Полвека назад, 27 марта 1968 года, под деревней Новоселово Владимирской области разбился МиГ-15 УТИ (учебно-тренировочный истребитель) с двойным управлением - так называемой спаркой . В кабине сидели двое - летчик-испытатель, Герой СССР Владимир Серегин и первый человек, побывавший в космосе, Юрий Гагарин.

О катастрофе сообщили только через два дня, а о ее причинах спорят до сих пор. Смерть Гагарина стала одной из загадок отечественной истории, которую так любят разгадывать конспирологи. В СССР он был легендой, а это по умолчанию означало гриф "Секретно" на всех подробностях его жизни и тем более профессиональной деятельности. Но даже после рассекречивания архивных документов история остается полной тайн. Но кое-что мы всё же знаем. Вот несколько вопросов о гибели космонавта №1 - и на некоторые из них есть ответы.

Зачем космонавту было пилотировать истребитель?

После исторического полета в космос Юрия Гагарина сделали публичной фигурой международного масштаба, он ездил за границу, встречался с людьми, представлял советскую космонавтику на мировой арене, был "лицом" Союза для иностранцев - улыбался, пожимал руки, фотографировался. Как потом напишут в газетах, "со временем его стали тяготить объемы общественных нагрузок", он рвался в небо, хотел летать, а не идти на повышение, которое ему настойчиво предлагали.

Власти страны не хотели, чтобы "лицо" Союза подвергалось смертельной опасности. Но на сторону Гагарина встал генерал Николай Каманин - помощник Главнокомандующего ВВС по космосу. Он констатировал, что офицеры, входящие в отряд космонавтов, теряют навыки пилотов из-за нехватки летной практики.

Конечно, существовала летная эскадрилья под командованием Серегина, но этого было недостаточно - и в 1967 году на ее базе создали отдельный испытательный тренировочный полк. Там космонавты должны были отрабатывать все - простой и сложный пилотаж, прыжки с парашютом, задания в условиях невесомости и другие навыки.

Гагарин восстанавливал летные навыки на уже упомянутом УТИ МиГ-15. К концу марта 1968 года он практически завершил программу полетов в "спарке" с инструктором и готовился к одиночному пилотированию. Ровно 50 лет назад, 27 марта, он рассчитывал совершить первый самостоятельный полет, но Каманин поручил Серегину "лично проверить организацию выпуска в полет Гагарина, проанализировать и доложить". Генерал хотел, выслушав доклад командира тренировочного полка, дать добро на одиночный полет космонавта, но внезапно навалившиеся служебные дела не позволили ему это сделать. В результате Серегин полетел с учеником и вместе с ним же погиб.

Что случилось с самолетом Гагарина?

Была проведена масса экспертиз, по итогам которых выработалась основная версия: на пути МиГа внезапно оказался метеорологический зонд в форме шара. Чтобы уклониться от него, пилоты предприняли резкий маневр, из-за которого самолет попал в закритический режим, вошел в штопор, сделав несколько витков, рухнул на землю.

Эксперты из числа опытных летчиков-испытателей считают, что после маневра Гагарин и Серегин испытывали десятикратные перегрузки, но не оставляли попыток вывести самолет из штопора. Увы, им не удалось это сделать - не хватило высоты.

Другую версию выдвинул первый космонавт, совершивший выход в открытый космос, - Алексей Леонов. Пять лет назад он изложил ее журналистам, заявив, что УТИ Гагарина мог столкнуться с Су-15, который в тот день как раз в том же районе испытывал институт министерства авиационной промышленности (ЛИИ им. Громова).

Предполагалось, что высоты полета разграничены: Су-15 проходит над 10-тысячной отметкой, а тренировочные самолеты - ниже. Но, как утверждает Леонов, испытываемый самолет нарушил полетный режим и спустился под облака, до 450 метров над землей (его даже видели жители деревень), а потом включил форсаж и унесся обратно в свой эшелон.

"В облаках он прошел рядом с Юрием Гагариным, который находился на высоте 4,2 тысячи метров. Су-15 шел на скорости сверхзвука и возмущенным потоком вогнал самолет Гагарина в глубокую спираль. В итоге самолет Гагарина прошел расстояние с 4,2 тысячи м до момента столкновения с землей за 55 секунд", - рассказывал космонавт.

Его версию опроверг член комиссии по расследованию той катастрофы, один из старейших специалистов ЛИИ им. Громова Арсений Миронов. По его словам, 27 марта испытывались два Су-15, но первый приземлился, когда Гагарин только набирал высоту, а второй поднялся в воздух уже после того, как связь с УТИ была потеряна.

Впрочем, версию с метеозондом Миронов тоже считает несостоятельной - просто, по его словам, она оказалась наиболее удобной для всех. Он предположил, что причиной трагедии могла стать недостаточная координация между "космическим" тренировочным полком и аэродромом Чкаловский, откуда тоже взлетали УТИ. С одним из них и мог столкнуться самолет Гагарина, подытожил эксперт.

Еще одну версию выдвинул дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов. 27 марта 1968 года он вместе с Гагариным проходил предполетный медосмотр на аэродроме и тоже поднимался в воздух - но на другом самолете.

Аксенов считает, что Гагарин и Серегин попытались поскорее завершить задание и освободить самолет (в очереди на полет в тот же день был еще космонавт Евгений Хрунов), поэтому пошли на маневр с переворотом, но на выходе из пикирования - "на большой скорости в режиме интенсивного снижения" - попали в сплошную облачность.

Почему это произошло - отдельный вопрос, на который у Аксенова несколько вариантов ответа: летчики могли на пару секунд запоздать с выходом из пикирования или недооценить метеобстановку, а сам слой облаков за время полета деформировался, и верхняя его кромка оказалась на высоте порядка 4 км, а нижняя - всего за 600 метров от земли. При прохождении сплошной облачности в пикировании Гагарин и Серегин не могли в полной мере управлять самолетом, а после выхода из облаков у них не осталось высоты на исправление ситуации, подытожил эксперт в своей книге "Дорогами испытаний".

Почему многие верят, что Гагарин не погиб?

В момент столкновения с землей тренировочный самолет, в котором находились Гагарин и Серегин, двигался со скоростью 700-800 км/час. Двигатель и кабина пилотов ушли в землю на 6-7 метров. Остальное разлетелось буквально в клочья и лежало на площади 100х200 метров, многие обрывки и обломки зацепились за ветви деревьев у самых верхушек.

Останков погибших как таковых не обнаружили, лишь мельчайшие фрагменты. Генерал Каманин записал в дневнике, что Серегина объявили погибшим, обнаружив фрагмент верхней челюсти с золотым и стальным зубами. На следующий день, 28 марта, в ветвях березы на высоте 10-12 метров нашелся обрывок ткани с карманом, где лежал талон на завтрак на имя Гагарина. Это сочли достаточным доказательством того, что космонавт погиб.

Все найденные на месте крушения фрагменты, предположительно являвшиеся останками пилотов, собрали и кремировали. В СССР был объявлен всесоюзный траур - кстати, впервые это было сделано не в связи с кончиной кого-то из генсеков ЦК КПСС.

Что думают конспирологи о смерти Гагарина?

Вокруг гибели космонавта №1 существует множество конспирологических теорий - начиная с того, что авиакатастрофа была инсценирована властями, недовольными уходом Гагарина от выполнения "общественных обязанностей", до историй о фальсификации аварии (на самом деле самолет якобы не разбивался, а Гагарина поместили в закрытую психиатрическую клинику ввиду "неблагонадежности" - чтобы не сбежал за рубеж).

И, конечно, есть оптимисты, которые верят в то, что где-то на Земле по-прежнему живут Элвис Пресли, Мэрилин Монро и Юрий Гагарин, инсценировавшие свою смерть, чтобы сбежать от надоевшей славы.

Когда начинаешь в подробностях изучать историю космонавтики, то убеждаешься, что практически вся она сфальсифицирована. Факты в этой истории подменены мифами, к правде примешана ложь. Такое положение вещей сложилось неслучайно — в ситуации Холодной войны, когда идеологическому фронту придавалось большое значение, каждая из сторон старалась так или иначе очернить противника и обелить себя. Свой вклад в фальсификацию внес и режим секретности, окружавший самые передовые научные открытия и технологии. Кстати, его никто не отменял, и многие подробности даже очень знаменитых исторических событий мы узнаём только сегодня.
Кстати только вчера Леонов приоткрыл завесу над тайной гибели Гагарина ... Как выяснилось виною всему как всегда бардак ...

ЗАГАДОЧНЫЙ «ВОСТОК».



После того, как 12 апреля 1961 года советский офицер Юрий Алексеевич Гагарин совершил на космическом корабле «Восток» облет земного шара и был объявлен первым космонавтом планеты, стали появляться статьи и книги, посвященные этому историческому событию. Однако при всем желании и упорстве авторы статей и книг о полете Гагарина не могли отыскать главного — как выглядел корабль, на котором летел первый космонавт. Размытые снимки, на которых были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, прятавший настоящий корабль, ничего не могли дать ни журналистам, ни экспертам-профессионалам.
Основываясь на опубликованных данных американских проектов пилотируемых кораблей «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон», эксперты пытались составить описания возможных вариантов конструкции «Востока». Все эти варианты в конечном итоге оказались очень далеки от оригинала.

Прежде всего смущала форма «Востока». Эксперты знали, что внешняя форма космического корабля должна быть довольно причудливой за счет размещения на нем тормозной двигательной установки и баков с топливом. Простой конус, растиражированный в печати, наводил на мысль о подлоге, о стремлении советских ученых выдать за космический корабль головной обтекатель ракеты-носителя.
Некоторые сведения о корабле удалось получить, изучая модель «Востока», которая демонстрировалась в июле 1961 года во время воздушного парада в Тушино. Конус головного обтекателя по-прежнему скрывал детали конфигурации, однако экспертам удалось увидеть люк, через который советский космонавт осуществлял катапультирование. Впрочем, макет добавил и вопросов. Так, к задней части конуса был прикреплен аэродинамический стабилизатор, что привело к самым различным толкованиям его назначения в подлинной компоновке «Востока».

Дополнительную путаницу внес и полет корабля «Восток-2» с Германом Титовым. Среди фотоматериалов, сопровождавших некоторые публикации, посвященные этому событию, западные эксперты увидели знакомый конус с «хвостовым стабилизатором». Но теперь на корабле появились два небольших крыла, идентифицированные как органы рулевого управления при полете корабля в атмосфере! На вопросы журналистов об этих крыльях, советские должностные лица отвечали, что корабль «Восток-2» отличается от «Востока-1». Мол, в ходе длительного 17-виткового полета корабль Титова опускался в пределы атмосферы и маневрировал, возвращаясь на орбиту. Газеты писали: «В течение часа майор Титов производил испытания системы ручного управления кораблем-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании».
Титов действительно опробовал систему ручного управления кораблем, но, конечно же, никаких маневров схода и возвращения на орбиту не осуществлял — для «Востока» подобная эквилибристика обернулась бы катастрофой. Тем не менее, из-за политики умолчания многие поверили в такую полуправду. А некоторые западные издания даже поместили статьи, в которых утверждалось, что Советы разрабатывают крылатый космический корабль военного назначения!

Только 30 апреля 1965 года первый макет «Востока» в его подлинном виде был экспонирован на ВДНХ. Наибольшее удивление у западных экспертов вызвал тот факт, что Гагарин, оказывается, путешествовал по космосу внутри шарообразного спускаемого аппарата!

ГАГАРИН НА КРАЮ ГИБЕЛИ.
За прошедшие годы достаточно много было написано и о первом орбитальном витке. Казалось бы, что можно добавить к трудам, ставшим классическими. Но на самом деле многие подробности этого знаменитого полета до последнего времени скрывались от общественности. А все потому, что 12 апреля 1961 года едва не случилась трагедия.
Старт и выход на орбиту прошли нормально. Тряска, шум, перегрузки, вибрации — все в пределах допустимого. Но стоило кораблю выйти на орбиту, неприятности посыпались, как из рога изобилия.
Улетел куда-то плохо закрепленный карандаш, и стало нечем делать записи в бортовом журнале.
Не до конца перемоталась пленка в магнитофоне, и пришлось ее экономить.
Связь с Землей оказалась недостаточно устойчивой, то и дело пропадала.
Корабль во время полета вращался вокруг продольной оси.

«Мне сообщили, что корабль идет правильно, что орбита расчетная, что все системы работают нормально», — свидетельствует Гагарин в своем отчете.
Тут Земля, мягко говоря, слукавила. Согласно расчетам баллистиков, корабль Гагарина в действительности вышел на слишком высокую орбиту — 327 км в апогее (против 249 км и 247 км у беспилотных кораблей типа «Восток», запущенных ранее). На случай отказа тормозного двигателя была предусмотрена схема схода с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы, при которой космический корабль должен был бы спуститься на Землю через 5 — 7 суток. На этот же срок рассчитывались и все запасы на борту. Однако, установив истинную орбиту «Востока», баллистики схватились за головы: корабль мог остаться в космосе на 15 — 20 суток!
(Примечательно, что наземные службы «слукавили» дважды: в официальном сообщении ТАСС была указана заниженная высота апогея — 302 км).
К счастью, тормозная двигательная установка (ТДУ) конструкции Алексея Исаева не подвела, сработала точно в течение запланированных 40 секунд.

«В этот момент произошло следующее, — отмечает космонавт. — Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Земля проходила у меня во "взоре" сверху вниз и справа налево. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился "кордебалет": голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому узнать, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно произойти через 10 — 12 секунд после выключения ТДУ. При включении ТДУ все огни на ПКРС (пульте контроля ракетных систем — А.П.) погасли. По моим ощущениям, времени прошло гораздо больше, чем следовало, но разделения все не было...» А произошло следующее. После того, как ТДУ выдала тормозной импульс, приборный отсек должен был отделиться от спускаемого аппарата. Он отделился, но не полностью. Плата с кабель-мачтой не отстрелилась. И приборный отсек, соединенный пучком кабелей со спускаемым аппаратом, поволокся за ним. Он отстал, лишь когда провода перегорели из-за нагрева в атмосфере.


А в это время в кабине...
«Прошло минуты две, а разделения по-прежнему нет. Доложил по каналу КВ-связи, что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь будет. Шум поэтому не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом я передал команду "ВН4", что означало "все нормально"».
Все эти проблемы первого витка оказались долгое время утаивались от широкой публики — поскольку советские идеологи сочли, что рассказ о трудностях может «бросить тень» на советскую космонавтику, вызвав волну злословия на Западе.

ПРОБЛЕМА РЕКОРДА.
Перед самым приземлением Юрий Гагарин катапультировался из спускаемого аппарата на высоте 1500 м. Дело в том, что спускаемый аппарат космических кораблей типа «Восток» не были снабжены двигателями мягкой посадки; кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка — в результате и была предложена схема, при которой космонавт приземлялся отдельно от спускаемого аппарата.
В своем докладе Юрий Алексеевич описывает свои ощущения в этот момент так:
«Жду катапультирования. В это время на высоте примерно около 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка № 1: хлопок — и ушла крышка люка. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Так тихонько голову кверху повернул, и в этот момент выстрел — и я катапультировался — быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Смотрю, выстрелила эта пушка, ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле сел как на стуле. Сидеть на нем удобно, очень хорошо, и вращает в правую сторону. Начало вращать на этом стабилизирующем парашюте.


Я сразу увидел; река большая — Волга. Думаю, что здесь больше других рек таких нет, — значит, Волга. Потом смотрю, что-то вроде города, на одном берегу большой город и на другом значительный. Думаю, что-то вроде знакомое. Катапультирование произошло над берегом, по-моему, приблизительно около километра. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться. Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют — и тут мягко так, я ничего даже не заметил, стащило. Кресло ушло от меня, вниз пошло.
Я стал спускаться на основном парашюте... Думаю, наверное, Саратов здесь, в Саратове приземляюсь. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис вниз, он не открылся, произошло просто открытие ранца.
Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар и белый парашют. Шар приземлился недалеко от берега Волги, примерно в четырех километрах от него я приземлился».

Казалось бы, все понятно: шар — отдельно, Гагарин — отдельно, такова принятая конструкторами схема, и что-то оспаривать или скрывать тут бессмысленно. Однако и эти подробности долгое время оставались секретными.
На послеполетной пресс-конференции один из западных корреспондентов спросил у Гагарина, как произошло приземление: в кабине корабля или на парашюте вне ее. Космонавт стал консультироваться с руководителем конференции и затем неожиданно для всех сообщил, что Главный конструктор предусмотрел оба способа посадки: как внутри, так и вне корабля (!?). Почему он не сказать правду? Оказывается, кто-то из наших «идеологов» решил, что катапультирование и спуск на парашюте умаляют героизм космонавта, преуменьшают заслугу советских специалистов. Будучи человеком дисциплинированным, Гагарин подчинился команде и ответил, как было указано.
Эта история имела продолжение.

Примерно через три месяца в Париже Международная аэронавтическая федерация (ФАИ), на своем заседании должна была зафиксировать мировой рекорд Юрия Гагарина, но по установленным правилам рекорд официально регистрировался только в том случае, если пилот приземлялся в своем самолете или космическом корабле. Вот тут-то вновь и встал вопрос о том, как приземлился Гагарин. Советская делегация утверждала, что он был в кабине. Руководители ФАИ требовали предоставить соответствующие документы. Наши представители, конечно, никаких документов предъявить не могли, но продолжали настаивать на своей версии. Перебранка шла около пяти часов. Когда наступило время обеда, официальные руководители ФАИ решили согласиться с утверждением, что Гагарин приземлился в кабине корабля, и зарегистрировали его рекорд.
Обман продолжался и после других полетов наших космонавтов. Годом позже, например, западные корреспонденты спросили у космонавта Павла Поповича о способе его посадки. И он ответил: «Подобно Титову и Гагарину, я приземлился внутри корабля».

В конце концов советские идеологи сами сообщили миру правду. Когда в 1964 году стартовал трехместный «Восход», в советских средствах массовой информации появилось официальное сообщение о том, что его экипаж впервые получил возможность приземлиться в своем корабле.
Самое же удивительное во всей этой истории, что лживый миф о приземлении Гагарина продолжал существовать и после опубликования всех данных о корабле «Восток», вводя в заблуждение даже компетентных специалистов. Возьмем, например, иллюстрированную энциклопедию «Космическая техника» британского историка Кеннета Гэтланда, изданную в 1982 году, и прочитаем:
«На высоте около 7 км входной люк отстреливался от спускаемого аппарата и кресло с космонавтом катапультировалось. Раскрывался парашют, через некоторое время сбрасывалось кресло, чтобы космонавт не ударился о него при приземлении. Гагарин был единственным космонавтом КК "Восток", остававшимся в спускаемом аппарате до приземления и не использовавшим катапультируемое кресло. Все последующие космонавты, летавшие на кораблях "Восток", катапультировались. Спускаемый аппарат корабля "Восток"приземлялся отдельно на собственном парашюте...»
Получался парадокс: нам рассказывали, что полет Гагарина прошел штатно, но при этом оказывалось, что приземлился он не штатно. Советские идеологи запутались в своей лжи и запутали других.

ВЫРЕЗАННЫЙ ДИАЛОГ.
Долгое время тайной за семью печатями оставалась запись переговоров Юрия Гагарина с Центром управления. Отдельные ее фрагменты публиковались в популярных книгах, но целиком ее решились напечатать только в 1991 году — к тридцатилетию полета Гагарина.
Ничего особенно сенсационного эта запись не содержит — она всего лишь дополняет рассекреченный отчет первого космонавта и, по большому счету, интересна только специалистам. Однако и здесь не обошлось без цензуры со стороны советских идеологов. Они, видимо, посчитали, что кое-какие реплики Юрия Алексеевича не соответствуют «светлому образу» первого космонавта планеты и просто вырезали их. Зато сколько радости доставил маленький и всеми забытый эпизод современным журналистам! Приведу его здесь целиком, чтобы вы лишний раз убедились, сколь глупо выглядит бесконтрольная идеологическая цензура, когда пытается выхолостить настоящих героев.
«Гагарин насвистывает мотив "Родина слышит, Родина знает".
Королев: Мы тебе приготовили на Земле обед, ужин и завтрак.
Гагарин: Ясно.
Королев: Понял?
Гагарин: Понял.
Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.
Гагарин: Ага.
Королев: Понял?
Гагарин: Понял.
Королев: Вот.
Гагарин: Понял.
Королев: 63 штуки, будешь толстый.
Гагарин: Хо-хо.
Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.
Гагарин: Не, главное — колбаска есть, чтобы самогон закусывать.
Все смеются. Пауза 6 секунд.
Королев: Зараза, а ведь он записывает все, мерзавец. Хе-хе.
Гагарин насвистывает "Ландыши". Пауза 30 секунд.
Гагарин: Чувство невесомости интересно. Все плавает. (Радостно.) Плавает все! Красота. Интересно.
Пауза около 10 секунд. Гагарин поет песню "о далеком курносом детстве"...»
Что, казалось бы, страшного в упоминании «самогона»? Но цензура неумолима — первый советский космонавт должен быть святее Папы Римского, и под нож идет подлинная история...

Процесс извращения и мифологизации истории космонавтики продолжается и сегодня. По-прежнему под наслоениями лжи сокрыта подлинная биография Юрия Алексеевича Гагарина. Отказываясь обсуждать перипетии жизни первого космонавта планеты, современные идеологи вновь отказывают нам в праве знать правду. Но это — тема для отдельного разговора...

Гагарин: Приехали!

Корр: Рунет наполнен информацией о том, что Вы готовите к изданию в следующем году книгу-бомбу о якобы несостоявшемся полете Юрия Гагарина. Это правда?

МФФ: Имеются веские и разнообразные доказательства, позволяющие считать, что космический полет первого советского космонавта Юрия Гагарина был инсценировкой для международной пропаганды превосходства социалистического пути развития.

Вот основные постулаты будущей книги под названием:

Человек по имени Юрий Гагарин никогда не летал в космос.

Все фото- и киноматериалы о Гагарине перед “полетом” и непосредственно относящиеся к “полету” есть достаточно грубо изготовленные фальшивки, о чем открыто говорит даже советская пропаганда, объясняя их изготовление секретностью проекта полета первого человека в космос.

Передаваемые с борта “Восток” сообщения были заранее записаны на магнитную ленту. - Посадка “первого космонавта” была инсценирована путем сброса капсулы и самого “космонавта” на парашютах с транспортного самолета АН-12 на территорию секретной войсковой части Советской Армии в строго контролируемом районе.

Вся легенда о Гагарине (как летчике, космонавте и человеке) была искусственно создана СМИ (книги, журналы, газеты, радио, телевидение) придворными советскими поэтами-композиторами-литераторами-журналистами и несколькими людьми, из так называемого, “отряда космонавтов”.

Гагарина убили, чтобы он не рассказал правду о своём полете, а именно то, что он никуда не летал.

Корр: А до Гагарина могли быть запуски людей в космическое пространство?

МФФ: Сигналы советских космических аппаратов в 60-годы ловили и прослушивали не только военные, но и западные любители. И если первые молчали и ничего не публиковали в открытых источниках, то вторые – наоборот.

Так вот, именно братья Баттиста Джудика-Кордильови утверждали, что 28-го ноября 1960 года, то есть за полгода до полета Гагарина, они поймали сигнал о помощи. Второй сигнал со словами шедшими из космоса на русском языке и тоже просившими помощь братья записали 2-го февраля 1961 года. Тогда же итальянцам удалось записать и сигналы телеметрии сердцебиения человека находящегося в смертельных условиях.

А вскоре после полета Гагарина, 17-го мая 1961 года,Баттиста Джудика-Кордильови записали женский голос переговаривающейся с наземной станцией и опять на русском языке. Братья провели запись потому, что точно знали – голос поступает с орбиты Земли.

Из записанного разговора можно понять, что корабль потерял теплозащитный щит, и он постепенно сгорает в атмосфере. Причем, сразу после заявления итальянцев о перехвате сигнала, 23 мая 1961 года, советское агентство ТАСС сообщило, что в плотных слоях атмосферы сгорел огромный автоматический спутник. И хотя проверить эту информацию нет возможности – ну не у России же про нее спрашивать, – интересно то, что примерно в то же время неизвестные сигналы поймал британский радиотелескоп Jodrell Bank. Англичане по частоте сигнала решили, что это был советский спутник “Венера-1”, якобы запущенный к Венере и связь с которым была потеряна вскоре после того, как он достиг орбиты Земли.

По мнению Советов мир не должен был узнать о том, что при подготовке к космической миссии человека были жертвы. Даже сегодня известно только о двух жертвах – о гибели испытателя, имя которого неизвестно, во время тестирования системы катапультирования для корабля “Восток”, и Валентине Бондаренко. Его имя скрыть было сложнее, так как Бондаренко входил в отряд космонавтов и сгорел в атмосфере перенасыщенной кислородом во время тренировок в сурдобарокамере.

Главная цель советской, а затем русской космической программы – это использование ее для пропаганды. Вместо рутинных испытаний на земле, проводились катастрофические пробные запуски. Если все проходило успешно, у Советов появлялся еще один аргумент в споре о превосходстве над капитализмом, а если нет – тогда молчок. Никому ни о чем не сообщалось.

Молчали об аварии испытательного корабля 23 июля 1960 года. Молчали о том, что в том же году 1 декабря сгорел корабль [возможно пилотируемый] при вхождении в атмосферу. Спустя три недели, прям на старте взорвалась ракета-носитель вместе с кораблем. Были ли в нем люди, – неизвестно.

Никто не должен был знать даже фамилий космонавтов, которых готовили к важной миссии, тем более никто не должен был знать о сроках и целях подготовительных полетов. Как и о смертельных авариях на тренировках и о тех, кто был от них отстранен за пьяные дебоши. Когда американцы в 1969 году первыми оказались на Луне, советская пропагандистская машина неуклюже врала о том, что у СССР вообще не было подобной цели.

Кстати, все это хорошо известные факты. Ими занимался историк космонавтики Гелий Салахуддинов, его во многих местах я и цитирую.

Корр: Так в чем же тайна Космонавта №1?

МФФ: Главный, ошеломляющий своей категоричностью вывод об истории гагаринского старта, таков: никаких документальных материалов и доказательств, кроме кадров, снятых на испытательном стенде, с трясущимся лицом космонавта, произносящего слово “поехали”, не существует. Это хорошо известный и официальной советской и впоследствии российской пропагандой не оспариваемый факт. Его подтверждают не только все советские космонавты, но и сама дочь Гагарина – Елена в документальном фильме “Звездный отряд”:

Журналист: А вот эти знаменитые кадры, цветные, он в скафандре поднимается, садится в ракету. Эта инсценировка была снята после 12 апреля?

Елена Гагарина: Да.

Журналист: А когда снимали её?

Елена Гагарина: Я не знаю точно, но через не-которое время. Через некоторое время.

Журналист: И вот когда Королёв говорит…

Елена Гагарина: Это тоже [улыбается].

Журналист: … “Кедр”, “Кедр”, я – “Заря-1”…

Елена Гагарина: Это тоже.

Существует еще один “документальный” фильм “Три дня Юрия Гагарина” в котором используются те же кадры, на которых видно, как Гагарин поднимался в космический корабль, как Королев отдавал приказания, как Гагарин прокричал свое знаменитое “Поехали!”

Вот только одно “но”. Эти кадры не несут документальной достоверности.

Давно известно, что они все, без единого исключения, являются постановочными. Вся съемка была выполнена в пропагандистских целях уже после полёта Гагарина. Никаких, подлинно документальных кадров запуска и полёта Гагарина, нет в природе. Это факт, с которым могут не считаться только люди с промытыми мозгами.

Юрий Гагарин никогда не летал в космос.


Исторический кадр переговоров Сергея Королева с Юрием Гагариным сидящим в ракете, скорее всего, снят даже не в павильоне Мосфильма, а на квартире Королева в Москве. Зададимся риторическим вопросом: почему при таком историческом событии, значение которого не понимали только степные суслики, не велась документальная съемка? А все, что мы видим на многочисленных обложках, сайтах, плакатах, телеэкранах и прочая, прочая, уже более полувека – это один грандиозный обман.

И факт этот признается официально на государственном уровне теми, кто этот под-лог и осуществил!Эпохальное для всей человеческой цивилизации событие никак не фиксировалось – ни на фото, ни на кинопленку!

И это при маниакальной любви Советов к показушному геройству! Как пароход “Челюскин”, заведенный капитаном Ворониным во льды Чукотского моря, тонул в 1934 году, кадры кинохроники есть, а старта первого в мире космонавта – нет! Это не просто удивительно и странно. По тем временам, это – преступная халатность.

В “документальном” фильме заявлено, что Гагарина и Королева снимали для кино специально. И делалось это на Байконуре, через некоторое время после полета ракеты “Восток”. Якобы, повторили все до мелочей – от облачения Гагарина в оранжевый скафандр и до момента его посадки в капсулу, стоящей на стартовом столе ракеты.Однако, пребывание Гагарина после успешного “полета” в космос известно по минутам и достоверно известно, что больше он никогда в месте своего исторического старта не появлялся.

Когда же космонавт №1 успел опять побывать на космодроме, специально облачиться в скафандр и так классно позировать, поднимаясь в ракету? Одеть комический скафандр на человека – дело не сложное. Лишь бы по росту подходил размер изделия. Советским репортерам по жизни держащим рот на замке и язык за зубами, снять такой процесс легко где угодно – хоть на Байконуре, хоть в павильоне Мосфильма.

Но возникает ряд фундаментальных вопросов: Где взяли ракету для съемок? Где снимали стартовый стол и взлет ракеты? Когда опять привезли Гагарина на Байконур, да так, что это не оставило даже следов в его официальной биографии?Утверждение, что съемка “хроники” велась вторично на том же самом месте в Байконуре, один в один, как происходило во время старта Гагарина, рождает, как минимум, несколько несуразностей.

1. Гагарин СПЕЦИАЛЬНО И ТАЙНО вернулся на Байконур;

2. На Байконур СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ СЪЕМОК эпизода с Гагариным была доставлена новая ракета;

3. Ракета была вывезена на старт, установлена в вертикальное положение и заправлена топливом.

А потом она еще и полетела…И все это было сделано для одного единственного эпизода на пленке! Почему, 12 апреля 1961 года съемка на Байконуре была запрещена по соображениям секретности даже для тех операторов, кто был допущен снимать испытательные атомные взрывы на сверхсекретных военных полигонах и, соответственно, имеющих допуск любого уровня, а через неделю или две, на том же Байконуре, простым смертным хроникерам разрешили снимать все и всех, включая главного конструктора ракетной техники, суперзасекреченного Сергея Королева?

Впервые сомнения в действительности полета Гагарина озвучил журнал “Нью-Йорк миррор” в том же 1961 году: “Советы не представили никаких доказательств своих последних утверждений об исключительном космическом достижении - полёте Юрия Гагарина по орбите вокруг Земли. Быть может, он совершил этот полёт по орбите, а быть может, и нет. Кто-то должен взять на себя роль сомневающегося, и мы с радостью берём её на себя.

Представьте нам доказательства”. Но доказательств полета Гагарина не представлено по сей день. Не считать же за доказательство огромное количество статей в газетах того времени, написанных так, как будто их сочинял один человек? И через 50 лет после “исторического полета”, дело о полете на орбиту Гагарина строго засекречено. С чего бы?От Советского Союза требовали представить конкретные детали полёта: фото-снимки Земли с орбиты, подробности запуска ракеты и её описание, имена создателей ракеты и корабля…

И вот здесь, авторы вынуждены сообщить совершенно феноменальную вещь, про которую советские люди не знали более полувека – у Гагарина не было фотокамеры! Видеокамера (это в то время!) в кабине, якобы, была (иначе, с помощью какой же технологии нам показывают лицо космического героя в момент старта?), а банального фотоаппарата в первом космическом полете с “огромными” иллюминаторами (очередное вранье) – не было!

Официальная пропаганда никак не объясняет необъяснимое – почему в первом полете человека в космос у того не было в руках фиксирующего этот полет фотографического устройства. Все свои впечатления от полета Юрий Алексеевич передавал на словах. И какая Земля круглая, и какая она красивая…

Итак, вывод. Он прост: ПО СЕЙ ДЕНЬ РОССИЕЙ НЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЕТА ЮРИЯ ГАГАРИНА В КОСМОС.Нет ни фото (все они, как оказалось, постановочные), нет ни кинолент… Только более чем странная ссылка на американскую (!) строго засекреченную по сей день (!) телеметрию, де зафиксировавшую присутствие живого человека в искусственном аппарате на орбите Земли.

Не в этом ли кроется загадка смерти любившего выпить, а главное – поговорить, первого “космонавта” Земли? Знаменитый шрам над левой бровью у Гагарина появился после того, как Юрий неудачно выпрыгнул со второго этажа в санатории “Форос” из комнаты, где он был с медсестрой Аней, когда в дверь постучала его жена… Космонавт зацепился за виноградную лозу, ударился о цементный бордюр на земле и пробил надбровную кость.

На открытии XXII съезда КПСС Гагарина не было (выздоравливал), и американские СМИ сообщили, что “Юрий Гагарин заболел лучевой болезнью”. А когда мировая знаменитость вновь появился на публике со шрамом на лице, официальное объяснение со стороны СССР было таким: держал на руках дочку, споткнулся, упал…31 октября 1962 года, учитывая доносы работников КГБ, на закрытое заседание президиума ЦК КПСС был вынесен вопрос “О нескромном поведении космонавтов” (Гагарина, Титова, Николаева, Поповича). Однако после начала заседания Никита Хрущев неожиданно снял этот вопрос с рассмотрения.

Юрий Гагарин никогда не летал в космос

Так выглядел всенародный любимец и советский герой космоса незадолго до своей гибели, устроенной ему по секретному решению высших партийных бонз СССР.

Корр: А как же с историей приземления Юрия Алексеевича?

МФФ: Официальное сообщение Телеграфного Агентства Советского Союза (ТАСС) о приземлении Юрия Гагарина звучало так:“Неподалеку от себя Юрий заметил женщину с маленькой девочкой - двух жительниц близлежайшего села. Они с огромным любопытством следили за тем, как “Восток” приземлился посреди поля, а увидев самого

Юрия, облаченного в скафандр и потому выглядевшего весьма необычно, даже несколько испугались.

Шутка ли сказать: им выпало счастье первыми встретить космонавта, вернувшегося на Землю из неизведанных просторов Вселенной и представшего перед ними во всей соответствующей случаю экипировке!

Таким образом, жительницы деревни Смеловка, в районе которой совершил посадку первый космонавт планеты, стали единственными очевидцами приземления “Востока”. Это были Анна Акимовна Тахтарова и Рита, ее внучка.Сняв гермошлем, Юрий Гагарин поприветствовал ошеломленных Анну и Риту, а затем, когда сельчанки немного пришли в себя после столь необычной и неожиданной встречи, он задал им несколько вопросов…

”Несколько иной вариант той же официальной сказки по сей день звучит так: “На вспаханном поле Гагарин увидел женщину с девочкой, держащей пятнистого теленка. Пошел им навстречу - в ярко-оранжевом скафандре, в шлеме, большеголовый и сутулый, словно медведь, вставший на задние лапы… Женщина и девочка застыли как вкопанные… Тогда Гагарин, скинув гермошлем, закричал: “Я свой, товарищи, свой!” Подоспевшие трактористы с полевого стана закричали: “Так это ты сейчас над Африкой включал тормозную двигательную установку? Только что по радио передали…” Гагарин, хоть и очень спешил к телефону, успел поинтересоваться у колхозников: “А вы уже сеете?”

Место приземления Гагарина, у села Смеловка, начиная с шестидесятых годов, было признано одним из символов Саратовской области. Туда проложены экскурсионные маршруты, там воздвигнуты обелиск и памятник. Почётных гостей принято непременно возить на Место приземления Гагарина. Там принято проводить торжественные мероприятия и лётчики-космонавты считают своей почетной обязанностью принимать в них участие по сегодняшний день, прекрасно понимая, что они попросту дурят людей, и что подлинное место, на которое 12 апреля 1961 года парашюты опустили кабину без Гагарина, утеряно и забыто, а в качестве памятника истории Саратовской области значится участок земли, который советские партократы когда-то сочли наиболее подходящим для обозначения Первого Космического Причала на Земле.По официальным же документам, фактическое завершение первого “полёта” человека в космос произошло далеко в стороне от ставшего с того дня знаменитым сёла Смеловка.

“С неба” Гагарин появился в районе села Подгорное на территории войсковой части № 40218, которая являлась строго режимным объектом. Прилегавшая к объекту территория была абсолютно закрытой зоной.“Маленькая девочка и бабушка которые первыми увидели Гагарина и испугались его оранжевого комбинезона”, по официальной легенде, на самом деле были ефрейтором Советской Армии В. Сапельцевым и майором А. Гассиевым.

Юрий Гагарин никогда не летал в космос Вот сюда и “прилетел” Гагарин. Это первая фотография после “космического” полета. Видите, за спиной героя бабушка с внучкой…В формуляре части № 40218 о посадке Гагарина имеется соответствующая запись:“12.04.1961г. в 10 час. 55 мин. 2 км юго-восточнее н.п. Подгорное приземлился лётчик-космонавт майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич, совершивший первый космический полёт на космическом корабле «Восток».

Первый заметил ефр. Сапельцев В. Г. , а прибыл к месту приземления майор Гассиев А. Н., который доставил первого в мире лётчика-космонавта Героя Советского Союза майора ГАГАРИНА ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА в подразделение для встречи с личным составом”.Эта запись в “историческом” формуляре в/ч № 40218 является ЕДИНСТВЕННЫМ официальным подтверждением факта завершения Гагариным космического полёта. Вот только непонятно, когда успел дежурный по гарнизону про Звезду Героя узнать? Совершенно очевидно, что запись была сделана позже, для доказательства “космического полета” Гагарина.

Корр: То есть получается, что все факты о которых мы знаем о полете Гагарина, являются историческим вымыслом?

МФФ: Это ложь, запущенная на весь мир!Для регистрации мировых рекордов, установленных в ходе полёта Гагарина, требовалось представить в Международную Авиационную Федерацию (FAI) документы с указанием точных координат места старта и места приземления космического корабля “Восток”.По рассекреченным документам мы теперь знаем, что на самом деле баллистическая ракета, выдаваемая за старт гагаринского корабля, стартовала с военного космодрома Тюра-Там. А окончательная официальная версия, закреплённая в “Деле о рекордах”, переданном в FAI, гласила, что корабль “Восток” стартовал с космодрома Байконур в 6 часов 7 минут по Гринвичу и приземлился вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области через 108 минут. То есть, сейчас российской стороной официально признано, что пункт посадки Гагарина, переданный в FAI – подлог.Чехарда с обманом в деле “полета” Гагарина вызвала лавину других подтасовок и прямых обманов. Так как международная авиационная федерация засчитывала рекорд дальности, только если пилот опускался в кабине корабля…И что вы думаете? Взяли и обманули всю мировую общественность – написали, что Гагарин опустился в кабине корабля!

Но самое смешное – через несколько лет в СССР действительно создали корабль “Восход-1”, на котором космонавты садились уже в кабине.

И СССР… официально объявил, что впервые в мире совершенна мягкая посадка людей в кабине корабля! Совершенно забыв, что несколько лет назад Гагарин уже “садился в кабине”.

Корр: Зачем была нужна инсценировка полета Гагарина?

МФФ: В космической гонке надо было во что бы то ни стало опередить американцев, уже подготовивших полет Алана Шепарда. Из-за огромных проблем в области разработки систем жизнеобеспечения, обогнать американцев уже не удавалось. Ракета Шепарда стояла на стартовом столе! И тогда коммунисты пошли на подлог. В космос был отправлен беспилотный корабль.В “исторической” фото- и кинохронике старта гагаринского “Востока”, показан запуск баллистической межконтинентальной ракеты. Официальная российская пропаганда вот уже 50 лет не устает говорить о секретном виде настоящего ракетоносителя. Ладно, пусть была секретная ракета в те годы. Ну а сейчас, – где реальный старт “Востока”?

Корр: Почему катапультировались первые советские космонавты?

МФФ: Мало кому известно, а вернее, правду знают единицы, что СССР отрабатывал программу десантирования из космоса. Никакого отношения к так называемому “Освоению космоса в мирных целях”, советская космонавтика не имела в принципе. Вся конструкция первых спускаемых аппаратов была нацелена на выполнение специфических военных задач. Именно по этой причине, все первые советские космонавты катапультировались из них после входа в плотные слои атмосферы. СССР отрабатывало свой вариант “Звездных войн” задолго до Рейгана. Захват всей Земли – эта параноидальная идея стояла во главе угла всех исследований проводимых в СССР.

Корр: Как в свете сказанного выглядит смерть первого космонавта Земли?

МФФ: «В живых оставлять нецелесообразно…» - так называется эта глава в книге.Не выдержав груза незаслуженной славы, Гагарин начал сильно пить, вести распутный образ жизни и в любой момент мог выдать страшную советскую тайну. Поэтому была успешно проведена операция по его ликвидации.О том как разрабатывалась и как проводилась финальная стадия жизни космонавта Гагарина, читатель узнает из последней главы книги, наполненной тайными сговорами и приказами на смерть.

Недавно космонавта Леонова заела совесть и он сообщил всему миру, что самолет с Гагариным упал не по техническим причинам, или из-за ошибки в пилотировании, а был сбит “воздушным хулиганом”, пролетевшим на сверхзвуке рядом с учебным истребителем и закрутившим того в смертельный штопор невысоко над землей.

Однако, характерно, что и по сей день “хулиган”, ставший причиной смерти первого в мире “космонавта” и его инструктора, не назван и не наказан.Казалось бы можно удивляться тому, насколько полет Гагарина был закрытой темой для общественности СССР. Но это только если не знать истинных мотивов коммунистов и количества выдуманных ими “исторических” моментов, из которых была соткана вся история СССР.Полет Гагарина не более легенда, чем сказка о 28 героях панфиловцах несуществующей в реальном мире военной дивизии, чьи бойцы, якобы, ценой собственной жизни не пропустили танки Гудериана к Москве.

Этот рассказ, ставший одной из центральных легенд о Великой Отечественной войне СССР против гитлеровской Германии, был от начала и до конца придуман журналистом из газеты “Правда”. Или рассказ о советской “патриотке” Зое Космодемьянской казненной жестокими немцами, а на самом же деле, советскую террористку сдали немецкому гарнизону два немецких же ефрейтора, отбив сталинскую фанатичку у жителей деревни, дома которых Космодемьянская жгла в лютую зиму, обрекая сельчан с детьми на верную смерть от холода и голода. Или советская басня про 26 бакинских комиссаров, якобы расстрелянных беляками, а на самом деле военных преступников, казненных за мародёрство в Средней Азии. Великой силы туркменский богатырь отрубил 26 голов на базарной площади. И все эти факты красным были прекрасно известны. Или Вы считаете, что 28 звезд Героев Советского Союза никогда не существовавшим в природе воинам несуществующей дивизии, – это меньший фэйк, чем дурно поставленный спектакль о первом человеке в космосе?Патриотические легенды всегда были допингом для строителей самого светлого будущего на планете. И постановщикам этих спектаклей для малообразованного и запуганного населения было наплевать, что все их рассказы, это – банальное вранье!

Корр: - Хорошо, напишите Вы самую критическую на свете книгу о полете Гагарина… Напечатаете тираж… Что дальше?

МФФ: Самую правдивую. Правда – она как перец. Горькая, знаете ли. Напишу обязательно. Выпуск этой книги я наметил на 2014 год. Сейчас ищу финансового партнера. С его помощью я смогу месяцев за 10 закончить подготовку и адаптировать обширный текст книги для американского читателя. Затем последуют издания на немецком, французском, испанском, японском и иных языках мира. Заявку на будущую книгу уже переводят на польский и английский языки.

» собрал 26 удивительных фактов о космонавтике, которых вы, скорее всего, не знали.

1. Отцы современной космонавтики — «враг народа» и эсэсовец.

Вернер фон Браун — немецкий, а с конца 1940-х годов — американский конструктор ракетно-космической техники. В США он считается «отцом» американской космической программы. Он сдался американским войскам в 1945 году в Германии, после чего стал работать на США. В фашистской Германии был членом национал-социалистической партии и штурмбаннфюрером СС.

Сергей Королев — советский ученый, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.

В 1938 году был арестован по обвинению во вредительстве. По некоторым данным, он был подвергнут пыткам — ему сломали обе челюсти. 27 сентября 1938 года Королев был приговорен Военной Коллегией Верховного Суда СССР к 10 годам в трудовых лагерях и к 5 годам поражения в правах. В 1940 году срок сократили до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), а в 1944 Королева освободили. Отца отечественной космонавтики полностью реабилитировали лишь в 1957 году.

2. Китайскую космонавтику тоже создал «репрессированный».

Отец китайской космонавтики Цянь Сюэсэнь получил высшее образование в США и вернулся на родину только из-за развернувшейся в американском обществе «охоты на ведьм» и последующей опалы.

3. Первый памятник пилотируемой космонавтике.

На месте приземления Юрия Гагарина около деревни Смеловка в Саратовской области 12 апреля 1961 года прибывшие военные установили знак. Точнее — вкопали столб с табличкой, где было написано: «Не трогать! 12.04.61 г. 10 ч 55 м. моск. врем».

У космонавтов есть множество ритуалов, необходимых для удачного запуска в космос и возвращения на Землю. В частности, нужно обязательно пописать на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку.

Считается, что основоположником традиции был Юрий Гагарин, который попросил остановить машину в казахской степи по дороге на «Байконур». Кстати, женщины-космонавты тоже чтут эту традицию — они берут с собой баночку с мочой, которую выплескивают на колесо.

5. Почему космонавты смотрят «Белое солнце пустыни» перед полетом.

У советских и российских космонавтов есть еще одна интересная традиция — перед отлетом они смотрят фильм «Белое солнце пустыни». Оказывается, у этой традиции есть логичное обоснование. Именно это кино показывалось космонавтам как эталон операторской работы — на его примере им объясняли, как правильно работать с камерой и строить план.

Другая версия: после гибели трех космонавтов корабля «Союз-11» экипаж «Союза-12» был сокращен до двух человек. Перед стартом они посмотрели фильм «Белое солнце пустыни», а после удачной миссии говорили, что товарищ Сухов стал незримым третьим членом экипажа и помогал им в трудные минуты. С тех пор просмотр этой ленты стал традицией для всех советских, а затем и российских космонавтов. Кстати, астронавтов из других стран перед пуском с Байконура также заставляют смотреть этот фильм.

6. У Гагарина не развязывался шнурок.

Кадры кинохроники запечатлели встречу Юрия Гагарина после первого космического полета в Москве, а больше всего многим запомнился его развязавшийся шнурок.

На самом деле это был не шнурок, а подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге. Об этом рассказал сын Никиты Хрущева Сергей в интервью BBC .

7. На соборе XII века есть фигура космонавта.

В резьбе кафедрального собора испанского города Саламанка, построенном в 12 веке, можно обнаружить фигуру космонавта в скафандре. Никакой мистики здесь нет: фигура была добавлена в 1992 году при реставрации одним из мастеров в качестве подписи. Он выбрал космонавта как символ ХХ века.

8. Американка ждала полета в космос 22 года.

Барбара Морган была отобрана для участия в программе NASA «Учитель в космосе» в 1985 году, но свой первый космический полет совершила только в 2007-м.

9. В космосе не храпят.

В 2001 году был проведен эксперимент, который показал, что храпящие на Земле не храпят в космосе.

Если заплакать в космосе, слезы останутся на глазах и лице.

Георгий Иванов (Какалов)

Фамилии космонавтов, которые казались советским властям неблагозвучными, изменяли. Первому болгарскому космонавту Георгию Какалову пришлось стать Ивановым, а поляку Хермашевскому — Гермашевским. Дублер монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна Гуррагча изначально носил фамилию Ганхуяг, но по настоянию советской стороны сменил ее на Ганзориг.

12. На Луне есть памятник.

Единственный памятник на Луне — «Павший астронавт» (Fallen Astronaut). Это алюминиевая скульптура, изображающая астронавта в скафандре, лежащего ничком. Фигурка находится в районе Хэдли — Апеннины на Луне, в месте посадки экипажа космического корабля «Аполлон-15» на юго-восточной окраине Моря Дождей. Установлена 1 августа 1971 года командиром «Аполлона-15» Дэвидом Скоттом.

Рядом с ней воткнута в грунт табличка, увековечивающая имена восьми астронавтов США и шести космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших. Автор скульптуры — бельгийский художник и гравер Пол ван Хейдонк. С тех пор и поныне «Павший астронавт» остается единственной художественной инсталляцией на Луне.

13. Кое-кто даже в космос жену свозил.

Американские астронавты Джен Дэвис и Марк Ли — это пока единственная супружеская пара, вместе летавшая в космос. Они входили в состав экипажа космического шаттла Endeavour, совершившего полет в сентябре 1992 года.

14. Люди в космосе вырастают на 5 см.

Астронавт NASA Скотт Келли (на фото), вернувшийся в начале марта 2016 года с МКС на Землю, как выяснилось, за 340 дней, проведенных в космосе, вырос более чем на пять сантиметров.

Но не только Келли, а вообще все люди в невесомости вырастают примерно на три-пять сантиметров. На Земле гравитация давит на позвоночник, но в космосе этого не происходит, и он расправляется на всю длину. Человек на борту МКС, как правило, вырастает на три процента.

15. Жена не пускает мужа в космос.

Чарльз Симони стал первым двукратным космическим туристом, слетав на МКС в 2007 и 2009 годах. Недавно он женился, и его брачный контракт, помимо всего прочего, содержит запрет лететь в космос в третий раз.

16. Космонавты учатся ходить в космический туалет на Земле. Потому что это сложно.

Для пользования космическим унитазом на него нужно садиться точно по центру. Правильная техника отрабатывается на специальном макете, имеющем камеру.

17. Вместо собаки Лайки в космос предлагали отправить негритят?

В книге корреспондента газеты «Сельская жизнь» в США А. Лауринчюкаса «Третья сторона доллара», вышедшей в 1968 году, рассказана следующая история.

«Собаку Лайку отправили в космос, заранее зная, что она погибнет. После этого в ООН пришло письмо от группы женщин из штата Миссисипи. Они потребовали осудить бесчеловечное отношение к собакам в СССР и выдвинули предложение: если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят».

Скорее всего, эта история — пропагандистская выдумка, но ее до сих пор широко цитируют как общеизвестный факт, обычно без ссылки на книгу журналиста «Сельской жизни».

18. В космосе нельзя принять ванну.

В космосе невозможно принимать ванну, для гигиены используют влажные губки и салфетки. Проблематично также почистить зубы - пену от зубной пасты приходится просто глотать.

19. Россиянин женился, находясь в космосе.

Космонавт Юрий Маленченко незадолго до полета на МКС в 2003 году сделал предложение американке российского происхождения Екатерине Дмитриевой, мать которой работала в NASA.

Находясь на станции, он получил уведомление из Центра управления полетами, что его миссия продлевается на несколько месяцев. Молодожены решили не дожидаться возвращения жениха и устроили свадьбу, глядя друг на друга через мониторы. В Роскосмосе такой поступок не одобрили, так как имеющий доступ к гостайне Маленченко должен был получить разрешение на брак с гражданкой другого государства в установленном порядке на Земле, однако впоследствии он еще не раз участвовал в космических экспедициях.

20. Обратный отсчет придумали киношники.

Обратный отсчет, который неизменно сопровождает запуск космических ракет, был придуман не учеными и не космонавтами, а кинематографистами. Впервые обратный отсчет был показан в немецком фильме «Женщина на луне» 1929 года для нагнетания напряжения. Впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы просто переняли этот прием.

21. На МКС есть колокол.

На Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена командира.

22. Первый бельгийский астронавт получил дворянский титул.

Свой единственный полет в космос 51-летний Дирк Фримаут совершил 24 марта — 2 апреля 1992 года на борту шаттла «Атлантис» (STS-45) в качестве одного из двух специалистов по полезной нагрузке. После выполнения космического полета Фримауту был пожалован титул виконта.

Портреты пионеров советской космонавтики были размещены на стенах первой советской космической станции «Мир», а затем и на МКС.

Спустя еще какое-то время портреты Гагарина и Королева, если верить этому фото, либо перенесли в другое место, либо вообще убрали. Видимо, не хватило места для икон.

24. Самый дорогой дефис в истории обошелся в $135 млн.

В 1962 году американцы запустили первый космический аппарат для изучения Венеры «Маринер-1», потерпевший аварию через несколько минут после старта. Сначала на аппарате отказала антенна, которая получала сигнал от наводящей системы с Земли, после чего управление взял на себя бортовой компьютер.

Он тоже не смог исправить отклонение от курса, так как загруженная в него программа содержала единственную ошибку — при переносе инструкций в код для перфокарт в одном из уравнений была пропущена черточка над буквой, отсутствие которой коренным образом поменяло математический смысл уравнения. Журналисты вскоре окрестили эту черточку «самым дорогим дефисом в истории». В пересчете на сегодняшний день стоимость утерянного аппарата составляет $135 млн.

25. Герой Советского Союза, единственный сирийский космонавт — противник Асада.

Первый и единственный сирийский космонавт Мухаммед Ахмед Фарис совершил восьмидневный полет на корабле «Союз» в 1987 году.

4 августа 2012 года Герой Советского Союза бежал в Турцию и присоединился к оппозиции, поддержав «Свободную армию Сирии», ведущую войну против президента Башара Асада. В феврале 2016 года обвинил Россию в убийстве 2 тыс. мирных граждан Сирии.

Один из его сыновей носит имя Мир (Mir) в честь советской орбитальной станции.

26. Названия размеров для космических писсуаров пришлось поменять.

Американские астронавты на космических кораблях серии «Аполлон» справляли малую нужду в контейнеры, надевая их наподобие презервативов. Эти изделия были разных размеров, изначально названных «маленький», «средний» и «большой». Однако после того, как астронавты независимо от своей анатомии выбирали только большой размер, маркировка была изменена на «большой», «гигантский» и «невероятный».