Как снять кино за гроши. Опыт Нолана и ещё 9 больших режиссёров

Рассказываем, как и на чем приходилось экономить создателям хороших картин

Нехватка бюджета — бич не только независимых проектов и начинающих режиссёров, он может щёлкнуть по каждому. Но всегда ли это плохо и может похоронить фильм? Вот 10 примеров обратного — а с ними и рецепты экономии, которые могут помочь начинающим кинематографистам наконец-то снять своё первое кино!

Как снять кино за гроши. Опыт Нолана и ещё 9 больших режиссёров

Как снять кино за гроши. Опыт Нолана и ещё 9 больших режиссёров

«Ведьма»

Бюджет — $4 млн

Как экономили: снимали в Канаде, использовали только естественное освещение, тщательно считали все расходы, точно знали, что хотят снять.

Если бы существовали учебники на тему «Как экономить на кинопроизводстве без потери качества», первый фильм Роберта Эггерса внесли бы туда в качестве показательного примера. Эггерс умудрился снять костюмный и полностью аутентичный фильм ужасов о поселенцах Новой Англии за сумму, из которой в норме половина ушла бы только на декорации.

Планирование бюджета начиналось еще на стадии замысла. Эггерс изначально писал сценарий, в котором все действие происходит только в одном месте. Он понимал, что, даже если найдёт деньги на производство, их будет очень мало, и позволить себе обширную натуру не получится. Съёмки вместо Новой Англии проходили в Канаде — там предоставляли налоговые льготы. Освещение было либо естественным, либо свечным — и это работало на мрачную, давящую атмосферу картины. Если погода была нужной, то есть пасмурной — снимали. Если светило солнце, занимались оформлением интерьеров. Некоторые роли играли участники съёмочной группы.

Особые заслуги — у канадской художницы по костюмам Линн Мьюир. Вместе с Эггерсом она подробно изучила все источники по костюмам эпохи, разработала все эскизы вплоть до мельчайших деталей и просчитала, сколько денег на это понадобится. Ткани покупали в недорогих маленьких лавках, найти которые Мьюир помогли местные реконструкторы. В это время Эггерс с оператором обсуждали, каким образом будут снимать сцену общего собрания — потому что при крохотном бюджете они точно не могли позволить себе обувь для участников массовой сцены. Костюмеры работали непрерывно во время съёмок — это помогало сэкономить время.

«Хэллоуин»

Бюджет — $325 тысяч

Как экономили: снимались в своей одежде, набрали реквизит из домашних вещей, сами ремонтировали дом, играли маньяка по очереди.

Фильм, который прославил Джона Карпентера, был снят буквально «на сдачу» — продюсер Мустафа Акад отдал на картину то, что у него осталось после законченной картины. Карпентер до этого умудрился снять неплохой боевик «Нападение на 13-й полицейский участок» за сумму в три раза меньше, так что очень обрадовался. На половину этих денег купили новую технику: в то время как большинство камер тех лет были неподвижными, Panaglide свободно двигались, и это давало плавный кадр. Остальные деньги пришлось размазывать очень тонким слоем, чтобы хватило и на гонорары, и на реквизит, и на декорации.

Ехать в Иллинойс было не на что, так что снимали в Калифорнии. Актёры помогали таскать камеры. Все снимались в собственной одежде, кроме Джейми Ли Кертис — ей купили гардероб в ближайшем масс-маркете за $100. Съёмочная группа ремонтировала заброшенный «дом Майка Майерса» своими руками. Томми Ли Уоллес, старый друг Карпентера, работал сразу художником-постановщиком, монтажёром и арт-директором. Это он купил меньше чем за 2 доллара резиновую маску капитана Кирка из «Звездного пути», сбрил ей брови, расширил глазницы и покрасил в белый цвет, создав один из самых культовых образов в кино. Супруга Уоллеса Нэнси Лумис сыграла одну из подруг героини — а ещё работала костюмером. Она же привела на съёмочную площадку гримера и помощницу режиссёра, которые согласились на эту работу по дружбе. Таким же образом была набрана вся съёмочная группа: соседи, хорошие знакомые, друзья и родня. Ник Касл, который сыграл Майка Майерса, даже не был актёром. Зато у него была хорошая пластика и они учились с Карпентером в университете. Впрочем, по ходу дела Майкла сыграли ещё пять человек, которые были под рукой, когда Касла не оказывалось рядом. Сам Карпентер озвучил роль Пола и написал ту самую музыку. В титрах он указан как Филармония города Боулинг-Грин, но в целом каждый на съёмках «Хэллоуина» был человеком-оркестром. Если бы не это — франшиза при таком бюджете просто не появилась бы на свет.

«Брат»

Бюджет — $10 тысяч

Как экономили: снимали дома, носили собственную одежду, собрали на роли половину петербургских рок-музыкантов, а в массовку — бездомных, не обещали гонораров, активно использовали знакомства.

Алексей Балабанов писал сценарий этого фильма, чтобы заработать денег на картину «Про уродов и людей», для которой никак не мог найти финансирование. Однако и на «Брата» продюсеру Сергею Сельянову не удалось найти инвесторов. В итоге снимали буквально на свои — а их хватило только на плёнку, да и ту пришлось экономить: Балабанов всех предупреждал, что надо справляться не больше чем за 2-3 дубля. Актёрам честно говорили, что гонораров, вероятнее всего, не будет — но они все равно соглашались. В 90-е кино почти не снимали, и возможность появиться на экране, да еще у хорошего режиссёра, высоко ценилась сама по себе.

Грима не было. Костюмов не было — все снимались в своём, собирали одежду по друзьям. Для Сергея Бодрова тот самый знаменитый свитер нашли на блошином рынке. Не менее знаменитые сатиновые трусы Сухорукову сшила его сестра. Вячеслав Бутусов, который дружил с Балабановым много лет, согласился сниматься бесплатно. На тех же условиях работала половина питерских рок-музыкантов, которые Балабанова знали и любили. Группа «Чиж и Ко» разрешила сделать из собственного настоящего концерта киношный концерт Бутусова. Сцену, где Данила Багров перевязывает дома раны, снимали у Юрия Шевчука, а сцену, чистки пистолета — в квартире костюмера Надежды Васильевой. Для массовки привлекли бездомных. На каскадеров денег тоже не было, так что часть трюков Бодров выполнял сам. Оператор Сергей Астахов сам сел за руль грузовика в последней сцене, потому что больше никто не умел его водить.

«Пила: Игра на выживание»

Бюджет: 1,2 млн долларов

Как экономили: работали в чужих декорациях, снимали фотографии, чтобы заполнить пробелы в монтаже, имитировали камеры наблюдения, режиссёры сами были дублерами актёров.

Австралийцы Джеймс Ван и Ли Уоннелл хотели продать написанный ими сценарий только на своих условиях, а именно: Ван снимает, Уоннелл играет роль Адама. Но полную творческую свободу им предоставила только группа независимых продюсеров, которые могли предложить на съёмки лишь $700 тысяч. Львиная доля этой суммы ушла на гонорары актёрам и единственную декорацию, которую Ван и Уоннелл могли себе позволить — ванную комнату. Дальше пришлось работать в режиме жесткой экономии.

Стульев на площадке не было. Оператор снимал весь фильм с плеча. На каскадёров тоже не хватило, поэтому во всех опасных сценах Уоннелл снимался сам. Для сцен, которые происходили за пределами ванной, искали подходящие чужие декорации. Дэни Гловер и Майкл Эмерсон смогли выделить в своём графике только по два дня на съёмки — и Ван не мог позволить себе снимать каждую сцену больше, чем в два дубля. А когда стали монтировать, оказалось, что кадров просто недостаточно, и нужны досъёмки.
На это выбили еще $400 тысяч. Уоннелл, нацепив черный парик, лично сыграл Аманду в сценах поиска ключа, потому что они не могли доплатить Шони Смит за эту работу. Ван в это время соображал, чем ему перекрыть дыры в монтаже, и придумал вставлять туда съёмки газет и фотографий, а также имитацию кадров с камеры наблюдения. Кино, которое получилось в итоге, хвалили за экспериментальный стиль. Его даже пытались с переменным успехом копировать. Но этот стиль не был результатом художественного видения. У Вана и Уоннела, которые мечтали о кино в духе Хичкока, просто катастрофически не хватало денег.

«Рокки»

Бюджет: $1,075 млн

Как экономили: снимали всю родню в эпизодах, нанимали статистов за еду, не оплачивали разрешения на съёмки, не использовали дублёров.

В 1976 году у Сильвестра Сталлоне было 106 долларов, беременная жена и собака, которую пришлось продать, потому что нечем было кормить. История о боксёре из Филадельфии, написанный за три дня, должен был вытащить актёра из финансовой ямы. «United Artists» взяла сценарий и согласилась на то, чтобы Сталлоне сам сыграл главную роль, хотя изначально планировалось сделать из «Рокки» высокобюджетную картину со звездами. Но когда Сталлоне, с его невысоким ростом, итальянской внешностью и частично парализованной верхней губой, явился на переговоры, студия моментально передумала.

В результате прямого ультиматума Слай остался при своей роли, но на «Рокки» дали чуть больше миллиона. По этой причине в картине можно увидеть почти всю семью Сталлоне: отец бьет в гонг, брат Фрэнк поёт на улице, жена Саша играет фотографа, и даже бульмастиф Баткус принадлежал Сталлоне. Массовку кормили, но ничего ей не платили. Поэтому нанять её было проблематично, так что в массовых сценах оператору приходилось ухищряться, чтобы небольшое количество людей выглядело как толпа. Разрешения на съёмки тоже стоили денег — и сцена на катке из дневной превратилась в ночную. К тому же изначально в сценарии это был не каток, а ресторан, но на него тоже не было денег.

Солидную экономию дала самоотверженность Сталлоне во время подготовки к роли — он бросил курить и сам стал заниматься боксом, потому что у него не было дублёра для ринга. Результатом стали травмы рук и ребер, а Карлу Уэзерсу, который играл Крида, сломали нос. Фантастическую изобретательность проявили гримеры. Во время финального боя на лица надо было накладывать сложный грим. Поэтому поединок между Кридом и Рокки снимали в обратном порядке — от травм к нормальным здоровым лицам. Это помогло сэкономить съёмочное время.

«Карты, деньги, два ствола»

Бюджет: 1,4 млн долларов

Как экономили: использовали социальные связи

Чтобы найти деньги на будущую гангстерскую классику, Гай Ричи снял короткий метр «Трудное дельце», которую показывал потенциальным инвесторам. Таким образом он заполучил на одну из ролей Стинга — тот посмотрел кино и согласился сняться бесплатно. Остальных набирали, что называется, по объявлениям, хотя изначально был план снять кино со звёздами. Но за 4 дня до съёмок денег не дали, поэтому Ричи набрал за гроши или бесплатно ансамбль никому не известных и непрофессиональных актёров. Часть из них были настоящими бандитами и помогли режиссёру со съёмками на улицах Лондона.

Невероятный актёрский коктейль помог Ричи также привлечь внимание публики. Всем хотелось посмотреть кино, где снялись одновременно Стинг, бывший вышибала, профессиональный боец Ленни Маклин и футболист Винни Джонса по прозвищу «Секира», которого однажды удалили за жесткий подкат через 11 секунд после начала игры. Ричи знал Джонса лично еще с тех времен, когда работал комментатором футбольных матчей. В конечном итоге не только чёткое режиссёрское видение, но и богатые социальные связи и самого Ричи, и всей команды помогли ему снять отличное и успешное кино.

«Преследование»

Бюджет: 6 тыс. долларов

Как экономили: тщательно репетировали перед съёмкой, использовали только естественное освещение, снимали всех друзей и семью

Кристофер Нолан позже говорил, что съёмки его первой картины были экстремальными даже для малобюджетного кино. Режиссёр сам снимал фильм на 16-миллиметровую чёрно-белую пленку портативной камерой. Это было все его оборудование. Плёнки было мало, так что каждую сцену приходилось тщательно репетировать, чтобы не тратить драгоценный ресурс на лишние дубли. Репетиции проходили два раза в неделю полгода, пока актёры не сжились с ролями. В довершение праздника, все, кто в этом участвовал, работали, и потому снимать можно было только по субботам. Так что со всеми этими особенностями производства Нолан работал над «Преследованием» год по 15 минут один раз в неделю.

Главная роль была написана для Джереми Теобальда, который одновременно был продюсером. В этом качестве он вспомнил, с кем ходил когда-то в театральный кружок, и привлёк к съёмкам Алекса Хоу и Люси Рассел, которые согласились не выезжать из страны на три месяца. На самом деле, как мы уже говорили выше, это длилось в четыре раза дольше. Главной локацией был дом родителей Нолана: там, в числе прочего, снимали запланированное по сценарию ограбление. Там же все участники съёмок могли нормально поесть. Если надо было снимать в другом месте, приходилось просить владельцев о разрешении или проникать туда незаконно. Итогом стал нео-нуар, который получил четыре приза на локальных кинофестивалях, в том числе в Роттердаме, и сделал Нолана заметной новой фигурой в индустрии.

«Пи»

Бюджет: $134 тысяч

Как экономили: не брали разрешения на съёмку, снимались в своей одежде, реквизит приносили из дома или благотворительных магазинов

Вообще-то пример Даррена Аронофски и его первой картины показывает, как важно думать о мелочах при микробюджете. У молодого режиссёра было $60 тысяч, которые он набрал по сотне баксов со всех своих друзей, семьи и знакомых. Методы экономии были традиционными: актёры снимались в своей одежде, реквизит набирали по благотворительным магазинам и бегали от полиции, которая требовала разрешения на съёмки в общественных местах. Одни только нелегальные съёмки сберегли фильму 18 тысяч. Когда по сценарию понадобилась машина, Аронофски вызвал такси и заплатил водителю 100 долларов, чтобы он просто оставил им автомобиль – это было намного дешевле, чем арендовать транспорт. На старом складе, который принадлежал отцу сопродюссера картины Скотта Фогеля, нашли заднюю комнату и построили там декорацию с суперкомпьютером, который тоже собрали сами из кучи старых 286-х и IBM.

При этом Аронофски умудрялся еще немного платить за работу актёрам и съёмочной группе, но уложился в бюджет. И всё-таки ему пришлось искать ещё $68 тысяч, чтобы завершить картину. Аронофски снимал на чёрно-белую пленку 16-мм, которая давала более контрастную и «сырую» картинку. С ней работала одна-единственная фирма во всей Америке. Сам материал стоил чуть больше $5 тысяч, а его проявка – около $19 тысяч. Чтобы проявить снятое, монтировать и записать звук, понадобилась сумма в два раза больше, чем было изначально. Тем не менее, расходы оправдались: «Пи» получил несколько наград, вышел в прокат и заработал чуть больше $3 млн. Этого хватило, чтобы рассчитаться с долгами и заплатить всей съёмочной группе и артистам отсроченные гонорары.

«Музыкант»

Бюджет: $7 тыс.

Как экономили: прилагали фантазию!

Первый фильм Роберта Родригеса входит в книгу рекордов Гиннеса как самая низкобюджетная картина, которая когда-либо зарабатывала миллион долларов в прокате – а если быть точными, то чуть больше двух миллионов. Деньги Родригес заработал тем, что соглашался быть подопытным на испытаниях лекарств для фармкомпаний. Снимал он на границе Мексики с Техасом и использовал для работы буквально всё, что посылал ему Бог. Например, перестрелка в тюрьме снята и правда в тюрьме с настоящими охранниками – налицо экономия на актёрах и одежде. Журналисты в городе Акунья недовольны съёмками жестокого фильма? Дадим им маленькие роли, бесплатно, разумеется. Тележка для камеры? Зачем, когда можно держать её, ездя в инвалидном кресле!

Водяные пистолеты вместо настоящих. Настольные лампы вместо профессионального освещения. Вместо нескольких камер – одна: каждые 10 секунд Родригес требовал от актёров замереть, переходил на другой ракурс и вновь запускал действие. Он даже на выстрелах из пулемета сэкономил: снял один выстрел с нескольких ракурсов, разбросал на земле гильзы и озвучил все это звуками пулемётной очереди. А на стадии монтажа Родригес перевёл все отснятое с дешёвой цветной пленки 16 мм в видео. Это сильно сократило расходы на монтаж: нарезка плёнки обошлась бы дороже в разы. С таким подходом у режиссёра была только одна проблема – поскольку люди в картине гибли пачками, в окрестностях съёмок кончились статисты для ролей бандитов.

«Дэдпул»

Бюджет: $58 млн

Как экономили: сокращали экшен-сцены, убирали персонажей, разумно использовали спецэффекты

Сумма, которая не дотягивает даже до 60 млн долларов, — ничто для супергеройского фильма. Как ехидно заметил Райан Рейнольдс, в любом подобном проекте столько тратят на кокаин, чтобы расслабиться после съёмок. Команда прошла через ад только на стадии согласования финансирования: пришлось решать, каких супергероев из числа Людей Икс они могут использовать в сценарии, а каких нет. Когда эта работа была закончена и все вздохнули с облегчением, студия отрезала еще 7 млн от финансирования. Снять на оставшееся даже усеченный со всех сторон фильм было невозможно.

Для начала сценаристы Ретт Риз и Пол Верник вместе с режиссёром Тимом Миллером выбросили из будущего кино некоторые экшен-сцены и нарастили за их счёт взаимодействие Дэдпула с его любимой Ванессой. Это сделало фильм более человечным. Потом Ти Джей Миллер получил больше экранного времени за счёт того, что из действия исчез босс его героя Хорька и вся связанная с ним линия. Ангельская Пыль стала единственной приспешницей Аякса — изначально их было трое. Так кино стало более компактным. Наконец, из сценария убрали огромную и дорогую экшен-сцену, в которой Дэдпул должен был использовать все оружие из своей сумки. Вместо этого мы получили Дэдпула, который забыл всё оружие в такси. Картина получилась более смешной, чем планировалось изначально.

Сэкономить удалось также за счёт разумного подхода к работе со спецэффектами. Тим Миллер имел огромный опыт в области визуальных эффектов и понимал, что сколько стоит и как добиться наилучшего эффекта, не тратя лишних денег. В частности, он отложил работу над Колоссом до конца монтажа, чтобы не тратить силы, деньги и время на то, что потом будет вырезано. И, конечно, помог энтузиазм Райана Рейнольдса, который был сердцем проекта. Он из собственного кармана оплатил работу обоих сценаристов непосредственно на площадке, потому что студия отказалась это делать. Вспоминая опыт работы над первым «Дэдпулом», Рейнольдс говорил: «Для меня этот урок на вес золота: можно произвести впечатление, не тратя кучу денег и не разоряя банк».

Источник: filmpro.ru

Next Post

Как снимать плодотворно и не сойти с ума. Шесть советов от Стивена Содерберга

Секреты выдающейся кинокарьеры Стивен Содерберг на редкость плодовитый автор. За 35 лет он снял 35 фильмов почти во всех возможных жанрах и на бюджеты любого размера. Обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви», Содерберг считается одним из отцов независимого американского кино. При этом останавливаться он даже не думает: в январе на […]