Для осуществления этих целей проводится подготовительная работа по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафрагмальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха.

Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортано-глоточного аппарата. Обучение навыкам правильного голосоведения начинается с пения гласных звуков. Вначале дети учатся петь гласные [а] и [о], через 2-3 занятия прибавляется звук [э]. Последними в работу включаются звуки [и] и [у].

Упражнения начинаются с изолированного произнесения гласных, затем переходят к пропеванию их сочетаний. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Приводим пример подобных упражнений:

А АО АЭ АИ АУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ

О ОА ОЭ ОИ ОУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ

Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ

И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ

У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ

Обучение начинается с показа и объяснения артикуляции. Затем ребенок пытается повторить необходимые действия отраженно за логопедом. Сначала упражнения выполняются шепотом, затем включается громкое произношение. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, положение языка: кончик придвинут к нижним резцам, корень языка опущен вниз. Звукосочетания должны произносится длительно и плавно на одном выдохе. Утечка воздуха через нос контролируется при помощи зеркала или пузырька, поднесенного к носу ребенка.

На занятиях можно предлагать детям игровые ситуации. Например, укачивая куклу, ребенок напевет: [а]-[а]-[а], показывает, какой он большой: [о]-[о]-[о], как гудит пароход: [у]-[у]-[у], на прогулке в лесу кричит [ау!] и т. д.

Хорошего эффекта помогает добиться применение статической и динамической дыхательной гимнастики.

  • · стоя, поднять руки через стороны вверх, потянуться, сделать вдох, опуская руки петь [а] на выдохе;
  • · стоя, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, наклонить туловище вперед, опускать руки с пением гласного [о];
  • · стоя, руки на поясе, сделать вдох, на выдохе петь [э], вытягивая вперед сомкнутые в ладонях руки, имитируя движения пловца.

На следующем этапе дети переходят к упражнениям с произнесением звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный - согласный - гласный. В упражнениях используются только правильно артикулируемые согласные: носовые звуки [м], [н]. Звукосочетания произносятся слитно, плавно, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса.

  • · постепенное удлинение произнесения звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;
  • · усиление голоса: артикуляция - шепот - тихо - громко; используются сочетания гласных звуков;
  • · ослабление голоса: громко - тихо - шепот - артикуляция;
  • · счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;
  • · аналогичное произнесение алфавитного ряда;
  • · чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций, например, повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков. Впоследствии используют произнесение стихотворений с изменением диапазона голоса.

Вокальные упражнения проводятся не только логопедом, но и на занятиях с музыкальным работником. Пение осуществляется под аккомпанемент фортепиано.

Тванг – это прием в вокале, который помогает петь громко и звонко. Ниже вас ждут лайфхаки для голоса — упражнения и распевки на тванг, назальный и оральный.

Если вы до сих пор не знаете, как петь с твангом, советую сначала прочесть статью . Где мы подробно разобрали голоса. И только после этого возвращайтесь сюда. Потому что сегодня мы займемся практикой , а без теории она невозможна.

Для тех вокалистов, кто уже в курсе, как работает этот прием, просто напомню технику тванга :

  • высокая гортань
  • высокое положение языка
  • сжатие мышц над связками, вверху гортани
  • очень мало выдоха

Необходимо соблюдать ВСЕ четыре пункта выше, чтобы упражнения на тванг получились с первого раза.

Помните, если вы новичок и только осваиваете «тванговый» звук — НЕ пойте громко ! Выдавливать голос из себя нельзя, иначе очень легко включить ложные связки и получить зажим. Если все сделаете правильно, тванг обязательно появится в голосе сам, а вокал станет сильнее и свободнее.

Готовы? Тогда вот четыре «тванговых» лайфхака для голоса.

Упражнение #1. Тванг при разговоре.

Легче всего почувствовать тванг в собственной речи. В разговорной позиции. Этот режим пения в западных методиках также называют «Speech voice» . Когда вы не прикладываете специальных усилий при пении, а просто... говорите!

Практически все люди рождаются с небольшим твангом в голосе. Но когда начинают петь, теряют разговорный тембр — тот самый «speech». И поют другим звуком, писклявым, глухим или зажатым, либо уходят в фальцет.

Было ли у вас такое? Если да, то для начала попробуйте не петь, а говорить с твангом. Найдите его на разговорных нотах. В удобном вам голоса, на примарном тоне.

Для этого, как мы выяснили в прошлой статье, можно мяукать, крякать и изображать голос капризного ребенка, плач новорожденного, крик чайки — все это поможет в поисках тванга. Смело издавайте странные резкие звуки. Отлично, если они получаются носовыми и пронзительными.

А теперь ловите лайфхак!

Моим ученикам на уроках вокала помогает образ Дженис из сериала «Друзья». Помните ее тембр? Попробуйте скопировать знаменитую фразочку — «Oh, my God!» .

Произнесите эти слова максимально «противным» голосом, с назальным твангом. Вот видео, чтобы освежить вашу память.

Это отличный пример, как работает тванг. И как сильно он влияет на тембр вокалиста!

Того же эффекта вы можете добиться и при пении. Звучать громче без напряжения.

Многие морщатся от разговорных упражнений на тванг: «Неужели я буду петь таким противным голосом?!» Да, первое время нужно пройти через этап резкого противного звука. Примите свой голос таким!

Для начала я советую петь и говорить с носовым твангом постоянно – даже в жизни. Назальность помогает ощущать голос максимально свободно, без зажимов. На носовом тванге легче сделать гортань узкой и поднять язык, легче управлять дыханием.

Именно эти навыки мы и отработаем ниже. Начнем с упражнений и распевок для носового тванга.

Как петь с назальным твангом?

Для техники назального тванга есть один прием, который мы используем на уроках с учениками. Вам нужно посмеяться. Но не просто так – ваш смех должен быть очень злорадным !

Вспомните, как смеются отрицательные персонажи из мультфильмов. Баба Яга или злая ведьма из сказки. Это может быть и ваш любимый злодей.

Посмейтесь дерзко и с удовольствием! Будто вы только что совершили какую-то подлость. Примерно вот так:

Посмейтесь на самых верхних нотах и спуститесь до грудного звучания. Задействуйте все своего голоса. Например так:

Лучше сделать это одному дома, чтобы никого не стесняться, а посмеяться от души. Найти подходящую злую эмоцию. Однако, не переусердствуйте! Смех не должен быть надрывным или громким.

Упражнение #2. Распевка на назальный тванг со смехом ведьмы.

А теперь используем этот дерзкий смех как распевку.

Техника выполнения упражнения на назальный тванг:

  • поднимите гортань и спинку языка
  • посмейтесь очень злорадно
  • почувствуйте резонацию голоса в носу и лице
  • спойте ноты таким же смехом

Напомню, при назальном тванге звук плоский и резонирует преимущественно в носовых пазухах. Не зря его зовут «вокальный нос». Спуститесь вниз на слог «ХИ», словно продолжаете смеяться .

Спойте пять ступеней вниз по квинте:

Вот пример, как звучит это упражнение:

А теперь ваша очередь. Постарайтесь не петь, а изображать злодея!

Распевка на назальный тванг вместе с аккомпанементом:

Не теряйте назальный звук. Внимание, назальный а не гнусавый! В чем отличие – читайте в о гнусавости и «вокальном» носе.

Упражнение #3. Носовой тванг. Дразнящий детский тембр.

Чем более дерзкий звук у вас получился в предыдущем упражнении, тем ярче носовой тванг. Именно дерзость в голосе, яркий злорадный звук дают назальность.

Еще одна распевка поможет найти нужную эмоцию. Вспомните, как дразнятся дети . В американских фильмах зловредные дети часто поют детскую песню-дразнилку:

Мы превратим эту песенку в распевку на носовой тванг.
Представьте, что вам пять лет, и вы вредный проказливый ребенок. Подразнитесь! Постарайтесь больше говорить, чем петь.

Ваша очередь — распевка на носовой тванг с аккомпанементом:

Сделайте звук намеренно резким и «противным». Если слог «НЯ» звучит плоско, близко к «НЕ» или «НИ» из-за назальности, это нормально! Не теряйте носовой призвук на верхних нотах и не переходите на фальцет. Если такое происходит — выдыхайте меньше и сбавьте громкость .

Как добавить оральный тванг в вокал?

Надеюсь, у вас получилось освоить «вокальный» нос. Он получается у всех почти сразу. Многим певцам приходится проходить через назальность долгое время, пока мышцы языка и гортани привыкнут к нужному положению, а дыхание придет в баланс. Однако, одного резонирования носа для полноценного вокала недостаточно.

Техника орального тванга в следующем : вам нужно сделать все также как и при носовом тванге, но открыть рот и поднять мягкое небо .

Именно высокое мягкое небо помогает получить оральный тванг и дает объем голосу. Посмотрите на картинку. Какое положение неба должно быть при носовом тванге:

Как вы видите, небо опустилось и закрывает вход в ротовую полость. Звук может пойти только в нос и носовые пазухи:

А теперь посмотрите, что происходит, когда вы хотите добавить оральный тванг в вокал:

Data-medium-file="https://i0.wp..jpg?fit=300%2C214&ssl=1" data-large-file="https://i0.wp..jpg?fit=640%2C458&ssl=1" class="aligncenter size-large wp-image-2229" src="http://ovocale.ru/wp-content/uploads/2018/11/%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B8%CC%86-%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B31-1024x732.jpg" alt="" width="640" height="458" srcset="https://i0.wp..jpg?resize=1024%2C732&ssl=1 1024w, https://i0.wp..jpg?resize=300%2C214&ssl=1 300w, https://i0.wp..jpg?resize=768%2C549&ssl=1 768w, https://i0.wp..jpg?resize=600%2C429&ssl=1 600w, https://i0.wp..jpg?resize=700%2C500&ssl=1 700w, https://i0.wp..jpg?resize=520%2C372&ssl=1 520w, https://i0.wp..jpg?resize=360%2C257&ssl=1 360w, https://i0.wp..jpg?resize=250%2C179&ssl=1 250w, https://i0.wp..jpg?resize=100%2C71&ssl=1 100w, https://i0.wp..jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i0.wp..jpg?w=1920&ssl=1 1920w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

Мягкое небо поднимается! У звука есть доступ ко рту, в голосе появляется объем.

Благодаря мягкому небу, вы можете решать, какой вид тванга использовать при пении — оральный или назальный. Опуская небо, вы контролируете носовой призвук . И добавляете «вокального» носа больше или меньше.

О трёх положениях мягкого неба и как оно влияет на вокал, мы еще поговорим в следующих статьях, а также потренируемся поднимать и опускать его на подходящих распевках.

А теперь упражнения на оральный тванг!

Упражнение # 4. Оральны й тванг. Распевка на смех.

Для работы с оральным твангом начнем также с разговорного звука. Вернемся к распевке на уже известный вам смех ведьмы. Споем эту упражнение еще раз, и добавим повтор фразы на букве «И».

Для начала найдите резонацию в носу на смехе, чтобы голос звучал резко с носовым твангом . А потом откройте рот шире и поднимите мягкое небо на гласном звуке. Перейдя к оральному твангу .

Как вы слышите, смех помогает оставаться в назальности, но уже приближает вас к настоящему пению твангом на гласном звуке. Помните, горло не зажимается, а гортань высокая и узкая.

Ваша очередь — ниже распевка на оральный тванг под аккомпанемент.

Первый раз отрывисто говорим с носовым призвуком, второй поём плавно , соединяя звуки и открывая рот:

Упражнение #5. Оральный тванг. Распевка-дразнилка.

Возьмем распевку-дразнилку уже известную вам из упражнения на носовой тванг. Техника та же, как и в предыдущий раз. Дразнимся с назальным звуком на слог «НЯ», потом открываем рот шире и переходим к оральному твангу на слоге «НА».

Ваша очередь — упражнение на оральный тванг под аккомпанемент:

Открывайте рот широко на второй фразе, когда переходите к оральному твнагу на слоге «НА», но выдыхайте мало, практически не дышите !

Также не забывайте поднимать небо , чтобы не было гнусавости. В упражнениях на назальный тванг гнусавость не имеет такого большого значения. Зато при оральным она более заметна.

Как применять оральный и назальный тванг в песне?

Если на какой-то ноте голос звучит глухо, тихо, а звук «рассыпается» – спойте ее носовым твангом. Именно назальным, противным. Посмейтесь, как ведьма или злодей на этой ноте на слог «ХИ», подразнитесь как дерзкий ребенок на слог «НЯ».

А потом по схеме выше переводите в более открытый звук , например, на слоге «НА». Поднимайте мягкое небо и открывайте рот, добавляя оральный тванг. Мышцы гортани и языка запомнят положение именно на этой строчке. А вы сможете лучше контролировать дыхание и не «рассыпать» звук, выдыхать меньше.

И только когда вы добились яркого звонкого тембра на сложных нотах, спойте их со словами песни . Сохраняя тванг.

Для тванга полезно тренировать мышцы вокального тракта, как в спортзале. Сначала беззвучно поднимать и опускать гортань и небо. Отдельно тренировать выдох – равномерный и собранный. А потом соединять эти навыки вместе в распевках. И только когда у вас получаются упражнения с твангом на автомате можно переходить к песням.

Напишите мне в комментариях, получилось ли у вас найти тванг в голосе с первого раза и как вам помогли распевки. Может быть, у вас есть собственные лайфхаки для голоса на поиски тванга? Буду рада узнать о них от вас!

А если возникнут вопросы, жду вас на своих консультациях по Скайпу!

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, чтобы не пропустить новые полезные статьи.

Вам понравится:


У детей школьного возраста с данной патологией наблюдается общее недоразвитие речи, обеднение лексики и грамматического строя. Эти явления имеют различные причины – социальное и речевое контактирование таких детей ограничено, что вызвано выраженным нарушением разговорной речи, поздним началом звуковой речи, присоединением к основному нарушению дизартрии или алалии. Такие дети имеют ограниченный и неточный по употреблению словарный запас, речевые ошибки, низкий уровень усвоения синтаксиса, лексики и литературного языка. Все это является следствием недостатка речевой практики. Речь приобретает стереотипность, слова заменяются близкими по значению.
Для письменной речи характерны ошибки в употреблении предлогов, союзов и частиц, в окончаниях падежей. Это можно назвать письменным аграмматизмом. Характерны также неправильные разделения предложений, соединения предлогов с другими частями речи, в основном с существительными.
При чтении также имеется влияние несформированной устной речи. Заметны смешивания частей слов, не всегда дифференцируются формы слова, темп чтения замедлен. Понимание прочтенного материала нарушено в разной степени: от непонимания отдельных слов до нарушения понимания смыслового содержания частей текста, переносного смысла.

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Коррекция при обучении тех детей с ринолалией, которые имеют только фонетические нарушения, проводится следующим образом.
1. Активация работы артикуляционного аппарата. При этом используются различные приемы, обусловленные состоянием периферического артикуляционного аппарата и врожденной патологией.
2. Образование артикуляционных звуков.
3. Дифференциация звуков для предотвращения в дальнейшем нарушения звукового анализа.
4. Уменьшение назального звучания голоса.
5. Устранение нарушений просодической стороны речи.
6. Доведение до автоматизма усвоенных навыков при свободной речи.
Все вышеперечисленное учитывается при работе с детьми с нарушенным фонетико-фонематическим развитием, а также проводятся систематические занятия по нормализации фонематического восприятия, созданию морфологических обобщений и устранению дисграфии.
Логопедическая помощь детям, имеющим общее недоразвитие речи, заключается в развитии у пациентов полноценной фонетики, фонематических представлений, формировании морфологических и синтаксических ассоциаций и обобщений, связной разговорной речи.
Эти методики используются в специализированных школах для детей с тяжелыми дефектами речи.
Отечественными логопедами разработан ряд приемов для устранения ринолалии. Это методики А. Г. Ипполитовой, З. А. Репина, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Т. В. Волосовец.
Система А. Г. Ипполитовой. Использование ее имеет высокую результативность при работе с детьми, у которых отсутствуют отклонения в фонематическом развитии. При использовании этой системы впервые было предложено проводить занятия до оперативной хирургической коррекции дефекта. Основным в этой методике является совокупность дыхательных и речевых упражнений, последовательность отработки звуков, взаимосвязанных артикуляционно. Этапность в отработке звуков определяется степенью готовности артикуляционной базы языка. Если имеются полноценные одногруп-пные звуки, то это считается произвольной основой для работы над следующими. Применяются так называемые «опорные» звуки. Подготовка артикуляционной базы ведется с помощью специальной разработанной артикуляционной гимнастики. Она сопутствует развитию речевого дыхания. Неординарность этого метода заключается в том, что при образовании звука начальная сосредоточенность ребенка концентрируется только на артикулемах. Логопедическая система А. Г. Ипполитовой состоит из нескольких основных разделов.
1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.
2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.
3. Дифференциация короткого и длительного носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.
4. Формирование мягких звуков.
По методике Л. И. Вансовской устранение назальности звучания начинается не с гласного [а], как обычно, а с передних гласных [и], [э], так как с помощью этих звуков выдыхаемый поток воздуха можно сфокусировать в переднем отделе полости рта и направить движение языка к нижним резцам. При соприкосновении языка с нижними резцами кинестетическая четкость усилена, активизируется движение глоточных стенок и мягкого нёба при произнесении звука [и]. Ребенок должен произносить требуемые звуки негромко, челюсть при этом немного выдается вперед, необходима полуулыбка и усиление работы мускулатуры глотки и мягкого нёба. После того как гласные утратят назальное звучание, проводится работа над сонорными согласными [р], [л], после этого – над щелевыми и смычными согласными.
Большое значение при выборе и усовершенствовании кор-рекционных методик имеет рентгенографическое обследование. С его помощью можно прогнозировать успешность проведения логопедических мероприятий и восстановления функций нёба. При помощи рентгенограмм выявлена зависимость эффекта логопедической помощи от подвижности мягкого нёба и задней глоточной стенки; от расстояния между задними отделами глотки и мягким нёбом; от ширины средней части полости глотки.
Для взрослых пациентов можно использовать методику С. Л. Таптаповой. При этом рекомендовано произношение гласных звуков в режиме молчания (проговаривание про себя). Это устраняет излишнюю мимику и помогает началу произношения без назального оттенка. В этой методике используются также вокальные упражнения.
Методика И. И. Ермаковой. Она заключается в последовательной коррекции произношения звуков и голоса. Ермакова выявила возрастные особенности функциональных нарушений голосообразования у детей, имеющих врожденные расщелины. Для них усовершенствованы ортофонические упражнения. Большое внимание обращено на послеоперационный этап. При этом разработаны приемы для увеличения подвижности мягкого нёба, которое может укорачиваться после операционного лечения.
Для устранения звуковых речевых нарушений требуется тщательное логопедическое обследование ребенка.
Во время обследования выявляются следующие дефекты и деформации: нёбно-глоточная недостаточность, ее выраженность; размеры (длина) мягкого нёба, рубцы на твердом и мягком нёбе; характер соприкосновения с задней стенкой глотки (пассивный, активный, функциональный); аномалии зубов, челюстей, альвеолярных отростков; специфика деятельности артикуляционного аппарата; наличие дополнительной компенсаторной мимики.
Эффективность логопедической помощи тесно связана с анатомическими и функциональными особенностями аппарата речи. Кроме того, очень важна правильная оценка психофизического, психоэмоционального статуса ребенка, его личностных особенностей.
Система коррекции речи детей с ринолалией содержит несколько разделов:
1) работа над подвижностью мягкого нёба;
2) устранение назальности;
3) постановка звуков и работа над правильным фонематическим восприятием.
Содержание первого раздела изменяется в зависимости от того, проводилась хирургическая коррекция или нет. Если проводилось оперативное лечение, то необходим ряд лечебных мероприятий по размягчению и рассасыванию послеоперационного рубца, чтобы эластичность нёба не утратилась. Для этой цели применяется специальный вид массажа – зондом для звука с. Его осторожными касаниями передвигают в переднезаднем направлении и обратно по твердому нёбу. Также используют прием поглаживания и растирания области между мягким и твердым небом в поперечном направлении. Этот прием вызывает рефлекторное сокращение мускулатуры глотки и мягкого нёба. Следующий прием – массаж при звуке а в виде легкого надавливания на мягкое небо.
Эффективно также пальцевое воздействие точечными и толчкообразными движениями. Продолжительность процедуры массажа – 1,5–2 мин. За это время должно производиться 40–60 быстрых движений по нёбу. Массаж проводится дважды в день перед приемом пищи (за 1,5–2 ч) или после с таким же промежутком, Длительность курса массажа – от 6 до 12 месяцев. Очень важным моментом в послеоперационном периоде являются мероприятия по активизации мягкого нёба. С этой целью используются следующие комплексы упражнений. Гимнастика для нёба
1. Проглатывание небольших количеств воды. При этом мягкое небо занимает наиболее высокое положение. Глотки, следующие один за другим, удерживают высокое стояние нёба в течение некоторого времени. Для младших детей используют пипетку и капают воду на язык. Старшим детям предлагается поливать на язык из пузырька или из маленькой чашки.
2. Зевание с открытым ртом, имитирование зевания.
3. Легкое покашливание. При этом интенсивно сокращается мускулатура валика Пассавана. Он может иметь размер 4–5 мм и в таком состоянии компенсировать нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании носовая и ротовая полость полностью смыкаются. Ребенок может почувствовать эти движения, если приложит ладонь и пальцы к подбородочной области.
На одном выдохе рекомендуется делать 2–3 или более произвольных покашливаний.
Смыкание нёба и задней стенки глотки в это время сохраняется, воздушная струя при этом выходит из полости рта. На начальных этапах покашливание лучше производить с высунутым языком.
Затем – покашливание с остановками, при которых ребенок должен стараться удержать смыкание нёба и задней стенки глотки. Со временем ребенок приобретает умение активно поднимать небо и выдыхать через рот.
Гласные звуки рекомендовано произносить четко, акцен-тированно (на твердой атаке), при высоком тембре голоса.
Это увеличивает резонирование в полости рта и уменьшает назальность звучания.
Все вышеперечисленные способы коррекции приносят положительные результаты как перед операционным лечением, так и после него.
Длительные, систематические занятия подготавливают ребенка к операции и уменьшают длительность и сложность периода послеоперационной коррекции.
Работа над дыханием
Она необходима для формирования правильной звуковой речи. Дети с ринолалией имеют очень короткий выход воздушного потока, который распределяется через полость носа и рта. Для формирования функционального выхода воздуха применяются следующие приемы:
1) вдох и выдох через нос;
2) вдох и выдох через рот;
3) вдох через рот;
4) выдох через нос;
5) вдох и выдох через рот.
Если упражнения выполняются правильно, регулярно, в течение длительного времени, ребенок чувствует изменение фонации и старается правильно направлять выдыхаемыйпо-ток воздуха. Эти упражнения также формируют нормальные кинестетические ощущения движений мягкого нёба. Необходимо при выполнении данных упражнений помогать ребенку контролировать себя, так как ощутить выход части воздуха через нос достаточно затруднительно. Для помощи в этом применяются разнообразные способы – приставление зеркальца к носу или кусочка ваты, тонкой бумаги. Иногда в комплекс коррекционных упражнений включают игру на детских духовых инструментах. Это очень сложные и утомительные для ребенка упражнения, не всегда целесообразные, вызывающие усталость быстрее, чем другие приемы.
Одновременно выполняется другой комплекс упражнений с целью нормализации моторики речи. Его каждодневное использование помогает уменьшить высокий подъем корня языка, недостаточность участия губ в артикуляции и увеличивает амплитуду движений кончика языка, вследствие этого уменьшается патологическое участие корня языка и гортани в зву-копроизношении.
Гимнастика для губ и щек:
1) надувание щек с двух сторон одномоментно;
2) надувание щек поочередно; втягивание щек между зубами в полость рта; выполнение сосательных движений – вытягивание сомкнутых губ «хоботком» вперед с возвращением в исходное положение. При выполнении этого упражнения необходимо смыкание челюстей;
3) оскаливание – максимальное растяжение губ во всех направлениях с обнажением зубов;
4) «хоботок», затем оскаливание зубов при сомкнутых челюстях;
5) оскаливание с раскрытием и закрытием ротовой полости, затем смыкание губ;
6) оскаливание в положении раскрытого рта, затем опускание губ на зубы нижнего и верхнего ряда;
7) формирование «воронки» (имитируя свист);
8) втягивание губ в полость рта с плотным прижиманием к зубам;
9) поднятие губ при плотном их сжимании вверх и вниз при сомкнутых челюстях;
10) поднимание верхней губы с обнажением верхнего ряда зубов;
11) оттягивание нижней губы, при этом обнажить нижние зубы;
12) имитация полоскания зубов (давление воздуха на губы), дрожание губ;
13) движения «хоботка» вправо и влево, вращение;
14) максимальное надувание щек (пытаться губами удержать воздух в полости рта, тем самым увеличивая давление в ротовой полости);
15) удерживание между губами карандаша. Гимнастика для языка:
1) высовывание языка в форме лопаты, жала, языка в распластанной или заостренной форме;
2) повороты максимально выдвинутого языка в правую и левую стороны;
3) движения вверх и вниз корня языка. При этом кончик языка опирается на нижнюю десну, а корень языка движется;
4) присасывание верхней поверхности языка к нёбу – при сомкнутых, а затем открытых челюстях;
5) высунутый распластанный язык соединяется с верхней губой, а затем втягивается в ротовую полость, при этом прикасается к верхнему зубному ряду и нёбу и касается кончиком вверху мягкого нёба, загибаясь при этом;
6) присасывание языка к верхним альвеолярным отросткам при открывании и закрывании рта;
7) продвижение языка между зубов с ощущением того, что резцы сверху царапают спинку языка;
8) кончик языка облизывает губы круговым движением;
9) язык максимально выдвинут, рот раскрыт, при этом язык поднимается и опускается между верхней и нижней губой;
10) язык в форме жала, рот раскрыт, движения кончика языка вверх к носу, вниз к подбородку, к верхней и нижней губе, верхним и нижним зубам, по направлению к твердому нёбу и дну полости рта;
11) рот широко раскрыт, кончик языка дотрагивается до верхних и нижних резцов;
12) язык выдвинут, поочередно принимает и удерживает форму желобка, лодочки, чашки;
13) удерживание языка в ротовой полости в форме чашки;
14) прикусывание зубами боковых сторон языка;
15) боковые поверхности языка прижаты к верхним боковым зубам, при оскаливании кончик языка дотрагивается до верхних и нижних десен;
16) язык в предыдущем положении, кончик языка многократно постукивает по основанию верхних зубов (как при произнесении звука т);
17) повторение упражнения – язык в форме жала, чашки, лодочки, поднимание его поочередно вверх, опускание вниз, затем движения вправо и влево. Голосовые упражнения
Они проводятся при произнесении гласных звуков. Начало упражнений – с постановки гласных [а], [о], [у], [э]. Эти гласные потом включаются в комплекс гимнастики и повторяются ежедневно. Постановка гласных начинается в беззвучном режиме. Это делается с целью устранить дополнительную вспомогательную мимику (движения крыльев носа), которая присутствует у многих детей.
Упражнения проводятся перед зеркалом, сначала беззвучно, а затем громким голосом с постепенным увеличением количества гласных при одном выдохе: [у] – [уу] – [ууу]; [а] – [аа] – [ааа]; [и] – [ии] – [иии] и т. д.
Следующим этапом является произнесение гласных в разной последовательности. При этом звуки произносятся коротко и четко. Кроме формирования правильной артикуляции, это упражнение помогает заполнить сочетание и последовательность звуков. В дальнейшем ребенок должен делать маленькие паузы между гласными, во время которых должно удерживаться высокое стояние мягкого нёба. Паузы необходимо постепенно удлинять от 1 до 3 с.
Также нужно включать в комплекс длительное произнесение гласных одна за другой без пауз [а] – [и] – [у] – [э] и т. д.) в разной последовательности.
При отработке правильного произнесения звуков важным и специфичным моментом является постоянное слежение за направлением воздушного потока. В случаях затруднений можно временно закрывать носовые ходы, чтобы артикуляция звуков была более звучной и четкой. Специфичным для данного коррекционного комплекса гимнастики является порядок постановки согласных. Первым ставится звук [ф] – глухой, фрикативный. Его постановка облегчается после упражнений на выход воздушной струи через ротовую полость. Звук произносится сначала изолированно, затем в составе слогов, причем гласный ставится как перед [ф], так и после ([аф] – [фа] – [афа] и т. д.). Упражнения с надуванием щек облегчают постановку звука п, так как при выполнении этих упражнений формируется нёбно-глоточный затвор. Дальше ребенок должен выполнить взрыв смычки губ для произнесения звука п. При затруднении этого движения логопед помогает ребенку. Помощь заключается в том, что нужно сместить нижнюю губу вниз, при этом губы ребенка необходимо разомкнуть. Достаточный взрыв возникает при выходе воздушной струи через рот, минуя носовую полость. Постановка и произнесение звука и используется как одно из упражнений, устраняющих назальный оттенок голоса.
Постановка звука [т] требует правильного выдоха через рот. При этом кончик языка прижат к верхним зубам. Проводимая ранее артикуляционная гимнастика делает звуковую артикуляцию подготовленной и автоматизированной, и все этапы артикуляции включаются при достаточном ротовом воздушном потоке.
Артикуляция звука к часто представляет сложность и не всегда успешно произносится в подражании. Упражнения с покашливанием не во всех случаях помогают. Поэтому постановка звука к может производиться механически.
Логопедические уроки на предоперационном этапе помогают избежать серьезных патологических нарушений в работе речевых органов.
Кроме того, они активизируют мягкое небо, способствуют физиологическому положению корня языка, усиливают работу мускулатуры губ, формируют направление ротового выдоха.
Эти положительные результаты оказывают влияние на успешность оперативного лечения и последующего коррекционного периода.
Через 2–3 недели после операции повторение части упражнений возобновляется с целью достижения эластичности и подвижности смыкания.
Послеоперационные рубцы на мягком нёбе могут уменьшать (стягивать) длину мягкого нёба. Для растягивания свежего рубца используются упражнения с имитацией глотания. В это же время назначается курс массажа.
Целью занятий в послеоперационный период является увеличение подвижности мягкого нёба, подготовка к произношению звуков без назальности.
Критерии Л. И. Вансовской. С их помощью можно четко разделить сочетанные речевые нарушения у детей с ринолали-ей и оценить проводимую коррекцию по двум основным направлениям – устранение назальности и нарушений артикуляции.
Речь оценивается по следующим признакам.
1. Нормальная и близкая к норме, т. е. имеется четкое и физиологичное звукопроизношение и устранена назальность.
2. Значительное улучшение речи – сформировано звуко-произношение, в наличии умеренно выраженные признаки назальности.
3. Улучшение речи – имеется сформированная артикуляция части звуков с умеренным назальным звучанием.
4. Без улучшения – артикуляция звуков отсутствует, имеется гиперназализация.
На результаты коррекции влияют следующие факторы: возраст, в котором проводилось оперативное лечение, качество операции, начало оказания логопедической помощи, длительность обучения, помощь членов семьи. Рекомендуется часть наиболее правильно выполняемых упражнений повторять в домашних условиях.
Закрытая ринолалия. Этот дефект формируется при снижении физиологического носового резонанса во время звуко-произношения. Наиболее сильный резонанс у звуков [м], [н]. В норме при их произнесении носоглоточный затвор открыт и струя воздуха попадает прямо в полость носа. При отсутствии носового резонанса для этих звуков они звучат как ротовые [б], [д].

Причинами этой формы ринолалии являются в большинстве случаев изменения органического характера в носовой полости или расстройства нёбно-глоточного смыкания функционального свойства.
По М. Зееману, выделяют два вида закрытой ринолалии (ринофонии) – переднюю закрытую, которая возникает в результате непроходимости носовых полостей, и заднюю закрытую, которая формируется при уменьшении ротовой полости.
Результат коррекционной работы по устранению ринолалии обусловлен рядом факторов: состоянием носоглоточных полостей, функции язычка (uvula), возрастом ребенка.
Особенно важными мероприятиями по решению этой серьезной проблемы можно считать раннюю профилактику и комплексное коррекционное воздействие, которые могут уменьшить развитие патологии и ускорить социальную реабилитацию пациентов, имеющих врожденные аномалии нёба.

ГЛАВА 4. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Акустическая дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, образовавшееся на фоне недостаточности или искажения восприятия речевого сигнала. Дисграфия характеризуется стойкими и повторяющимися ошибками, выражающимися в смешении и замене согласных оппозиционных букв, искажении звуко-слоговой структуры, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматиз-мах.
Процесс письма формируется на более поздних этапах обучения ребенка, на основе правильно сформированной устной речи. При недостаточном фонематическом слухе и фонематическом восприятии процесс становления устной речи и, как следствие, процесс письма затруднены.
Человеческая речь использует звуки особого рода, основанные на ритмических звуковых структурах. Эти звуки (или фонемы) организованы в фонематическую систему языка. Для их различения необходимо кодирование звуков соответственно данной системе, выделение смысловых фонетических признаков из ряда несущественных. Для распознавания человеческой речи в процессе филогенеза в коре головного мозга сформировались специальные отделы, выполняющие анали-тико-синтетическую функцию. Зоны, отвечающие за различение звуков речи, группируются в височных отделах коры головного мозга. Они разделяются на первичные отделы, отвечающие за элементарный слух, и вторичные, отвечающие за дифференциацию сложных звуковых комплексов. Так, при одностороннем поражении первичных отделов слуховой коры наблюдается снижение остроты слухового восприятия, а при поражении вторичных отделов височной коры (прежде всего доминантного полушария) наблюдаются нарушения в восприятии фонем, запоминании речевого материала. Наличие нормального физического слуха необходимо для формирования фонетического слуха и фонетического восприятия. Наиболее трудными для восприятия являются акустически близкие фонемы.
Акустика изучает процесс образования речи и восприятие речевых сигналов у человека, рассматривает структуру речевого сигнала, его физические и психические особенности.
Акустика включает в себя такие параметры, как:
1) вокальность – гласные и сонорные согласные;
2) невокальность – шумные согласные;
3) консонантность – все согласные, включая сонорные и шумные;
4) неконсонантность – все гласные;
5) высокая тональность – звуки с большой частотой колебаний. К ним относятся все гласные переднего ряда, зубные и передненёбные согласные, а также средненёбный Ц];
6) низкая тональность – звуки с низкой частотой колебаний. К ним относятся все остальные звуки;
7) прерванность – все смычные (характеризуются резко оборванным краем волны, которому предшествует период полного молчания), за исключением носовых;
8) непрерванность;
9) звонкость;
10) глухость.
Акустическая классификация звука дополняет артикуляционную классификацию, характеризуя непосредственно сам звук, тем самым разграничивая произнесение фонем, близких по артикуляционному укладу.
При нарушении фонематического слуха и фонематического восприятия акустические критерии человеческой речи претерпевают качественные изменения. В экспрессивной речи наблюдаются не только искажения звуков, но и их пропуски, замены. На уровне словосочетаний и предложений наблюдаются слияние двух слов в одно, нарушение последовательности слов в предложении и т. д. В нейрофизиологии взаимосвязь фонематического восприятия и экспрессивной речи объясняется следующим образом. Акустическая информация из периферических слуховых областей поступает в центр Вер-нике, который находится в задней трети верхней височной извилины. Здесь происходит анализ и синтез поступившей информации.

Голосовая терапия имеет конечной целью получение звонкого "полетного" звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Основная задача коррекционной работы в этом направлении - воспитание правильного голосоведения, активизация мышц гортани, нормализация ротоглоточного резонанса.

Для решения данных задач необходимо проведение подготовительной работы по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафрагмальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха. Непосредственно голосовая терапия состоит из фонопедических упражнений, а также уточнения артикуляции гласных звуков. Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортанно-глоточного аппарата.

Логопедические занятия при работе над голосом включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, а также голосовые упражнения. Только после постановки ротового выдоха (пусть даже слабого), диафрагмального дыхания и перемещения языка вперед в полости рта можно начинать работу по постановке гласных звуков. Главная цель - добиться произношения гласных на диафрагмальном выдохе. Сочетание артикуляционных и простых дыхательных упражнений позволяет сформировать навыки речевого (фонационного) дыхания. Работа над фонационным дыханием проводится одновременно с постановкой и коррекцией гласных, а затем и согласных.

При автоматизации навыков произношения гласных и ротового выдоха идет развитие силы и высоты голоса. Развивая силу голоса, ребенка учат говорить четко, громко, но не крикливо, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот. Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций.

Работа над произношением гласных должна проводиться в определенном порядке (А-Э-О-И-У-Ы), который основан на изменении силы мышц, необходимой для удержания сегментов неба и для увеличения объема глоточной полости.

Вокальные упражнения проводятся не только на логопедических, но и на музыкальных занятиях. По ходу обучения идет воспитание внимания к звуковой стороне речи - ребенок начинает различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать их в памяти, слышать звучание собственной речи и исправлять ошибки.

Устранение назальности требует длительного времени, так как она обусловлена рядом физиологических и психологических факторов. Чем старше ребенок, тем труднее устраняется этот дефект (навыки нормальной речи трудно автоматизировать) в силу привычки к назальному звучанию своего голоса.

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, басен, песенок, сказок. Сначала дети учатся вслед за логопедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос, делать паузы, как того требуют знаки препинания. Затем совершенствуется темпо-ритмическая сторона речи.