Низкая самооценка - если ребенок считает себя некрасивым, глупым и т.д., то он может связаться с плохой компанией, так как будет считать, что в другую его не возьмут. К тому же в подобной компании другие дети будет относиться к нему со страхом и почтением, а значит, самооценка будет повышаться;

Подросток выражает протест - если взрослые не хотят принимать во внимание мнение ребенка, принимают несправедливое решение (по мнению подростка), он так выражает протест - связываясь с плохой компанией;

Восхищение подобными компаниями - плохие компании зачастую выглядят привлекательно в глазах других детей и являются неформальными лидерами. Подросток может восхищаться такими ребятами и стремиться попасть к ним в компанию, тогда создается иллюзия своей причастности к чему-то важному;

Чрезмерная опека - если ребенок и шага не может ступить без родительского одобрения, это приводит к тому, что подросток стремится вырваться из такой опеки. В результате, он может попасть в плохую компанию.

Итак, сначала надо выяснить причины, по которым ребенок попал или может попасть в плохую компанию. А потом уже действовать.

Как родители могут справиться с ситуацией?

Естественно, важно действовать в соответствии с причинами, которые побудили подростка вести себя подобным образом. То есть, если ребенку не хватает внимания, больше с ним общаться и совместно проводить время.

Если родители поняли, что обычно не прислушиваются к мнению ребенка, изменить свое поведение. А если взрослые узнали себя в чрезмерно заботливых родителях, стоит предоставить ребенку больше свободы и самостоятельности.

Уберечь ребенка от плохой компании можно, если с ним много общаться, вместе проводить время, делиться переживаниями, слушать его мнение и доверять ему.

А вот еще несколько полезных советов:

Важно быть примером для ребенка - не только в том, как правильно себя вести, но и как веселиться, как общаться;

Найти подростку побольше интересных занятий - спортивные секции, разные кружки, творческие мастер-классы позволят не только научиться чему-то интересному, но и найти новых друзей;

Проводить досуг всей семьей - необязательно делать это каждый день или каждые выходные. Однако хотя бы пару раз в месяц можно всем вместе отправиться в поход, на пикник, на лыжную прогулку, поиграть в волейбол или снежки;

Давать ребенку больше свободы - подростку важно личное пространство. Поэтому не стоит постоянно вмешиваться в его жизнь;

Читать еще

Повысить самооценку - если у подростка есть проблемы с самооценкой, необходимо ее повысить. Например, найти то, в чем он преуспевает или может преуспеть и помочь ребенку или направить его. Кроме того, чаще хвалить подростка и давать ему поручения, которые он может выполнить, и которые действительно важные и не слишком легкие. Это поможет ребенку стать увереннее в себе;

Доверие - в отношениях очень важно доверие. Если ребенок с детства привык делиться с родителями своими мыслями и чувствами, а родители всегда внимательно слушали его, то вряд ли возникнет проблема с влиянием дурной компании;

Если ребенок уже связался с плохой компанией - не стоит постоянно ругать и обвинять его. Лучше мягко и аккуратно донести до подростка, почему лучше не общаться с такими ребятами, причем, ребенок должен думать, что он дошел до этой мысли самостоятельно.

Любой ребенок, а особенно подросток, как губка впитывает все, что его окружает. До младшего школьного возраста ребенку в основном хватает семейного общения. В подростковом возрасте границы общения расширяются – подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны.

Подросток будет стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), с помощью общения в виртуальных сетях, где можно познакомиться с большим количеством людей, не выходя из дома, посредством просмотра стрессовых телепередач, роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка.

В лучшем случае он обретает уверенность в межличностном общении, учится отстаивать свое мнение, развивать лидерские качества , решать конфликты , не обращать внимания на провокации, различать черное и белое. А в худшем случае он впитает в себя все зло, которое примет как норму общества.

сайт разбирался в том, стоит ли ограждать подростка от дурного влияния общества, и если да, то как.

Нужно ли ограждать ребенка от подобного дурного влияния?

Говорят, шила в мешке не утаишь, а потому, чтобы оно не укололо, нужно учить ребенка правильно общаться. Психологи считают, что дурному влиянию подвержены дети, чьи родители:

  • постоянно руководили ребенком, не давали решать вопросы самостоятельно;
  • не учитывали мнение ребенка;
  • увлекались гиперопекой, в связи с чем добились полной изоляции ребенка от общества;
  • не проводили с детьми бесед «по душам»;
  • фактически не обращали внимания на ребенка.

Когда пора спасать подростка, и как лучше это сделать?

Рассмотрим влияние реального общения (влияние улицы, школы, сомнительных «друзей») и виртуального (Интернет, ТВ) отдельно.

Реальное общение

  • он стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался,
  • при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас,
  • вы нашли у него чужие вещи,
  • подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы. Куда уходят деньги, он не может объяснить,
  • подросток стал очень нервным , часто плачет (характерно для девочек),
  • подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем,
  • подросток перестал ночевать дома.

Три ошибочных варианта поведения родителей

Полная изоляция
Многие родители, желая уберечь ребенка от дурного влияния и душевных травм, решают поступить кардинально – просто закрывают его дома, разрешая посещать только школу и выходить на улицу по делам. Полная изоляция наносит ребенку непоправимый вред: подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы . Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.

Как оградить подростка от дурного влияния

Физическое наказание
Вроде бы и помогает справиться с шалостями и непослушаниями, но становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. Трудно воспитать целостную личность, если в семье царит насилие и нежелание объяснять все мирным путем.

Игнорирование
Многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь». Выброшенный в большой мир ребенок разочаровывается в любви и становится добычей социально опасных людей.

Как оградить подростка от дурного влияния общества?

  1. Не запрещайте подростку общаться со сверстниками, и сами больше общайтесь с ним. Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам. Чтобы подросток не шел на поводу у других, личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.

Например, разговаривайте при ребенке по телефону, разговаривайте с супругом, соседями, продавцами, партнерами по бизнесу. В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.

  1. Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак»:

Как оградить подростка от дурного влияния

  • «Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику»
  • «Сходи к бабушке, она очень скучает по тебе»
  • «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус»
  • «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается»
  1. Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток: с кем больше, с кем меньше, и почему. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях. Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь. Может быть, он расскажет вам то, что боялся рассказать.

Виртуальное общение

Психологи проводили опрос подростков и выяснили, что Интернет для них – это, прежде всего, источник общения, а уж потом – помощник в учебе. А телевизор нужен, чтобы убить время и чем-то заняться.

Как оградить подростка от дурного влияния

Подростка нужно спасать, когда:

  1. время, проводимое за компьютером и перед телевизором, увеличивается с каждым днем;
  2. подростка нельзя оторвать от монитора/экрана. А если вы это сделали, он психует, ведет себя агрессивно;
  3. подросток испытывает эйфорию, сидя за компьютером;
  4. забывает о семье и друзьях, предпочитает реальному общению виртуальное;
  5. без компьютера и Интернета испытывает раздражение, чувствует себя «не в своей тарелке», пребывает в подавленном настроении, не знает, чем заняться дома;
  6. обманывает родителей («Я сегодня не включал ничего, а уроки не выучил, потому что голова болела»);
  7. постоянно проверяет электронную почту;
  8. постоянно меняет статусы в соцсетях : «Поел», «Помыл голову», «Пошел на учебу», «Сижу на уроке, скучно»;
  9. стал плохо учиться.

Как оградить подростка от влияния Интернет и ТВ?

    В Интернете и на телевидении встречается много жестокости, которая дезориентирует подростка, навязывая определенные вкусы и интересы. С самого детства приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности, формируйте способность к сочувствию и эмпатии. Личным примером прививайте ребенку моральные ценности.

    Ограничьте подростку время просмотра ТВ и его пребывания в Интернете. Важно воздействовать не приказами и криками, а привлечением к делам (технологию «Без тебя никак» см. выше). Чтобы подросток поменьше сидел в четырех стенах, давайте ему задания на свежем воздухе – помочь папе установить теплицу, сходить в магазин и т.д. Помимо заданий найдите подростку любимое занятие. Он сможет реализоваться и достичь определенных результатов.

    Договоритесь с подростком, что будете включать компьютер или телевизор, чтобы сделать/посмотреть что-то конкретное – сделать домашнее задание , отправить файл по почте, посмотреть определенный фильм.

    Чаще беседуйте с подростком. Спрашивайте его мнение о различных жизненных ситуациях; о поведении людей; поинтересуйтесь, какие у него ценности, чего хочет достичь, что, по его мнению, означает слово «друг», есть ли у него реальный друг, если есть, то какой и т.д. Обсуждайте с ним кино, поэзию, прозу, дарите книги, приглашайте в театр. Заполните его культурный вакуум.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Таланты вашего ребенка

Склонность подростка лгать родителям повышает для него вероятность раннего употребления алкоголя. Не обладая необходимой информацией, взрослые не могут предотвратить пагубную практику. Но чрезмерный контроль в этой ситуации - не выход, он лишь усугубляет проблему. Открытость ребенка и, как следствие, меньший риск приобрести привычку к алкоголю - это результат хороших доверительных отношений с родителями, подтвердили результаты совместного исследования ученых из Нью-Йоркского университета и Высшей школы экономики.

Порочный круг: недоверие - ложь - алкоголь

Привычка подростка лгать взрослым связана с риском употребления алкогольных напитков. Если ребенок систематически вводит родителей в заблуждение относительно того, что он делает за пределами дома, то не исключено, что он приобретет привычку выпивать. Родители при этом могут оказаться неспособными изменить ситуацию, поскольку ребенок уже овладел мастерством лжи и научился скрывать от взрослых «нежелательную» информацию.

О чем говорит подростковая «секретность»

В научной литературе описано несколько подростковых стратегий информирования родителей:

  • полное раскрытие информации;
  • частичное раскрытие;
  • раскрытие только после того, как задан вопрос;
  • сокрытие информации;
  • ложь.

Исследователи разделяют эти стратегии на две большие группы: стратегии раскрытия информации и стратегии секретов и утаивания. Первая группа связана с позитивными аспектами детско-родительских отношений - таких как доверие и чувство связанности, а вторая с негативным восприятием родительского контроля. При этом, и низкий уровень раскрытия информации, и высокий уровень «секретности», согласно научным данным, могут «сигнализировать» о вероятности антисоциального поведения подростка.

Прямую связь между подростковой ложью и ранним приобщением к алкоголю показали результаты лонгитюдного исследования американских и российских ученых. В ходе исследования использовалась американская выборка - свыше 4 тысяч школьников в возрасте 16-17 лет, а также их матерей. Респондентам гарантировалась полная анонимность. Ответы дети записывали сами, прослушивав вопросы в аудиозаписи. Ученые фиксировали социодемогарфические параметры, характер детско-родительских отношений (насколько в них присутствует открытость, тепло и доверие), а также практики лжи и сокрытия информации, если таковые имелись. Отдельный блок вопросов для подростков был посвящен теме приема алкогольных напитков. Те подростки, которые признали, что лгали взрослым, чаще имели привычку выпивать или риск пристраститься к алкоголю в будущем, чем те, которые были честны с родителями.

Непосредственно подростковая склонность ко лжи в среднем на 16% снижала информированность родителей о происходящем в жизни их детей. Эта информированность в свою очередь на 16% уменьшала вероятность употребления спиртных напитков старшеклассниками. Кроме того, враньё дополнительно увеличивало будущую склонность употреблять спиртное еще на 5%, независимо от родительской информированности.

Исследования показывают, что алкогольные практики родителей оказывают значительное влияние на формирование соответствующих привычек подростков. Социальный, образовательный и финансовый статус семьи по-разному воздействует на алкоголизацию молодежи. Так во многих странах Европы менее образованные слои населения, например, не имеющие высшего образования, более склонны к проблемной алкоголизации, а значит - и к передаче такой практики детям. В данном исследовании уровень образования и семейный доход не оказали существенного влияния на алкогольные тенденции подростков.

Обратный эффект сверхконтроля

Это первая работа, в ходе которой исследовался характер взаимосвязи подростковой лжи и привычки употреблять спиртное. В предыдущих работах больше внимания уделялось роли родительского контроля в профилактике детского алкоголизма. Результаты также подтвердили, что и подростковая тенденция лгать взрослым, и риск употребления алкоголя меньше, если в семье теплые и доверительные детско-родительские отношения.

Подростки рассказывают больше тем родителям, которых они воспринимают как любящих и поддерживающих. Удовлетворенность ребенка отношениями в семье снижает как вероятность лжи, так и вероятность появления привычки выпивать.

Если в компании подростка есть друзья, которые употребляют алкоголь, это также повышает вероятность лжи родителям. Однако такой эффект характерен в большей степени для мальчиков.

А вот родительский сверхконтроль малоэффективен в профилактике вредных привычек у детей подросткового возраста, и, более того, может иметь обратное действие. Молодые люди склонны лгать чрезмерно контролирующим родителям. Подростковый возраст - это возраст, в котором в наших обществах ребенку приходится активно формировать у себя навыки автономии, отмечает Виктор Каплун. При отсутствии доверительных отношений между родителями и подростком ложь может быть способом добиться автономии от взрослых. И, собственно, употребление алкоголя также может выражать стремление к автономии и «взрослости».

Ученые указывают, что результаты исследования могут быть полезны для профилактики употребления спиртных напитков молодежью.

Ни для кого не секрет, что подростковый возраст один из самых трудных периодов в жизни наших детей, да и в нашей тоже. Это время для формирования различных вредных зависимостей, время дисгармонии между внутренним мироощущением подростка и требованиями общества. Для наших детей авторитетами становятся прежде всего их друзья. Только вот жизненный пример таких товарищей не всегда положительный.

Тотальный контроль ребенка

Представьте себе, что ваш ребенок-подросток с искаженным восприятием всего мира вдруг попадает под влияние дурной компании. В этой самой кучке так называемых «товарищей» ваше чадо пристрастилось к разного рода вредным привычкам, усвоило совершенно не нужную модель поведения, научилось хамить и ругаться. Конечно же, вы как ответственный родитель начинаете принимать меры. И чаще всего они напоминают сталинские времена. Любая вольная мысль - расстрел или ссылка. Но если великий вождь осуществлял это физически, то родители часто давят морально.

Вдруг, незаметно каждый становится философом, судьей и китайским мудрецом одновременно. Обычно это выражается в долгих, частых и, впрочем, ни к чему не приводящих беседах и нравоучениях. Они, чаще всего, несут в себе негативный оттенок. Подросток на каждое ваше слово находит как минимум десять ответов. Результат: все только хуже. На самом деле, у подростков есть склонность перечить и из принципа делать то, что им запрещают. Причем, чем сильнее вы выражаете свое недовольство, тем большее противодействие оказывает ваше чадо.

Задумайтесь! Стоит ли запрещать все, включая мелочи и слишком сильно ограничивать подростка в общении с товарищами?

Либерально-попустительское отношение к подростку

Однако не все родители ведут себя как тюремные надзиратели. Есть еще одна крайность - пустить все на самотек. У таких родителей складывается нечто наподобие девиза: в жизни нужно непременно все попробовать! Ну, подумаешь, пьет ваш ребенок пиво, курит, ругается матами, слишком вызывающе одевается. Это все непременно пройдет. И проходит… Иногда… Редко. В основном, с взрослением ребенка его привычки тоже «взрослеют». И вот тут, уважаемые родители, вы уже врядли что-то сможете сделать. Пока ваш ребенок растет, вы можете проявить свой авторитет, потом сделать это становится сложнее.

Мы уже говорили, что на подростков очень сильно влияют друзья. Как только вы говорили, что влияние это плохое, ваши дети доказывали вам обратное. В итоге вы сдались, опустили руки. Теперь ваше чадо абсолютно свободно в своих поступках. Вы считаете, что ребенок может поступать как хочет, все равно надоест рано или поздно.

Задумайтесь! А вдруг прозрение наступит слишком поздно? Стоит ли вообще рисковать, позволяя подростку все, что угодно делать и с кем угодно общаться? И неужели вы считаете, что вернете себе уважение ребенка таким способом?

Демократия в отношениях родителей и детей

Итак, тотальный контроль рождает мятежное настроение, попустительское отношение дает возможность вести себя как угодно, быть в какой угодно компании и слушать советы не совсем нужных товарищей. Существует еще одна модель взаимоотношений родителей и подростков - демократическая.

Тут наблюдается некий синтез двух предыдущих. С одной стороны, вы должны контролировать действия своего ребенка, но при этом, постарайтесь предоставить ему возможность выбирать, принимать решения самостоятельно . Подростки начинают позиционировать себя как взрослых людей. Вот и общаться с ними надо по-взрослому. Необходимо проводить доверительные беседы, за чашкой чая, например. Вы ни в коем случае не должны запрещать ребенку видеться с его друзьями. Постарайтесь научить его делать выводы из слов и поступков этих самых товарищей, постарайтесь стать для ребенка другом. Да, обычно, для родителей это очень сложно, но, поверьте, можно. Вам и самим потом понравится, что ваше чадо спрашивает вашего совета и доверяет секреты уже в юношестве.

Ваша задача - не запретить ребенку общаться с теми или иными людьми, а натолкнуть его так, чтобы он сам понял, кто его окружает и что с этим делать . А вот, что делать, кстати, можете подсказать. Но деликатно, без ссор и скандалов. Просто дать дружеский совет.

Если хотите защитить ребенка, помните:

  • поменьше запрещайте;
  • больше разговаривайте с ни, старайтесь выделять важность его решений;
  • не спускайте все полностью на самотек;
  • не старайтесь уберечь чадо от вех переживаний, друзей и привычек.
  • поменьше кричите, ведите диалог.

Наши дети - главное, что есть в нашей жизни. Пусть у них будет своя голова на плечах, которая поможет понять, кто есть кто в этом мире и сделает существование более радостным и теплым!

А вы найдете ту самую заветную середину, которая поможет вам предупреждать ошибки ребенка и стать для него лучшей среди всех.

Специально для L adySpecial.ru - Мари Матвеюк

Экология жизни. Дети: Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания...

Многие родители, переезжая на новое место жительства, отдавая ребенка в школу, переживают – не окажут ли на него плохое влияние чужие дети. Ведь, чтобы стать частью группы, ему необходимо приспособиться к правилам и нормам существования этого небольшого сообщества.

В подростковом возрасте мнение сверстников становится очень важным, соперничая с авторитетным родительским или даже отодвигая его на второй план.

Добиваясь одобрения приятелей, ребенок может позволить себе ослушаться близких, а в отдельных случаях – и надерзить. Так он пробует себя в роли самостоятельного и независимого. Эти эксперименты со свободой опасны тем, что подросток может поддаться на уговоры сделать что-то такое, что раньше он сознательно осуждал: выкурить сигарету, выпить алкогольный напиток, попробовать наркотики, совершить кражу, разбойное нападение.

Такая беда не является неотвратимой. Если у ребенка к этому времени сформировались достаточно стойкие убеждения по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо», он найдет способы противостоять даже очень сильному давлению со стороны сверстников, сумеет соблюдать дистанцию и держаться подальше от тех, кто пытается втянуть его в серьезные неприятности.

В зоне риска оказываются те дети, которые ощущали себя изгоями в прежней компании и даже в родительском доме.

Если ребенка наказывают физическим насилием, оскорблением, унижением, не считаются с его мнением, не дают возможности самостоятельно принимать решения, он чувствует себя человеком третьего сорта. Он привыкает быть ведомым. Поэтому легко поддается как хорошему, так и дурному влиянию. В уличной компании ему уготована роль «шестерки», им манипулируют в своих интересах заводилы. Но зато здесь не критикуют, принимают таким, каков он есть.

Родители не в состоянии контролировать каждый шаг своего взрослеющего ребенка. Это невозможно ни физически, ни психологически. Выход один – к 10-11 годам надо успеть сформировать у него понятия правильного и неправильного, воспитать способность устанавливать личные границы и удерживать их. В таком случае подросток приобретает привычку вырабатывать собственное мнение и доверять ему, принимать самостоятельно важные решения и не поддаваться соблазнам. Становясь самодостаточным, он не побоится противопоставить себя гоп-компании, оставшись в стороне.

Если вашего ребенка игнорируют – бесследно это не проходит. Он переживает, потому что в подростковом возрасте общение со сверстниками очень важно.

Разумно совместить при этом рекомендации психолога и наглядные примеры из художественной литературы, кино- и телефильмов. А уж собственный опыт может оказаться бесценным. Главное избежать сентенций типа «Я бы на твоем месте…».

Следует найти золотую середину между неосуждающим воспитанием и авторитарным руководством. Авторитет родителей, бесспорно, имеет место быть. Но, давящий и безапелляционный, он ограничивает свободу личности, а базирующийся на взаимоуважении, взаимопризнании естественной субординации, наоборот, формирует правильное представление о свободе и самоограничении в случае опасности.

Поэтому, даже зная правильный ответ на решение проблемы, не стоит с ним торопиться. Не стоит рисковать быть неправильно понятым в своем беспокойстве. Надо хорошенько взвесить остроту момента и ответственность за последующие действия, прежде чем ребенок услышит ваши слова.

Период адаптации ребенка в новом коллективе – это экзамен для всей семьи. Это тест на правильность и эффективность избранной модели воспитания, действенности шкалы моральных ценностей, принятых в вашей семье. опубликовано