, ни по ее ценовой категории. Будете щеголять туфлями, стоимость которых составляет месячный оклад доброй половины коллектива, не удивляйтесь возникшим проблемам в коммуникациях. Чрезмерный макияж и украшения так же могут с легкостью сыграть против вас: все же на работу в офис приходят работать, а не демонстирировать чудеса перевоплощения, как на подиуме.

Задайте свои правила

Для того чтобы все складывалось наилучшим образом, стоит быть максимально открытой для общения и не реагировать на провокации, которые неизбежно будут вести к конкурентной борьбе или другим неконструктивным методам взаимодействия. Все это уже сработавшийся женский коллектив может легко обернуть против новичка ─ в адаптационный период это вряд ли принесет положительные эмоции и увеличит трудоспособность. Но стоит помнить, что ваша дальнейшая жизнь в коллективе будет подчиняться тем правилам, которые сложатся в первые месяцы (а возможно, и недели) работы на новом месте, поэтому нельзя разрешать другим нарушать ваши границы путем фамильярного отношения и перекладывания на вас неинтересных задач, не входящих в вашу компетенцию обязанностей.

Если вам просто трудно работать и ладить с женщинами, лучше сразу попробовать поискать работу в смешанном или преобладающе мужском коллективе. Зачем по собственной инициативе выбирать заведомо некомфортные условия?

Keep Calm and Carry On

Злословие ─ одна из распространенных особенностей женских коллективов. Если о вас говорят, значит, вы чего-то стоите в этой жизни. Хуже, когда вы не вызываете у окружающих никакого интереса. Оптимально вообще не тратить на переживания по этому поводу свою энергию, а направить ее в более продуктивное рабочее русло. С каким-то допустимым уровнем пустой болтовни нужно просто смириться или относиться к этому иронично, если со сплетнями все-таки придется столкнуться «лицом к лицу». Помните, что повод для сплетен обычно даем мы сами, и не создавайте таких ситуаций. С интригами стоит обращаться так же, как с манипуляциями: называйте вещи своими именами и не становитесь пешкой в чужой игре.

Если встречаются преграды...

В первую очередь, стоит разобраться в причинах происходящего ─ почему коллектив вас не принимает ─ после этого станет понятно, как действовать дальше. Люди с настороженностью относятся ко всему новому, в том числе и к появлению новых сотрудников. Если они оценивают ваше появление в коллективе как небезопасное, значит, наладить отношения будет нелегко. Причин может быть множество, начиная с того, что вы с первых дней слишком рьяно начинаете расшатывать устоявшуюся систему взаимоотношений или рабочих процессов, проще говоря, приходите со своим уставом в чужой монастырь, чего, как известно, делать не стоит, и заканчивая личной историей жизни в этом коллективе вашей предшественницы (возможно, она была всеобщей любимицей и ее уход был воспринят как глубокая утрата). Если вы не чувствуете в себе сил разобраться с данной задачей самостоятельно, обратитесь к профессиональному психологу, который сможет помочь вам посмотреть на данную ситуацию беспристрастно, и увидеть то, что вы раньше не замечали. Когда вы разберетесь со своими чувствами, быстро найдете верный выход.

Как выжить в женском коллективе?

Итак, коллектив у вас на работе состоит преимущественно из женщин. Хорошо это или плохо? Ни то, ни другое. У женского коллектива есть свои особенности, которые необходимо учитывать. И их знание поможет «выжить» на рабочем месте.

Основная особенность дамского коллектива в том, что женщины имеют большую потребность в вербальной коммуникации , чем мужчины. Недаром же в большинстве случаев девочки начинают говорить раньше мальчиков. Женщинам необходимо общение - причем общение не виртуальное, а живое.

Разговоры

Отсюда следует первый фактор, который необходимо учитывать - здесь всегда говорят. О работе и начальстве, о детях и проблемах с мужьями , о покупках и прическах… И это хорошо. У вас всегда есть возможность обсудить насущные вопросы: от ссоры с мужем до лучшего магазина для покупки новых туфель . Но эта особенность имеет и оборотную сторону.

Во-первых, при этом страдает рабочий процесс. Особенно если вы недавно работаете в компании и еще не привыкли планировать рабочее время с учетом обязательных разговоров и чаепитий.

Во-вторых, разговоры здесь часто становятся общим достоянием - а потому очень легко испортить отношения с коллегами или начальством, однажды поучаствовав в их обсуждении. Да и вы в таких условиях легко можете стать героем сплетен - достаточно бывает рассказать немного о своей личной жизни.

Против кого дружим?

Также женщинам свойственно чувство общности - быть вместе с кем-то им уютнее, чем одним. Поэтому на рабочем месте часто формируются определенные группы по интересам. Это нормальная ситуация, если интересы не связаны с работой. Но вот если одна группа, к примеру, поддерживает начальника и пользуется его расположением, а вторая - нет, не избежать конфликта . Обострить отношения между группами может и обычное несовпадение мнений, проявившееся в ходе беседы о пустяках.

Соблюдай правила!

В женском коллективе всегда действуют правила. Проблема в том, что правила эти обычно не прописаны в регламенте. Здесь действует негласный распорядок дня, имеется неформальный лидер и стоит соблюдать некоторые устные обязательства, действующие внутри коллектива - например, договоренность о взаимозамещении в случае болезни, о сдаче денег на дни рождения сотрудников, о совместном отмечании праздников и т.п. Отказаться от соблюдения этих негласных правил - самый простой способ вызвать неприязнь коллектива .

Поправка на эмоции

Во-первых, уделите самое пристальное внимание выполняемой работе - тогда у недоброжелателей не будет возможности придраться к вам или «подсидеть».

Во-вторых, постарайтесь не выплескивать эмоции - спокойствие и вежливость имеют больше шансов на поддержку. К тому же, при отсутствии реакции нападки на вас могут заглохнуть самостоятельно.

Интересно, что купировать возникший конфликт может… мужчина. Замечено, если в женском коллективе появляется представитель сильного пола, дамы меняют свое поведение - они становятся мягче, сговорчивее, начинают больше внимания уделять внешности, тогда как борьба за власть отходит на второй план.

Может быть, вот он - идеальный способ борьбы с негативными особенностями женского коллектива - пригласить мужчину...

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, разобраться в такой проблеме:я не могу ужиться ни в одном коллективе как на работе, так и вне работы (университет, например). В данный момент, проработав от силы полгода, собираюсь увольняться из-за того, что про меня сплетничают в бухгалтерии. Узнала,что на меня жалуются: грубо разговариваю со всеми. Хотя не замечала за собой этого... В университете со мной никто не общался, не обращал на меня внимание, не замечали, и, уверена, что за спиной обсуждали. Еще на работе меня не уважают, смотрят на меня свысока. Недавно я не выдержала и сказала молодой бухгалтеру-женщине, что если она дальше будет со мной грубо разговаривать, то получит... Теперь для всех я стала плохой!В детстве было все наоборот, я была общительной, у меня было много друзей во дворе (кроме школы. Там тоже никто со мной не общался почему-то). Хотя замечаю за собой, что проявляю невнимательность к другим людям, иногда не слышу их, не понимаю, как будто моя логика далека от логики других людей... Во время корпоратива я не уверена в себе, сижу как мышка за столом, то и дело только улыбаюсь, да и то через силу, хочется уйти домой и спрятаться под одеяло... На работе я как мышка, а дома чуть ли не тиран. Я не хочу быть такой. Что же мне делать?(((

1. Есть впечатление, что Ваш способ общения подходит для каких-то определенных людей, определенных компаний, тех, у которых логика, как и у Вас. А на работе Ваш способ кажется людям грубым.

2. И похоже, Вы не знаете, почему так происходит, и не знаете, как по другому общаться, и поэтому начинаете бояться, сдерживать себя, и чувствуете желание спрятаться. Либо нападаете, когда нападают на Вас.

3. То, что я могу Вам предложить - может быть трудным и не дать результата, но... как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское:-). Я предлагаю провести расследование - для этого надо расспросить людей, которым Вы доверяете - что в Вашем общении их отталкивает. И Вам надо настроиться не спорить с ними, не обижаться, а попробовать услышать, обдумать, понаблюдать самой за собой и заметить, что Вы делаете такого, от чего Ваше общение становится трудным.

4. Например, я знаю о себе, что я иногда настолько ухожу в себя, в свои мысли, что окружающим кажется, что я их игнорирую, и им не хватает моей доброжелательности, внимания.

Или иногда я так много начинаю думать о том, что думают обо мне другие, что эти мысли делают меня несчастной, одинокой, грустной, и тогда ко мне опять никто не подходит.

Еще иногда мне кажется, что люди настроены против меня, я как будто жду нападения, и тогда сама становлюсь агрессивной или замкнутой.

А как у Вас...

5. Я предполагаю, что у Вас есть идея, что нельзя показывать свои слабости, нельзя хотеть помощи, поддержки, хотеть, чтобы кто-то пожалел, сказал добрые слова, похвалил (это моя фантазия, простите. если я ошибаюсь). Так бывает, если так научили родители, или была в детстве какая-то обстановка, в которой надо было быть сильной, выживать. Не знаю, подходит ли это Вам.