Нашу страну во время Великой Отечественной войны обороняли четыре флота – Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. Все они находились в разных условиях, что влияло на особенности проведения ими боевых операций.

Диспозиция

К началу войны на службе ВМФ СССР находились около тысячи кораблей различных классов. Среди них - 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок. Кроме этого, флот усиливали более 2,5 тысячи единиц авиации и 260 батарей береговой обороны. Это была мощная сила, способная существенно влиять на ход боевых действий как на море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.
Слабых мест у советского флота также хватало. Прежде всего, это низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава, который обозначился еще во время советско-финской войны. Историки главную вину возлагают на массовые репрессии, в результате которых флот потерял более 3 тысяч грамотных и зрелых командиров. Пришедшие им на смену офицеры, как правило, были плохо готовы к исполнению своих обязанностей. Позднее это стало одной из причин больших потерь и болезненных поражений.
Серьезное препятствие для успешного ведения войны с Германией на море представляла географическая изолированность Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть сил (50% торпедных катеров, 45% морской авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Этим противник первое время успешно пользовался.
Большие потери на флоте в первый период войны можно объяснить также неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Однако все неудачи компенсировались ожесточенным сопротивлением советских моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море.

Черноморский флот

Черноморский флот был одним из самых подготовленных соединений Вооруженных сил СССР. В его состав входили порядка 300 кораблей и катеров разных классов, в частности, 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: в Одессе, Николаеве, Новороссийске, Батуми и главной в Севастополе.
Уже 22 июня 1941 года немецкая авиация нанесла бомбовый удар по Севастополю. Впрочем, застать врасплох советских моряков не удалось. Атаку отбили благодаря своевременному обнаружению эскадрильи противника радарами крейсера «Молотов». А 25 июня силами Черноморского флота и авиации была нанесена серия ударов по румынской Констанце. Согласно германским данным от попаданий снарядов загорелись несколько нефтяных резервуаров, железнодорожные цистерны, и взорвался поезд с боеприпасами.
До 21 июля советскими моряками была выполнена установка 7115 мин и 1404 минных защитников, которые, к сожалению, в дальнейшем принесли больше потерь Черноморскому флоту, чем противнику. Так, в 1941–1942 годах на своих же минах подорвались три эсминца.
Корабли Черноморского флота принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и в битве за Кавказ. Не только на море. Черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За ярость в бою немцы прозвали их «черной смертью».
Черноморский флот дольше других сохранял независимость от армейского сухопутного командования, что, по мнению военных специалистов, в конкретных условиях имело гораздо больше отрицательных последствий, чем положительных.
В состав Черноморского флота входил уникальный корабль – зенитная плавбатарея №3, представлявшая собой стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами. Это судно, сконструированное капитаном 1-го ранга Григорием Бутаковым, за 9 месяцев боев сумело уничтожить более 20 немецких самолетов.
Отметился в боях на Черном море и подводник, капитан 3-го ранга Михаил Грешилов. На подлодке М-35 он потопил 4 транспорта противника, а в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи.
Перелом на Черноморском театре военных действий пришелся на конец 1942-го - начало 1943 года. Высадка на Малую землю 4 февраля 1943 года стала первой с начала войны наступательной операцией Черноморского флота за два года боев.

Северный флот

К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно скромными ресурсами. В строю находились 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, несколько торпедных катеров и тральщиков. Однако в ходе войны флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря.
Военно-географические условия благоприятствовали действиям Северного флота. Расположение Полярного (главной базы флота), Ваенги и Мурманска (тыловой базы) в глубине Кольского залива благоприятствовало их обороне с моря.
Кроме обороны побережья Северный флот обеспечивал внутренние и внешние морские перевозки, а также действовал в районе морских коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии. В 1944 году Северный флот участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, в результате которой немцы были полностью выдавлены с территории советского Заполярья.
Вследствие большого скопления немецких мин в 1942 году Северный флот потерял 9 подлодок. В мае этого же года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. 12 мая субмарине удалось потопить одно транспортное судно, однако из-за повреждения она вынужденно всплыла.
Израненная подлодка вступила в артиллерийскую дуэль, потопив еще два немецких сторожевых корабля. Вызванные самолетом-разведчиком немецкие корабли и авиация окружили лодку, и экипаж, чтобы не сдаться врагу, принял решение погрузиться в морскую пучину.
Много усилий Северный флот направлял на срыв морских перевозок противника вдоль побережья Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года, на первый план вышли части морской авиации.
Всего за годы войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, а также около 1300 самолетов.

Балтийский флот

Накануне войны Балтийский флот состоял из 2 линейных кораблей, 2 крейсеров, 2 лидеров эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 канонерских лодок, 65 субмарин, также в его составе были минные заградители, тральщики, «охотники» за подводными лодками, катера.
22 июня 1941 года в 3 часа 6 минут контр-адмирал Иван Елисеев отдал приказ об открытии огня по самолетам противника, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне.
Балтийское море сравнительно небольшого размера, оно отличается незначительными глубинами и изрезанной береговой линией. Это благоприятствовало использованию минного оружия и организации противолодочной обороны. Противнику часто без помех удавалось минировать воды в оперативных зонах советского флота, из-за чего наши корабли шли на дно, даже не сделав выстрела.
28 августа немцы захватили главную базу Балтийского флота – Таллин, что позволило им заблокировать минными полями надводный флот в Ленинграде и Кронштадте. 30 августа из Таллина в Кронштадт прорвались оставшиеся суда Балтийского флота. Из 200 вышедших судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых были доставлены свыше 18 тысяч человек.
Наиболее ожесточенные бои на Балтике проходили за Моонзундские острова. В тяжелейших условиях в течение 49 дней корабли флота и части сухопутных войск, уступавшие в численности и вооружении немецкой армии, сдерживали натиск противника. За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тысяч солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также свыше 20 судов.
Успешно в Балтийском море действовал и подводный флот. Ценой крупных потерь ему удавалось периодически прорывать блокаду и нарушать морские коммуникации противника. В январе 1943 года Балтийский флот содействовал сухопутным войскам во время операции по снятию блокады Ленинграда.

Тихоокеанский флот

В ночь с 8-го на 9 августа Тихоокеанский военно-морской флот СССР вступил в войну с Японией. К предстоящим сражениям флот был полностью готов. В его состав входили 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 «охотников» за подводными лодками, 204 торпедных катера, 78 подводных лодок.
Несмотря на то что наши тихоокеанские ВМС уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей, это компенсировалось полным превосходством в воздухе. Среди задач, стоявших перед командующим флотом адмиралом Иваном Юмашевым, – разрушение японских морских коммуникаций между Маньчжурией, Северной Кореей и Японией, а также содействие войскам Дальневосточного фронта в наступлении на приморском направлении.
Первой целью нашего морского десанта была военно-морская базой Сейсин. Утром 14 августа в Сейсине высадились бойцы первого эшелона десанта, 15 августа - второго эшелона. Высадки третьего эшелона не потребовалось, так как сил 6 тысяч моряков оказалось достаточно для овладения городом. Теперь противник был лишен возможности использовать эту базу для переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии и для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию.
После взятия Сейсина тихоокеанцы освободили еще два крупных опорных пункта противника - порты Одецин и Вонсан. В последней операции в плен были взяты 6238 японских солдат и офицеров. До конца августа также пали Торо и Маока. В Отомари (ныне Корсаков) высадился советский десант численностью 1600 человек. Японский гарнизон, насчитывавший 3400 человек, был настолько ошеломлен победами русских, что почти без сопротивления сдался в плен.
Силами Тихоокеанского флота были потоплены 2 эсминца, до 40 боевых кораблей, 28 транспортов, 3 танкера, 12 барж и шхун, принадлежащих Японии. В море и в занятых портах захвачены еще свыше ста судов, на аэродромах сбиты и ликвидированы 9 японских самолетов. Артиллерией флота уничтожены несколько десятков береговых и полевых орудий, бронепоезд и многочисленные военные объекты.
После разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды. К 1 сентября Тихоокеанский флот взял под контроль всю южную часть Курил, в плен попали до 60 тысяч японских военных. Курильская десантная операция стала последней операцией Второй мировой войны.

ВМФ СССР понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии, и это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше. ">


22 июня — День памяти и скорби — день вероломного нападения фашистской Германии. ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа, страны и, конечно, для Военно-морского флота. К этой войне тщательно готовились на протяжении многих лет. Вводились в строй современные корабли, усиливалась морская авиация, строились береговые батареи, улучшалось тыловое обеспечение. Была отработана система перевода флотов на повышенные степени боевой готовности.

Сейчас нередко можно слышать высказывания, что действия советского ВМФ в этой войне носили второстепенный, вспомогательный характер и не отмечены крупными победами. Однако факты полностью опровергают эти утверждения. Активные действия наших флотов сорвали попытки фашистов блокировать наши коммуникации. Северные конвои, перевозки по Северному морскому пути, эвакуация гарнизонов Либавы, Таллина, Ханко, а также снабжение Одессы, Севастополя и Малой земли убедительно подтверждают это. Фашисты знали боеспособность нашего флота, и поэтому отказались от ударов со стороны моря.

Состояние ВМФ перед войной

К началу войны в составе ВМФ СССР находилось около тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок), свыше 2,5 тыс. самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны. (О том, какими были торпедные катера того времени читайте ). В ходе военных действий были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ильменская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии. В целом, флот был мощной ударной силой, способной существенно влиять на обстановку как в море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.


Бой кораблей КБФ в Ирбенском проливе
С картины А.А. Ефимова.

Благодаря этому наш флот смог не только отразить внезапное нападение врага, но и с первых же дней войны приступить к решительным действиям. Четыре военных года были наполнены событиями невиданного драматизма и напряжения. Нашим флотам пришлось пережить очень тяжелый первый период войны, когда приходилось оборонять свои базы с суши. Более 400 тыс. моряков ушли на сухопутный фронт, чтобы остановить врага. ВМФ делал все возможное для оказания помощи войскам на приморских направлениях.

Наиболее проблемными вопросами в деятельности ВМФ в предвоенные годы был низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава всех степеней, а также огневой подготовки кораблей и авиации (со всей очевидностью это проявилось в ходе ). Основной причиной этого были массовые репрессии, в результате которых флот потерял около 3 тысяч наиболее грамотных и зрелых командиров. На смену им пришли люди, как правило, недостаточно подготовленные к исполнению новых обязанностей. Позднее это стало одной из причин наших потерь и ряда неудачных операций.

Серьезную трудность представляла и географическая обособленность Северного, Балтийского и Черноморского флотов, которые не имели возможности оказать друг другу помощь корабельным составом. Положение усугублялось тем, что значительная часть сил ВМФ (50% торпедных катеров, 45% авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Противник же имел возможность создавать и усиливать группировки морских сил, превосходившие по количественному и качественному составу советские флоты.

ВМФ в начальный период войны

Война началась с внезапных ударов фашистской авиации по кораблям и базам на Черном и Балтийском морях, на Севере, в зонах Дунайской и Пинской флотилий. Благодаря своевременному переводу флота в полную боевую готовность, эти удары не привели к потерям в корабельном составе. ВМФ вступил в войну организованно и сразу приступил к решительным боевым действиям в невероятно тяжелых условиях, сложившихся в связи с утратой нами значительной части системы базирования. Такая активность и наступательный порыв были присущи нашему флоту на протяжении всей войны.

Моряки сражались с крайним напряжением сил в многочисленных боевых столкновениях, атаках и десантах, порой сливавшихся в многодневные и крупные операции. О чувствительности наших ударов говорят следующие данные: советские моряки уничтожили около 700 транспортных средств противника общей вместимостью свыше полутора миллионов брутто-регистровых тонн и потопили около 600 кораблей и вспомогательных судов. Это были тяжелые, невосполнимые потери, которые подорвали экономический потенциал Германии, а также затруднили пополнение и снабжение ее войск морским путем.


Бой парохода «Александр Сибиряков»
С картины П.П. Павлинова «Полярный «Варяг».

В начальный период войны ВМФ активнейшим образом участвовал в обороне военно-морских баз и ряда приморских городов. Оборона Одессы – 73 дня, Ханко – 164 дня, 250 дней держался Севастополь и, наконец, 900 дней выстоял в блокаде Ленинград! Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась всего одну неделю. Инициатива, активность и самоотверженность моряков не обходились без значительных жертв. За время войны безвозвратные потери флота составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Погибло 150 крупных и около 700 других кораблей, катеров и судов, около 5 тыс. самолетов.

Анализ боевых потерь флота

По боевым потерям самым неблагоприятным для ВМФ был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Это прорыв подводными лодками блокады Финского залива (погибло 7 подводных лодок) и оборона Севастополя (погиб крейсер — подробности читайте в статье , четыре эсминца, две подводные лодки и четыре крупных транспорта). Много малых кораблей потеряла Азовская флотилия при эвакуации частей Крымского фронта. Большие потери этого периода объяснялись неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации.

В ходе наступательных операций боевые силы флотов наносили удары по коммуникациям противника, высаживали и обеспечивали десанты, перевозили войска и боевую технику. В результате этого наши потери в боевых кораблях только в 1943 году составили одну треть всех потерь за войну. Зато резко снизились потери в транспортах и вспомогательных судах. В 1944 и 1945 годах боевые потери противника в кораблях значительно превышали наши потери. В целом, можно сказать, что потери ВМФ при решении оборонительных задач были несравненно выше, чем при решении наступательных задач.

Сравнительный анализ потерь кораблей, транспортов и самолетов противоборствующих сторон показал: Советский Военно-Морской Флот понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии. Это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше.

Основные направления боевой деятельности флота

Высадка морских десантов была одним из основных и наиболее активных видов боевых действий ВМФ. Всего в составе 120 морских десантов было высажено свыше 250 тыс. человек. В обеспечении десантов участвовали до 2 тысяч боевых кораблей и несколько тысяч плавсредств. Несмотря на сложные условия, 80% десантов были высажены успешно. Но были и серьезные неудачи. Трагична судьба многих десантов периода 1941-1942 годов. Это объяснялось слабым взаимодействием с сухопутными войсками, несоответствием выделенных сил задачам десанта, поспешность и низкое качество их подготовки.



С картины В.Г. Пузырькова «Черноморцы».

Деятельность различных сил флота

Опыт Великой Отечественной войны показал, что флот воевал в основном с «берегом». Традиционно морскими операциями были лишь действия по защите или разгрому конвоев. Более 70% усилий ВМФ пришлось на перевозки войск, нанесение ударов по побережью, высадку десантов и минную войну в интересах обороны побережья. Авиация ВМФ вышла на первое место среди ударных сил флота. На ее боевом счету 50% всех транспортных потерь противника. Однако более 70% самолетовылетов морской авиации было совершено против наземных целей, хотя господство в воздухе стало определять и господство на море.

Подводные лодки использовались в основном для борьбы на коммуникациях. При этом эффективность их действий против торговых судов оказалась значительно более высокой, чем против боевых кораблей. Кроме того, подводные лодки оказывали сковывающее воздействие на противника, который постоянно ощущал угрозу ударов из под воды. Крейсера и эсминцы ВМФ сыграли важную роль в обороне приморских городов и баз в первые годы войны. Без них было бы невозможно обеспечивать стратегические перевозки на Севере.

Значительное развитие в ходе войны получила морская пехота. Ее численность в 1945 году достигла 40 тысяч человек по сравнению с несколькими тысячами в 1941 году. Во всех десантах морская пехота высаживалась в первых бросках и после тяжёлого перехода морем вступала в бой с превосходящими силами противника. Решительные действия морских пехотинцев в первом броске во многом определяли успех высадки и всего десанта.

Заключение

Советский Военно-Морской Флот сокрушил морскую мощь врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, а также обеспечил поддержку наших войск на приморских направлениях. ВМФ внес достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Но это было достигнуто огромной ценой. Вечная память морякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. 1979 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 1978 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. 1979 г.
  • «В огне Великой Отечественной». «Морской сборник» № 5 за 1990 г.
  • Сталбо К. «Цена нашей победы». «Морской сборник» № 5 за 1991 г.
  • А как Вы, уважаемый читатель, оцениваете деятельность советского ВМФ в период Великой Отечественной войны в отношении стоявших перед ним задач и в сравнении с деятельностью флотов Германии, США и Великобритании.
    Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

А ученым секретарем - профессор И. В. Курчатов. Круг вопросов, решаемых комиссией, охватывал модернизацию старых и создание новых боевых кораблей, поиск способов защиты их от морских мин, повышение эффективности стрельбы корабельной артиллерии. Тактикотехнический уровень советских кораблей в годы войны в целом был на уровне мирового кораблестроения, однако отсутствие в составе ВМФ единого научно-исследовательского института (НИИ) военного кораблестроения отрицательно сказалось на качестве и обоснованности ОТЗ на проектирование новых кораблей. Важнейшим направлением деятельности конструкторских бюро ВМФ в Великой Отечественной войне была корректировка проектов кораблей. Характерной особенностью этого процесса являлось стремление военных руководителей и проектантов кораблей к учету в проектных работах опыта войны на море не только отечественного флота, но и других флотов: Англии и США - против фашистской Германии в Атлантическом океане и США - против Японии на Тихом океане.

В ходе проведения проектных работ уточнялась роль различных классов кораблей, учитывалась возрастающая роль авиации, прежде всего корабельного базирования, и подводных лодок в войне на море. В первый период войны работа была направлена на устранение недостатков кораблей, проявившихся в ходе боевых действий, главными из которых являлись низкие возможности по отражению налетов авиации, поиску и уничтожению обнаруженных подводных лодок и борьбы с минной опасностью. Отсутствие радиолокационных и гидроакустических станций на кораблях снижало возможности обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов, особенно в условиях плохой погоды и ночью. Недостаточное количество зенитных орудий и отсутствие универсальных артиллерийских установок на кораблях не обеспечивало отражение атак самолетов противника с требуемой эффективностью.

В соответствии с приказом наркома ВМФ от 28 февраля 1942 г. была проведена работа по дополнительному оснащению всех классов кораблей зенитными артиллерийским установками и крупнокалиберными пулеметами. Серьезный вклад в повышение возможностей ПВО кораблей внесли созданные в годы войны радиолокационные станции обнаружения воздушных и морских целей и станции орудийной наводки. Многие корабли, подводные лодки и охотники за подводными лодками оснащались гидроакустическими станциями «Асдик», получаемыми по ленд-лизу от Англии, а затем отечественными типа «Тамир» различной модификации. Корабли оснащались отечественными РЛС типа РУС-1, РУС-2, «Редут» и «Пегматит» для обнаружения воздушных и морских целей, и станциями СОН-1, СОН-2 и СОН-3 для управления огнем артиллерии 241 . Ответом на широкое применение немцами неконтактных - магнитных и акустических мин стало использование безобмоточного метода размагничивания корпусов кораблей, разработанного советскими учеными в начале войны. Несмотря на остановку в начале войны строительства линкоров и крейсеров, проектные работы по совершенствованию их боевых и технических качеств продолжались. Первые два года войны ЦКБ-4 продолжало работы по линкору, на котором командование ВМФ потребовало заменить орудия калибром 152 мм и 100 мм на спаренные орудия калибром 130 мм, размещенные в башнях, и внести другие изменения. Однако в последующем работы по нему были прекращены в связи с перепрофилированием ЦКБ-4 242 . На основе первого опыта войны были сформулированы предложения по корректировке эсминца проекта 30, которые 22 апреля 1942 г. утвердил нарком ВМФ. Перечень изменений

из 170 пунктов был направлен на упрочнение корпуса эсминца, усиление зенитного вооружения путем замены 76-мм башни 39К на 85-мм 92К с системой управления огнем, установки шести 37-мм автоматов. Кроме того, предусматривалась установка радиолокационной и гидроакустической станций. В связи с неготовностью пятитрубных торпедных аппаратов установили трехтрубные. С целью обеспечения требуемой остойчивости уложили в междудонное пространство 120 тонн твердого балласта и установили боковые кили. Первый эскадренный миноносец проекта 30 «Огневой» получил головную систему приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Мина-30», ее испытания прошли в 1943 г. Она обеспечивала выполнение стрельбы торпедами из двух пятитрубных торпедных аппаратов 243 . Дополнительно на эсминце были установлены импортная гидроакустическая станция «Асдик», а на корме - два бомбосбрасывателя. Эсминец «Огневой» (проект 30) по своим характеристикам уступал зарубежным кораблям, в частности эсминцу «Гиринг» американских ВМС. 26 августа 1942 г. нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов утвердил техническое задание на проектирование нового эсминца проекта 40, своего рода продолжение довоенного проекта 35, не реализованного с началом войны.

В задании стандартное водоизмещение корабля было хоть и увеличено по сравнению с проектом 30, но исследовательские проработки, выполненные ЦКБ-17, показали, что выполнить все работы, предусмотренные техническим заданием, при этом водоизмещении невозможно. Командование ВМФ в марте 1944 г. согласилось на увеличение водоизмещения эсминца проекта 40 с 2700 до 3000 тонн и снижение скорости с 40 до 36 узлов, при этом на корабле должны были устанавливаться три стабилизированные спаренные 130-мм установки. Эскизный проект, в разработке которого участвовали ведущие конструкторы ЦКБ-17 во главе с главным инженером В. А. Никитиным, подтвердил реальность выполнения технического задания, но при увеличении стандартного водоизмещения до 3200 тонн. Проект был одобрен специалистами ВМФ, а в ноябре 1944 г. утвержден наркомом ВМФ. Этот эскадренный миноносец рассматривался командованием ВМФ как перспективный корабль для Северного и Тихоокеанского флотов. Основные модернизации крейсеров в годы Великой Отечественной войны касались усиления зенитного вооружения. Так, на легкий крейсер «Красный Крым» в 1941–1942 гг. были установлены 10×1 37-мм/67 автоматов 70-К и 2×4 12,7-мм пулемета «Виккерс». С зимы 1941–1942 гг. легкий крейсер «Красный Кавказ» стали дополнительно вооружать 37-мм/67 автоматами 70-К. В апреле - мае 1942 г. на корабле были установлены 2×2 100-мм/47 орудия «Минизини», снятые с погибшего крейсера «Червона Украина», 2×1 76-мм/55 зенитных пушки 34-К (у кормовой башни ГК) и 6×1 20-мм/70 автоматов «Эрликон», полученных по ленд-лизу. В том же 1942 г. неэффективные установки М-4 заменили на 2×4 12,7-мм пулемета «Виккерс». Позже на месте «Эрликонов» разместили 37-мм автоматы 70-К 244 . В 1944 г. на крейсерах были установлены радиолокационные станции обнаружения воздушных и надводных целей (английские типов 281 и 291, американские типа X-SG), управления огнем главного калибра (английские типов 284 и 285) и управления зенитным огнем (английские типа 282). В годы войны для легких крейсеров разрабатывались отечественные корабельные станции управления артиллерийским огнем (орудийной наводки) «Марс» и «Юпитер». В 1944 г. на крейсере «Молотов» прошла опытные испытания РЛС управления артиллерийским огнем «Марс-1», которая была принята на вооружение под названием «Редан-1» 245 . Кроме того, на эсминцах (проекты 7 и 7-у) и лидерах было произведено увеличение остойчивости путем укладки твердого балласта; уменьшение качки кораблей установкой боковых килей; увеличение запасов провизии и пресной воды; улучшение управления кораблем и артиллерийским и торпедным огнем с модернизацией мостиков и ходовых рубок; усиление изоляции жилых и служебных помещений 246 . Командование ВМФ и флотов настаивало на продолжении работ по линкорам, и проект 24 был передан в ЦКБ-17. Специальная комиссия ВМФ во главе с вице-адмиралом

С. П. Ставицким в начале 1945 г. разработала новое техническое задание на линкор проекта 24, предусматривающий увеличение средств ПВО за счет установки 48×45-мм и 60×25-мм автоматов. Стремление сохранить максимальную скорость 30 узлов и дальность плавания экономической скоростью до 8 тыс. миль потребовало стандартного водоизмещения 75 тыс. тонн.

Сравнение характеристик со строящимися линкорами США требовало увеличения скорости до 33 узлов, наращивания калибра зенитных орудий, что приводило к увеличению стандартного водоизмещения до 80 тыс. тонн. В годы войны ЦНИИ-45 и ВМА продолжали исследовательскую работу по авианосцам, в том числе и изучая данные по иностранным флотам. Наибольшее развитие авианосцы получили в США, ВМС которых сформулировали концепцию авианосцев трех подклассов: тяжелые с базированием до 100 самолетов, легкие - до 40, эскортные - до 20–30. В техническом задании предусматривалась разработка проектов авианосцев на 30, 45 и 60 самолетов и с артиллерией калибром от 25 до 130 мм. Согласно предэскизному проекту 72, разработанному ЦКБ-17 в ноябре 1944 г, авианосец на 30 самолетов с катапультами и аэрофинишерами имел длину 272 м и полное водоизмещение 28 800 тонн, что не соответствовало требованиям флота. В 1945 г. была отработана концепция ВМФ о необходимости создавать два типа авиа носцев: большой - на 60 самолетов и малый - на 30, которая не получила реализации в послевоенное время. Проектирование подводных лодок вело ЦКБ-18, которым руководил главный конструктор большинства довоенных проектов главный инженер ЦКБ Б. М. Малинин. Основное внимание, особенно в первой половине войны, специалисты Научно-технического комитета ВМФ и проектанты ЦКБ-18 уделяли вопросам модернизации и устранению недостатков на подводных лодках, проявившихся в военное время. На всех подводных лодках была внедрена система беспузырной стрельбы торпедами, отработанная до войны. Широко проводилась работа по амортизации осветительных приборов и механизмов. На вооружении подводных лодок перед войной состояли торпеды 53-38 и 53-38У, разработанные в 1939 г. С началом войны от промышленности стали поступать обладавшие большей скоростью торпеды 53-39. Парогазовые торпеды 53-38 и 53-39 по основным показателям не уступали лучшим образцам иностранных торпед, а по надежности, скорости и дальности хода не имели себе равных. Кроме того, велись опытные работы по усилению боевой мощи обычных торпедных субмарин минами. Демаскирующими признаками были шумность подводных лодок, выход на поверхность масленых следов, искрение выхлопов работающих дизелей при движении лодок в надводном положении.

До войны источники шума были недостаточно изучены, не существовало методики их оценки и качественных средств измерения. В годы войны внедрили систему амортизации машин и приборов, в том числе и за счет зарубежных поставок амортизаторов, были созданы малошумные винты и введен периодический контроль уровня шумности подводных лодок. В 1942 г. была осуществлена попытка проверки работы двигателей под водой с использованием трубы для вывода газов и дыма, но эта технология не нашла применения. Широко внедрялась система безобмоточного размагничивания подводных лодок на специальных стендах. Были разработаны и внедрены методы обесшумливания путем нанесения покрытий (обмазки) корпусов лодок. С 1942 г. на подводных лодках стали устанавливаться стабилизаторы глубины «Спрут-1» и приборы ультразвукового наблюдения типа «Дракон-129», позволяющие обнаруживать мины на удалении 900–1300 м. Проектирование подводных лодок в годы войны было направлено в первую очередь на решение текущих вопросов. В период обороны Севастополя возникла проблема снабжения защитников города боеприпасами, топливом, продуктами по морю, надводные транспорты требовали серьезного охранения на переходе и несли большие потери корабли и транспорты. Возникла идея перевозки грузов под водой, для чего был разработан проект 605 подводной баржи, буксируемой подводной лодкой. Расчеты и модельные испытания выявили много проблем, на решение которых не было времени, и от этой идеи отказались.

Необходимость скрытной постановки минных заграждений привела к проведению модернизации подводных лодок типа Щ и М путем установки в булях непрочного корпуса специальных устройств для хранения и постановки мин в море. Испытания, проведенные летом 1944 г., подтвердили требуемую эффективность. На лодках предусматривалась возможность использования торпед или мин, оснащение новыми гидроакустическими и радиолокационными станциями и средствами связи. В 1944 г. был принят на вооружение первый отечественный счетно-решающий прибор (СРП) под шифром ТАС-Л (торпедный автомат стрельбы - лодочный). В конце 1944 г. с подводной лодки К-51 Балтийского флота попытались использовать новейшие парогазовые торпеды типа 53-39. Опыт проектирования подводных лодок показал, что технические задания проекта 611 возможно реализовать лишь при некотором увеличении водоизмещения. После окончания войны и изучения немецкого опыта техническое задание проекта 611 было откорректировано. Проект 608 средней подводной лодки по указанию наркома ВМФ был переработан.

В основе задания лежали технические характеристики немецкой подводной лодки U-250, хотя у нее, по сравнению с проектом 608, более низкие качества плавания под водой: скорость 7,6 узлов и дальность плавания 130 миль. В ходе войны на тральщиках проектов 53 и 53-у было усилено зенитное вооружение, увеличена прочность корпуса, осуществлялась установка электромагнитного трала, выполнялись другие работы 247 . Проект 73 тральщика с двумя дизелями и скоростью полного хода 18,5 узлов, разработанный ЦКБ-32, получил утверждение в январе 1942 г. В августе того же года определили техническое задание на новый тральщик, который должен был оснащаться новыми тралами отечественного и зарубежного производства. Проект 263 водоизмещением 675 тонн был разработан ЦКБ-17 и 31 октября 1942 г. утвержден, но освоить его строительство в условиях войны оказалось не под силу. Проект 253 морского катерного тральщика по заданию флота был разработан ЦКБ-51 в Горьком в двух вариантах - деревянном и стальном. Управление кораблестроения ВМФ рекомендовало стальной вариант катера как наиболее отвечающий условиям Балтики к постройке в Ленинграде.

После вынужденной технологической корректировки катер получил своеобразную угловатую форму, что несколько ухудшило его маневренные качества. Тральное вооружение стотонника, как назвали тральщик Т-351, включало облегченный трал Шульца, катерный параван-трал, буксируемый акустический и катерный электромагнитный КЭМТ-2 тралы. Для использования трала КЭМТ-2 требовались два тральщика, так как электроэнергии одного не хватало. Для ликвидации этого недостатка КБ завода № 189 провело корректировку проекта, в ходе которой был установлен дополнительный генератор, один из трех дизелей перенесен в трюм, что повысило живучесть и остойчивость тральщика. Установили гирокомпас, предусмотрев штурманскую рубку, и усилили зенитное вооружение, установив два 76-мм орудия и два 12,7-мм пулемета. Водоизмещение возросло до 137 тонн, но потеря скорости была незначительной. В 1942 г. был создан торпедный катер проекта 123бис, на котором установили дизель, противопульную броню на пост командира и наводчика. Катера проектов Г-5 и 123 действовали в ближней морской зоне. Для удаленных районов Тихоокеанского и Северного флотов требовались катера с дальностью плавания до 1 тыс. миль. Были разработаны проекты Д-4, 163 и 158 торпедного катера дальнего действия, но они по разным причинам не пошли в серию. ОКБ НКВД при заводе № 640 в Сосновке разработало проект П-26 торпедного катера дальнего действия, который совместным решением наркоматов ВМФ и судостроения в июле 1942 г. был утвержден в качестве единого проекта для создания торпедного катера дальнего действия и малых охотников за подводными лодками. В 1943 г. торпедные катера проекта Г-5 начали вооружать реактивными установками 8-М-8 с 24 направляющими. Согласно спецификации проекта 213 установки размещались на рубке катера вместо пулеметной турели. В тот же период на флот стала поступать бесследная электрическая торпеда ЭТ-80 с неконтактным торпедным взрывателем НВС.

Головной катер ОД-200 проходил испытания на Каспийском море в октябре 1943 г. с положительными результатами. На катере ОД-200 вместо 45-мм полуавтоматов, имевшихся на катере МО-4, был установлен 37-мм автомат, что повышало его возможности по отражению атак вражеских самолетов. Было увеличено количество глубинных бомб с 8 до 12, забронированы боевые посты пулеметчиков, повышена мореходность и установлена аппаратура автоматизированного управления курсом «Янтарь-2». Кроме того, комиссия рекомендовала установить на носу орудие калибром 20–25 мм и вспомогательный мотор, что и было реализовано на серийных катерах. Велись работы по созданию торпедного катера с паротурбинной установкой с прямоточным котлом системы профессора Рамзина. Испытания котлов выявили серьезные недостатки в их схемно-конструкторских решениях, что не позволило закончить работы. Второе направление - создание катеров на воздушной подушке. Под руководством главного конструктора В. И. Левкова был разработан предэскизный проект 171 торпедного катера на воздушной подушке, утвержденный 28 января 1944 г.

Бронекатера предназначались для оказания огневой поддержки Сухопутных войск в операциях на морском побережье и реках, борьбе с кораблями и судами вблизи берегов и в шхерах. Проектирование бронекатера проекта 138 вело ЦКБ-50. На этапе эскизного проекта рассматривалось использование как отечественных, так и импортных главных двигателей 248 . В итоге был выбран вариант с одним двигателем мощностью 1200 л. с. и двумя дизелями по 250 л. с. каждый. В начале 1942 г. КБ завода № 194 по заданию Военного совета Балтийского флота выполнило предэскизный проект малого морского монитора с усиленным бронированием и бензиновым мотором. Характеристики обоих проектов были близки по основным характеристикам, но для дальнейших работ выбран вариант монитора. Дальнейшее проектирование вело ЦКБ-4 (проект 161). Эскизный проект был утвержден в июне 1942 г., а технический - в сентябре 1943 г. Головной монитор был заложен в октябре 1942 г. на Адмиралтейском заводе. Особое внимание в проекте уделялось бронированию монитора, в весовой нагрузке броня составила 37,3%. Основными характеристиками монитора проекта 161 являлись: полное водоизмещение 157,8 тонн, максимальная скорость 13,1 узла, дальность плавания 330 миль, две танковые башни с 76,2-мм орудиями, 37-мм автомат 70-К, пулеметы ДШК и два 82-мм миномета. В качестве главных двигателей использовались два «Паккарда».

Этот бронекатер получил название «шхерный монитор» 249 . В октябре 1943 г. Главный морской штаб выдал техническое задание на проектирование нового бронекатера с вооружением: две 76–85-мм пушки в одноорудийных башнях, два 20–25-мм автомата в одной установке, четыре крупнокалиберных пулемета в двух спаренных башнях. Бронирование должно было защищать одну часть от прямого попадания 37-мм, другую - от 20-мм снарядов, а часть катера вообще не иметь бронирования. Предполагаемая скорость - 12–13 узлов, дальность плавания - не менее 500 миль. Стандартное водоизмещение 130–150 тонн. Разработка бронекатера проекта 186 была поручена ЦКБ-32, одновременно работало над таким проектом и КБ завода № 194. Для дальнейшей работы был выбран проект 161у как более готовый и по характеристикам близкий к проекту 186, который поручалось вести КБ завода № 194. В ходе десантных операций на Черном море выявился факт значительной заливаемости бота (катера без штатного оружия) при волнении 3–4 балла, усугублявшейся перегрузками ботов. В 1944 г. ЦКБ-51 провело доработку проекта, что ненамного повысило мореходность катера. Был отработан новый проект бота, но его строительство в годы войны не велось. Речные бронекатера проектов 1124 и 1125 в годы войны получили от плавсостава высокую оценку. На основе боевого опыта на части этих катеров были установлены реактивные системы М-8, минные устройства, смонтирован подводный выхлоп, проведена замена артиллерии главного калибра, модернизация системы управления огнем, постановки дымовых завес, улучшена видимость из ходовой рубки и выполнены другие работы 250 .

Накануне 1944 г. началось проектирование бронекатера двух типов с 76,2-мм орудиями в башнях и четырьмя крупнокалиберными пулеметами на каждом, с увеличенной бронезащитой корпуса и ходовой рубки. Проекты 190 и 191 были разработаны ЦКБ-52. Параллельно ОКБ НКВД при заводе № 340 в Зеленодольске разработали проекты БКУ-1 и БКУ-2. ВМФ поддержал проекты ЦКБ-52, отметив положительные качества БКУ-2, за исключением большого водоизмещения - 54 тонны. В апреле 1944 г. было утверждено техническое задание, а 30 апреля ГКО поручил оснастить бронекатера 85-мм артустановками. В целом, на флоты поступало все более совершенное вооружение: мины, торпеды, радиолокационные и гидроакустические устройства. Наиболее интенсивно наращивался состав Северного флота.

С этой целью с Балтийского и Тихоокеанского флотов, Каспийской военной флотилии морем, по речным каналам и железной дороге была перебазирована часть надводных кораблей и подводных лодок. Так, Северный флот, получив в течение 1944 г. три подводные лодки, два тральщика, 32 торпедных и 62 противолодочных катера, сформировал новую бригаду торпедных катеров и бригаду траления. Совершенствование надводных кораблей достигалось путем увеличения их скорости, насыщения оружием и ограничения водоизмещения.

Отечественные корабли имели меньшую высоту борта и длину полубака, меньшую ширину корпуса и большее соотношение длины к ширине, что и определяло мореходные качества. Основными недостатками для всех типов кораблей были: недостаточное зенитное вооружение, отсутствие защиты от электромагнитных мин, новейших приборов (гидроакустики, радиолокации, управления огнем и т. д.), недостаточная дальность плавания по сравнению с кораблями других флотов соответствующих классов, отсутствие амортизации механизмов, электрооборудования и приборов, защиты электрооборудования от помех радиоприему и прочее. Основными направлениями совершенствования боевых кораблей были: модернизационные работы на действующих кораблях, корректировка проектов вновь строящихся кораблей, отработка новых типов боевых кораблей.

При этом в основу был положен опыт боевого использования кораблей в ходе Великой Отечественной войны, а также иностранного военного кораблестроения. В результате проводились усиление и модернизация зенитного вооружения, увеличение прочности корпусов кораблей в целом или отдельных узлов, усиление защиты кораблей (размагничивание, броневая защита), вооружение техническими средствами обнаружения и связи (гидроакустическая аппаратура, радиолокация, новая радиоаппаратура), амортизация оборудования, установка противолодочного вооружения («Асдик», «Тамир», глубинные бомбы), защита электрооборудования от помех радиоприему. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны, после тяжелых поражений 1941 и 1942 гг., непрерывно увеличивалась насыщенность советских войск эффективными образцами оружия и военной техники. Стрелковое оружие максимально приспосабливалось к условиям ближнего боя, создаваемые образцы обеспечивали высокую надежность и безотказность, снижался вес, повышалась мобильность.

В передовых технических решениях, заложенных в отечественные танки, оптимально сочетались требования обеспечения боевой мощи, защищенности и подвижности. Основными направлениями развития артиллерийского вооружения в годы войны были: повышение мощи артиллерийских систем и боеприпасов, подвижности и маневренности, увеличение скорострельности и дальности стрельбы, бронепробиваемости противотанковой артиллерии. В новых типах советских самолетов повышались летные данные, росла огневая мощь, улучшались защищенность и другие качества. Уровень развития отечественной науки, техники, технологий, организация разработок, производства и поставок обеспечили создание и оснащение Красной армии вооружением и военной техникой, по своему качеству и эффективности не уступавшим, а по ряду характеристик превосходившим вооружение и военную технику вермахта. При этом Германия всецело использовала научно-технический и производственный потенциал практически всей континентальной Европы.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 7. Экономика и оружие
войны. - М.: Кучково поле, 2013. - 864 с., 20 л. ил., ил.

V.G. Yegorov, V.V. RUDOY, Yu.G. SOPIN – «Combat experience gave a positive impetus to postwar shipbuilding». Submarines’ using by the command of the Baltic Fleet in the Great Patriotic War of 1941-1945

Аннотация. В статье исследуются основные этапы совершенствования тактики применения подводных сил на Балтике, развития их вооружения и технических средств.

Summary . The article examines the main stages of improving tactics of submarine forces in the Baltic Sea, developing their weapons and equipment.

Великая отечественная война 1941-1945 гг.

ЕГОРОВ Владимир Григорьевич - советник губернатора Калининградской области, адмирал в отставке, кандидат военных наук

(г. Калининград. Тел.: 7-906-238-50-70)

РУДОЙ Владимир Викторович - преподаватель Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (филиал в г. Калининград), капитан 1 ранга в отставке, кандидат военных наук

(г. Калининград. E-mail: K-497rvv@ mail.ru)

СОПИН Юрий Григорьевич - профессор Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (филиал в г. Калининград), капитан 1 ранга, доктор военных наук, доцент

(г. Калининград. E-mail: [email protected])

«боевой опыт придал положительный импульс послевоенному кораблестроению»

Использование подводных лодок командованием Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

К концу июня 1941 года, то есть ко времени нападения фашистской Германии на Советский Союз, на Краснознамённом Балтийском флоте (БФ) числилось 50 подводных лодок (пл) различных типов, организационно сведённых в две отдельные бригады. Кроме того, ещё 15 лодкам производили различный ремонт1. Необходимо также уточнить: с началом войны (июль-сентябрь 1941 г.) 8 боеготовых пл БФ («С-101», «С-102», «Л-20», «Л-22», «К-3», «К-21», «К-22», «К-23») были переданы в состав Северного флота (СФ). По Беломорско-Балтийскому каналу их перебазировали из Кронштадта в Беломорск и далее в Полярный2.

Оперативно-тактическая и тактическая подготовка подводников в предвоенный период проводилась главным образом на играх и групповых упражнениях, то есть «на картах»; совместные учения по отработке взаимодействия пл с авиацией и надводными кораблями, в том числе в море, не проводились, поскольку ни Боевым уставом Морских сил (БУМС-37), ни Наставлением по ведению морских операций (НМО-40) такого рода задачи подводным силам флота не ставились в связи с отсутствием их теоретического обоснования (проработки)3. Так что уровень тактической подготовки личного состава в целом можно охарактеризовать как недостаточный. При этом лишь несколько пл в мае 1941 года официально признавались кораблями первой линии (были полностью боеспособными)4. Следовательно, начало войны большинство экипажей подлодок БФ встретили, пребывая в процессе отработки и сдачи первых курсовых задач в соответствии с Курсом боевой подготовки подводных лодок (КПЛ-41), и лишь отдельные приступили к выполнению торпедных и артиллерийских стрельб.

Нельзя не учитывать и количественный рост подводных сил ВМФ СССР в предвоенные годы. В связи с этим возникли следующие затруднения: опыта плавания в осенне-зимний период экипажи пл, за исключением участвовавших в Советско-финляндской войне (1939-1940 гг.), не имели, поскольку боевая подготовка в море проводилась только летом; ряд командиров не имели опыта выхода в торпедную атаку на своём корабле и со своим экипажем, а сами торпедные стрельбы выполнялись в упрощённых условиях (как правило, по тихоходному кораблю, шедшему постоянным курсом)5.

Только в конце мая 1941 года, с перебазированием части подлодок в Усть-Двинск (Рижский залив) командование бригад приступило к форсированию боевой подготовки, в частности, к отработке торпедных атак по быстроходным целям, которые обозначали эсминцы типа «Новик» - «Энгельс» и «Артём». Безусловно, все недостатки в боевой подготовке за столь небольшой период времени, оставшийся до начала войны, командованию и экипажам пл устранить не удалось6.

Быстрое оставление советскими войсками значительной части территории СССР в операционной зоне Балтфлота в первые месяцы войны и, как следствие, перевод его подводных сил в Ленинград и Кронштадт привели к тому, что условия проведения морской составляющей мероприятий боевой подготовки экипажами были крайне сложными и тяжёлыми не только в начале, но и в течение всей войны. Отсутствие полигонов и сложная минная обстановка в Финском заливе вынуждали проводить отработку минимально необходимых задач боевой подготовки и, как правило, на Неве (на участке между Охтинским и Литейным мостами с глубинами до 18-20 м) перед выходами в боевой поход. Здесь же испытывались подводные лодки, выходившие из ремонта и вновь построенные7.Вполне объяснимо, что командиры и экипажи приобретали необходимые опыт и навыки действий в море уже при выполнении боевых задач. Проведённый в ходе войны анализ соответствия содержания КПЛ-41 реальной обстановке показал, что он нуждается в существенной переработке с точки зрения приближения его к задачам военного времени. Требовалось, к примеру, исключить из него ряд задач боевой подготовки, оказавшихся невостребованными в ходе боевых действий; улучшить организацию отработки новых способов и тактических приёмов, уже получивших развитие и практическое применение; значительно расширить круг задач по отработке совместных действий пл с разнородными силами флота8.

В 1941-1942 гг. командование БФ для действий на морских коммуникациях противника использовало только подлодки, при этом основным недостатком их применения, впрочем, характерным для всех периодов войны являлось явно слабое взаимодействие с надводными кораблями и авиацией, которое сводилось чаще всего к эскортированию пл до точки погружения и эпизодическим обеспечением данными воздушной разведки. Случаев наведения подводных лодок на курсы движения вражеских кораблей (конвоев) и вовсе не было отмечено9. Да и ещё что-либо осуществить в интересах более эффективного использования пл в условиях жёсткой блокады командование флота не имело возможности.

Анализ опыта применения подлодок в последний военный год показал, что взаимодействие их с надводными кораблями и самолётами во время выхода на вражеские коммуникации должно было отрабатываться по следующим направлениям: своевременное обеспечение данными авиационной и корабельной разведки; наведение на курсы движения отрядов кораблей (конвоев, одиночных кораблей и судов); организация нанесения совместных ударов и совместное противодействие противолодочным силам (ПЛС) другой стороны; воспрепятствование при оборудовании противником противолодочных рубежей и облегчение их форсирования своим кораблям (пл); помощь пл, особенно имеющим боевые и аварийные повреждения, преследуемым вражескими ПЛС; более эффективно использовать разведданные, добытые пл10.

Сказывалось несовершенство средств связи, особенно при нахождении лодок в подводном положении. Из-за этого невозможно было поддерживать контакт с другими кораблями, а тем более авиацией, что в свою очередь лишало командование возможности маневренного использования групп пл. А ведь целесообразно было, хотя бы в условиях 1944-1945 годов с выходом флота из акватории Финского залива, применять именно такой метод для нанесения ударов по конвоям противника. Тут как раз сгодились бы лодки типа «К» и «С» (с их большой надводной скоростью), которые могли бы действовать в составе тактических групп (по три-четыре единицы), наводимых на цели по данным разведки11. Но, к сожалению, использование пл только в узлах морских направлений и на непосредственных подходах к базам противника с учётом значительной протяжённости его коммуникаций, а также ограниченного количества боеготовых лодок было единственно возможным.

Как эти, так и другие проблемы, проявившиеся в ходе боевых действий, командование и экипажи всесторонне анализировали, что способствовало даже в условиях блокады планомерному ведению боевой учёбы подводников. На неё стало отводиться с учётом участия экипажей в выполнении ремонтно-восстановительных работ (один из элементов подготовки) два дня в неделю, а иногда и больше (всё зависело от хода ремонта)12. Так, удалось существенно повысить уровень выучки гидроакустиков. Совершенствование их квалификации в первую блокадную зиму проходило на плавбазе «Иртыш», где был оборудован учебный кабинет, имевший две шумопеленгаторные станции и устройства, воспроизводившие шумы, свойственные кораблям различных классов и транспортам. Такой же комплекс, а также кабинет для подготовки командиров пл при выходе по данным гидроакустиков в торпедную атаку устроили на береговой базе бригады, использовав материальную часть учебного отряда подплава. Однако торпедная подготовкакомандировпл оставаласьневысокой13.

Недостаточно эффективной была боевая деятельность подводников-балтийцев в 1943 году. На её результаты негативно влияли следующие факторы: создание противником по всей глубине Финского залива с учётом опыта 1941-1942 гг. нескольких мощных противолодочных рубежей, состоявших из комбинаций различных средств противолодочной обороны (мин, сетей, самолётов, корабельных дозоров); сложность преодоления и, как следствие, большие потери из-за недостаточного обеспечения разведданными или плохого их использования, а также при не совсем продуманном, а то и неоправданном форсировании вражеских противолодочных рубежей, особенно на линии Нарген - Порккала-Удд14. Как эти, так и другие причины вынудили командование ВМФ задачу по нарушению морских коммуникаций противника в Балтийском море подводными силами снять (с июля 1943 г.), возложив её на минно-торпедную авиацию БФ15. Впрочем, что произошло летом 1943-го, было предрешено ещё ранней весной, когда противник, используя большое количество боевых кораблей, вспомогательных судов и других средств, практически беспрепятственно, без серьёзного противодействия с нашей стороны сооружал заграждения, разрушить или прорвать которые оказалось потом невозможно16.

В силу сложившейся на флоте обстановки пл БФ с июля 1943 по октябрь 1944 года были вынуждены прекратить боевые действия, а их использование стало возможным лишь после выхода из войны Финляндии. Тогда для перебазировавшихся из Кронштадта в финские порты (непосредственно к району боевых действий) подлодок отпала необходимость форсировать упомянутые противолодочные рубежи. Так, в Ханко и Турку были переведены по шхерному фарватеру 9 пл и плавбазы17. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Морской атлас: В 3 т. М.: Изд. ГШ ВМФ, 1966. Т. 3. Ч. 2. С. 255.

2 Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945. Справочник. М.: Воениздат, 1988. С. 56-68.

3 Цветков И.Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры ВМФ России (1695-1945). СПб.: ГШ ВМФ, 2000. С. 619.

4 Курников Л.А . Подводники Балтики. СПб: Роза ветров, 2012. C. 87.

5 Там же. С. 88.

6 Там же. С. 91-93.

7 Там же. С. 298, 299.

8 Отделение Центрального военно-морского архива (ОЦВМА). Ф. 18. Д. 34165. Л. 74.

9 Там же. Л. 69.

10 Там же. Л. 70.

11 Там же. Л. 71.

12 Курников Л.А. Указ. соч. С. 279.

13 Там же. С. 278, 279.

14 ОЦВМА. Ф. 18. Д. 34165. Л. 45.

15 Морской атлас. Т. 3. Ч. 2. С. 254.

16 Курников Л.А. Указ. соч. С. 516.

Подводным силам Советского ВМФ в годы Второй мировой войны принадлежит явный своеобразный, печальный “рекорд”, - в этот период без своих кораблей погибло 15 командиров советских подводных лодок. Именно этой теме и посвящен материал, подготовленный для сборника "Тайны подводной войны" членом Московского клуба истории флота Андреем Смагиным.


А. Смагин. "Когда гибнет командир...".


За годы Великой Отечественной войны на трех действующих советских флотах - Северном, Краснознаменном Балтийском и Черноморском, в боевых действиях приняло участие соответственно 78, 92 и 97 командиров подводных лодок. Степень их участия в войне была весьма различна : одни прошли всю войну, как говориться, “от звонка до звонка”, совершив большое число боевых походов, другие же вообще не успели сделать ни одного выхода в море. За годы войны погибло 102 советские подводные лодки, большинство из которых - на коммуникациях противника со всем экипажем, однако, увы нередки были случаи и гибели отдельных членом их экипажей, в том числе - и самих командиров, о чем и пойдет ниже речь.


Северный флот

11 июля 1941 года из Полярного в свой первый боевой поход вышла впоследствии прославленная под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лысенко. Лодка была направлена в дозор на позицию к северо-востоку от острова Кильдин . Командир чувствовал себя в походе неуверенно часто менял курс, 20 июля, когда место лодки уже несколько дней не определялось, она, находясь в подводном положении, ударилась носом о прибрежные камни в Териберской губе. Командир скомандовал “Полный вперед!” и лодку потряс еще один удар. На борту возникла паника, а командир окончательно потерял способность управлять кораблем. Положение дел спас его помощник, который отдал команду на всплытие. Вся носовая оконечность подводной лодки была изуродована, волнорезы торпедных аппаратов, погнуты и сорваны со своих мест. По возвращении в базу старший лейтенант Д.Я. Лысенко был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян.


12 февраля 1942 года из Полярного в боевой поход в район мыс Нордкин - Лакее-фьорд вышла подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Семена Ивановича Коваленко. В ночь на 19 февраля в 5 милях от бухты Хоннингсвог в условиях плохой видимости она встретила отряд немецких кораблей в составе минного заградителя “Бруммер ” {бывший норвежский “Олав Трюггвассон ”) и тральщиков М-1502 и М-1503. Зная, что перед ним противник, командир минзага . приказав дать полный ход, с дистанции 400-500 метров пошел на таран лодки, которая пришла в движение и, обойдя “Бруммер ” по большой дуге, прошла у него перед носом. Стоявшие на палубе “Щуки” ее вахтенный офицер, штурман и боцман, приняв “Бруммер ” за... эскортный корабль союзного конвоя, махали немецким морякам руками и кричали о себе “Русские, русские!”. Так как лодка избежала тарана, то противник открыл по ней огонь из всех орудий, достигнув прямого попадания в прочный корпус. В то же время М-1503. обойдя с левого борта продолжающий двигаться на большой скорости минзаг , через несколько минут вышел на лодку и нанес ей под углом 45° скользящий таранный удар позади боевой рубки. Капитан-лейтенант Коваленко, выскочив на мостик и оценив обстановку, дал команду остановить дизели, чтобы произвести срочное погружение, но был тяжело ранен и упал. в то время, как его помощник, штурман и боцман уже спустились вниз. Однако в следующую минуту штурман вновь выскочил наверх и крикнул: “Есть кто на мостике?”. Не получив никакого ответа, он скомандовал “Все вниз! срочное погружение!” и, встав на трап, успел захлопнуть рубочный люк перед самым форштевнем немецкого тральщика, вновь вышедшего в атаку. Тут на лодке потряс новый, мощный таранный удар. На какой-то момент один из немецких унтер-офицеров без приказа спрыгнул с помощью бросательного конца на палубу советской лодки и накинул петлю на ноги лежавшего там без сознания ее тяжелораненого командира. Когда “щука” погрузилась, советский подводник оказался на борту немецкого тральщика. Так капитан-лейтенант С.И. Коваленко попал в плен. г де ему ампутировали раненую ногу. Вскоре немцы узнали, что он был командиром подводной лодки и начались допросы, но он или молчал, или давал неверные показания. Советского моряка бросили в лагерь для военнопленных подводников под Парижем, где в 1944 году капитан-лейтенант С.И. Коваленко был расстрелян немцами.

20 мая 1942 года в свой восьмой за войну боевой поход - район острова Фулей вышла подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Алексея Кирьяновича Малышева. Он начал войну командиром этой лодки в звании еще капитан-лейтенанта и в третьем боевом походе открыл счет подводников Северного флота, потопив 12 сентября 1941 года в Танафьорде транспорт “Оттар Ярл” тоннажем 1459 брт . За свой четвертый поход, в котором в районе мыса Нордкин артогнем был потоплен мотобот, а его команда - взята в плен. Малышев был награжден Орденом Ленина. До лета 1942 года Щ-422 под его командованием совершила еще два боевых похода. В восьмом походе между командиром и новым его комиссаром старшим политруком Абрамом Ефимовичем Табенкиным возникли разногласия. К тому же на лодке вышел из строя гирокомпас, и командир, в прошлом дивизионный штурман, взялся починить его, но после ремонта прибор пришел вообще в безнадежное состояние. В результате всего этого военком дал в базу радиограмму с просьбой отозвать лодку с позиции ввиду явной трусости командира. По возвращении в базу капитан-лейтенант А.К. Малышев по доносу комиссара был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян. (Существуют данные, что Малышев погиб еще до исполнения приговора - в тюрьме во время налета немецкой авиации).

11 августа 1942 года на позицию в район мыс Нордкин - порт Берлевог вышла в свой очередной, десятый за войну боевой поход подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Николая Гурьевича Столбова, который встретил войну на этой должности в звании еще капитан-лейтенанта. За два года боевых действий лодка, ставшая 3 апреля 1942 года Краснознаменной, провела 15 торпедных атак по кораблям и судам противника, потопила два из них - 17 октября 1941 года в проливе Серейзунд транспорт “Вестеролен ” тоннажем 682 брт , а 27 февраля 42-го в Лаке-фьорде, у мыса Сверхольд-Клуббен немецкий сторожевой корабль НМ-01. 14 августа в районе Танафьорда в 1 час 58 минут ночи при зарядке аккумуляторных батарей на лодке произошел взрыв газов - электрики пропустили срок вентиляции на 25 минут и покинули свои посты. Возникший пожар охватил 2-й и 10-й отсеки лодки, при этом погибло 18 членов экипажа корабля и ее командир - капитан 3 ранга Н.Г. Столбов. По возвращении в базу тела погибших были извлечены из отсеков и похоронены в братской могиле на кладбище города Полярный .

24 февраля 1944 гола по неизвестной причине покончил жизнь самоубийством командир подводной лодки капитан 3 ранга Александр Иванович Мадиссон . Он встретил войну капитан-лейтенантом в должности командира бывшей латвийской подводной лодки “Ронис ”. н аходившейся к 22 июня 1941 года на ремонте в Лиепае. На следующий день из-за невозможности вывода в море и во избежание захвата противником эта лодка, в числе других ремонтировавшихся кораблей была взорвана советскими моряками, а самому Мадиссону посчастливилось уцелеть при обороне Лиепаи. 22 апреля 1943 года он получил под свое командование подводную лодку С-15 Каспийской военной флотилии, которую затем перевел на Север. Выйдя во второй свой боевой поход 19 февраля 1944 года, “эска ” уже на следующий день вернулась в базу из-за болезни командира, а через четыре дня капитан 3 ранга А.И. Мадиссон покончил жизнь самоубийством.


Краснознаменный Балтийский флот

Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в передовой базе КБФ в Лиепае, кроме уже упоминавшейся выше “Ронис ”, в ремонте находилось еще 5 кораблей 1-й бригады подводных лодок - С-1, С-3, М-71, М-80 и “Спидола”. Из них в море удалось выйти лишь С-3, да и то она могла идти лишь в надводном положении. Кроме “родного” экипажа на лодке шла часть моряков с оставшейся в Лиепаи Краснознаменной во главе с ее командиром капитаном 3 ранга Иваном Тихоновичем Морским. На переходе в районе мыса Ужава С-3 была потоплена немецкими торпедными катерами С-35 и С-60. Погибли почти все, находившиеся на борту “эски ”, в том числе - и капитан 3 ранга И.П. Морской.