Не сомневайтесь в себе

То, что после сорока лет изучение языка — это очень затруднительно, всего лишь популярный миф. Все дело в мотивации и силе воли. Опыт большинства языковых школ показывает, что иногда зрелые и даже пожилые люди осваивают иностранный язык быстрее, чем подростки, если ими движет сильное желание и правильный настрой. Важно, что учатся они для себя, значит, и результат обязательно будет.

Больше общайтесь

В советской школе дети всегда начинали со штудирования грамматики. Результат был соответствующий: в СССР только единицы свободно могли изъясняться на иностранном языке. А вот успехи учеников (среди которых был Николай II и другие представители царской семьи) знаменитого немецкого филолога и лингвиста Макса Берлица впечатляли. Он считал, что важнее всего не грамматика, а разговорная речь, постоянное общение. Только в диалоге можно быстро выучить иностранный язык. Общайтесь на английском при любой возможности: и на языковых уроках, и с теми, кто уже знает язык, и с носителями языка — благодаря интернету сделать это сегодня не сложно.

Занимайтесь регулярно

Старайтесь заниматься как можно чаще, а в идеале — каждый день. Даже 10−20 минут ежедневной практики — это куда более эффективно, чем трехчасовой интенсив один раз в неделю. Если вам сложно себя организовать для домашних занятий, то лучше записаться на языковые курсы. Как правило, они хорошо дисциплинируют и мотивируют на постоянную работу.


Пишите

Отработка навыка письменной речи прекрасно развивает память, помогает быстрее освоить грамматику английского языка и заметно расширяет словарный запас. Не имеет значения, какие вы при этом выберете средства: вы можете вести дневник, или болтать с иностранным другом в чате или с ребенком ежедневно писать друг другу записочки. Если вам нужен язык для профессиональных целей, то важно как можно раньше осваивать и на практике использовать профессиональную лексику. В Великобритании на языковых курсах для специалистов предприниматели уже на первом занятии учатся писать деловые письма своим партнерам, медицинские работники — врачебные заключения, финансисты — банковские отчеты, маркетологи — маркетинговую стратегию.

Не бойтесь ошибок

Не ошибается тот, кто не работает. В изучении языка половина успеха состоит в уверенности и отсутствии страха перед неудачами. У всех у нас разная скорость восприятия информации, академическая база и возможности. Воспринимайте ошибки позитивно и ни при каких обстоятельствах не теряйте веры в себя. В отличие от детей, взрослые могут самостоятельно проанализировать и объективно оценить свои сильные и слабые стороны и понять, где у них возникают трудности, а что им дается легко. Так, если вы тяжело запоминаете новые слова, больше читайте, пишите, слушайте радио, записывайте новые слова на карточках и носите с собой, чтобы чаще перечитывать. Если испытываете сложности с разговорной речью, заучивайте диалоги и тексты — так ваша память будет постоянно пребывать в тонусе и при случае точно не подведет.


Получайте удовольствие

Конечно, изучение языка — это труд, постоянная работа над собой, но в ваших силах сделать свои занятия более разнообразными и приносящими радость. Дополните свою учебную программу: смотрите кино и сериалы на английском (лучше комедии и ситкомы — ситуация на экране будет понятна даже без точного перевода), читайте книги, которые хорошо знаете на русском, слушайте музыку, изучайте иностранные глянцевые журналы. Еще один прекрасный способ изучения английского языка — это путешествия, которые можно совместить с учебой. Ориентируйтесь на свои цели, интересы и возможности.

В мире насчитывается более 6000 тысяч языков. Некоторые из них более важные, не лучше или развитее других, а именно более важные. Почему? Потому что на них говорит большее количество человек. Это не значит, что финский не важен финнам или турецкий туркам. Просто эти языки не так важны для остального мира.

С другой стороны, на китайском языке говорит более миллиарда человек. К тому же 60% японских, корейских и вьетнамских слов произошло от китайского. Знание китайского поможет вам в изучении этих языков. Китайская экономика быстро развивается, поэтому знание китайского может очень пригодиться.

Испанский, итальянский, португальский и французский принадлежат к одной группе языков и происходят от латыни. Выучив один из них, вы легко изучите остальные. Знание испанского открывает двери к культуре, истории, музыке и деловым отношениям с 800 миллионами людей в 60 странах.

О пользе изучения английского можно и не говорить – сейчас это один из самых распространенных языков мира, на котором говорит вся Европа, Америка, Австралия, часть восточных стран. Индустрия развлечения рождается в США, большинство фильмов и песен на английском языке. К тому же английский стал языком Интернета. Все компании если и запускают сайт на локальном языке, впоследствии добавляют англоязычный интерфейс. Представьте, какой огромный мир откроется для вас, если вы будете знать английский?

Многие люди хотят выучить язык, но сталкиваются с тем, что у них ничего не получается. Чаще всего это происходит от того, что они верят в следующие убеждения, которые мешают учить иностранный язык.

Учить иностранный язык сложно

Учить язык сложно, только если вы этого не хотите. Изучение языка занимает определенное время, но это не сложно. Вам по большей части нужно только слушать и читать. Вскоре вы начинаете чувствовать удовлетворение от понимания другого языка. Чаще всего в школе и на курсах преподаватели пытаются заставить ученика говорить, когда он еще ничего не знает. Именно это делает изучение языка таким сложным.

Нужно иметь склонность к языкам

Нет, не нужно. Все, кто хочет выучить язык, смогут. В Швеции и Голландии большинство людей говорят более чем на одном языке. Не могут же они быть все такими одаренными. Важна не склонность к языку, а отношение к его изучению.

Нужно жить в стране изучаемого языка

Посмотрите на иностранцев, приезжающих жить в нашу страну – все ли они говорят на совершенном русском языке? Хорошо, если четверть. Тем не менее, встретить человека, владеющего английским безупречно встретить достаточно легко. Сейчас, когда в вашем распоряжении есть Интернет, очень легко и читать и слушать английский в оригинале. То где вы живете – совсем не препятствие.

Только дети могут в совершенстве выучить иностранный язык

Недавние исследования мозга показали, что он остается гибким до самой старости. Возьмем людей, которые теряют зрение. Они легко изучают язык Брайля. У взрослых больше , им проще понять сложные грамматические явления, поэтому они способны выучить иностранный язык гораздо лучше и быстрее, чем дети. Единственное, что нужно взрослым, так это детская заинтересованность и отсутствие страха быть осмеянным.

Чтобы выучить язык, нужна строгая атмосфера классной комнаты

Это самая главная проблема. Классная комната – экономичный способ обучения и возможность познакомиться с новыми людьми. Этот способ обучения считается традиционным и уважаемым. Жаль только, что это самое неподходящее место для изучения языка. Чем больше студентов занимается в классной комнате, тем меньше эффективность занятий. Языки нельзя преподать, их можно изучить. Теоретические грамматические объяснения трудно понять, запомнить, и еще сложнее использовать. Однотипные упражнения быстро надоедают. Особенно трудно делать все это в классе, о чем свидетельствуют плачевные результаты наших выпускников, которые не могут общаться на языке после 10 лет занятий им.

Вы должны говорить, чтобы выучить иностранный язык

Обычно умение говорить на языке – цель его изучения, но говорение может подождать. Когда вы достаточно освоитесь в языке, вы найдете возможность пообщаться. Но когда вы только учитесь, важно больше слушать. Если вы просто выучите пару полезных фразочек, то не сможете ни понять собеседника, ни поддержать разговор. Нужно не говорить, чтобы учиться, а учиться, чтобы говорить.

Я бы хотел выучить иностранный язык, но у меня нет времени

Как насчет того времени, что вы проводите в очереди, в транспорте, делая работу по дому, гуляя? Почему бы не воспользоваться этим временем, чтобы послушать аудиокурс в плеере или почитать брошюру? Если вы начнете с 10-15 минут в день, и если вы действительно хотите выучить язык, то вскоре вы обнаружите, что у вас уже появилось полчаса-час в день на изучение иностранного языка. А этого вполне достаточно для достижения хорошего результата!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В каком возрасте лучше изучать английский язык? Большинство педагогов и психологов ответят – в самом раннем. Программы английского языка сейчас разрабатываются для совсем маленьких детей от шести месяцев, трёх лет, для дошкольников. Изучать язык в раннем возрасте можно , кроме того, в процессе изучения помогут , а для самых юных учеников – .

Сегодня все чаще мы видим, что английский язык преподается не с первого класса школы или детского сада, а с колыбели. Ведь именно в этом возрасте человек наиболее восприимчив к изучению языка. Но что делать, если вы решили изучить язык в 40, 45 или 50 лет? Неужели это невозможно? Разумеется, нет. Есть много способов быстро выучить английский язык и еще больше советов быстро запомнить слова иностранного языка.

Мы не будем долго говорить о мотивации и целеустремленности. Ведь высокий уровень мотивации может повлиять на решение любой, даже самой невыполнимой проблемы. Мы расскажем вам о возрастных особенностях человека и о том, как преодолеть трудности в изучении иностранных языков в зрелом возрасте.

Боритесь со стереотипами

Отечественная система образования построена на одном лишь утверждении американского педагога и психолога Торндайка, который заявлял, что до 20 лет способность человека получать новые знания и обучаться растет, а потом её показатели резко снижаются по мере взросления (а потом и старения) человека. Это заявление было сделано еще в 1928 году, оно весьма спорно и неоднократно подвергалось конструктивной критике. Тем не менее в нас надолго засела уверенность в том, что обучение – занятие для молодых.

Причем оптимальный возраст для обучения в разных источниках, которые поддерживают эту теорию, может колебаться от 20 до 40 лет. Многие ученые высказывают мнение о том, что в возрасте после 40 лет у человека замедляются процессы принятия и запоминания новой информации. Но это всего лишь мнение одного учёного, давно превратившееся в один из самых крепких стереотипов современного общества.

Основная трудность в изучении английского в зрелом возрасте – ваша уверенность, что «возраст не тот», «способности не те, что в 20» и т.д. Если вы чувствуете, что вам сложно запоминать лексику – помните, что с этой сложностью сталкиваются все студенты курсов английского. Старайтесь уделять языку время каждый день, читайте , постарайтесь искать англоязычные источники интересной для вас информации – таким образом можно повысить мотивацию обучения.

Заметим, что ведущие издательства учебников для изучения английского языка Oxford, Cambridge, Longman не издают специальных учебников для тех, кому за 40,45, 50, а, следовательно, не выделяют студентов этого возраста в какую-то особую группу.

Автор IQ-тестов об обучении в зрелом возрасте

Стоит заметить, что всем известную теорию юного образования опровергают исследования профессора Д. Хорна, на основании работ которого были созданы современные IQ-тесты. Ученый утверждает, что существует две формы интеллекта: биологическая и социальная. На развитие первой влияют биологические процессы в организме, вторую формируют социальные воздействия на личность, опыт, общение, коммуникация с другими людьми. Если говорить проще: Хорн верил в успех обучения человека на протяжении все жизни и настоятельно рекомендовал всем продолжать обучение в любом возрасте.

Преимущества зрелого возраста для изучения языка

Во-первых , взрослый человек хорошо знает и интуитивно ориентируется в правилах грамматики, которые не знает ребёнок. Малыши изучают язык интуитивно, взрослые – опираясь на жизненный опыт.

Во-вторых, человек в зрелом возрасте, особенно если ему уже за 50, в меньшей мере обременен работой, заботой о маленьких детях, больше времени может посвятить себе, саморазвитию и самосовершенствованию.

В-третьих , человек в возрасте 40, 45 и 50 лет, как правило, более дисциплинирован, сдержан и менее эмоционален. В таком возрасте люди уже понимают, что за результат обучения нужно платить упорством и трудом. Юношеский максимализм и желание получить все и сразу забыты, а значит занятия будут иметь более систематический характер.

В-четвертых , изучение языка может стать новым стимулом в жизни в период возможного кризиса 40-45 лет

В-пятых, человек в возрасте 50 лет может изучать английский язык для того, чтобы помочь сделать первые шаги в мир иностранных языков своим внукам. А это – один из сильнейших стимулов.

И если уж мы заговорили о стимулах, напомним главное правило успеха любого обучения: мотивация. Ваше желание изучить английский язык сделает для вас больше, чем любые теории педагогов и психологов, самые лучшие преподаватели и программы обучения, или приложения для изучения английского языка.

Главное – верить в свои силы!

Прежде чем приступать к изучению какого-либо иностранного языка, следует определиться для какой цели вам это нужно. Если вы планируйте учить язык для общего развития, то здесь нужно оценивать свои умственные возможности. Не стоит браться за такие редкие языки, как норвежский или тао, если вы не собираетесь жить в этих государствах.
Если знание языка необходимо для работы или для путешествий, то тогда стоит выбрать наиболее востребованное лингвистическое направление. Например, заядлых путешественников в любой стране всегда выручит английский язык, по крайней мере, в туристической зоне этого хватит.

Какие преимущества дает изучение английского языка?
Английский считается универсальным международным языком. Его минимальные знания требуются практически на любой работе. Стажировка за границей или туристический бизнес обязывает соискателя владеть им в совершенстве. В интернете представлено много вакансий для переводчиков в качестве подработки, поэтому знания английского языка могут приносить вам неплохой дополнительный доход. Кроме того, это позволит найти много новых друзей и поменять свой привычный круг общения. Вы сможете переписываться с иностранцами на интересных форумах, изучать западную культуру и традиции. В наше время международные браки совсем не редкость, поэтому некоторые женщины учат язык с целью удачно выйти замуж.
В каждой школе английский включен в обязательную программу для изучения. Если ребенка записать на курсы еще до школы, то он с легкостью выучит все нюансы грамматики и сможет запомнить много новых слов.
Испанский не отстает по популярности от английского
Испания уже давно привлекает туристов своими теплыми курортами, богатой архитектурой, изысканной кухней и разными развлечениями. После того как эта страна упростила въезд гостей на свою территорию, интерес к испанскому языку значительно вырос. Кому-то понравился испанский диалект своим благозвучием, кто-то всерьез увлекся местными танцами или музыкой, некоторые захотели освоить этот язык после просмотра популярных испанских сериалов. Стоит отметить, что испанский не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Основная часть слов имеет сходство с английскими. Произношение практически не отличается от написания. При должном упорстве и терпении его не трудно выучить.
Французский и немецкий язык не сдают своих позиций
Эти языки достаточно востребованы и изучаются во многих учебных заведениях. Они находятся примерно на одном уровне сложности. Для кого-то французский слишком слащавый, а немецкий слишком грубый. Все зависит от индивидуальных предпочтений и способностей человека. Французский требует специального произношения, а в немецком языке трудная грамматика, некоторые слова сложны и грубы для восприятия. Однако несмотря ни на что, спрос к этим языкам всегда остается на должном уровне.
Стоимость обучения варьируется от уровня знаний, языковой школы и преподавателя. Индивидуальные занятия с носителем языка стоят дороже.

Китайские иероглифы и арабская вязь
Любители этих экзотических языков должны знать, что китайский и арабский считаются сложными для изучения, поэтому времени и сил потребуется гораздо больше. Однако в последнее время наблюдается большой интерес к китайскому языку. По некоторым данным, спустя полвека он может стать таким же международным, как английский. Несмотря на его сложность, желающих его изучить становиться все больше. Это, прежде всего, связано с бизнесом и развитием экономических связей между Россией и Китаем. Сейчас очень популярна китайская косметика, гимнастика и восточные элементы интерьера. Люди стали увлекаться этой культурой благодаря своеобразной моде на это направление.
Если с выбором языка все понятно, то учитывайте следующие факторы, которые будут помогать вам при изучении:

    Ваши умственные способности (развивается в процессе обучения и практики)

    Хорошая память, концентрация внимания и терпение

    Наличие свободного времени для регулярных посещений уроков

    Возможность оплачивать занятия

Без интенсивной практики от занятий будет меньше пользы. При непосредственном общении с носителями языка лучше запоминаются новые слова и исправляются грамматические ошибки. Имейте в виду, что после 30 лет учить язык труднее, а дети, наоборот, схватывают все на лету. При желании ребенок может изучать даже два языковых направления одновременно. Поэтому учить языки лучше с раннего детства.

Многие уверены, что выучить иностранный язык после 30 лет невозможно – «мозги не те». На самом деле с мозгом в этом возрасте все в порядке. Просто подход нужен иной, чем мы привыкли.


Главная проблема изучения иностранного языка в зрелом возрасте - нас зачастую пытаются учить по схемам детского образования. Большинство преподавателей языковых курсов учились на педагогов; мало того, всю жизнь работали в школе или на младших курсах ВУЗа. Но взрослый - не ребенок: чтобы научить его, нужна не педагогика, а андрагогика - науки, основанная на том, что у взрослых и детей разные подходы к обучению и способы усвоения материала.

Основных отличий андрагогики от педагогики несколько. Во-первых, для ребенка и подростка роль учителя ведущая, слово его - закон. Взрослый имеет большой опыт обучения и часто сам знает, как ему лучше. Поэтому роль преподавателя - консультативная . Ему необходимо уметь встроиться в систему координат ученика, мотивировать и поддерживать его собственную волю, а не навязывать свою.

По статистике, из владеющих иностранных языком взрослых 70% испытывают проблемы с пониманием устной речи, 50% - с общением, у 30% есть сложности при письме, у 10% - при чтении.

Во-вторых, взрослый ученик стремится к конкретной цели , которую должен сразу понять преподаватель. Если он нечаянно встанет на пути к этой цели, результата не будет. Например, если человек учит английский, чтобы пройти собеседование на должность работника аэропорта, его будет прежде всего интересовать околоавиационный лексикон. Попытки преподавателя следовать программе и беседовать о быте или путешествиях наткнутся на непонимание и отторжение.

В-третьих, взрослые стремятся сразу применять полученные знания в полном объеме. Давая новую тему, преподаватель должен параллельно кидать ссылки на сайты, форумы, книги, где предмет можно обсудить, прочитать, посмотреть.

Наконец, мотивированный взрослый стремится получить максимальное количество знаний по теме. Привыкшего работать со школьниками преподавателя это может застать врасплох, ведь большинство школьников склонны скорее недоучить, чем взять лишнего.

У взрослых есть и физиологические особенности восприятия - прежде всего некоторое ослабление памяти, зрения и слуха (даже после 30 лет чуткость слуха снижается по сравнению с подростковой). Примерно это обычно и имеют в виду под «мозги уже не те». Обучению эти особенности не препятствуют, просто их нужно учитывать. Так, оптимальный метод изучения иностранных слов для взрослых - мнемонические ассоциации, когда используют слуховые или визуальные ассоциации иностранных слов с русскими или с картинками знакомых предметов. Например, на карточке написано английское слово look («смотреть») и рядом русское «лук». Это для тех, кто лучше аудирует (воспринимает на слух). А визуалам поможет запомнить слово рисунок луковицы.

Выучить язык: советы для взрослых

Идите учиться в компании - вместе с супругом, другом или ребенком (но курсы с ребенком должны быть разные!)

Сразу уточните, есть ли у преподавателя опыт преподавания взрослым.

Выберите курсы, где проводят психологическое тестирование для определения типа памяти.

При прочих равных выбирайте курсы, где активно используют мнемонические ассоциации.

Смотрите фильмы, читайте книги на изучаемом языке. На первых порах выбирайте фильмы с субтитрами.

Постарайтесь найти носителей языка, с которым можно общаться, - если не вживую, то через скайп. Сейчас много людей в мире проявляют интерес к русскому языку.

Не менее важен фактор эмоционального барьера . Большинство взрослых, берущихся за новый язык, уже лет десять как ничего не зубрили и не сдавали экзамены. За это время они успели набраться жизненного опыта, вырасти по службе, занять положение в обществе. Неудача в изучении языка воспринимается болезненно и может привести к отказу от изучения и даже депрессии. Преподаватель-андрагог должен об этом помнить.

Еще один барьер на пути взрослого ученика - микросоциальный. Взрослый, записавшийся на языковые курсы, в некоторой степени отрывает себя от коллег по работе, друзей, семьи - и зачастую вместо поддержки с их стороны испытывает ревность, укоры, шутки или явное противодействие. Если на них наслаиваются домашние или финансовые проблемы, учиться становится особенно тяжело. И здесь опять многое зависит от грамотного преподавателя, понимающего «взрослые» проблемы, способного где-то дать послабление, а где-то, наоборот, подтолкнуть.

Важный аспект андрагогики - выяснить, какой метод запоминания информации преобладает у человека . Если у детей выделить ведущий механизм сложно и они легче адаптируются к методике преподавателя, то для взрослого этот момент становится принципиальным. На хороших языковых курсах новички проходят не только тест на начальный уровень знания языка, но и психологическое тестирование, выявляющее один из четырех типов запоминания:

Визуальный - связь со зрительной памятью («я учусь, наблюдая»)

Аудиальный - связь со звуковой памятью («я учусь, слушая»)

Связь с кинестетической моторной памятью («я учусь, делая»)

Связь с кинестетической эмоциональной памятью («я учусь, испытывая эмоции»)

Лишь учитывая эти особенности и разделив взрослых учеников на группы в соответствии с ними, можно добиться хорошего результата.

Способность к изучению иностранных языков зависит от прочности связей в головном мозге, выяснили ученые из университета МакГилла (Канада). В ходе эксперимента они сделали функциональную МРТ головного мозга 15 взрослым, в течение 12 недель изучавшим французский язык. Оказалось, чем прочнее были нейронные связи между языковыми центрами мозга и левой верхней височной извилиной, тем лучшие результаты показали студенты.

И еще один деликатный момент. Учеными доказано, что склонность к изучению иностранных языков дана далеко не всем. Американская ассоциация исследований в области образования разработала специальные тесты для диагностики языковых способностей (Language Aptitude Tests). Но даже если вы прошли подобный тест с низким результатом, не нужно расстраиваться. Это не показатель вашего интеллекта или образованности: просто у вас нет особого таланта к изучению языков, вы не можете схватывать их на лету, и только. Вы все равно способны выучить чужой язык, просто потратите на это больше времени и сил. Насколько? По данным нескольких исследований, вырисовывается цифра в 30%. То есть способный к языкам будет учить испанский 2 года, а неспособный - 2 и 8 месяцев. Разница заметная, но не принципиальная. Главное - вы все равно добьетесь результата.