Во время Второй мировой войны 6 августа 1945 года в 8.15 утра бомбардировщиком США B-29 «Энола Гей» была сброшена атомную бомбу на Хиросиму, Япония. Около 140 000 человек погибло во время взрыва и умерло в течение последующих месяцев. Тремя днями позже, когда Соединённые Штаты сбросили ещё одну атомную бомбу на Нагасаки, было убито около 80 000 человек. 15 августа Япония капитулировала, положив этим конец Второй мировой войне. До настоящего времени эта бомбардировка Хиросимы и Нагасаки остаётся единственным случаем применения ядерного оружия в истории человечества. Правительство США решило сбросить бомбы, считая, что этим ускорит окончание войны и не будет необходимости в ведении продолжительных кровавых боев на главном острове Японии. Япония усиленно пыталась контролировать два острова, Иво Джима и Окинава, когда приблизились союзники.

1. Эти наручные часы, найденные среди руин, остановились в 8.15 утра 6 августа 1945 года – во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме.

2. Летающая крепость «Энола Гей» заходит на посадку 6 августа 1945 года на базе на острове Тиниан после совершения бомбардировки Хиросимы.

3. На этом фото, которое было обнародовано в 1960 году правительством США, запечатлена атомная бомба «Малыш» (Little Boy), которая 6 августа 1945 года была сброшена на Хиросиму. Размер бомбы 73 см в диаметре, 3,2 м в длину. Она весила 4 тонны, а мощность взрыва достигала 20 000 тонн в тротиловом эквиваленте.

4. На этом снимке, предоставленном ВВС США, ¬– основная команда бомбардировщика B-29 «Энола Гей», с которого на Хиросиму была сброшена ядерная бомба «Малыш» 6 августа 1945 года. Пилот полковник Пол В. Тайббетс стоит по центру. Фото сделано на Марианских островах. Это был первый случай использования ядерного оружия во время военных действий в истории человечества.

5. Дым высотой 20000 футов поднимается над Хиросимой 6 августа 1945 года после того, как на неё во время военных действий была сброшена атомная бомба.

6. На этой фотографии, сделанной 6 августа 1945 года из города Йошиура, находящегося по другую сторону гор к северу от Хиросимы, виден дым, поднимающийся после взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Снимок был сделан австралийским инженером из Куре, Япония. Пятна, оставленные на негативе радиацией, почти уничтожили снимок.

7. Оставшиеся в живых после взрыва атомной бомбы, впервые использовавшейся в ходе военных действий 6 августа 1945 года, ожидают медицинской помощи в Хиросиме, Япония. В результате взрыва в тот же момент погибло 60 000 человек, десятки тысяч умерли позже вследствие облучения.

8. 6 августа 1945 года. На фотографии: оставшимся в живых жителям Хиросимы военные медики оказывают первую помощь вскоре после того, как на Японию была сброшена атомная бомба, примененная в военных действиях впервые в истории.

9. После взрыва атомной бомбы 6 августа 1945 года, в Хиросиме остались только руины. Ядерное оружие было применено с целью ускорить капитуляцию Японии и завершить Вторую мировую войну, для чего президентом США Гарри Трумэном был отдан приказ использовать ядерное оружие мощностью 20 000 тонн в тротиловом эквиваленте. Капитуляция Японии произошла 14 августа 1945 года.

10. 7 августа 1945 года, на следующий день после взрыва атомной бомбы, дым стелется над развалинами в Хиросиме, Япония.

11. Президент Гарри Трумэн (на фотографии слева) за своим столом в Белом доме рядом с военным министром Генри Л.Стимсоном после возвращения с Потсдамской конференции. Они обсуждают атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму, Япония.

13. Оставшиеся в живых после атомной бомбардировки Нагасаки люди среди руин, на фоне бушующего огня на заднем плане, 9 августа 1945 года.

14. Члены экипажа бомбардировщика B-29 «The Great Artiste», который сбросил атомную бомбу на Нагасаки, окружили майора Чарльза В. Суинни в Северном Квинси, Массачусетс. Все члены экипажа участвовали в исторической бомбежке. Слева направо: сержант Р. Галлахер, Чикаго; штаб-сержант A. M.Шпицер, Бронкс, Нью-Йорк; капитан С. Д. Олбери, Майами, Флорида; капитан Дж.Ф. Ван Пелт Младший., Оук Хилл, Западная Вирджиния; лейтенант Ф. Дж.Оливи, Чикаго; штаб-сержант Э.К. Бакли, Лисбон, Огайо; сержант A. T.Дегарт, Плейнвью, Техас и старший сержант Дж. Д. Кухарек, Коламбус, Небраска.

15. Эта фотография атомной бомбы, взорвавшейся над Нагасаки, Япония, во время Второй мировой войны, была обнародована Комиссией по атомной энергетике и Министерством обороны США в Вашингтоне 6 декабря 1960 года. Бомба «Толстяк» («Fat Man») была длиной 3,25 м, и диаметром 1,54 м, её вес составлял 4,6 тонн. Мощность взрыва достигала около 20 килотонн в тротиловом эквиваленте.

16. Огромный столб дыма поднимается в воздух после взрыва второй атомной бомбы в портовом городе Нагасаки 9 августа 1945 года. В результате взрыва бомбы, сброшенной бомбардировщиком военно-воздушных сил армии США B-29 Bockscar, сразу же погибло более 70 тысяч человек, ещё десятки тысяч умерли впоследствии в результате облучения.

17. Огромный ядерный гриб над Нагасаки, Япония, 9 августа 1945 года, после того, как бомбардировщик США сбросил на город атомную бомбу. Ядерный взрыв над Нагасаки произошел через три дня после того, как США сбросили первую в истории атомную бомбу на японский город Хиросима.

18. Мальчик несёт на спине своего получившего ожоги брата, 10 августа 1945 в Нагасаки, Япония. Подобные фото не обнародовались японской стороной, но после окончания войны они были показаны мировым СМИ сотрудниками ООН.

19. Стрела была установлена на месте падения атомной бомбы в Нагасаки 10 августа 1945 года. Большая часть пораженной территории по сей день пустует, деревья остались обугленными и изуродованными, реконструкция почти не проводилась.

20. Японские рабочие разбирают завалы на пострадавшей территории в Нагасаки, промышленном городе, находящемся на юго-западе острова Кюсю, после того, как на него была сброшена атомная бомба 9 августа. На заднем плане видна дымовая труба и одинокое здание, на переднем – руины. Снимок взят из архива японского информационного агентства Domei.

22. Как видно на этом фото, которое было сделано 5 сентября 1945 года, несколько бетонных и стальных зданий и мостов остались неповреждёнными после того, как США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросиму во время Второй мировой войны.

23. Спустя месяц после того, как 6 августа 1945 года взорвалась первая атомная бомба, журналист осматривает руины в Хиросиме, Япония.

24. Жертва взрыва первой атомной бомбы в отделении первого военного госпиталя в Удзина в сентябре 1945 года. Термическое излучение, образовавшееся в результате взрыва, выжгло на спине этой женщины рисунок с ткани кимоно.

25. Большинство территории Хиросимы было стерто с лица земли взрывом атомной бомбы. Это первая аэрофотография после взрыва, сделанная 1 сентября 1945 года.

26. Территория вокруг Саньо-Шорай-Кан (Центра содействия торговле) в Хиросиме превратилась в развалины после взрыва атомной бомбы в 100 метрах отсюда в 1945 году.

27. Корреспондент стоит среди развалин перед остовом здания, которое было городским театром, в Хиросиме 8 сентября 1945 года, через месяц после того, как первая атомная бомба была сброшена Соединёнными Штатами, чтобы ускорить капитуляцию Японии.

28. Руины и одинокий каркас здания после взрыва атомной бомбы над Хиросимой. Фото сделано 8 сентября 1945 года.

29. Очень мало зданий остались в опустошенной Хиросиме, японском городе, который был разрушен до основания в результате взрыва атомной бомбы, как видно на этой фотографии, сделанной 8 сентября 1945 года. (AP Photo)

30. 8 сентября 1945 года. Люди идут по расчищенной дороге среди руин, образовавшихся после взрыва первой атомной бомбы в Хиросиме 6 августа того же года.

31. Японец обнаружил среди руин обломки детского трехколесного велосипеда в Нагасаки, 17 сентября 1945 года. Сброшенная на город 9 августа ядерная бомба стерла с лица земли практически всё в радиусе 6 километров и забрала жизни тысяч мирных жителей.

32. На этом фото, которое было предоставлено Японской ассоциацией фотографов последствий ядерного взрыва в Хиросиме (Association of the Photographers of the Atomic (Bomb) Destruction of Hiroshima), – жертва атомного взрыва. Мужчина находится в карантине на острове Ниношима в Хиросиме, Япония, в 9 километрах от эпицентра взрыва, на следующий день после того, как США сбросили на город атомную бомбу.

33. Трамвай (вверху в центре) и его мертвые пассажиры после взрыва бомбы над Нагасаки 9 августа. Фотография сделана 1 сентября 1945 года.

34. Люди минуют лежащий на путях трамвай на перекрёстке Камийяшо в Хиросиме некоторое время спустя после того, как на город была сброшена атомная бомба.

35. На этой фотографии, предоставленной Японской ассоциацией фотографов последствий ядерного взрыва в Хиросиме (Association of the Photographers of the Atomic (Bomb) Destruction of Hiroshima), – жертвы атомного взрыва, которые находятся в палаточном центре помощи 2-го военного госпиталя Хиросимы, расположенном на берегу реки Ота в 1150 метрах от эпицентра взрыва, 7 августа 1945 года. Фотография сделана на следующий день после того, как США сбросили на город первую в истории атомную бомбу.

36. Вид на улицу Хачобори в Хиросиме вскоре после того, как на японский город была сброшена бомба.

37. Католический собор Ураками в Нагасаки, сфотографированный 13 сентября 1945 года, был разрушен в результате взрыва атомной бомбы.

38. Японский солдат бродит среди руин в поисках пригодных для переработки материалов в Нагасаки 13 сентября 1945 года, чуть более месяца после того, как над городом взорвалась атомная бомба.

39. Мужчина с нагруженным велосипедом на расчищенной от руин дороге в Нагасаки 13 сентября 1945 года, спустя месяц после взрыва атомной бомбы.

40. 14 сентября 1945 года, японцы пытаются проехать по заваленной руинами улице на окраине города Нагасаки, над которым взорвалась ядерная бомба.

41. Этот район Нагасаки когда-то был застроен промышленными зданиями и небольшими жилыми домами. На заднем плане видны руины завода Мицубиши и бетонного здания школы, находившегося у подножья холма.

42. На верхнем снимке показан оживлённый город Нагасаки до взрыва, а на нижнем – пустошь после взрыва атомной бомбы. Круги отмеряют расстояние от точки взрыва.

43. Японская семья ест рис в шалаше, построенном из обломков, оставшихся на том месте, где когда-то находился их дом в Нагасаки, 14 сентября 1945 года.

44. Эти шалаши, сфотографированные 14 сентября 1945 года, были сооружены из обломков зданий, которые были разрушены в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки.

45. В районе Гинза города Нагасаки, который являлся аналогом нью-йоркской Пятой авеню, владельцы магазинов, разрушенных в результате взрыва ядерной бомбы, продают свой товар на тротуарах, 30 сентября 1945 года.

46. Священные ворота Тории у входа в полностью разрушенный синтоистский храм в Нагасаки в октябре 1945 года.

47. Служба в протестантской церкви Нагарекава после того, как атомная бомба разрушила церковь в Хиросиме, 1945 год.

48. Молодой человек, пострадавший после взрыва второй атомной бомбы, в городе Нагасаки.

49. Майор Томас Фереби, слева, из Москвиля и капитан Кермит Бихан, справа, из Хьюстона, разговаривают в гостинице в Вашингтоне, 6 февраля 1946 года. Фереби является тем человеком, который сбросил бомбу на Хиросиму, а его собеседник сбросил бомбу на Нагасаки.

52. Икими Киккава показывает свои келоидные рубцы, оставшиеся после лечения ожогов, полученных во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме в конце Второй мировой войны. Фотография сделана в больнице Красного Креста 5 июня 1947 года.

53. Акира Ямагучи показывает свои шрамы, оставшиеся после лечения ожогов, полученных во время взрыва ядерной бомбы в Хиросиме.

54. На теле Джинпе Теравама, оставшегося в живых после взрыва первой в истории атомной бомбы, остались многочисленные шрамы от ожогов, Хиросима, июнь 1947 года.

55. Пилот полковник Пол В. Тайббетс машет рукой из кабины своего бомбардировщика на базе, расположенной на острове Тиниан, 6 августа 1945 года, перед вылетом, целью которого являлось сбросить первую в истории атомную бомбу на Хиросиму, Япония. За день до этого Тиббетс назвал летающую крепость В-29 «Энолой Гей» в честь своей матери.


В ясный безоблачный день 17 января 1966 года в небе Западного Средиземноморья над самой кромкой испанского побережья состоялось плановое рандеву двух гигантских американских самолетов, в результате которого на территорию Испании случайно упали четыре термоядерные бомбы. История могла закончиться крупнейшей катастрофой в истории государства.

Одним из них был восьмимоторный бомбардировщик B-52G, находящийся на круглосуточном дежурстве в воздухе, с четырьмя водородными бомбами на борту. Каждая из них по разрушительной силе превосходила атомный заряд, сброшенный на Хиросиму, примерно в 80,5 раза. В строго оговоренное время в намеченной точке встречи его поджидала «воздушная корова», как было принято называть на сленге ВВС США самолет-заправщик КС-135. Самолеты сблизились и летели на высоте около 9500 метров со скоростью 600 км/ч. Дистанция между ними не превышала 50 м.

Началась перекачка топлива от заправщика в баки бомбардировщика. Операция, давно ставшая рутинной, проходила штатным образом до тех пор, пока у B-52G неожиданно не вспыхнул один из двигателей. Как позже выяснилось, авария случилась из-за того, что самолеты слишком сильно сблизились. В результате заправочная штанга ударила бомбардировщик в верхнюю часть фюзеляжа. Удар оказался настолько сильным, что сломал лонжерон и вызвал возгорание. Прежде чем огонь охватил огромную машину, экипаж успел в соответствии с инструкцией выполнить аварийный сброс на парашютах своей страшной смертоносной ноши. Члены экипажа, не участвовавшие в этой процедуре непосредственно, тоже успели покинуть гибнущий самолет. Затем последовал страшный взрыв, и оба самолета рухнули вниз, унеся жизни семи летчиков.

Огонь в небе.

Что же было с бомбами? Три из них приземлились на окраине небольшого рыбацкого поселка Паломарес с населением 1200 душ, счастливым образом не вызвав жертв и разрушений. Однако в двух из них при ударе о землю все-таки сработал первичный тротиловый запал. Только случайность спасла всю округу от термоядерного ада. Тротил лишь разрушил корпуса бомб, разбросав вокруг места падения радиоактивные осколки. Назревал международный скандал. На следующее после утро Паломарес заполонили различного рода специалисты. К вечеру их было более трехсот. Пришлось разбить палаточный лагерь. Чужеземцы с дозиметрами в руках бродили по поселку, вызывая недоумение у не знающих ничего о произошедшем инциденте местных жителей. Только через три дня после происшествия правительство США сделало официальное заявление об аварии в воздухе, признав, что на борту одного из самолетов имелось ядерное оружие. При этом американцы заверяли, что ядерный взрыв был исключен, а опасность радиоактивного заражения совершенно точно отсутствует.


Несанкционированного взрыва действительно произойти не могло - слишком много блокировок было предусмотрено, чтобы избежать его. Эксперты подсчитали, что если бы хоть одна из бомб рванула, было бы убито все живое в радиусе как минимум 15 километров. А пожары бы бушевали на удалении до 100 километров от эпицентра. Размеры возможной зоны радиоактивного заражения были непредсказуемы. Вокруг двух разрушившихся бомб и так было заражено около 650 акров земли. После тщательной дезактивации эта земля была объявлена пригодной для использования и проживания.


Четвертая бомба опустилась в море. Случайно метрах в 100 от места ее падения оказалось суденышко рыбака, ставшего очевидцем катастрофы. Заметив примерное место приводнения непонятного предмета, он бросился на помощь трем уцелевшим и спускающимся на парашютах летчикам, которых сумел поднять к себе на борт. Как только американцам стало известно, что одна из бомб покоится в морских глубинах, началась самая дорогостоящая в истории операция по извлечению из моря потерянного имущества. Она продолжалась более 80 дней. В ней участвовало множество кораблей, самолетов и вертолетов, несколько глубоководных аппаратов, водолазы и аквалангисты. Всего было задействовано около 3800 человек. Всей этой армадой, получившей название «Оперативное соединение 65», командовал адмирал Уильям Гест. Операция обошлась бюджету США в 84 миллиона долларов. Воистину - дорогая пропажа!

Подводные поиски.

Сначала к рассказу рыбака отнеслись не слишком серьезно. Чтобы ограничить район поиска, проводили компьютерное моделирование и натурный эксперимент - сбрасывали с такого же В-52 точный макет бомбы. Но долгое время поиски были безрезультатны. Наконец, вся флотилия перешла к месту, указанному рыбаком. И здесь удача улыбнулась им практически моментально.

15 марта здесь ушел под воду глубоководный аппарат «Алвин». Рельеф морского дна в этом районе изрезан многочисленными глубокими каньонами. Спускаясь по одному из них, «Алвин» через полтора часа после погружения оказался на глубине 770 метров. Дно было покрыто слоем ила. Когда поднятая аппаратом муть осела, экипаж сквозь иллюминатор увидел парашют, вероятно, накрывший саму бомбу. Это была огромная удача. «Алвин» сделал несколько фото и связался с базовым кораблем на поверхности. Потом он остался дожидаться подхода другого подводного пилотируемого аппарата - «Алюминаута». Последний с помощью своих манипуляторов закрепил на парашюте маячок-ответчик. Анализ сделанных «Алвином» фото не оставил сомнений в том, что объект поиска обнаружен. Однако до успешного завершения операции было еще далеко.

До 19 марта аппараты тщетно пытались закрепить трос за стропы парашюта. Потом работу на несколько дней приостановил шторм. Когда море успокоилось, «Алвин» и «Алюминаут» сделали несколько попыток зацепить стропы якорем, опущенным на тросе с надводного корабля обеспечения. Очень мешала плохая видимость, вызываемая илом, поднимающимся со дна при малейшем движении винтов и манипуляторов. Наконец якорь зацепил стропы. Начался подъем. Когда до поверхности оставалось уже немного, трос лопнул, и бомба рухнула обратно в море! Восемь тревожных и трудных дней потребовалось, чтобы вновь отыскать бомбу, теперь уже на глубине 870 м. Снова отличились «Алюминаут» и «Алвин». И опять остановка из-за шторма.

Только 5 апреля к бомбе смог спуститься подводный робот - аппарат КУРВ, управляемый с поверхности по кабелю. Он прочно схватил парашют своим манипулятором, который затем отстыковал от себя и оставил на парашюте. «Алвину» оставалось закрепить на манипуляторе подъемный трос, что он и сделал.


Наконец, 7 апреля, спустя 81 день после авиакатастрофы, из воды появился 3,5-метровый цилиндр диаметром более полуметра. Это и была злосчастная четвертая бомба. Подъем выполнялся с чрезвычайной осторожностью и, к счастью, обошелся без эксцессов. Бомба торжественно была установлена на палубу спасательного корабля «Петрель». Чтобы подтвердить тот факт, что термоядерный заряд действительно найден и жителям окрестных земель больше ничего не угрожает, американские военные пошли на беспрецедентный шаг - на палубу «Петре-ля» допустили прессу. Бомбу смогли увидеть более ста журналистов и фотографов. Позднее газета «Нью-Йорк тайме» в репортаже, посвященном этому событию, отметила, что это был первый в мировой истории случай публичной демонстрации ядерного оружия в состоянии боевой готовности.

Дипломатический скандал.

В ознаменование своего успеха все «Соединение 65» с включенными бортовыми огнями в кильватерном строю прошло вдоль испанских берегов, в видимости Паломареса. Однако вряд ли подобный парад был способен восстановить в глазах жителей городка основательно подмоченную репутацию армии США.

Все предпринятые действия не смогли спасти американцев от существенного охлаждения отношений с Испанией. Президенту Линдону Джонсону пришлось спешно заявить, что США прекращают полеты бомбардировщиков, несущих ядерное и термоядерное оружие, над территорией этой страны. А вскоре испанское правительство выпустило официальный запрет, который закрывал небо над Пиренеями для американских В-52 на веки вечные. Впрочем, к тому времени необходимость постоянно держать в воздухе бомбардировщики с ядерным оружием начала постепенно сходить на нет. Наступала эпоха межконтинентальных баллистических ракет.


Помимо этого американцам пришлось удовлетворить 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тысяч долларов. Компенсировать пришлось ущерб, нанесенный имуществу, потерю доходов в связи с невозможностью заниматься сельским хозяйством или рыболовством из-за поисковых работ. В том числе 14,5 тысячи получил и тот самый рыбак, наблюдавший падение бомбы в море.

11 марта 1958 года в деревне Марс-Блафф в округе Флоренс штата Южная Каролина 37-летний проводник поезда Уолтер Грегг вместе с сыном делали скамейки в мастерской, а жена Эффи хлопотала по хозяйству в доме, построенном предками Уолтера более века назад. Их дочери Елена и Френсис с двоюродной сестрой Эллой играли за домом, в маленьком деревянном домике, который смастерил для них отец.

А в это время над Южной Каролиной на высоте 4600 м летел американский реактивный бомбардировщик Boeing B-47E-LM. Он вылетел с авиабазы вблизи города Саванны в штате Джорджия и направлялся на британскую авиабазу «Брантингторп» в графстве Лестершир.

На борту самолета на случай вооруженного конфликта с СССР находилась 30-килотонная атомная бомба Mk.6.

В 1950-х годах она была основным оружием стратегической авиации США и состояла на вооружении до 1962 года.

В кабине пилотов загорелся сигнал, свидетельствовавший о неисправности фиксатора механизма сброса бомбы. Командир велел штурману Брюсу Кульке проверить предохранительную чеку. Кулька спустился в бомбовый отсек, но не смог найти фиксатор. В поисках он залез на спусковое устройство и случайно его активировал.

Кульке удалось удержаться на борту. А вот бомба проломила люк самолета и стремительно понеслась вниз, прямо к дому Греггов.

Бомба обрушилась на лес рядом с домиком для игр.

От катастрофы деревню спасло то, что ядерный заряд хранился на самолете отдельно. Но бомба была начинена и обычной взрывчаткой, которая взорвалась при столкновении с землей.

На месте падения бомбы остался кратер размером 20 м в диаметре и 10 м глубиной. Огород, дом, домик для игр и еще несколько построек смело взрывом. По счастливой случайности девочки в это время отошли от деревянного домика. Все члены семьи Греггов выжили, хотя и были ранены.

По словам Уолтера Грегга, они с сыном слышали, как над домом пролетел самолет. А через секунду землю сотряс мощный взрыв. Вокруг поднялись клубы дыма и пыли.

Грегг забежал во двор в поисках жены и дочерей. В его ушах стоял звон. Почувствовав боль в боку, Грегг обнаружил глубокую рану под правой рукой. Но больше всего в этот момент его волновал баллон с газом рядом с домом, который мог взорваться в любой момент. До Грегга доносились крики жены и девочек.

«Это невозможно описать, — говорил после сын Грегга, Уолтер-младший. — Шум был невероятным, пыли было безумное количество».

Обломки повредили соседние дома и церковь. Когда пыль немного рассеялась, Грегг нашел свою семью. Дочери были в синяках и порезах, Элла жаловалась на боль в спине и боку, жене рассекло голову куском штукатурки. Но все они были живы и в сознании.

Почти сразу после взрыва вокруг обломков дома Греггов собрались соседи. Первым на участке появился проезжавший мимо солдат. Прибыли на место происшествия и его непосредственные виновники.

ВВС немедленно велели всем военным поблизости собраться и оцепить район. Экипаж самолета должен был вернуться на базу в Саванне.

Семья Греггов провела ночь в доме своего семейного врача. Он наложил швы, прооперировал Эллу — у той оказалось внутреннее кровотечение. На протяжении нескольких месяцев Грегги проходили радиационный контроль, но следов облучения не было.

Местные газеты узнали о причине взрыва раньше самих Греггов.

Спустя буквально полчаса после падения бомбы спортивный комментатор Томас Андерсен из газеты The Florence Morning News уже успел пообщаться с офицером ВВС США и вместе с ним отправился на место событий, прихватив с собой фотографа. Так скромное локальное издание получило свою минуту славы, наиболее полно и своевременно осветив события. В редакцию потом еще долго сыпались звонки из крупных газет вроде The New York Times и даже иностранной прессы.

Инцидент обеспокоил власти Великобритании. «Это происшествие отлично иллюстрирует опасности, связанные с размещением у нас водородных бомб», — отметил Фредерик Мессер, лидер фракции лейбористов. Вопрос о размещении бомб лейбористы решили вынести на обсуждение в парламенте.

Военные еще долго собирали разлетевшиеся обломки бомбы. Им даже пришлось обратиться к жителям, которые растащили обломки на сувениры, чтобы те вернули их ВВС.

Инцидент заставил ВВС пересмотреть конфигурацию бомб. Состав взрывчатки был переработан, как и спусковой механизм — теперь столкновение с землей не могло спровоцировать взрыв, для этого требовался электрический импульс.

Экипаж бомбардировщика извинился перед семьей и смог избежать наказания. А вот за компенсацию Греггам пришлось побороться. Регламент выплат подразумевал опись всего имущества, от автомобиля до фарфорового сервиза и цыплят, с указанием первоначальной стоимости. Поэтому добиваться возмещения ущерба семье пришлось через суд.

Грегги подали иск к ВВС США и спустя год и три месяца получили компенсацию в $54 тыс. — почти полмиллиона долларов в пересчете на современные цены. Кратер от взрыва остался и по сей день, хотя и зарос травой. Место падения бомбы отмечено памятной табличкой. Сами же Грегги перебрались в новый дом в том же округе.

Событие в Паломарес - один из тех инцидентов, в результате которых лицо нашей планеты могло измениться до неузнаваемости. А если точнее, то юго-восточная часть средиземноморского побережья Испании могла превратиться в радиоактивную пустыню.


17 января 1966 года бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) вылетел с авиабазы Сеймур-Джонсон (США) на очередное патрулирование. На борту самолёта находились четыре термоядерные бомбы B28RI (1,45 Мт). Самолёт должен был совершить две дозаправки в воздухе над территорией Испании.

Во время выполнения второй дозаправки около 10:30 по местному времени на высоте 9500 м бомбардировщик столкнулся с самолётом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) в районе рыбацкого посёлка Паломарес, муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора.

Через секунды Б-52 взорвался полностью. После грандиозного фейерверка на земле вырос багрово-черный гриб. Обломки рассыпались на площади 39 кв. км и догорали в течение 5 часов. К счастью, иберийский Паломарес уберегся от огненных языков.

В катастрофе погибли все четыре члена экипажа танкера, а также три члена экипажа бомбардировщика, остальным четырём удалось катапультироваться.

Вспыхнувший пожар заставил экипаж стратегического бомбардировщика применить аварийный сброс водородных бомб. Четверо из семи членов экипажа бомбардировщика успели его покинуть. После этого произошел взрыв. В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.


Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе...


Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.


Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.


Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.


Первые испанские военные на месте падения самолетов.


Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.


Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки.


Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.


Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.

В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».

Разумеется, это не первые и не последние Бомбы потерянные и чудом не взорвавшиеся.

В 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба.

На дне моря всего в 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian. Эта бомба - в 100 раз мощнее сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Данные об этом до последнего времени хранились Пентагоном в строжайшем секрете и были обнародованы в соответствии с законом о доступе к секретным материалам. Из рассекреченных архивов стало известно, что водородная бомба "Марк 15" массой 3450 кг была сброшена 40 лет назад с бомбардировщика B-47 Stratojet после его столкновения в воздухе с истребителем во время тренировочных полетов. Пилот бомбардировщика майор Ховард Ричардсон получил приказ командования сбросить бомбу, так как в ином случае он не смог бы посадить машину.

С 1958 года "Марк 15" лежит у берегов острова Тайби, штат Джорджия, и никто не знает, где именно. Бомбу искали в течение 10 недель, но безрезультатно. В записке Пентагона председателю Комиссии по атомной энергии говорится: "Самолет В-47 с атомным оружием на борту получил повреждения при столкновении с истребителем F-86 близ Сильвании. Пилот предпринял три попытки приземлиться с бомбой, но они закончились неудачей. После этого бомба была сброшена в воду у устья реки Саванна. Детонации не было зафиксировано". Как свидетельствуют документы, поиски были завершены после того, как еще одна водородная бомба была случайно сброшена у берегов Флоренции в Южной Каролине. В результате сдетонировал заряд тринитротолуола, но атомная боеголовка не взорвалась. Поисковую команду срочно направили на место нового ЧП, и она так и не вернулась на остров Тайби.

Представители Пентагона заверяют, что бомба не представляет опасности, и гораздо опаснее ее трогать, чем оставить на дне. "Поиски бомбы были завершены 16 апреля 1958 года, и она считается безвозвратно потерянной", - говорится в одном из документов. По данным экспертов военного ведомства США, сейчас "Марк 15" покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, на 5 метров погруженный в песок. Жители Джорджии требуют что-то сделать для их безопасности, но военные говорят, что извлечение бомбы займет 5 лет, и на проведение этой операции потребуется 23 млн. долларов.

По словам военных, бомба не может взорваться, так как с нее снята важная деталь - капсула с плутонием, соединяющая заряд тринитротолуола с боеголовкой. Между тем бывшие военные и местные жители утверждают, что они нашли документы, свидетельствующие о том, что бомба заряжена. По словам бывшего пилота США, в служебной записке Конгрессу говорилось, что бомба является "полностью боевым оружием". По словам еще одного бывшего военного, все бомбы, использовавшиеся на учениях в 1957-1959 годах, были заряжены.

США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. С этой базы осуществлялся мониторинг советской территории, а также управление полетами стратегической ядерной ударной авиации США, самолеты которой имели на борту находившееся на боевом взводе ядерное оружие - атомные бомбы.

На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Как рассказали спустя 40 лет пилоты бомбардировщика - Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио - американские военнослужащие и датские рабочие провели операцию, продлившуюся несколько месяцев. Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден. Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия. К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

"Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает не быть раскрытым любой зарубежной стране) ", - говорится в одном из документов, датированном июлем.

Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали всякие технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы как уран и плутоний.

И теперь, как отмечает ВВС, местные жители сейчас обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.

Эксперт по ядерным вооружениям, директор Берлинского "Информационного центра трансатлантической безопасности" Отфрид Нассер заявил, что только оборонный департамент США "признал утерю 11 атомных бомб" .

В 1968 году в районе Азорских островов затонула американская субмарина, на борту которой находились две торпеды с ядерными боеголовками. Но не только стараниями американцев Атлантический океан превратился в склад ядерных боеголовок. В 1989 году в северной части Атлантики пошла ко дну советская подводная лодка "Комсомолец". Вместе с ней на глубине 1700 метров оказались еще две торпеды с ядерными боеголовками. Из-за большой глубины ни одну, ни вторую подлодку, ни их опасный груз извлечь со дна моря не удалось.

Но больше всего атомных бомб было утеряно в результате авиакатастроф, происходивших над океанами. Особенно часто это случалось в первые годы холодной войны - топлива очень часто не хватало не то, что бы пересечь Атлантический океан, и, исчерпав запасы горючего, бомбардировщики просто падали в воду. По словам Нассера, основные четыре маршрута пролегали над Гренландией, Испанским Средиземноморьем, Японией и Аляской. И, по всей видимости, именно там до сих пор хранятся смертельно опасные "подарки" холодной войны потомкам.

"Broken arrows" - это американское кодовое обозначение для аварии на ядерном объекте, которая не создаёт риск ядерной войны. В их число также входят инциденты со случайными взрывами ядерного оружия. В настоящее время американское Министерство обороны признаёт 32 таких инцидента. Они являются примерами того, как одна крошечная ошибка может нанести крупный неумышленный ущерб.

10. Британская Колумбия, 1950.

Первый зарегистрированный случай утери боевого ядерного оружия в Америке имел место в Британской Колумбии 14 февраля 1950 года. Бомбардировщик B-36 двигался с Авиабазы ВВС Эйелсона под Фербанксом, Аляска, на Авиабазу ВВС Карсвелл в Форт-Уэрте, Техас. Он должен был принять участие в миссии, которая моделировала ядерный удар по Сан-Франциско. Основной задачей было выяснить, могли ли такие типы самолётов выполнить облёт перед заходом на цель в чрезвычайно холодной погоде. Так вооружённые силы США хотели понять, как поступит бомбардировщик, если на них когда-нибудь нападет СССР.

Для большей реалистичности, самолёт нёс атомную бомбу Mark IV. Вооружённые силы США не планировали сбрасывать атомную бомбу на кого-либо, но на всякий случай из неё изъяли плутониевое ядро, необходимое для ядерного взрыва. Несмотря на это, она содержала приблизительно 2250 килограмм взрывчатых веществ, таким образом, Mark IV теоретически мог создать огромный взрыв.

С одной стороны, миссия имела успех. Вооружённые силы США хотели узнать, мог ли B-36 напасть на СССР в условиях арктической зимы, и они получили однозначный ответ - нет. Из-за суровых погодных условий половина двигателей вышла из строя, и экипаж был вынужден прыгать с парашютом, но сначала они выбросили за борт Mark IV и взорвали её в местечке Inside Passage в Канаде. Пять из 17 мужчин на борту B-36 погибли.

Местечко Mars Bluff совсем не мегаполис, да и его домам далеко до небоскребов. Это, по сути своей, крошечное сообщество, расположенное в округе Флоренс, Южная Каролина. Однако, оно довольно таки известно, потому что 11 марта 1958 года Mars Bluff случайно попал под бомбёжку, а точнее на него сбросили ядерную бомбу Mark VI.

Boeing B-47E-LM Stratojet вылетел с Авиабазы ВВС США в Саванне, Джорджия, и направился в Англию. Это была часть операции под названием "Снегопад", в которой бомбардировщики летели в Англию, чтобы выполнить ложное снижение и проверить точность бомбометания. На борту Boeingа была ядерная бомба Mark VI. Как и в инциденте в Британской Колумбии, бомба была недействующей, но имела на своём борту несколько тонн взрывчатых веществ.

А инцидент произошел из-за ошибки капитана воздушного судна. Во время проверки бомбы, он случайно задел спусковой крючок. Это освободило бомбу от ремней безопасности, и она упала на землю с высоты 4500 метров.

Бомба упала на дом Уолтера Грегга. К счастью, никто не погиб от взрыва, хотя Грегг и пять других членов семьи были ранены. Грегг предъявил иск Военно-воздушным силам, и ему возместили 54000$ убытков, что составляет почти 500000$ в пересчете на сегодняшние деньги.

Не думайте, что инциденты с ядерным оружием является делом прошлого; один такой инцидент произошёл в 2007 году на Авиабазе ВВС Майнота в Северной Дакоте.

Миссия была довольно простая - доставить груз состоявший из снятых с вооружения крылатых ракет AGM-129 ACM на кладбище оружия. Дюжина из них была загружена в B-52, по шесть на каждой стороне. Руководитель операции мельком взглянул на ракеты на правой стороне и отдал команду на взлет. Если бы он потрудился осмотреть левую сторону, то он бы заметил нечто довольно интересное. Оказалось, что шесть ракет были всё ещё вооружены ядерными боеголовками, каждая в 10 раз мощнее бомбы сброшенной на Хиросиму.

Этот "забавный" факт оставался незамеченным в течение следующих 36 часов. Эти ракеты, по сути, летели через всю страну в Луизиану без каких-либо протоколов безопасности или любой другой обычной процедуры, которая обязательно сопровождает транспортировку ядерного оружия.

Всё закончилось хорошо, поэтому этот инцидент никогда не классифицировался как "Broken arrows". Несмотря на это, когда всё стало известно, общественность была в гневе, узнав, как легко шесть боеголовок невероятно опасного ядерного оружия могут быть незамечены из-за простой ошибки.

7. Тайби-Айленд, Джорджия, 1958.

1958 год был одним из самых несчастливых годов для ВС США. Это второй из трёх инцидентов, связанных с ядерным оружием, в том году, на сей раз имеющий место в водах Тайби-Айленда около Саванны, Джорджия.

3500-килограммовая ядерная бомба Mark XV была на борту бомбардировщика B-47, выполняющего стандартные упражнения. Но довольно нестандартным оказалось случайное столкновение с истребителем F-86, в результате которого было сильно повреждено крыло B-47. Бомбардировщик едва держался в воздухе, поэтому команда выбросила за борт бомбу, готовясь к аварийной посадке.

Бомба была выброшена за борт над водами реки Саванны. К удивлению команды они так и не услышали взрыв. Пилот довёл бомбардировщик до ближайшей авиационной базы ВВС и даже получил награду за лётные боевые заслуги. Однако, оставался один вопрос: "Где гигантская ядерная бомба?"

Этот вопрос, даже сегодня остаётся без ответа. Бомбу так и не нашли. Даже сейчас, спустя 55 лет после несчастного случая, люди всё ещё ищут её. Эксперты соглашаются, что бомба упала где-то у основания Вассо Саунд, где она оказалась похороненной под несколькими метрами ила.

6. Средиземное море, 1956.

У вооружённых сил США действительно есть такое развлечение - время от времени бесследно терять ядерное оружие. Но обычно, у них, по крайней мере, есть идеи относительно того, где бомбы упали. Но не в этом случае. Это, без сомнения, самый таинственный подобный инцидент.

10 марта 1956 года B-47 Stratojet вылетел с Авиабазы ВВС Макдилла во Флориде с ядерным оружием на борту. Он отправлялся на секретную иностранную Авиабазу Бена Гуерира в Марокко. Во время полёта бомбардировщик должен был совершить две воздушные дозаправки. Первая прошла без проблем, но когда прибыл второй танкер, бомбардировщика нигде не было видно.

Его так никогда и не нашли. Он исчез без следа над Средиземным морем.

ВС США, в сотрудничестве с Францией и Марокко, неоднократно проводили поисково-спасательные операции, но никаких зацепок они так и не нашли. Лучшее, что они смогли придумать, это отчёт о том, что самолёт разбился где-то около прибрежной зоны в Алжире. Самолёт и его груз, в конечном счёте, были объявлены "потерянными в море", а три члена команды были признаны погибшими при исполнении долга.

5. Сан-Антонио, Техас, 1963.

Это уникальный случай, и он подтверждает, что даже с устаревшим ядерным оружием нужно обращаться с осторожностью, поскольку оно всё ещё опасно.

Инцидент имел место на Авиабазе ВВС США в Сан-Антонио. В 1960-х она также использовалась для хранения и дезактивации списанного ядерного оружия.

13 ноября 1963 года на базе произошёл крупный химический взрыв, в результате которого сдетанировало 56000 килограммов неядерных взрывчатых веществ. Обошлось без жертв, только трое рабочих получили небольшие травмы. Ядерные компоненты хранились в другой части здания, таким образом, радиоактивное загрязнение было минимальным.

Инцидент немедленно стал достоянием общественности, но не наделал большой шумихи, потому что всего несколько дней спустя в Далласе был убит президент Кеннеди.

4. Фэрфилд, Калифорния, 1950.

Это один из самых серьёзных инцидентов с точки зрения нанесенного ущерба. 19 человек погибли и почти 180 были ранены. Среди жертв был бригадный генерал Роберт Ф. Трэвис.

Инцидент имел место на Авиабазе ВВС США в Калифорнии. Бушевала Корейская война, и вооружённые силы США перевозили ядерные бомбы Mark IV в Гуам. В тот день десять бомбардировщиков B-29 были загружены ядерным оружием.

Вскоре после взлёта на одном из самолётов обнаружилась неисправность двигателя. Генерал Трэвис намеревался лететь обратно, но другая неисправность не давала выпустить шасси. Самолёт разбился при посадке в отдалённом районе. Из 20 человек на борту самолёта погибли 12, включая Трэвиса. Оставшийся в живых экипаж попытался потушить пожар, прежде чем взорвётся бомба, но ядерная бомба Mark IV с 2300 килограммами взрывчатых веществ всё-таки рванула, убив ещё семь человек.

Вооружённые силы попытались скрыть инцидент, утверждая, что самолёт был загружен только обычными боеприпасами. В отчёте об аварии не упоминали о ядерном оружии на борту бомбардировщика. А после, авиабазу переименовали в честь погибшего генерала.

3. Паломарес, Испания, 1966.

Инцидент, который произошел в Паломарес, Испания, 17 января 1966, был просто ужасным. Сначала разбились два самолёта и погибли семь человек на борту. Кроме того, взорвались две из четырёх водородных бомб. И главное, все это имело место в другом государстве, что навредило имиджу Соединённых Штатов.

Бомбардировщик B-52G пролетал над Средиземным морем, когда к нему приблизился танкер для стандартной воздушной дозаправки. Самолёты столкнулись, и оба были полностью разрушены. Бомбардировщик нёс четыре водородные бомбы MK28 на борту. Одна упала в устье реки и не сдетанировала. Другая упала в море и была найдена несколько месяцев спустя. Две бомбы упали недалеко от испанской деревни Паломарес и взорвались. Они превратили участок радиусом в 2.5 километра в зону отчуждения, хотя от взрывов никто не погиб.

Несколько месяцев спустя американскому правительству предъявил иск испанский рыбак Франсиско Симо Ортис, который помог найти бомбу, упавшую в море. Согласно морскому праву, он имел законное право на вознаграждение за спасение, которое составляло 1 процент от общей стоимости трофея. К счастью для него, ценность того спасения составляла $2 миллиарда, таким образом, он попросил $20 миллионов. Он отказался от иска, но покинул суд с большой суммой денег, которую он никогда не разглашал.

2. Гренландия, 1968.

Инцидент в Гренландии произошёл спустя всего два года после инцидента в Испании и он имеет очень много общих черт с предыдущим инцидентом. Он также касается четырех водородных бомб и имел место в иностранном государстве, что вызвало дипломатические проблемы у Соединённых Штатов.

21 января 1968 года бомбардировщик B-52, несущий четыре водородных бомбы, пролетал над Баффиновым заливом в Гренландии, когда загорелась кабина. План состоял в том, чтобы совершить аварийную посадку на Авиабазе Тулия, но огонь был слишком сильным, и самолёт не смог этого сделать. Шесть из семи членов команды покинули его живыми, пока он не врезался в покрытое льдом море.

Одна из бомб взорвалась, распространяя радиоактивное загрязнение более чем на 300 метров вокруг. Загрязнённым снегом и льдом вынуждены были заниматься Соединённые Штаты. Другая бомба просто сгорела без взрыва, а две оставшиеся упали в ледяную воду. Одна из них была найдена приблизительно 10 лет спустя, но другая всё ещё находится где-то в Баффиновом заливе.

Достаточно странно, что датское правительство стало участником данной проблемы. Гренландия является территорией, которой управляет Дания, и в 1957 году страна проводила безъядерную политику. В итоге выходило, что датское правительство тайно позволяло хранить запасы ядерного оружия на своей территории.

1. Альбукерке, Нью-Мексико, 1957.

Мы, наконец, дошли до самого известного инцидента с кодовым обозначением "Broken arrows", которое американское правительство скрывало в течение 30 лет.

22 мая 1957 года бомбардировщик B-36 транспортировал гигантскую водородную бомбу Mark XVII из Техаса на Авиабазу ВВС Кирклэнд под Альбукерке, Нью-Мексико. Она была одной из самых больших когда-либо созданных ядерных бомб, 8 метров в длину и со взрывчатым веществом мощностью в 10 мегатонн.

Всё шло прекрасно, пока самолёт не сбился приблизительно на 6 километров от заданного курса. Затем по причинам, которые остаются неизвестными, подвели ремни, фиксирующие бомбу и гигантская водородная бомба упала с высоты 500 метров прямо на землю.

К счастью, далее следуют две хорошие новости. Во-первых, плутониевые детонаторы были сняты с бомбы на время транспортировки, таким образом, ядерный взрыв произойти просто не мог. Во-вторых, бомба упала в пустынном районе.

В результате падения, сдетанировало только взрывчатое вещество, но ядерная реакция не началась. В результате происшествия, бомба оставила 3.5-метровый кратер и загрязнила радиацией область в радиусе 1.5 километра. Но этот урон можно считать минимальным, по сравнению с тем, что могло бы случиться, если бы с бомбы не сняли детонаторы. Из живых существа пострадала лишь несчастная корова, которая паслась недалеко от взрыва.

В течение 29 лет правительство хранило несчастный случай в тайне. В связи с этим, когда оно было обнародовано, все посчитали его крупнейшим обманом со стороны правительства США.

Материал подготовила GusenaLapchataya - по материалу сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?