Я боюсь высказывать своё недовольство, слова любви , поддержки и не могу понять причины почему. Недавно например сложилась такая принеприятная ситуация: у моей матери на дне рождения мой отчим(отец моего брата) подвыпив начал говорить про моего брата разные гадости(если бы мне начали говорить такие гадости, я бы сразу послал куда подальше или просто показал человеку его недостатки чтоб он замолчал или отстал от меня) и при этом говорил он всё это прямо при моем брате(я по себе знаю что такие вещи будучи сказанными эмоционально как и было сделано не проходят бесследно и могут нанести психологическую травму человеку), ему конечно пытались объяснить все(все кроме меня), что самое плохое здесь, то, что мой отчим всё это говорит, а мой то брат сидит рядом и всё это слышит, но он упертый и ничего не понял((а говорил он, что мой брат не умеет драться-видимо он как я понял когдато пожаловался отцу, что его набили, или просто рассказал и теперь, как я думаю, брат ему вообще ничего рассказывать не будет, а замкнется в себе- говорил отчим также и о том что брату уже скоро 14 а у него нет девчёнки или он ими не интересуется(по мнению моего отчима) и что он может стать голубым и много ещё чего говорил, а ведь беда то в том что мой брат всё это слышал)) и у меня внутри всё кипело, бурлило и горело, но я, сидев рядом в соседней комнате за компьютером удержался и не пришел и ничего не сказал отчиму(на мой взгляд, я лучше всех у нас в семье разбираюсь в психологии,так как сам сотни раз справлялся со своими проблемами, и мог правильно обрисовать ситуацию так что проблема возможно бы и сошла на нет), но, в то же время, я знал что моему брату сейчас плохо на душе(подойдя к нему я заметил у него слезы) и попытался поддержать его сказать что его отец даже если что то и говорит то это не значит что так оно и есть(признаться честно я сказал это плохо волнуясь с дребезжащим голосом и сказал недостаточно хорошо я недоволен результатом). Я не пойму что за страх мешает мне объяснять людям то что я думаю. Заранее
Спасибо. Игорь 26 лет

Ответы психологов

Здравствуйте, Игорь!

События которые вас взволновали, мне очень понятны.

Но в данной ситуации, когда конфликт разворачивается между двумя людьми - это их ситуация! И в ы можете в ней только высказать своё мнение. Но если ситуация имеет место она может продолжиться и без вашего участия. Ведь вы заступились за брата и в следующий раз отец при вас её не повторит. А сделает это на едине с вашим братом. Как я понял из вашего вопроса, вам дорога судьба брата. И вы в свою очередь со своим знанием психологии можете ему помочь справлятся с подобными ситуациями если они возникнут.

Постарайтесь понять, что другие люди всегда показывают нам на наши слабые места. Но для чего??? Чтобы мы стали сильнее!!!

И почти всегда - это близкие и дорогие нам люди. (кто нас знает лучше и может нам указать на наши слабости).

И в этой ситуации можно сказать им спасибо.

И к подобным ситуациям относиться с благодарностью!!!

Там и обид не будет и польза для нас просто огромная!! Ведь мы становимся лучше и сильнее благодаря им.

Теперь вы поняли как помочь себе и брату.

Если я вам помго можете поставить оценку ответу.

Если ещё есть вопросы контактная информация на моей станичке в личных данных.

С уважением, Владимир Юрьевич.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Игорь, добрый день.

Из вашего письма ясно, что брат вам очень дорог. Вы очень переживаете за него. Я думаю, что попытка поддержать его, не осталась незамеченной. Просто, он в таком возрасте, когда слова отца особенно ранят. Возможно, тот страх , который помешал Вам напрямую ответить отчиму, связан со страхом причинить боль вашей маме. Ведь именно она выбрала этого мужчину, отца брата. Есть еще один аспект - ваши отношения с родным отцом. Вы не пишите о том, присутствует ли он в вашей жизни. Но именно там может скрываться причина вашей нерешительности.

Смирнова Елена

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле. Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.

б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый. Здесь должна звучать нота соль.

в) Гуляя по лесу, мы набрели на ключ. Ключ не подходил к этому замку.

г) Ее большие глаза и маленькая ручка вызывали восхищение.Этот чемодан без ручки.

д) Последний осенний лист дрожал на березе.У меня остался последний лист бумаги.

5. Контрольные вопросы :

1.Нормы словоупотребления.

2.Употребление паронимов, синонимов, омонимов, многозначных слов.

3.Неологизмы, устаревшие слова, диалектизмы и жаргонизмы.

4.Фразеологические обороты. Речевые ошибки при употреблении фразеологических оборотов.

5.Речевая избыточность: плеоназм, тавтология.

6. Отчет:

7. 8) Информационные источники

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема « Особенности русской морфологической нормы».

1. Цель занятия :вырабатывать умение находить и исправлять нарушение морфологических норм.

3.Практическая часть:

1. Задание. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошейшампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

e) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к) Окно было закрыто красивымжалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

2 . Задание. Найдите ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.

а) На этих соревнованиях он был самым сильнейшим.

б) Наиболее худшие игроки были удалены с поля.

в) Эта книга более интереснее, чем та.

г) Это был самый наипрекраснейший день в моей жизни.

д) Эта блузка более красивее и оригинальна, чем все остальные.

e) Этот путь более ближе, чем тот.

ё) Вчера я посмотрел более интереснейший фильм.

ж) На уроках я стал более внимательнее.

з) Эти книги увлекательны и интересные.

3 . Задание. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ё) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж) Мы отметили (800-летие) Москвы.

з) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и) Вас ждут в (320 комната).

4 . Задание .

в) Я так за тобой соскучился.

5 . Задание . Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) Отец позвал к себе его сына.

в) Я так за тобой соскучился.

г) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

д) Ихняя команда заняла первое место.

е) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

6. Задание . Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более луч­ше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) Это платье гораздо красивше того.

е) Мы сходили туда зазря.

ё) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7. Задание . Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации побе­дителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

4. Порядок выполнения задания:

5. Контрольные вопросы :

1.Тенденции развития морфологических норм. 2.Употребление существительных, имеющих колебания в роде, числе и падеже.

3.Склонение иностранных фамилий и имен. 4. Морфологические нормы имён прилагательных.

5. Морфологические нормы имён числительных.

6.Морфологические нормы наречий.

7.Морфологические нормы глаголов.

6. Отчет:

7. Список литературы:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема «Морфологические нормы и морфологические речевые ошибки.

1. Цель занятия :проверить умение видеть нарушение морфологической нормы в образовании слов и исправлять речевые ошибки в предложенных текстах.

2. Краткие теоретические сведения:

    Практическая часть.

1. Задание. Выберите и запишите правильный вариант.

1) трое юношей, три девушки, трое студенток;

2) 22 ножниц; 22 штуки ножниц, 22 пары ножниц;

3) Мы купили стол с (три, тремя) стульями.

4) В цех приняли (двое, двух) новых работников.

2. Задание . Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.

1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

3) В институт я не пошла, так как была заболевши.

4)Я никогда не убежу тебя в этом.

3. Задание. Составьте словосочетания « существительное + прилагательное.

Кольраби, салями, пенальти, авеню, бюро, желе, пальто, рагу, филе, фойе, спагетти., тюль, кофе, шампунь, мозоль,Онтарио, кенгуру.

4. Задание. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

1.Он шёл наперекор судьбы.

2.Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

3.Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

4.Вопреки ожидания он произвёл благоприятное впечатление.

5 . Задание. Слова и словосочетания из скобок поставьте в нужном падеже.

1.Для (улучшение)качества строительства важное значение имеет широкоераспространение(научные достижения и передовой технический опыт)

2. Особое внимание в журналах уделяется (материалы), в которых рассказывается о достижениях науки и практики в деле улучшения качества строительства.

3 Особый интерес для специалистов представляют материалы, которые рассказывают

(строительство жилых и гражданских зданий.)

6 . Задание. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.

2.Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

3. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов.

Так уж устроена человеческая психика, что свои ошибки, негативные особенности характера мы не замечаем, однако если кто-то другой совершает что-то недопустимое, мы часто стремимся указать ему на это...

Научить «правильному» варианту поведения либо просто осудить. Порой слишком часто мы стараемся указать другим на их недостатки. С какой целью? Вы задавали себе этот вопрос?

Критика — это возможность выразить свое недовольство чем-то, показать свое отношение к происходящему, а также способ задеть другого. Для чего критикуете вы? Часто, изначально желая выразить свое мнение, стремясь изменить ситуацию, мы выбираем слишком агрессивную форму повествования. Прежде чем говорить другому о том, с чем мы не согласны, важно ответить себе на вопрос «Для чего я это делаю?». Если вы хотите обидеть человека, задеть его чувства, тогда, наверное, действительно не стоит обращать внимание на формат сказанного, а даже наоборот - рубить с плеча и порезче. Однако если вы стремитесь изменить ситуацию, то лучше выбрать такие слова, которые нанесут собеседнику минимальную психологическую травму, дабы не столкнуться с его агрессией в ответ. Ведь каждый из нас ощущал, как, чувствуя нападение, мы волей-неволей начинаем защищаться либо виновато молчать. Очевидно, что оба эти пути не приводят к изменению ситуации. Нет обсуждения проблемы, поиска компромиссных решений.

Какая критика эффективна?
Итак, прежде чем начать говорить другому о том, что вам неприятно, важно понять для себя - с какой целью вы это делаете. Если вам просто хочется задеть собеседника - поразмышляйте над тем, почему именно этот человек вызывает у вас желание указать ему на недостатки. Или вы всех окружающих стремитесь научить правильной на ваш взгляд жизни? Помните, что нет однозначно верных и неверных решений, у всего есть свои минусы и плюсы.


Если вашей целью является изменение ситуации, восстановление взаимопонимания, то эффективнее критиковать конструктивно. Для того чтобы добиться результата, вам важно понимать, чего именно вы хотите, быть готовым открыто сказать об этом, иметь желание сотрудничать с оппонентом, искать совместные пути решения.

Отследив в себе негативные эмоции, прежде всего важно понять, на что именно вы так остро реагируете. Необходимо найти то, что вызвало в вас эти чувства. «Хотите ли вы изменить ситуацию и продолжить общение с человеком?» - это второй вопрос, на который важно ответить себе. Ведь нет смысла пытаться объяснить собеседнику что-то, если вы уже окончательно решили, что продолжать общение не имеет смысла. Для чего вам вкладывать силы в изменение человека, который вам по большому счету стал уже не интересен?

Старайтесь высказывать свое мнение наиболее конкретно. То есть не говорить «ты ведешь себя неадекватно», «делать так - ребячество», «ты безответственный человек». Гораздо продуктивнее четко сказать о своих ощущениях. Например: «Мне неприятно, когда ты…», «Я чувствую обиду, когда ты…». Важно говорить не о ком-то, не давать оценок, а передавать собеседнику свои ощущения от ситуации. Пытайтесь использовать конкретные факты, избегать обобщений.

Если вы точно знаете, что вам не понравилось, имеете представление о том, как бы вам хотелось общаться, постарайтесь наиболее просто и честно донести это до другого человека. Избегайте намеков и двусмысленности. Ваш собеседник вряд ли умеет читать мысли, и чтобы действительно понять, что вам что-то было неприятно, он должен это как минимум услышать.

Критикуя, используйте спокойный тон. В общении мы больше реагирует на интонации голоса, а не на слова, которые нам говорят. Если тон у вас возмущенный и требовательный, то нормальной реакцией собеседника будет защищаться от вас. Если же вы добрым, располагающим голосом говорите о том, что вам неприятно, то велика вероятность, что это будет услышано. Другой вопрос - может ли ваш собеседник позволить себе те перемены, которых вы ждете, способен ли он на это? Приложите максимум усилий, чтобы вас услышали. Для этого, как мы выяснили, важно научиться высказывать критику конструктивно.

Как принимать критику безболезненно?
«Лучшая защита - это нападение». Многие из нас живут, руководствуясь именно этим правилом. Ведь как только мы слышим, что собеседник остался недоволен нами, мы автоматически начинаем защищаться. Так уж устроена человеческая психика, она всегда стремится нас обезопасить от негативного давления. Само собой, любая критика, даже справедливая, бьет по самооценке. Подчас это очень болезненные удары. И многие из нас попросту не готовы воспринимать о себе неприятные вещи.


Существует несколько основных ошибок, которые мы допускаем, слыша критику в свой адрес. Часто люди, сталкиваясь с недовольством их поведением, начинают оправдываться, как нашкодивший школьник. Занимают «детскую» позицию, унижают себе. Другой способ негативной реакции на критику - контратака. Нападая в ответ, человек провоцируете конфликт с собеседником. Однако в большинстве случаев это противостояние возможно избежать. Также малоэффективно молчать в ответ на критику. Таким образом критикуемый соглашается с упреками, плюс раздражает оппонента своей отстраненной позицией, а также не дает своим чувствам выйти наружу, что чревато эмоциональным срывом впоследствии.

Помните, что реагировать на критику надо. В этом нет ничего зазорного. Однако нужно уметь воспринимать критику и делать это правильно. Так вы сможете построить диалог, сохранить отношения и найти решение, устраивающее обе стороны.

Первое, что необходимо понять, обнаружив критику в свой адрес, это стремится ли оппонент донести до вас свое мнение либо ему просто хочется вас поддеть. В ситуации, когда собеседник ставит своей целью уколоть вас посильнее, бесполезно вообще как-либо отвечать. Любое оправдание или стремление убедить его в своей правоте будет еще больше подзадоривать и давать поводы для дальнейших претензий.

Второе, что важно сделать, это выявить конкретные факты, расстроившие вашего собеседника. Попробуйте разобраться в причинах. Подведите оппонента к тому, чтобы замечание звучало четко и ясно. Используйте спокойный, доброжелательный тон. Важно справиться со своими эмоциями, иначе диалог превратится в перекрестные обвинения. Очевидно, что подобные беседы малоэффективны, если мы говорим о благоприятном разрешении сложных ситуаций в отношениях, налаживании взаимопонимания.

Когда вам удалось добиться фактов, попробуйте оценить, насколько критика справедлива. Признавайте только то, в чем вы действительно виноваты. Превращайте слова собеседника в ваши достоинства. Например, если вас обвиняют в излишней болтливости, и вы сами отмечаете у себя такую особенность, не стоит унижать себя оправданиями, согласитесь с критикой, сказав, что вы действительно коммуникабельный человек. Помните, что часто, прислушавшись к критике, мы можем улучшить взаимоотношения с человеком, избежать острых углов вновь. Хотя, конечно, необходимо, чтобы у вас и вашего партнера было желание совместно искать решение, удовлетворяющее обоих.

Если вам не удается сдерживать свои эмоции и, даже понимая механизм продуктивного реагирования на критику, вы вновь и вновь скатываетесь в ответную агрессию и острое противостояние, подумайте, что именно задевает вас в словах собеседника? Что происходит с вашей самооценкой в этот момент? Скорее всего, дело в вашей болезненной реакции. Что стоит за этим? Чувствуете ли вы себя уверенно? Знаете ли свои достоинства, то, за что вас можно ценить? Иногда люди, не ощущающие себя комфортно, обращаются за помощью к психологу, готовому проработать с ними болезненные моменты их жизни, научить уважать себя, любить свои достоинства и с пониманием относиться к недостаткам.

Помните, что самое важное в ситуации, когда вы выражаете свое недовольство кем-то или когда критикуют вас, - не превратить конструктивный обмен мнениями в «перепалку на базаре». Опирайтесь на факты, будьте последовательны, избегайте обобщений, говорите по существу вопроса, обсуждайте конкретную ситуацию, старайтесь проявлять минимум эмоций, думайте о том, что говорите, прислушивайтесь к собеседнику.

Конструктивная критика дает возможность говорить открыто о том, что вас не устраивает в общении, установить контакт, сохранить эмоциональный комфорт в паре. В ваших силах воспользоваться этим инструментом и наладить взаимоотношения с любимым человеком, другом, родственником, сослуживцем, начальником. Используйте в своей жизни навыки неагрессивного преподнесения критики и безэмоциональной реакции на замечания, и вы сразу же заметите, как общение с окружающими станет более результативным, появится взаимопонимание, приятные ощущения и эмоциональный комфорт. Конструктивная критика - наш помощник в общении, не превращайте её в своего врага.

Метки: Общение с другими людьми

Многие люди избегают высказывать свое недовольство и критиковать потому, что боятся обидеть человека или поссориться с ним. Тем не менее, каждый из нас сталкивается с ситуациями, когда высказать свое недовольство просто необходимо. В настоящей статье я предлагаю рекомендации, которые помогут Вам сделать это корректно.

1. Избегайте обвинений.
К примеру, если ребенок оставил после себя грязную чашку, многие мамы начинают высказывать свое недовольство так: «Почему ты опять не помыл за собой чашку?» Задумайтесь, что несет в себе эта фраза? В этой фразе явно слышится обвинение: «Ты такой-сякой, в очередной раз не помыл за собой чашку». Как отреагирует на эту фразу ребенок? Он начнет защищаться, и мама получит сопротивление.

Сопротивляются обвинениям не только дети. Взрослый, чувствуя скрытое обвинение во фразе, очень часто реагирует сопротивлением абсолютно так же, как и ребенок. Поэтому сообщение, адресованное мужу, в духе «Вечно ты свои носки по всей квартире разбрасываешь!» скорее всего желаемого результата не принесет.

Как же в таком случае правильно высказать недовольство? Можно сформулировать фразу чуть-чуть по-другому.

Один из способов - напрямую попросить о том, что Вам нужно. Например, в ситуации с ребенком могут подойти такие фразы: «Помой, пожалуйста, за собой чашку», «Мне будет так приятно, если ты помоешь посуду после ужина!» Согласитесь, когда человек в доброжелательной форме о чем-то Вас просит, ему намного сложнее отказать, чем кому-то, кто изначально к Вам настроен негативно.

2. Используйте «Я-сообщения».
В психологии широко известен прием проявления недовольства, который называется «Я-сообщения» и противопоставляется «Ты-сообщениям». Сравните две фразы:

  • «Ты опять кинул свои носки посреди комнаты!»
  • «Я так хочу, чтобы в нашем доме было чисто и уютно. Поэтому, когда ты раскидываешь носки, я ужасно расстраиваюсь. Следи, пожалуйста, за своими носками».

Первая фраза полностью описывает то, что делает другой человек, но никаким образом не сообщает о том, что происходит с автором фразы. Поэтому она воспринимается как обвинение, и, как мы уже выяснили ранее, скорее всего должного результата не принесет. Такая фраза относится к «Ты-сообщениям».

Во второй фразе акцент делается не на действиях другого человека, а на собственных эмоциях и чувствах автора фразы, связанных с действиями другого. Такое смещение акцентов приводит к тому, что из фразы уходит элемент обвинения. Кроме того, автор фразы делится тем, что происходит у него внутри. Это очень важно, поскольку для разбрасывателя носков последствия его действий переходят из неопределенной категории «разбрасывать носки плохо» в максимально конкретную категорию «разбросанные носки расстраивают мою жену».

Допускаю, что на этом самом месте многие женщины воскликнут: «А что, и так не понятно, что разбросанные носки расстраивают? Об этом разве нужно говорить? Это ведь и так очевидно!» Соглашусь, что где-то в глубине души это может быть и так понятно. Но для того, чтобы эта истина не была похоронена в глубинах души, ее очень важно озвучить. Очень часто самое очевидное, что находится у нас перед самым носом, мы перестаем замечать.

При помощи «Я-сообщений» можно рассказать другому о любых своих эмоциях и высказать любое свое недовольство. К примеру, если после регулярных просьб мужчина продолжает раскидывать носки, «Я-сообщение» может выглядеть таким образом: «Я начинаю ужасно злиться: я тебя уже целую неделю прошу класть носки на место, а ты продолжаешь их раскидывать по всему дому. Что мне сделать, чтобы ты меня услышал?»

Итак, проанализируем структуру «Я-сообщений». Она состоит из трех элементов:

  • описание своих чувств и эмоций, связанных с действиями другого человека;
  • описание действий человека;
  • рассказ о том, как бы Вы хотели, чтобы человек поступил.

Для закрепления материала рассмотрим еще одну ситуацию, иллюстрирующую, как правильно высказывать свое недовольство. Предположим, парню не нравится, что его девушка одевается слишком откровенно. Как высказать ей свое недовольство? Ведь большинство девушек воспринимает критику их внешнего вида очень болезненно.

Многие молодые люди делают так: «Ты надела слишком короткую юбку. Надень что-то другое!» На такое заявление девушка может отреагировать непредсказуемым образом. Например, она может подумать, что парень пытается ущемить ее свободу, и будет продолжать делать по-своему. Или она воспримет такое сообщение как критику ее вкуса.

«Я-сообщение» в таком случае может выглядеть следующим образом: «Я тебя начинаю ревновать, когда ты в такой юбке появляешься в обществе других мужчин. Давай ты так сексуально будешь одеваться только для меня, а для других выберешь юбку построже?» Такое сообщение уже не выглядит как приказ или обвинение, и поэтому вероятности, что просьба будет услышана, намного больше.

Для того, чтобы научиться критиковать и высказывать свое недовольство в форме «Я-сообщений», нужно тренироваться. Если Вы не привыкли говорить о своем эмоциональном состоянии, Вам нужно будет время, чтобы этому научиться. В этом Вам может помочь статья здесь.

3. Избегайте чрезмерно общих претензий. Говорите максимально конкретно.
Высказывая свое недовольство, обязательно максимально конкретно сообщайте, что Вас не устраивает, и каких действий Вы ждете от человека. Иначе Ваша критика будет похожа на просьбу: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что».

Разберем это на конкретном примере. Многие женщины в какой-то момент обнаруживают, что им не хватает внимания со стороны их второй половины. Как об этом сообщить мужчине? Многие делают так: «Ты невнимательно ко мне относишься!» Мы уже выяснили ранее, что такая фраза выглядит как обвинение и вызывает желание защищаться. Как ее переформулировать?

Используя рекомендации, приведенные в этой статье выше, кто-то может переформулировать фразу так: «Мне не хватает твоего внимания. Относись ко мне внимательнее, пожалуйста!» Будет ли такое сообщение эффективным? Оно безусловно уже не вызовет такого сильного отторжения, как первый вариант фразы. Но и в таком сообщении есть большая проблема.

Что значит «относиться внимательно»? Это очень общая просьба, под которой каждый человек будет подразумевать что-то свое. Конкретизировать ее можно, например, так: «Я очень люблю, когда ты даришь мне цветы! Пожалуйста, делай это почаще». Или: «Мне не хватает того, чтобы мы с тобой вечером делились тем, что произошло за день».

Итак, когда Вы высказываете свое недовольство, не ждите, что человек увидит то, что написано между строк, и поймет, что Вы имеете в виду. Другие люди не умеют читать мысли! То, что очевидно для Вас, для другого человека может быть совсем не очевидно. Поэтому максимально конкретно сообщайте об ожиданиях от другого человека.

4. Отделяйте свои интерпретации от конкретных фактов.
Сравните две фразы, при помощи которых можно высказать свое недовольство:

  • Я для тебя ничего не значу!
  • Когда ты вместо того, чтобы пообщаться со мной, весь вечер сидишь за компьютером, меня это очень обижает. И я даже начинаю бояться, что ничего для тебя не значу.

Заметьте: в первом случае утверждение «я для тебя ничего не значу» представляется как неоспоримый факт. Но штука заключается в том, что мы не можем знать наверняка, что чувствует и думает другой человек. Мы можем только предполагать и интерпретировать. В приведенном примере девушка сделала вывод, наблюдая конкретное поведение мужчины. Есть факт: мужчина вместо того, чтобы с ней общаться, сидит за компьютером. Есть интерпретация девушки: она ничего для него не значит.

5. Используйте правило бутерброда.
Для того чтобы тактично высказать свое недовольство, можно использовать такой рецепт. Положите ломтик похвалы. Затем положите ломтик критики. Сверху снова положите ломтик похвалы. Итак, до и после критики необходимо человека похвалить. Сделать это важно искренне! Тогда критика будет восприниматься человеком не так болезненно.

Практически правило бутерброда может выглядеть так: «Мария, я очень Вас ценю как надежного и ответственного сотрудника. Но ярко розовые бусы и зеленая брошка, которые сейчас на Вас, не очень сочетаются с офисным стилем, принятым в нашей компании. Вы красивая девушка. Я уверен, что Вы будете отлично выглядеть и без таких ярких украшений».

6. Адресуйте свое недовольство поведению человека, а не его личности.
Сравните две фразы:

  • Неудивительно, что ты получил двойку. Ты же ленивый, а лентяям лучшие оценки не полагаются.
  • Неудивительно, что ты получил двойку. Ты же вчера ленился и ничего не делал. А тому, кто не учит уроки, лучшие оценки и не полагаются.

Лентяй - это свойство личности. А свойство личности - это не то, что меняется в два счета. Поэтому, выслушав сообщение под номером один, у ребенка, во-первых, сложится негативное представление о себе (он - лентяй), а во-вторых, желание что-то поменять вряд ли появится. Ведь личность просто так не меняется! Во второй же фразе упор делается на конкретные действия ребенка: вчера ребенок ленился. Это исправить намного легче.

Еще один важный момент. Личность - это наше ядро, это нечто более или менее постоянное. У каждого человека есть глубинная потребность ощущать себя хорошим. Поэтому если Вы критикуете личность другого человека, Вы с высокой долей вероятности либо его глубоко раните, либо встретите защитную агрессию и неприятие. Если же Вы подчеркиваете хорошее отношение к человеку и при этом высказываете недовольство по поводу его поведения, такая критика с высокой долей вероятности будет услышана.

Еще один пример на эту тему. Сравните две фразы:

  • Так как ты сейчас поступил, поступают только плохие дети. (подтекст, который слышит ребенок: «Ты - плохой!»)
  • Ты сейчас поступил плохо. (подтекст: «Ты хороший. Но так, как ты сейчас поступил, делать плохо»)

7. Вместо того, чтобы фиксироваться на проблеме, предлагайте решения.
Об этом уже было сказано выше. Но для того, чтобы правильно высказать свое недовольство, это важно, и поэтому на всякий случай выделяю этот момент отдельным пунктом.

8. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность.
Очевидно, что, если Вы раздражены, это обязательно почувствует другой человек, и на исходе разговора это может отразиться негативно. Если же Вы высказываете свое недовольство в дружелюбной форме, сохраняя внутреннее спокойствие, это скорее всего будет эффективно.

Итак, надеюсь, что теперь Вы знаете, как правильно высказывать свое недовольство и критиковать. В завершении статьи хочется сказать о том, что в близких отношениях обычно складываются стереотипные способы, которыми люди выражают друг другу недовольство. Далеко не всегда эти способы конструктивны, и часто результатом такой критики являются только испорченное настроение и недовольство друг другом. Научившись высказывать свое недовольство и критиковать конструктивным образом, можно значительно улучшить отношения с окружающими людьми, в первую очередь, со своими близкими.

Недовольство и критика зачастую являюся частью конфликтной ситуации. О том, как правильно вести себя в конфликте, читайте .